влияние телефона на здоровье ребенка
Влияние гаджетов на ребенка. Контролировать или пустить на самотёк?
Гаджеты заполонили нашу жизнь. Что вы чувствуете, когда выходите на улицу и: «О ужас! Телефон остался дома!». А ведь мы, родители, еще помним то время, когда телефон висел на стене. Один на всю семью. Поколение наших детей уже не может себе этого представить. Мы сами находимся в какой-то мере в зависимости от гаджетов. Каково же их влияние на наших детей, которые осваивают их уже в дошкольном возрасте? Понятно, что при таком раскладе, родителей волнует вопрос: как оградить ребенка от чрезмерного увлечения гаджетами? И в то же время не дает покоя дилемма: контролировать или пустить все на самотек? Все-таки мы живем в современном мире — без технологий сейчас никуда.
Что пугает родителей?
Есть ли смысл контролировать время ребенка, которое он проводит в гаджетах?
Детский психолог Екатерина Мурашова провела небольшое исследование на эту тему и получила интересные результаты. Семьи, принимавшие участие в исследовании, были поделены на три группы, в зависимости от позиции родителей:
Первая группа: родители четко назначают и контролируют время использования гаджетов ребенком.
Вторая группа: договоренность о времени есть, но строго не придерживаются.
Третья группа: ребенок пользуется гаджетами, сколько захочет — контроль отсутствует.
Затем родителям было предложено подсчитать, сколько времени ребенок использует гаджет (компьютер) в реальности. Такое же задание было дано и самим детям: зафиксировать реальное времяпрепровождение в киберпространстве. В итоге оказалось, что дети из всех групп «сидят» в гаджетах примерно одинаково — 21-24 часа в неделю. Как такое могло случится? Как дети из семей, где нахождение в гаджетах контролируется, например, час в день, смогли «добрать» остальное время? Психолог спросила об этом самих детей. Ответы были такими: «играл на продленке», «дал планшет старший брат», «утащил смартфон и „сидел“ в интернете всю ночь», «мама замоталась и забыла выключить компьютер».
Я бы еще добавила: «играл во время прогулки с друзьями». Иногда вижу детей, сидящих на детской площадке с телефонами в руках. Здесь нет контроля. А пока его нет, надо ловить момент. Я знаю семью, где сына на все каникулы отправляли на дачу к бабушке, чтобы отвлечь от гаджетов. Родители радовались: целый день катается на велосипеде. Потом выяснилось, что сын уезжал к дороге, ведущей в город, садился на остановке и целый день «рубился» в игры на телефоне.
Оказалось, что «бесконтрольные» дети из третьей группы играют меньше всех. Чаще серфят и общаются. Игры на первом месте у детей из первой группы со строгим контролем. Вот что пишет об этом Екатерина Мурашова: «Для третьей группы все это скорее путешествие в новый мир и новые встречи. Для первой — преимущественно игра. Для второй — приключение и возможность пообщаться с теми, кто тебя понимает».
Если контроль бесполезен, и даже вреден, что тогда делать?
Следующего раза может ведь и не быть. Кроме того, у ребенка не должно быть ощущения, что рассказывать что-то родителям опасно. Если контроль ничего не решает, то возможность советоваться с вами, просить о помощи обезопасит вашего ребенка. Это становится особенно актуально в подростковом возрасте, когда кажется, что «никто меня не понимает» и «весь мир против меня».
Влияние гаджетов на человека ещё мало изучено. Мы не знаем, куда приведут новые технологии наших детей. Известно только, что каждое следующее поколение тянется вперед — к новому. Вы, как родитель, можете сделать многое: если не удержать, то направить. Но если вы чувствуете, что увлечение гаджетами мешает развитию ребенка, он замкнут, агрессивен, или не получается установить с ним контакт, лучше обратиться к психологу. Специалист также поможет снять собственную тревожность. Иногда родитель приходит с запросом «измените мне ребенка», а в процессе консультации понимает, что требуется работа над собой. Работая над собой, вы неизбежно сделаете вклад в детско-родительские отношения. Ибо меняетесь вы — меняются и люди вокруг вас.
Каким бы ни был мир, с гаджетами или без, главное, чтобы этот мир не разделил нас с нашими детьми. А это уже наша с вами работа.
Влияние телефона на здоровье ребенка
Памятка для родителей и других членов семьи
Современная жизнь без мобильного телефона практически невозможна. Человек привык постоянно быть на связи. Первый мобильный телефон ребёнку обычно покупают, когда он идёт в первый класс или переходит в старшие классы и начинает ездить в школу один. Но насколько телефоны безопасны для детей?
Продажа сотовых телефонов для малышей запрещена в большинстве европейских стран, а пользоваться мобильниками разрешается лишь с 8 лет. Не продаются на территории этих стран и игрушечные сотовые телефоны, т.к. они с раннего детства приучают пользоваться этими устройствами.
Влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на организм взрослого человека окончательно не изучено, но имеются данные о вредном воздействии магнитного поля и излучаемых телефонами радиоволн. Радиоволны могут в значительной степени разогревать ткани, а сильный радиочастотный сигнал способен влиять на биохимические реакции в клетках и внутриклеточный обмен веществ. Особое беспокойство вызывает вероятность того, что могут пострадать дети.
Предполагается, что наибольший вред здоровью может нанести электромагнитное излучение, исходящее из спрятанной под корпусом телефона антенны. И здесь стоит учесть, что детский организм поглощает в 2-4 раза больше этого излучения, чем взрослый.
Окончательный вывод о безопасности мобильного телефона или последствиях его пока не сделан. Однако учёные разных стран приходят к выводу, что мобильный телефон небезопасен для здоровья ребёнка. Стандарты безопасности сотовых телефонов разрабатываются в расчёте на взрослого человека, тогда как у ребёнка кости черепа тоньше, а мозговая ткань обладает большей проводимостью, поэтому электромагнитное поле оказывает более интенсивное влияние на детский организм. Наибольшую опасность для организма несёт в себе высокочастотное излучение сантиметрового диапазона, в самом начале которого находится мобильная связь. Непосредственным источником излучения в мобильном телефоне является антенна.
Костная ткань черепа у ребёнка намного тоньше и чувствительнее, чем у взрослых. При воздействии электромагнитных лучей, меняется биоэлектрическая активность мозга, которая отвечает за собранность, концентрацию внимания и, общем, действует на состояние нервной системы. Установлено прямое воздействие электромагнитных полей сотовых телефонов на периферические рецепторы вестибулярного, слухового и зрительного анализаторов, биологически активные точки уха. Частые и продолжительные разговоры по сотовому телефону могут спровоцировать у ребёнка ухудшение памяти, познавательных способностей, могут возникнуть головные боли, нарушения сна, он становится менее устойчивым к стрессовым ситуациям. СВЧ-излучение, которое присутствует в излучении мобильного телефона, нагревает организм (здесь уместна аналогия с СВЧ-печью). Уменьшает нагрев ток крови. К примеру, мозг имеет развитую кровеносную систему, кроме того, он экранирован черепной коробкой, поэтому относительно защищён. Однако есть и уязвимые места, так например, хрусталик глаза не омывается кровью и при значительном нагреве может помутнеть.
Существуют также данные, что электромагнитное излучение снижает возможности иммунной системы организма. Поэтому детям, а также беременным женщинам, не рекомендуется пользоваться мобильными телефонами или делать это как можно реже.
Чем дороже телефон, тем больше вероятность, того, что он оказывает меньшее воздействие на организм человека. Это связано с большей чувствительностью приёмника в телефоне, что не только увеличивает расстояние связи, но и позволяет использовать передатчик меньшей мощности на базовой станции. Но детям, как правило, приобретают недорогие телефоны.
Учитывая всё это детям необходимо объяснять правила безопасного использования сотового телефона:
2. Держать трубку мобильного телефона нужно на расстоянии от уха, за нижнюю её часть и вертикально. Затухание радиоволн пропорционально квадрату пройденного расстояния, поэтому отодвинув трубку от уха всего на сантиметр и увеличив, таким образом, расстояние до мозга вдвое, можно понизить мощность, излучаемую в мозг, в четыре раза.
3. Подносить трубку к уху лучше после ответа на том конце. В момент вызова мобильный телефон работает на максимуме своей мощности не зависимо от условий связи в данном месте. В то же время через 10-20 секунд после начала вызова излучаемая мощность снижается до минимально допустимого уровня. Моментально прикладывать телефон к уху бессмысленно ещё и потому, что первый длинный гудок появляется не сразу.
4. Многие дети часто отправляют SMS-сообщения или излишне увлекаются играми, встроенными в сотовые телефоны. Такое регулярное и длительное напряжение на растущие пальцы и кисть может вызвать различные нарушения костей и суставов. Кроме того, играя в такие игры, ребёнок вынужден рассматривать мелкое изображение, долго смотреть на подсвеченный экран, всё время находящийся от глаз на одном расстоянии. Это является серьёзной нагрузкой для глаз и может очень негативно повлиять на зрение.
5. Очки с металлической оправой при разговоре рекомендуется снимать: наличие такой оправы может привести к увеличению интенсивности электромагнитного поля, воздействующего на пользователя.
6. Наконец есть несколько рекомендаций по хранению и переноске телефонов. Так специалисты не советуют класть мобильные телефоны рядом с собой во время сна. Также не стоит постоянно держать мобильный телефон при себе, например, в кармане брюк. То есть, контакты с сотовым телефоном стоит ограничить, особенно, если в этом нет никакой необходимости. Носить мобильный телефон лучше в сумке, не стоит держать длительное время сотовый телефон на груди, поясе или нагрудном кармане.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Сотовый телефон: польза или вред?
Сотовый телефон: польза или вред?
В ΧΧ столетии скорость передачи сообщений очень возросла. Быстрая связь облегчает людям, живущим в разных странах, организацию современного бизнеса, спортивных соревнований, политических и многих других общих мероприятий. В наше время любые сообщения – письменные, звуковые или в виде изображений могут быть переданы с помощью электричества, на этом принципе основано действие телефона, телефакса, компьютера. Электрические сигналы мгновенно проходят по проводам или с помощью радиоволн пересекают эфир, так что сообщения получают сразу после того, как они посланы
В конце ΧΧ века оснащенность средствами связи была высока, но в мире существовало немало мест, где людям эти средства были недоступны. К примеру, две трети населения Земли не имели телефона в своих домах.
Что изменилось сейчас в ΧΧIвеке? Сейчас у многих взрослых и даже детей имеются свои собственные сотовые телефоны. Мы все оценили преимущество и удобство беспроводной сотовой связи, и с каждым годом мобильных телефонов становится все больше. Но в СМИ иногда слышатся противоречивые мнения о влиянии сотового телефона на здоровье человека. Особенно заслуживает внимание влияние мобильных телефонов на детей и беременных женщин.
Мобильный телефон радиосвязи является источником электромагнитного излучения высокочастотного диапазона. Наиболее распространенный в России стандарт GSMработает на частотах 900, 1800 и 2100 МГц. Мобильный ( выключенный или включенный) телефон, если по нему не разговаривать, работает на прием, поэтому он никакого вреда принести не может. Сотовый телефон излучает наибольшую мощность во время сеансов связи, особенно во время поиска сети.
Современные исследования биологического действия сотовой связи позволяет утверждать, что использование сотового телефона детьми до 18 лет может оказывать негативное действие на их здоровье. Детский организм, по сравнению с взрослым, имеет некоторые особенности: меньшие размеры черепа и более тонкие его ткани, большая проводимость мозга. Поэтому детский организм обладает повышенной чувствительностью к электромагнитному полю.
Доказано, что растущие и развивающиеся ткани наиболее подвержены неблагоприятному влиянию электромагнитного поля, а активный рост человека происходит с момента зачатия примерно до 18 лет. В эту группу риска попадают также и беременные женщины, поскольку электромагнитные поля (ЭМП) биологически активны в отношении эмбрионов. При разговоре беременной женщины по сотовому телефону практически все ее тело подвергается воздействию ЭМП, включая развивающийся плод. Чувствительность эмбриона к повреждающим факторам значительно выше, чем чувствительность материнского организма. Установлено, что внутриутробное повреждение плода ЭМП может произойти на любом этапе его развития, однако периодами максимальной к ЭМП чувствительности являются ранние стадии развития эмбриона.
Электромагнитное поле, которое создает мобильный телефон ребенку, когда он носит его постоянно при себе, влияет на процессы высшей нервной деятельности, может вызвать нарушения в поведенческих реакциях, мыслительных процессах, нарушения сна, памяти, нарушения в работе иммунной системы, вследствие чего снижается сопротивляемость организма болезням и вредным внешним воздействиям.
На основании выше изложенного, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области рекомендует:
— ограничить использование мобильного телефона детьми до 18 лет и женщинами в период беременности;
— родителям не формировать раннего интереса малышей к мобильному телефону;
— сократить время разговора по сотовому телефону;
— при покупке телефона обращать внимание не только на дизайн, функции телефона, но и на документы, подтверждающие безопасность аппарата для человека.
Влияние электромагнитного излучения мобильного телефона на артерии головного мозга
Сухоручкин А.А., Бахметьев А.С., Сухоручкин В.А.
В статье проведен анализ воздействия электромагнитного излучения работающего в режиме разговора мобильного радиотелефона на тонус средней и передней мозговых артерий. Среди исследуемых 80 добровольцев спазм в бассейне указанных мозговых артерий возник более чем в 88% случаях. Показаны и детально проанализированы динамические изменения линейной скорости кровотока и индекса резистентности в каждом из бассейнов внутримозговых артерий при разговоре по мобильному радиотелефону длительностью 7 минут.
Ключевые слова: электромагнитное излучение, средняя мозговая артерия, передняя мозговая артерия.
Быстрое развитие технического прогресса последних десятилетий привело к резкому ухудшению техногенной обстановки в крупных населенных пунктах, что в наши дни заставляет на всех уровнях активно обсуждать тему экологии организма и головного мозга.
Неблагоприятное воздействие электромагнитных излучений (ЭМИ) на здоровье организма человека изучено достаточно хорошо, в том числе и на больших статистических выборках в различных странах [1]. Доказано, что технопатогенным излучениям наиболее подвержен мозг человека, в результате чего в организме сначала развиваются функциональные нарушения, а затем уже и более серьезные изменения (инсульт, инфаркт, онкологические заболевания и т.д.) [1]. В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное Агентство по изучению рака отнесли мобильные телефоны к потенциальным канцерогенам группы 2В [2].
Крупное статистическое исследование в Великобритании подтвердило, что число людей с выявленной опухолью мозга за последние 30 лет увеличилось почти на 50% [3]. В одном из самых крупных исследований (Международное сотрудничество Interphone – 12800 пациентов из 13 стран) была показана прямая зависимость развития глиомы и ЭМИ от мобильных телефонов.
Известно, что использование телефона в режиме разговора более 10 минут в сутки приводит к повышению температуры подкожно-жирового слоя облучаемого участка на 4-5 градусов по Цельсию [4]. Наконец, доказано, что мобильные телефоны оказывают вредное воздействие на эндокринную и иммунную системы ребенка, вызывая головные боли, а также провоцируя ослабление памяти и изменение структуры сна 5.
В различных исследованиях изучается влияние ЭМИ на психоэмоциональный статус человека, на корреляцию между продолжительностью телефонного разговора и развитие возможного онкологического процесса и т.д. Но ни в одной из найденных работ не было показано влияние ЭМИ на магистральные интракраниальные артерии. Известно, что стойкий спазм мозговых сосудов вызывает упорные головные боли, снижает работоспособность, вызывает раздражение, утомляемость и нарушение сна 3.
Цель исследования: изучить влияние ЭМИ мобильного телефона стандарта GSM в режиме разговора на резистентность магистральных артерий головного мозга.
Материал и методы
В исследование были включены 80 добровольцев в возрасте 18-70 лет (мужчин – 30, женщин – 50, средний возраст – 37,5 лет) с доступными транстемпоральными акустическими окнами без хронических заболеваний, способных повлиять на центральную гемодинамику (артериальная гипертензия, сахарный диабет, хроническая ишемия головного мозга, ишемическая болезнь сердца и т.д.). Из исследования были исключены пациенты со стенозирующим атеросклерозом брахиоцефальных артерий, а также со спазмом в бассейне средней мозговой артерии (СМА) и передней мозговой артерии (ПМА).
Исследование проводилось в положении лежа на спине с включенным в руке исследуемого мобильным телефоном в режиме разговора в течение 7 минут. Измеряли линейную скорость кровотока (ЛСК) и индекс резистивности (RI) в СМА и ПМА с обеих сторон. Спазмом мозговых сосудов считалось превышение RI 0,65 и более.
Индекс RI при слабовыраженном спазме ПМА и СМА колебался в диапазоне 0,65-0,69, при умеренно-выраженном – от 0,7 до 0,74 и при выраженном спазме – более 0,75. Показатели ЛСК и RI по обеим СМА и ПМА измерялись до начала проведения исследования, затем после 1, 5 и 7 минуты разговора по мобильному телефону.
С целью минимизирования погрешности измерений использовали одинаковый современный мобильный телефон для всех добровольцев. Ультразвуковые исследования проводились на стационарном аппарате экспертного класса Philips HD 11 XE (производство – Голландия) фазированным секторным датчиком с частотой 2-4 МГц на базе отделения ультразвуковой и функциональной диагностики Клинической больницы им. С.Р. Миротворцева СГМУ (г. Саратов), а также на базе клиники «Медицинский центр» (г. Кирсанов, Тамбовская область) на приборе экспертного класса Mindray DC-8 фазированным датчиком с частотой 2-4 МГц.
Результаты
При анализе полученных данных выявили увеличение ЛСК и RI в бассейне СМА абсолютно у всех добровольцев (100%) уже к исходу 3 минуты разговора. К 7 минуте ультразвуковые признаки спазма хотя бы одной СМА были выявлены у 70 (87,5%, средний RI – 0,715, средняя ЛСК – 88±19,7 см/сек) из 80 исследуемых человек. Среднее значение прироста RI составило 0,24 (минимальное повышение – 0,16, максимальное – 0,31), что в большинстве случаев (61,25% от общего количества человек со спазмом в СМА) вызвало появление умеренно-выраженного спазма с обеих сторон.
Слабовыраженный спазм в бассейне обеих СМА возник у 14 (17,5%) добровольца, умеренно-выраженный – в 40 (50%) случаях и выраженный у 7 (8,75%) человек. Односторонний спазм СМА (у всех добровольцев умеренно-выраженного характера) возник в 9 (11,25%) случаях, причем во всех случаях – на контрлатеральной от мобильного телефона стороне. Полученные результаты не зависели от пола, возраста и исходного артериального давления.
Увеличение ЛСК и RI в бассейне ПМА к исходу 3 минуты разговора выявили 28 (35%) человек, к окончанию разговора – в 66 (82,5%, средний RI – 0,677, средняя ЛСК – 71±11,5 см/сек) случаях. Спазм с обеих сторон по ПМА к исходу 7 минуты выявили у 55 (68,75%) добровольцев. Преобладали (50 случаев – 62,5%) слабовыраженные индексы спазма RI в диапазоне 0,65-0,69. Умеренно-выраженный спазм ПМА с обеих сторон возник у 3 (3,75%) человек. Выраженный спазм возник в 2 (2,5%) случаях. Односторонний спазм по ПМА встретился у 5 (6,25%) добровольцев (во всех случаях – на контрлатеральной от мобильного телефона стороне).
Среднее значение прироста RI составило 0,198 (минимальное повышение – 0,11, максимальное – 0,29). Как и в случае с СМА, зафиксированные изменения в бассейне ПМА не коррелировали с возрастом, полом и артериальным давлением, измеренным непосредственно перед проведением исследования. Общее количество случаев, в которых к концу длительного разговора по мобильному телефону возник спазм обеих СМА и обеих ПМА – 71 (88,75%). В одном случае у добровольца 24 лет был зафиксирован двусторонний спазм по обеим ПМА (RI в диапазоне 0,66-0,68) в отсутствие повышения RI по СМА (не более 0,61-0,63).
Выводы
Длительный разговор (более 5 минут) по мобильному телефону в большинстве случаев (88,75%) приводит к спазму в бассейне магистральных мозговых артерий у лиц трудоспособного возраста, что несомненно может говорить о высокой значимости ЭМИ как фактора риска возникновения головной боли и других многочисленных отрицательных психоэмоциональных факторов (отсутствие внимания, нарушение структуры сна, раздражительность, ухудшение памяти и т.д.). При сравнении возникновения спазма между СМА и ПМА можно утверждать, что в большинстве случаев первой реагирует СМА.
Общее количество спазмированных СМА превосходит количество спазмированных ПМА (131 СМА против 115 ПМА). Примечательно и в то же время требует проведения дополнительного исследования то, что в случае одностороннего изменения RI как в бассейне СМА, так и в бассейне ПМА, спазм в большинстве случаев возникал на контрлатеральной от мобильного телефона стороне.
Влияние телефона на здоровье ребенка
Использование новейших научно-технических достижений и мобильных технологий является неотъемлемой составляющей современного школьника. По данным статистики операторов сотовой связи, в настоящее время использование мобильных телефонов составляет более 25 % среди абонентов, которые имеют возраст до 18 лет [1; 2].
Исследования показывают, что молодое поколение ежедневно применяет технологии информационно-коммуникационной направленности с использованием гаджетов. Самыми популярными и распространенными являются мобильный телефон и ноутбук, компьютер и планшет. Усугубляет вредное воздействие электронных систем то, что достаточно часто происходит сочетанное использование гаджетов одновременно.
Неконтролируемое использование гаджетов приводит ко все более частой регистрации разнообразных жалоб не только на функциональные изменения со стороны различных органов и систем, но и на возникновение заболеваний [2; 3].
Излучение от экранов и мониторов, современных гаджетов, является одним из факторов, который обеспечивает крайне негативное влияние и вызывает нарушение со стороны органа зрения. Установлено, что при использовании гаджетов появляется комплекс жалоб, укладывающийся в понятие «астенопия», который рассматривают как состояние, предваряющее начальные этапы развития органических офтальмологических патологий. Данный комплекс симптомов проявляется в виде зрительной утомляемости, что обусловлено длительной нагрузкой на зрительный аппарат вследствие продолжительного использования современных гаджетов. Также данное патологическое состояние может возникать как результат длительной письменной работы или как результат нарушения гигиены чтения. Тем не менее исключить использование мобильных устройств и компьютеров в современном мире не представляется возможным. В связи с этим существуют определенные правила работы с экранизированными устройствами для минимизирования их негативного воздействия. Это соблюдение обязательных перерывов после каждого часа работы с мобильным телефоном, планшетом или компьютером, поддержание требуемого по гигиеническим нормам уровня освещенности помещения, сохранение анатомически правильной позы в процессе занятий. Стоит обратить отдельное внимание на цвет и размер шрифта при чтении с экрана. Он должен быть достаточно крупным и хорошо контрастировать с основным фоном [3; 4]. Сохранение правильной рабочей позы влияет не только на сохранение физиологичной осанки ребенка, но и на степень зрительного напряжения. Согласно гигиеническим нормам продолжительная работа школьников за компьютером несет минимальную зрительную нагрузку при условии соблюдения допустимого расстояния от глаз до экрана монитора. Данная норма рассчитывается в зависимости от возраста школьника и составляет в среднем 25–35 сантиметров, что принято считать максимально адекватным физиологическим потребностям ребенка [3; 5].
Правильное формирование костно-мышечного аппарата ребенка и его осанки определяется рядом факторов: формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, пояса верхних и нижних конечностей, а также правильно сформированными навыками тренировки правильной осанки с детских лет. Завершение формирования скелета приходится на период 20–23 года, поэтому в школьном периоде костная система учеников остается несформированной и достаточно эластичной, что приводит к деформации и формированию различных нарушений костно-мышечного аппарата ребенка. Формирование этих навыков приходится на период обучения детей в начальных классах. Современная система образования предусматривает использование школьниками компьютерных программ и пособий, образовательных порталов и электронных библиотек. Наблюдения за динамикой состояния рабочей позы сидя у младших школьников в течение 45 минут показали, что от 55,5 до 59 % времени дети находились в положении с неоптимальной рабочей позой. Именно в это период нагрузка на костно-мышечную систему ребенка велика и при длительном использовании компьютерной техники и электроники может привести к нарушениям рабочей позы и осанки.
В связи с тем что использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью процесса обучения и подрастающее поколение в большинстве своем использует гаджеты бесконтрольно длительно, с большой вероятностью можно предположить, что гигиенические установки о правильном использовании электронных устройств не выполняются. Все это, несомненно, отражается на здоровье детей. В то же время есть группа детей, которая в меньшей степени обеспечена современными электронными устройствами в силу низкой материальной обеспеченности их семей. Это дети «группы социального риска». Мы сочли интересным изучить состояние данной проблемы среди детского населения.
Цель исследования: изучить влияние современных гаджетов на здоровье детей.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования явились 86 карт истории развития ребенка (форма 112). Документ предназначен для ведения записей наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка и о его медицинском обслуживании от рождения до 17 лет включительно. Паспортная часть истории развития ребенка содержит также сведения о составе семьи, оценки социального и психологического статуса ребенка. Все остальные записи производятся врачами всех специальностей в порядке текущих наблюдений. При составлении выборки было учтено наличие планового профилактического осмотра школьников узкими специалистами.
В ходе анализа полученной информации учитывались патологии и нозологические формы заболеваний, выявленных как во время профилактических осмотров, так и при внеплановых обращениях к узким специалистам.
Для оценки полученных данных использовали стандартные статистические методы обработки.
Результаты исследования и их обсуждение
При аналитическом исследовании нами были сформированы две группы:
І группа (n = 45) – дети из благополучных семей;
ІІ группа (n = 41) – «группа социального риска».
В «группу социального риска» были включены дети следующих категорий: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из «неблагополучных», асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации [6].
Также среди ІІ группы были отобраны дети, у которых отсутствовало или было сведено к минимуму воздействие современных электронных носителей: планшетов, мобильных телефонов, персональных компьютеров и ноутбуков.
Дети І группы являлись активными пользователями такой современной техники, как мобильные телефоны, планшеты, персональные компьютеры и ноутбуки.
При изучении полученных данных нами было выявлено, что офтальмологическая патология была зарегистрирована всего у 53 детей, что составило 61,6 %. Из них 33 (73,3 %) ребенка составили дети І группы и 20 детей (48,9 %) ІІ группы (рис. 1).
При сравнительном анализе частоты встречаемости офтальмологических диагнозов в группах были выявлены особенности. Так, миопия слабой степени выявлена у 42 (48,8 %) детей: у 23 (51,1 %) детей І группы и у 19 (46,3 %) – обследованных ІІ группы; миопия средней степени диагностирована у 2 детей (4,4 %) І группы, у детей ІІ группы этот диагноз не регистрировался; спазм аккомодации отмечался у 8 (17,8 %) детей І группы, во ІІ группе – только у 1 (2,4 %) ребенка (рис. 1) [2; 3].
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о более значимом распространении офтальмологической патологии среди детей І группы относительно исследованных ІІ группы. Так, патология зрения в 1,5 раза чаще встречалась у детей из I группы. Самым распространенным офтальмологическим диагнозом среди исследуемой выборки является «миопия слабой степени», проявляющаяся снижением остроты зрения [7]. Одной из причин данной патологии является нарушение гигиены зрения, которая заключается в чрезмерном количестве и излишней длительности зрительных нагрузок [1; 4; 7]. Также к причинам развития офтальмопатологии может приводить неправильное освещение, несоблюдение дистанции при чтении или просмотра телевизора, в том числе монитора компьютера и мобильных гаджетов [2; 3]. Предполагая меньшую доступность современной техники для детей ІІ группы, можно допустить, что ее использование является одним из этиологических факторов в развитии офтальмологической патологии.
Спазм аккомодации статистически достоверно чаще отмечался среди детей I группы, тогда как среди II группы данный диагноз был зафиксирован всего у одного ребенка. Спазм аккомодации является астенопическим состоянием, возникающим в результате длительного сокращения цилиарных мышц. К этиологическим факторам данной патологии, помимо нарушений гигиены зрения, относятся психоэмоциональные расстройства [7]. К таким расстройствам может приводить чрезмерное занятие компьютерными играми, которые способствуют развитию психоэмоциональных всплесков и неврозов у детей и подростков. Это является одним из провоцирующих факторов развития такой патологии, как спазм аккомодации [4; 7].
Как отмечает ряд авторов, в последнее время регистрируется рост ортопедической патологии в виде нарушения осанки и сколиоза [4; 6]. В ходе анализа данных амбулаторных карт нами было выявлено наличие ортопедической патологии у 41 (47,7 %) ребенка. При этом патология опорно-двигательного аппарата регистрировалась у 25 (55,6 %) детей І группы и у 16 (39,0 %) обследованных ІІ группы (рис. 2).
Рис. 1. Распределение офтальмологической патологии среди детей І и ІІ групп, %
Рис. 2. Распределение ортопедической патологии среди детей І и ІІ групп, %
Среди ортопедической патологии наиболее часто (25,6 %) фиксировался диагноз «нарушение осанки», проявляющийся в виде сглаживания шейного и поясничного лордоза и увеличения грудного кифоза [6]. Нарушение осанки было отмечено у 20 (44,4 %) детей І группы; среди обследованных ІІ группы – у 2 (4,9 %) детей. Плосковальгусная установка стоп (ПВС) была диагностирована у 5 (11,1 %) детей І группы и у 14 (34,1 %) из ІІ группы.
На основании полученных аналитических данных можно сделать вывод о большем (в 10,5 %) распространении ортопедической патологии среди детей І группы в сравнении со ІІ группой. Это объясняется более продолжительным и частым использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы с несоблюдением анатомически правильного положения тела.
При анализе историй развития ребенка (форма 112) нами было установлено, что у 60 (69,8 %) детей имеется ЛОР-патология: среди детей І группы – у 33 (73,3 %) исследованных, у детей ІІ группы – у 27 (65,8 %).
Среди ЛОР-патологий отмечались: хронический компенсаторный тонзиллит, гипертрофия небных миндалин, искривление перегородки носа. Самым распространенным диагнозом среди двух групп является «хронический компенсированный тонзиллит» 55 (63,9 %): среди детей І группы – выявлен у 30 (66,7 %) исследованных, среди детей ІІ группы – у 25 (61,0 %). Искривление перегородки носа (ИПН) чаще (4,9 %) отмечается у детей ІІ группы, в первой группе – у 2,2 % исследованных. Тогда как гипертрофия небных миндалин (ГНМ) выявлена только у детей первой группы (4,4 %).
Таким образом, статистически значимых различий по распространенности ЛОР-патологий между группами выявлено не было. Это указывает на то, что использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии [2; 3].
1. Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить, что негативное воздействие современных гаджетов, компьютерной техники и телевизоров отражается на состоянии здоровья детей.
2. Наиболее распространена офтальмологическая патология, которая была выявлена у 61,6 % исследованных, и ортопедическая патология, составляющая 47,7 % от общего количества детей.
3. Среди офтальмологической патологии на первом месте по частоте встречаемости оказался диагноз «миопия слабой степени», который в 1,5 раза чаще встречался у детей, являющихся активными пользователями мобильных телефонов, планшетов, персональных компьютеров и ноутбуков.
4. Отмечается более высокая частота встречаемости ортопедической патологии среди детей из благополучных семей.
5. В патологии опорно-двигательного аппарата наиболее часто встречался диагноз «нарушение осанки».
6. Меньшая встречаемость офтальмологических и ортопедических патологических изменений регистрируется в группе детей «социального риска», что, на наш взгляд, связано с меньшей доступностью современной техники, менее продолжительным и более редким использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы.
7. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на формирование установок здорового образа жизни среди школьников.
8. Данная проблема должна решаться с участием врачей педиатров, ортопедов, офтальмологов, гигиенистов, так как профилактика и санитарно-гигиенические условия воспитания и соблюдение гигиенических норм играют решающую роль в правильном развитии и здоровье каждого ребенка.
9. Использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии, так как статистически значимых отличий между группами по оториноларингологической патологии выявлено не было.