высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Разбираемся с перегревом двигателя

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

С наступлением тепла началась петрушка — двигатель после включения кондиционера через 15 минут стал переходить в красную зону — а потом перегрев и лампочка. Первым делом посмотрел антифриз — в бачке уровень на середине, за зиму ничего не ушло почти, течей нет, патрубки целые. Ну долил я обычного фордовского антифриза (не концентрата), не помогло. Далее подумал, возможно 2 варианта — почистить радиаторы, либо накрылся термостат. Поехал к Коммиксу, помыли, хотел менять термостат, но сказали рабочий (нижний патрубок теплый, значит циркуляция по большому кругу есть). Когда снимали радиаторы для мойки — посмотрели вентиляторы, рукой крутятся нормально, не заедают. Выехал — через 15 минут опять перегрев. Что за хрень.

Во время следующей поездки приходилось раз 10 останавливаться в пробке ТТК на обочине и ждать когда остынет, чтобы как-то доехать до дома. До дома так и не доехал, докатился до первого попавшегося сервиса, где спецы (такие вот, советские еще, гаражные, мастера посмотрели — говорят, давления в системе нет (после термостата), он не открывается. А патрубки теплые от нагрева двигателя, т.к. в подкапотном пространстве жарища еще та). А патрубки обратки внизу, куда рукой не просто долезть, мастер видимо не потрогал, т.к. они холодные. Короче опять заказал термостат на замену.

Пока ждал термостат, почитал, как обычно, ФФКлуб, и наткнулся на интересное сообщение — человек менял 3 раза термостаты, и ни один не открывался, даже новый! Методом кипячения в банке с кипятильником проверял — в кипятке открывались без проблем. У него оказалось, что из-за большой концентрации антифриза (хотя разводил он 50/50 по инструкции, либо уже готовую лил), термостат не открывался! Ба! Во дела. Попробовал у себя — шприцом откачал из бачка ОЖ до отметки MIN, долил дистиллированной воды. Завел, прогрел до 90, включил кондей и чуть поддал оборотов, пошел нагрев, но выше 92 не поднимается — все работает! Термостат открылся. Все, думаю, нашел причину. Поездил на повышенных оборотах с кондеем. Температура опять медленно ползет вверх, но не так как было. «Чъорт побъери!» (С).

Стал смотреть дальше — думаю, чета вентиляторы охлаждения не воют, либо так тихо работают? По идее они принудительно включаются если кондей включен. Проявив чудеса эквилибристики и попутно узучив первый курс проктологии, подлез к вентилятрам — они выключены! А температура-то уже 115C! Кирдык вентиляторам? Стал смотреть проводку, внешне целая, совершенно случайно догадался разобрать разъем проводки на вентиляторы — а там оплавившиеся контакты!

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Соединил обгоревшие пины мимо разъема — все заработало! Вентиляторы моментально остудили до 90 градусов! Наверное закажу новую проводку вентиляторов (код 1136964), ибо стоит не так дорого, а на скрутке или скотч-локах делать не хочется.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Попутно выяснил одну вещь — у меня с момента покупки болтался какой-то разъем, я никак не мог понять откуда он, ибо ответных частей нигде нет.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Выяснил — на этот разъем на америкосах вешается датчик температуры подкапотного пространства, который принудительно включает вентиляторы напрямую в случае перегрева. На европейцах его нет, т.к. вентиляторы включают мозги машины.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Еще небольшой лайфхак, до которого случайно допер: температуру двигателя можно мониторить по БК. Нажимаете и держите на ручку (крутилку) сброса пробега и не заводя двигатель, включаете зажигание в II позицию. Когда появится TEST — отпускаете ручку. Вы в тестовом режиме БК — нажимаете раз 10, пока не увидите температуру, сначала в Фаренгейтах, потом в градусах — что-то типа 108С (это у меня уже перегрев был). Дальше просто заводите авто и ездите, а БК продолжает показывать текущую температуру вместо пробега.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

В общем, варианты перегрева на фокусах выявил такие:
— проверить антифриз (уровень, концентрация — можно даже половину слить и долить дистиллированной воды для проверки, потом уже поменять во всей системе),
— проверить течи — патрубки, корпус термостата, расширительного бачка (бывает, что подтекает по швам)
— чистить радиаторы (со снятием, т.к. у меня их 3)
— проверить термостат (открывается ли, штатный вроде на 92 градусах должен открываться), горячие ли патрубки нижние от радиаторы и обратки. Пощупать патрубки, если ли давление в системе.
— проверить вентиляторы — включаются ли? Они обычно довольно сильно гудят при включении, так что определить просто. Если не включаются — проверить разъемы, предохранитель (30A).
— потанцевать с бубном

Теперь точно могу уже писать брошюру «Что такое не везет и как с этим бороться» 🙂

Источник

Высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Форд Фокус 3. Перегрев двигателя, особенно в жаркую погоду

Причины перегрева двигателя (особенно в жаркую погоду)

НеисправностьУстранение
1. Недостаток охлаждающей жидкости в системе.Проверяем уровень, на холодном двигателе, в расширительном бачке. Он должен находится между метками min и max.

2. Грязный или забитый радиатор.Симптомы: при длительном движении на скоростях свыше 100 км/ч повышенная температура, 93-95 градусов или в пробках часто включается вентилятор.

Соты радиатора забиваются мошкарой, пухом, грязью (особенно нижняя часть). Со временем, образовавшийся «культурный слой» мешает прохождению воздуха, в результате чего эффективность теплообмена падает. В этом случае предстоит визит на мойку. Необходимо смыть отложения на передней части радиатора и промыть соты, лучше всего против движения.
Также, особенно на старых авто, радиатор забивается изнутри продуктами «жизнедеятельности» системы охлаждения. Если в расширительном бачке вместо охлаждающей жидкости плескается мутная жижа — скорее всего придется промывать радиатор.

3. Неисправен термостат.Перегрев из-за термостата возможен на любых режимах работы двигателя.
Симптомы: температура за 100 градусов, вентилятор работает не переставая, но температура не падает. Причина — подклинивание клапана термостата в положении «малый круг». В этом случае температура верхнего и нижнего патрубков радиатора заметно различается. Проверяется на ощупь, но будьте аккуратны, патрубки горячие! Иногда получается временно «вылечить» термостат постукиванием по корпусу, но лучше произвести замену термостата в автосервисе на Нагорном.
Обратная ситуация, если термостат заклинил на большой круг, то следствием этого является долгий прогрев авто, падение температуры ниже 80 градусов при движении по трассе.
После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 85–92°С.

4. Неисправен вентилятор.Симптомы: температура растет свыше 102-105 градусов, вентилятор не включается.
Причина — перегоревший предохранитель, неисправное реле включения, окисление разъема вентилятора, сгоревший вентилятор. Датчика включения вентилятора НЕТ! Вентилятор включается по команде с ЭБУ, на основании показаний двухпроводного датчика температуры.
Проще всего проверить исправность вентилятора — во время работы двигателя снять разъем с датчика температуры. Датчик находится между термостатом и двигателем, разъем двухпроводной. Вентилятор работает? Значит все в порядке. Если нет, то глушим двигатель, нажимаем кнопку клаксона. Сигнал есть? Значит предохранитель исправен. Если нет, то меняем предохранитель F5 (20А). Теперь проверяем разъем вентилятора. Он находится внизу, под воздушным фильтром, возле нижнего патрубка радиатора. Расстыковываем, зачищаем или, при необходимости, меняем клеммы. Не помогло? Значит откручиваем экран в ногах у правого пассажира, видим внизу блок из 3х реле. Проверяем реле №2, среднее. На некоторых машинах, реле стоит в блоке предохранителей.

Клапан «клинит», в этом случае давление в системе повышается выше расчетного, как результат — лопнувший бачек, течь радиаторов.
Клапан постоянно открыт — снижение эффективности работы системы охлаждения, потери ОЖ за счет выпаривания водной составляющей.

Источник

Перегрев двигателя Форд Фокус 3

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

При работе двигателя исправная система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим. Нарушения в работе системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Если пропустить этот момент, могут возникнуть неприятные последствия: пробой прокладки головки блока, коробление головки и, как следствие, сложный ремонт двигателя.

В комбинации приборов любого автомобиля находится указатель температуры охлаждающей жидкости. Если двигатель перегревается, стрелка указателя приближается к красной зоне.

При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, включите максимальный режим отопления салона. Это необходимо для того, чтобы снизить температуру жидкости в системе охлаждения двигателя.

Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления, затем, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут при нормальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу с включенным на полную мощность отопителем.

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется тепловым ударом.

1. Остановите двигатель.

2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.

Никогда не открывайте сразу пробку расширительного бачка. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением. При открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку расширительного бачка на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.

Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты. Особенно хорошо для этой цели подходит армированная (например, серебристого цвета) липкая лента, которую можно приобрести в автомагазинах. Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.

лительное использование воды вместо антифриза приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, к сокращению ресурса.

Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Двигатель должен остывать с открытым капотом не менее 30 мин.

4. Обрыв или ослабление натяжения ремня привода генератора и водяного насоса практически всегда приводит к перегреву двигателя. Если ремень цел, проверьте его натяжение и при необходимости

5. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя).

6. Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру шланга, соединяющего термостат с радиатором. Если шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

7. Очень часто причиной перегрева двигателя, система охлаждения которого оснащена электровентилятором, является выход вентилятора из строя. Пустите двигатель, следите за температурой и обратите внимание, включается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения. Причинами не включения вентилятора могут быть перегоревший предохранитель (плавкая вставка), неисправное реле включения, окисленные контакты в колодке А жгута проводов, перегоревшее дополнительное сопротивление Б вентилятора или сгоревший электродвигатель В.

8. Пустите двигатель, следите за температурой и обратите внимание, включается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения. Если он не включается, то причинами могут быть перегоревший предохранитель (плавкая вставка), неисправные реле включения, окисленные контакты в колодке жгута проводов или сгоревший электродвигатель. Замените плавкие вставки в монтажном блоке предохранителей и реле, отвечающие за включение электровентилятора, установленного в подкапотном пространстве, Если после замены плавких вставок вентилятор не начнет работать, проверьте электродвигатель, для чего возьмите два дополнительных провода и подайте на него питание непосредственно от аккумуляторной батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.

Не допускайте замыкания проводов между собой! Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления образуемого потока и набегающего (путевого) потока воздуха совпадали.

Поэтому раз в год промывайте пробку расширительного бачка проточной водой. Если появились сомнения, замените пробку. Очевидно, что если на перегретом двигателе снять пробку расширительного бачка и по времени это действие совпадет с тепловым ударом, то вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет гарантировано.

Источник

Отопление (ФФ3 125 л.с.), часть 2 — комфортная температура, цель достигнута!

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Ранее я писал, что меня не устраивает отопление в авто www.drive2.ru/l/495202171160101261/, причина — термостат.
Для исправления не стал приобретать другие термостаты, в том числе от мондео, тк были сомнения о совместимости.
Решил купить Wahler 4483.82D и укоротить шток.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Шток сидит в термостате как поршень в шприце, поэтому пальцами надавил и отвел в сторону, далее пассатижами за край и вытаскиваем, стараясь не повредить зеркало штока. Оригинальная длина штока 33,5 мм, укоротил надфилем до 30,4 мм (наждака не было).

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

После собрал и испытал, также в кастрюле, — начало открытия на 87 градусах. Ранее было на 82 градусах.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

далее шпильку открутил головкой на 6 (не было с собой такой насадки). Далее аккуратно вынимаю и снимаю 2 разъема, питание (головка на 10 кажется) и фишка управляющего контакта (здесь аккуратнее можно отломить фиксатор). Когда открутили генератор не кладите его вниз, под ним фишка какого-то разъема (можно повредить).
2) тк я ремонтом занялся на подземной парковке, решил антифриз просто слить!) ямы нет! Делается элементарно — на радиаторе с левой стороны, со стороны двигателя внизу большой красный вентиль необходимо открутить.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Откручивал не до конца, как полился антифриз. Откручивал рублем зажатым в пассатижы.
3) Снимаем корпус термостата, тут 4 болта, 3 легко откручиваются, а четвертый — дальний внизу похуже, но головкой на прямом удлинителе со стороны вентилятора возможно.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Главное ничего не уронить. Шланги не отсоединял. Сам термостат вынимается и ставится другой, отверстием для спуска воздуха вверх! Прокладку малого круга также ставлю новую.
Оригинальный термостат выглядит так:

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Сборка в обратной последовательности. Залить антифриз. Купил концентрат форд (1литр 380р), готовой смеси залил около 3х литров.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Залить в систему лучше немногим больше максимума, тк при удалении воздуха уровень понизится. Для удаления воздушных пробок, авто нужно прогреть до открытия термостата и погазовать при оборотах около 3000, желательно сделать тоже самое на уклоне (морда вверху). И долить антифриз при необходимости.
Итог (температура около минус 5):
1) оценка на холостых оборотах — судя по тестовуму режиму борткомпьютера открытие происходит при 89 градусов, далее так и держится.
2) оценка на ходу — температура растет до 93, далее падает до 92, 91 и потом растет до 93 градусов (если вялотекущая пробка),

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

а если ехать, то поднимается до 95-96 градусов.

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Радиатор при этом не закрыт. Максимум нагрев был 98 градусов.
Данная картина не изменилась при морозах минус 15 градусов (те что были в 20х числах января).
Теперь я температуру даже убавляю!) Но скорость вентилятора все равно на 3.
Для наглядности — если поток направить в лицо или лицо, ноги, то руке на дефлекторе обдува будет очень горячо!

высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Смотреть картинку высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Картинка про высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать. Фото высокая температура двигателя форд фокус 3 остановитесь что делать

Источник

10 причин перегрева мотора

Хорошее время лето, вот только у многих автомобилистов возникает дополнительная проблема. Стоя в пробках, внимательно и настороженно наблюдают они, как неуклонно лезет вверх температура двигателя. Еще не хватало «закипятить» мотор на дороге!

Помимо нервотрепки, потери времени, которое требуется на периодические стоянки с открытым капотом, удара по престижу и репутации, вызванному либо сочувственными, либо презрительными взглядами из проезжающих мимо машин, все это крайне неполезно для мотора.

Даже однократный кратковременный перегрев мотора может обеспечить ему массу проблем в дальнейшей жизни. Дело в том, что у мотора есть немало деталей, которые очень чувствительны к повышенным температурам. Во-первых, это маслоотражательные колпачки клапанов. Резинка, что с нее возьмешь! Да даже если колпачки силиконовые, то все равно — и они перегревов не любит. Во-вторых, это поршневые кольца, маслосъемные в первую очередь. Пружинные расширители маслосъемных колец при высоких температурах «отпускаются», теряют упругость. И это кольцо превращается в простое украшение поршня. И первое, и второе влечет за собой резкий рост масляного аппетита двигателя. Но, помимо необходимости частого долива масла и дымного выхлопа, рост расхода масла имеет еще одну опасную сторону. Поверхности камеры сгорания зарастают отложениями, препятствующими нормальному охлаждению двигателя, что усугубляет ситуацию с перегревами.

И даже не это самое страшное. Детали, как известно, при нагреве расширяются. Если все штатно, то при охлаждении они возвращаются в исходное состояние. Как говорят механики, деформация линейна, остаточных деформаций нет. А при перегреве — расширяются больше, чем это предписано конструкцией. И деформация может выйти за границы «линейного закона» — перейти в пластику. А это ведет к тому, что после охлаждения деталь уже не вернется к начальному состоянию — появляются остаточные деформации. Отсюда коробление блока и головки цилиндров, рост размера поршней вплоть до их задира. Вот это уже совсем неприятно, поскольку требует серьезного ремонта двигателя. Ну, наверное, хватит страшилок. Давайте разбираться с причинами.

Почему же вдруг начинает греться мотор? Причин можно насчитать с десяток. Причем перегрев может быть и внешним и, что более опасно, внутренним. Признак внешнего перегрева — рост температуры охлаждающей жидкости. Это мы видим и можем оперативно на него среагировать. А вот внутренний перегрев снаружи сразу не заметен. Тепло как бы остается внутри мотора, повышения температуры жидкости практически нет. Но двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь, детонацией и калильным зажиганием, и, в худшем варианте, — задирами поршней.

Четко прослеживается аналогия с человеческим организмом. Как и у человека, повышение температуры мотора — это свидетельство того, что «организм» сопротивляется. Даже при исправном термостате некоторый рост температуры двигателя в определенных ситуациях дело нормальное. Долгое стояние в пробках, езда в горку с полной нагрузкой — повышение температуры неизбежно. Но это проявление «внешнего» перегрева. А вот вспомните ситуацию, когда плохо совсем, а температура низкая! Это еще хуже, чем, допустим, 38 на градуснике. «Организм не борется», — говорят в таких случаях. У мотора — аналогично. Бывают ситуации, когда «внутренний пожар» никак не отражается на указателе температуры. Это перегрев «внутренний».

Причины двух видов перегрева разные. Начнем с «внешнего».

Первая причина, и самая простая, — недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Вода, или тосол — это жидкость, которая, как известно, дырочку найдет. В системе охлаждения мотора, с кучей трубок, трубочек, патрубков, хомутиков и прокладочек, таких дырочек может быть много. Вот и уходит постепенно тосол и из расширительного бачка, и из радиатора системы охлаждения. Свидетельство этого — белые потеки на внешних поверхностях двигателя, капли тосола под машиной после длительной стоянки. А уж совсем плохо, если тосол уходит в масло и в цилиндры двигателя. Как уже говорилось ранее, такое возможно при разрушении или прогаре прокладки блока цилиндров, короблении посадочных поверхностей головки или блока. Тут последствия могут быть куда жестче: от гидроудара до заклинивания коленчатого вала.

Вторая причина — малая эффективность воздушного охлаждения радиатора. Этому может быть тоже несколько причин. Если вентилятор приводится ремнем от коленчатого вала, то может ослабнуть натяжение этого ремня. Если привод вентилятора электрический, то может дурить датчик температуры. А еще это может быть следствием сильного загрязнения ребер радиатора системы охлаждения. Грязь — очень плохой проводник тепла, а под капотом ее обычно достаточно. Кстати, о сильном загрязнении радиатора говорит малая скорость нормализации температуры при начале движения после длительной стоянки. В нормальном состоянии обдув радиатора при движении даже со средней скоростью приводит к очень быстрому снижению температуры до нормальной. Если этого нет, радиатор надо мыть или вообще менять!

Третья причина — нарушения в работе термостата. Тут тоже все понятно. По мере накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру тосола, выходящего из двигателя. Дальше все зависит от того, в каком положении он зависнет — либо постоянно начнет гонять жидкость по большому контуру, и мотор будет труднее прогреваться; либо по малому, тогда перегревы неизбежны. А особенно термостат «любит» воду, а лучше всего — жесткую, с большим содержанием солей и минералов. Тут зависания его упругого элемента можно ждать уже через пару тысяч километров после замены. Некоторые герметики системы охлаждения тоже могут дать аналогичный эффект, особенно если ими злоупотреблять.

Четвертая причина лежит в области неправильной регулировки системы зажигания или впрыска. Позднее начало сгорания сдвигает момент окончания горения топлива практически к моменту открытия выпускных клапанов, а то и еще дальше. Тогда сгорание не кончится и на выпуске. Итог — резкий рост температуры отработавших газов. Головка блока цилиндров до 40–50% тепла получает именно из выпускной системы. Если добавить к этому очень сложные условия охлаждения головки, то избежать кипения тосола в такой ситуации, скорее всего, не получится. Паровые пробки в полостях охлаждения «затыкают» весь контур охлаждения, вот вам и тяжелый перегрев.

Пятая причина — длительная работа бензинового двигателя в условиях детонации. О детонации можно говорить много, но один из «сухих остатков» этого разговора — резкий рост износа деталей двигателя при детонации.

Шестая причина — длительная работа двигателя в нерасчетных режимах. Эффективность работы системы охлаждения зависит от расхода охлаждающей жидкости, прокачиваемой через контур охлаждения. А расход жидкости зависит от частоты вращения коленчатого вала: чем она больше, тем больше тосола гонит помпа через полости системы охлаждения. Но вот частая ситуация. Лето, жарко. Загородная трасса, трудяга-«жигуленок» тянет на дачу многочисленное семейство с детьми, кошками, огромным верхним багажником и прицепом, заваленным всякими нужными вещами. А на пути — длинный-длинный подъем, по которому с трудом и дымом тянется старенький «КамАЗ»-лесовоз. И не обогнать — навстречу поток машин… Итог очевиден и многим знаком — кипение двигателя. А все почему? Скорости набегающего воздушного потока не хватает, ползем ведь еле-еле. Обороты двигателя малые, система охлаждения работает через пень-колоду, а педаль в пол — нагрузка на мотор сумасшедшая. Вот и все самые неблагоприятные факторы в одну кучу собираются.

Та ситуация, которая описана, характерна для так называемых буксировочных режимов работы двигателя. Это самое то, что нужно для скорейшего отправления бензинового мотора на свалку. А еще мотор очень не любит длительное стояние в пробках, когда он молотит на холостых. Хоть нагрузка и минимальна, но набегающего потока вовсе нет, только от вентилятора. А его может и не хватить.

Седьмая причина — прогар выпускного клапана. Тут все понятно. Трещина в клапане пускает на выпуск высокотемпературные газы еще на такте сгорания, а это повышает температуру отработавших газов и, следовательно, деталей двигателя. Реагирует на это и температура охлаждающей жидкости.

Первые семь причин — это «внешний» перегрев. Мы можем как-то оперативно на него прореагировать, потому что видим, как стрелка указателя температуры постепенно приближается к красной черте. Значительно опаснее следующие причины, поскольку они вызывают «внутренний» перегрев двигателя, который проявляется уже своими последствиями.

Итак, восьмая причина — большое количество отложений в полостях охлаждения. При длительной работе на стенках полостей охлаждения, особенно головки блока цилиндров, накапливается слой отложений, чаще всего минеральных солей, выделившихся из тосолов или воды. Они очень вредны. Во-первых, отложения перекрывают часть сечения каналов и уменьшают тем самым расход жидкости. Во-вторых, они плохо теплопроводны, и поэтому создают дополнительное сопротивление для потока тепла, который должен отбираться тосолом. Вот и идет внутренний перегрев. Внешне, на указателе температуры, все нормально, а внутри — слишком горячо! Кстати, отложения могут дать и внешний перегрев, расход-то тосола уменьшается, вот его температуры и растут. Но все-таки внутренний перегрев здесь будет более выраженным и опасным. А еще эти отложения повышают опасность возникновения крайне опасного явления — кавитации полостей охлаждения, при котором металл стенок двигателя может быть «съеден» до сквозных дыр очень быстро. Часто повреждения, наносимые кавитацией, путают с обычной коррозией и относят к использованию некачественных тосолов. Внешне они похожи, и действительно те и другие вызваны «левым» происхождением охлаждающей жидкости, но причины их возникновения разные. Впрочем, какая вам разница, отчего потечет блок или головка — от кавитации или коррозии? То и другое одинаково неприятно.

Девятая причина — большой уровень отложений в камере сгорания. Вот это четкий внутренний перегрев двигателя. Камера сгорания при этом как бы теплоизолируется слоем нагаров, практически неспособных проводить тепловой поток. Особенно это характерно для моторов с изрядным износом, где в цилиндры идет много масла. Оно плохо горит и дает эти самые отложения в цилиндрах. Причем все развивается как цепная реакция: перегревы вызывают повышенный расход масла, он увеличивает слой отложений в камере сгорания, и перегревы еще более увеличиваются. И опять, внешне, со стороны указателя температуры двигателя, все благополучно. Поток-то тепла в тосол уменьшился, и температура остается нормальной. А вот мотор «тупеет», валит сизый дым из трубы, по утрам не завестись. Опасны эти отложения еще и тем, что при их большом количестве они могут вызвать и раннее, и позднее калильное зажигание, очень опасную аномалию сгорания в бензиновом моторе.

Наконец, последняя в нашем описании, десятая причина возможных внутренних перегревов — это нерациональное использование ряда присадок к моторному маслу, тех, что относятся к классу автохимии. Дело в том, что принцип работы определенного класса присадок — это наращивание металлокерамического слоя на поверхностях цилиндров. А металлокерамика — мощный теплоизолятор, и работает он, с точки зрения перегревов, аналогично внутренним отложениям в камере сгорания, описанным выше. Поэтому, несмотря на очевидные преимущества металлокерамического слоя в плане трения и износа, перестараться с ним опасно. У нас были случаи, когда после подобной обработки межкольцевые канавки у поршней вышибало на первой сотне километров пробега. И это тема для отдельной статьи, к которой мы обязательно вернемся в дальнейшем.

Итак, при самом беглом взгляде на закипевший мотор мы нашли целых десять возможных причин его перегрева. Так как быть, чтобы избежать этого опасного явления? Советов в целом немного, и все они сводятся к одному: надо следить за мотором своего автомобиля. Правильная регулировка, своевременная подтяжка ремня привода помпы и вентилятора, если они есть, конечно, использование качественных бензинов, не детонирующих даже в самых сложных условиях, — это азбука эксплуатации. А еще надо помнить, что чистоту любят не только люди! Слой грязи на радиаторе, внешних поверхностях мотора снаружи не виден, но мешает его работе изрядно. Еще больше мешают грязь и отложения на поверхностях внутренних полостей мотора. А вот с ними поможет справиться «подкапотная» автохимия, благо очистителей двигателя в продаже нынче много!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *