в метро не пускают без масок что делать
Штраф за нарушение масочного режима в метро.
Ответы на вопрос:
Протокол отдельно не обжалуется, обжалуются незаконные действия должностного лица. Вы это можете сделать, подав заявление в районный суд, жалобу вышестоящему должностному лицу, а также подав жалобу в прокуратуру в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»:
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
И т.к. был нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении (ст.28.2 КоАП РФ), Вам не дали ознакомиться с ним, высказать свои замечания по протоколу, то имеет смысл обжаловать незаконные действия.
Теперь по постановлению. По статье 3.18.1 КоАП Москвы не имеют права выносить постановления за эти нарушения. Верховный Суд РФ разъяснял, что это неправомерно и дело возбуждается по ст.20.6.1 КоАП РФ, по которым постановление уполномочен выносить районный суд согласно ст.23.1 КоАП РФ. Так что только на этом основании можно обжаловать безграмотно вынесенное постановление.
Могут ли пассажира без маски выгнать из транспорта и чем ответить на применение силы?
На этой неделе начало действовать постановление главного санитарного врача России Анны Поповой о всеобщем масочном режиме. Но еще перед этим из регионов стали поступать сообщения об инцидентах на линиях общественного транспорта. Пассажиров, которые категорически отказывались надевать защитные маски, выгоняли из салонов, часто с применением силы. Законны ли такие действия и может ли пострадавший ковид-диссидент привлечь обидчиков к ответственности?
Законно ли требование носить маски?
Постановление главного санитарного врача России о всеобщем масочном режиме вступило в силу с 28 октября. Первый же его пункт предписывает всем, кто находится на территории Российской Федерации, «обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах». Второй пункт адресован губернаторам регионов: им надлежит обеспечить контроль за исполнением первого пункта.
Главный санитарный врач, он же глава Роспотребнадзора, действует на основании федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (№ 52-ФЗ от 30.03.1999). В статье 10 этого закона сказано об обязанности граждан «выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц». Еще одна обязанность согласно той же статье — «не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания».
Но не только. Повинуясь второму пункту постановления Анны Поповой, главы регионов оперативно внесли очередные изменения в собственные, как правило, еще мартовские указы и распоряжения о режиме повышенной готовности на территории своих субъектов. В новой редакции этих региональных актов появился пункт, так или иначе передающий смысл предписания о всеобщем масочном режиме. То есть теперь это предписание как федерального уровня, так и регионального.
До Конституционного суда дошло первое дело о законности ограничений из-за коронавируса
Здесь важно помнить, что еще в апреле в федеральное законодательство внесли изменения, которые приравняли эти самые региональные акты к обязательным для исполнения правилам поведения при спецрежиме. И установили ответственность за нарушение этих правил — предупреждение или штраф до 30 тыс. рублей (20.6.1 КоАП РФ).
По поводу законности этих новшеств спорят до сих пор. Но никому не удалось отменить ни один из региональных актов о режиме повышенной готовности, не говоря о поправках в федеральное законодательство. В конце сентября стало известно, что один из таких региональных споров — в Подмосковье — дошел и до Конституционного суда. Ему предстоит оценить все эти типовые карантинные ограничения в регионах на предмет соответствия Конституции. Но пока о решении КС ничего не известно.
Законно ли отказывать в обслуживании без масок?
Похоже, тот же ответ — да. По крайней мере, нам не удалось найти сведений о том, что предприятия торговли и услуг понесли какую-то ответственность за разворот покупателя или клиента без средств индивидуальной защиты у входа или у кассы.
В мае вышло письмо Минпромторга с разъяснениями. Из него следует, первое, что должны предпринять продавцы при появлении безмасочного клиента, — напомнить ему об ответственности и обязанности надеть маску. «В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения», — сказано в документе.
Этот алгоритм посетители многих магазинов и торговых центров за несколько последних месяцев уже выучили наизусть — о нем постоянно рассказывают по локальной громкой связи. В реальной жизни в силу понятных причин коммерческий сектор довольно лояльно относился к нарушителям и, скорее всего, продолжит это делать дальше — в конце концов в письме Минпромторга было сказано о праве, а не об обязанности отказать в обслуживании без масок.
С другой стороны, если губернаторам вдруг каким-то образом удастся усилить контроль над соблюдением масочного режима (например, начнут штрафовать не покупателей, а сами магазины), вольнице может прийти конец.
«В любом случае покупателю или посетителю лучше не пытаться доказать свое право на обслуживание без маски. Работник магазина будет стоять на своем, выполняя служебную инструкцию. А сам конфликт может закончиться вызовом сотрудников полиции, которые составят административный протокол», — предупреждает автор telegram-канала «Правовая культура» Макар Коляда, кстати, сам работающий юристом в компании «Касторама РУС», управляющей сетью гипермаркетов для строительства и ремонта.
Жителя Благовещенска оштрафовали за ношение защитной маски на подбородке
Что точно бесполезно — это пытаться в подобных ситуациях взывать к правам потребителя. Защитой этих прав тоже занимается Роспотребнадзор, а между правами потребителей и санитарным благополучием ведомство наверняка выберет второе.
Кстати, популярный способ «как бы» носить маску на подбородке, при котором лицо и органы дыхания остаются открытыми, еще в июне стал поводом для назначения штрафа. Так решил городской суд Благовещенска, который разобрал характерный случай в супермаркете. Туда с маской на подбородке заглянул мужчина, и для него этого кончилось административным протоколом и штрафом в 5 тыс. рублей. Очевидно, эта практика будет только расширяться.
А что насчет прав и обязанностей пассажиров общественного транспорта?
Здесь применима прямая аналогия с торговлей и другими видами обслуживания. Тем более в постановлении главного санитарного врача общественный транспорт и такси упомянуты отдельно. Да, вас могут не пустить в салон, если вы откажетесь надеть маску. И на том же основании попросить выйти из салона, если вы, например, маску сняли и игнорируете требование снова ее надеть.
«Убежденность в личной правоте не избавляет вас от общих обязанностей и ответственности за их невыполнение. Если у вас цель — не провоцировать окружающих, а спокойно доехать из точки „А“ в точку „Б“, лучше все же последовать предписаниям. Тем более что именно общественный транспорт во многих регионах становится объектом повышенного контроля. Рейды Роспотребнадзора по выявлению нарушителей масочного режима в транспорте проводятся гораздо чаще, чем в прочих общественных местах», — отмечает Макар Коляда.
Зачастую результатом таких рейдов становятся санкции в отношении перевозчиков — вплоть до запрета продолжать работать на маршруте.
Неудивительно, что перевозчики ответили принципиальностью по отношению к пассажирам, из-за которых их могут наказать. Водители просто отказываются продолжать поездку, пока нарушитель не покинет салон.
Здесь, конечно, можно продолжать стоять на своем, испытывая терпение водителя, кондуктора, других пассажиров. Но нужно помнить, что для транспортного предприятия простои — это упущенная прибыль. И вопрос времени, когда перевозчики освоят механизм судебного взыскания этих денег с ковид-диссидентов, создающих помехи в работе. В этом случае предъявленные к возмещению суммы могут оказаться пострашнее любых штрафов.
Что делать, если в ответ на отсутствие маски начинают «жестить»?
Свидетельствами о грубости и рукоприкладстве в отношении упертых «безмасочников» сейчас забит интернет. Взаимное уважение и эмпатия и так не самая сильная сторона нашего менталитета, а сейчас и подавно — нервы у многих действительно на пределе. В этой обстановке заставлять очередь или полный трамвай становиться свидетелем вашей принципиальности — игра с огнем. В любой момент словесные аргументы могут закончиться, в ход пойдут кулаки, и не факт, что этот инцидент закончится для вас без серьезных последствий.
Как россиян крутят, штрафуют и бьют за отсутствие масок
Что до юридической стороны вопроса, то применять физическую силу (а при необходимости и спецсредства) вправе только сотрудники правоохранительных органов. Это право четко регламентируется федеральными законами. Если люди в погонах ведут с вами чересчур агрессивно, не надо их оскорблять и тем более оказывать физические сопротивление. Люди за пластиковый стаканчик, брошенный в ряды правоохранителей, оказывались за решеткой, и вы рискуете повторить этот путь. Лучше продолжить отстаивать свою правоту в отделе полиции, вызвав на помощь юриста или адвоката.
Если вы сами не бросаетесь с кулаками, распускать руки не вправе водитель, кондуктор, контролер, продавец или сотрудник частной охранной организации. И уж тем более люди из рассерженной очереди или из числа негодующих по вашему поводу пассажиров. В противном случае они совершают правонарушение, а то и преступление.
Так что если на вас набросился кто-то, кто не обладает полномочиями задерживать с применением физической силы, вы становитесь пострадавшим, особенно если вам действительно нанесли побои.
Здесь все по привычной схеме: идите в травмпункт, фиксируйте телесные повреждения (заключение бюро судмедэкспертизы имеет еще большую юридическую силу), пишите заявление в полиции. Понятно, что шансы привлечь обидчика к ответственности тем выше, чем полнее ваши доказательства — видеозапись, показания свидетелей. Возможно, имеет смысл обратиться за профессиональной юридической помощью.
Но помните: обстоятельства вашего дела наверняка сделают неоспоримым факт, что вы нарушили масочный режим. А значит, есть все шансы понести за это наказание.
Масочный режим лучше соблюдать, у вас почти нет шансов доказать, что вы вправе не надевать средства индивидуальной защиты.
Не стоит проявлять принципиальность в своем нежелании надевать маску там, где ее требуют надеть. Так вы ничего не добьетесь и рискуете получить штраф и столкнуться с физической агрессией.
Не доводите дело до кулачного боя, но если это произошло, фиксируйте побои, идите в полицию и в суд.
Поймали без маски в метро? Как избежать наказания
Частью 4, статьи 3.18.1 закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных с использованием транспортного средства.
Мне стало известно, что если жителя или гостя города Москвы «поймают» без маски в метро, то непременно «выпишут» штраф по данному основанию. А штраф не маленький – 5000 рублей.
Давайте разберемся, в каких случаях штраф в метро по данному основанию не правомерен.
Что говорит закон?
Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование различает дефиниции «транспортное средство» и «объект транспортной инфраструктуры», в свою очередь совершение административного правонарушения «на объектах транспортной инфраструктуры», не охвачено дефиницией части 4 статьи 3.18 КоАП г. Москвы.
Исходя из сказанного, по моему мнению (судебной практики не нашел) по части 4, статьи 3.18.1 хакона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», вас могут привлечь исключительно в том случае, когда вы находитесь без маски в вагоне поезда метрополитена, в ином случае штрафа быть не должно, в связи с отсутствием доказательств совершения вами правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен содержать информацию о событии административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений статьи 1.5. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).Как правило в протоколе указывают: «было установлено, что ФИО находился на станции метро без средств индивидуальной защиты», но при использовании такой формулировки отсутствую вообще какие-либо доказательства (сам протокол является доказательство), подтверждающий, что то или иное лицо находилось без маски именно в вагоне. При таких обстоятельствах производство по делу, подлежит прекращению в силу императивного предписания подпункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно Рассказываем, как это было и что делать со штрафами
В пятницу, 30 июля, мэр Москвы Сергей Собянин отменил обязательное ношение перчаток в транспорте. За день до этого в метро массово останавливали пассажиров за отсутствие средств защиты.
В четверг, 29 июля, корреспондент The Village заметил массовую проверку перчаток на станции метро «Комсомольская». Наши читатели в комментариях отметили, что этот случай далеко не единичный. Мы спросили у юристки «Правозащиты Открытки» Алены Борисовой, что делать, если вам выписали штраф за нахождение в метро без перчаток, а также поговорили с теми, кто уже через это прошел.
Законно ли штрафовать за перчатки?
Да, законно. Во время пандемии COVID-19 носить перчатки в общественном транспорте так же необходимо, как и маски, написано в указе мэра Москвы Сергея Собянина от 12 мая 2020 года. А за отсутствие средств защиты могут оштрафовать на сумму до 5 тысяч рублей.
Можно ли как-то избежать штрафа?
Да. Нужно носить с собой маску и перчатки хотя бы в сумке и надевать их по первому требованию сотрудников полиции или контролеров. На практике в таких случаях все заканчивается предупреждением. Штрафуют в основном тех, у кого не оказалось при себе средств индивидуальной защиты.
Во-вторых, стоит на месте подать ходатайство о привлечении защитника к участию в деле. При наличии такого документа оформление штрафа должно проводиться при защитнике. Если его не предоставят, нужно написать в пояснении протокола, что нарушены права на защиту, а это уже серьезное основание для отмены штрафа в суде.
Я получил штраф. Как его обжаловать?
Сделать это можно в течение десяти дней с момента получения постановления о штрафе. Обратиться нужно в ГКУ «Организатор перевозок», если штраф выписали там (порядок обжалования написан здесь), или в районный суд по месту совершения правонарушения из протокола. Пример жалобы есть тут.
Можно подать жалобы в обе инстанции, но эффективнее обжаловать в суде.
А штрафы реально отменяются?
По данным «Открытых медиа», московские суды отменили или снизили штрафы за нарушение «масочно-перчаточного режима» почти в 40 % случаев. С мая 2020 года по июнь 2021-го в столице зарегистрировали более 6 тысяч жалоб. Из них в 2 411 случаях штрафы снизили или отменили.
Суды принимают сторону пассажиров, если тем, например, удалось доказать, что перчатки были при себе, но порвались. Такие вещи важно фиксировать на видео или фото в момент, когда вас останавливают и просят пройти для составления протокола. Также суды отменяют штрафы, если пассажир не носил перчаток, но у него был с собой антисептик.
Что говорят те, кого штрафовали за перчатки
Сумма штрафа составила 5 тысяч рублей. Я не пытался обжаловать штраф. Не согласен с идеей носить маски и перчатки в целом, но я действительно был без них, пытаться что-то обжаловать в этой ситуации просто глупо.
Оштрафовали на «Комсомольской» в районе 12 марта. Подошел человек в черной спецодежде и начал выписывать штраф. Я ответила, что перчатки у меня есть, и даже достала из сумки, но мужчина ответил, что они сразу должны быть на руках и сейчас уже поздно.
Со штрафом я не согласна, но обжаловать не пыталась, мне проще заплатить. Тем более я ничего не понимаю в этом, поэтому других вариантов особо не было.
Сейчас я беру с собой все средства защиты, но все равно перчатки не надеваю. В них руки чешутся от жары, неудобно сидеть в телефоне или доставать что-то из сумки.
Меня оштрафовали на «Курской» в конце марта. Тогда было много народу — и все, конечно, шли без перчаток. Я была в маске, и меня остановили. Сказала сотрудникам полиции, что у меня есть варежки, но они посмеялись над ними и стали меня оформлять. Пока составляли протокол, мимо проходили люди без перчаток и масок, которые спрашивали дорогу. Им отвечали, как доехать, но замечания не делали.
На вопрос, почему так происходит, полицейские ответили: «Не мешайте работать». Я не стала ничего подписывать, потому что это какая-то несправедливость, и выбрала обжалование вместо штрафа. Его я сама оформляла с юристом, а потом отправляла его с описью вложения по почте.
Лучше бы я выбрала штраф, потому что я больше потратилась на юридическую помощь, где мне помогли правильно составить жалобу. Суд будет 4 августа, адвоката я нанимать не буду, потому что это дополнительные траты. Из всех, с кем я советовалась, никто не выигрывал такое дело. Даже сами юристы сказали, что шансов очень мало. Если добьемся чего-нибудь, то это будет уменьшение штрафа на 1 000–1 500 рублей.
Я получила штраф за отсутствие перчаток в январе, когда зашла в метро рядом с турникетами на станции «Саларьево». Ко мне подошла женщина и начала снимать мое лицо на телефон. Она показала удостоверение, потребовала надеть перчатки и пригрозила штрафом.
Штраф даже не пыталась обжаловать, потому что если государство решило собрать денег, то его никакое обжалование не остановит. Если бы эти меры были направлены на защиту от коронавируса, то давали бы возможность надеть перчатки или раздавали бы их у входа. А это просто способ собрать деньги, причем среди знакомых штрафуют именно девушек — от 16 до 28 лет.
Я по-прежнему ношу маску, но перчатки нет. Оплачивать этот штраф я принципиально не хочу. Когда забирала извещение на почте, там стояли три больших ящика, набитых такими же штрафами.
В апреле 2021 года сразу после турникетов на станции «Киевская» меня остановили сотрудники ГКУ «Организатор перевозок» в сопровождении полицейских и очень вежливо сообщили, что, поскольку я нахожусь на территории метрополитена без перчаток, они выписывают мне штраф в размере 5 тысяч рублей.
Так как я торопился, не очень понимал, как правильно себя вести, какие права у меня есть и как воспользоваться ими в сложившейся ситуации (напряжения добавлял полицейский, активно снимавший происходящее на телефон), я все подписал, забрал постановление и продолжил свой путь.
По закону на обжалование дается десять суток, за этот срок мы [с юристом] составили заявление, и я отвез его в Дорогомиловский суд по месту происшествия. Суть жалобы состояла в том, что в соответствии со статьей, по которой я был оштрафован, нарушение должно было быть совершено с использованием транспортного средства, а я был остановлен не в вагоне, а в вестибюле сразу после турникетов.
Пока я жду заседания, произошло следующее: мне пришло письмо от судебного пристава о том, что я просрочил дату оплаты штрафа и он должен взыскать его с меня в принудительном порядке, хотя, поскольку я обжаловал штраф в суде, делать этого он не имел права.
Жалоба на штраф пока находится на рассмотрении в суде, также я жду отмены взыскания судебным приставом, а административку за несвоевременную оплату удалось отменить. В идеале потом еще подать иск к «Организатору перевозок» за моральный ущерб и финансовые издержки и жалобу на действия судебного пристава. Если хотите сэкономить и не напрягаться, оплатите штраф. Я исхожу из того, что если в каждом таком случае гражданин будет стоять до конца, то система этого просто не переварит и ей придется меняться.
В апреле моя жена зашла в метро на станции «Электрозаводская». Ее остановили сотрудники «Организатора перевозок», которые отметили, что у нее нет перчаток, и предложили оформить штраф. Жена предлагала пойти купить перчатки, но ничего предоставлено не было. Во время оформления социальная дистанция не соблюдалась. Получили на руки протокол и постановление о назначении административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Мы обжаловали штраф в районном суде. Суд изменил часть 4 на часть 2 статьи 3.18.1 КоАП. В результате вместо 5 тысяч рублей получился штраф 4 тысячи рублей. Дальше мы будем подавать жалобу в Мосгорсуд.
По анализу тех решений, которые есть в Мосгорсуде по данным видам штрафов, шансы для обжалования близки к нулевым, даже если на это есть какие-то серьезные основания. Скорее всего, штраф оставит в силе районный суд. Штраф, на мой взгляд, нелепый, сумма достаточно высокая — 40 % от прожиточного минимума за перчатки, которые не разрешили купить перед входом в метро. Это карательная система, а не борьба с коронавирусом, просто необходимость забрать у людей как можно больше денег.
Москвичи объяснили поездки в спущенных масках в метро
«Носила и все равно заболела»
Москвичам в очередной раз погрозили пальцем: мол, заболеваемость в городе растет, а маски-то никто и не носит — нужно срочно принимать меры! Пообещали штрафовать на 5000 рублей не только за отсутствующую маску, но и за спущенную.
«Маска защищает, когда надета правильно — полностью закрывает нос и рот. Сегодня в метро почти все пассажиры заходят в масках. Но мы можем наблюдать, что, проходя линию контроля у турникетов, в вагонах метро некоторые опускают маску на подбородок или снимают ее. Контролер вынужден выписать постановление о правонарушении в том случае, если маска отсутствует или не закрывает органы дыхания», — цитируют СМИ слова руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Владислава Султанова. И даже подают эти слова как новость и очередное закручивание гаек. Только фактически ничего нового тут нет.
Что же, давайте вместе вспомним смысл ношения медицинской маски — надежно закрыть органы дыхания (читай: слизистые), чтобы предотвратить распространение вируса воздушно-капельным путем. Это первое, оно же основное. Всевозможная вежливость — мол, неприлично в наше время без маски! — это уже следующие итерации. Так что тактика «голоносиков» — так в динамичном русском языке уже прозвали тех, кто спускает маску на уровень губ, — может быть оправдана лишь в одном случае: если соображения о порядочности, которыми они руководствуются, не эпидемиологического, а экономического толка.
Так тоже бывает: некоторые москвичи честно признаются, мол, не хотелось бы, чтобы любимый магазин оштрафовали на крупную сумму из-за клиентов без маски, поэтому наденем и в торговом зале, и на кассе. Сопереживание малому бизнесу — одна из ярких примет нашего времени. Ну а Московскому метрополитену вроде как сопереживать не из-за чего, так что и маской можно пренебречь.
А где, собственно, творятся безмасочные безобразия? В вагонах, например. Еще в переходах и на платформах. Ну а контролеры чаще всего стоят у входа в метрополитен — там, где турникеты. В вагонах и на станциях их замечают крайне редко.
Нацепить маску на нос, чтобы чинно пройти через турникет — невелика доблесть. Стянуть ее уже на эскалаторе — невелика хитрость. И попасться уже в вагоне — невелик шанс. ГКУ «Организатор перевозок» сообщает, что группы мобильных контролеров увеличены на 50% — речь в том числе о тех, кто должен работать в поездах метро. Напомним, мобильные контролеры — это те, кто каждый день перемещается по метрополитену: благодаря им во вторник, например, может быть облава безмасочников на «Пражской», а в среду — уже на «Комсомольской». Закономерностей тут нет, и, соответственно, пассажиры не должны расслабляться ни на одной станции. Вот только когда нет закономерностей — это называется «лотерея». Народ-то у нас не самый щепетильный — пока не будут знать, что контролер поджидает в каждом вагоне, маски на нос не натянут. Кто без греха — пусть первый бросит камень. Я сама готова признаться: на протяжении примерно полутора месяцев маской в общественном транспорте я сознательно пренебрегала. Дело было сразу после перенесенного ковида, когда подниматься по лестницам, подолгу ходить, да и просто дышать было тяжеловато, а уж в маске — тем более. Успокоение для собственной совести было почти что железное: только что переболела, значит, ни для окружающих опасности точно не представляю, ни сама снова заразиться не могу. Ну а что насчет оправдательной модели у других «голоносиков» в метро — есть ли, содержательна ли?
— Все от маски зависит. Когда я покупаю в кассе метро маску за 5 рублей, у меня нет необходимости ее спускать — она тонкая, в ней легко дышать. В хлопковых тоже нормально. Вот эту маску мне в поликлинике дали, и она ужасно плотная, я и трех минут не выдерживаю, поэтому спускаю, — честно и открыто рассказала девушка в голубом пальто, ждущая кого-то в переходе на «Чеховской».
— Ерунда все это. Маски не помогают. Но лишних 5 тысяч на штраф у меня нет, — бросает на ходу молодой мужчина в толстовке.
— Я честно носила маску и даже перчатки до июня этого года. Заболела, — с ехидной улыбкой рассказывает женщина средних лет. — Выздоровела, теперь не ношу. Какой смысл, если меня это все равно не защитило? Вы не согласны?
Может, и согласны. Вот только еще в начале пандемии по Интернету разлетелась картинка-пародия — грустно переглядывающиеся маска и презерватив и подвешенный вопрос: «Тебя тоже не хотят надевать?» В каждой шутке — доля шутки, но было бы интересно понаблюдать за людьми, рассуждающими так же при выборе презервативов: мол, возьмем самый тоненький, незаметный и телу приятный, а лучше всего и в нем сделаем несколько дырочек для комфорта — тем более что вон коллега Петька все равно срамной болезнью заразился, значит, никакого смысла тут нет!
МЕЖДУ ТЕМ
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о новых ограничениях в столице. С 25 октября по 25 февраля будущего года решено ввести домашний режим для москвичей старше 60 лет и страдающих хроническими заболеваниями. Эти требования не касаются переболевших и вакцинированных. Работодатели обязаны перевести на дистанционный режим работы не менее 30% сотрудников и всех работников старше 60 лет и страдающих хроническими заболеваниями — кроме тех, чье присутствие на работе критически важно. Усиливаются требования к вакцинации работников сферы услуг — до 1 января 2022 года должны быть привиты не менее 80% сотрудников.