в рамках теории познания выделяются такие школы как
11 класс (1 час 20 мин.). Выберите все правильные ответы. Что выступает формой рационального познания?
1. Выберите все правильные ответы.
1.1.Что выступает формой рационального познания?
а) восприятие
а) общество защиты прав потребителей
д) благотворительные фонды
1.3. Биологическую основу деятельности человека как социального существа составляют:
а) сложная структура мозга и нервной системы
б) мягкая ногтевая пластина
в) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи
1.4. Политическая элита общества:
а) депутаты парламента,
б) «звезды» шоу-бизнеса,
в) лидеры крупных политических партий,
г) известные журналисты,
1.5. К направлениям христианства относятся:
а) Ориентированность на воспроизводство специфического продукта — общественного сознания.
б) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.
в) То, что произведенный продукт не отчуждается от непосредственного исполнителя.
г) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.
д) Отсутствие обязательных требований профессионализма по отношению к участникам производства.
1.7. Укажите публичные институты, появившиеся в Новое время:
Ответ: 1-вг, 2-бвг, 3-авд, 4-ав, 5-бвд, 6-ав, 7-вг.
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).
1. Бытие и сознание являются философскими категориями.
2. В рамках теории детерминизма свобода невозможна.
3.Свойствами сознания являются идеальность, связь с языком и направленность на окружающий мир (интенциональность).
4. Референтной считается группа, в которой отношения между людьми носят формальный, отчужденный характер.
5. Основными причинами маргинальности выступают социальная мобильность и структурные изменения в обществе.
6. Товары — «комплименты» заменяют друг друга на рынке.
7. Возникая, социальные институты на протяжении своего существования остаются неизменными.
8. Для монархических форм правления характерен традиционный тип легитимности власти.
9. Франчайзинг — это форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которой крупными предприятиями предоставляется право небольшим компаниям действовать в качестве их представителей на рынках с использованием лицензии, фирменной торговой.
10. Монополия и олигополия — рынки совершенной конкуренции.
Ответ: Да. Да. Да. Нет. Да. Нет. Нет. Да. Да. Нет.
3. Установите соответствие:
3.1. Между термином, описывающим культурно-исторический период и его определением.
А. Расцвет искусств и наук под влиянием заново открытых античных текстов и художественных образцов.
Б. Культура «греко-римской древности».
В. Эту эпоху итальянский поэт и гуманист Петрарка называл «темными веками».
Г. Эту эпоху Иммануил Кант называл «выходом человека из состояния своего несовершеннолетия».
Д. Эпоха распространения и доминирования греческого языка и культуры, на территориях завоеванных Александром Македонским.
3.2. Установите соответствие между авторами и их научными взглядами.
2. К. Е. Дюринг, Г. К. Юнг
А. Государство является орудием эксплуатации угнетенных классов господствующими.
Б. В естественном состоянии общества до возникновения государства возможны конфликты и войны между людьми. В результате индивиды отдают часть своих естественных прав другой группе людей в обмен на защиту и стабильность в обществе. Государство рождается вследствие заключения договора между людьми.
В. Государство есть результат войн, насилия и порабощения одних народов другими.
Г. Государство выросло из семьи. Как отец в семье заботится о ее членах, так и государь защищает своих поданных.
4.Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
Познание — это процесс, который изучается таким направлением как социальная геронтология. В рамках теории познания выделяются такие школы, как агностицизм и скептицизм. Агностики считают познание принципиально возможным, скептики сомневаются в достоверности всего процесса познания. В познание выделяют два уровня — чувственный и рациональный. Чувственный уровень познания направлен на изучение внешних свойств предмета или явления. Рациональный уровень познания пытается проникнуть внутрь изучаемого явления. Философское направление, которое отдает предпочтение чувственному уровню познания, называется эмпиризмом. Приверженцы же мнения о том, что наши ощущения нас обманывают, называют себя сенсуалистами.
Познание направлено на достижение истины. Истина — это соответствие мысли предмету. Истина бывают объективной и субъективной. А также различают абсолютную и относительные истины. Абсолютная истина — это исчерпывающее знание. Но скорее это идеал, к которому надо стремиться. Путь к ней состоит из истин относительных, под которой надо понимать знание ограниченное, которое со временем может быть опровергнуто или дополнено.
В процессе познания серьезное место уделяется проблеме критериев истины. Так сенсуалисты считают, что критерием истины является человеческий разум, а рационалисты —ощущения. Также истинным считается мнение, с которым все согласны. Еще одним критерием истины сегодня можно рассматривать практику.
1. Познание изучает не социальная геронтология, а гносеология.
2. Агностики считают познание невозможным, поскольку, чтобы познать мир объективно, надо выйти за пределы нашего познания, что является не осуществимым.
3. Направление в гносеологии, которое считает, что ощущения нас могут обманывать и, поэтому лучше опираться на разум, называется рационализмом.
4. Истина может быть только объективной.
5. Сенсуалисты считают критерием истины ощущения, а не разум.
6. Для рационалистов критерием истины выступает разум.
7. Мнение, с которым все согласны, не всегда истинно. Истинным может быть согласие, например мирового ученого сообщества по поводу системы измерений.
Ответ: Белов — Рыжий
5.2. Студентка Батюшкина, выйдя из здания ВУЗа, была остановлена сотрудником органов внутренних дел, который потребовал у нее предъявить документы. Так как у Баюшкиной документов при себе не оказалось, она была препровождена в отделение полиции и задержана на 6 часов. Законны ли действия сотрудников полиции?
Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, когда в отношении задержанного ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
6. Суфийская притча гласит : один эгоцентричный человек, стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился у ворот поговорить со сторожем.
— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, — сказал сторож.
— В самом деле? И сколько же их?
Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему этим ответом? Обоснуйте свой ответ.
«На одного меньше, чем вы думаете». Вероятно, он хотел показать, что эгоцентризм и самолюбование, звучащие в реплике пришедшего, несовместимы с настоящими поисками Истины.
Обоснование (пример): В реплике пришедшего заложена пресуппозиция «Я-то точно подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены так, что считать себя обладателем Истины (или даже настоящим ее искателем) означает выдавать неизвестное за известное, искомое за найденное.
Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.
7. Проанализируйте представленные ниже данные и выполните предложенные задания, связанные с их анализом.
7.1. Опишите динамику бракоразводного процесса на территории России с 2006 по 2010 год.
7.2. Укажите наблюдаемые взаимосвязанные тенденции бракоразводного процесса с возрастом вступления в брак как жениха, так и невесты. Каковы причины данной (-ых) тенденции (-ий) на ваш взгляд? Какой год является наиболее показательным в подтверждении этой связи?
7.3. Дайте определение брака и назовите его формы.
7.4. Опишите социально экономические факторы, обуславливающие различные формы брака. Приведите примеры стран, в которых они встречаются.
7
.5. Какое социологическое понятие скрывается за «браком» и «разводом»? Дайте определение.
7.1. Как видно из данных и графика, за последние пять лет наименьший уровень бракосочетания наблюдался в 2006 году, затем резко возрос уровень (на 148,9 тысяч единиц) в 2007 году, далее наблюдается чуть менее, но все же резкий спад в 2008 году (на 83,5 тысяч единиц). И только начиная с 2009 года из графика видно постепенное, но перманентное возрастание значения: с 2008 года до 2009 года количество браков увеличилось на 20,4 тысяч единиц, а с 2009 года по 2010 год — на 15,7 тысяч единиц. Исходя из данных и построенного графика видно, что начиная с 2006 года по 2008 количество разводов возрастало: сначала произошел достаточно сильный рывок (с 2006 по 2007 год на 45,1 тысяч единиц), потом постепенно (с 2007 по 2008 год на 17,5 тысяч единиц). И только с 2008 по 2009 года начинается положительная динамика — небольшой спад (на 4 тысячи единиц). Далее же наблюдается резкий спад и уменьшение количества разводов с 2009 по 2010 год на целых 60,1 тысячу единиц — всего за год.
7.2. Наиболее показательными и переходным периодом как для уровня заключения брака, так и для уровня разводимости является период с 2008 по 2010 год. Как видно из двух графиков уровень брачности стал расти и стабилизироваться, а число разводов стало уменьшаться. В это же время, согласно данным таблицы, резко снизилось количество браков до 18 лет среди женихов (от 1914 В 2008, 1480 в 2009 году до 1131 в 2010) и среди невест до 18 (от 16794,14062 до 11698). Также заметен спад количества браков в возрасте от 18 до 24 лет как у женихов (с 395318 в 2008 году, 380613 в 2009 году до 372782 в 2010 году), так и у невест (с 571956 в 2008 году до 559805 в 2009 году и до 554772 в 2010 году). В эти же годы наблюдается рост количества браков по возрасту женихов и невест от 25 до 34 лет. У женихов он в 2008 он составлял 513547, а к 2010 уже 564776 браков в возрасте от 25 до 34, количество же невест в данном возрастном промежутке возросло от 399097 в 2008 году до 451318 в 2010. На основе всего описанного выше можно сделать вывод, что ранние браки, заключенные в возрасте до 18, а также от 18 и до 24, негативно сказываются на прочности и длительности браков, и в итоге заканчиваются разводами. Браки же, которые заключаются в более сознательном возрасте, носит продолжительный и стабильный характер.
7.3. Брак (marriage). Социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами. (Доп. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т. е. ожидается, что супружеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак, в котором у индивида может быть сразу несколько супругов).
Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год
Формы брака: Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамия называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994
[…] там, где существовали сильные клановые группы, индивиду не позволялось вступать в брак с человеком из того же клана, сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая практика называется экзогамией. Эндогамия противоположна ей — индивиды обязаны избирать супругов внутри родственной группы. В обоих случаях принадлежность к определенному роду является определяющим фактором формирования брачных отношений.
Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год
7.4. Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в
определенных обществах. Например, распространение полигинии среди оленеводов-чукчей в Северо-Восточной Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо оленей отдельно и для каждого стада нужен пастух. Считается, что мужчине, пасущему каждое стадо, необходимо несколько жен. […] Разумеется, экономические факторы лишь частично объясняют своеобразие тех или иных форм семьи. Важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Аналогичным образом среди жителей племени тодасов в южной Индии (где сокращалось число женщин, поскольку существовал обычай убивать родившихся девочек) также практиковалась так
называемая братская полиандрия (братья имели общую жену). Британские колонизаторы положили конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. […] братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих жен. Таким образом в обществе тодасов наметилась редко наблюдаемая тенденция к групповому браку.
Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994
(Любые привиденные типы социально-экономических факторов, обуславливающие различные формы брака, подкрепленные примерами — считать правильным ответом. Например: в мусульманских странах распространена такая форма брака, как полигиния, которая является определяющим индикатором высокого социального статуса мужа, а также его высокого уровня экономической обеспеченности.)
7.5. Семья Основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.
Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994
Теория познания
Никто из нас не способен существовать в мире, не умея ориентироваться в нем. Эта ориентация может происходить успешно только в том случае, если человек обладает способностью к адекватному отражению, воспроизведению и постижению окружающей действительности. Именно по этой причине проблема познания человеком мира и реальности волнует людей с древних времен. Изучает же эту проблему (и множество связанных с ней) теория познания.
Суть и основные проблемы теории познания
Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.
Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:
В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.
Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.
Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.
Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.
Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.
Проблемы теории познания
Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.
Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.
Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.
Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.
Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»
Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.
Методы теории познания
Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:
Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть.
Все методы научного познания делятся на две больших группы:
Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:
Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует.
Главные методы теоретического познания:
Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.
Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.
Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:
Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.
Направления теории познания
Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.
Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.
Немного о концепциях истины
В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.
Ученые выделяют следующие концепции истины:
Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.
Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.
Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.