все так же многие плюют на популярность
К сожалению на высоком уровне. Стилистическая правка. Соотношение функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски слова
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны лексические нормы? | С правилами словоупотребления |
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным? | Различающиеся по стилевой принадлежности и становящиеся синонимами в определенномконтексте |
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении? | К непониманию |
4. Что понимается под лексической сочетаемостью? | Способность слов соединяться по смыслу |
5. Что такое паронимы? | Однокоренные и близкие по звучанию, но разные по значению слова |
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм? | Избыточность или недостаточность слов |
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии? | Тавтология – повторение однокоренных слов |
Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. многозначность ________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | паронимы |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | многозначность |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | тавтология |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | многозначность |
5. Металлургический цех запущен. | многозначность |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | несочетаемость |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | Облеченные (не то слово) |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | плеоназм |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | тавтология |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | Приличный (не то слово) |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | плеоназм |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | Условия (не то слово) |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | плеоназм |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | плеоназм |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | несочетаемость |
16. Спуск вниз строго запрещен. | плеоназм |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | Привлечь (не то слово) |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | Несочетаемость (происходила суета) |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | плеоназм |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. | несочетаемость |
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | Подвергать критике | |
как дамоклов меч | Постоянная угроза | |
вольная птица | Вольная птица | |
бесструнная балалайка | Болтун | |
гусь лапчатый | Машенник | |
ударить по рукам | Совершить сделку | |
буриданов осел | Нерешительный человек | |
валаамова ослица | Неожиданно проявивший себя человек | |
перейти Рубикон | Решительное действие | |
лебединая песня | Выдающиеся произведение | |
притча во языцех | Плохая слава | |
секрет Полишинеля | Секрет, который все знают | |
китайская грамота | Что-то не понятное | |
эзопов язык | Язык намеков |
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
1. Современный русский литературный язык: понятие, основные признаки, этапы формирования
Правильность, соблюдение языковых норм
Ясность и доступность изложения
Разнообразие средств выражения
Наличие устной и письменной формы
1. Расставьте ударения в словах: ходатайство, апостроф, бюрократия, гастрономия, значимость, иконопись, каучук, похороны, упрочение, феномен, асимметрия.
4. Напишите расписку на получение радиоаппаратуры из кабинета
Я, ФИО,получила радиоаппаратуру из кабинета. Гарантирую вернуть в надлежайщем состоянии.
1. Язык как система: единицы языка (значение, специфика, функции), уровни языка, языковые отношения.
Г) Морфема – минимальный знак, нижняя единица морфологии. «Морфема – одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, то есть такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы этого рода».
Д) Словоформа – верхняя единицы морфологии. Это слово в некоторой грамматической форме. Двусторонняя единица. Обладает некоторыми синтаксическими свойствами, т.е. способностью сочетаться с другими словоформами при построении фразы. Совокупность синтаксических характеристик – синтактика. Словоформа – частный случай языкового знака (множество, состоящее из означаемого, означающего, синтактики).
Уровни языка: синтаксический,морфологический,лексический,фонологический,текстовый.
2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. Ученый стоял у источников ракетостроения. Она пришла в цветистом платье. Командировочный долго ждал место в гостинице. Артист завоевал признательность зрителей. Мне представили новую квартиру.
Ученый стоял у истоков ракетостроения. Она пришла в цветастом платье. Командированный долго ждал место в гостинице. Артист завоевал признание зрителей. Мне предоставили новую квартиру.
3. Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественных числительных 14298.
Р.п.Четырнадцати тысячи двести девяносто восьми, Д.п. четырнадцати тысячам двести девяносто восьми, Т.п.четырнадцатью тысячам двести девяносто восьми, П.п.о четырнадцати тысячах двести девяносто восьми
4. Вставьте пропущенные буквы в словах: прикосновение, сотворить, поклоняться, пловчиха, озарять, ростовщик, промокашка, поплавок, зоревать, Ростислав, промокают (сапоги).
1. Язык и речь. Функции языка. Функции речи.
Функции языка определяются их значением для общественной жизни. Язык выполняет следующие функции: Коммуникативная функция Мыслеформирующая функция Когнитивная (гносеологическая) функция
Коммуникативная (референтивная) функция Экспрессивная (эмотивная) функция Поэтическая (эстетическая) функция Апеллятивная (директивная) функция Фатическая функция (контактоустанавливающая) Метаязыковая функция
1. Расставьте ударения в словах. Диалог, искра, кладовая, недуг, партер, путепровод, ракурс, столяр, фарфор, христианин, экзальтированный.
2. Объясните различия между словами, употребите их в предложениях. Отборный рис – отборочный тур, логический калькулятор – логичный ответ, геройский поступок – героический век, усвоить урок- освоить местность, типичный случай – типовой договор.
3. Отредактируйте данные предложения. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой.
Чистота улиц от этого не улучшилась. Ожидается грандиозная акция.Все дети очень обрадовались новому мультику. Любой человек иногда грубоват, хотя должен следить за собой.
4. Используя данные слова, напишите небольшую заметку в газету: «Хочу быть таким учителем…» Авторитет учителя, глубокое знание, нравственность, любовь, профессионализм, культура речи, совершенствование, теория и практика, безупречность в быту, интеллигентность, уважение.
1. Литературный язык-обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закрепленными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Языковая норма- исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Виды языковых норм.
Орфоэпические нормы – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия в собственном смысле слова указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.
Лексические нормы – это правила употребления слов в соответствии с их значениями и возможностями сочетаемости.
Морфологические нормы – это правила образования слов и форм слова.
Синтаксические нормы – это правила построения словосочетаний и предложений.
Стилистические нормы – этот правила выбора языковых средств в соответствии с ситуацией общения
Орфографические нормы – правила написания слов
Пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания.
2. Практические задания.
2. Раскройте скобки, правильно сочетая слова. Единый, один (момент, миг), карий, коричневый (глаза, костюм), тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание), истинный, настоящий, подлинный (друг, человек, документ, охотник, аметист).
Единый миг,один момент;карий глаз,коричневый костюм; тяжелый рюкзак, тяжелое наказание; истинный охотник, настоящий друг,подлинный документ, настоящий аметист, истинный человек.
3.Найдите ошибки, исправьте предложения. Его ностальгия заела и зов бизнеса позвал. Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало предостаточно. Все так же многие плюют на популярность. Стоянка машин около Дома печати состоялась благодаря решению администрации. К такой мебели подходит только такой натюрморт.
Его ностальгия одолела и зов бизнеса позвал. В салоне дефилировало предостаточно и обывателей, и страстно интересующихся. Многие по-прежнему хладнокровны к популярности. Стоянка машин около Дома печати была разрешена, благодаря согласию администрации. К этой мебели подходит только такой стиль декора.
4.Составление деловой документации: заявление (стандартизированная форма, реквизиты).
На имя ФИО от ФИО ЗАЯВЛЕНИЕ. Прошу предоставить мне внеочередной оплачиваемый отпуск от 15.04.2017.Дата, подпись.
1. Устная и письменная речь, их специфика
Между устной и письменной речью выделяется и ряд различий психолого-ситуативного характера:
в устной речи говорящий и слушающий видят друг друга, что позволяет в зависимости от реакции собеседника изменить содержание разговора. В письменной речи этой возможности не имеется: пишущий может лишь мысленно представлять себе потенциального читателя;
3) письменная речь делает общение точным, фиксированным. Она связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой делового общения и научной деятельности, устная же речь часто отличается неточностью, неоконченностью, передачей общего смысла.
Таким образом, в устной и письменной речи имеются как сходства, так и различия. Сходства основаны на том, что основой и той, и другой разновидности речи является литературный язык, а различия заключены в средствах его выражения.
2. Практические задания.
3. Отредактируйте предложения. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. Рекорды продолжаются. Вдруг она заметила, что по коридору идет кот на цыпочках.
Наблюдается значительное улучшение жизни. Установление рекордов продолжаются. Вдруг она заметила, что по коридору тихо идет кот.
4. Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественного числительного 765.
Родительный семисот шестидесяти пяти, Творительный семистами шестьюдесяти пятью, Предложный о семистах шестидесяти пяти.
1. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический; краткая их характеристика.
Нормативный аспект культуры речи базируется на определении понятия «норма» как ведущего понятия речевой и языковой культуры.
Нормой называют комплекс наиболее удобных для повседневного обслуживания конкретного общества языковых средств. Этот комплекс сложился как итог отбора лексических, синтаксических, морфологических, других элементов.
Этический аспект культуры речи подразумевает умение правильно подбирать слова в конкретной ситуации. Для этого требуется знание этикета, нормы культуры поведения, ведь именно они являются основой для правильного выбора слов. Этический аспект, в отличие от нормативного, подвержен ситуативности. Например, словесные формулы (прощание, приветствие, приглашение и т.п.), обращение, некоторые другие составляющие речи зависят от участников общения, их возраста, национальной принадлежности, взаимоотношений и других факторов.
Коммуникативный аспект К.Р. подразумевает владение всеми функциональными разновидностями языка.
Образованный человек, в зависимости от ситуации, должен владеть выразительной разговорной речью, общаться в научном или деловом стиле, уметь передавать свои мысли официально-деловым языком, знать и уметь грамотно использовать в собственной речи выразительные средства художественной литературы.
2. Практические задания.
Боязно-робко,не смело. Боязливо –жутко,страшно. Жить на берегу океана боязно. Ходить по темному переулку боязливо. Осудить- вынести вердикт, обсудить- обговорить.Его осудили на 5 лет тюрьмы строго режима. Мы сегодня обсудили тему весенней погоды.
Телезритель перестал смотреть телевизор. При голосовании все проголосовали единогласно.Работу начинали ранним утром. Платок остался в кармане пальто. Этот фильм туповато поставлен. Куприн Хорошие ученики постоянно выполняют домашние задания.
4.Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественного числительного 543.
Родительный-пятиста сорока трех, Творительный –пятьюстами сорока тремя, Предложный- о пятистах сорока трех.
1 Акцентология. Акцентологическая норма языка, варианты ударений.
2. Практические задания.
1. Расставьте ударения в словах: безУдержный, кУхонный, неоценЕнный, исповедАние, давнИшний, искрИстый, мИзерный, юрОдивый, договОр.
2. Объясните различия между паронимами, употребите их в предложениях. Факт(доказательство) – фактор(причина), сытый(не голодный) – сытный(питательный), целый(не поломанный) – цельный(единый), командировочный(билет,все то,что относится к командировке) – командированный(человек,сотрудник), абонент(в телефонии) – абонемент(талон,сделка), проблемный(зключающий в себе проблему) – проблематичный(маловероятный,сомнительный).
3. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения. На уроках ребята хорошо ведут. Вчера я нес дежурство в студенческой столовой. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. Задержалось доставление книг в школьную библиотеку.
На уроках у ребят примерное поведение. Вчера я дежурил в столовой. Вчера был дождь, а сегодня день теплый и светлый. Доставка книг в школьную библиотеку была задержана.
4.Приведите примеры бытовой эмоционально окрашенной лексики (не менее 5 слов).
Белобрысый, вытряхивайтесь, грохнуться, разбежаться, ловкач.
Приведите примеры заимствованной лексики в современном русском языке (не менее 5 слов).
Генерал, капитан, алгебра, оптика, рея.
Сравните 2 варианта предложений; укажите, какие исправлены ошибки. В случае несогласия внесите изменения в тексты.
Исходный текст и варианты правки
Соотношение функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски слова
Освоив материал этой темы, Вы узнаете:
как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;
как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку.
Различать слова, относящиеся к книжной лексике.
Различать слова, относящиеся к разговорной лексике.
Различать слова, употребляемые в просторечии.
Различать слова с высокой и сниженной стилистической окраской и употреблять их.
Слова, относящиеся к книжной лексике.
Слова, относящиеся к разговорной лексике.
Слова, употребляемые в просторечии.
Эмоционально-экспрессивная окраска слова, наслаиваясь на функциональную, дополняет его стилистическую характеристику. К книжной лексике относятся высокие слова, которые придают речи торжественность, а также эмоционально-экспрессивные слова, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий. К разговорной лексике относятся слова ласкательные (дочурка, голубушка), шутливые (бутуз, смешинка), а также слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий (мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться).
В просторечии употребляются сниженные слова, которые находятся чаще всего за пределами литературной лексики. Среди них могут быть слова, содержащие положительную оценку называемого понятия (работяга), но чаще просторечные слова выражают отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям (левачить, рехнуться, хлипкий, дошлый).
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики – С. 63-67
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА Упражнение
Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку. Дайте свой вариант правки.
Вначале они искренне посмеивались над предложением бригадира прихватить для работы и ночные часы. Теперь вся бригада убедилась, что работа по-новому – дело стоящее, что такая работа приносит результаты вдвое лучше в сравнении со старыми. – Вначале предложение бригадира работать и в ночное время не было принято всерьез, но с временем все убедились, что такая организация труда позволяет увеличить выработку вдвое. – Предложение бригадира работать в ночную смену сначала не нашло отклика у нас, но теперь все понимают, что новая организация труда дает вдвое лучшие результаты.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ
Какие слова относятся к книжной лексике?
Какие слова относятся к разговорной лексике?
Какие слова употребляют в просторечии?
Как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку?
Как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;
Какие стилистические функции слов с высокой и сниженной окраской Вы знаете?
Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской; определите их стилистическую функцию в предложениях. Замените их, где возможно, нейтральными словами. Как в таких случаях меняется общая тональность фразы?
План-конспект занятия по теме «Правильность и точность словоупотребления»
скачать Факультативный курс «Культура устной и письменной речи». План-конспект занятия по теме «Правильность и точность словоупотребления» Разработала: Лескова Т.Е. учитель русского языка и литературы МУ средней общеобразовательной Речевая культура — один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи — сложное и многоаспектное понятие. В основе его лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам. Классическое определение принадлежит С. И. Ожегову, считавшему, что нормами являются наиболее пригодные для обслуживания общества средства языка (лексические, произносительные, морфологические, синтаксические), которые существуют, образуются вновь или извлекаются при необходимости из пассивного запаса прошлого. Способность отбирать речевые средства с учетом ситуации и обстановки речи, умение избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и говорит о мастерстве, о культуре речи. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а его речевые оплошности нередко становятся мишенью для насмешек. Как показывает жизнь, это может пагубно сказаться и на оценке профессиональной деятельности человека. К сожалению, в течение долгих десятилетий необходимые качества культурной речи в нашем обществе формировались в основном за счет индивидуальных усилий и самообразования. Ни школьная программа (в центре которой достаточно долгое время находились лишь орфография и пунктуация), ни тем более программа высшего нефилологического, в том числе и гуманитарного образования, даже номинально не включали модулей, направленных на овладение богатством родного языка. Результатом явилось языковое оскудение. Планка языковой культуры с годами опускалась все ниже. Поток жаргонизмов прорвался на страницы периодически: изданий, хлынул на трибуны, проник даже на радио и телевидение. Проблемы языка вышли за рамки филологии и стали в ряд с общедуховными проблемами общества. Вот почему сегодня их решение становится одним из условий духовного и нравственного возрождения России. Задача учителя-словесника – научить говорить и писать правильно. Решению этой задачи призван служить факультатив «Культура устной и письменной речи». 1. Объяснительная записка. Основные задачи данного факультативного курса – расширить объем сведений по лексике, орфоэпии, стилистике и культуре речи, полученных учащимися в 5-9 классах, дать систематические сведения о стилистической функции тех или иных лексических явлений, о сфере употребления слов; развить навыки использования лексического материала в собственной речи (устной и письменной), совершенствовать произносительную культуру, научить пользоваться разными словарями русского языка, выработать навыки лингвистического анализа лексических явлений, редактирования и составления текстов разных функциональных стилей. В целях успешного выполнения этих задач необходимо систематически прививать учащимся глубокий интерес к русскому языку. Факультативный курс «Культура устной и письменной речи» изучается в 10 классе (34 часа). Опирается на программу по русскому языку, также на практический курс, разработанный А.Г. Петряковой. Данный факультатив готовит учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ и написанию рецензий в части С, к олимпиадам по русскому языку. На занятиях по этому курсу организуются семинары, на которых школьники выступают с сообщениями о том или ином лексическом факте, беседы, практические занятия по редактированию текстов, по оценке качества речи. 2. Нормативное произношение и ударение. Тема: «Правильность и точность словоупотребления». Цель: Расширить объем сведений по лексике (плеоназм, тавтология, паронимы, лексическая сочетаемость), рассмотреть при каких условиях нарушается лексическая норма. На основе анализа распространенных ошибок развить навыки нормативного употребления слов в собственной речи. 1. Расставьте ударения. Дремота, знамение, кремень, приданое, диоптрия, багроветь, закупорить, ржаветь, облегчить, намерение. 2. Образуйте род. п. и расставьте ударения. Бант, дверь, гуляш, гусь, клок. 3. Объясните значения слов с разными ударениями. Характерный — характерный, броня — броня, склонен — склонён, морщить — морщить. 4. Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения. Лиловый, полный, красивый, острый, круглый, тяжелый. 5. Правильно произнесите слова и затранскрибируйте их. Тент, ароматный, модель, оазис, Ромен Роллан, горничная, планер. 1. Расставьте ударения. Газопровод, договор, апостроф, созыв, диспансер, гастрономия, ломота, статуя, иконопись, пиала. 2. Образуйте род. п. и расставьте ударения. Бинт, герб, жезл, ксендз, торт. 3. Объясните значения слов с разными ударениями. Лоскут — лоскут, хаос — хаос, старина — старина, языковый — языковой. 4. Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения. Белый, естественный, красивый, красный, ясный, четкий. 5. Правильно произнесите слова и затранскрибируйте их. Коттедж, фойе, безнадежный, гренадер, будничный, Джованни Боккаччо, патент. 1. Расставьте ударения. Баловать, кашлянуть, лиловеть, принудить, намерение, феномен, дремота, созыв, искра, недуг. 2. Образуйте формы прошедшего времени (ж. р. и мн. ч.) и расставьте ударения. Быть, выть, вить, взвиться, злиться, знать, пить, слыть. 3. Объясните значения слов с разными ударениями. Кредит — кредит, бронировать — бронировать, погруженный — погружённый, клубы — клубы. 4. Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения. Красивый, смешной, хитрый, здоровый, лиловый, круглый. 5. Правильно произнесите и затранскрибируйте слова. Баобаб, поэт, кортеж, поблекший, гречневый, Россини, Мольер, тест. 1. Расставьте ударения. Мусоропровод, ракурс, мытарство, откупорить, уведомить, заржаветь, заиндеветь, ломоть, упрочение. 2. Образуйте формы прошедшего времени (ж. р. и мн. ч.) и расставьте ударения. Спать, драться, сорваться, гнить, гнать, ткать, знаться, лить. 3. Объясните значения слов с разными ударениями. Угольный — угольный, видение — видение, кирка — кирка, острота — острота. 4. Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения. Искусственный, изолированный, красивый, старый, глупый, плохой. 5. Правильно произнесите и затранскрибируйте слова. Доде, Золя, кофе, свитер, желчь, будничный, декан, предрекший. Слова, пришедшие из других языков (заимствования). Устойчивые сочетания слов (фразеологизм). Противоположные по значению слова (антонимы). То, что обозначает слово ( лексическое значение). Словарный запас человека (лексикон). Слова, употребляемые жителями определенной местности (диалектные). Вышедшие из активного употребления слова (устаревшие). Дать определение понятий. 3. Объяснение нового материала. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА И ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬТочность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи (понятийная и предметная точность), со знанием значения слов, возможностей лексической системы языка. Точность речи обусловлена в первую Очередь выбором слова. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо может придать нежелательную стилистическую окрашенность. Например, слово крепкий имеет следующие значения 1. Такой, который трудно сломать, разбить, порвать и т.п.: крепкая ткань, веревка. крепкий орех, лед. 2. Здоровый, сильный, выносливый: крепкий организм, крепкие руки. 3. Сильный духовно, стойкий, непоколебимый: «Святый Боже, Святый крепкий. » крепкий духом старик 5. Достигающий сильной степени: крепкий ветер, мороз.. 6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий: крепкий чай, уксус, табак, запах. крепкий хозяин, крепкое хозяйство. Хотя слова ненависть и зависть, как и любовь, обозначают «чувства», а ливень, жара и влажность, как и мороз, ветер, относятся к «погодно-климатическим условиям», нельзя, *крепкая ненависть, зависть (можно: крепкая любовь) *крепкий ливень, крепкая жара, влажность (но: крепкий мороз). Сочетаемость слова определяется смысловыми (семантическими) признаками слов, вместе с тем она имеет свои границы. Например: 1) В отличие от мыть, его синоним стирать сочетается только с названиями предметов, изготовленных из ткани, либо имеющих свойства ткани. 2) Повысить можно то, к чему приложим параметр высокий: высокая урожайность —> повысить урожайность; высокая скорость —> повысить скорость. Поэтому нельзя сказать: *повысить подготовку специалистов (только: улучшить подготовку. ), «повысить выпуск станков (увеличить выпуск станков). « Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга смысловые признаки: *Эти установки осушки имеют высокую (+) глуоину (-) осушки. Следует сказать: высокую степень осушки… С точки зрения современного языка часто бывает трудно или даже невозможно объяснить причины различной сочетаемости близких по смыслу слов: уделять внимание / придавать значение развитию спорта. Многие сочетания слов закреплены языковой традицией. Эти сочетания в «готовом виде» входят в словарь носителей языка и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека. ^ МНОГОЗНАЧНОСТЬ И ОМОНИМИИ Омонимы- слова, которые совпадают по звучанию (написанию), но имеют разный смысл, возможности употребления омонимов в одном и том же контексте создает двусмысленность (напр.: Вы прослушали объявление — т.е. получили переданную информацию или же, напротив, ее пропустили). Примеры омонимов: заходить (в магазин) -заходить (взад и вперед); бот (небольшое судно), бот (вид обуви). ^ ПЛЕОНАЗМ И ТАВТОЛОГИЯ Паронимы — близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории. 1) Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфарного дерева. 2) В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции. 3) Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис. 4) Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности. 5) Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы полетели быстренько в трубу. Вариант 2. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки. 1) В XII веке общая культура народа Руси находилась на высокой степени развития. 2) На собрании присутствовали все пайщики паевого общества. 3) По-прежнему ненавидят облаченных властью. 4) Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить. 5) Он знает очень много интересного и очень понятливо рассказывает. Вариант 3. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки. 1) Его ностальгия заела или зов бизнеса позвал. 2) Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало предостаточно. 3) Все так же многие плюют на популярность. 4) Стоянка машин около Дома печати состоялась благодаря разрешению администрации. 5) К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды. Вариант 4. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки. 1) Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. 2) Ожидается очень грандиозная акция. 3) Все дети страшно обрадовались новому мультфильму. 4) Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой. 1. Абрамов В. П. Созвездие слов. М., Просвещение, 1989. 2. Будагов Р. А. Как мы говорим и пишем. М., Изд. Моск. ун-та, 1988. 3. Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н. Практическая стилистика русского языка: Уч.-мет. пособие. М., Изд. Моск. ун-та, 1982. 4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., Просвещение, 1982. 5. Васильева А. Н. Основы культуры речи. М., Русский язык, 1990. 6. Волошенко А. А., Параскевич Г. В. Сборник упражнений по стилистике. Минск, 1977. 7. Голанова Е. И. Как возникают названия. М., Просвещение, 1989. 8. Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., Высшая школа, 1988. 9. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., Высшая школа, 1990. 10. Голуб И. Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка. М., Высшая школа, 1979. 11. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. М., Просвещение, 1988. 12. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М., Просвещение, 1983. 13. Гольцова Н. Г., Янкелевич Т. Е. Русский язык с элементами практической стилистики и основами редактирования. М., Высшая школа, 1974. 14. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., Просвещение, 1981. 15. Граудина Д. К. Беседы о русской грамматике. М., Знание, 1983. 16. Демиденко Л. П. Речевые ошибки. Минск, Вышэйшая школа, 1986. 17. Иванова В. А. и др. Занимательно о русском языке. Л., Просвещение, 1990. 18. Калинин А. В. Культура русского языка. М., Изд. Моск. ун-та, 1984. 19. Коготкова Т. С. Письма о словах. М., Наука, 1984. 20. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., Просвещение, 1983. 21. Колосов В. В. Язык города. М., Высшая школа, 1991. 22. Коляденко Г. С., Сенкевич М. П. Развитие речи с элементами стилистики. Л., Просвещение, 1981. 23. Лейчик В. М. Люди и слова. М., Наука, 1982. 24. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. М., Просвещение, 1989. 25. Люстрова 3. Н. и др. Друзьям русского языка. М., Знание, 1982. 26. Люстрова 3. Н. и др. О культуре русской речи. М., Знание, 1987. 27. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., Высшая школа, 1974. 28. Панфилов А. К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., Просвещение, 1990. 29. Пустовало» П. С., Сенкевич М. П. Пособие по развитию речи. М., Просвещение, 1976. 30. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., Высшая школа, 1988. 31. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? М., Просвещение, 1988. 32. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь. М., Просвещение, 1983. 33. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., Знание, 1983. 34. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., Высшая школа, 1973. 35. Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Л., Просвещение, 1989. 36. Успенский Л. В. Культура речи. М., Знание, 1976. 37. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., Просвещение, 1982. 38. Щепина К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М., Просвещение, 1980.
|