вспомните музыкальные произведения рисующие картины природы как мы называем музыку такого характера
Помогите пожалуйста, нужно сдать до завтра. Если смогу оценю как хотите.
1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?
2. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом- исполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант).
3. Какие важные исторические события произошли в России за время жизни Глинки?
4. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов и как работал с народными песнями?
5. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?
6. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?
7. Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы (напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?
8. Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).
9. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?
10. Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.
11. Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).
12. Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).
13. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?
14. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?
15. В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.
16. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?
17. Назовите самые известные концертные залы Москвы.
18. Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жанр, тональность произведения.
Музыкальные произведения о природе
Звон весенней капели, шелест листопада и ледяное дыхание надвигающейся вьюги – все эти картины рисуют нам музыкальные произведения о природе.
Композиторы блестяще передают то, как времена года сменяют друг друга, как налетает буря на сонное побережье, и используют для этого не краски или слова, а только звуки. В этой статье мы расскажем, как полюбить природу в музыке.
Определение основных понятий «музыка» и «природа»
Музыка – это язык звуков, которые создает человек. Разговаривать на нем непросто. Нужно не только использовать «поющее» созвучие, но и выразить с его помощью свою мысль.
Мелодии помогают рассказывать истории. Они вдохновляют на подвиг и будят в душах отвагу и храбрость. Народные песни облегчают тяжелый труд, убаюкивают детей. Романс пробуждает чувства влюбленных. Но разве сможет композитор «нарисовать» пейзаж из звуков?
Известные авторы музыкальных произведений не только изобразили естество мира, но и превратили эту картину в шедевр. Ведь природа – бесконечность всего окружающего нас. Это все, что не создано человеком. Людям просто восторгаться красками вечерних закатов, мощью весенних гроз, торжественностью и величием гор. И авторы музыки щедро делятся с нами этой красотой.
Так возникли классические произведения: оратория Йозефа Гайдна, фортепианный сборник о месяцах Петра Ильича Чайковского, «Четыре сезона» Вивальди.
Образы природы в музыке
В литературе человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Стараниями поэтов и писателей природа отражает переживания, мысли и настроения главного героя.
Вспомнить «Войну и мир» Толстого и его чудесное описание старого дуба. Противоречивые чувства возникают в душе у князя Болконского при виде этого дерева. То чувствует он молодость и беспричинную радость его весеннего преображения.
То чудится князю боль, злость и печаль, которую нужно укрыть под морщинистой толстой корой. То он готов возродиться, спрятать потери и горести под густой и пышной листвой.
Образ природы в живописи – это блестящие пейзажи Куинжи, Айвазовского, Шишкина.
Окружающий мир на этих полотнах предстает в тесном взаимодействии с чувствами автора. Это не холодные отрешенные картины. Это природа, которая живет и дышит, тоскует и радуется.
И в музыке вся палитра раскрывается перед нами с каждым новым произведением. Композиторы не занимаются простым звукоподражанием. Через сложные аккорды и созвучия они передают все прелести пейзажей, природных явлений, погоды. Природа дышит, тоскует и плачет, злится и буйствует. Она живая в каждой ноте.
Примеры описания пейзажа в музыке
Вот ветерок зашуршал меж сонных деревьев. Он всколыхнул листву, нежно и трепетно. Словно старался разбудить, но боялся потревожить. Просыпаются первые птицы. Их голоса слышны издали, постепенно птичий гомон нарастает. Из-за горизонта выходит солнце. Оно прогоняет сонную ночную дымку, и лес расцветает и преображается.
Эта композиция – «Утро» Эдварда Грига. Музыка была написана для пьесы Пер Гюнт.
Тоскливая унылая пора. Октябрь. Последние листья слетают с обнаженных ветвей. От каждого созвучия этой мелодии веет печалью. Но вот появляются гармонии надежды, словно лучи холодного солнца выглядывают из-за тучи. И осень преображается, разгорается пламенем в душе. Но вновь закапал промозглый дождь, и мелодия заканчивается минорными аккордами.
Так звучит «Осенняя песня». Петр Ильич Чайковский написал ее в 1875 году.
Осень, зима, весна, лето – в музыке композиторов-классиков
Сочинители прошлого использовали тематику смены сезонов в музыкальных произведениях довольно часто. Самые популярные из них – это оратория Йозефа Гайдна «Die Jahreszeiten», цикл из 4-х концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди «Le Quattro stagioni» и фортепианные пьесы, который писал Петр Ильич Чайковский.
Торжественной и благородной осенняя пора предстает в оратории Йозефа Гайдна. Собрание его произведений состоит из песен охотников и крестьян. Автор использует тему быта в деревне. Живо описывает сцены охоты в лесу и степи.
Для звукоподражания применяются раскатистый рев валторн, ударные инструменты. Они создают картину охоты, с громким звуком рогов загонщиков и выстрелами из ружей.
Золотистой и легкой выглядит осень у итальянца Вивальди. Здесь нет печали русской души перед наступающей жестокой зимой. Осень наполнена красками, косыми брызгами дождей. Трагические ноты звучат в середине концерта, которая называется «Сон».
Интересно! Современные композиторы также обращаются к теме смены сезонов. В 20 веке Астор Пьяцолла написал композиции в стиле танго «Four seasons of Buenos Aires».
Настоящий гимн зиме пишет в 1723 г. Антонио Вивальди. Тревога и безысходность ощущается в каждой ноте, а голос виолончели имитирует вьюгу, которая кружит над землей. В середине концерта мелодия становится спокойной и умиротворенной. Ведь зима прекрасна, и в ней можно отыскать свои радости.
Чайковский чудесно исполняет оду весне. Нерешительный март сменяется апрелем, когда пробуждается природа. Освежающим ветром налетает вальс «Подснежник». Снег растаял, и на первых проталинах появились нежные первоцветы. За ним последует май.
Звонкие ноты фортепиано рисуют и свежесть ночи, и жаркое солнце последних весенних дней. Мелодия переливается, словно лучи в лужах после майских гроз.
Лето у Гайдна – это самая выразительная часть оратории. Беспечность солнечного дня прерывает гроза. Раскаты грома передают голоса хора, а буйство стихии подчеркивают грохочущие литавры и стрелы флейт.
Летняя тематика изображена и у Вивальди. Здесь на смену торжественности, приходит изысканность и мелодичность скрипки. Струнный оркестр волнуется, напряженная атмосфера приближающейся бури после летнего зноя витает в воздухе.
Интересно! Каждый концерт у Вивальди отражен и в поэзии. Сонеты начинают каждую часть произведения.
Музыкальные произведения о природе русских композиторов
Композитор могучей кучки Н. А. Римский-Корсаков в каждой композиции обращается к природе. Картина бушующего моря-океана в опере «Садко» хранит и мощь стихии, и шелест волн, и загадочность подводного мира.
А «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» волнует своей стремительностью и новизной. Перед взором сразу появляется крошечное насекомое, которое кружит над морской пучиной.
Живая русская природа отражается в вокальных произведениях Модеста Петровича Мусоргского. Это и романсы «Над рекой», «Дуют ветры, ветры буйные…». И картины из оперы «Хованщина».
Заключение
Вокальные и инструментальные композиции о природе способны описать чудеса среды обитания человека на Земле не хуже кисти художника. Произведения великих композиторов (Гайдн, Чайковский, Римский-Корсаков, Вивальди) подходят для развития в людях чувства прекрасного, умения созерцать.
Будь то школьный класс или шумный офис, великая музыка рождает добрые мысли у любого.
Билеты на итоговую аттестацию по музыкальной литературе для 5л ДПОП и 8л ДПОП
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
«ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
на итоговой аттестации
по предмету «Музыкальная литература»
преподаватель теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории ДШИ
города Холмска Сахалинской области
Таран Мария Михайловна
В 2020 году в нашей школе, согласно учебным планам 5-ти летней программы по музыкальной литературе, состоится итоговая аттестация по предмету. Такие формы аттестации как музыкальная викторина, тестирование, музыкальное восприятие музыки, уже апробированы и сданы выпускниками в 4 классе. Поэтому на секции музыкально- теоретических дисциплин решено апробировать форму: сдача устного экзамена по билетам.
Мною составлено 10 билетов по 3 вопроса. За основу вопросов в билетах, я взяла предлагаемые вопросы на итоговой аттестации для устного экзамена из программы Домогацкой. Выбрала из трёх вариантов наиболее интересные и значимые вопросы на мой взгляд. Два вопроса в билетах теоретические, а третий – практический с демонстрацией произведения. Для третьего вопроса учащиеся готовят ещё и презентацию. Перед учащимися поставлены такие задачи, как: оформление титульного листа, найти портрет композитора, осветить в какую эпоху жил он и творил, название произведения и его значение, форма строения, тональный план, характеристика тем и выявление главных средств выразительности. Главным же является речь учащегося и качественная демонстрация отдельных тем произведения.
Привожу не только сами выбранные вопросы, но и ответы, которые учащиеся должны дать. Экзаменационной комиссии будет легко ориентироваться в правильности и полноте ответов учащихся. Также привожу критерии оценок за устный ответ учащегося по произведению.
Для удобства использования этого материала другими преподавателями, даю билеты в двух вариантах: для экзамена (распечатай и разрежь) и для комиссии (с ответами).
1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?
2. Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.
3.Расскажи о произведении из экзаменационной программы?
1. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?
2. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?
3. Расскажи о произведении из экзаменационной программы?
1. Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы (напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?
2. Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).
3 . Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название?
2. Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название).
2. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие сражение в живописи, в музыке?
2. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор, жанр, название).
2. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
2. Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония, концертная увертюра, опера, концерт. Дай определения.
2. В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?
Классические – образцовые – это циклические произведения (зхили4хчастные), где части расположены по принципу контраста, финал этих произведений светлый и оптимистичный. В произведениях композиторы использовали народные мелодии. Все части произведений логичны и стройны по форме.
2. Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.
Финал в инструментальной музыке (соната, симфония, концерт, камерный ансамбль) обычно в темпе аллегро, в форме рондо или рондо-сонаты. Это эффектная заключительная часть, которая оставляет яркие впечатления у слушателя.
Оперные финалы характеризуются: стремительность развития действия, драматизмом (здесь кульминация произведения), торжественностью или монументальностью. Заключительная сцена, как правило, складывается из ряда номеров: сольных, ансамблевых, хоровых.
3.Расскажи о произведении из экзаменационной программы?
1. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?
Существует 5 видов оркестров. Они различаются составом инструментов.
Симфонический: струнно-смычковая, деревянно-духовая, медно-духовая и ударная.
Оркестр русских народных инструментов: струнно-щипковая, деревянно-духовая, язычковая и ударная.
Медно-духовой оркестр: деревянно-духовая, медно-духовая, ударная.
Эстрадный оркестр: струнно-смычковая, медно-духовая, ударная установка, электрогитары, фортепиано.
Джазовый оркестр: деревянно-духовая, медно-духовая, ударная установка, электрогитары, фортепиано.
2. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?
И.С. Бах при настройке инструмента разделил октаву на 12 полутонов, таким образом, получил 12 равных мажорных и 12 минорных тональностей. Чтобы доказать, что такая 6настройка инструмента совершенная, он сочинил 2 тома ХТК – 24 прелюдии и фуги во всех 24 тональностях. Композиторы Д. Шостакович и Р. Щедрин повторили этот подвиг и создали аналогичные сочинения.
Ф. Шопен, Скрябин, С. Рахманинов создали свои сборники « 24 Прелюдии», Таривердиев создал 24 пьесы «Настроения».
3. Расскажи о произведении из экзаменационной программы?
1. Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы (напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?
Картины природы в музыке называются пастораль.
А. Вивальди. 4 концерта для струнного оркестра «Времена года».
П.И. Чайковский. Фортепианный цикл из 12 пьес «Времена года».
К. Дебюсси. Фортепианный цикл «Детский уголок», пьесы «Маленький пастух» и «Снег танцует».
Л.В. Бетховен. Симфония №6 «Пасторальная».
Э. Григ «Утро» из сюиты к драматическому спектаклю Генриха Ибсена «Пер Гюнт»,
Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере «Снегурочка».
2. Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название?
Это творческое содружество русских композиторов. Образовалась «Могучая кучка» в Санкт – Петербурге в конце 1850тых – в начале 1860тых годов. В состав входили: Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Николай Римский – Корсаков, Цезарь Кюи. Идейным вдохновителем стал Владимир Стасов (художественный критик, искусствовед, археолог). Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками М.И Глинки и пропагандистами его творчества. Грезили идеями развития русской национальной музыки и явились собирателями народной музыки.
2. Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).
Либретто (из итал. libretto «книжечка») — литературная основа оперы, оперетты, балета, мюзикла, кантаты.
1.Публичное исполнение музыкальных и других произведений.
2.Музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра. «К. для скрипки»
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название).
Программные произведения – это произведения, в которых что- то изображается, рисуется музыкальными средствами выразительности.
Признаками программных произведений является название произведения:
Картины природы – пастораль (П. И. Чайковский Фортепианный цикл «Времена года», пьесы из «Детского альбома». Григ Утро из сюиты «Пер Гюнт».
Следующим признаком является литературный сюжет : опера, балет, симфоническая картина (А. Лядов «Кикимора», Н. Римский – Корсаков «Шехеразада»)
Программными также могут считаться танцевальные произведения композиторов: мазурки, полонезы, менуэты. Ещё музыка к кинофильмам.
2. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?
2 темы лежат в основе формы сонатное аллегро (соната, симфония, квартет, концерт) – в разделе экспозиция: главная и побочная. 2 темы лежат в основе формы двойные вариации – это вариации на 2 контрастные темы.
3 темы лежат в основе формы сонатное аллегро (соната, симфония, квартет, концерт) – в разделе экспозиция: главная и побочная и заключительная.
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие сражение в живописи, в музыке?
Сцены, изображающие сражение в музыке называются по-разному:
П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Сцена сражения мышей и солдатиков.
С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Ледовое побоище.
С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта», Поединок Ромео и Тибальта.
Л.В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Разработка.
2. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?
Экспозиция – это 1 раздел сонатной формы, где происходит демонстрация главной и побочной тем.
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор, жанр, название).
Балеты: А.К. Лядов «Сказка о мёртвой царевне», Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка», Чулаки «Сказка о попе и его работнике Балде».
Романсы: М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье», На холмах Грузии», «В крови горит огонь желанья». А.С. Даргомыжский «Мельник»
2. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Назовите русских композиторов рубежа XIX — XX века. Кто из них был выдающимся исполнителем?
2. Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.
Сюита – последовательность контрастных произведений, объединённых единым замыслом. К. Сен-Санс. Зоологическая сюита «Карнавал Животных». И.С. Бах. Французские сюиты. Э. Григ. Сюита №1 и 2 из музыке к драме Ибсена «Пер Гюнт».
Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Он предполагает контраст частей: прелюдии как импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы. Например, «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, построенный по принципу расположение произведений по хроматизмам. Пример из музыки XX века — «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича.
К сонатно-симфоническому циклу относятся жанры музыки, такие как симфония, соната, квартет, концерт. Для него характерны: темповой контраст частей (быстро, медленно, подвижно, быстро), соотношение тональностей (родственных), идейная выстроенность от части к части. Л.В. Бетховен Симфония №5.
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?
Создателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн.
Оперы с историческими сюжетами: М.И. Глинка «Иван Сусанин»,
А.П. Бородин «Князь Игорь», М.П. Мусоргский «Борис Годунов» и «Хованщина», С.С. Прокофьев «Война и мир»
Оперы со сказочными сюжетами:
М.И. Глинка «Руслан и Людмила»
Н.А. Римский – Корсаков «Садко», «Снегурочка», « Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок»
С.С. Прокофьев «Любовь к трём апельсинам»
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
1. В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония, концертная увертюра, опера, концерт. Дай определения этим жанрам.
Опера – конец 16 века – Я. Перри «Дафна» 1597
Концерт – рубеж 17-18 веков. Корелли. Концерты для струнно-смычковых инструментов.
Слово Концерт имеет 2 значения:
1. лат. concerto — состязаюсь — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров. Предшественниками концерта можно считать разного рода состязания древней Греции и Рима.
2.Конце́рт — музыкальное произведение, для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.
Симфония – середина 18 века, композиторы Мангеймской школы, Гайдн, Моцарт и Бетховен.
2. В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?
Инвенция, фуга, вариации, детская песня.
3. Расскажи о произведении из твоей экзаменационной программы?
Критерии оценки на итоговой аттестации (по произведению)- устный ответ
3 («удовлетворительно») – не содержательный и поверхностный ответ, содержащий 3-4 незначительные ошибки. Творческий портрет композитора исполняемого произведения содержит неточности грубого характера. Не точное выявление выразительных средств музыки для создания определённого характера музыкального образа. Есть ошибки в определении формы, тональности и тонального плана данного произведения. Хорошее исполнение произведения, хорошая подача иллюстративного материала.
В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.