визуально ритмический ряд в логопедии зачем

Визуально-ритмический круг, визуально-ритмическая парковка в работе логопеда

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем Сезонова Анастасия Андреевна
Визуально-ритмический круг, визуально-ритмическая парковка в работе логопеда

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

— развитию чувства ритма;

— слухового, зрительного и пространственного восприятия;

— развитие мелкой моторики;

— развитие фонематического слуха;

— развитие связной речи,

-автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;

— коррекция слоговой структуры слова;

— развитие артикуляционного аппарат;

— формированию знаний и представлений об окружающем мире.

Варианты использования пособия «Ритмический круг»

Дидактическая игра «Веселые ритмы»

Цель: формировать слоговую структуру слова. Развивать чувство ритма. Автоматизировать и дифференцировать звуки.

Правила игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка (1:1, 1:2, 1:3, 1:2:3 и др.). Также просим ребёнка отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество звуков равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке.

Второй вариант игры: разложить в ячейки по 1, 2, 3 камушка «марблс». Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камушков.

Третий вариант игры: необходимо выкладывать камушки на сегменты круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком.

Четвертый вариант игры: необходимо выкладывать камушки, в определенном заранее ритме, и произносить дифференцируемые звуки в слогах разного вида (например: [са] и [ша], [аш] [ас]) и словах (рак и лак, сок и шок и др.)

Дидактическая игра «Артикуляционная гимнастика на колесе»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Правила игры: заранее разложите на круге фишки с упражнениями артикуляционной гимнастики, картинкой вниз. Предложите ребенку узнать, что скрывается под фишками. В направлении слева направо, по одной открывайте фишки и выполняйте упражнения до тех пор, пока все фишки не будут открыты.

Второй вариант игры: сложите фишки артикуляционной гимнастики стопочкой. Предложите ребенку украсить круг фишками, а для этого ему необходимо ставить фишку и выполнять упражнение. Игра продолжается пока не закончатся фишки с гимнастикой.

Дидактическая игра «Украшаем пирог»

Цель: развитие грамматического строя речи, образование относительных прилагательных Правила игры: предложите детям украсить круг различными фигурками (яблоками, грибами, сливами и т. д.) и спросить: «Какой получится пирог с яблоками? Яблочный и т. д.

Дидактическая игра «Кружки и звездочки»

Цель: развивать слуховое внимание и восприятие, ориентировку в пространстве.

Правила игры: заранее говорим ребенку, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слог (слово) с заданным звуком, то ребенок ставит звездочки, если в слове нет заданного звука – кружок. Объяснить, что ячейки заполняются слева направо, по движению часовой стрелки. Примечание: вместо звездочек и кружков можно использовать любые мелкие предметы или фишки. Нужно заранее договорится, какой предмет будет изображать наличие или отсутствие звука.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачемКонсультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачемДидактические игры помощники в работе логопеда «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».К. Д. Успенский Очень много сказано о важности.

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачемФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачемФотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Источник

Пояснительная записка к видеоуроку «Как работать с визуально-ритмическими рядами»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как работать с визуально-ритмическими рядами?

Ритм – это залог не только гармоничного развития, но и физического и психологического здоровья.

Ощущение ритма у ребенка возникает еще до его рождения, когда он мирно пошатывается от маминых шагов и слышит ее сердцебиение.

Для детей ритм – это стабильность, которая гарантирует безопасность. Режим дня значительно сокращает количество истерик и капризов.

В логопедической работе один из видов работы над ритмом – логоритмика.

Логоритмика – это развитие речи через музыку, стихотворения, ритм. Очень часто логоритмикой подменяют музыкальные занятия.

Второй вид работы над чувством ритма – это визуально-ритмические ряды, основанные на механизме упреждающего синтеза. На них мы остановимся подробнее.

Помните, что сначала необходимо научить ребенка выкладывать просто ряд. Когда он уже научился это делать, то предлагаете выложить ряд 1:1. Как это происходит? Вы берете минимум 8 предметов по 4 одинаковых и начинаете ряд, например: круг квадрат круг квадрат, а потом просите продолжить ряд или спрашиваете: Что дальше?

Стоит придерживаться нескольких правил:

· Сначала пространство можно разделить на окошки (гаражи), чтобы ребенок видел, где пусто, а где занято.

· На первых этапах предлагайте детям абсолютно разные предметы по визуальным признакам, потом они могут отличаться только формой или только цветом или каким-то элементом.

· Выкладывать ряд можно сначала со слуховой подсказкой. Выкладывая, вы проговариваете: ложка – вилка – ложка – вилка. Что дальше? Когда этот этап ребенок выполняет легко, начинаете выполнять это задание молча.

· Визуально-ритмические ряды могут быть в горизонтальной, вертикальной или круговой плоскости. Круговая самая сложная, горизонтальная самая простая.

· На визуально-ритмические ряды очень удобно и полезно накладывать моторные программы и цепочки рядов (звуковых, слоговых).

· После того, как ребенок усвоил ряд 1:1, ему предлагаются ряды 2:1; 1:2; 1:1:1. А потом вы можете варьировать, как хотите.

Интересный факт, что ритмичность дыхательного процесса определяет ритмичность человеческой речи.

Немного про механизм упреждающего синтеза, который является одним из основополагающих при формировании речи, именно ее порождения. Минимальная произносительная единица речи – слог. В основе языка всегда лежит модель слога СГ (согласный – гласный), остальные виды слогов – его модификация. В слоге всегда предыдущий звук влияет на последующий, а последующий влияет на предыдущий. По сути это и есть формулировка механизма упреждающего синтеза: последующие элементы речевой цепи в той же мере влияют на предыдущие, как и предыдущие на последующие.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем Ирина Гурова
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова

В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.

Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у детей с ОНР могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

3. Искажение структуры отдельного слога:

7. Контаминации (смешение, слияние элементов слов): «в холодильнице»

— в холодильнике и хлебнице.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю. отмечают, что у детей, имеющих трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, нарушена ритмическая организация серийных движений и действий. Они считают, что одна из предпосылок формирования слоговой структуры слова – это сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический).

Вот почему работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей.

В игровой форме детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками, мячом об пол, протопывание и другие. Вот некоторые из предлагаемых детям заданий.

1. Выполнение заданного логопедом количества движений.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) столько раз, сколько…» (раз я кивну головой, звёздочек на картинке, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.).

2. Выполнение заданного логопедом количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько…» (листочков нарисовал художник, раз подпрыгнет щенок, подсказывает цифра и т. п.)

3. Повторение сначала простого, затем более сложного ритма за взрослым в форме различных игр и игровых упражнений.

«Как постучался ёжик? (зайчик, гномик)»

Это упражнение можно включать в любое логопедическое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: **. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите. (Дети повторяют ритм за логопедом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному.

«Матрёшки»

Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?»

«Движения животных»

Перед ребёнком на столе находятся три игрушки, например, медведь, заяц, лошадь. Логопед поочерёдно берёт игрушки и показывает соответствующий определённому персонажу темп и характер передвижения (мишка – медленно, вразвалку; заяц – быстро, подскоками; лошадь – в умеренном темпе, плавно). Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы: «Как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?» и др.

Логопед берёт музыкальный инструмент (барабан, металлофон) и задаёт ритмический рисунок (выполняет определённое количество ударов в заданном темпе). Ребёнку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?» и др.

«Передай привет»

1 вариант. Логопед хлопает ребёнку по плечу или по ладошке в определённом ритме, т. е. задаёт несложный ритмический рисунок. Ребёнок воспроизводит заданный ритм, хлопая (передавая привет) по спинке или по лапке игрушечного животного. Затем ребёнок отвечает на вопросы: «Как я хлопала по твоему плечу? Сколько раз хлопнула? Хлопки одинаковые или разные?» И т. д.

2 вариант. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме, затем отвечают на вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?»

«Барабанщик»

Ребёнок кладёт руки на стол. Логопед отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий, например, «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т. д. и т. п.

4. Узнавание ритма на слух среди других (с последующим воспроизведением).

«Узнай животное по ритму».

Каждое из домашних животных: лошадь, корова, коза по-своему зовут своих детёнышей – стучат копытцем (логопед задаёт ритмический рисунок). Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает животное по ритму, а после этого пробует сам загадать загадку – т. е. воспроизвести ритм).

«Кого зовёт гномик?»

Для этой игры нужно взять несколько игрушек (клоуны) и задать ритм для каждой из них. Ещё для одной игрушки (гнома) задаётся ритм, совпадающий с ритмом одной из игрушек. Ребёнок должен узнать эту игрушку по ритму и воспроизвести его самостоятельно.

«Найди пару по ритму».

Для этой игры нужно взять несколько игрушек, желательно животных и задать парный ритм, т. е. одинаковый для каких-то из них. Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает и подбирает подходящие пары, а после этого воспроизводит ритмические рисунки.

5. Изображение ритма.

1). Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

2). Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.

6. Воспроизведение ритма по заданному рисунку.

Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов на полосе бумаги.

1). Задания на воспроизведение темпа и количества ударов.

2). Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

3). Задания с использованием ударения и темпа.

Воспроизведение темпа и количества ударов.

Игра «Танцующие снежинки».

На доске или прямо на столе – ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, простукивают, воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов. Например:

Аналогично проводятся игры-упражнения с наглядным материалом «Выросли цветочки в садочке», «Весёлые морковки», «Кленовые листочки», «Собираем яблоки», «Покупаем ананасы». Следует отметить, что ритмические рисунки постепенно следует усложнять. Картинки можно подбирать с учётом изучаемой в настоящее время лексической темы.

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Игра «Медвежата и шарики»

Вариант 2. Перед ребёнком – ряд одинаковых картинок (медвежата с шариками или без них). Дети считают количество медвежат, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определённой (одинаковой) силы.

Вариант 3. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных в произвольном порядке. Детям даётся задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.

Вариант 4. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.

Вариант 5. Каждый ребёнок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем:

1) воспроизводит свою «песенку» или «танец»;

2) воспроизводит «песенку» («танец») другого ребёнка.

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

Ритмические задания с использованием ударения и темпа.

Эти упражнения предполагают самостоятельное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка с использованием ударения, изображённого с помощью картинок в ряд с интервалами во времени, т. е. в определённом темпе.

Игровые упражнения «Осенние листочки», «Весёлые цыплята», «Мишки», «Цветочки», «Новогодние ёлочки», «Котята и рыбки», «Мыши и сыр», «Лягушки», и др.

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

7. Выполнение движений под ритмичную музыку.

Маршировка, прыжки, легкий бег, ходьба, притопы, приседания, хлопки, качание руками и ногами, подбрасывание и отбивание мяча и мн. другие.

8. Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами.

Это далеко не полный перечень упражнений, которые можно использовать в работе над ритмом.

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2005.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачёв, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольником. – М. : А. П. О., 1996. и др.

Источник

Визуально ритмический ряд в логопедии зачем

Это то, что должно быть у каждого логопеда визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

Благодаря современным логопедам знания о диспраксии становятся доступными и понятными. Думаю, что многие сделали вывод о том, что нарушение праксиса — самое распространенное явление у детей, которые приходят к логопеду.
Теперь мы знаем о различиях с алалией и не смешиваем понятия.
Знаем, как работать.

Как?
В том числе учить переключаться руки, тело. На гласных, слогах.
В помощь нам, логопедам, ритмический круг, ритмическая «парковка» для того, чтобы выкладывать визуально ритмические ряды.

Как выкладывать?
Горизонтально, вертикально и по кругу.

Когда?
В «запуске речи» (чаще всего диспраксия маскируется под темповую задержку), коррекции слоговой, заменах и смешениях звуков.

P.s. На видео ритм 1/1

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

Во-вторых, раньше и без света и телефона обходились, и ничего, жили прекрасно.
Показать полностью.
Ни для кого не секрет, что и сейчас есть логопеды, которые занимаются с дошкольниками исключительно по печатному материалу, и не первой свежести. Ну раньше же как-то справлялись.
Я предпочитаю иметь игрушки, пособия и т.д. Мне нравится, детям и родителям нравится. Некоторые приходили со словами о том, что нравится именно игровая форма занятий.

Зачем Вы написали, куда тратите деньги, я вообще не поняла)) как будто оправдались.

Я не пользуюсь практически зондами, но не чувствую себя «недологопедом», не пишу под фото с зондами у других логопедов, что я и без них могу (я и о контингенте их не знаю). И не пишу, куда трачу деньги.

В-третьих, делать что-то своё, нужно ещё уметь.
Можно взять разрозненные слова 1го класса слоговой, допустим, тыкать в листик и заучивать с ребёнком слова, которые между собой не связаны. А можно потрудиться некоторое количество дней, объединить слова по темам, добавить звуки, добавить игрушки, работать более эффективно. Почему эффективно? Запоминается лучше то, что объединено сюжетом.
Про разницу использования игрушек и картинок, думаю, что писать не нужно, преимущества очевидно на чьей стороне.

Источник

Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры

Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, как одной из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень сформированности ее предпосылок, а именно: звукопроизносительной стороны речи, процессов фонематического восприятия, голоса, чувства ритма, лексико-грамматического строя речи, уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Ритмические реакции являются доминирующими на начальных этапах развития речи, а впоследствии и слоговой структуры. Тот факт, что уже лепетная речь является ритмически организованной и служит основой для дальнейшего усвоения ребенком слов различной слоговой трудности, дает возможность рассматривать чувство ритма как одну из предпосылок формирования слоговой структуры слова.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому, ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается на том, как сокращаются ребенком до одного слова двусложные и трехсложные слова.

Одно из требований красиво звучащей речи – правильная ритмико-слоговая структура слова.

Ритмико-слоговая структура слова – ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной последовательности и обладающих семантикой. Под овладением слоговой структурой слов следует понимать усвоение нужного адекватного количества слогов в слове. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у ребёнка могут проявляться следующим образом:

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

3. Искажение структуры отдельного слога:

7. Контаминации (смешение, слияние элементов слов): «в холодильнице» и т. д.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

— линейной последовательностью слогов

— моделью самого слога

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.

Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

1 этап – работа над ритмом.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

выложить определенное количество фигур, д/и «Кружочки» — Выложи перед собой столько кружочков, сколько раз я хлопну».

2. На уровне гласных звуков:

Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике

Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши

Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО

Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А.

3. На уровне слогов:

Повторить цепочку слогов:

с одинаковыми гласными, но разными согласными: «Телеграфисты» (та-да-та-да) и т.д.

с разными звуками: д/и «Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, пта – кто — кну) и т.д.

знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами.

отхлопать (простучать, прошагать и т.д.) слова по слогам:

и т.д.) визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

д/и «Ромашка» — на определенный слог придумать слова- усложнение: самостоятельно подобрать слова на определенный слог

по гласным звукам отгадать слово, д/и «Найди картинку» — Отгадай, какое слово я зашифровала, найди соответствующую картинку.

иА – лиса, визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачемаА – стакан визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем, Уа — сумка визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем,

аОу — автобус визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем, Иа – слива визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачемаО – сапог визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

Ау – кактус визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачемааА – ананас визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Смотреть картинку визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Картинка про визуально ритмический ряд в логопедии зачем. Фото визуально ритмический ряд в логопедии зачем

наоборот: а теперь ты загадай мне слово, а я найду картинку.

«Слоговая цепочка» : последний слог предыдущего слова должен стать началом нового слова.

выделить из слов 1ые слога (последние, вторые) и соединить их в новое слово

1. Выполнение заданного взрослым количества движений.

Хлопай, не зевай, правильно считай» (хлопнуть в ладоши или выполнить другое действие) столько раз, сколько… (раз я кивну головой, звёздочек на картинке, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.).

«Хлопнуть в ладоши, ударить палочкой (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько» (листочков нарисовал художник, раз подпрыгнет щенок, подсказывает цифра и т.п.)

3. Повторение сначала простого, затем более сложного ритма за взрослым в форме различных игр и игровых упражнений.
«Как постучался ёжик? (зайчик, гномик…?)»

Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному.

Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?»

Логопед берёт музыкальный инструмент (барабан, металлофон) и задаёт ритмический рисунок (выполняет определённое количество ударов в заданном темпе). Ребёнку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?» и др.

Узнавание ритма на слух среди других (с последующим воспроизведением).

«Узнай животное по ритму».

Каждое из домашних животных: лошадь, корова, коза по-своему зовут своих детёнышей – стучат копытцем (педагог задаёт ритмический рисунок). Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает животное по ритму, а после этого пробует сам загадать загадку – т.е. воспроизвести ритм).

Для этой игры нужно взять несколько игрушек (клоуны) и задать ритм для каждой из них.

Ещё для одной игрушки (гнома) задаётся ритм, совпадающий с ритмом одной из игрушек. Ребёнок должен узнать эту игрушку по ритму и воспроизвести его самостоятельно.

«Найди пару по ритму».

Для этой игры нужно взять несколько игрушек, желательно животных и задать парный ритм, т.е. одинаковый для каких-то из них. Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает и подбирает подходящие пары, а после этого воспроизводит ритмические рисунки.

5. Изображение ритма. 1. Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

. Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.

6. Воспроизведение ритма по заданному рисунку.

Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов на полосе бумаги.

1. Задания на воспроизведение темпа и количества ударов.

2. Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

3. Задания с использованием ударения и темпа.

1. Воспроизведение темпа и количества ударов.

Игра «Танцующие снежинки».

На доске или прямо на столе – ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, простукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов. Аналогично проводятся игры-упражнения с наглядным материалом «Выросли цветочки в садочке», «Весёлые морковки», «Кленовые листочки», «Собираем яблоки», «Покупаем ананасы». Следует отметить, что ритмические рисунки постепенно следует усложнять. Картинки можно подбирать с учётом изучаемой в настоящее время лексической темы.

2.Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Вариант 3. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков), расположенных в произвольном порядке. Детям даётся задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.

Вариант 4. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков), расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.

Вариант 5. Каждый ребёнок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем:

1) воспроизводит свою «песенку» или «танец»;

2) воспроизводит «песенку» («танец») другого ребёнка.

3. Ритмические задания с использованием ударения и темпа.

Эти упражнения предполагают самостоятельное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка с использованием ударения, изображённого с помощью картинок в ряд с интервалами во времени, т.е. в определённом темпе.

Игровые упражнения: «Пчёлки», «Осенние листочки», «Весёлые цыплята», «Мишки», «Цветочки», «Новогодние ёлочки», «Котята и рыбки», «Мыши и сыр», «Лягушки», и др.

Данные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности. И естественно все эти игры можно проводить с музыкой, ведь понятнее всего уловить ритм именно с помощью музыки. А совмещение речи, движений и музыки помогает организовать связи на уровне мозга, поэтому намного быстрее происходит понимание и улавливание ритма.

Правильно сформированная слоговая структура — залог грамотного чтения и письма ребенка. Поэтому чем раньше вы решите проблему или предотвратите ее, тем легче будет вашему ребенку дальше в учебе!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *