все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад

жизнь-156

О! Нету воли жить, и умереть нет сил!\ Да, все уж допито. Брось хохотать, Вафилл. \ Все допил, все доел. Но продолжать не стоит. В МАНЕРЕ НЕКОТОРЫХ\\ Томление. Поль Верлен. Перевод Г. Шенгели

О, гаревые колоски,\О, пережженная полова,Дожить до гробовой доски\И не сказать за жизнь ни слова? Григорий Корин Какой-то должен разговор

О, жизнь моя без хлеба,\Зато и без тревог!\Иду. Смеётся небо,\Ликует в небе Бог. Федор Сологуб “Родине\Пятая книга стихов” 1906 О, жизнь моя без хлеба,

О, жизнь моя, не уходи,\Как ветер в поле! \Ещё достаточно в груди\Любви и боли. \Ещё дубрава у бугра\Листвой колышет,\И дальний голос топора\Почти не слышен. Анатолий Жигулин 1980 О, ЖИЗНЬ МОЯ, НЕ УХОДИ.

О, жизнь моя,\ мой сладкий плен — \ молитва, нищенство, отвага, \ вся в черных буковках бумага. \ И ожиданье перемен. Николай Панченко

О, как мы жили! Горько и жестоко!\Ты глубже вникни в страсти наших дпен. \Тебе, мой друг, наверно, издалека\Все будет по-особому видпей. Михаил Дудин

О, легкая слепая жизнь!\ Ленивая немая воля!\ И выпеваешь эту даль, как долю,\ и, как у люльки, доля над тобою\ поет. Прощайте! Набирает высь\ и неизбежность нежное круженье,\ где опыт птичий, страх и вдохновенье\ в одном полете голоса слились. Марина АКИМОВА «ДЕНЬ и НОЧЬ» N 3-4 2005г.

О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений, \Холодный полумрак, без звуков и огня. \Ни воплей горестных, ни гордых песнопений, \ Ни тьмы ночной, ни света дня. Константин Бальмонт Из сборника “ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ” 1894 БОЛОТО

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАнна Черняева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Орфографический практикум 8-2 Правописание служебных слов. Союзы Автор – Ефремова Л.Р., учитель русского языка МОУ СОШ 12, ЯНАО, г.Ноябрьск.» — Транскрипт:

1 Орфографический практикум 8-2 Правописание служебных слов. Союзы Автор – Ефремова Л.Р., учитель русского языка МОУ СОШ 12, ЯНАО, г.Ноябрьск

2 Слитное и раздельное написание союзов

3 Слитно Раздельно (сложные союзы) Зато, тоже, также. Чтобы, отчего, оттого, причём, притом, потому и т.п. То есть, так как, так что, как будто, оттого что, потому что, однако же, для того чтобы, с тем чтобы, тогда как, в то время как, подобно тому как и т.п.

4 Отличие производных союзов от сочетаний местоимений или наречий с частицами, предлогами или союзами

5 Союзы 1. Зато (союз с противительным значением) = но Приют наш мал, зато (= н.о) спокоен

6 Местоимения, наречия с частицами, предлогами и союзами 1. За то (предлог + местоимение); местоимение можно заменить существительным или прилагательным. Благодарю вас за то (предпоследнее, сердечное) письмо.

7 Союзы 2. Чтобы, чтоб (союз с целевым или изъяснительным значением) При использовании в целевом значении союз чтобы можно заменить союзом для того чтобы. Чтобы (= для того чтобы) рыбку съесть, надо в воду лезть. Природе надо, (что?) чтобы её любили.

8 Местоимения, наречия с частицами, предлогами и союзами 2. Что бы, что б (местоимение + частица) Частицу бы можно перенести в другое место предложения, местоимение можно заменить существительным или прилагательным. Что бы мне ещё прочесть?

9 Запомните! С очетание Во что бы то ни стало пишется в шесть слов!

10 Союзы 3. Тоже = также (союзы с соединительным значением) = и Вы любите драматургию Чехова? Я тоже разделяю ваши вкусы. (Я также разделяю ваши вкусы.)

11 Местоимения, наречия с частицами, предлогами и союзами 3. То же (местоимение + частица); частицу можно опустить; часто при то же есть местоимение самое или что: то же самое, то же, что То же самое представление мы видели месяц назад. Хорошая книга то же, что верный друг.

12 Местоимения, наречия с частицами, предлогами и союзами 3. Так же (наречие + частица); частицу можно опустить; часто за так же следует как: так же, как Она держалась так же, как всегда. Сочетание точно так же пишется в три слова. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так же закрываются к вечеру.

13 Союзы 4. Потому = оттого (союзы с причинным значением) = по причине Мне грустно потому, что весело тебе. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес. Оттого, что лес – моя колыбель.

15 Слитно или раздельно? Что(бы) поступить в университет, Борис был обязан окончить гимназию с золотой медалью. В лесу, куда он убежал в утро приезда, что(бы) пополнить свой гербарий, ждала его поразительная неожиданность. Я вас должен поблагодарить за(то), что вспомнили обо мне при основании новой академии художеств в Москве. За(то), если задето его самолюбие, затронуты нервы, тогда он изумит весь класс, иногда и учителя.

16 В (от)того и не знаете жизни, не ведаете чужих скорбей, что вы не любили. Я обычно получал «заказы» на иллюстрирование текстов не(по)тому, что брат не мог сам этого выполнить, а (по)тому только, что писать или «сочинять» был ещё не способен. Я и сама не понимаю, от(чего) я стала суеверной. На каждой строчке ощущается такая потребность поумнеть, при(том) так дело связано с моим внутренним воспитанием, что я должен ожидать многого для себя. Слитно или раздельно?

17 Я действую с благоразумием и в то(же) время не изменяя моим рыцарским чувствам. Щёки так(же), как и лоб, около глаз и рта сохранили ещё молодые цвета. На первом месте Нил Андреевич Тычков, во фраке со звездой…, потом неизменно скромный и вежливый Тит Никоныч, то(же) во фраке… Как отделит реальное от(того), что дает книга, театр, кинематограф? И(так) мы обходили кругом весь сад. И(так), не оставайтесь долго в Псковской губернии. Слитно или раздельно?

19 Укажите раздельное написание слова: 1. не звонили, так(как) не было колоколов; 2. корень горек, за(то) плод сладок; 3. ясно, от(того) и прекрасно; 4. сжимала, что(бы) не дрожали Вопрос 1

20 Укажите раздельное написание слова: 1. казалось, буд(то) наполнился; 2. смотрит из(под) чёрных кудрей; 3. пошли, что(бы) сократить путь; 4. искал, во что(бы) прицелиться Вопрос 2

21 Укажите раздельное написание слова: 1. На дворе всё так(же) сверкали звёзды и сухой снег колол лоб. 2. Труд необходим человеку так(же), как пища. 3. Ночью так(же) не было прохлады. 4. Всё так(же) по мосту колёса держали свой тяжёлый лад Вопрос 3

22 Укажите раздельное написание слова: 1. Здесь то(же) преобладал горячий запах пиленого дерева. 2. Учиться и жить есть одно и то(же). 3. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя с головы до ног. 4. Отец Виктора, опустив вожжи, то(же) соскочил с лошади Вопрос 4

23 Укажите ошибку в написании слова: 1. Скоро должен был начаться разлив рек, поэтому мы долго обдумывали маршрут. 2. По этому признаку и по тому, что часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы. 3. Потому, как засветились огни, я понял, что в доме проснулись. 4. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. Вопрос 5

24 Укажите ошибку в написании слова: 1. Он видел, как от того берега почти бесшумно отплыла лодка. 2. Коротко да ясно, оттого прекрасно. 3. Оттого, кто не мил, и подарок постыл. 4. На следующее утро я проснулся оттого, что услышал глухое ворчание Вопрос 6

25 Ответы Если вы допустили много ошибок, выполняя этот тест, вернитесь в начало и повторите еще раз правила. Если ошибок нет, смело отправляйтесь на экзамен! Удачи!

Источник

Текст книги «Стихотворения. Поэмы»

Автор книги: Александр Твардовский

Поэзия

Текущая страница: 17 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Вагонный быт в дороге дальней,
Как отмечалось до меня,
Под стать квартире коммунальной,
Где все жильцы – почти родня.
Родня, как есть она в природе:
И та, с которой век бы жил,
И та, с которой в обиходе
Столкнешься утром —
День постыл.
И есть всегда в случайном сборе
Соседей – злостный тот сосед,
Что любит в общем коридоре
Торчать, как пень, и застить свет.
И тот, что спать ложится рано,
И тот бессонный здоровяк,
Что из вагона-ресторана
Приходит в полночь «на бровях».
И тот, что пьет всех больше чая,
Притом ворчит,
Что чай испит,
И, ближних в храпе обличая,
Сам как зарезанный храпит.
И тот, что радио не любит,
И тот, что слушать дай да дай,
И тот, и всякий…
Словом, люди,
В какую их ни кинуть даль.
И на путях большого мира
Мне дорог, мил
И этот мир…
Съезжает вдруг жилец с квартиры,
Вдруг сходит спутник-пассажир…
И пусть с тобой он даже спички
Не разделил за этот срок,
Но вот уже свои вещички
Он выдвигает за порог.
Вот сел у двери отрешенно —
Уже на убыль стук колес, —
Вот встал и вышел из вагона,
И жизни часть твоей унес…
Но это что. Иное дело,
Когда, как водится в пути,
Знакомство первое успело
До дружбы, что ли, дорасти.
Читатель, может быть, припомнит
Молодоженов-москвичей,
Что в стороне держались скромно,
Дорогой заняты своей,
Своей безмолвною беседой
Про тот, наверно, край земли,
Куда они впервые едут
В составе собственной семьи.
Когда пошли уже к Уралу
Холмы – заставы главных гор, —
Супруги юные помалу
Втянулись в общий разговор.
Должно быть, так, что с непривычки
Взгрустнулось, – критик, погоди:
Не версты дачной электрички,
А вся Европа позади.
И, отдаваясь этой дали,
Что открывалась душам их,
Они с отрадой обретали
Опору в спутниках своих.
И постигали въявь при свете
Дневном на этом рубеже,
Что – да, они уже – не дети,
И счет пошел иной уже…
Расспросы, толки, тары-бары…
Уже, проход загородив,
Вокруг и возле этой пары
Вагонный сладился актив.
На всех пахнуло в самом деле
Как будто временем иным,
И все по-своему хотели
Не сплоховать при встрече с ним;
Не оттолкнуть почтенной спесью:
Мол, то ли дело в наши дни;
Не затянуть унылой песни
Во вкусе матушки-родни —
Той, чьи советы, поученья
И справки – в горле у детей:
Насчет превратностей снабженья
И климатических страстей.
Но все ж избыточное время
В пути заставило и нас
Отдать свой долг обычной теме,
Что все имеют про запас.
Мол, край земли – оно понятно,
И в шалаше с любимым – рай.
Но на Арбат попасть обратно
Сложнее, чем на этот край.
Да, да. Не всем в аспирантуру, —
Нет, нужно в жизнь пойти сперва.
Но взять Калинин либо Тулу:
И жизнь, и в трех часах Москва…
Беда, что все до меду падки, —
Себе не враг никто живой:
Тот строит город на Камчатке,
А дачу лепит под Москвой.
Тот редкой верностью Сибири
Уже повсюду знаменит,
А там, в столице, на квартире
Жена за сторожа сидит…
И, кстати, речь зашла о женах,
Особо любящих Москву,
Что хоть в каких ютятся зонах,
Лишь ею грезят наяву.
Хоть где-то, где-то, чуть маяча,
Томит им души до беды
Москва – мечта,
Москва – задача,
Москва – награды за труды.
А впрочем, если виновата
Она – Москва – какой виной,
Так разве той, что маловато
На всех про всех ее одной.
И хоть бы втрое растянулась,
Так не вместиться всем в одну…
Но не твое ли время, юность,
Нести ее на всю страну?
В леса и степи до предела
Идти со связью от нее.
То не твое ли нынче дело,
Друг верный – молодость.
Твое!
Твое по праву и по нраву.
Твое по счету голосов.
Несет тебе и честь и славу
Земли родимой этот зов.
Не для того тебя растили
И сберегали как могли,
Чтоб ты в поре своей и силе
Чуралась матери-земли.
Земли, нетоптаной, нерытой,
Таящей зря свои дары.
Необжитой, недомовитой
И небом крытой
До поры.
Тебе сродни тех далей ветер.
Ты знаешь: очередь твоя —
Самой в особом быть ответе
За все передние края.
За всю громоздкую природу,
Что в дело нам отведена,
За хлеб и свет, тепло и воду,
За все, чем в мире жизнь красна…
Прошу учесть, читатель строгий,
Что у стиха свои права:
Пусть были сказаны в дороге
Не эти именно слова.
И за отсутствием трибуны
Шла речь обыденней вдвойне…
Но вот супруг, наш спутник юный,
Вдруг поднял руку:
– Дайте мне.
Он старшим был в их славной паре
И, видно, парень с головой,
Из тех, что в каждом семинаре
Резон отстаивают свой.
– Позвольте мне, – сказал он тихо. —
Мы сами вызвались сюда.
Хоть знаем все, почем там лихо,
Но сами… Просто – от стыда.
Да! Что же: речи, песни, письма,
А как до дела – так меня
Авось хоть в ту же Тулу втиснет
Руководящая родня…
И нужды нет притом лукавить,
Что мне Москва не хороша,
И что не жаль ее оставить,
И не лежала к ней душа.
Зачем выдумывать пустое, —
Вдали она еще милей.
Еще теплей.
Но разве стоят
Те блага – совести моей!
Бочком ходить, светить глазами —
Была бы нам судьба тошна.
Иную мы избрали сами,
Я правду говорю, жена?
Мы с ним в купе сидели рядом,
И та из своего угла
Его влюбленным, долгим взглядом,
Не отрываясь, берегла.
И не впервые вслух, должно быть,
Она сказала те слова,
Что про себя имели оба:
– Где мы с тобой, там и Москва…
И даже чуть плечом пожала —
Мол, знаешь сам: ответ готов.
И все признали, что, пожалуй,
Не скажешь лучше этих слов.
Пусть жизнь своею жесткой меркой
Измерит емкость их потом,
Когда любовь пройдет проверку
И обживет свой новый дом.
Но это доброе присловье —
Залог и дружбы и семьи.
И с ним полезен для здоровья
Любой на свете край земли…
Тот край, тот мир иной – до срока
Он не вступал еще в права.
И от Москвы как ни далеко,
То все еще была Москва.
Москва, что дали рассекала
Своей стальною колеей.
Тайга ли, степи или скалы —
Все это было за стеной;
Все за окном неслось вагонным.
А тут, внутри, была она,
С ее уютом, протяженным
До крайней шпалы полотна.
Тут из конца в конец державы,
Защищена от непогод,
Она тепло свое держала
И свой столичный обиход.
И если поезд передышку
Себе в работе позволял,
Там был хоть малый городишко —
Москвы образчик, хоть вокзал;
Хоть водокачка – знак приметный
Культуры с дедовских времен;
Хоть «Пиво – воды», хоть газетный
Киоск, закрытый на ремонт…
Так час за часом вдаль столица
Свою разматывает нить,
Пока не время с ней проститься,
С ее подножки соступить
И очутиться вдруг в Сибири,
В полубезвестной точке той,
Что для тебя в подлунном мире —
Отныне дом и адрес твой,
Где жить и быть, располагаться,
Топтать земли тот самый край,
Брать в оборот его богатства, —
И вот когда, Москва, прощай!
Она помедлит там учтиво,
Но тихо тронется состав,
И канет в далях это диво…
Ты не случайно ли отстал?
Не побежишь за этим спальным
Цепляться, виснуть как-нибудь?
Нет? Все в порядке, все нормально?
Тогда живи и счастлив будь!
И мы своим молодоженам,
Когда настала их пора,
На остановке всем вагоном
Желали всякого добра.
Как будто мы уже имели
На них особые права.
Как будто мы их к этой цели
И подготовили сперва.
Как будто наша в том заслуга,
Что старше мы друзей своих.
Как будто мы их друг для друга
Нашли и поженили их…
И вот они на том вокзале,
Уже в толпе других людей…
И мы глядим на них глазами
Минувшей юности своей;
Глазами памяти суровой
И светлой – тех ушедших лет,
Когда по зову жизни новой
Мы брали дальний свой билет…
Все та же даль.
Но годы – те ли!
Мы юным сменщикам своим
Сказать, быть может, не хотели,
Как мы завидовали им.
Полна, красна земля родная
Людьми надежных душ и рук.
Всё та же, та же, да иная
И даль,
и жизнь,
и всё вокруг…

Источник

Тест Служебные части речи

Просмотр содержимого документа
«Тест Служебные части речи»

1. В этом предложении употреблен производный предлог:

а) Несколько раз в течение лета заходил Гаврик к Пете во
двор узнать, как дела. (В. Катаев)

б) Мимо дома бегали маленькие дачные поезда с парович­ком-кукушкой. (В. Катаев)

в) Гаврик вошел во двор и остановился под окнами Петиной
квартиры, находившейся в третьем этаже. (В. Катаев)

г) Невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю.
(В. Арсеньев)

2. Отличайте предлог от наречия. В этом предложении употреблено
наречие:

а) Капитан Бонавентура с караулом поскакал навстречу
экипажу, появившемуся на дороге. (Ю. Олеша)

б) Навстречу ехал автобус-экспресс.

в) Вверху сквозь просветы между деревьями виднелось небо
в тучах. (В. Арсеньев)

г) На верху футляра [часов] стояла бронзовая вазочка.
(А. Н. Толстой)

3. В этом предложении производный предлог пишется слитно:

а) Впрочем, (в) виду недостатка времени, не будем от­влекаться от предмета лекции. (А. Чехов)

б) У многих русских рек, (на) подобие Волги, один берег гор­ный, другой луговой. (И. Тургенев)

в) (В) течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживая
мне без раболепства. (И. Тургенев)

г) Волны выбили в горной породе нечто (в) роде пещеры.
(В. Арсеньев)

4. В этом предложении производный предлог пишется раздельно:

а) И вдруг (в)переди машины взметнулся клуб черного ды­ма. (А. Фадеев)

б) (В)области изучения космоса наша страна достигла боль­ших успехов.

в) Не было ни одной тучки, (в)следствие чего небесный свод
казался голубой хрустальной чашей. (А. Чехов)

г) (В)продолжение всей болтовни Ноздрева Чичиков проти­рал несколько раз себе глаза. (Н. Гоголь)

5. В этом предложении на месте пропуска надо писать букву е:

а) В продолжени.. часа мы наблюдали зеленые огни в воде.
(А. Новиков-Прибой)

б) Плавание по реке опасно вследстви.. быстрого течения.

в) Впоследстви.. я с большим удовольствием вспоминал эти
прогулки по морскому берегу.

г) Лодка попала в течени.. реки и стремительно понеслась
к водопаду.

6. В этом предложении союз соединяет однородные члены предло­жения:

а) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капель­ками росы. (Е. Пермитин)

б) Сквозь дым небесный виден месяц юный,
И конь все больше замедляет шаг,

И вожжи тонкие дрожат, как струны. (3. Гиппиус)

в) Волокна серой паутины

Плывут и тянутся с небес. (3. Гиппиус)

г) С неба не падал, не сеялся, а словно оседал мелкий дождь.
(Е. Пермитин)

7. В этом предложении союз связывает простые предложения в со­ставе сложного:

а) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено
закружились задние колеса, поднимая пыль. (Б. Можаев)

б) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и по­шли. (К. Паустовский)

в) Из последних сил, перелезая через завалы, изодранные и
окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на
теплую землю, в заросли ландышей. (К Паустовский)

г) Весенний дождь хлестал кусты,

И над землянкой ветер злился. (С. Щипачев)

8. В этом предложении употреблен простой союз:

а) Великий человек лишь громок на делах

И думает свою он крепко думу без шуму. (И. Крылов)

б) Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из
нас без нее не может обойтись. (И. Тургенев)

в) Ольга проснулась оттого, что из сада в раскрытую форточ­ку врывался громкий щебет. (А. Гайдар)

г) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело
выше окон. (Л. Толстой)

9. В этом предложении употреблен составной союз:

а) Выбирать книги для своего и чужого чтения не только на­ука, но и искусство.

б) Перед ней [Женей], как волны моря, колыхалась листва
густых садов. (А. Гайдар)

в) В важных делах жизни всегда надо спешить так, как буд­то бы от потери одной минуты должно было бы все погибнуть.
(В. Белинский)

г) Трилистник водяной можно встретить как на заболочен­ных лугах, болотах, так и по берегам зарастающих озер и пру­дов почти на всей территории страны. (В. Сало)

10. В этом предложении употреблен сочинительный союз:

а) Длиннее, чернее
Холодные ночи,

И небо светлее. (3. Гиппиус)

б) Как только взошло солнце, туман начал рассеиваться.
(В. Арсеньев)

в) Я рассказал внуку, что кукушка — единственная из всех
птиц подкладывает свои яйца в чужие гнезда. (И. Соколов-
Микитов)

г) Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча..
(М. Горький)

11. В этом предложении употреблен подчинительный союз:

а) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле непо­движной человеческой фигуры. (Б. Полевой)

б) Пете показалось даже, что матрос подмигнул ему. (В. Ка­таев)

в) Но вот среди тишины из-за розовых облаков сначала по­слышалось странное жужжание, а потом сверкнула серебряная
точка.(Н.Гоголь)

г) На Пересыпе не то что-то горело, не то всходила луна. (К. Паустовский)

12. В этом предложении подчинительный союз имеет причинное зна­чение:

а) Недалеко от домика, где жил писатель, рос огромный то­поль. (К- Паустовский)

б) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна

В норке прячется она. (Загадка)

в) Оттого я ржу, что в поле

Уж недолго мне гулять. (А. Пушкин)

г) Не на пользу книги читать, коли в них вершинки хватать.
(Пословица)

13. В этом предложении подчинительный союз имеет целевое зна­чение:

а) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на
плодородной почве. (И. Тургенев)

б) Для того чтобы воздух мог проходить в ящики и коробоч­ки, крышки их всех были истыканы толстой булавкой. (С. Ак­саков)

в) Всякое дело надо любить, чтобы его хорошо делать.
(М. Горький)

г) Я пришел к Татариновым с таким расчетом, чтобы не за­
стать Николая Антоновича. (В. Каверин)

14. В этом предложении подчинительный союз имеет временное зна­чение:

а) Стало слышно, как гудит шмель, запутавшийся в оконной
занавеске. (К. Паустовский)

б) Когда стемнело, с моря ветром опять нанесло туман.
(В. Арсеньев)

в) Лось уходил с вечера, всю ночь бродил по лесу и возвра­щался, только когда солнце поднималось над деревьями. (В. Бианки)

г) Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажму­рить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев
был страшный. (Н. Гоголь)

15. В этом предложении подчинительный союз имеет условное зна­чение:

а) По всему было видно, что лесничий и счастлив и смущен.
(К. Паустовский)

б) Мальчик первый услышал фырканье и зашипел на нас,
чтобы мы замолчали. (К. Паустовский)

в) Если б соловьем запела я в лесу, то, возбудя бы
удивленье, снискала бы любовь и, может быть, почтенье.
(И. Крылов)

г) Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем. (И. Крылов)

16. В этом предложении подчинительный союз имеет сравнительное
значение:

а) Смеркалось, когда добрались до хутора. (М. Шолохов)

б) Встала в небе радуга цветная,

Как ворота на конце шоссе. (С. Орлов)

в) Внутри его [петуха] от каждого удара что-то бухало и гу­дело, будто кот бил по резиновому мячу. (К- Паустовский)

г) Жесткой черной листвой шелестит и трепещет кустарник,
Точно в снежную даль убегает в испуге. (И. Бунин)

17. В этом предложении подчинительный союз имеет изъяснитель­ное значение:

а) Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила. (А. Пушкин)

б) Казалось, будто весь воздух наполнился дымом. (В. Арсеньев)

в) Мать плотно сжимала губы, чтобы они не дрожали.
(М. Горький)

г) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для
души человека. (М. Горький)

18. Различайте союз и другие части речи. В этом предложении упо­треблен союз тоже (также), пишется слитно:

а) Здесь (тоже, то же) преобладал горячий запах пиленого
дерева. (В, Катаев)

б) Петя засунул руки в карманы, покрутился равнодушно
под окнами, затем (также, так же) равнодушно, чтобы не воз­буждать подозрение, вышел на улицу. (В. Катаев)

в) Вода журчала, как вчера, и (также, так же) шептались ку­сты черемухи. (В. Короленко)

г) Ночью (также, так же) не было прохлады. (Н. Пржеваль­ский)

19. В этом предложении употреблен союз чтобы (зато, оттого), пи­шется слитно:

а) Песня за домом смолкла, (зато, за то) над прудом соловей
заводил свою. (В. Короленко)

б) (Зато, за то), друзья, мы так Отчизну любим, что на земле
прекрасней всех она. (М. Пришвин)

в) Берись (зато, за то), к чему ты сроден,

Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. (И. Крылов)

г) Плыли в небе облака,
Видимо,

(Оттого, от того) у них,

20. Различайте союз и другие части речи. В этом предложении упо­треблено местоимение с предлогом (частицей), пишется раздельно:

а) Голова до прелести пуста,

(Оттого, от того), что сердце слишком полно. (М. Цветаева)

б) (Чтобы, что бы) скрыть одну ложь, надо солгать тысячу
раз. (Пословица)

в) Павлин говорит: «Я красивее всех птиц, а ты, журавль, се­рый, дурной». «(Зато, за то),— отвечает журавль,— я по подне­бесью летаю, а ты по навозному двору ходишь». (Л. Толстой)

г) А вот (зато, за то) кусаю, что, пока ты хлеба не давал, я
еще не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно
знаю, что ты недобрый человек, если меня хочешь подкупить.
(Л. Толстой)

21. Это слово является частицей:

Есть цветок один такой —

Очень нежный, небольшой.

Если бы подул слегка,

Враз бы не было цветка. (Загадка)

22. В этом предложении употреблена формообразующая частица:

а) В апреле, в апреле
Луга запестрели.
Крапивы немного
Домой притащи —
Пусть бабушка сварит
Зеленые щи! (В. Берестов)

б) Разве я когда-нибудь уйду
От цветущей яблони в саду,
От весны в березовом хмелю,

От людей, которых я люблю? (М. Лисянский)

в) Над миром ночь безмолвная царит.
Пустеет понемногу мостовая.

И только время с нами говорит,

Свои часы на башне отбивая. (С. Маршак)

г) Лукавое время играет в минутки,
Не требуя крупных монет.

Глядишь,— на счету его круглые сутки, И месяц, и семьдесят лет. (С. Маршак)

23. В этом предложении отрицательная частица придает отрицатель­
ное значение всему предложению:

а) Степным ветрам не писаны законы. (Н. Заболоцкий)

б) Пустынно.
Ни тропинки,

Ни дорожки. (В. Федоров)

в) Дом по улице идет,
На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Загадка)

г) Долго солнце огнем благодатных лучей

Не осушит пролитых природою слез. (С. Надсон)

24. Это предложение получает положительный смысл, хотя в нем есть
отрицательная частица:

а) В белую, белую ночь

Мне не уснуть никогда. (70. Коринец)

б) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доб­рого старика. (А. Пушкин)

в) На пиру я не была,

Но подарок принесла. (В. Жуковский)

г) Бродя целыми днями по городу, Гаврик не мог не почувст­вовать приближения событий. (В. Катаев)

все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть картинку все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Картинка про все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад25. В этом предложении частица пишется через дефис:

а) А народ (то) над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!» (А. Пушкин)

б) Пугачев, негодуя на свои неудачи, не терял однако (же)
надежды одолеть наконец Михельсона. (А. Пушкин)

в) Не рассказать, как был (бы) рад
Взглянуть издалека

На этот дом и этот сад

Петров — герой полка. (С. Маршак)

г) Закричал мышонку еж:

— От ежей ты не уйдешь. Вот идет моя хозяйка,—

С ней в пятнашки поиграй (ка). (С. Маршак)

26. В этом предложении частица пишется раздельно:

а) Если (б) можно было мне
Сделаться моложе,—

Поскакал (бы) тоже! (С. Маршак)

б) Он дернул кольцо и над морем повис
Под белым шатром парашюта,

Но камнем тяжелым стремительно вниз Его понесло почему (то). (С. Маршак)

в) За что (же), не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха? (И. Крылов)

г) И в лампе (не) мерцает блестящая дуга.

Я слушаю молчанье, как слушают врага. (3. Гиппиус)

27. Различайте частицу не, не — часть корня и приставку не-. В этом предложении не — частица: / а) Я — раб моих таинственных,

(Не) обычайных снов. (3. Гиппиус)

б) Часы остановились. Движенья больше нет.

Стоит, (не) разгораясь, за окнами рассвет. (3. Гиппиус)

в) Был этот кот мохнат и рыж,
(Не) из простого рода.

В последний раз поймал он мышь Тому назад три года. (С. Маршак)

г) Ты знаешь, наверное, все-таки родина —
(Не) дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил. (К. Симонов)

28. Различайте частицу ни, союз ни. ни, приставку ни-. В этом пред­ложении употреблена частица ни:

а) Ни попить без грамоты,
Ни поесть,

Не прочесть. (С. Маршак)

б) Остался Петя у крыльца
И сел на пень устало,
Решив дождаться беглеца

Во что бы то ни стало. (С. Маршак)

в) Руки мои ни за что не отмоешь, вот и в бороду смола нака­пала. (Ю. Коваль)

г) Жила она там, где школа,
Где надо ей бегать в класс.
За рощей снова голо,

Ни ветки, и ночь у глаз. (С. Щипачев)

29. Различайте частицы не и ни. В этом предложении употреблена
частица не:

а) Знойный полдень. В воздухе н.. звуков, н.. движения.

б) У этого мальчика было всегда много еды, которую он не
съедал, сколько мама его н.. уговаривала. (Ф. Кнорре)

в) Когда кто-нибудь столярничал на палубе, пес усаживался
напротив него и часами мог н.. отрываясь следить за руками ра­
ботавшего человека. (Ф. Кнорре)

г) После обеда вдруг, откуда н.. возьмись, задул крепкий, но
попутный ветер. (И. Гончаров)

30. Различайте частицы не и ни. В этом предложении употреблена
частица ни:

а) Сколько бы н.. читал стихи Пушкина, всегда открываешь
для себя что-то новое.

б) Сколько я еще н.. прочитал произведений Пушкина!

в) Все хвалили бригадира, кто бы с ним н.. работал.

г) Кто н.. работал с бригадиром, тот не имеет представления
о его умении общаться с людьми.

1. В этом предложении употреблен производный предлог:

а) Гаврик лег на бурьян возле двери, прислушиваясь к каж­дому шороху. (В. Катаев)

б) Один из таких выходов находился в ста шагах позади хи­барки. (В. Катаев)

в) Благодаря отцу я и сестры знаем французский, немецкий
и английский языки. (А. Чехов)

г) По-над Доном сад цветет,

Во саду дорожки. (А. Кольцов)

2. Отличайте предлог от наречия. В этом предложении употреблено
наречие:

а) Множество мотыльков вьется вокруг сирени — белых, с
зеленоватым оттенком, прозрачных. (И. Бунин)

б) Она [Суок] шла веселая и улыбающаяся мимо стражи, ми­
мо кожаных и железных людей, которые смотрели как зачаро­ванные. (Ю. Олеша)

в) Григорий привязал к кусту коня и лег около, прикрыв от
ветра лицо полой шинели. (М. Шолохов)

г) Вокруг расстилались поля.

3. В этом предложении имеется производный предлог, который пи­шется слитно:

а) Он громко декламировал «Бородино» М. Ю. Лермонтова, (не)смотря в книгу.

б) (Не)смотря на уговоры, он не остался ночевать в де­ревне.

в) (В) место ответа ему подали письмо, сложенное треуголь­ником. (А. Пушкин)

г) Я прибыл (в) место назначения поздним осенним днем.

4. В этом предложении производный предлог пишется раз­
дельно:

а) Мне было двадцать пять лет, когда я начинал писать что-
то (в)роде воспоминаний. (А. Герцен)

б) Почти (в) течение целых пяти минут все хранили молча­ние. (Я. Гоголь)

в) (Не) смотря на запрещение, она [Бэла] вышла из крепости
к речке. (М. Лермонтов)

г) Прогулку на лыжах отменили (в) связи с оттепелью.

5. В этом предложении на месте пропуска надо писать букву е:

а) В продолжени.. дня погода несколько раз менялась.

б) В течени.. нескольких часов можно сидеть неподвижно и
смотреть на море. (А. Бобкова)

в) Для меня это был трудный вопрос вследстви.. отрицатель­ного отношения к университетской науке отца. (С. Л. Толстой)

г) Впоследстви.. Василий Николаевич ни разу не пожалел о
принятом им решении. (В. Попов)

6. В этом предложении союз соединяет однородные члены пред­
ложения:

а) С реки налетел ветер, и молодые ясени, дубки, березы,
клены, словно прощаясь, стали качаться, кланяться, замахали
зелеными платочками. (Е. Пермитин)

б) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вы­
шел из хаты. (М. Лермонтов)

в) Наконец сон одолел меня, и я заснул в каком-то блажен­
ном упоении. (С. Аксаков)

г) Под мышкой он нес какой-то узел и, повернув к пристани,
стал спускаться по узкой и крутой тропинке. (М. Лермонтов)

7. В этом предложении союз связывает простые предложения в со­
ставе сложного:

а) Шли мы по кочкам, а между кочками торчали острые, как
поленья, корни берез. (К. Паустовский)

б) Часы в доме пробили восемь раз, и в ту же минуту дале­ко-далеко в лесу зазвенели бубенчики. (Е. Шварц)

в) Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на
редкость дружная и напористая. (М. Шолохов)

г) Вдруг грянула увертюра и заглушила мои слова. (К. Ста­ниславский)

8. В этом предложении употреблен простой союз:

а) Как летом, так и зимой для наблюдательного человека в
тайге много интересного. (Е. Пермитин)

б) Пел в садах малиновых соловей-соловушка,

Да шумели листьями в рощах тополя. (А. Софронов)

в) Вследствие того, что приливы повышают уровень воды,
морские суда могут заходить вверх по реке на десятки кило­
метров.

г) Всю эту местность вода поднимает,

Так что деревня весною всплывает. (Н. Некрасов)

9. В этом предложении употреблен составной союз:

а) К захвату жертвы у рыси приспособлены не только зубы,
но и острые загнутые когти. (И. Соколов-Микитов)

б) Когда мы начали спускаться с гор, вдали гукнул первый
удар грома. (Д. Мамин-Сибиряк)

в) Как только наступает зима, дует порывистый ветер, сып­
лет дождь, птенца альбатроса с ног до головы засыпает снегом.
(В. Тройнин)

г) Едва наступают первые дни лета, подросший альбатрос
отправляется в бесконечные странствия над океаном. (В. Трой­нин)

10. В этом предложении употреблен сочинительный союз:

а) Вода остывает,
Замолкла плотина,
И тяжкая тина

Ко дну оседает. (3. Гиппиус)

б) Порой не то дрема, не то забытье овладевали им.
(А. Чехов)

в) Теперь я понял, почему не видно было огня. (В. Ас­тафьев)

г) В сторожке все сохранилось так, как было при жизни
охотника. (Е. Пермитин)

11. В этом предложении употреблен подчинительный союз:

а) Солнце только что встало, ледяные деревья сверкали так,
что больно было смотреть. (Е. Шварц)

б) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в
отдыхе. (В. Арсеньев)

в) Едва его [мяча] заслышишь стук,
Забудешь все печали. (В. Берестов)

г) То птица из-под ног у них вспорхнет, то краснобокая лиси­
ца в кусты цветущие нырнет. (В. Короленко)

12. В этом предложении подчинительный союз имеет причинное зна­чение:

а) В то время как товарищ мой остановился, мелькнула пе­
ред моими глазами большая бабочка. (С. Аксаков)

б) Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость солдат
были соединены с знанием военного дела.

в) Лес стоит грустный и молчаливый, потому что главные
певцы улетели. (Д. Мамин-Сибиряк)

г) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то
он не мог не обратить на нее внимания. (А. Чехов)

13. В этом предложении подчинительный союз имеет целевое зна­чение:

а) Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул

руками и остолбенел. (А. Пушкин)

б) Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок
приводит. (М. Ломоносов)

в) Оттого что облака почти касались верхушек берез, на зем­ле было тихо и тепло. (К- Паустовский)

г) Чтобы сократить путь, мы пошли к речке напрямик через
сырые луга. (А. Гайдар)

14. В этом предложении подчинительный союз имеет временное зна­чение:

а) Вот веселая белка беспечно спустилась с дерева на
снег, чтобы живо перебежать по нему до другого дерева.

б) Человек зазнается, когда ему много даром дается. (По­словица)

в) Как только котелок с водой прикрыл беспокойное пламя,

небо снова прояснилось. (М. Пришвин)

г) Когда соберутся бойцы-ветераны,

Они о былом говорят. (Е. Долматовский)

15. В этом предложении подчинительный союз имеет условное зна­чение:

а) Не затем голова приставлена, чтобы шапку носить, а за­
тем, чтобы ум-разум копить. (Пословица)

б) Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу,
как дело до петли доходит. (А. Пушкин)

г) Коль заяц сторожит капусту, в огороде будет пусто. (По­словица)

16. В этом предложении подчинительный союз имеет сравнительное

Бужу ручьи, освобождаю лужи,

Да так, что брызги ржавые летят! (В. Берестов)

б) Он [пеликан] посмотрел на деда прищуренным глазом,
как будто что-то стараясь припомнить. (К. Паустовский)

в) Смотрит весело лес из-под черных кудрей,
Словно рад он чему. (И. Никитин)

г) В большой колокол не звонили, так как не было колоко­лов. (П. Асеев)

17. В этом предложении подчинительный союз имеет изъяснитель­ное значение:

Словно жар горит. (К Чуковский)

б) Слышно, как шумят деревья в саду. (А. Н. Толстой)

в) В то время как они [ласточки] были в отлучке, с крыши
слетел воробей, прыгнул в гнездо. (Л. Толстой)

г) Я правду всю насчет людей
С тобой затем делю,

Что я до боли их, чертей,

Какие есть, люблю. (А. Твардовский)

18. Различайте союз и другие части речи. В этом предложе­нии употреблен союз тоже (также), пишется слитно:

а) Сын письмо писал отцу
И поставил точку.

Дочка (тоже, то же) к письмецу Приписала строчку. (С. Маршак)

б) Животное царство пустыни (также, так же) бедно, как и
ее флора. (Н. Пржевальский)

в) Арина Петровна не принимала его, к отцу его (тоже, то
же) не допускали. (М. Салтыков-Щедрин)

г) Все (также, так же) по мосту колеса
Держали свой тяжелый лад. (А. Твардовский)

19. В этом предложении употреблен союз чтобы (зато, оттого), пи­шется слитно:

а) На шесте веселый дом

С круглым маленьким окном. (Чтоб, что б) уснули дети, Дом качает ветер. (Загадка)

б) Стрелок поискал глазами, во (чтобы, что бы) прицелиться.
(В. Катаев)

в) Он видел, как (оттого, от того) берега почти бесшумно от­
плыла лодка. (В. Катаев)

г) (Оттого, от того) ли, что учреждение это находилось в глу­хом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в
нем всегда бывало мало. (А. Куприн)

20. Различайте союз и другие части речи. В этом предложении упо­треблено местоимение с предлогом (частицей), пишется раздельно:

а) Надо верить в возможность счастья, что (бы) быть счаст­ливым. (Л. Толстой)

21. Это слово является частицей:

В такое утро русский человек,

Какое б с ним ни приключилось горе,

нe может тосковать. (Н. Заболоцкий)

22. В этом предложении употреблена формообразующая частица:

а) Нам не стать привыкать —
Пусть мороз твой трещит,
Наша русская кровь

На морозе горит. (И. Никитин)

б) Я бы взял тебя домой, светлячок,
Положил бы я тебя в коробок,

И уснуть бы я от радости не мог. (В. Берестов)

в) В лес июльский загляни-ка:
Поспевает земляника.
Каждая полянка —
Скатерть-самобранка. (В. Берестов)

г) Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохра­няется в лесах год за годом. (К. Паустовский)

23. В этом предложении отрицательная частица придает отрицатель­ное значение всему предложению:

а) Пустеет воздух, птиц, не слышно боле. (Ф. Тютчев)

б) Поля без стад, леса унылы,

Ни скудных листьев, ни травы. (А. Фет)

в) Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые. (А. Пушкин)

г) С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам. (Ф. Тютчев)

24. Это предложение имеет положительный смысл, хотя в нем есть отрицательная частица:

а) Я не мог не признать в душе, что мое поведение в симбирском трактире было глупо. (А. Пушкин)

б) Птица там не пролетит,
Близко зверь не пробежит,
Даже облака небес

На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок. (В. Жуковский)

Из звездочек-малышек Не стучится в окна, Не гремит по крыше. Дождик этот В воздухе искрится И на землю Скатертью Ложится. (Загадка)

г) Широта его взглядов не могла не изумлять меня.
(М. Горький)

25. В этом предложении частица пишется через дефис:

а) К полету готов молодой капитан.
Ему(то) лететь не впервые.

Летал он с десантом в отряд партизан В недавние дни боевые. (С. Маршак)

б) Во двор заходит почтальон,
Обходит все дома,

И слышит он со всех сторон:

— А нет (ли) нам письма? (С. Маршак)

в) — Слишком тихо ты бежишь!—

Говорит ему малыш.— Сядь(ка), длинноногий, Отдохни с дороги. (С. Маршак)

г) — Если нет над вами точки,

Запятая — знак пустой!—

Отозвалась с той(же) строчки

Тетя точка с запятой. (С. Марша/с)

26. В этом предложении частица пишется раздельно:

а) Я (не)помню, сутки или десять

Мы (не)спим, теряя счет ночам. (3. Гиппиус)

б) И кому(же) в ум пойдет

На желудок петь голодный! (И. Крылов)

в) Она ничего (не)понимает, что(бы) ей ни говорили. (И. Тур­генев)

г) Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком(то) как притопнет. (А. Пушкин)

27. Различайте частицу не и приставку не-. В этом предложении
не — частица:

а) Прошло еще (не)сколько секунд, потом с печки раздался
ровный и дружный рев. (А. Гайдар)

б) Под резким, (не)слабеющим дождем
Уносятся ужасные обломки

И долго вспоминаются потом. (П. Рубцов)

в) Я полюбил (не)настный шум вечерний,
Огни в реке и Вологду во мгле. (П. Рубцов)

г) (Не)дается мне буфет,
Сколочу я табурет,
(Не)хромой, (не)шаткий,
Чистенький и гладкий. (С. Маршак)

28. Различайте частицу ни, союз ни..ни, приставку ни-. В этом пред­ложении употреблена частица ни:

— Мы особы занятые,
Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ. (С. Маршак)

б) Чмокает дядя Зуй губами, кричит, а лошадь ни с места —
полозья к земле крепко примерзли. (Ю. Коваль)

в) Оглянулся — не видно никого в берегах. (Ю. Коваль)

все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть картинку все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Картинка про все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть картинку все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Картинка про все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть картинку все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Картинка про все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Смотреть картинку все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Картинка про все так же по мосту колеса держали свой тяжелый лад. Фото все так же по мосту колеса держали свой тяжелый ладг) Вот странное дело: никому не была нужна ржавая желез­ка, а теперь стоит в кузнице и с каждой минутой становится все более ценной. (Ю. Коваль)

29. Различайте частицы не и ни. В этом предложении употреблена частица не:

а) Кто н.. слышал его, всех поражало его красноречие.

б) Кто н… слышал его, очень сожалели об этом

в) Кто н.. приходил на выставку, тот ничего не знал о новых

г) Кто н.. приходил на выставку, все восхищались новыми полотнами художника.

30. Различайте частицы не и ни. В этом предложении употреблена частица ни:

а) Цветы н.. поливали, и они засохли.

б Как н.. поливай увядшие розы, они не расцветут вновь

в) Кто н.. принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

г) Кто н. принимал участие в читательской конференции,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *