вид гипотезы экспериментального исследования включающий в себя такое объяснение его результатов
При помощи какого метода контролируется эффект Пигмалиона?
А) метод «плацебо вслепую» иди «двойной слепой опыт»
Б) метод «скрытого» эксперимента
Г) метод независимого измерения зависимых параметров
24. Стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу- это:
А) верификация Б) генерализация
В) рандомизация Г) фаллибилизм
25. Вид гипотезы экспериментального исследования, включающий в себя такое объяснение его результатов, которое отличается от объяснения, содержащегося в другой гипотезе, конкурирующей с ней и оспаривающей ее справедливость – это:
А) точная экспериментальная гипотеза
В) комбинированная экспериментальная гипотеза
Г) альтернативная гипотеза
26. Верны ли следующие утверждения:
Верификация –это подтверждение экспериментальной гипотезы
А) верно только первое утверждение
Б) верно только второе утверждение
В) верны оба утверждения
Г) оба утверждения не верны
27. Специальное графическое изображение распределения нескольких дискретных величин в выборке, представляет собой совокупность расположенных рядом друг с другом и вытянутых вверх прямоугольников или прямоугольных столбиков, высота которых прямо пропорциональна частоте встречаемости каждого из значений переменной в выборке – это:
Б) гистограмма В) аутосоциограмма
28.Качество психодиагностической методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств- это:
А) надежность психодиагностической методики
Б) валидность психодиагностической методики
В) точность психодиагностической методики
29. Верны ли следующие утверждения:
Генеральная совокупность – это множество объектов эквивалентных по конечному множеству свойств
Генеральная совокупность –это множество людей, на которых распространяются результаты исследования
А) верно только первое утверждение
Б) верно только второе утверждение
В) верны оба утверждения
Г) оба утверждения не верны
30. Исследование, направленное на выявление культурной детерминации общегрупповых особенностей и индивидуальных различий поведения – это:
А) корреляционное исследование
Б) лабораторное исследование
В) эмпирическое исследование
Г) кросскультурное исследование
Ключ к тесту:
Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов | Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов |
Г | А, Б, В, Г | ||||
Б | В | ||||
В | Д | ||||
Г | Б | ||||
1-Д 2-Б | Д | ||||
А | В | ||||
Д | Б | ||||
В | А | ||||
Б, Д | В | ||||
Г | Г | ||||
1-Д 2- А 3-Б | В | ||||
1-В 2-А 3-Е | Б | ||||
1-А,2-Б, 3-Г | А | ||||
1-Д 2-Б 3-Г | В | ||||
1-Б 2-А 3-Е 4-Г | Г |
Вопросы к зачету/экзамену
1. Понятие методологии. Философская и специально- научная методология.
2. Методология психолого-педагогического исследования. Базовые научные категории науки.
3. Вопросы методологии психолого-педагогического исследования в трудах отечественных психологов и педагогов.
4. Понятие метода науки. Взаимосвязь предмета науки и ее метода.
5. Теоретические основы организации научного познания: научный подход, методологические принципы, метод науки, методика исследования.
6. Методологические принципы психолого-педагогического исследования, их анализ и содержание.
7. Научное и практическое исследование. Уровни научного психолого-педаго-гического исследования, их цели, задачи и содержание. Виды и типы исследований.
8. Этапы психолого-педагогического исследования. Цели, задачи, содержание и значение каждого этапа исследования.
9. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического исследования. Этические принципы проведения исследования на человеке.
10. Классификация методов в психологии и педагогике. Исследовательские возможности различных методов.
11. Метод наблюдения, его определение и значение. Исторический очерк развития и использования метода наблюдения в зарубежной и отечественной науке.
12. Виды наблюдения, их классификация, сравнительная характеристика и оценка.
13. Основные характеристики метода наблюдения: его функции, признаки и требования к его проведению.
14. Процедура наблюдения. Требования к личности наблюдателя. Возможные ошибки наблюдения.
15. Определение метода эксперимента, его предмет, значение и исторический очерк развития и использования в науке.
16. Общие требования, предъявляемые к эксперименту, его основные признаки и особенности.
17. Структурная система эксперимента, его организация и этапы проведения. Возможные ошибки при подготовке и проведении эксперимента.
18. Виды эксперимента, их классификация, сравнительная характеристика.
19. Требования к личности экспериментатора. Личность испытуемого, его деятельность в эксперименте.
20. Общие понятия об опросном методе, его значение и область применения. Краткий исторический очерк его использования в науке.
21. Структура опросного метода, его основные признаки и структурные элементы, их характеристика.
22. Процедура опроса, его основные этапы и требования к его проведению.
23. Требования, предъявляемые к ведущему опрос, его возможные ошибки.
24. Требования, предъявляемые к поведению опрашиваемого. Индивидуальные особен-ности личности опрашиваемого, их влияние на процесс опроса.
25. Требования, предъявляемые к вопросам в опросных методах, их содержание, формы и виды. Правила формулирования вопросов и последовательность их предъявления.
26. Анкета как вид опросного метода, ее отличительные особенности. Виды анкет, их характеристика и оценка. Характеристика интервью, требования к его проведению
27. Беседа как вид опросного метода, ее виды, их характеристика. Правила подготовки и проведения беседы. Групповой опрос как вид опросного метода. Процедура опроса, сферы ее применения и виды.
28. Социометрия как специфический вид опросного метода. Техника его проведения и специфика в детской аудитории.
29. Понятие о тестах как методе психодиагностики. Общая характеристика и история их развития в науке.
30. Виды тестов, их классификация и общая характеристика.
31. Технология создания и адаптация тестовых методик, принципы их построения и конструирования. Процедура тестирования, требования, предъявляемые к ней.
32. Психосемантические и проективные методики, их сущность, значение, виды, требования к проведению и возможности использования в детском возрасте.
33. Метод экспертных оценок метод анализа результатов деятельности, их психологическая сущность, общая оценка, требования к проведению. Возможности использования в детском возрасте.
34. Структура научной работы (курсовой и дипломной). Этапы выполнения научной работы.
35. Определение целей и задач научного исследования. Цели исследования в курсовой и дипломной работе: примеры формулирования.
36. Библиографическая подготовка. Работа с литературой. Построение литературного обзора. Составление библиографии. Оформление ссылок на литературу.
37. Проблема исследования, обоснование ее актуальности.
38. Предмет и объект исследования в психологии.
39. Гипотеза научного исследования.
40. Обоснование актуальности и новизны и доказательности в научном исследовании.
41. Доказательность научного исследования и пути ее достижения.
42. Создание теоретической модели исследуемого явления.
43. Доказательство гипотезы. Различие доказательности и убедительности.
44. Проблемы статистической обработки полученных данных. Измерительные шкалы в психологии.
45. Основные понятия психологических основ эксперимента.
46. Описательная статистика.
47. Табулирование данных.
48. Зависимые и независимые выборки: проблема выбора критерия.
49. Результаты исследования, их анализ и интерпретация. Требования, предъявляемые к их качеству.
50. Составление заключений и практических рекомендаций на основе исследовательских данных, требования, предъявляемые к их содержанию и реализации.
51. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования, ее виды и содержание, условия эффективности проведения.
Вид гипотезы экспериментального исследования включающий в себя такое объяснение его результатов
Введение в психологическое исследование
Экспериментальная психология как самостоятельная наука.
Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
В.В. Никандров отмечает, что в настоящее время сложилась весьма непростая ситуация с определением границ экспериментальной психологии и ее места в системе психологических знаний. Ею утрачен статус самостоятельной науки.[1] На эту ситуацию обращал внимание еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной стороны, казалось бы, имеется фундаментальная наука о методах психологического исследования, достижениями которой могут пользоваться все частные разделы психологии. Но, с другой стороны, систематическое и неизбежное делегирование своих «полномочий» другим дисциплинам раздробило экспериментальную психологию, и ее отдельные разделы начали самостоятельную жизнь в частных психологических науках.[2]
В современных психологических словарях и справочниках, определяющих понятие «экспериментальная психология», как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины и отсутствуют указания на ее предмет. Например, в наиболее авторитетном «Психологическом словаре» дается следующее определение:
«Экспериментальная психология – общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента».[3]
Еще отчетливее эти тенденции звучат в другом определении: «Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов».[4] Аналогичное понимание экспериментальной психологии существует и в зарубежной психологии. П. Фресс определяет экспериментальную психологию следующим образом: «Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода».[5] В некоторых определениях говорится о необходимости разработки методов в рамках экспериментальной психологии: «Экспериментальная психология – 1) область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики. В экспериментальной психологии разрабатываются методы организации и проведения психологического эксперимента, а также методы обработки и анализа его результатов; 2) экспериментальный раздел общей психологии».[6]
В.Н. Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии.
1. Экспериментальная психология как подлинно научная психология, базирующаяся на естественно-научном подходе к изучению психических явлений в противоположность философской, интроспективной психологии и другим видам психологического знания. Представителями данного подхода являются В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и др. «Этот (экспериментальный) метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требований рефлективного мышления. Рассуждения в философии подчиняются законам мышления, тогда как в науке (экспериментальной психологии) этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой».[7]
2. Экспериментальная психология как система методов и методик, реализованных в конкретных исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер и др. Р. Готтсданкер полагает, что экспериментальная психология – это наука об экспериментальных методах, которые могут применяться в любой из частных предметных областей психологии (психологии сенсорных процессов, психологии научения или психологии социального воздействия). Поэтому вся экспериментальная психология носит методический характер.[8]
3. Экспериментальная психология как теория психологического эксперимента, которая базируется на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включает планирование и обработку данных. Представители: Д. Кэмпбелл, Ф. Дж. МакГиган и др. Д. Кэмпбелл отмечает, что одним из важных в психологии являются «. вопросы планирования экспериментов, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания.».[9]
4. Экспериментальная психология как область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др. В.Н. Дружинин подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии является не только экспериментальный метод, но и другие виды теоретического и эмпирического знания в психологии.[10]
Именно этого понимания экспериментальной психологии мы будем придерживаться в дальнейшем изложении. Следует отметить, что при указанном подходе «эксперимент» понимается в самом широком объеме как любой метод психологического исследования, любой эмпирический метод. Несмотря на то что термины «эксперимент» и «эмпирия (эмпирика)» переводятся с греческого одинаково – опыт, значения их в современной науке разные. В понятии «эксперимент» опыт рассматривается как конкретный прием исследования в точно учитываемых условиях. В понятии «эмпирика» опыт понимается как общая совокупность накопленных знаний и умений. Отсюда эмпирический метод – это любой способ получения фактических данных о действительности, основанный на человеческом опыте. Таким образом, если принять широкое толкование понятия «эксперимент», то экспериментальную психологию скорее следовало бы поименовать «эмпирической психологией». Однако в психологии термин «эмпирическая психология» имеет уже свое значение и свою историю, что не позволяет повторно использовать его в другом значении.
Тем не менее в круг интересов экспериментальной психологии входит все большее число неэкспериментальных исследовательских приемов. И сейчас сложилась определенная традиция понимать эксперимент как частный метод эмпирического познания, а экспериментальную психологию – как совокупность множества эмпирических методов. Поскольку многие (если не большинство) эмпирических методов психологии естественным образом включают в себя измерительные процедуры и анализ результатов измерения, то в область компетенции экспериментальной психологии входят теперь и теория измерений, и знания по обработке (в первую очередь статистической) эмпирических данных.
В.В. Никандров подчеркивает, что «если говорить об экспериментальной психологии не только как о совокупности исследований психической жизни с помощью экспериментальных методов, но и как о науке, разрабатывающей эти методы, то мы сталкиваемся с проблемами теоретической проработки исследовательских приемов».[11] Ведь любой исследовательский метод есть практическая реализация принципов данной науки. А принципы – это основополагающее начало любой теории, концепции. Таким образом, каждый метод нуждается в подведении общетеоретической базы. С другой стороны, любой метод есть система процедур, операций, алгоритмов действий, формализованных правил сбора, анализа и обработки информации. Обычно эти операции и правила объединяются понятием «методика». Разработка всей методической системы есть непростая теоретическая работа, которая и совершается в рамках экспериментальной психологии.
Предназначение гипотезы в исследовании
людмила казарина
Предназначение гипотезы в исследовании
Виды гипотез:
1)По иерархической значимости: • Генеральные • Вспомогательные
2)По широте использования: • Универсальные • Частные
3)По степени обоснованности: • Первичные • Вторичные.
Требования к гипотезам:
1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.
2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.
3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.
4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы, эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение.
5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.
6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.
7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.
8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.
Формирование и развитие гипотезы включает в себя:
1) Подготовительный этап
2) Формирующий этап
3) Экспериментальный этап
После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т. е. общий его замысел (идея).
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.
Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.
Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения»,то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».
После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляютсяследующие два основных требования:
— гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
— она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.
Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.
Приведем пример формулирования гипотезы по теме: «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников,если:
— стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;
— в единстве учитывает процесс и результат деятельности;
— определяет динамику продвижения учащихся;
— способствует саморазвитию учащихся.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач,которые связаны с:
1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;
2) обоснованием способов решения проблемы;
3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.
Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.
К примеру, в качестве задач исследованиямогут быть сформулированы следующие:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;
2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);
3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).
Ис. предполагает проведение эксперимента,то к перечисленным задачам добавить:
1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;
2) экспериментально проверить ее эффективность.
Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т. д.
Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.
Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения.Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:
— провести анализ теоретических подходов по проблеме …;
— проанализировать психологическую литературу по проблеме …;
— раскрыть и конкретизировать сущность понятия «….».
Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения.Например:
Третья задача имеет прикладной и рекомендательный характер.Например:
— разработать рекомендации по формированию …;
В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.
Гипотеза исследования
1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.
2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону,звучит так: «Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников». Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.
3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.
В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.
Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.
В общем виде гипотезу можно рассматривать: как часть научной теории;
как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.