ведущая модальность человека употребляющего в разговоре фразы такого типа как давай посмотрим
Модальность восприятия: как определить ведущую систему восприятия
«Все, что творится в мире,
мы видеть и слышать должны.
Для этого нам добрым Богом
Это форма того, как мышление и память воспринимают и представляют информацию. Человек для восприятия мира использует органы чувств. Кроме слуха и зрения используются осязание, вкус и обоняние.
Слышим, видим, осязаем?
Зрелая личность руководствуется всеми пятью «инструментами» восприятия. Так она открывает для себя наиболее полную картину мира. Однако, хочет того человек или нет, чаще всего он предпочитает какой-либо один способ восприятия (иногда несколько) остальным. Получается, что он мир сначала «слышит» или ему нужно сперва дотронуться, прикоснуться, и только потом он будет готов выслушать. При условии, что ощущение пришлось ему по вкусу. Психология называет подобное явление модальностью восприятия. Но что это и зачем человеку знать, какие органы чувств превалируют в осознании происходящего?
Люди воспринимают мир пятью основными способами, при помощи органов чувств:
Мозг трансформирует полученную таким образом информацию, называемую сенсорной, в некое представление, определенную модель, которая и служит картиной мира. Это явление отражено в древней притче о трех слепых мудрецах, пытавшихся представить себе слона. Один щупал его хобот, другой ногу, а третий – хвост. Ясно, что их определение одного и того же предмета разнились. Поскольку они были лишены зрения, то не могли составить полную картину и предвидеть, что слон опасен. Все трое руководствовались кинестетической модальностью – воспринимали мир на ощупь, мыслили образами.
Так, существует несколько моделей восприятия и обработки информации, поступающей извне, которые характерны для большинства людей. И даже зрячие люди порой больше полагаются на органы осязания, внутренние ощущения, называемые интуицией, нежели на свои глаза. Другие обращают больше внимания на то, что видят или слышат. Есть еще категории людей, которые предпочитают мир «нюхать» или «пробовать на вкус». Но такие встречаются реже тех, кто предпочитает смотреть или трогать.
Важно. Модель восприятия, доминирующая в отношении человека с окружающим миром, определяет то, как он получает, обрабатывает и ассимилируют информацию. Способ, на который полагаются больше и чаще остальных, называют доминантной модальностью или репрезентативной системой.
Основные виды модальностей
Когда человек использует для познания и осознания окружающей действительности тактильные ощущения, чувства, щупает, касается, трогает, он задействует кинестетическую модальность. Существует еще визуальная и аудиальная репрезентативные системы. Некоторые люди полагаются на внутренние ощущения, ориентированы на внутренний диалог. Такая модальность называется аудиально-дигитальной, но она встречается так же редко, как обонятельная или вкусовая.
Классификация репрезентативных систем (модальностей) основывается на органе чувств, который чаще других определяет отношение человека к происходящему.
Визуалы
Так называют людей, воспринимающих информацию по большей части зрительно. Для них характерно:
Таких людей мало беспокоит посторонний шум. Однако им тяжело воспринимать информацию на слух. Их речь изобилует словами (будь то глаголы или прилагательные), которые связаны со зрением. Они «смотрят», «наблюдают картину», употребляют словосочетания:
На заметку. Зрительная память визуалов почти безупречна – они запоминают «картинами, образами», славятся умением быстро и точно решать задачи.
Аудиалы
Людей, которые воспринимают мир «на слух», выдает привычка проговаривать слова, когда они читают или пишут. Делают они это, как правило, беззвучно, но при этом весьма заметно шевелят губами, покачивают головой. Создается впечатление, что они говорят сами с собой.
Другие отличия людей, у которых развита аудиальная модальность восприятия:
Это интересно. Аудиалы с легкостью повторяют услышанную информацию.
Кинестетики
Этим людям необходимо осязать. Для них существенную роль играют эмоции и внутренние ощущения:
Важно. Ккинестетик не может похвалиться ни быстротой в решении задач, ни молниеносностью в повторении услышанного. Им требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться и воспринять информацию.
Как определить, кто ведет
Чтобы установить доминирующую модальность, личность должна ответить на простые вопросы, к примеру:
Из ответов становится понятно, чем руководствуется личность, какой канал предпочитает использовать для восприятия и обработки информации:
Полезно знать. Чаще всего у человека доминирующим является не один, а сразу несколько каналов. Он может использовать их для разных целей, например, получать информацию, читая и проговаривая слова про себя (аудиальная плюс визуальная модальность), а передавать, эмоционально пересказывая, перемежая речь жестами (аудиальная плюс кинестетическая модальность).
Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия
Людям желательно понимать, какая модальность у них является ведущей. Это знание помогает человеку не только стать интересным собеседником, но и позволяет овладеть техниками убеждения:
На заметку. Человеку полезно не только знать свою ведущую систему восприятия информации, но и развивать те модальности, которые выражены слабее.
В притче о слоне слепые мудрецы использовали только один канал восприятия – кинестетический – не смогли понять, чем является «предмет». А животное, в конце концов, раздавило ученых мужей просто потому, что они не отошли вовремя и не уступили ему дорогу. Если бы мудрые люди подключили аудиальный канал восприятия или воспользовались бы чужим визуальным каналом, они бы быстрее поняли, что собой представляет слон.
Сильные развитые модальности помогают воспринимать мир более красочно, наслаждаться всеми жизненными проявлениями, выносить пользу из ситуаций и событий, которые прежде казались вредными, бесполезными, скучными.
Новое видео:
Ведущая модальность
Разные люди по-разному описывают одни и те же ситуации. Это происходит, в том числе, и потому, что и окружающий мир выглядит для нас по-разному. Для каждого из нас характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира. Основные модальности бывают трёх видов: аудиальная, визуальная и кинестетическая.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: также существует дискретная модальность, которая включает в себя получение информации о мире путём логических выводов из уже имеющейся информации. Данный вид модальности встречается значительно реже остальных, поэтому его включение в структуру занятия оставляется на выбор преподавателя или слушателей.
Виды модальностей
Визуальная модальность
Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.
Для визуальной главное – зрение, то, что человек видит.
При кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.
В жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей, но ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то ситуации другая модальность может на время заменить ведущую и стать главной. Но, в большинстве ситуаций, именно через призму ведущей модальности человек воспринимает мир.
Определить преобладающую у человека модальность можно благодаря речи собеседника, по его словам, как и что он говорит. Одну и ту же информацию люди озвучивают по-разному. Необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова. Это позволит в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) говорить с человеком «на одном языке», что поможет вашему собеседнику быстрее «принять» от вас информацию. В результате – действия вашего собеседника будут более продуктивны (особенно важно при общении руководителя с подчиненным; при оказании поддержки и помощи кому-либо).
Взаимный перевод языка модальностей
Визуальная система | Аудиальная система | Кинестетическая система |
Перспектива, точка зрения | Комментарий, мнение | Направленность, уклон, стойка |
Осветить | Обговорить | Прочувствовать |
Высматривать, выслеживать | Выслушивать, подслушивать | Добиваться, упорствовать, держаться |
Показать | Объяснить | Раскидать, вытащить, рассортировать |
Сиять, лучиться, искриться | Звучать, резонировать | Дрожать, вибрировать |
Быть пустым, чистым | Быть оглушенным, безмолвным | Онеметь, замереть |
Тусклый | Однозвучный, приглушенный | Вялый, дряблый, безвкусный |
Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза | Громкий, оглушительный | Прилипчивый, упорный, поразительный |
Присматриваться, приглядываться | Прислушиваться | Беспокоиться, волноваться |
Упускать из виду | Не услышать | Не почувствовать, пропустить |
Выставить на вид, проявить | Провозгласить, оглашать | Выдвигать вперед, выставлять |
Осматривать | Вслушиваться | Вчувствоваться |
Сделать обзор, просмотреть, обозреть | Обговорить, проговорить | Пройтись по …, прогнать |
Показать | Рассказать | Провести |
Вообразить | Припомнить звучание | Ухватить, охватить |
Выглядеть знакомым | Согласовываться с чем-либо, быть созвучным | Состыковываться, соприкасаться |
Указать | Намекнуть | Коснуться |
Слепой | Глухой | Бесчувственный |
Давайте рассмотрим | Давайте обговорим | Давайте прикинем |
Определить, какая ведущая модальность у человека – это полезно не только для работы с пострадавшими в зоне ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомыми людьми.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: далее проводится упражнение, направленное на отработку навыка определения ведущей модальности. (Раздаточный материал – Приложении 8).
Упражнение «Ведущая модальность»
Цель: отработка навыка определения ведущей модальности.
Инструкция
Для определения ведущей модальности в группе – зачитываются три заранее приготовленных текста, по которым группа определяет преобладающую модальность: сначала преподаватель зачитывает текст, потом группа совместно приходит к выводу. Далее обсуждение, направленное на обоснование каждого вывода.
Тексты для определения ведущих модальностей
Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Шум от машин, проезжающих по лужам, неприятен. Вы подходите к поликлинике. Дверь противно скрипит. Занимаете очередь. В коридоре постоянный шум громких голосов и бормашины. Вы заходите в кабинет. От специфического запаха лекарств становится трудно дышать. У врача резкий, неприятный голос. Звук бормашины длится долго, практически бесконечно. Наконец все окончилось. Вы выходите на улицу, где продолжается дождь, сопровождаемый уже раскатами грома.
Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Разноцветные иномарки беспощадно едут по лужам, обливая прохожих. Подходите к поликлинике. Дверь недавно окрашена – светло-зеленая, с красиво сочетающимися золотистыми буквами на вывеске. В коридоре занимаете очередь. До этого места ремонт еще не дошел – тусклый свет делает коридор еще уже, стены, когда-то выкрашенные в голубой, кажутся бурыми. Входите в кабинет. На докторе мятый, серого цвета халат, а мед. сестра давно не чистила свои туфли. Вы садитесь в кресло в ожидании предстоящей процедуры.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: в заключение этой части необходимо провести опрос. Приблизительные вопросы для обсуждения:
– Что группа узнала о модальностях?
– Существует ли необходимость их определения? Для чего?
– Может ли это пригодиться в работе? Для чего?
После обсуждения ведущий подводит итоги вышесказанного.
Человек испытывает массу ощущений, большая часть которых тесно переплетается и взаимодействует друг с другом. В итоге образуются причудливые сочетания, которые по своей сути являются субъективным отражением реальности. В научном мире это явление принято называть модальностью.
Содержание
Над определением, описанием и характеристиками модальности специалисты работают уже давно. Наиболее активно ее изучали в рамках экспериментальной психологии. Первые эксперименты в этой области проводил В. Вундт.
Что такое модальность: краткая информационная справка
Если говорить простыми словами, то под модальностью принято понимать качественные характеристики ощущений. В совокупности из них и складывается восприятие индивидом предметов или явлений. По своей сути модальность можно представить в виде каналов, через которые человек считывает информацию об окружающем мире.
Термин произошел от латинского слова modus, которое в дословном переводе означает «способ».
Психологи используют более сложное толкование понятия. Модальность – это, в психологии, отражение внешних раздражителей через определенные сенсорные системы. То есть, тот или иной раздражитель проходит только через канал (сенсорно-перцептивную систему), который может его распознать и обработать.
Всего таких систем пять:
Каждая сенсорно-перцептивная система работает со своими сигналами, но иногда раздражитель одного направления вызывает реакцию, свойственную для другого.
На примере, эта особенность может выглядеть следующим образом. Предположим, что в кухне сидят два человека. Один пьет чай, а другой ест половинку лимона. Первый человек, получая только зрительные сигналы о лимоне, будет параллельно ощущать повышенное слюноотделение и оскомину, как будто сам попробовал кислое.
Модальность отражает реальный мир посредством закодированных сигналов, понятных человеку. Раздражитель любой сложности может быть классифицирован и обработан.
Термин «модальность» употребляется не только в рамках психологии. В других научных направлениях его трактуют как меру протекания тех или иных явлений либо способ их существования/протекания.
Если рассматривать модальность в сегменте психологии, то она делится на следующие виды:
Эти группы самые обширные, но не единственные. Отдельно выделяют болевую модальность. Она дает качественную характеристику боли и позволяет проводить:
Также стоит отметить и модальность эмоций. Она проявляется через разные качества, характеризующие испытываемые человеком эмоции: отрицательные/положительные/нейтральные (для последней категории иллюстрацией послужит удивление).
У 10% людей активна дискретная модальность. Она очень редка и представляет собой способ получения информации путем использования логических выводов, которые образуются из уже имеющихся представлений и данных.
Существует и иная классификация модальности. Она рассматривается как качественная определяющая суждений. Согласно действующей системе, выделяют такие распространенные категории как:
Каждый человек использует перечисленные виды в разных ситуациях. Допустимо в процессе обсуждений переходить от одной модальности к другой.
Ведущая модальность
Ученые уже давно заметили, что люди, побывавшие в одной и той же ситуации, описывают ее по-разному. С помощью экспериментов и исследований было выяснено, что это связано с ведущим каналом восприятия действительности. Причем остальные виды модальности индивидом тоже используется, но основным является только один:
На основе ведущей системы людей классифицируют как:
В чистом виде такие типажи встречаются крайне редко – их не более 3% от общего числа людей на планете. Но преобладание одной из категорий свойственно каждому индивиду.
Выявить ведущую модальность достаточно просто – необходимо прислушаться к тому, как говорит человек:
Модальность – это важная система, понимая принципы действия которой, можно упростить процесс взаимодействия между людьми и быстрее добиться взаимопонимания.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Обработка результатов методики на определение ведущей модальности :
Визуал: 1, 5, 9, 11, 15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37, 42
Аудиал: 2, 4, 7, 10, 14, 16, 21, 24, 27, 29, 33, 36, 38
Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41.
Интерпретация результатов:
Отличительные признаки
Визуальный тип
Способ получения информации
Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия
Восприятие окружающего мира
Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка
На что обращают внимание при общении с людьми
На лицо человека, его одежду и внешность
Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей.
Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза
Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде.
Отличительные признаки
Аудиальный тип
Способ получения информации
Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками
Восприятие окружающего мира
Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но толь-ко не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей.
На что обращают внимание при общении с людьми
На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова.
Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди.
Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему.
Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки
Отличительные признаки
Кинестетический тип
Способ получения информации
Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении.
Восприятие окружающего мира
Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться.
На что обращают внимание при общении с людьми
На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается.
Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику.
Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону.
Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты.
Модальности человека
Поговорим о репрезентативных системах человека. Тема эта очень большая. Мы с вами затронем её в том объеме, который действительно необходим неспециалисту. Но если же вы захотите узнать больше о репрезентативных системах человека, вы легко сможете это сделать, поскольку литературу по этой теме найти очень легко и её очень много.
Разумеется, без знаний о репрезентативных системах человека можно прожить, как, впрочем, можно прожить и без многих других вещей. Но если вы хотите знать ход мыслей человека, если вы хотите знать, как он думает и как воспринимает мир, если вам нужно гарантированно довести до него какую-то информацию, или установить тесный контакт и многое, многое другое, если, наконец, вы хотите знать, когда вас обманывают вам, нужна эта информация.
Всем, наверное, известно, что в зависимости от восприятия окружающего мира, от воспроизведения запомненной информации и от способов конструирования образов, все люди делятся на три группы:
— визуалов;
— аудиалов;
— кинестетиков;
Вообще, у человека есть пять органов чувств, при помощи которых он познаёт окружающий мир:
— зрение, или визуальная система;
— слух, или аудиальная система;
— кинестетическая система, включающая в себя совокупность расположенных по всему телу различных рецепторов;
— осмическая система, рецепторы которой находятся на языке и отвечают за восприятие вкуса;
— обонятельная система, отвечающая за определение запаха;
В психологии принято осмическую и обонятельную системы объединять с кинестетической.
Таким образом, определим, что люди кодируют в головном мозге свой жизненный опыт и свои воспоминания визуально, аудиально или кинестетически. Т.е. они запоминают, а впоследствии вспоминают информацию в виде образов, звуков, или посредством ощущений.
Если человек предпочитает воспринимать мир посредством зрения и использовать для мыслительных процессов образы, то визуальная система для него – ведущая репрезентативная система. Такого человека называют визуалом.
Человека с аудиальной ведущей репрезентативной системой, воспринимающего мир посредством звуков, принято называть аудиалом.
Те люди, которые воспринимают мир посредством ощущений – кинестетики.
Сразу уточним, что визуалов, аудиалов и кинестетиков в чистом виде не существует. В определённой степени у каждого человека развиты все три репрезентативные системы, и он использует их в зависимости от потребностей. Однако наиболее часто человек применяет именно свою ведущую репрезентативную систему.
Поговорим о том, зачем нам нужно знание репрезентативной системы человека, что оно нам даёт, и как это знание использовать.
Как мы уже говорили, человек запоминает, вспоминает и воспроизводит информацию, используя свою ведущую репрезентативную систему. Общение двух визуалов будет более валидным, нежели визуала и кинестетика, к примеру. Причина – в использовании при коммуникации представителей различных репрезентативных групп присущих им предикатов
К примеру, если предполагается выполнить действие, которое приведёт к негативу, визуал скажет:
«Мой внутренний голос говорит мне, чтобы я держался подальше от этого»;
«Я чувствую, что ничего хорошего из этого не получится»;
Подмечено, что находясь в эмоциональном состоянии мы почти полностью переключаемся на использование своей ведущей репрезентативной системы. Кто из нас не слышал, как один человек говорит о другом:
«Он меня совсем не слышит!»;
«Он не способен видеть очевидных вещей!»;
«Он совершенно бесчувственный тип!»;
Все мы воспринимаем мир по-разному. К примеру, сложно убедить в чём-либо кинестетика, используя предикаты присущие визуалу. Если вы, визуал, скажите кинестетику: «Ты видишь, к чему это ведет?», — он не ясно это воспримет, потому что он не видит, он чувствует. Ему нужно сказать: «Ты чувствуешь, что произойдет?».
Или вам, визуалу, нужно будет напрячься, чтобы понять следующую фразу: «Ты не хочешь спросить себя, куда мы придем, поступая таким образом?» Все дело в том, что вы не слушаете, вы видите. Вы воспринимаете мир образами.
Ларчик открывался просто – муж был визуал, жена – кинестетик. Вследствие этого, временами, они просто не понимали друг друга. И, кроме того, кинестетики устроены так, что, они более эмотивны, им требуются слова о чувствах, им нужны прикосновения.
Все что я сделал, это рассказал этой супружеской паре про репрезентативные системы, про то, как это работает. Мужу я посоветовал чаще говорить жене о том, как он её любит, как он дорожит ею и обязательно чаще обнимать и целовать её. Жене я посоветовал помнить о том, что ее муж воспринимает мир образами, и что он видит чувства картинками. Они были умные люди и все поняли. С тех пор, насколько мне известно, они живут дружно и счастливо.
Как видите, это “работает”, и работает мощно.
Вы поняли, о чём я говорю?
Чувствуете, как это всё действует на нас?
Определение репрезентативной системы человека.
Я буду стараться опускать информацию, которая, на мой взгляд, не особо важна для понимания темы. Те, кто имеет желание получить более полную информацию, всегда могут обратиться к множеству источников.
Итак, репрезентативная система, которую человек наиболее часто применяет, принято называть ВЕДУЩЕЙ репрезентативной системой. Человек запоминает, вспоминает и воспроизводит информацию, используя свою ведущую репрезентативную систему – визуальную, аудиальную или кинестетическую.
Ещё раз напомню, что визуалов, аудиалов и кинестетиков в чистом виде не существует.
Даже при небольшой практике можно научиться автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем. Наиболее просто это сделать анализируя используемые человеком предикаты или используя ключи доступа — движения глаз.
При анализе используемых людьми предикатов паттерны систем репрезентации обычно оказываются весьма очевидными. Примеры:
визуальные предикаты: видеть, рисовать, яркий, ясный, смутный, мрачный, озарение, свет, тусклый, прозрачный, и т.д.;
аудиальные предикаты: слышать, звучать, громкий, шумный, мелодичный, оглушительный, звонкий и т.д.;
кинестетические предикаты: чувствовать, ощущать, трогать, держать, нащупать, теплый, мягкий, гладкий, колючий тяжелый и т.д.;
К примеру, если человек говорит: «Я чувствую, что с этим проектом ситуация – тухлая», — вы сделаете совершенно правильный вывод, что имеете дело с кинестетиком.
Визуал, в этом контексте, возможно, сказал бы: «Очевидно, что с этим проектом мы пролетели».
А аудиал: «Что-то подсказывает мне, что проект приказал долго жить».
Ключи доступа: движения глаз.
Доступом называется процесс получения внутренней информации — картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.
КЛЮЧИ ДОСТУПА — это специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию. Ключи доступа — это и есть движения глаз.
Изучая поведение человека, установили, что глазодвигательные реакции связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.
К примеру, на этой картинке мы видим, что президент ведет диалог с самим собой, — всегда приятно поговорить с любимым и уважаемым человеком.
А здесь президент, по-видимому, вспоминает нечто звуковое, что уже происходило ранее. Например, не очень приятный разговор с кем-то. Но, возможно, он просто смотрит на кого-то, стоящего напротив.
Владимир Ильич что-то конструирует на «радость» русскому народу.
Наше невнимание к ключам доступа способно вызвать недоразумения.
К примеру, муж жалуется на жену: «Она совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ей говорю важные вещи, а она просто не слышит меня».
В данном случае недовольный муж был занят собственными внутренними образами и стремлением получить аудиальный ответ. Того, что происходит «снаружи», он просто не замечал. Он не воспринимал тех моментов, когда жена сознательно воспринимала его речь, но визуально, на что указывали движения её глаз, и визуальную же реакцию она давала в первую очередь – вот такая она есть. Но ему нужно было не это, и он ничего не замечал, продолжая говорить.
Как же научиться разговаривать с человеком на его языке? Говоря кратко, для этого нужно определить модальность человека и использовать предикаты и выражения приемлемые для его модальности. Кроме всего прочего, это послужат формированию доверия между вами и человеком, с которым вы общаетесь. Выбор правильных предикатов, — одна из основ доверия.
И ещё, общаясь с человеком, следите за движением его глаз. Если при ответе на ваш вопрос человек смотрит сначала направо-вверх (мысленно конструируя, как должен выглядеть ответ), а затем налево — вниз (контролируя что он говорит), то, скорее всего, он лжет. В NLP это движение глаз называют «детекторлжи лжи».
Мы с вами только слегка прикоснулись теме о модальностях человека. Однако, используя даже этот малый объем информации, вы можете получить ощутимую практическую выгоду. Тем же, кто серьезно хочет изучить эту тему, я могу рекомендовать книги классиков НЛП.
Будьте внимательны, следите за окружающим и вам станет ясен скрытый смысл явлений и предметов.