вид ввст что это такое
Статья 1. Основные понятия
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 16-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
к продукции военного назначения относятся:
системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства;
инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;
специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;
обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;
подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств;
передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;
передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации;
показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;
ГАРАНТ:
создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;
ремонт вооружения и военной техники;
консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;
иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству Российской Федерации;
Расшифровка аббревиатуры ВВСТ
Почти каждое буквосочетание имеет несколько значений. Какое из них подходит для конкретного случая, мы понимаем, исходя из контекста. В данной статье предлагаем вам разобраться с расшифровкой ВВСТ, широко применяемой в военной среде. Однако, как вы убедитесь, она имеет и «мирное» значение.
Что такое ВВСТ?
Что входит в ВВСТ?
Мы теперь знаем расшифровку аббревиатуры ВВСТ. Давайте поподробнее рассмотрим, что относится к специальной и военной технике, вооружению. Это следующие наименования:
Госпрограмма вооружения
В 2010 году Президентом РФ была утверждена Государственная программа вооружения на 10 последующих лет. Объем ее финансирования составил 20 трлн рублей.
Достичь назначенной цели помогут комплектные поставки современных российских конкурентоспособных образцов вооружения, специальной и военной техники (расшифровка ВВСТ).
Основные ресурсы сегодня направлены на следующее:
Планы на 2018 год
От расшифровки ВВСТ перейдем к конкретным планам по изменению парка российского вооружения на текущий год. В общем счете ожидается обновление образцов военной и специальной техники на 59 %.
Повышение исправности эксплуатируемых образцов ВВСТ:
Также на 2018 год планируется разработка перспективного образца и последующее принятие на вооружение, запуск в серийное производство новых эсминцев. Проект должен быть реализован до 30 декабря 2018 года.
С 2012 года по настоящее время уже переоснащено на современный лад 260 формирований.
А теперь перейдем от расшифровки военной аббревиатуры к ее значению в качественно иной области.
Что такое ВВСТ еще?
Выключатели ВВСТ устанавливаются в КРУ (комплектные распределительные устройства) или в установки, соответствующие их техническим требованиям.
Сфера применения выключателей ВВСТ
В области эксплуатации данные выключатели являются универсальными. В частности, они полностью подходят для коммутации:
Еще примеры их успешного применения:
Вид ввст что это такое
вооружения, военная и специальная техника
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Смотреть что такое «ВВСТ» в других словарях:
ВВСТ ЭКСПЛУАТАЦИЯ — – стадия жизненного цикла изделия ВВСТ с момента принятия его войсковой частью от завода изготовителя или ремонтного предприятия, являющаяся совокупностью ввода в эксплутацию, приведения в установленную степень готовности к использованию по… … Война и мир в терминах и определениях
ВВСТ РЕМОНТ И ВОСТАНОВЛЕНИЕ — комплекс работ, проводимых с целью восстановления работоспособности ВВСТ, потерянной в результате отказа, повреждения, износа или выработки ресурса. В зависимости от объема восстановительных работ (трудозатрат) принято разделять ремонт на ряд… … Война и мир в терминах и определениях
ВВСТ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО) — комплекс работ, выполняемых в процессе эксплуатации ВВСТ для подготовки ее к применению, выявления и устранения неисправностей и отказов, поддержания работоспособности технического состояния и надежности в работе. В зависимости от текущего… … Война и мир в терминах и определениях
ВВСТ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — совокупность взаимоувязанных процессов последовательного изменения состояния изделия (материала) конкретного типа от начала исследования и обоснования разработки до окончания эксплуатации изделия, применения (хранения) материала. Жизненный цикл… … Война и мир в терминах и определениях
ВВСТ МОДЕРНИЗАЦИЯ — комплекс работ, проводимых на серийных или снятых с производства ВВСТ, для усовершенствования и доведения их характеристик до соответствия новым требованиям. Модернизация ВВСТ обычно проводится для улучшения тактико технических характеристик и… … Война и мир в терминах и определениях
ВВСТ ПРОИЗВОДСТВО — стадия жизненного цикла изделий ВВСТ, являющаяся совокупностью процессов изготовления, монтажа, наладки и приемки изделий для обеспечения ими потребностей вооруженных сил в мирное, предвоенное и военное время, а также для поставок ВВСТ на экспорт … Война и мир в терминах и определениях
ВВСТ, МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ — научно обоснованный комплекс принципов, методов и критериев, обеспечивающий связь разделов военно технической политики, придающий логическую связь, целостность, непротиворечивость и состоятельность содержащихся в них установок по военно… … Война и мир в терминах и определениях
ВВСТ ВЫВОД ИЗ БОЕВОГО СОСТАВА — процесс вывода ВВСТ из боевого состава войск (части, соединения, объединения), связанный с качественным переоснащением их материальной основы или расформированием. Вывод морально устаревающего вооружения осуществляется, прежде всего, в линейных… … Война и мир в терминах и определениях
ВВСТ РАЗРАБОТКА — – комплекс научно исследовательских, экспериментальных и полномасштабных опытно конструкторских работ по обоснованию концепции, проектированию, изготовлению, испытаниям и внедрению в серийное производство новых (модернизированных,… … Война и мир в терминах и определениях
ВВСТ ОБРАЗЕЦ — изделие, представляющее собой совокупность составных частей и комплектующих изделий, объединенных общим конструктивным решением, предназначенное для выполнения определенной тактической, технической или другой функциональной задачи как… … Война и мир в терминах и определениях
Оборонконсалтинг
Бирюков С.Н Проблемные вопросы разработки образцов ВВСТ и их составных частей в инициативном порядке». Статья в журнале «ОПК. Вопросы права» №5
Вооружение, военная и специальная техника (ВВСТ) постоянно развиваются в соответствии с новыми задачами в области обороноспособности государства, совершенствованием методов ведения вооруженной борьбы и обеспечения боевых действий. Также стимулом к развитию ВВСТ служат новые технологические возможности в области разработки и производства.
Активная позиция Министерства обороны РФ в области инициативной разработки принесла заметные успехи в создании современных образцов ВВСТ. Так, за последние годы в инициативном порядке созданы и приняты на снабжение десятки образцов ВВСТ, многие из которых демонстрировались на международном военно-техническом форуме «Армия». Все эти образцы обладают высокими тактико-техническими характеристиками (ТТХ) и соответствуют самым высоким современным требованиям.
Способы разработки образцов ВВСТ
Вместе с тем, в ходе разработки перспективных образцов ВВСТ имеют место проблемы, обусловленные сущностью обоих способов их создания, с которыми сталкиваются как заказчики, так и предприятия-разработчики. Для лучшего понимания проблемы целесообразно рассмотреть особенности обоих способов создания перспективных образцов ВВСТ.
Первый способ – ОКР за счет заказчика существует довольно давно и законодательно четко регламентирован, процедурно отработан. В «классическом» способе разработка осуществляется за счет средств заказчика и по его тактико-техническому заданию (ТТЗ). Результатом ОКР является опытный образец изделия ВВСТ и комплект конструкторской документации на него. В ходе ОКР проводятся государственные испытания, которые должны подтвердить соответствие разработанного образца требованиям ТТЗ. Предприятие-исполнитель ОКР выбирается, как правило, путем проведения закупки конкурентным способом. «Классический» способ существует много лет и процедурно регламентируется несколькими ГОСТами и отработан в деталях. К недостатку указанного способа можно отнести тот факт, что далеко не всегда предприятие-разработчик будет осуществлять серийный выпуск и поставку разработанного в ходе ОКР образца. В этом случае при освоении серийного производства на другом предприятии, как правило, возникают довольно серьезные проблемы технического и технологического характера, связанные с изготовлением необходимой технологической оснастки или приобретением нового оборудования. Вследствие этого может существенно вырасти по сравнению с ожидаемыми ранее значениями себестоимость и цена серийного образца, т.к. предприятие-разработчик не уделило серьезного внимания технологичности производства серийного образца. Проще говоря, предприятие-разработчик не планировало серийное производство, т.к. свою прибыль оно получает за разработку как таковую. Дальнейшее освоение серийного производства разработанного образца другим предприятием может потребовать много времени и финансовых средств и может вообще не состояться по указанным причинам. Таким образом, формально ОКР по созданию опытного образца будет завершен, но серийное производство разработанного ходе ОКР образца и его поставка потребителям может не состояться.
Особенности разработки образцов ВВСТ в инициативном порядке
Последнее время на фоне заметного сокращения финансирования разработок перспективных образцов ВВСТ все большее внимание Вооруженными Силами и предприятиями промышленности уделяется инициативным разработкам (ИР) образцов ВВСТ за счет средств предприятий разработчиков. Такая практика в Вооруженных Силах уже существует несколько лет, а в 2018 году она стала регламентироваться временной инструкцией Министерства обороны. Инициатива по разработке и созданию нового образца ВВСТ может принадлежать как заинтересованным органам военного управления, так и предприятиям промышленности. Предприятия могут предлагать либо уже ранее разработанные образцы ВВСТИ и ВТИ, в частности, для гражданских нужд, либо предлагать начать разработку с «нуля». Данный метод также применим для проведения модернизации имеемых на снабжении (вооружении) образцов ВВСТ. Если заказчик проявил интерес к такому образцу, то оформляется решение об инициативной разработке, утверждаемое заместителем Министра обороны. При этом заказчик берет на себя обязательство при положительных результатах разработки принять новый образец на снабжение или вооружение и закупать его в рамках государственного оборонного заказа.
Важной особенностью метода ИР является то, что предприятие-разработчик заинтересовано в серийном производстве разрабатываемого изделия, т.к. только в этом случае сможет окупить свои затраты на разработку, а значит, уже на этапе разработки уделять самое серьезное внимание вопросам технологичности и себестоимости разрабатываемого образца.
С вступлением в силу приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» стало возможным включать по согласованию с государственным заказчиком в состав затрат на производство серийной продукции ранее понесенные затраты на «инициативные опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы». Это, безусловно большой шаг вперед со стороны законодателя по поощрению инициативных разработок. Осталось только, как всегда, государственным заказчикам выработать конкретный порядок такой компенсации понесенных предприятиями-разработчиками затрат на инициативные разработки.
Следует отметить, что метод ИР является хорошим компромиссом между интересами и возможностями как заказчиков, так и предприятий промышленности.
Проблемные стороны разработки образцов ВВСТ в инициативном порядке
Тем не менее метод ИР также не лишен некоторых недостатков как для заказчика, так и для предприятия-разработчика.
Прежде всего заказчик не вполне уверен, сможет ли предприятие-инициатор разработки создать новый образец в определенные сроки и надлежащего качества, т.е. полностью соответствующий требованиям ТТЗ. Все-таки совместное решение – это по сути «джентельменский договор», а не государственный контракт, в котором обязательства сторон строго обязательны к исполнению. У предприятия-разработчика может просто не хватить денежных средств, и разработка либо не состоится, либо будет проведена в значительно более долгие сроки, чем это требуется заказчику и предусмотрено совместным решением. В этом случае реализация научно-технической политики заказчика сильно зависит от технологических и финансовых возможностей предприятия-разработчика.
Со стороны разработчика также имеются определенные риски. Так, несмотря на то, что с 2019 года новыми правилами ценообразования на военную продукцию разрешено по согласованию с заказчиком включать затраты на проведение ИР в стоимость серийно поставляемых новых образцов, данный механизм практически пока не отработан. И здесь очень много зависит от позиции военного представительства, наблюдающего за ходом ИР, а также органов военного управления, отвечающих за выдачу заключения о затратах на ИР окончательное согласование стоимости ИР, ее распределение на стоимость серийного образца.
Представляется наиболее правильным в этих условиях включать в решение об ИР пункт, обязывающий ВП давать заключение о размере затрат, понесенных на ИР, а органам военного управления, планирующим ГОЗ, принимать решение, на какое количество серийных образцов распределять понесенные затраты. Тогда предприятие-разработчик может при формировании цены серийного изделия обоснованно включать в статью «прочие прямые затраты» определенный размер понесенных в ходе ИР затрат.
Некоторую проблему представляет использование опытного образца изделия, полученного в ходе ИР. В ряде случаев этот образец не может быть закуплен как первый серийный, т.к. в ходе государственных испытаний может произойти его существенный износ или даже повреждение. Особенно это характерно для образцов ВВСТ, размещаемых на автомобильном шасси. Тем не менее, и здесь есть выход – использовать опытный образец как учебный после восстановительного ремонта. Заказчик и предприятие-разработчик должны сразу оговорить порядок использования опытного образца.
Следует учесть, что все вышесказанное относится к так называемым «финальным» образцам ВВСТ, т.е. непосредственно изготавливаемым предприятиями-головными исполнителями и принимаемым на вооружение и снабжение в Вооруженных Силах РФ.
Вместе с тем отдельную проблему составляет разработка составных частей (СЧ) финальных образцов в инициативном порядке. Дело в том, что такая разработка никак не регламентируется. В каком-то смысле это понятно, т.к. заказчик заинтересован прежде всего в финальном образце, оставляя, по сути, разработку его составных частей за предприятиями промышленности.
В «классической» схеме разработкой составных частей финального (головного) образца занимаются предприятия-контрагенты головного разработчика в рамках контрактов на создание составных частей (СЧ) ОКР. Эта схема четко прописана в нормативных документах и процедурно хорошо отработана.
При разработке новых составных частей финального образца ВВСТ его ТТХ могут меняться в широком диапазоне, что требует от заказчика принятия решения об объеме испытаний финального образца – проведения государственных испытаний или только типовых. Отсутствует четкая регламентация порядка наблюдения военными представительствами как предприятия-разработчика СЧ, так и головного исполнителя за ходом разработки СЧ и ее результатами. На практике, особенно в авиационной промышленности, где множество внутренних регламентов, во многих случаях имеет место наблюдение ВП за инициативными разработками СЧ на договорной основе. Основная мотивировка в таких случаях со стороны руководства ВП – эти работы не включены в ГОЗ.
Также необходимо иметь в виду, что инициаторами создания новых СЧ в большинстве случаев выступают предприятия разработчики и изготовители этих СЧ и они не всегда находят поддержку у предприятий-изготовителей финальных образцов ВВСТ, т.к. это требует от головного предприятия корректировки конструкторской документации, проведения испытаний финального образца и, возможно, пересмотра его цены в ряде случаев уже зарегистрированной ФАС. Все это довольно заметные расходы денежных средств и времени, которые должны быть компенсированы предприятию-разработчику СЧ и головному исполнителю.
В связи с этим регламентация государственным заказчиком порядка разработки составных частей образцов ВВСТ представляется также весьма обходимой. Она сделает этот процесс понятным и единообразным, четко установив права и обязанности всех участников процесса: органов военного управления, головного разработчика и разработчика СЧ.
Проблемные вопросы использования РИД, созданных в ходе ИР
Еще одним довольно острым и нерешенным вопросом является порядок использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД), созданных в ходе ИР. Решением заказчика на проведение на ИР предусматривается, что разработчик сообщит государственному заказчику о созданных в ходе ИР РИД, способных к правовой охране, обоснует и предложит порядок их использования и правовой охраны. Далее заказчик и предприятие разработчик должны заключить лицензионный договор на отчуждение прав на РИД, полученные в ходе ИР.
Здесь, по мнению автора, заложено очевидное противоречие. Дело в том, что термин «отчуждение права на РИД» в соответствии со ст. 1234 Гражданского кодекса РФ применяется только в контексте отчуждения исключительного права, т.е. перехода исключительных прав на РИД от правообладателя к приобретателю, т.е. к государственному заказчику. КОАП РФ также предусматривает возможность выплаты вознаграждения правообладателю за передачу исключительных прав приобретателю. Это противоречит смыслу предложения предприятием-разработчиком государственному заказчику порядка использования РИД, созданным им в ходе ИР. Кроме того, вызывает сомнение, сможет ли государственный заказчик выплатить вознаграждение предприятию-разработчику за передачу исключительных прав на созданные РИД. Также непонятно использование термина «лицензионный договор», т.к. такой договор предусматривает, что лицензиат может использовать РИД, принадлежащие лицензиату, только на определенных условиях и в сроки, которые предусмотрены в лицензионном договоре. Таким образом лицензионный договор означает наличие исключительных прав на РИД лицензиара, т.е. государственного заказчика.
К сожалению, до сих пор не разработаны образцы примерных (типовых) лицензионных договоров, в которых бы соблюдался баланс интересов сторон – государственного заказчика и предприятия-разработчика. Можно с уверенностью сказать, что нерешенность вопроса обладания правами на РИД, созданными в ходе ИР является весьма существенным сдерживающим фактором для многих предприятий промышленности, которые хотели бы и могли бы заниматься ИР.
Представляется целесообразным, чтобы государственный заказчик мог обладать безусловным правом на РИД для размещения закупки созданных в ходе ИР образцов, содержащих эти РИД, с правом временной их передачи предприятию-участнику закупок по срочному сублицензионному договору, а предприятие-разработчик, в свою очередь, должен иметь право беспрепятственно реализовывать образцы продукции, содержащие данные РИД на гражданском рынке, в т.ч. при экспорте своей продукции.
Проблема использования РИД весьма характерна именно для тех РИД, которые применяются для производства гражданской продукции, в т.ч. имеющей экспортный потенциал. Особенную актуальность эта проблема приобретает в свете необходимой диверсификации предприятий ОПК и возможности использовать имеемые наработки в военной сфере для производства гражданской продукции. Об этом много говорится, но, к сожалению, мало что делается как со стороны государственных заказчиков, так и предприятий ОПК. Тема эта весьма обширная и требует отдельного серьезного обсуждения.
Решение указанных проблем видится в совершенствовании нормативных документов Минобороны России по проведению инициативных разработок, а также ряда других документов – типового лицензионного договора на использование результатов РИД, методики расчета стоимости инициативной разработки и порядка включения ее в стоимость серийных образцов.
Многолетний опыт проведения инициативных разработок ВВСТ и их составных частей за счет средств предприятий позволили накопить определенный опыт, который должен быть учтен государственными заказчиками в сфере ГОЗ в ближайшее время при разработке новых нормативных документов и, прежде всего, Министерством обороны.
Это, в свою очередь, будет способствовать появлению все большего числа современных образцов ВВСТ и совершенствованию имеющихся на вооружении и снабжении в Вооруженных Силах РФ.
Типажи Минобороны
Военное ведомство России максимально стандартизирует вооружение и технику
Минобороны РФ максимально унифицирует вооружение и технику, которые использует российская армия. Такие изменения запланированы в рамках новой госпрограммы вооружения на 2016−2025 годы. Об этом 17 сентября сообщил замминистра обороны РФ Юрий Борисов.
— Основные направления будут заключаться в достаточно резком снижении типажа вооружений и военной техники. Мы оптимизируем типаж. Типоряд (вооружений и военной техники) уже определен, — сказал военачальник.
По его словам, сокращение количества типов вооружения и военной техники должно снизить расходы на ее ремонт и обслуживание, а также удешевить обучение военных.
Конкретные показатели госпрограммы определят в течение полутора лет на основе возможностей промышленности и науки. Замглавы Минобороны отметил, что военные хотят «сориентировать промышленность на проблеме унификации различных решений».
— Это магистрально-модульный принцип построения с максимальной унификацией и снижением номенклатуры применяемых изделий, — добавил замминистра.
К слову, замминистра обороны также заметил, что второй вертолетоносец типа «Мистраль», строящийся во Франции для России, будет спущен на воду уже в 2014-ом. Сейчас корабль находится примерно на той же стадии строительства, на какой первый находился год назад. Относительно дальнейшего сотрудничества с Францией по поставкам «Мистралей» Борисов отметил, что французская сторона официально не информировала Россию о разрыве контракта по вертолетоносцам.
Бывший командующий 58-й армией, генерал-лейтенант Виктор Соболев считает, что к вопросу оптимизации типажа надо отнестись очень внимательно, так как не всю военную технику и вооружение можно унифицировать.
— Я не знаю, что конкретно в планах у военного ведомства, но, к примеру, я категорически против того, чтобы с введением в войска того же ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, имеется в виду истребитель пятого поколения Т-50 — «СП») сократить другие типажи самолетов.
Т-50 вроде как сочетает в себе свойства и истребителя, и бомбардировщика, и штурмовика, но я представить себе не могу, как это будет выглядеть в небе над полем боя. Скажем, для поддержки танков и пехоты нужен штурмовик, который в свою очередь хорошо защищен, имеет тесное взаимодействие с «землей», командирами, которых он поддерживает, поэтому ему не нужна огромная скорость. Но как в таком случае такой самолет может иметь свойства истребителя — маневренного и скоростного? Я уж не говорю, что специально был создан Миг-31 — истребитель-перехватчик, дальнего радиуса действия, с иной системой управления для того, чтобы осуществлять перехват крылатой ракеты на северном стратегическом направлении, где в принципе нет войск.
То же касается и унификации артиллерии: не может быть гаубица, пушка и противотанковая пушка единым комплексом: к ним разные требования.
Военный эксперт Виктор Мясников замечает: начиная с 2000-х годов количество типов, модификаций в России постоянно снижается.
— Это произошло тогда, когда стало понятно, что склады забиты огромным количеством различных материалов, запчастей для ремонта и обслуживания разных типов техники. То есть, когда только для одного бронетанкового подразделения требуется несколько десятков типов машинных масел, несколько видов горючего, огромное количество инструментов и запасных частей.
Сокращение различных типов военной техники идет по всем направлениям: и в авиации, и в бронетанковых войсках, и применительно к армейским авто. Хоть, в конечном счете, главным автомобилем для ВС РФ был выбран КамАЗ, тем не менее, требуются и «Уралы», и другие грузовики, повышенной грузоподъемности. Однако все равно — за основу взяты определенные типы машин. В принципе, сегодня такого разнообразия моделей, какое было 10−15 лет назад, уже нет, однако в Минобороны считают, что надо еще сильнее сократить типы разного рода машин, как транспортных, так и боевых.
Честно, я не знаю, насколько это оптимально, поскольку техника для Арктики — это совсем не то, что техника для степных, лесостепных регионов. Унификация у нас, прежде всего, нужна в разделе радиоэлектроники, систем управления, поскольку так повелось, что в разных родах войск различные диапазоны радиосвязи, протоколы проводной связи. В итоге возникают нестыковки, когда одно подразделение не может поддерживать нормальную связь с другим, поскольку оно относится к другим видам Вооруженных сил.
«СП»: — Но у того же АК много модификаций…
«СП»: — Не только в гражданской, но и в военной среде много разговоров по поводу ПАК ФА, какой именно самолет заменит Т-50…
— Нет, Т-50 все самолеты не заменит, и, думаю, в Минобороны это прекрасно понимают. Ведь каждая машина выполняет свои определенные задачи. Да, Т-50 — это универсальный самолет, который может быть истребителем, истребителем-бомбардировщиком, сопровождать группы авиации, однако без специализированных машин все равно не обойтись.
Скажем, самолет фронтовой авиации никак не сможет заменить МиГ-31 — дальний высотный перехватчик. В авиации за основу у нас взят Су-27, на базе которого развилась целая группа специализированных самолетов: истребитель-бомбардировщик Су-34, истребители Су-35, Су-30. Они также имеют определенную специализацию, и одним Т-50 их тоже не заменишь. Когда ПАК ФА доведут до ума, когда его обкатают в Липецком авиацентре, разработают тактику его применения на учениях, в общем, выявят все его боевые возможности, тогда станет понятно, какой самолет он заменит — Су-35 или еще какой-то.
Что касается вертолетов, то в войсках у нас сейчас, по сути, два типа вертолетов — Ми и Ка: транспортные, которые могут и защищать себя, и воевать, и боевые, которые занимаются разведкой, поддерживают огнем атакующие подразделения, сопровождают колонны. Боевые ударные — Ми-24, Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник», а транспортно-боевой — Миль Ми-8. Они значительно различаются конструктивно, обладают различными свойствами, и вряд ли из них выберут какой один тип: что-то делают лучше Ми-28, а что-то — Ка-52, тем более, последние будут изготавливаться для базирования на вертолетоносцах «Мистраль» со складывающими лопастями.
«СП»: — Уже было объявлено, что в параде Победы 2015 года примет участие новейший российский «Армата», и, наверное, он станет основным танком нашей армии…
— Что касается «брони», то действительно — раньше ее у нас было большое разнообразие: Т-64, Т-80, Т-72, Т-62, Т-55, Т-54, соответственно, для их содержания требовались огромные ремонтные мощности.
Был большой спор: какой танк взять за основу — Т-80 или Т-72? В конечном счете, победил Т-72, хотя и Т-80 никто на свалку не отправил — они кое-где у нас еще стоят на вооружении.
В перспективе единый основной танк останется, возможны какие-то разделения по специфике, но в основе будет один тип, чтобы к нему был также один комплект инструмента, одинаковые для всех запчасти, масла, аккумуляторы, горючее, вплоть до лампочек.
Правда, сейчас в разработке находятся две платформы: Курганец-25 и «Бумеранг». Возможно, Минобороны планирует все бронемашины поставить на эти две платформы. Плюс активно идут работы в области развития боевых секций. К примеру, башня с комплексом вооружения Бахча-У, которые могут переставляться на любую базу — БМП-2, БМП-3, БТР-90, БМД-4, БМД-4М, а также на катера. Было бы, конечно, идеально, если по модульной схеме удалось укомплектовать различные машины.