вам шашечки или ехать что значит
Вам шашечки или ехать что значит
Анна Захарова запись закреплена
Анекдот.
Дама ловит машину, ей нужно срочно в аэропорт. И вот, наконец, авто останавливается. Дама осматривает машину и спрашивает: «А шашечки где?» Водитель отвечает: «А вам надо шашечки, или ехать?»
Мне нравится это выражение «вам шашечки или ехать» в его метафорическом значении. И сегодня хочу рассказать три коротких истории на эту тему.
История вторая.
Возвращаемся домой из Москвы на поезде. Быстро, чисто и довольно комфортно. Проводницы предлагают чай и сладости. Дочка делает заказ. Не потому, хочет чай. Ей нравится сам процесс. Делать заказ, благодарить, забирать заказанное, высыпать в стаканчик сахар, класть пакетик с заваркой, ждать, когда остынет кипяток, а потом под перестук колес неспешно пить чай с печеньем.
Поезд подъезжает к нашей конечной станции. По вагону вихрем проносится старшая проводница с вопросом-скороговоркой: «Уважаемые пассажиры. Все ли вам понравилось за время следования? Есть ли замечания, предложения, пожелания?» Хочется сказать спасибо за условия, за работу проводников, но спина старшей уже далеко, и не нужны ей на самом деле ни наши пожелания, ни предложения, ни благодарности. Это часть обязательной работы, выполнение стандарта. Шашечки.
Иногда очень важно понять, чего хочется на самом деле: шашечек или все же ехать? Какой результат хочется получить? Важно ли получить его именно этим способом? Какая цель стоит за действиями?
Р.S. Пока писала, вспомнила еще одну московскую историю на эту тему.
История четвертая.
В развлекательном центре покупаю сладкую вату. Парень одновременно работает за кассой и готовит. Спрашиваю, будет ли менять перчатки после расчета. Кивает, но остается в тех же. Прошу поменять перчатки, ссылаюсь на правила работы с пищевыми продуктами. Надевает новые.
Я иногда тоже попадаю в истории с личными шашечками, не замечая за чем-то внешним главной цели. И спрашиваю себя: «Аня, тебе сейчас чего, шашечки или ехать?»
А в вашей жизни случаются истории выбора именно шашечек?
Шашечки или ехать?
В Тбилиси водитель-частник подъезжает к остановке такси, где давно стоит женщина, и, распахивая дверь своего авто, предлагает ее подвезти. «Я жду такси», — слышит он в ответ. — «Вам нужны шашечки или вам нужно ехать?!» Этот старый советский анекдот невольно вспоминается, когда сталкиваешься с невероятной бюрократией, поглощающей нашу науку и образование, причем чем дальше, тем больше. Вроде бы всё делается из лучших побуждений, но… Совершенно очевидно, что хотя некоторые «шашечки» (формальности), к сожалению, нужны, всё же они должны быть минимальны и не мешать ученым заниматься тем, чем им положено и за что, собственно говоря, они получают зарплату, т.е. научными исследованиями.
Непосредственным поводом для данной заметки послужило мое однодневное мучение по работе с КИАС, непонятным нововведением РФФИ этого года. От более молодых и горячих подавателей заявок на гранты этого во многом замечательного и эффективно работающего фонда мне приходилось слышать и довольно экспрессивные выражения с использованием медицинской терминологии. Мне еще повезло. Знакомый доктор наук маялся с заполнением рубрик два дня, а другой коллега вообще не мог заполнить регистрацию (компьютер все время зависал). Честно говоря, совершенно не понятно, зачем всё это надо делать, если учесть, что круг ученых, участвующих в конкурсах РФФИ, давно сформировался и сведения о подавляющем числе заявителей (и исполнителей) уже имеются в компьютерах этого фонда. С этой точки зрения, вновь подавать сведения о себе должны лишь новички. Но мороку устроили всем!
Невозможное засилье отчетности и «бумагооборота» уже приводит к некоторому необъявленному и пока неорганизованному бойкоту со стороны научных сотрудников разного ранга. Я знаю целый ряд неплохих исследователей, для которых лаборатория, библиотека или экспедиция — смысл жизни, но которые не участвуют в конкурсах РФФИ и других учреждений в качестве заявителей проектов. Как сказал мне один из них, его «тошнит» от одной мысли, что надо делать массу бессмысленной работы. Многие не хотели даже обсуждать свое возможное участие в различных конкурсах Минобрнауки, несмотря на потенциально большие деньги. Также нередко коллеги постарше, но не имевшие ресурса в виде обслуживающего персонала (лишних лаборантов и т.д.), отказывали молодым иногородним коллегам по программе мобильности, как только узнавали, сколько придется сделать для оформления их прикомандирования. Нет времени — а у пожилых людей, которых в нашей науке немало, тем более! — для того, чтобы погружаться в бумажную круговерть и перемещаться в бюрократическом пространстве за различными подписями и согласованиями. Почему ничего этого нет за рубежом, а у нас расцветает — вот в чем главная загадка российской науки!
Новое руководство Минобрнауки РФ обещало всячески бороться с бюрократическими завалами на пути научных исследований, что, конечно, все занимающиеся наукой только горячо приветствуют. Однако ясно, что здесь не обойтись «мелочевкой» и нужно принимать кардинальные меры, причем по разным направлениям. Общим правилом должно стать реальное упрощение бюрократических процедур, их «обрубание», вплоть до полной отмены везде, где это возможно.
Я хочу предложить следующий упрощенный подход к участию во всяких конкурсах на научное финансирование (гранты и прочее), который может заметно разгрузить от бюрократического бремени. Алгоритм включает три основных этапа, которые реализуются только в электронном виде (никаких бумаг!).
1. Первичная заявка на грант должна быть оформлена лишь в виде небольшой статьи не более чем на 5 страниц с кратким резюме и расширенным текстом заявки, с изложением того, что и как планируется сделать. В конце приводятся ссылки (не более 5) на наиболее важные статьи заявителя гранта и других его участников (исполнителей).
2. Далее электронная заявка после ее регистрации поступает экспертам (не менее трех).
3а. В случае положительных заключений и принятия решения о финансировании данной заявки счастливый заявитель гранта оформляет все необходимое для бюрократии. Как известно, за удовольствие надо платить! Хотя и в данном случае хочется, чтобы удовольствия было побольше, а суеты вокруг него поменьше.
3б. Если решение будет отрицательным, то заявителю высылают уведомление об этом, а также заключение экспертов (в анонимном варианте) без права обжалования. Их прочтение поможет несчастному заявителю понять ошибки и в следующий разулучшить качество своей заявки. Некоторым моральным утешением будет то, что ему не пришлось тратить свое драгоценное время на бюрократическое оформление.
Данный подход можно применить к любому виду научных конкурсов, не только РФФИ и РГНФ. Если учесть, что в конкурсах выигрывает лишь небольшая часть заявителей, то в масштабах страны можно сэкономить значительные ресурсы времени, труда и бумаги как у научных работников, так и у управленцев, а некоторое количество деревьев не будет зря вырублено.
Кто-то скажет, что «мечтать не вредно». Однако на собственном опыте знаю, что именно так работают по крайней мере некоторые зарубежные фонды поддержки науки. Чего и нам желаю! Пусть муки научного творчества не заменяются бюрократическими мучениями.
Предлагаемый формат означает ресурсную экономию «на входе», до получения гранта. Не менее, а может быть, даже и более важно резко сократить отчетные процедуры, которые по ряду государственных конкурсов могут составлять не десятки, а сотни и даже тысячи страниц. Однажды Санкт-Петербургский союз ученых выиграл региональный государственный грант для общественных организаций. Когда мы узнали о предстоящем объеме будущей отчетности по сравнительно небольшим деньгам, которые нам обещали, я предложил просто отказаться от этого гранта. Каково же было наше удивление, когда представители соответствующего комитета пришли в шок от такого неожиданного для них решения, стали уговаривать нас не отказываться и даже пообещали помочь с оформлением отчета. Конечно, очень приятно, когда попадаются такие вполне милые люди, но лучше бы не было изначальной бюрократии. «Трудно только первый раз», — иногда можно слышать от некоторых научных работников, поднаторевших в отчетах, или от опытных в бумагах управленцев — «а потом будет легче»! Но это пожелание скорее напоминает дружеские советы старой деве и отражает неверие в возможность реального решения проблемы. А растрачивать жизнь на пустяки в любом случае не хочется.
Лев Боркин,
Почетный председатель правления Санкт-Петербургского союза ученых,
член Президиума Российской ассоциации содействия науке»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что значит фраза: «вам шашечки или ехать»?
Если это выражение употребляется в повседневной жизни, то часто смысл его сводится к выбору между стоящей целью и незначительными мелочами, которые от нее только отвлекают. Часто мы зацикливаемся на деталях («ищем шашечки»), а самую важную цель упускаем. В итоге, сосредоточившись на незначительных деталях, основную цель из вида упускаем. Один из вариантов анекдота на эту тему (другой вариант про девушку, которая искала шашечки):
Подобное наше отношение к вещам нередко проявляется как в мелочах, так и в глобальных вопросах. Мы порой не можем отделить то, что действительно важно, от незначительной «мишуры», которую стоило бы отбросить и оценить то, что имеет первостепенное значение.
Корни фразы про «шашечки ли ехать» нужно искать в анекдоте. Там девушка никак не могла обнаружить на такси шашечки, которые указывали бы, что перед ней автомобиль таксиста. И вот она, собрав за собой очередь жаждущих уехать, ищет эти самые шашечки. На что таксист ей и предлагает определиться в том, что ей больше нужно: ехать в пункт назначения или чтобы на машине были «шашечки» такси.
В жизни тоже случаются нередко ситуации, когда мы ищем и решаем не саму проблему, а обращаем внимание на условности. Например, не на качество товара, а на его упаковку. Или не на технические характеристики автомобиля, а на его цвет, допустим.
Короче, выражение это означает, что этикетка, описание, подпись подчас не так важны, как само действие. Только будем откровенны, нужны шашечки. И чеки, этикетки, надписи четкие и понятные делают нашу жизнь проще. Они не просто так придуманы. Мы народ, привыкший многое делать на авось, вот и родилась такая пословица.
Смысл этой фразы в том, что надо главное от второстепенного отличать научиться. Если кто вспомнит детский мульт про лошадку Марусю так та все шашечки на боку рисовала. Она главного никак не могла понять, что не во внешних атрибутах работа таксиста, а чтобы научиться возить пассажиров. Есть и несколько анекдотов на эту тему, но смысл все же сводится к одному, что отделять надо первичное от вторичного, как и в случае с девушкой, которая искала шашечки и отказывала частникам без них. Вот один водитель ей и сказал: «Так вам шашечки нужны или поедем?». Фраза замечательная. Я ее в обыденной жизни нередко слышу, в ней хорошая составляющая.
Но в повседневной жизни она используется тогда, когда человеку необходимо сделать какой-то выбор. Но он не может решиться, поскольку в ситуации есть некая мелочь, которая его останавливает. И для того, чтобы человек все же решился, ему говорят эту фразу. Что значит, решай, что тебе важнее, насколько для тебя важны эти «шашечки», или же все же смысл в том, чтобы «сесть в автомобиль и ехать». В общем, решай поскорее.
Так как правило говорит таксист тому человеку, который ищет такси, но из-за того что шашки таксиста нет, он не может понять того, что это и есть та машина, которая является такси. Ну а тогда таксист который этой шашки не имеет, говорит человеку эту фразу для того, что перед ним как раз таки находится такси и он может в него садиться и ехать.
Вообще-то эта фраза из бородатого одесского анекдота, популярного когда-то во времена СССР. А собственно отражает она диалектику формы и содержания. То есть, для вас главное достичь какой-либо цели, или сделать это обязательно формальным образом. Если буквально к фразе: вам обязательно доехать на такси, или можно это сделать на другом автомобиле.
Фраза «вам шашечки или ехать» пошла в народ из старого советского анекдота:
Смысл ее заключается в том, что зачастую мы слишком большое внимание уделяем внешним атрибутам чего-либо, красивой оболочке в ущерб истинной сущности вещей.
Не умеем выделять то, что действительно важно.
Можно еще вспомнить хороший детский мультфильм «Марусина карусель» (1977 года).
Его героиня, лошадка из детского аттракциона, устала возить детишек и отправилась на поиски своего истинного предназначения. Одна из идей, пришедшей ей в голову — превратиться в такси.
Так, она черной краской нарисовала у себя на боку шашечки и заявила: «Вот теперь я такси». Но людей она возила по старой карусельной памяти — ехала по кругу. И никаким настоящим такси у нее стать не получилось, несмотря на шашечки.
Шашечки в данном случае означают несущественную мелочь, главное это сделать выбор, определиться что для вас важней сделать выбор, или зацикливаться на мелочах.
Может быть и прямое значение у фразы, так говорят «бомбилы» то есть «левые» таксисты без шашечек.
Молчание золото тогда когда:
1.Когда несут откровенную чушь.Лучше промолчать чем ответить
2.Когда ты не смыслишь в каком-либо вопросе.
3.Когда тебе доверили гос.тайну и ты даже под пытками не выдаешь ее
«Вам «шашечки» или ехать?»
28.07.2011 | Авдеенко Сергей | № 02 (197) от 24 января 2011 года
Таксисты — любимые герои кинематографа. Анатолий Папанов в роли лжетаксиста в фильме «Бриллиантовая рука»
«Вам «шашечки» или ехать?» Эти квадратики на желтом фоне родились из извозчика с пролеткой и конной упряжки на постоялом дворе, английского кэба и двадцать четвертой трудяги-«волги» у трех вокзалов. Как менялись со временем «наемный экипаж» и его цена — вспоминал The New Times
С тех пор как прогрессивное человечество познало нехитрую истину, что в ногах правды нет, другая его часть активно принялась извлекать из этого дивиденды. Долгое время считалось, что первое в мире такси, еще конное, появилось в 1639 году, когда лондонские кучера получили лицензию на извоз. В те годы экипажи имели четыре колеса, а к середине XIX века извозчики пересели на двухколесную открытую повозку — кабриолет, который очень быстро стал просто «кэбом». Название осталось таким и сегодня, а лондонский кэб сделался таким же символом Англии, как Букингемский дворец или Тауэр. Тем не менее пальма первенства, согласно некоторым историческим изысканиям, принадлежит Древнему Риму. Уже тогда, поймав такси-колесницу, можно было не торговаться насчет цены проезда к Колизею — на оси колесницы был закреплен «таксометр», обычный таз, в который после каждой стадии (примерно 200 метров) падал камешек. Оплата производилась по числу камешков, оказавшихся в тазу в конце поездки.
На таких экипажах путешествовали на рубеже XIX–XX веков герои фильма «Не горюй»
А вот в России таксометр появился только в конце XIX века. К козлам приторачивался ящичек с окошком, в котором отражалась стоимость проезда по «возвышенной» и нормальной таксе. Вообще же спрос на извозчиков в обеих столицах был большим: уже тогда и Москва, и Питер были крупными транспортными узлами с десятками железнодорожных вокзалов. До появления таксометров пассажирам приходилось отчаянно торговаться, а самые ушлые сбивали цену почти вдвое.
1935 год. Такси на улицах Москвы
«Лихачи» и «ваньки»
Российские извозчики делились на категории. Городского извозчика с полудохлой лошадкой и не самыми удобными санями пренебрежительно называли «ванькой», в поисках пассажиров «ваньки» гоняли по всему городу и запрашивали за любую поездку двугривенный. А вот «лихачей», кучеров с ухоженной и быстрой лошадью и «навороченным» экипажем, найти можно было только у роскошных отелей или дорогих трактиров, где они караулили на выходе пьяненьких и щедрых купцов, офицеров или кавалеров с дамами. Стремясь побыстрее обернуться, они нещадно лупили своих лошадей и мчались по улицам, не обращая внимания на пешеходов. Ну а высшую касту извоза составляли «голубчики», дежурившие исключительно у извозчичьей биржи, в фирменном прикиде: щегольском волане до пят, с высокой талией и сборками сзади, цилиндре из фетра и кожи с металлической пряжкой спереди и личным жестяным номером на воротнике. На копейки они не разменивались, меньше чем за рубль не возили.
Желтые кэбы добрались и до нас
Благодаря книге «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского, энциклопедии быта того времени, мы особенно не удивляемся, узнав о том, что и прадедушкам современных таксистов было кому отстегивать. «В Богословском (Петровском) переулке с 1883 года открылся театр Корша. С девяти вечера отовсюду поодиночке начинали съезжаться извозчики, становились в линию по обеим сторонам переулка, а не успевшие занять место вытягивались вдоль улицы по правой ее стороне, так как левая была занята лихачами и парными «голубчиками», платившими городу за эту биржу крупные суммы, — писал Гиляровский. — «Ваньки», желтоглазые погонялки. а также кашники, приезжавшие в столицу только на зиму, платили «халтуру» полиции. Дежурные сторожа и дворники, устанавливавшие порядок, подходили к каждому подъезжающему извозчику, и тот совал им в руку заранее приготовленный гривенник. Городовой важно прогуливался посередине улицы и считал запряжки для учета при дележе».
Отстегивали «таксисты» на рубеже XX века и за не очень тщательно начищенный личный номер, потертый или нечитаемый номерной знак, отсутствие форменной одежды и — совсем как сегодня — за остановку в неположенном месте или за непройденный техосмотр (!). Похоже, наши гаишники, вырабатывая свои писаные и неписаные Правила дорожного движения, не поленились изучить историю вопроса.
Зеленый огонек
Сегодня российские туристы все чаще пользуются такси за границей, зачастую не зная некоторых нюансов. Например, в Италии не стоит пытаться остановить такси на улице: знаменитые italian drivers, как некогда их ленинградские коллеги, предпочитают кучковаться на стоянках, активно общаясь друг с другом. Лучше попросить вызвать такси портье в гостинице или официанта в траттории. Если вдруг вам надоело шляться пешком по историческому центру в Риме, доехать до нужного вам места в этом районе обойдется в €5–7. Сэкономить можно и на аэропортовских трансферах: вместо €70–90, которые вам вчинит турагентство за поездку в один конец, вы набираете один из номеров таксистских кооперативов, где тариф более чем щадящий — €35 и никаких чаевых! |
В СССР более-менее развитая служба такси появилась в 30–40-е годы прошлого века с появлением легковых «газиков», окрепла с помощью «побед» и «зимов» и расцвела, когда на улицы вышли «волги». В середине века на дверцах таксомоторов появились шашечки, а в правом углу лобового стекла — зеленый огонек (сменивший красный, булгаковских времен), сигнализирующий о том, что машина свободна. С включением счетчика огонек гас. Однако иногда он гас и с неработающим таксометром. Все таксопарки были государственными, и выручку водитель обязан был сдавать в кассу. Но если ему были нужны «живые» деньги и прямо сейчас, он договаривался с клиентом о цене поездки (как правило, чуть меньше, чем получилось бы по счетчику) и размыкал провод, ведущий к лампочке, чтобы гаишники не впаяли штраф.
В ПАРИЖЕ все обстоит практически так же, как в Вечном городе, разве что поездка в аэропорт чуть дороже — около €40. Там, правда, нет таких замечательных кооперативов, но если перед поездкой не полениться побродить по интернету, можно найти десятки объявлений на русском языке на эту тему. Заодно и пообщаетесь с бывшими соотечественниками. Зато в ГЕРМАНИИ, где такси существенно дороже, нежели в других европейских странах, заказав машину, вы почти наверняка окажетесь в «Мерседесе» Е-класса цвета слоновой кости. Комфорт поездки, несомненно, скрасит ее цену. |
Таксисты в накладе никогда не оставались. Нас накалывали в аэропортах и на вокзалах (хрестоматийный пример: с Ленинградского вокзала приезжего везут через всю Москву на Казанский), подсаживали в машину других пассажиров, а деньги брали те же. Некоторые умельцы неведомым образом убыстряли тиканье счетчика; вывешивали табличку «В парк», чтобы отказаться от невыгодной поездки в спальный район или же требовали оплату по двойному тарифу. Самые странные таксисты, конечно же, были в Ленинграде — то ли в связи с какими-то ведомственными инструкциями, то ли в силу снобизма они никогда не останавливались на призывный взмах руки и ехали на едва ли не единственную официальную стоянку у Гостиного двора, даже если там предложение сильно опережало спрос.
И тем не менее, несмотря на все несуразности, к таксистам отношение было особое. Журналисты «меняли профессию», садясь за баранку, — за несколько дней работы «шеф» не хуже ВЦИОМа узнавал практически все о настроениях и чаяниях людей, о социальных срезах и бедах общества. В молодости меняли профессию на день-другой и некоторые счастливые обладатели автомобилей. Лучше всего было калымить перед праздниками: народ метался по магазинам в поисках дефицитного съестного и выпивки для торжественного ужина. Как-то автор за два дня перед ноябрьскими заработал на улицах Москвы больше тогдашней месячной зарплаты, не считая продуктового заказа, которым расплатился один из пассажиров. Побыть на другой стороне баррикады очень полезно: очень быстро понимаешь, что и клиенты бывают не подарок, да и крутить целый день баранку — не сахар.
Кинематографисты любили снимать фильмы о таксистах, сюжеты сами по себе получались динамичными и достоверными. Люди старшего поколения помнят обаятельных мастеров с неизменной кокардой на фуражке: Николая Крючкова в «Горожанах», Алексея Кузнецова в «Зеленом огоньке» и, конечно же, мы никогда не забудем Олега Ефремова в «Трех тополях на Плющихе».
Красивый номер
НЬЮ-ЙОРКСКОЕ такси — одно из лучших в мире. Практически все автомобили в городе «желтого дьявола» — желтого цвета и одной марки: Ford Crown Victoria, так что их легко распознать на улицах. Конечно, большинство таксистов принадлежат к «свежим» иммигрантам, которые перебиваются извозом в поисках лучшей работы, но все они сдали экзамен на английский и даже умеют прокатать вашу кредитку. Каждое такси снабжено тревожной кнопкой и системой спутниковой навигации, так что можно следить за маршрутом. Заказанное по телефону такси приедет без таблички на крыше, чтобы вы почувствовали себя более крутым пассажиром. И одно общее для любого такси в любой стране правило: не садитесь на переднее сиденье! Даже если очень хочется. Моветон. |
К началу нового тысячелетия российская служба такси обрела более цивильные формы. Государственные таксопарки сменились частными транспортными компаниями, появились даже «желтые» кэбы. Канули в вечность «волги» с «москвичами», уступив место иномаркам любого класса и комфорта. Шашечки переместились на крыши, как во всех нормальных странах, там же угнездился, как правило, пластиковый розовый короб со светодиодом, сменивший зеленый огонек. В аномальную жару нынешнего лета московские таксисты недосчитались выручки: обычные клиенты предпочитали поездки в подземелье — и быстрее, и не так жарко, хотя в метро кондиционеров, как и в большинстве таксомоторов, нет. Зато нет и пробок. Весной же в крупных аэропортах некоторые «шефы» предлагали «прокатить» если и не на край света, то в ближнюю заграницу, в Берлин, Прагу или Париж — за €2000. Если кто помнит, тогда над Европой несколько дней не летали самолеты из-за частиц пепла на воздушных путях после извержения исландского вулкана. В Москве же, как выяснилось из интернетовских форумов, около трех десятков таксистов с «мультиком» — многократной шенгенской визой.
Наименее организованные из нас, конечно, продолжают ловить транспорт на улице. Правда, чаще всего перед нами останавливаются сегодняшние бомбилы на стареньких «шестерках». Или водители «недопереполненной» маршрутки.
Добродетельный извозчик (который в святочных рассказах обыкновенно возвращает бедному, но честному банковскому чиновнику портфель с двумя миллионами, забытый накануне у него в санях), этот самый извозчик запросил на Пески «полтора целковеньких, потому как на резвенькой и по случаю праздничка», а когда Костыка предложил ему двугривенный, то извозчик назвал Костыку почему-то «носоклюем», а Костыка тщетно взывал к городовому о своей обиде: извозчик умчался на резвенькой.
— Такси свободен! — сказал он, глотая слезы жалости. — Прошу садиться.
— Но, может быть, нам придется ехать далеко, очень далеко, — молвил Остап, — может быть, на край земли, а может быть, еще дальше. Подумайте!
— Куда хотите! — ответил верный Козлевич. — Такси свободен!
Паниковский плакал, закрывая лицо кулачками и шепча:
— Какое сердце! Честное, благородное слово! Какое сердце!