владимирский собор в херсонесе телефон
Свято-Владимирский собор — украшение древнего Херсонеса
Как и сам Херсонес Таврический, Владимирский собор многое пережил и повидал за время своего существования, хотя он несравненно моложе древнего полиса. Предположительно, его возвели в том самом месте, где стояла византийская базилика, в которой крестился Владимир Святославич, прозванный в народе Красное Солнышко. Бездеятельность властей привела к тому, что храм едва ли не был потерян – только благодаря усилиям неравнодушных граждан его спасли и сохранили для потомков.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится церковь в Севастополе?
Свято-Владимирский собор расположен в черте Севастополя, на территории историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический». Точное месторасположение – Гагаринский район, ул. Древняя.
Храм на карте Крыма
История возведения в Херсонесе Таврическом
Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.
Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе.
К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.
Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.
Тяжелые времена
После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.
Второе рождение церкви
В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.
Чем интересен Владимирский собор?
Главной его достопримечательностью сейчас является чудом уцелевший список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, написанной в I веке апостолом Лукой. Отметить также нужно воссозданный по фотографиям мраморный иконостас с резным деревянным киотом, покрытым позолотой, с 8-ю образами, увенчанными куполом. Интересны и восстановленные крымскими и киевскими художниками монументальные купольные композиции Корзухина и Неффа «Святой Дух», «Крещение Господне» и «Преображение Господне». Гости Севастополя выделяют и заново отреставрированную композицию «Тайная Вечеря» — центральный сюжет главного алтаря, а также полностью восстановленные стенные росписи и витражи.
Совсем рядом расположены руины Херсонеса, один из самых известных его монументов – Базилика в базилике с остатками изящных колон и прекрасным мозаичным полом. Неплохо сохранившиеся Западные врата с обломками крепостной стены и угловой башней Зенона, обращенной к морю, также достойны посещения, как и Херсонесский театр, вмещавший до 3000 зрителей, где проводились театрализованные представления и гладиаторские бои. Знаменитый Севастопольский колокол на берегу моря, отлитый в 1776 г. из трофейных турецких пушек, впервые зазвучавший после долгих лет молчания 5 мая 2002 г., в день первого с 1926 г. богослужения во Владимирском соборе – это отдельная тема для статьи.
Как добраться до святыни?
Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно. Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте. От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».
На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:
Туристу на заметку
Владимирский собор в Херсонесе оставляет незабываемые впечатления – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы тех, кто в нем побывал. А тем же, кто отправляется на отдых в Севастополь, непременно стоит его посетить – это не займет много времени, да и потрачено оно будет не зря. В заключение предлагаем небольшой видео ролик об этом умиротворяющем месте.
Свято-Владимирский собор
в Севастополе
Свято-Владимирский собор в Херсонесе — кафедральный православный храм Симферопольской и крымской епархии УПЦ Московского патриархата, расположенный на территории археологического комплекса. Сооружение поражает своей красотой и оригинальной архитектурой в неовизантийском стиле. Авторство проекта принадлежит академику архитектуры Давиду Гримму.
Собор считается символом принятия христианства князем Владимиром. По мнению историков, крещение Великого киевского князя в 988 году состоялось именно на территории древнего города Херсонеса.
Свято-Владимирский собор является достопримечательностью историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический». Его высота достигает 36 метров, площадь превышает 1700 м². Внутри сооружения может разместиться до 1000 прихожан. В архитектурном плане храм представляет собой сложное многоуровневое сооружение, центральный элемент которого украшен позолоченным куполом с крестом. Собор имеет 4 этажа с узкими окнами разного размера.
Свято-Владимирский храм на google-панораме
Богослужения Свято-Владимирского собора
В соборе регулярно проводятся богослужения, Таинства Крещения и Венчания. Работает нижний (освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (в честь равноапостольного князя Владимира) храмы. Он открыт для всех желающих, работает без выходных. Утренняя литургия проходит в 7.30–8.30, вечернее богослужение — в 17.00.
В нижней цервки работает выставка с коллекцией, раскрывающей историю собора, жизнь и деятельность захороненных в нем адмиралов, творчества архитекторов, худождников, строителей и реставраторов.
Святыни
В стенах собора хранятся частицы мощей князя Владимира и некоторых нижегородских святых. Также здесь находится икона благоверных супругов Петру и Февронии и образ святых земли Нижегородской.
История
Идея возведения храма на месте древнего городища принадлежит командиру Черноморского флота А. С. Грейгу. Первый камень в основание собора заложил император Александр II в. 1861 году. При этом на торжественной церемонии находилась вся царская семья.
Новый собор выглядел величественно: толщина его стен была около метра, внутренняя отделка поражала богатством и красотой. Роспись храма выполнили известные художники: академик Алексей Корзухин, профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков.
В 1924 году Свято-Владимирский собор передали музею. В годы Отечественной войны здание сильно пострадало, а внутреннее убранство было уничтожено.
Идеей реставрации храма в 1990-е занялся правящий архиерей Владыка Лазарь. К 1992 году основные работы были завершены и в храме снова возобновились богослужения. В 2002 году прошло первое за 77 лет пасхальное богослужение. В 2004 году состоялось освящение храма Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в присутствии президента страны Леонида Кучмы.
Что посмотреть рядом с храмом
Рядом с храмом находится множество достопримечательностей историко-архитектурного комплекса. После посещения собора можно зайти в музей голограмм, где представлены голографические изображения ценных памятников истории. Рядом расположена выставка древних амфор. Археологические находки размещены под стеклом прямо под открытым небом. Далее видна старинная Корсунская церковь, построенная в конце XIX века.
Любителям живописи будет интересно заглянуть в галерею «Зеленая пирамида» — это сооружение было построено по индивидуальному проекту в стиле древнегреческой усадьбы. Галерея отлично гармонирует с природным ландшафтом и старинной архитектурной средой. В ней регулярно проводятся выставки разных направлений искусства и тематические фестивали. Также здесь также проходят творческие встречи и музыкальные вечера.
Желающим подробнее узнать об истории Херсонеса стоит заглянуть в местный музей. В нем находится много старинных экспонатов, которые были найдены при раскопках древнего города.
Как добраться
Чтобы попасть в храм, нужно доехать до остановки «Херсонес Таврический» на автобусе № 22, который ходит каждые 20 минут. От остановочного пункта следует двигаться к главному входу историко-архитектурного комплекса. Войдя на его территорию, нужно идти прямо по главной аллее.
Доехать до храма удобнее на такси. Для этого можно воспользоваться приложением одной из следующих компаний: Яндекс. Такси, Maxim, «Везет».
Подготовка Свято-Владимирского собора в Херсонесе к Пасхе: видео
Кафедральный Владимирский собор в Херсонесе.
Кафедральный Владимирский собор в Херсонесе. запись закреплена
Храм Вознесения Господня г. Севастополь
Рубрика «Библеистики»
Зачем христианину Ветхий Завет?
Нередко можно услышать, что христиане, у которых есть Новый Завет, в Ветхом уже не нуждаются. Почему же тогда его продолжают печатать в изданиях Библии? Просто как некий памятник древности, или у него есть свое место в Церкви и сегодня? Если да, то зачем он нам нужен?
Показать полностью.
Сдаем пол-Библии в музей?
И в самом деле, ветхую одежду или мебель обычно ведь не используют, заменяют на новую – разве не та же судьба постигла и Ветхий Завет? Первая часть Библии, как думают многие, «обветшала», утратила для нас значение. Дело не только в названии (славянское «ветхий» означает просто «старый, прежний»): прочитав Новый Завет и перейдя к Ветхому, человек нередко испытывает разочарование. И скучно бывает, и неактуально, но главное – слишком много на его страницах крови. В Новом Завете тоже не всё понятно и не всё интересно, но едва ли что-то настолько отталкивает читателя. Кто- то может подумать, что речь вообще идет о двух разных богах…
Подобную мысль высказывал один богослов II века н.э., Маркион из Синопа. Он учил, что существуют два бога: жестокий Творец, о котором повествует Ветхий Завет, и милосердный Бог Любви, явленный в Новом. Между ними нет ничего общего: до Христа люди якобы не знали Бога Любви и поклонялись жестокому Творцу, по ошибке принимая его за высшее божество.
Что интересно, разногласия Маркиона с традиционным христианством на этом не кончались. Чтобы «развести» два Завета, Новый ему пришлось существенно сократить. Маркион оставил всего лишь одно Евангелие и 10 апостольских посланий, да и оттуда выкинул все, что касалось телесности Христа, реальности Его земной жизни. Маркион исповедовал характерный для восточных религий дуализм: всякая материя, всякая телесность – зло, и нужно избавиться от нее ради духовного совершенства, поэтому и Христос только выглядел человеком, но был лишь бесплотным духом, слетевшим с небес, чтобы рассказать человечеству об Истинном Боге. Он не рождался и не умирал на земле, страдания на Кресте, после которых Он вознесся на небо, были лишь видимостью. По Маркиону, ученики Христа многое перепутали и записали неправильно (такую оговорку делает практически каждый, кто желает «отредактировать» Евангелие по своему вкусу).
Это учение было отвергнуто Церковью, его несостоятельность подробно, по пунктам разбирали практически все видные церковные писатели того времени.
Действительно, такое «христианство» несовместимо с самыми основами веры Церкви. Зато оно отлично подходит гностикам и всяким околохристианским сектам, стремящимся использовать Библию в своих целях. Церковь, напротив, провозгласила и подтвердила не раз, что Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, для нее нераздельно.
Отбросить Ветхий Завет – это значит отказаться от плоти, от человеческой природы Христа. Дело не только в том, что в Евангелии исполняются пророчества и намеки, которыми полон Ветхий Завет, так что значимым оказывается и место (рождение в Вифлееме), и время событий (распятие перед Пасхой), и даже отдельные детали (римские солдаты не перебили голеней Иисуса, как нельзя было ломать и костей пасхального агнца). Дело еще и в том, что история спасения для христианина начинается не с Рождества, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении. Ведь сначала нужно понять, от чего вообще нужно спасать человечество, почему оно оказалось отделено от Бога и порабощено смерти. Об этом как раз и говорится в Ветхом Завете. Более того, его «кровавость» во многом объясняется тем, что это – честное и подробное повествование о падшем человечестве, а не святочный рассказ о чем- то милом, но совершенно нереальном. И если мы тоже будем честны, нам придется признать, что именно Ветхий Завет лучше, чем все остальные древние книги, сумел эту «кровавость» обуздать и ограничить.
Ни в одной из них человеку не говорили с такой поразительной простотой «не убивай, не кради, не прелюбодействуй». В самом деле, теперь люди, для которых убийство, воровство и прелюбодеяние до сих пор остаются делом доблести и чести, хотя бы стараются замаскировать это свое отношение разными красивыми словами. В фильме
Владимирский собор (Херсонес Таврический)
Мiръ Россия Севастополь Владимирский собор (Херсонес Таврический)
Свято-Владимирский собор — православный храм на территории Херсонеса Таврического. Это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.
Содержание
История [ править ]
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — православная святыня, которая увековечила принятие христианства князем Владимиром. Храм-памятник поражает своим величием, красотой и пропорциональностью линий.
Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря.
Автором проекта выступил академик архитектуры Давид Гримм. Интересно, что Свято-Владимирский собор в Херсонесе стал первым выдающимся сооружением, которое спроектировал этот архитектор. За свою работу Д. Гримм был удостоен звания профессора и права преподавания в академии.
Величественный собор возвышался над землей на 34 метра. Толщина его стен достигала метра. Поражало своим великолепием и внутреннее убранство храма: мозаичные полы, мраморные колонны. Над росписью Владимирского собора трудились известные художники — академик живописи Алексей Корзухин (один из оформителей храма Христа Спасителя в Москве), профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков. Работой руководил автор проекта Форосской церкви академик Николай Чагин.
Средства на возведение Свято-Владимирского собора собирали всей Россией по подписке. Когда срок действия ее истек, люди потребовали продлить сбор денег. Из-за дефицита средств постройка храма затянулась на три десятка лет.
В 1924 г. Херсонесский монастырь был закрыт, а Владимирский собор — передан музею. В период Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало: потрескались стены, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. В таком состоянии собор находился до недавнего времени.
Реставрация великой святыни началась трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня.
В 1992 г. в стенах храма возобновились богослужения. В 1998 году, под патронатом Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы и его супруги, началась реставрация собора.
5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было совершено пасхальное богослужение – впервые за 77 лет. Возглавил праздничную службу Владыка Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский. Пасхальное богослужение в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе посетили Президент Украины Леонид Данилович Кучма и руководство Автономной Республики Крым.
3 апреля 2004 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы был совершен чин освящения восстановленного Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе.
Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания. Принятию Таинств предшествуют огласительные беседы.
Действуют нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмы.
Государственный
историко-археологический
музей‑заповедник
История создания Свято-Владимирского собора
В 1891г. на главной площади древнего Херсонеса поднялся величественный 36-метровый Свято-Владимирский собор, строительство которого длилось 30 лет. Средства на его сооружение собирали всей Россией по подписке. Возведение храма в память крещения святого князя Владимира «было событием не севастопольским токмо, но и всероссийским, – говорил святитель Иннокентий, – ибо в лице князя своего крестилась здесь и просветилась верою вся Россия».
Со строительством собора связаны имена четыре российских императоров: Александр I дал разрешение на строительство церкви в память крещения Владимира (1825 г.): Николай I утвердил проект памятника-обелиска (1829 г.); Александр II вновь дал разрешение на строительство собора (1859 г.), утвердил проект Гримма (1859 г.), распорядился доставить мощи св. Владимира из Санкт-Петербурга (1859 г.), принял участие в церемонии закладки Собора (1861 г.); Александр III выделил средства на внутреннюю отделку Собора (1888 г.).
Собор, выполненный по проекту Д.И. Гримма в византийском стиле, имел пять престолов. Рождества Богородицы и преп. Мартиниана (1-ый этаж); равноап. князя Владимира, апостола Андрея Первозванного и благоверного князя Александра Невского (2-ой этаж). В центре нижнего храма были сохранены руины древней церкви, где крестился князь Владимир. Венчал собор огромный купол с цинковой черепицей и большим золоченым крестом; в отделке экстерьера было использовано четыре вида мрамора; над оформлением интерьера работали замечательные русские художники: А.И. Корзухин, В.И. Нефф, Н.А. Майков, И.Т. Молокин.
В 1926 г. Владимирский собор был закрыт и передан Херсонесскому музею. Здание храма сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. Однако музей, не смотря на ряд негативных факторов, сумел сохранить общенациональную святыню до времени ее возрождения в 2004 г.
Восстановление собора
Во второй половине XIX века над руинами крестообразного храма, в котором, как первоначально полагали, крестился князь Владимир, был возведен Владимирский собор. Высочайшее разрешение на строительство собора дал царь Александр II в 1858 году, но начато оно было только в 1861 году и длилось 30 лет.
Собор спроектировал академик Давид Иванович Гримм в виде грандиозного двухэтажного здания в византийском стиле: крестообразного в плане, увенчанного куполом на высоком барабане. Это был один из самых больших соборов России: высота – 36 м, общая площадь – 1726 кв. м, диаметр купола – 10,5 м. Собор мог вместить до одной тысячи верующих. Венчал его огромный купол с большим золоченым крестом; средний пояс храма был украшен четырехконечными крестами из балаклавского мраморовидного известняка и колоннами из разноцветного каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки; трехступенчатое основание было облицовано плитами светло-серого гаспринского мрамора. Над внутренней отделкой храма работал академик Фёдор Иванович Чагин.
Собор был двухэтажный и имел пять престолов. На первом этаже располагался храм Рождества Богородицы, украшенный иконами и картинами известных русских художников: В.И. Неффа, И.А. Майкова, И.Т. Молокина. Пол, как в древних херсонесских храмах, переливался разноцветной мозаикой, а в центре располагалась главная святыня – прикрытые мраморными плитами стены крестообразной византийской церкви – предполагаемого места крещения князя Владимира. Справа от входа располагался придел, освященный во имя преподобного Мартиниана. Две гранитные лестницы вели на второй этаж, где находилось три престола: главный – освященный в честь св. Владимира, северный – во имя апостола Андрея Первозванного, южный – во имя св. князя Александра Невского. В центральной алтарной апсиде находилась линогравюра «Тайная вечеря» (автор – академик живописи А.И. Корзухин), считавшаяся лучшей работой того времени в данном стиле и в данной технике. Остальные картины, а также тонкая резьба иконостаса, позолота, мрамор, потоки света, льющегося из окон в основании высокого купола, усиливали впечатление и, по словам очевидцев, делали его незабываемым. Епископ Никанор, издавший в 1907 г. путеводитель по Херсонесскому монастырю, писал: «Поистине, стоящие среди верхнего соборного храма могут сказать, подобно послам св. Владимира, бывшим в храме Святой Софии в Царьграде: «Стоящие в храме сем на небеси стояти мним»».
2 октября 1924 г. Владимирский собор был закрыт; последняя служба в нем проводилась в 1926 г. в престольный праздник. Возобновились богослужения в соборе в 1992 г., в 2004 г. он был полностью восстановлен.