вопрос зачем в психологии

Исполнение желаний. Для чего нужно знать ответ на вопрос «Зачем?»?

Иногда, глядя куда-то вдаль, вы начинаете мысленно перебирать свои желания. Они не всегда наполнены оптимизмом. Вы сожалеете о том, что никогда не исполнится или исполнилось не так, как хотелось, рисуете идеальные условия и произносите любимое «если бы…» Иногда желаниям просто не хватает энергии, и, не дождавшись «заботы» с вашей стороны, они навсегда «уходят ко дну».

вопрос зачем в психологии. Смотреть фото вопрос зачем в психологии. Смотреть картинку вопрос зачем в психологии. Картинка про вопрос зачем в психологии. Фото вопрос зачем в психологии

На первый взгляд, «стандартный набор желаний» выглядит просто и ясно: «выйти замуж или жениться», «родить детей», «найти хорошую работу», «получать много денег», «съездить в город N», «купить машину, лодку, велосипед»

Сели… Записали… Начали ждать… Но тут и наступает вторая стадия — разочарование. Увы, желания остаются только на бумаге и… на устах близких. Не удивляйтесь! О «ваших желаниях» вам действительно часто сообщают близкие люди. И если вы «как бы согласны», то получаете в свой список «как бы ваше желание», которое пока «зависло за недостаточностью аргументов».

Мать вздыхает: «Жениться тебе пора!» «Непутёвый сын» эхом повторяет: «Да… пора». Думаете, он уже ищет телефон «той девушки из метро»?

Или жена обращается к мужу-романтику: «Тебе надо найти стабильную работу!» Конечно, он помнит «о своём желании найти стабильную работу», только можно об этом после пленэра?

Если вы спросите этих людей, чего они хотят, то они уверенно отчеканят: «хочу семью», «хочу найти стабильную работу» Они «как бы ЗА», но одного заявления о своём желании крайне недостаточно.

А теперь… вдох-выдох и следующий вопрос: «Зачем?» Если не успели заучить «мотивирующие лозунги», то придётся придумывать «свои» и «на ходу». И тут «незрелое желание» либо «дозревает» и находит достаточно аргументов в пользу «да, я этого хочу», либо «погибает» без эмоциональной подпитки с вашей стороны.

Золотой вопрос — зачем? — позволяет расставить все точки над «i». Задавать его лучше себе лично в условиях «никого не вижу и не слышу». Если вы сами не поймёте, не прочувствуете, не ощутите эмоционально и даже физически потребность в том, чтобы ваше намерение было осуществлено, никакие аргументы извне вам не помогут.

Теперь, если есть вопрос, давайте найдем те желания, которые «зависли» в ожидании ответа. Это очень хорошо, что вы записываете их в «тайную тетрадь», но если они по-прежнему «живут» только в вашей голове, то постарайтесь прямо сейчас «поймать» и «разложить» их в отдельном файле или на листе.

Теперь вы видите, что есть желания «ваши», «как бы ваши», «сильные», «странные», «важные», «простые», «легкомысленные» и множество других, но суть в том, что под каждым из них есть свой фундамент. Они несут для вас определённый эмоциональный заряд. И чем меньше вы представляете, что будете с «этим» делать, тем сложнее путь к его осуществлению и тем «слабее» желание.

Проанализируйте свой список и выберите одно из важных для вас желаний, которое уже готово «пойти ко дну». «Пропустите» его через вопрос «Зачем?». Результат для вас может быть самым неожиданным.

Итак, по порядку, что вам нужно сделать:

1. Возьмите лист бумаги, сверху напишите желание, которое не сбывается.

2. Затем задайте себе вопрос: «Зачем мне это?», и запишите ответ.

3. Под ответом снова задайте вопрос: «А зачем мне это?», и запишите ответ.

4. Ответили? Снова пишите: «А это зачем? Для чего более важного мне это нужно?» И т.д. до тех пор, пока ответы не будут повторяться по кругу.

Примерно это будет выглядеть так: Хочу заняться бизнесом. Зачем? Чтобы стать богатым. Зачем? Чтобы купить дом с камином. Зачем? Чтобы моей семье было хорошо. Зачем? Чтобы чувствовать себя настоящим главой семьи. Зачем? Чтобы вокруг меня был уют, любовь и уважение. Зачем? Чтобы чувствовать себя счастливым…

Иногда оказывается, что изначальная формулировка не имеет ничего общего с тем, что вы хотите на самом деле. Например, желание «жениться» или «выйти замуж» может не выдержать ответа: «Жить легко, радостно и наслаждаться сексом». Для этого не обязательно выходить замуж или жениться! И вы понимаете, что соблюдение приличий необходимо только вашей маме. В этом случае вам следует его переформулировать исходя из собственных потребностей.

А теперь самый главный вопрос: зачем мы всё это делаем?

— мы подпитываем и усиливаем желание энергией;
— укрепляем свои силы;
— мотивируем себя на осуществление желания;
— подсознательно запускаем и «подхлёстываем» процесс его осуществления;
— выявляем настоящие глубинные желания.

Сталкиваясь с ситуацией неопределённости, помните про «золотой вопрос». Отвечая на него, вы тут же сориентируетесь, в каком направлении вам двигаться. Чем проще и понятнее вы будете для себя, тем легче, светлее и счастливее будет ваша жизнь. Зачем? Надеемся, на этот вопрос вы ответите сами.

Источник

Волшебный вопрос «Зачем?»

Проведите эксперимент: попробуйте позадавать людям вопрос «Зачем?» Удивительно, но в большинстве случаев вы услышите ответ не на свой вопрос «Зачем?», а на вопрос «Почему?»:

Замечаете разницу? Вопрос «Зачем?» был задан с целью узнать, что хотел человек получить в результате своего действия. А, отвечая на вопрос «Почему?», нам рассказали про события и обстоятельства, которые предшествовали действию, но никак не про результаты или цели! Спрашивали про будущее, ответ получили про прошлое.

Почему так происходит?

Воспитательница спрашивает майора Зачем он остриг мальчиков, но ответ ей не интересен. Это просто обвинение в адрес майора, начало наезда на него.
скачать видео

На многие подобные вопросы ответить разумно бывает непросто. И это само по себе уже полезно. Получается, что незачем злиться, незачем расстраиваться, незачем кричать друг на друга! И еще может появиться осознание, что само действие в лучшем случае не ведет ни к какому результату вообще, а зачастую и просто ведет к нежелательному результату.

Таким образом, вместо бесполезной болтовни и переживаний появляются осмысленная речь и действия.

Зачем ты оставил документы на столе?
Потому что мне нужно было срочно уйти.
Не «Почему?», а «Зачем?»
Ой, точно, незачем! Они могут потеряться! Пойду, уберу в папку.

Зачем ты сказал Маше, что она всегда опаздывает?
Ну ведь она правда всегда опаздывает!
Да, а сказал зачем, чтобы произошло что?
Чтобы она знала, что ее опоздания заметны всем!

Возможно, стоит продумать это дальше: «А что мне важнее: чтобы Маша знала, что ее опоздания заметны, или чтобы Маша приходила вовремя?» Помогли ли мне мои слова добиться результата?

С новыми открытиями вас!
С новыми, более осознанными действиями, мыслями и чувствами!

Источник

«Почему?» или «зачем?»

Тот и другой вопрос хороши по-своему. И заслуживают пристального внимания! Итак.

«Почему?»

Вопрос «почему» (так произошло, я так поступил и т.п.) помогает проанализировать ситуацию, сделать необходимые выводы на будущее. Чтобы перейти уже ко второму вопросу.

Однако многие люди не переходят, они так и застревают в «почему». И либо непрерывно задают этот вопрос, либо отвечают на него. Ответы генерируются автоматически, поскольку модель уже откатанная.

Попробуйте ответить на вопрос: «Почему ты опоздал?» Легко? Ещё бы. Будильник не сработал… пробка… мама позвонила не вовремя… телефон разрядился…

Это не значит, что все ответы — ложь. Они могут быть и правдивы. Не в этом дело.

Вопрос «почему?» ведёт к деградации.

Он водит нас по одному и тому же кругу одних и тех же шаблонов.

«Зачем?»

Вопрос «зачем?» ведёт к развитию и самопознанию.

Тот же самый вопрос, заданный по-другому, даёт нам массу открытий чудных.

«Зачем ты опоздал?» Странный вопрос. Но только на первый взгляд.

«Зачем ты поехал отдыхать именно на этот курорт?»

«Потому что подвернулась дешёвая путёвка», — ответ тоже правильный.

«Затем, чтобы не думать, не напрягаться, не мучиться выбором», — ответ гораздо более интересный.

Тогда я узнаю о себе, что я — ленив и пассивен в выборе.

А если «Потому что я там ни разу не был»? Тоже хорошо.

Но лучше: «Затем, что я хочу увидеть новые места».

Тогда я узнаю о себе, что я — любознательный и стремлюсь к новым впечатлениям.

«Зачем ты уволился с этой работы?»

«Потому что начальник дурак», — тоже верно.

«Затем, чтобы не решать проблем взаимопонимания», — лучше.

«Затем, чтобы найти для себя более комфортные отношения», — ещё лучше.

Тогда я узнаю о себе, что комфортные отношения с руководителем для меня приоритетны. Более приоритетны, чем зарплата, местоположение работы и т.д. И это не хорошо и не плохо. Это просто правда. Правда про вас.

Реактивное и проактивное поведение

Вопрос «почему?» и ответы на него знаменуют реактивное поведение. Поведение «от».

Что-то случилось — и я реагирую.

Но застрять в этом — значит, прекратить развиваться.

Вопрос «зачем?» и ответы на него знаменуют проактивное поведение. Поведение «к» или «для».

Маленький ребёнок берет в руки предмет. Если этот предмет не издаёт звуков, что делает ребёнок? Он стучит. Этим предметом по какой-либо поверхности. Ребёнок хочет извлечь звук. Ребёнок проактивен. Он хочет быть причиной чего-либо, создателем явления. Для него существует лишь вопрос «зачем?»

«Зачем ты стучишь?» — «Чтобы было громко!»

Проактивное поведение, поведение «зачем» — более осознанное.

В этом случае между стимулом и реакцией есть промежуток. И это — пространство свободного выбора.

В случае «почему» промежутка нет. Свободный выбор отсутствует. Я — раб привычек, шаблонов, обстоятельств, других людей…

У таких людей в речи доминируют пассивные конструкции и их аналоги: «мне приходится», «я вынужден», «у меня нет выбора», «меня позвали», «мне сказали»… бесконечное количество вариаций.

Вопрос «зачем?» требует осознанности в любой ситуации и с проекцией на будущее. Иногда даже очень отдалённое.

Вопрос «зачем?» требует ориентации на цель. Каждый поступок должен соответствовать цели, иначе вопрос «зачем?» не будет иметь ответа и превратится в «почему».

«Зачем ты занимаешься фитнесом?» — «Чтобы к 50-ти годам быть в отличной физической форме!»

Вопрос «Почему ты занимаешься фитнесом?» как-то и неуместен даже…

«Зачем ты все свободное время проводишь на диване?»

«Потому что мне лень шевелиться», — хоть и честно, но неправильно.

«Затем, чтобы к 50-ти годам превратиться в развалину с лишним весом и остеохондрозом, чтобы иметь все поводы жаловаться на здоровье, ныть и отравлять жизнь окружающим», — вот это то самое оно.

Источник

Вопрос зачем в психологии

Так повелось издавна. Если верить летописям, наши далёкие предки позвали править собой варягов, потому что «порядка не было». По сути, это ответ на вопрос «почему?» (потому что не смогли договориться между собой – вот и пригласили абсолютно посторонних людей: пусть разбираются, как хотят). Но зачем.

«Зачем?» и «почему?» – разные вопросы. «Зачем?» – это вопрос о цели, предваряющий начало действий. Вопрос «Почему?» предполагает объяснение причин того или иного результата. Чтобы ответить, зачем, надо чётко концентрироваться на цели. Чтобы объяснить, почему, надо логично выстроить свершившиеся факты. «Зачем?» направляет нас в будущее, «Почему?» возвращает в прошлое.

Великая русская литература всегда ставила перед читателем острые социальные вопросы. Однако и здесь вопрос «зачем?» не относится к числу важнейших.

Н.А. Некрасов до самой смерти писал развёрнутый ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», но так и не сформулировал однозначного вывода. И вовсе не потому, что отвечал стихами, а не прозой.

«Кто виноват?» – вопрошал современников А.И. Герцен. И тогда, и сейчас этот вопрос является скорей риторическим. И слава Богу! Настойчивый поиск виноватых всегда чреват тем, что виноватыми окажутся все, за исключением тех, кто ищет виноватых.

Прагматик Н.Г. Чернышевский поставил вопрос ребром: «Что делать?» – согласитесь, что такая постановка вопроса хотя бы стимулирует поиск решения проблемы, а не сводит ответ к констатации текущего состояния.

В постсоветское время А.И. Солженицын сформулировал вопрос ещё конкретней: «Как нам обустроить Россию?»

В.В. Маяковский ощутимо помог детям и подросткам в ответе на ряд актуальных для взрослеющего человека вопросов: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кем быть?»…

И редко кто всерьёз задавался вопросом, ключевым для выяснения перспектив развития и целесообразности планируемых действий: «Зачем?». Я имею в виду не только классиков.

Примеры нелюбви к этому вопросу встречаются буквально на каждом шагу.

А зря. Если бы этот вопрос был более популярен, то много странного и нелепого исчезло бы из нашей жизни.

Зачем милицию переименовали в полицию? Судя по официальным объяснениям – всего лишь затем, чтобы избавиться от негатива, который сформировался у граждан по отношению к «устаревшей и неэффективной» милиции. А что, когда выяснится, что полиция работает так же неэффективно (ну, в самом деле, ведь не в названии же была причина!) – её надо будет опять официально переименовывать, как обанкротившуюся фирму, которая фактически продолжает свою деятельность, но юридически избавляется от долговых обязательств?

Зачем существует ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения? Судя по названию – для обеспечения безопасности дорожного движения. А фактически – чтобы допускать или не допускать к управлению транспортными средствами (экзаменуют и выдают права), а также наказывать нарушителей ПДД. Ну, и где тут слово безопасность? Конечно, выдача прав на вождение и административные наказания участников дорожного движения имеют отношение к безопасности. Но неудачно установленные знаки, неисправные светофоры, тесные и разбитые дороги с неразличимой разметкой, постоянно ставящие водителя перед выбором: угробить автомобиль или нарушить ПДД – разве это не влияет на безопасность?

Зачем не так давно страна «навсегда» перешла на летнее время? Из всех аргументов, которые тогда прозвучали в СМИ, самым убедительным был факт, что у коров при ежегодном переходе на зимнее или летнее время снижаются удои. Можно подумать, что коровы узнают о переводе времени «вперёд» или «назад» по стрелкам на часах, а не по приходящим на смену дояркам!

Когда нет ответа на вопрос «зачем?», всё делается «потому что» или ради чего-то такого, что отражает личные интересы, некие субъективные представления. Мы учимся, работаем, ходим в отпуск, отдаём свои голоса на выборах потому, что так принято, так делают все, так нам кажется правильным или выгодным… Или для заработка, карьерного роста, заботы о себе или близких…

Источник

Зачем задавать вопросы?

Поскольку я психолог, то постоянно задаю вопросы людям. Вопросы мои разнообразны, порой провокационны и даже неприятны. Но у них всегда одна цель — помочь человеку увидеть себя, а именно, свои скрытые потаённые неосознаваемые мотивы и убеждения.

Вопросов существует великое множество. Сегодня я хочу рассказать про два важных. Вопросы: «Почему?» и «Зачем?».

Я не случайно их выбрала. Дело в том, что люди, отвечая на эти вопросы, не редко путают их, дают неверный ответ себе и тем самым загоняют себя в неведение.

Как-то я смотрела один ролик на youtube, где терпеливый отец ждал, когда перестанет капризничать его маленькая дочка четырёх лет. Он ей всё время задавал вопросы: «Почему ты это делаешь?», «Зачем ты хочешь так?», «Почему ты не хочешь иначе?» Девочка отвечала, но, к сожалению, отец не слышал её ответов, пропускал их, принимая за подлинный вариант то, что она говорила. Я думаю, он сам не знал, какой ответ по форме должен быть на его поставленный вопрос.

Вопрос «Почему?»

Когда я задаю этот вопрос, то я хочу узнать причины случившегося. Ответ на этот вопрос, как правило, кроется в прошлом, что вполне логично, ведь причины не могут быть в настоящем или будущем, они всегда находятся в нашем прошлом. Пример:

— Потому что дома нет хлеба, и я хочу его купить.

Причина отсутствия хлеба заставила человека пойти в магазин. Его знание об отсутствии хлеба существует из прошлого, из вчерашнего дня. Вчера он столкнулся с тем, что хлеба дома нет.

В моей работе психолога-консультанта вопрос «Почему?» звучит сложнее.

Женщина, средних лет, не может себя оценивать положительно. Любое своё действие или поступок либо обесценивает, либо находит только изъяны. Я задаю разные вопросы «Почему?».

— Потому что меня так воспитали: «внимание надо заслужить весомыми делами».

— Почему вы считаете, что ваш поступок (вернуть кошелёк владельцу) не заслуживает положительной оценки и внимания?

— Потому что так делают все и должны так делать, в этом нет ничего выдающегося.

— Почему не можете оценить себя положительно?

— Потому что во мне ничего такого нет. Я такая с детства.

Если мы посмотрим на серию ответов, то все её объяснения связаны либо с причинами детства и воспитания, либо с причинами сложившегося характера, который тоже связан, как правило, с детством. Она без труда отвечает на эти вопросы и может себе объяснить, почему у неё это происходит. Если обобщить её ответ, то он будет звучать примерно так: «Потому что я ничего выдающегося не делаю, чтобы оценить себя положительно«. Отсюда можно смело предположить, что «положительные оценки получают только особые люди, которые делают что-то выдающееся». А вот почему она думает, что положительные оценки получают только особые люди — это ответ уже другого уровня, на котором я бы не хотела останавливаться сейчас.

Вопрос «Зачем?»

Этот вопрос про мотивы, цели и даже смыслы, которые находятся, как правило, в будущем. Очень часто люди на этот вопрос отвечают конструкцией «Потому что». Пример:

И вот мы видим, что человек не ответил на заданный вопрос. Я же не спрашиваю про причины, я спрашиваю про цель. Верный ответ должен начинаться либо с ответа «Затем» либо с «Для того чтобы». Пример:

В данном ответе мы сразу видим цель человека. Он собирается отдохнуть. А причины этого отдыха — как раз та самая усталость.

Людям сложно отвечать на вопрос «Зачем?», потому что они его часто считывают как вопрос, который ставит под сомнения их цели и намерения. Вспомните, как часто реагируют люди, когда вы их спрашиваете: «А ты зачем это делаешь?». И человек отвечает: «А почему ты спрашиваешь? Не нужно что ли?» Как будто этот вопрос предполагает отказ от своего действия, цели или намерения. Совсем нет. Этот вопрос как раз помогает нам определять наши намерения, цели, делать их осмысленнее. Ведь, если мы не можем объяснить себе собственную цель или мотив своих же действий, то значит есть проблема: «Я что-то делаю и не знаю, зачем я это делаю». Это же странно, не правда ли?

Как-то я спросила своего ученика, который учится в старшей школе:

— Зачем ты собираешь эти наклейки?

— Потому что мне интересно, — получила стандартный ответ.

— Здорово, что тебе интересно, а делаешь-то это зачем? Интерес — это, скорее, твоя причина. А цель какая этой коллекции?

— Нет никакой цели. Просто хочу собрать коллекцию наклеек.

— Ладно. Соберёшь ты её. А дальше что? — продолжила настаивать я, — Зачем это всё?

— Я никогда не задавался этим вопросом — задумался он, а потом ответил. — Так странно, я не могу ответить сходу на этот вопрос, но он же простой. Я делаю это для того, чтобы себя чем-то занять, чтобы было хобби, чтобы можно было потратить своё свободное время на какое-то дело. Я никогда про это так не думал…

Стоило моему ученику только про это подумать, как он удивился сам себе. А ведь он занимался этим хобби уже несколько лет и даже не знал, зачем ему это. Далее, я, конечно же, поинтересовалась: «Почему так важно себя занять?», «Почему важно хобби?», «Зачем тратить своё свободное время?», но ответы на эти вопросы — это другая история. Скажу лишь, что коллекционировать он перестал, но стал тратить своё свободное время на создание маленьких роботов и увлёкся робототехникой, с чем впоследствии и связал свою жизнь.

Мы часто склонны что-то делать и не задавать к этому действию вопрос «Зачем?». Мы всегда точно знаем причины, но, к сожалению, редко знаем цель.

Причины и цель не могут быть одинаковыми. Я часто на своих лекциях и семинарах рассказываю историю, как видеть разницу между «Почему?» и «Зачем?». Вопрос «Зачем?» затрагивает совсем другой уровень.

Пример из моих лекций:

Конечно, вряд ли вам человек, когда вы его спросите: «Зачем ты заболел?» или «Зачем ты сломал ногу?», сразу ответит на такой вопрос. Нет, не ответит. Для этого нужно иметь развитую рефлексию[1]. А для того чтобы иметь рефлексию, нужно часто анализировать свои действия, поступки. Такому навыку, как рефлексия, нас, к сожалению, не учат в школе. Стоит признать, что, наверное, не учат нигде. Но это не значит, что мы обречены. Я, как человек, который работает с людьми, много раз видела, как люди учились отвечать на этот сложный вопрос, после чего могли понимать себя и свои поступки больше.

Один из простых способов научиться отвечать себе на вопрос «Зачем?» — больше наблюдать за собой, за теми изменениями, которые происходят вокруг вас. Например, в случае с мужем: каждый раз, когда он болел, его жена заботилась о нём, а когда он был здоровым — она не проявляла заботу.

Помните, что всегда за любым вашим действием, поступком и даже эмоцией стоит некая цель — вы точно зачем-то это делаете, даже, если вы думаете, что у этого только причины и нет цели.

Больше вам пониманий про себя и других!

[1] Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей её почти нет, и у взрослого она не разовьётся, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы (психологический словарь).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *