в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение

Стратегии разрешения межкультурных конфликтов.

Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:

1. Соревнование. Эта активная стратегия предполагает, что обе стороны идут на открытое противостояние, при этом победителем конфликта признается тот, кто проявляет большую настойчивость, стойкость, рвение, хитрость и пр. (в зависимости от конкретной ситуации). В рамках этой стратегии проигравший должен признать свое поражение и уступить, поскольку дальнейшее развитие конфликта может нанести ему больший ущерб, чем признание поражения, при этом можно попытаться договориться о некоторых уступках. Это «спортивный» тип разрешения конфликта, однако для того, чтобы он сработал, необходимо, чтобы обе стороны принимали соответствующие условия его разрешения, т. е. были готовы к открытому противостоянию и признанию победы одного и поражения другого при наступлении определенных условий. Прототипической моделью такой стратегии разрешения конфликтов является война.

2. Сотрудничество. При этой стратегии обе стороны стремятся договориться, причем договориться так, чтобы решение позволило обеим сторонам достичь определенной выгоды (определенная выгода может быть и в том, чтобы просто сохранить лицо, не проиграть — для некоторых субъектов это может быть очень важным фактором при разрешении споров). Важно, чтобы в этом случае обе стороны были настроены на конструктивное поведение, поиск (часто очень длительный) взаимовыгодных решений, длительные переговоры, были готовы к спокойному поведению, учету интересов оппонента.

3. Уход от конфликта. Это пассивная стратегия разрешения конфликта, которая заключается в том, что стороны идут на взаимные уступки, стремясь избежать конфликта, сделать вид, что конфликта не существует, в этом случае потери от пассивного поведения воспринимаются ими как меньшие, нежели, например, репутационные потери или какие-либо риски (экономические, политические и пр.), которые могут возникнуть при переходе конфликта в открытую стадию. В ряде случаев стороны просто не признают конфликт и постоянно откладывают его разрешение, чтобы конфликт не перешел в открытое противостояние

4. Уступчивость. Эта стратегия предполагает, что одна из сторон пойдет на уступки другой стороне, т. е. по каким-то причинам предпочтет поставить интересы оппонента выше своих интересов. В одних случаях такая стратегия будет восприниматься 116 как проявление силы, в других — как проявление слабости. Независимо от этого важно, что конфликт имеет конструктивное разрешение.

5. Компромисс. В отличие от односторонней уступчивости, эта стратегия предполагает, что уступки будут делать обе стороны. Двусторонняя уступчивость может быть обусловлена взаимным стремлением прекратить конфликт (например, в тех случаях, когда возникают некоторые новые обстоятельства, требующие от сторон сотрудничества, причем потребность в сотрудничестве перевешивает возможные потери от уступок при разрешении конфликтной ситуации) или давлением третьей стороны.

Стиль разрешения конфликтов определяется не только ситуацией, психологическими особенностями участников противостояния, но их культурными особенностями.

Межкультурная компетенция.

Межкультурной компетенцией называется способность к эффективному общению с представителями иноязычных культур, умение правильно использовать вербальные и невербальные средства, владение фоновыми знаниями, моделями поведения, ценностными установками, понимание психологической и социальной идентичности.

По своей сути межкультурная компетентность представляет собой единство трех основных составляющих: языковой, коммуникативной и культурной компетенции, которые в своем единстве образуют качественно новое целое, обладающее собственными признаками, отличными от каждого из компонентов, взятых в отдельности. Термин компетентность не просто обозначает сумму знаний и приемов, используемых индивидом в межкультурной коммуникации, а предполагает наличие комплекса умений, позволяющих адекватно оценивать коммуникативную ситуацию, использовать вербальные и невербальные средства, воплощающие коммуникативные намерения, и получать результаты коммуникативного взаимодействия в виде обратной связи.

Языковая компетентность. Вусловиях межкультурной коммуникации языковая компетенция означает правильный выбор языковых средств, адекватных ситуации общения; верную референцию; соотнесение ментальных схем с практической действительностью; способность повторить однажды полученный опыт аналогичных коммуникативных ситуациях.

Поскольку язык непосредственно связан с мышлением, процесс межкультурного общения может порождать конфликт между уровнями языковой компетенции на родном и иностранном языках. Для человека, привыкшего точно выражать свои мысли на родном языке с высокой степенью детализации, недостаток вербальных средств на иностранном языке существенно снижает эффективность коммуникации. В ситуациях, когда происходит регулярное участие в межкультурной коммуникации, это противоречие становится стимулом к совершенствованию языковых навыков и переходу на более высокий уровень компетенции.

Коммуникативная компетенция. Этот компонент межкультурном компетентности включает в себя механизмы, приемы и стратегии – необходимые для обеспечения эффективного процесса общения. Здесь предполагается понимание не только закономерностей человеческого бытия как такового, но также учет многочисленных культурных различий, чуткость к малейшим изменениям коммуникативной ситуации и поведения собеседника. Коммуникант должен; исходить из возможности допущения каких-либо ошибок и готовности их исправить.

Культурная компетенция. Данный компонент межкультурной компетентности включает в себя понимание пресуппозиций, фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для культурной среды общения. Культурная компетенция участника межкультурной коммуникации предполагает умение извлечь необходимую информацию из различных культурных источников (книги, фильмы, названий политических явлений и т.д.) и дифференцировать ее с точки зрения значимости для межкультурной коммуникации. Очевидно, что культурная компетенция, необходимая для эффективного межкультурного общения, предполагает совпадение объемов культурной грамотности собеседников в соответствии с предметом и контекстом коммуникации.

Компетентность не существует вне коммуникации. Именно в конкретных коммуникативных ситуациях выявляется уровень языковой и иных видов компетенции. При этом в условиях межкультурной коммуникации индивид может занижать или завышать уровень своей компетенции. Это в значительной степени связано с психологическими характеристиками личности. Некоторые коммуниканты испытывают неуверенность при употреблении иностранного языка, другие готовы обойтись минимальными языковыми средствами.

За достаточный уровень межкультурной компетенции обычно принимается совокупность языковой, коммуникативной и культурной компетенции, обеспечивающей возможность адекватного общения в конкретной социальной или этнической группе.

Источник

Стратегии разрешения межкультурных конфликтов

Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:

1. Соревнование. Эта активная стратегия предполагает, что обе стороны идут на открытое противостояние, при этом победителем конфликта признается тот, кто проявляет большую настойчивость, стойкость, рвение, хитрость и пр. (в зависимости от конкретной ситуации). В рамках этой стратегии проигравший должен признать свое поражение и уступить, поскольку дальнейшее развитие конфликта может нанести ему больший ущерб, чем признание поражения, при этом можно попытаться договориться о некоторых уступках. Это «спортивный» тип разрешения конфликта, однако для того, чтобы он сработал, необходимо, чтобы обе стороны принимали соответствующие условия его разрешения, т. е. были готовы к открытому противостоянию и признанию победы одного и поражения другого при наступлении определенных условий. Прототипической моделью такой стратегии разрешения конфликтов является война.

2. Сотрудничество. При этой стратегии обе стороны стремятся договориться, причем договориться так, чтобы решение позволило обеим сторонам достичь определенной выгоды (определенная выгода может быть и в том, чтобы просто сохранить лицо, не проиграть — для некоторых субъектов это может быть очень важным фактором при разрешении споров). Важно, чтобы в этом случае обе стороны были настроены на конструктивное поведение, поиск (часто очень длительный) взаимовыгодных решений, длительные переговоры, были готовы к спокойному поведению, учету интересов оппонента.

3. Уход от конфликта. Это пассивная стратегия разрешения конфликта, которая заключается в том, что стороны идут на взаимные уступки, стремясь избежать конфликта, сделать вид, что конфликта не существует, в этом случае потери от пассивного поведения воспринимаются ими как меньшие, нежели, например, репутационные потери или какие-либо риски (экономические, политические и пр.), которые могут возникнуть при переходе конфликта в открытую стадию. В ряде случаев стороны просто не признают конфликт и постоянно откладывают его разрешение, чтобы конфликт не перешел в открытое противостояние

4. Уступчивость. Эта стратегия предполагает, что одна из сторон пойдет на уступки другой стороне, т. е. по каким-то причинам предпочтет поставить интересы оппонента выше своих интересов. В одних случаях такая стратегия будет восприниматься как проявление силы, в других — как проявление слабости. Независимо от этого важно, что конфликт имеет конструктивное разрешение.

5. Компромисс. В отличие от односторонней уступчивости, эта стратегия предполагает, что уступки будут делать обе стороны. Двусторонняя уступчивость может быть обусловлена взаимным стремлением прекратить конфликт (например, в тех случаях, когда возникают некоторые новые обстоятельства, требующие от сторон сотрудничества, причем потребность в сотрудничестве перевешивает возможные потери от уступок при разрешении конфликтной ситуации) или давлением третьей стороны.

Стиль разрешения конфликтов определяется не только ситуацией, психологическими особенностями участников противостояния, но их культурными особенностями. Например, в Японии конфликтные ситуации на работе должны разрешаться путем переговоров — и это часть деловой культуры японцев. В китайской культурной модели при решении деловых споров предпочтительны пассивные стратегии поведения, а, например, британские менеджеры скорее будут придерживаться активных сратегий, ориентируя себя и своих подчиненных на соревновательный способ разрешения конфликтов. Поведение китайских работников объясняется их стремлением сохранить фейс и достичь гармонии любой ценой, а также чисто культурными представлениями об уважении социальной иерархии (подчинение вышестоящему, уважение к старикам и пр.). Сохранение фейса может быть достигнуто путем уступок — в тех случаях, когда эти уступки обусловлены реальным положением субъектов в общественной системе. В этой ситуации уступки мыслятся как проявление почтения к тому, к кому его следует проявить, как стремление избежать такой ситуации, при которой оппонент рискует «потерять лицо».

Список источников

Источник

Стратегии разрешения конфликтов

в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть картинку в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Картинка про в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть картинку в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Картинка про в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть картинку в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Картинка про в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть картинку в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Картинка про в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение

в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть картинку в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Картинка про в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение

в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть картинку в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Картинка про в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий (К. Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть картинку в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Картинка про в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта.

В основе компромисса лежит технология уступок к сближению или торг. Компромисс имеет следующие недостатки: споры по поводу позиций сторон приводят к сокращению сделок; создается основа для уловок; возможное ухудшение отношений, потому что могут быть угрозы, давление, прекращение контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т. п.

Несмотря на это, в реальной жизни компромисс применяется часто. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в том, чтобы: предложить прекратить конфликт; признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте, они, наверное, есть и признать их для вас почти ничего не стоит; сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых нетрудно уступить.

Можно уступить в серьезных, но не принципиальных вещах, высказать пожелания относительно уступок, необходимых со стороны оппонента, они, как правило, касаются основных интересов в конфликте; спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их; если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Смотреть картинку в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Картинка про в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение. Фото в рамках такой стратегии разрешения конфликтов как проигравший должен признать свое поражение

Стиль сотрудничества целесообразно осуществлять по методу принципиальных переговоров.

Отделение людей от проблемы: разграничение отношения с оппонентом и проблемы; поставьте себя на место оппонента и не потворствуйте своим опасениям; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми к проблеме и мягкими к людям.

Внимание к интересам, а не к позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы; ищите общие интересы; объясняете жизненность и важность ваших интересов; признайте интересы оппонента частью проблемы.

Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единого решения проблемы; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.

Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципам, для каждой части проблемы используйте объективные критерии; используйте несколько критериев; используйте справедливые критерии.

Сочетание стратегий определяет способ устранения противоречий, что лежит в основе конфликта.

Источник

Стратегии разрешения межкультурных конфликтов.

Тема 6. Межкультурные конфликты и их преодоление

Вопросы:

1. Барьеры межкультурной коммуникации.

2. Межкультурные конфликты.

3. Стратегии разрешения межкультурных конфликтов.

4. Условия разрешения межкультурных конфликтов.

5. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.

6. Диалог в межкультурной коммуникации

Барьеры межкультурной коммуникации.

В широком смысле слова понятие «барьеры» обозначает проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность. На сегодняшний день проблема барьеров в межкультурной коммуникации не получила своего обстоятельного научного анализа. Вместе с тем, анализ причин возникновения различных барьеров межкультурного общения позволяет сгруппировать их в основные типы: языковые барьеры, невербальные барьеры и барьеры стереотипов и предрассудков.

Языковые барьеры. Эти барьеры в межкультурной коммуникации возникают, потому что представители разных культур используют различные модели восприятия социальной действительности посредством символических систем, что находит отражение в используемых языковых конструкциях, стилях устной и письменной коммуникации. Проблемы лингвистического характера часто становятся первыми (и вследствие этого наиболее запоминающимися) затруднениями при общении с представителями других культур.

Невербальные барьеры. Невербальное поведение выполняет важные функции в процессе межкультурной коммуникации, однако используемые символы могут иметь различное значение для участников взаимодействия. Их несовпадение может оказывать влияние на эффективность общения. В большинстве случаев наблюдаемое несовпадение вызывает вначале удивление и беспокойство, немного шокирует, кажется странным и необычным. Однако со временем происходит привыкание к другой ситуации, воспроизводство (часто непроизвольное) знаков, заимствованных у партнеров.

Барьеры стереотипов и предрассудков. Особенности национального и этнического сознания представителей разных культур часто выступают барьерами межкультурных взаимодействий. Особый интерес в этом контексте представляют следующие аспекты сознания:

2. стереотипизация этнического сознания, проявляющаяся в формировании упрощенных образов представителей своей и других культур;

3. предрассудки как результат селективных (избранных) включений в
процесс межкультурных контактов, в том числе чувственного восприятия, негативного прошлого опыта и т.п. Эти явления особенно важны как потенциальные барьеры межкультурных взаимодействий на первых стадиях интеракции в ситуации неполной информации о личности партнеров.

Теперь нам представляется возможным сформулировать главные условия преодоления межкультурных коммуникативных барьеров. Это, как нам кажется, следующие условия:

1. необходимо относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей;

2. пытаться понимать и уважать чужую религию и обычаи;

3. изучать языковые особенности других народов;

4. понимать, что каждая культура имеет в себе что-то, что может предложить миру.

Таким образом, основным способом преодоление барьеров в межкультурной коммуникации является формирование межкультурной компетентности путем совершенствования культурной образованности и толерантности. Наличие барьеров в межкультурной коммуникации является стимулом развития межкультурной компетентности, поскольку ставит личность перед необходимостью получения новых знаний о культуре партнеров, заставляет совершенствовать собственные коммуникативные навыки, развивать способность чувствовать особенности и менталитет чужой культуры. Благодаря этим процессам индивид становится способным адекватно предвосхищать перспективы общения с представителями других культур, эффективнее добиваться целей межкультурного взаимодействия, полнее удовлетворять свои культурные потребности.

Межкультурные конфликты.

Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила обще­ния, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого со­циокультурного многообразия люди неизбежно вступают в проти­воречия и конфликты друг с другом. Главной причиной межкультурных конфликтов служат куль­турные различия между народами, которые могут принимать фор­му противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой до­вольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

Выделяют несколько видов меж­культурных конфликтов:

· между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами и т.д.);

· между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Се­верной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);

· между поколениями и носителями разных субкультур;

· между традициями и новациями в культуре;

· между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

Таким образом, диапазон причин возникновения межкультур­ных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по ком­муникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Конфликты нельзя рассматривать только как деструктивную сторону процесса коммуникации. Согласно теории позитивного конфликта, конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер.

Существует множество определений понятий «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несов­падения интересов. Отметим те аспекты конфликта, которые, на наш взгляд, непосредственно связаны с проблемой межкультурного обще­ния. Исходя из этого конфликт будет рассматриваться не как столкно­вение или конкуренция культур, а как нарушение коммуникации.

Стратегии разрешения межкультурных конфликтов.

Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения.

1.Соревнование — «прав тот, кто сильнее» — активный, не стре­мящийся к сотрудничеству стиль. Эта манера поведения необходи­ма в такой ситуации, когда одна из сторон с большим рвением до­бивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта, сопровождаемый созда­нием ситуации «победа — поражение», использованием соперниче­ства и игры с позиции силы для достижения своих целей, сводится к подчинению одной стороны другой.

2.Сотрудничество — «давайте решим это вместе» — активный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В данной ситуации обе сто­роны конфликта стремятся к достижению своих целей. Подобная манера поведения характеризуется стремлением решить проблему, выяснить разногласия, обменяться информацией, видеть в кон­фликте стимул к конструктивным решениям, выходящим за рамки данной конфликтной ситуации. Поскольку выходом из конфликта считается нахождение решения, выгодного обеим сторонам, такая стратегия часто называется подходом «победа — победа».

3.Уход от конфликта — «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сторон может признавать, что конфликт имеет место, но выбирает манеру пове­дения, стремящуюся избежать конфликта или заглушить его. Такой участник конфликта надеется, что он разрешится сам собой. По­этому разрешение конфликтной ситуации постоянно откладывает­ся, используются различные полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры для того, чтобы избежать более сильной кон­фронтации.

4.Уступчивость — «только после вас» — пассивный, стремя­щийся к сотрудничеству стиль. В отдельных случаях какая-либо из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторо­ну и поставить ее интересы выше собственных. Подобное стрем­ление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость.

5.Компромис с— «давайте пойдем друг другу навстречу» — при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом случае никто не побеждает и никто не проигрывает. Подобный выход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и путей ко взаимовыгодным соглашениям.

Наряду с применением того или иного стиля разрешения конфликта следует пользоваться также следующими приемами и правилами:

• не спорить по мелочам;

• не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;

• стремиться обходиться без резкостей и категоричности;

• стараться не победить, а найти истину;

• признавать свою неправоту;

• не быть мстительным;

• использовать юмор в разрешении конфликтов, если это уместно.

Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта. Так, например, одной из главных норм де­лового сотрудничества в Японии является практика переговоров при решении различных сложных вопросов. Многие виды дело­вого сотрудничества осуществляются в Японии на основе уст­ной договоренности сторон. Американцы же представить себе не могут, как можно сесть за стол и спокойно разговаривать с партнером, который не выполняет своих обязательств. Значи­тельные культурные различия можно наблюдать в методах раз­решения конфликта между британскими и китайскими менед­жерами: китайцы предпочитают более пассивные стили поведе­ния, такие, как «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничество» или «соревнование». Приверженность китайцев объясняется их стремлением к гармонии и сохранению лица. Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании, что человек существует только как часть семьи или клана. Это тре­бует от индивида уважения к общественной иерархии. Необхо­димость проявления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчинение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает китайцев всегда искать золотую середину из крайностей и учит их достижению равновесия путем контро­лирования эмоций.

Дата добавления: 2021-07-19 ; просмотров: 31 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *