Кофе ту гоу что это
Как преобразовать мини-кофейню формата to go в демократичное заведение
Чтобы открыть свой бизнес, не обязательно иметь опыт ведения предпринимательской деятельности. Иногда решительность и способность пойти на риск оказываются важнее любых знаний. По крайне мере, к такому выводу пришла Наталья Трофимова, которая с недавнего времени развивает в Екатеринбурге кофейный бизнес.
О том, как историк становится бизнесменом, какой формат кофеен можно развивать, имея под боком конкурентов в виде сети заведений «Шоколадница», что делать для привлечения клиентов и почему кофейный бизнес стал перспективным делом, Наталья Трофимова рассказала в интервью порталу Контур.ру.
Coffee NRG – участник конкурса «Я бизнесмен — 2014». Видеоролик можно посмотреть по ссылке.
Как все начиналось
Все началось с того, что я уволилась из крупной компании, и решение это было принято немного эмоционально. Почему я решила заниматься именно кофе? Идея пришла спонтанно: мне хотелось найти то, чем будет нравиться заниматься, что будет интересно развивать. Но поначалу никаких конкретных мыслей по этому поводу не было. И вот около года назад идея сформировалась окончательно.
Сейчас кофе не просто становится популярным в России, происходит формирование культуры потребления кофе. Люди начинают разбираться в напитке, они меньше пьют растворимый кофе и больше интересуются зерновым. Потребителя уже не устраивает обычный растворимый порошок непонятного качества, он пробует настоящий кофе.
Осенью прошлого года я приступила к реализации идеи по созданию кофейни. Поскольку я никогда не занималась предпринимательской деятельностью, и даже среди моих знакомых не было людей, к которым можно было обратиться с вопросами, я все делала сама. Перед глазами не было никаких примеров, так что пришлось действовать методом проб и ошибок.
О предпринимательском опыте
К сожалению, у нас не учат предпринимательству. Конечно, есть какие-то факультеты предпринимательства и бизнес-школы, но я сильно сомневаюсь, что там чему-то могут научить. Бизнес — живой организм, и самое главное в нем — практика: надо постоянно в этом вариться, быть в теме. А люди, которые обучают студентов, — теоретики. Их научили чему-то, вот они и рассказывают. Но научиться делать бизнес по учебнику невозможно.
Раньше у меня было обывательское представление о бизнесе. Мне хотелось делать хороший продукт, но средств было очень мало. Хотя, чтобы открыть кофейню скромного формата, много средств не нужно. При желании, имея какие-то сбережения или возможность взять простой потребительский кредит, можно организовать свою небольшую кофейню.
Две основные статьи расходов — это аренда и расходные материалы: продукты, посуда и прочие вещи, необходимые для открытия. Обустройство, какие-то улучшения внутри помещения — все это можно делать в процессе работы.
Мне очень хотелось начать, и все мои исследования и бизнес-планы были сделаны на скорую руку, ведь и этому меня никто не учил. Но я получила классный опыт.
Я не заканчивала курсы бариста, всему научилась сама, постоянно практикуясь. Учиться самостоятельно мне было легко и интересно. Гостям кофейни нравится мой кофе, но я не считаю его идеальным. Итальянцы говорят: если человек готовит кофе меньше десяти лет, он все еще учится. Я же готовлю его только с осени 2013-го, но днями напролет.
Эксперименты с форматами
Первая мини-кофейня была открыта в формате to go. У меня было очень маленькое помещение не в центре города, которое не вмещало гостей. Люди просто подходили к окошку, заказывали кофе и уходили со стаканчиком. Накануне нового года решено было поменять место и формат. Сейчас кофейня находится в бизнес-центре, в ней гости уже могут отдохнуть. Таким образом, у меня появилось уютное и атмосферное пространство, где покупателям предоставлено больше выбора. Хотя размещение в бизнес-центре все-таки предполагает, что 80% покупателей все равно берут кофе с собой. Помимо основных продуктов — кофе, чая и других напитков, — мы предлагаем несладкое печенье и очень вкусные чизкейки. Сами мы выпечкой не занимаемся, а заказываем ее у поставщика.
Центр довольно большой, в нем расположено больше ста организаций и есть отель. Большинство клиентов — сотрудники центра и гости отеля. Бывает, кто-то приходит по рекомендациям.
До конца этого года мы планируем открыть еще одну кофейню, а в следующем году, если все хорошо пойдет, откроем еще 3-4 точки.
О конкуренции
Конкуренции я пока не чувствую, поскольку сейчас у меня свой небольшой островок деятельности, в рамках которого я работаю. Кроме того, мы придерживаемся формата развития, который будет отличаться от кофейных гигантов. Допустим, та же «Шоколадница» занимает центральные районы, я же придерживаюсь другой политики. Считаю, что размещаться в центре не обязательно.
Когда я стала профессионально заниматься кофе, то начала пробовать его во многих заведениях. К сожалению, оказалось, что, несмотря на многочисленные предложения, качественного и хорошего продукта очень мало. Это стало разочарованием для меня. С точки зрения бизнеса это, конечно, плюс: есть возможность сделать массовый качественный продукт, доступный людям. Ведь помимо того, что кофе чаще всего невкусный, он еще и стоит 200-300 руб. Обычный человек вряд ли будет ежедневно тратить такие деньги просто на чашку кофе. Моя задумка — сделать качественный напиток, который был бы доступен каждому. Я хочу, чтобы люди могли позволить себе пить хороший и качественный кофе каждый день, а не только тогда, когда встречаются с друзьями.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Франшиза кофе с собой «coffe to go» или «Гоу! кофе»
Многие люди любят кофе и часто пьют этот вкусный напиток. Компания GO! Кофе появилась, чтобы у предпринимателей появилась возможность продавать горячий кофе на вынос.
Организация ставит перед собой глобальную задачу – развить сеть по всему миру.
Карточка франшизы
Концепция франчайзингового предприятия

Преимущества и недостатки
Если вы решили сотрудничать с компанией GO! Кофе, то получите ряд таких преимуществ, как:
Основной недостаток Франшизы кофе с собой go состоит в высокой конкуренции даже в небольшом городке.
Требования к помещению
Перед франчайзи стоит два условия к помещению:
Финансовые условия

Покупая coffee to go франшизу, вы получаете
Основное условие договора – не вести под брендом GO! Кофе деятельность иного характера.
Заключение
Компания GO! Кофе всячески помогает предпринимателю в развитии бизнеса, так как у нее есть заинтересованность в получении прибыли. Поэтому всем, кто хочет начать свое дело, рекомендуется к приобретению гоу кофе франшиза.
«Маржинальность в 500+% здесь еще ничего не значит». Как устроен кофейный бизнес формата «to go»
Максим Селявко на собственном опыте убедился, что для открытия мелкого бизнеса достаточно просто уловить, в чем сейчас хайп. Так, отстояв очередь за мороженым со своей женой, уже через пару недель он начал продавать его сам и окупил вложения в тот же день. А позже, заметив всемирный тренд на потребление кофе, пара сфокусировалась на кофе и за два года построила в Минске сеть кофе-спотов «КОФЕ профиль». О том, как устроен кофейный бизнес и почему маржинальность в 500%+ ничего в нем не значит, Максим рассказал «Про бизнес».
— У нас с Наташкой — семейная сеть кофе-спотов. Наша миссия в том, чтобы поить людей хорошим кофе каждый день, в нужном месте, в нужное время. Первый кофе-спот мы открыли в конце 2017 года. Сейчас их всего 9 в разных точках Минска, и мы продолжаем масштабировать бизнес.

За это время нам пришлось разобраться не только в сортах кофе, рецептурах, технологии приготовления, оборудовании, налогах, подборе и обучении персонала. Мы постоянно делаем ремонты и мебель — пришлось вникнуть в нюансы деревообработки, изучить ассортимент лаков, масел и глазурей, линолеума, плитки, стеклопакетов, узнать все о pos-мониторах, банковских терминалах, беспроводном интернете, видеонаблюдении и стать спецом во многих других вопросах:)
О том, как мы строили наш бизнес, попробую рассказать по порядку.
Мы с Наташкой
Мы с моей женой Наташей Щепанович в разное время окончили столичный «нархоз» (БГЭУ). Наташка трудились после института главбухом на разных фирмах. Я — работал в банке, консалтинге. В какой-то момент поняли, что в найме больше работать не будем. Первым бизнесом у нас были грузоперевозки. Затем добавились вендинговые торговые автоматы (часть которых работает до сих пор) и объекты сезонной торговли развесным мороженым. Грузоперевозки закрыли, а мороженое превратилось в кофе-споты. Я бы назвал трансформацию нашей деятельности эволюционной, в соответствии с развитием культуры потребления кофе в стране.
Мы убедились на собственном опыте, что иногда для запуска мелкого бизнеса нужно иметь только идею или просто заметить какие-то тенденции.
Например, весной 2010 года мы с Наташкой отстояли 20-минутную очередь за мороженым в одном ТЦ, и уже через пару недель были в «деле». Арендовали витрины и запустили точку в работу — специальная ложка и весы окупались за полдня работы объекта.

Наверное, полгода мы занимались разработкой логотипа бренда, который придумали еще в 2014 году. Потратили кучу денег на авансы дизайнерам, ночами дорисовывали и перерисовывали. И вот когда все было готово, поняли, что все это — не то. А потом как-то само пришло правильное название «КОФЕ профиль». Посчитали, что оно больше нам подходит: простой, легкий для восприятия шрифт, никакой двусмысленности. Вместе с этим в названии содержится загадка с пятью ответами:
1. Профиль — как узкая специализация торгового объекта.
2. Профиль как наша профессиональная ориентация.
3. Как местоположение первого кофе-спота под этим брендом — в профиль к основному пешеходному потоку.
4 и 5. Как отсылка к таким кофейным терминам, как «профиль обжарки» и «профиль проварки» кофе.
Финансы и бизнес-модель
Нас всегда улыбали истории успеха из серии «а потом умерла бабушка и оставила мне миллион». В жизни обычно в роли таких «бабушек» выступают богатые и/или опытные родственники, родители, супруги, которых бизнесмены не афишируют в своих публичных историях.
В нашем случае все было по чесноку. На первый бизнес (грузоперевозки) ушли все накопленные средства, плюс мы взяли кредиты под поручительства знакомых.

Факторы успеха
В нашей нише важнейшую роль играет правило трех М — «Место. Место. Место». Хорошие локации с госарендой на аукционах сейчас уходят за сотни тысяч рублей. И мы видим, что в последнее время их забирают франчайзи с крупными бюджетами. Частные арендодатели также стремятся сдавать по максимуму, на освободившееся место быстро находится следующий.
Пожалуй, это и есть основная трудность — находить проходные места с адекватной арендой.

Расходные материалы — стаканчики, крышки, мешалки — мы закупаем по предоплате в больших объемах на склад — так можно получить скидки. На сырье (кофе, молоке, сиропах) не экономим — такие фокусы приводят только к потере гостей.
В среднем от получения права аренды помещения до открытия одного кофе-спота проходит от 3 до 6 месяцев.
Кофе — это почти «живой продукт»
В формате «to go», то есть без посадки, потребительская ценность заключается преимущественно в самом напитке. Поэтому одна из приоритетных наших задач — постоянно добиваться стабильного качества напитка. И сложность в том, что кофе — это почти «живой продукт», который чутко на все реагирует: изменение температуры, влажности и пр. Поворот на полградуса регулировки степени помола — и у вас уже другой напиток.
Что касается самого зерна, то сейчас популярна средняя степень обжарки. Чтобы угодить большинству гостей в условиях кофе-спота, желательно использовать смеси, это 80−90% арабики и 20−10% робусты. Но этого мало — потому что следом в игру вступает молоко (более 70% напитков делается с добавлением молока). А качество молока от партии к партии может меняться. И умение бариста его идеально взбить до консистенции сметаны тоже от многого зависит: например, секунды взбивания и даже настроение.

И здесь важную роль играет то, какой персонал работает. Например, бариста у нас, как правило, молодые люди 18−25 лет. Это могут быть и студенты-заочники, и выпускники, которые нашли у нас первую работу. Главные критерии — порядочность, надежность, стремление к развитию. Хотя мы тут не лезем в «высокие материи» спешалти кофе, для стабильного качества напитков мы разработали свою 12-часовую программу обучения новых сотрудников, в которой почти нет теоретической воды, только отработка базовых навыков.
Чтобы освободить себя от рутинной работы, необходимо нанимать помощников. А это — дополнительные затраты при прежних доходах. Один-два объекта просто не прокормят всю ораву. Так увеличение количества объектов в нашем бизнесе — это простая необходимость. По аналогичной схеме мы открыли еще одну точку, а затем еще и еще. Есть элемент удачи в поисках места для очередной точки, но дальше — уже понятная кропотливая работа по ремонту и обустройству объекта (здесь мы продолжаем экспериментировать с материалами — используем дуб, березу, фанеру, разные масла, пропитки, стулья от разных дизайнеров и пр.). В остальном — можно тиражировать готовые решения: лого, персонаж, меню, рецептуры и докупать стандартное для сети оборудование у уже известных поставщиков.
На данный момент в сети — более 15 человек: бариста, шеф-бариста и помощник по строительно-хозяйственной части. Бухгалтерия и работа по привлечению персонала — на Наташе. На мне все остальное. Все решения принимаем коллегиально.
Нас вполне устраивает уютный «Инстаграмчик»
Кофе — это мода, общение, стиль. Люди начинают «пристаканиваться» лет с 14. Но основные наши гости — это активная молодежь 18−35, студенты, офисные сотрудники, сервисмены, хотя есть и постоянные клиенты возраста 60+. Для всех одинаково важны индивидуальный подход, общение и стабильное качество напитков.
Мы понимаем, что предлагаем товар локального импульсного спроса. Поэтому лучшая реклама для нас — внешний вид объекта и соотношение цена/качество. Нас вполне устраивает наш уютный «Инстаграмчик». На продвижение мы деньги особенно не тратим — делаем упор на сарафанное радио и повторные продажи в том числе за счет программы лояльности.

Кофе — молодой напиток и вообще растущий сегмент. Конкуренция есть и будет только расти, а норма прибыли — снижаться и стремиться к среднерыночной. Все в точности, как рассказывал К. Маркс. Поэтому останутся только лучшие — это касается и обучения персонала, и вложений в оборудование, в дизайн, ремонты. Все большую роль будет играть узнаваемость торговой марки — совершенствовать все это мы как раз и стремимся сейчас.
Планы
Как я уже говорил, у нас в Минске работает 9 кофе-спотов «КОФЕ профиль». Мы находимся сейчас на этапе роста, когда необходимо формализовывать все процессы. В планах у нас — трудиться, учиться и развиваться. Дорасти до среднего бизнеса.
Из собственного опыта могу пожелать другим бизнесменам — не терять интерес. Иногда этого достаточно для успеха.
To Go or not To Go: вендинг в формате «кофе с собой»
Совсем недавно я встречался со своим старым приятелем, с которым не виделся много лет. Товарищ мой живет в крупном сибирском городе, откуда и я собственно родом. Вместе со своей женой и дочкой-подростком летел он с югов с пересадкой в Москве. Мы решили использовать момент – вместе погулять по столице и пообщаться.
В то время, как взрослые наслаждались видами старой Москвы, 15-летний ребенок явно скучал, но, проходя мимо кофейни «Старбакс», дочка заметно оживилась. Под настойчивое «мам, ты обещала», мы решили зайти взять кофе с собой. В результате, все закончилось юношеской фотосессией на фоне фирменного стакана с крышкой и постингом всего этого в инстаграм… Оказывается, это модно. Для меня же стакан кофе с собой уже давно стал привычным явлением, необходимостью, которая диктуется темпом жизни современного мегаполиса.
Coffee to go – бизнес на высоких скоростях
Мода на «кофе с собой» пришла из США. Из Соединенных Штатов формат сначала направился в Японию, Англию, Германию, в северные европейские государства, а затем тренд распространился и на страны Восточной Европы.
Россия также не стала исключением. Но если у нас формат «Coffee to go» — это преимущественно бизнес больших городов, то, к примеру, в таких странах как Германия распространение его настолько велико, что некоторыми экологическими организациями приравнивается к стихийному бедствию. В Берлине идет активная борьба с замусориванием, предлагается запретить одноразовые стаканы, заменив их на многоразовые кружки и т.д.
Главным законодателем моды на «coffee to go» по праву считается компания «Starbucks». В рейтинге самых дорогих брендов мира Старбакс занимает 39 место.
Вендинговая миникофейня Старбакс
Есть легенда, что именно эта компания в середине 70-х годов придумала одноразовую крышку для стаканчика с кофе. Вот только крышка была предназначена не для выноса напитка, а для того, чтобы увеличить его объем. Благодаря крышке, молочная пенка могла находиться выше ободка стакана, при этом напиток не выплескивался наружу. И только через несколько лет крышка обрела свою привычную функцию.
В России «Старбакс» появился в 2007 году. И если в 2007 основным конкурентом американским кофейням был в основном американский же Макдональдс, то в 2017-м рынок просто наводнили предложения и франшизы на самые разнообразные проекты в формате «Coffee to go»: это и стационарные кофейни, и небольшие кофейные островки, и автолавки, и, конечно, вендинговые автоматы с кофе в больших стаканах с крышкой.
Один из самых распространенных видов бизнеса в формате TO GO — кофейные островки.
Обзор моделей кофейных автоматов с большими стаканами
На сегодняшний день российский рынок вендинговых автоматов, предлагающих покупателю кофе в большом стакане, представлен следующими моделями:
1. Westomatic (Вестоматик)
Страна производитель: Англия
Кто предлагает: www.westomatic.ru
2. Gerhardt CTG
Страна производитель: Германия
Кто предлагает: www.formtrade.ru
3. Rheavendors Luce X2 PRO
Страна производитель: Италия
Кто предлагает: www.rheavendors.su
4. Necta Kikko Max To Go
Страна производитель: Италия
Кто предлагает: www.vendex.ru
5. Necta Opera To Go
Страна производитель: Италия
Кто предлагает: www.vendex.ru
6. Unicum Rosso To Go
Страна производитель: Россия
Кто предлагает: www.unicum.ru
7. Saeco Cristallo 600 ТТТ Big Cups
Страна производитель: Италия
Кто предлагает: www.vend.ru
8. Bianchi Lei 700 Plus 2 Cups
Страна производитель: Италия
Кто предлагает: www.siba-vending.ru
Для наглядности представим характеристики автоматов в виде трех сравнительных таблиц:
Таб. 1. Расходные материалы
| Модель | Стаканы | Загрузка стак. | Крышки | Размешиватели |
| Вестоматик | 350мл/80мм. | 390 шт. | автомат или приставка | размешивает сам |
| Уникум Россо | 250,300 мл./80мм | 400 шт. | автомат | 125мм./500 шт. |
| Bianchi | 190,300 мл./70,80мм | 400 шт. | приставка | 105мм./500 шт. |
| Rheavendors | 190,300 мл./70,80мм | 400 шт. | автомат | до 125мм./450 шт. |
| Saeco | 250,300 мл./80мм | 350 шт. | нет в продаже | до 115мм./550 шт. |
| Gerhardt | 180,300 мл./70,80мм | 450 шт. | автомат | — |
| Opera | 300 мл./80мм | 290 шт. | диспенсер | опция |
| Kikko Max | 300 мл./80мм | 290 шт. | диспенсер | опция |
Таб. 2. Вместимость и напитки
| Модель | Расход кофе | Напитков | Контейнеров | Лист.чай | Холодные напит. |
| Вестоматик | 10-25гр. | 12 кнопок или тач | 4 | да | да |
| Уникум Россо | 8-15гр. | до 32 | 6 | в разработке | от 10 шт. |
| Bianchi | 9-13 гр. | 24 | 6 | нет | нет |
| Rheavendors | 8-15гр. | до 64 | 6 | да | опция |
| Saeco | 10гр. | до 16 | 4 | опция | опция |
| Gerhardt | — | до 16 | 7 | нет | нет |
| Opera | 12.8гр. | до 20 | 5 | нет | нет |
| Kikko Max | 12.8гр. | до 16 | 5 | нет | нет |
Таб. 3. Стоимость автоматов
| Модель | Базовая | С платежками | С крышками | Итого, руб. |
| Вестоматик | от 7060£ | +530£ | от 85£ | от 598 тыс. |
| Уникум Россо | от 350 тыс. руб | входят | входит | от 350 тыс. |
| Bianchi | от 7795€ | от 505€ | +1900€ | от 698 тыс. |
| Rheavendors | от 8638€ | от 611€ | +1229€ | от 717 тыс. |
| Saeco | от 4120€ | от 625€ | нет в продаже | от 324 тыс. |
| Gerhardt | от 14550€ | входят | входит | от 995 тыс. |
| Opera | от 4626€ | от 770€ | диспенсер из оргстекла, не входит | от 369 тыс. |
| Kikko Max | от 3838€ | от 770€ | диспенсер из оргстекла, не входит | от 315 тыс. |
To Go or Not To Go?
Итак, в отличии от классических торговых автоматов для продажи кофе, кофейные автоматы «To Go»:
Эти особенности, с учетом высокой стоимости таких автоматов, накладывают дополнительные требования и к местам установки:
Именно поэтому, несмотря на «трендовость», «моду» и прочие рекламные восхваления, к кофейным автоматам «to go» не стоит относиться как к чему-то такому, что в будущем может заменить обычные кофе-автоматы. Несомненно, они, как и другие виды вендинга, найдут и займут свою собственную нишу, но это будет, скорее всего, узкий сегмент рынка.
Есть автоматы маленькие и большие, есть растворимые и зерновые, есть капсульные, есть уличные, а теперь есть и автоматы «coffee to go». И к ним применимы все правила вендинга, главным из которых было и остается правило «первичности подходящего места под конкретный вид торгового автомата». Если в нашем распоряжении имеется место, которое по всем параметрам подходит под размещение вендингового автомата «Coffee To Go», то почему бы и нет?
Спасибо за внимание.














