пользоваться во время движения телефоном
Штраф за разговор по телефону за рулем в 2021 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будет рассмотрен штраф за разговор по телефону за рулем, а также ситуации, в которых этот штраф может быть наложен в 2021 году.
Сразу же хочу отметить, что любое использование мобильного телефона за рулем (разговор, написание смс-сообщений, использование приложений) отвлекает внимание водителя и не позволяет полностью сосредоточиться на дорожной ситуации.
На практике довольно часто именно сотовый телефон является основной причиной дорожно-транспортного происшествия. Однако статистика подобных ДТП не ведется, т.к. до приезда сотрудников ГИБДД водитель успевает закончить свой разговор и убрать телефон, а о нарушении правил не упоминает.
Можно ли за рулем разговаривать по телефону?
Пункт 2.7 правил дорожного движения накладывает ограничения на использование телефона за рулем:
2.7. Водителю запрещается:
Рассмотрим этот пункт поподробнее.
Под техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, подразумеваются:
Любое из устройств, изображенных выше, позволяет использовать телефон во время движения.
Еще раз обратимся к пункту 2.7 ПДД. Если в Вашем автомобиле нет громкой связи, а телефон не оборудован гарнитурой, то пользоваться им во время движения запрещается. То есть нельзя не только звонить, но и писать сообщения, играть и т.д.
С другой стороны, если гарнитура или громкая связь есть, то можно и разговаривать, и писать сообщения, и играть. Естественно, разговаривать нужно используя эту самую гарнитуру.
Примечание. Если Ваш телефон неожиданно зазвонил во время движения и Вам срочно нужно поговорить, то просто остановите автомобиль. Во время остановки мобильником можно пользоваться без соблюдения дополнительных условий.
Штраф за разговор по телефону за рулем
Штраф за пользование телефоном за рулем в 2021 году предусмотрен статьей 12.36 1 Кодекса об административных правонарушениях:
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Таким образом, размер штрафа за разговор за рулем составляет 1 500 рублей. Эта сумма превышает стоимость недорогой беспроводной гарнитуры практически в 3 раза. Проводную гарнитуру можно купить еще дешевле.
К сожалению, на практике многих водителей этот штраф не останавливает и они продолжают разговаривать по телефону, держа его рукой. А это, в свою очередь, приводит к увеличению количества ДТП.
Не вижу особой разницы между управлением ТС с МКПП, разговаривая через гарнитуру, и управлением ТС с АКПП, разговаривая без гарнитуры.
Разница есть. Попробуйте выполнить резкий поворот одной рукой. Ну и удержать руль, когда колесо попадёт в яму и машину мотанёт, сподручнее двумя руками. Проверено.
Одной рукой руль удержать при попадании в яму не составляет особого труда (я не имею в виду «жесткую» грунтовку), ну а резкие повороты не так уж и часто приходится делать. Несколько оборотов руля можно сделать и одной рукой (у меня руль кожаный, а кожа с кожей довольно плохо скользят).
По-разному бывает. У меня «мобилка» в кожаном чехле выскользнула из руки и упала. Причем вместе с чехлом. Как в анекдоте:
— А что с таким грохотом?
— Я из них выскочить не успел!
21 сезон, 2 серия «Южного парка» отлично иллюстрирует проблему сотовых за рулем.
Как можно использовать телефон за рулем и что будет, если нарушить правила?
Мобильные телефоны уже давно вошли в жизнь современного человека. У всех, от мала до велика, есть этот гаджет.
Никто не запрещает пользоваться мобильником по работе, звонить домой из магазина или парка, брать его с собой на дачу и в отпуск на море.
Но если мобильный телефон оказывается в руках у водителя, из средства связи он превращается в предмет повышенной опасности. Не зря на автовладельцев, разговаривающих по телефону во время езды, накладывается штраф.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Нормативные акты
Пункт 2.7 ПДД запрещает водителям пользоваться во время езды телефоном, если он не оборудован специальным устройством (гарнитурой), позволяющим разговаривать дистанционно, не держа телефон в руках.
Статье 12.36 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на водителя, который разговаривает по телефону при управлении автомобилем.
Правила использования мобильного устройства при вождении
Непосредственно во время езды автовоаделец имеет право разговаривать по телефону, если к нему подключена гарнитура или включена громкая связь.
Допускается использование любого вида гарнитуры, как проводной, так и беспроводной.
Если автомобиль не движется, а стоит (в пробке, на светофоре, на парковке и т. д.), то разговор по телефону можно вести, держа его в руках. Также во время остановок водитель может написать СМС или поиграть в установленную на телефон игру.
Какое наказание грозит нарушителю?
Если автолюбитель управляет машиной одной рукой, а в другой держит мобильный телефон, по которому разговаривает или пишет СМС, он будет оштрафован на 1500 рублей.
Частный случай: у меня АКПП, могу ли я звонить с рук?
Закон един для всех автомобилистов, штраф за разговор по телефону с рук во время езды заплатить придется каждому, вне зависимости от марки машины, ее производителя и устройства.
Некоторые владельцы машин, в которых установлена коробка-автомат, ошибочно полагают, что на них запрет не распространяется и телефон в руке им нисколько не помешает. Но это заблуждение.
Только Цезарь мог делать одновременно несколько дел, а среднестатистический водитель, взяв в руки мобильник, хоть на долю секунды, но отвлекается от дороги.
Концентрация внимания снижается, а если услышанное от собеседника вызовет у автолюбителя сильный гнев или бурную радость, то и вовсе сводится к нулю. Излишняя самоуверенность может привести к трагедии, последствия которой могут быть непоправимыми.
Управлять автомобилем и при этом разговаривать по мобильному телефону крайне опасно.
Закон РФ посредством статьи 12.36 КоАП налагает на водителей, разговаривающих по телефону во время езды, штраф в размере 1500 рублей.
Не стоит пренебрегать законом, который заботится в первую очередь о безопасности автовладельцев.
Ни один телефонный разговор не может быть важнее жизни и здоровья водителя и пешеходов.
Как накажут водителя за разговор по телефону во время вождения и на что имеет право автомобилист и представитель ГАИ — смотрите на видео:
Штраф за использование телефона за рулем
За разговор по телефону за рулем штрафуют. Если водитель отвлекается на телефон, есть опасность вовремя не среагировать — случится авария. Но можно говорить по телефону за рулем и не нарушать закон. Рассказываем о разрешенных устройствах, штрафах за телефон за рулем и о том, как избежать наказания.
Штраф за использование телефона за рулем
Статья 12.36.1 КоАП Москвы
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Оглавление
Какой штраф за разговор по телефону в 2021 году
По ПДД управлять машиной и одновременно пользоваться телефоном без специального устройства нельзя. Законно использовать гарнитуру или другое приспособление, которое позволяет говорить по телефону без помощи рук. Обычно это наушник с проводом или без, так называемый hands free — с английского «свободные руки».
Штраф за разговор по телефону за рулем без специального устройства — 1500 рублей.
Почему использовать телефон за рулем опасно
Снижает внимание. Чтобы перефокусировать внимание с дороги на телефон, требуется большая работа мозга. Для пожилых или уставших водителей смена фокуса может закончиться аварией. Это выяснили эксперты Королевского общества по предотвращению несчастных случаев Англии (RoSPA).
Замедляет реакцию. ГИБДД говорит, что использование телефона замедляет реакцию на 3 секунды. За это время машина проезжает почти 50 метров. На этой дистанции водитель может встретить любую преграду: от пешехода до многотонной фуры.
Увеличивает смертность. В Японии на дорогах стало гибнуть на 20% меньше людей после того, как приняли закон о запрете использования телефонов во время вождения. Количество пострадавших также упало — на 53,3%. Это данные того же исследования RoSPA.
Как можно использовать мобильный телефон за рулём
Проводная гарнитура. Это обычные проводные наушники с микрофоном. Штекер наушников вставляется в аудиоразъем телефона, и можно разговаривать. Настройки телефона позволяют сделать «автоответ» — когда зазвонит телефон, через 3 или 5 секунд аппарат сам «отвечает» на звонок. Нажимать ничего не нужно.
Режим громкой связи. Если под рукой нет гарнитуры, а отпускать руль ради звонка не хочется, можно включить громкую связь и положить телефон на панель машины. Чтобы при маневрах телефон не скользил по панели или не упал, водители кладут на панель резиновый коврик.
Беспроводная гарнитура. Голос собеседника передается через Bluetooth — это цифровой канал связи, типа Wi-Fi, только работает не дальше 10 метров. Бывает, что версии Bluetooth у телефона и гарнитуры разные — тогда качества связи может быть плохим. Перед покупкой уточните у консультанта версию Bluetooth на гарнитуре и сверьте ее с версией на телефоне.
Мультимедийная система машины со встроенным Bluetooth. Почти во всех современных авто можно подключить телефон к мультимедийной системе. Для этого включите Bluetooth на телефоне — устройство покажет ближайшие аппараты, у которых также активирована связь через этот канал. Выберите из списка нужный пункт — часто это название марки или модели машины.
Такая гарнитура часто идет в комплекте со смартфонами. Источник: ozon.ru
Bluetooth-гарнитура передает голос собеседника без проводов. Обе руки — на руле. Источник: ozon.ru
Пример подключения к системе Лады Весты
Когда телефон зазвонит, достаточно нажать зеленую кнопку ответа. Телефон может лежать в любом месте салона
Как сотрудники ГИБДД фиксируют правонарушение
Фото- и видеофиксация нарушения. Если инспектору удалось заснять, как водитель во время езды говорит по телефону, это послужит доказательством нарушения.
Показания свидетелей. Если водитель попал в ДТП и перед столкновением свидетели заметили, как тот говорил по телефону, это может стать отягчающим обстоятельством. Вина водителя будет доказана, и он будет платить пострадавшим за имущественный и физический вред.
Через компанию сотовой связи. Сотрудники полиции могут запросить детализацию разговоров у мобильного оператора. Это список звонков за определенный период, например, за сутки. Эту меру сотрудники полиции используют, если нужно доказать вину водителя в суде. Обычно в суде разбирают серьезные нарушения: пьяную езду или ДТП со смертельным исходом пострадавших.
Александр Торвард, автоюрист
Эти штрафы выписывают крайне редко — только когда идет «штрафная кампания». Инспекторы штрафуют по статье за мобильный за рулем почти всегда, когда есть «разнарядка» на такой штраф. Например, 5 000 штрафов до конца года. Точно так же пешеходов штрафуют за пересечение дороги в неположенном месте, только если необходимо выполнить план.
Как избежать штрафа за пользование телефоном за рулем
Чтобы у инспектора не было повода выписать штраф за использование телефона во время вождения:
Это поможет избежать не только штрафа, но и аварии.
Штраф за планшет, электронные часы, видеозвонки и мессенджеры
Такого штрафа нет. В законе написано лишь про «телефон» и «переговоры». Если водитель пользуется планшетом, умными часами или пишет сообщение в мессенджере, сотрудник ГИБДД не имеет права штрафовать.
Госавтоинспекция МВД России напоминает об опасности разговоров по мобильному телефону в процессе участия в дорожном движении
Использование телефона во время вождения запрещено во многих странах, в том числе в России. Пунктом 2.7 ПДД РФ водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Вместе с тем, как показывает практика, многие водители, осознавая опасность использования гаджетов при участии в дорожном движении, все же не готовы отказаться от наушников или смартфонов в пользу безопасности, недооценивая возможные последствия.
Проведенные исследования использования телефона во время движения как для звонков, так и для набора смс-сообщений показывают, что в 100% случаев водитель не способен быстро и качественно вести машину, соблюдая все требования Правил дорожного движения.
Исследования, проведенные как с использованием симуляторов, так и в реальной дорожной обстановке, показали, что водители, смотрящие на экран гаджета, сокращают визуальный обзор дороги и с большей вероятностью выезжают на встречную полосу на поворотах, а также медленней реагируют на непредвиденные ситуации.
Исследования показывают, что разговор по мобильному телефону во время вождения увеличивает шанс попасть в ДТП в четыре раза.
Наиболее критичными, по мнению экспертов, являются ситуации, когда водители транспортных средств пишут смс-сообщения во время движения. Большинство из них считает, что может работать в многозадачном режиме, но ученые пришли к выводу, что водители ездят гораздо более хаотично, когда они пишут текстовые сообщения, чем когда пьют, едят или слушают музыку за рулем.
В действительности, возможность работы в многозадачном режиме является большим заблуждением. Как правило, водители, которые считают, что могут делать несколько дел сразу, импульсивны и излишне самоуверенны. Они считают, что в состоянии полностью контролировать ситуацию на дороге, но это не так.
Человеческий мозг при выполнении нескольких действий одновременно может воспринимать только небольшую часть окружающей обстановки. Фактически, как показывают исследования, когда водитель пишет смс-сообщение в своем телефоне, он видит пустую дорогу только потому, что она была таковой несколько секунд назад, но проблема может возникнуть в любой момент.
Решить проблему отвлечения внимания на смартфон в процессе участия в дорожном движении в разных странах пытаются не только за счет ограничений, закрепленных законодательно, но и посредством социальных кампаний. Так. В частности, в ряде европейских стран была инициирована кампания #ParkYourPhone, направленная, прежде всего, на молодежную аудиторию. Кампания призывает молодых людей отказаться от использования смартфонов во время движения, причем не только в качестве водителей, но и в качестве пешеходов и велосипедистов.
Социальная кампания #ParkYourPhone нашла поддержку и в России. В частности, международный опыт был адаптирован в Тюменской области, где кампанию #ПаркуйСмартфон поддержали студенты, медицинские работники, выпускники автошкол, водители. Разъяснительные мероприятия состоялись в местах массового притяжения людей – в торговых центрах, на наиболее оживленных перекрестках областного центра. Большинство участников акции согласились с доводами волонтеров и выразили намерение отказаться от использования телефона при переходе проезжей части или управлении транспортом.
Госавтоинспекция МВД России подчеркивает, что использование смартфонов в процессе дорожного движения не может быть безопасным. Единственным приемлемым вариантом общения по мобильному телефону для водителя является только разговор в спокойной обстановке в автомобиле, припаркованном на обочине, а для пешехода – вне зоны проезжей части.
Как не получить штраф с камеры за телефон. Водителям все объяснили
Новые дорожные камеры зафиксировали 82 водителей, которые в дороге разговаривали по телефону. Всего за два месяца таких автомобилистов было 247. Штраф за нарушение составляет 1500 рублей, его можно оплатить со скидкой 50%. О такой статистике рассказали в департаменте транспорта Москвы — пока новые комплексы работают лишь в столице. В дептрансе также ответили на самый популярный вопрос автомобилистов: существует ли какой-то способ для использования телефона, чтобы не получить штраф? Оказалось, что такая возможность есть, если, например, устройство выполняет роль навигатора. Но в руках его держать все равно нельзя.
«Разговоры во время вождения повышают риск аварий в четыре раза, а если водитель читает или пишет сообщения, то он возрастает в 20 раз. Если вы используете телефон как навигатор, то установите специальный держатель, который позволит не отвлекаться в пути», — объяснили в департаменте транспорта.
Согласно КоАП 12.36.1, пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере 1,5 тыс. рублей. Никаких утончений по поводу того, что подпадает под определение «пользование» ни КоАП, ни ПДД не дают. То есть, если подойти к нормам буквально, то само нахождение телефона в руке уже подпадает под штраф. При этом, если в нем установлено устройство hands-free, то штрафа быть не должно.
При этом в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы считают, что наказывать надо вообще за любое использование гаджета — так Autonews.ru говорил заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД Москвы Егор Чернов. Тем не менее, окончательное решение оставляют за ГИБДД — ведь в ЦОДД только фиксируют и составляют материалы, на основании их в ГИБДД принимают решение о том, наказывать водителя или же забраковать сделанную фиксацию.
В МВД России на запросы Autonews.ru по поводу того, что же считать признаком нарушения — непосредственный разговор по телефону с устройством у уха, или просто сам факт нахождения телефона в руках, не ответили. Корреспондента Autonews.ru направили за разъяснениями в ГУ МВД России по Москве, где пока тоже молчат.
Однако в конце 2020 года глава ГИБДД Михаил Черников в письме на имя первого заместителя министра внутренних дел Александра Горового объяснил, каким образом будет происходить процедура наказания водителей, которые за рулем пользовались телефоном. Соответствующий документ есть в распоряжении Autonews.ru, а его подлинность подтверждал РБК источник в центральном аппарате МВД. В ГИБДД признали, что существует угроза того, что система будет неверно отождествлять какой-либо предмет в руках водителя с телефоном. Чтобы решить эту проблему, система, по словам Черникова, будет делать не менее десяти фотографий высокого качества.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов проанализировал текущие ПДД — он также считает, что устройствами с hands-free по правилам пользоваться не запрещено. Однако при обжаловании таких штрафов в судах могут принимать совершенно разные решения. И причина — «в устаревших и нечетких положениях ПДД».
«Сейчас в автомобилях современные мультимедийные системы, их функционал даже шире, чем у телефонов — на них и видео смотрят, и сообщения читают, это настоящие гаджеты. Поэтому проблема использования мобильных телефонов гораздо шире, а у нас получается, что неактуальные формулировки ПДД пытаются натянуть на современность. Оштрафуют за телефон, а видео смотреть в автомобиле получается нормально, ведь в ПДД про это ничего нет. Нужно учитывать развитие отрасли, а также систем безопасности в виде противодействия гаджетам. Но вся система очень инерционна, чтобы поменять ПДД сейчас нужно соответствующее постановление правительства, поэтому проще собирать штрафы, чем что-то менять», — отметил Шкуматов.
Анализируя явление разговоров по телефону за рулем, член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман пришел к выводу, что само нарушение состоит в мысленном переключении от контроля окружающего пространства на разговор.
«То есть человек уходит в себя при разговоре по телефону, — рассуждает Шухман в беседе с Autonews.ru. — Если водитель пользуется смартфоном, то происходит утрата визуального контроля за окружающей дорожной обстановкой, из-за того, что водитель смотрит на экран смартфона/кнопки и меню телефона, а не на дорогу. Также играет роль занятость одной руки, что существенно при необходимости манипуляций с органами управления».
Шухман указал и на раздражающий других водителей фактор, который создает помехи движения и провоцирует лишние перестроения: человек, отвлекшись на набор, чат, разговор, обычно заметно сбрасывает скорость относительно потока. При этом эксперт признает: контролировать факт нарушения «извне по фото-видеоматериалам» получится только на субъективном уровне.
«При фиксации должностное лицо считает, что водитель нарушил, далее идет встреча с судьей, у которого есть свои внутренние убеждения. Объективно установить и доказать факт нарушения при таком виде контроля очень трудно. Как вообще установить и доказать, что это телефон? Это основной вопрос. Без ответа на этот вопрос появится либо бумажная норма, наказывать будут всех подряд. А текущая норма в ПДД устарела с тех пор, как появился режим спикерфона», — считает Шухман.
Эксперт, который участвовал в оценке проекта нового КоАП, предложил следующие возможные формулировки.
«Управление транспортным средством с удержанием в руке технического средства в целях его использования для поиска, набора, передачи или приема информации, включая передаваемую голосом», — уточнил Шухман, добавив, что нет возможности установить, включен телефон в момент фиксации или нет.
Шухман предложил и более радикальные формулировки: «Управление транспортным средством с удержанием в руке устройства, предназначенного для поиска, набора, передачи или получения информации, включая передаваемую голосом». Или «Управление транспортным средством с удержанием в руке устройства, предназначенного для поиска, набора, передачи или получения аудиовизуальной информации».
В предложенных ситуациях, по словам эксперта, получается не важен сам факт использования устройства в конкретный момент. «Но шоколадку от телефона не отличить. И также будут вопросы о том, что еще можно держать в руках. Например, книга — это не устройство, но внимание тоже отвлекает», — моделирует возможные сложности эксперт.