Легенды о снах османа
Осман I Гази: что известно о легендарном основателе Османской империи
Осман I Гази: YouTube/Тайны Востока
Осман I основал одно из самых грандиозных и долговечных государств в мировой истории — Османскую империю. Она существовала более 500 лет, а имя Османа стало легендарным. Подтвержденной информации о правителе крайне мало. Попробуем выяснить, каким человеком и политиком был Осман I.
Происхождение Османа и биографические факты
Кто такой Осман I? Основатель империи и родоначальник правящей династии Османов — личность легендарная. Он был правителем маленького скромного государства — бейлика, но стал создателем одной из самых мощных и больших держав Средневековья.
Достоверной информации об Османе I Гази крайне мало. По словам доктора исторических наук Наталии Басовской, большинство сведений о правителе — это не более, чем миф. Многие поколения окутывали его имя легендами. Все потому, что османы до XV века не документировали историю, и достоверных письменных источников с тех времен практически нет.
Известно, что Осман родился в 1250-х гг. в городе Сёгут — небольшом окраинном удже Сельджукского султаната. Его отцом был Эртугрул — правитель бейлика, известный как отважный и мудрый предводитель. По мнению доктора наук Залины Адобашевой, именно он оказал влияние на Османа как на будущего политика:
Распространено мнение, что при рождении отец назвал сына не Османом, а Атманом или Атаманом на турецкий манер. Вероятно, много лет спустя правитель сам изменил свое имя на мусульманское.
Осман I Гази: YouTube/Тайны Востока
Исследователь и переводчик Булат Ногманов упоминает известную легенду, связанную с именем Османа. Она гласит, что молодой правитель увидел свою судьбу в снах, когда гостил у влиятельного шейха Эдебали. Ему явился ангел и поведал о грядущих военных победах. После этого Осман принял ислам, примеру правителя последовало и его племя. Также в одном из снов он увидел будущую империю.
Осман I Гази умер в 1324 году. Расширять территории империи продолжил его сын, но именно Османа считают отцом империи, которая просуществовала более 500 лет.
Политическая деятельность Османа І Гази
Когда правил султан Осман I? Эртугрул умер в начале 1280-х, когда его сыну было около двадцати лет. Юноша имел значительную поддержку, но даже ему пришлось бороться с родственниками за право принять власть. Осман стал вождем племени кайы и вскоре получил от султана титул бея. Он воспользовался тем, что соседняя Византия ослабела, и направил все силы на завоевания ее территорий.
Сёгут имел крайне удачное географическое положение. На этих территориях пересекались несколько государств, византийские границы были рядом. Набеги на христианские земли считались для последователей ислама священным делом. Поэтому войско Османа постоянно росло, пополнялось преданными борцами за ислам. К слову, арабский титул «гази», который правитель получил за свои военные достижения, означает ‘борец за веру’.
Осман I Гази: YouTube/Тайны Востока
Чем известен султан Осман I? В 1299 году, когда сельджукский султан бежал из столицы, Осман Гази объявил свой бейлик независимым государством. К этому времени были захвачены Ярхисар, Биледжик, Инегёль и Енишехир. Тогда Осман приказал читать пятничную молитву от своего имени — имени нового правителя. Хотя до обретения окончательной независимости от сельджуков были еще десятки лет, именно 1299-й считают годом основания Османской империи.
Осман был захватчиком, но не разорителем. Академик Федор Успенский в «Истории Византийской империи» писал о его щадящей политике:
Осман захватывал территории с развитыми городами, что заставило его столкнуться с новой системой социального устройства. Заручившись поддержкой образованных людей, он переводил племена из кочевого образа жизни в оседлый.
Семья Османа І Гази
Историки тщетно пытались изучить родословную Османа. Письменных источников, на которые можно сослаться, тогда попросту не было. Даже о том, кто был отцом и дедом завоевателя, достоверно известно только благодаря найденным монетам с надписью «Отчеканена Османом, сыном Эртугрула, сыном Гюндуз Альпа».
Осман I Гази: YouTube/Тайны Востока
Мать Османа — фигура мифологическая. О ней нет ни единого документального упоминания, но в народных преданиях она носит имя Халиме-хатун. Предположительно она была туркменкой.
Не много данных сохранилось и о женах Османа:
Легенды называют Рабию матерью Алаэддина-паши — сына Османа, который стал влиятельным визирем. Считается, что он командовал войсками в битве с византийским императором Андроником III при Алтепе. Впрочем, точных сведений о том, что Алаэддин был сыном Османа, не сохранилось.
История об их родстве может быть лишь легендой, в которой упоминается реально существовавший визирь Алаэддин-паша Кемаледдиноглу. Есть предположение, что чиновник был влиятельным и султан Орхан Гази мог называть его братом, чтобы подчеркнуть его высокий статус. Помимо этого, у Османа было еще по меньшей мере шесть сыновей и дочь Фатьма.
В биографии основателя великой династии трудно отличить вымысел от правды. Его имя обрастало легендами сотни лет, а из-за скудных данных выявить факты теперь практически невозможно. Осман вошел в историю как талантливый дипломат, мудрый правитель и отважный завоеватель. Он в разы увеличил территории, которые получил в наследство от отца, и стоял у истоков одного из самых мощных государств за всю историю.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Жены основателя Османской империи. Кто они?
Осман I Гази был не только выдающимся воином, искусным политиком и талантливым дипломатом, вождь отличался, по описанию очевидцев, и прекрасными внешними данными. Будучи высоким, хорошо сложенным, широкоплечим, с «золотой» кожей мужчиной, он явно должен был пользоваться успехом у женщин своего времени.
Известно, что от него родилось шестеро сыновей и одна дочь, однако количество его жен и наложниц доподлинно не знает никто. Ислам позволяет иметь до четырех жен и не ограничивает количество наложниц. Две известные жены Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун вошли в историю благодаря его потомку Мехмеду II, взявшему Константинополь и объявившему Османский султанат империей.
Для того, чтобы подвести «духовную» базу под родословную османских правителей, в роду должен был быть известный праведник. Таким человеком стал Шейх Эде Бали, родство с ним позволяло считать династию Османа потомками и духовными наследниками известного подвижника ислама того времени. Однако не все было гладко, поэтому легенды и правда переплелись в повествованиях вокруг имен этих женщин – жен Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун.
Легенды о любви, снах, мечтах и подвигах Османа
О любви Османа рассказывает легенда о «Снах Османа», записана она Ашикпашадзе. С момента кончины Османа прошло примерно 160 лет, он в свою очередь ссылается на хроники Яхши Факыха, «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана».
Оригиналов этих рукописей не осталось, однако их содержание содержит многие трактаты османских письменных источников более позднего периода. Время жизни Яхши Факых конец XIV столетия и он был сыном имамама служившем при султане Орхане (сыне Османа), соответственно он не мог лично свидетельствовать о ранних годах жизни Османа.
Паоло Веронезе «Султан Осман I»
По легенде Осман полюбил всем сердцем и душою дочь Шейха Эде Бали, но отец не хотел отдавать ему её в жены, потому как род Османа был не таким знатным. Однако Шейх Эде Бали дружил с отцом Османа и с ним самим и часто принимал его у себя в доме. Беседовал о вере, политическом устройстве мусульманских государств и прочих вещах. Шейх Эде Бали был почитаемым у мусульман праведником ислама суннитского направления и одним из лидеров движения ахи (прообраз торгово-ремесленых республик Востока, на подобии Венеции и Генуи).
Однажды Осман спал в доме Эде Бали и ему виделись два сна, в первом сне ему виделось «как полная луна (прообраз дочери шейха), вышла из груди шейха и погрузилась в грудь Османа».
«из союза луны и Османа произрастает большое подобие древа, охватывающее территорию всего мира и в виде опор имеющее четыре горы под своей кроной производило богатые урожаи, великолепные города с источниками чистых вод, берущие начало от рек выходящих из этих гор…Налетевший вихрь сорвал листья древа и понёс в Константинополь, а сам город превратился в драгоценное кольцо которое Осман одел на палец»
Увиденное во снах Осман пересказал Шейху Эде Бали и тот, будучи праведником, истолковал их так, что из союза его дочери и Османа произойдет династия, которая создаст Великую Империю. После чего влюбленные, наконец получили благословение и стали жить вместе и родили сына Орхан–бея, продолжателя Османской династии.
Тема великой любви и долгой борьбы Османа за руку и сердце дочери шейха особенно широко раскрыта в произведении средневековых лириков «Османская мечта». И всё бы хорошо, но летописцы не договорились об имени дочери шейха, и по одним данным её звали Малхун-хатун, а по другим Рабия Бала-хатун. В чем же дело?
Власть, политика, реальность и потомки Османа
Правда, о настоящем положении дел в семейных вопросах Османа, до конца всё же неизвестна. Но благодаря свидетельству византийских летописцев, в частности Пахимера, современным историкам стало понятно, что в угоду идеи союза дочери высокородного праведника и Османа образ Малхун был составлен на объединении двух биографий, реальной матери наследника Османской династии Орхана и дочери Шейха Эде Бали — ещё одной жены Османа, Рабии.
На этапе становления бейлика, как независимого государственного объединения Османа, незнатный потомок простого воина-вождя, владевшего подчиненным уделом, не мог породниться с главами соседних эмиратов, заключив междинастийный союз. Выбирать жен он мог только среди равных ему по статусу мусульман или дочерей наместников соседних византийских территорий.
Статуя Малхун-хатун в Эскишехире / © Basak / ru.wikipedia.org
Брак между христианской и мусульманской знатью тогда был рядовым явлением. Имя матери Орхан–бея, Малхун-хатун более созвучно с именем дочери Умур–бея. Из летописей, уже известного летописца Пахимера, сын Умур–бея участвовал вместе с Османом в его первых военных походах против Византии, что вполне реально объясняет брак с Малхун–хатун как подкрепление военно-политического соглашения между двумя вождями.
Титул же бей – использовался среди военных вождей Малой Азии и означал, что отец и мать Мал Хатун обладали определенным статусом власти. Имеется письменное подтверждение, датированное 1324 годом о передаче неких материальных ценностей на благотворительность, перечисляющего семью Османа, в нём отцом Малхун–хатун назван Умур – бей.
Умур-бей управлял бейликом Умари, к северо-востоку от разрастающихся владений Османа, который позже был полностью поглощен ими. Малхун–хатун пережила мужа, так как её похоронили в семейной гробнице не далеко от могилы мужа в Бурсе. Известно, что сам Осман умер когда Бурсу только взяли и был погребен рядом с отцом в Согуте, а уже позже перезахоронен в Бурсе. Точная дата смерти Малхун-хатун не известна.
Образ одной из жен в сериале «Основание: Осман Гази»
Значительно же позже, когда под властью Османа оказались многочисленные города и встал вопрос о переходе к новой, для Османа, форме социального устройства, он стал руководствоваться советами шейха Эде Бали. И брак с его дочерью укрепил этот, опять же, политический союз.
Эди Бали наставлял Османа по вопросам исламизации племен, но главным образом по организации управления городами, налогообложении и продвижением идей сообщества ахи – одним из руководителей которого он являлся. Именно шейх Эде Бали опоясал легендарным мечом Гази Османа и сподвиг на войну с неверными.
Дочь Эди Бали, которая стала женой Османа, звали Рабия Бала-хатун. Брак состоялся в 1289 году. И она тоже родила ему сына, известного как Алаеддин-бей. Несколько лет до своей смерти она прожила с отцом. Её сын не имел отношение к продолжению династии. Считается, что путаница могла возникнуть ещё и потому, что в некоторых источниках эту жену Османа называли Малхун.
Умерла Рабия в 1324 году в Биледжике и погребена возле гробницы своего отца.
Захоронение Рабии Бала Хатун / © Retrieverlove / ru.wikipedia.org
Воистину, как сказано: «Когда говорят пушки – музы молчат». Зато когда они умолкают, музы принимаются за работу с удвоенной силой. И истории о политических и военных союзах государственных мужей того сурового времени войн и сражений начинают обрастать романтическими легендами и сказочными преданиями о великих откровениях.
Не минула чаша сия и династию Османов. Благодаря усилиям его потомков, турецкая литература позднего средневековья Востока, обогатилась множеством любовных эпосов, описывающих чувства великого основателя династии Османов и его прекрасных жен.
Литература
Жены основателя Османской империи. Кто они?
Осман I Гази был не только выдающимся воином, искусным политиком и талантливым дипломатом, вождь отличался, по описанию очевидцев, и прекрасными внешними данными. Будучи высоким, хорошо сложенным, широкоплечим, с «золотой» кожей мужчиной, он явно должен был пользоваться успехом у женщин своего времени.
Известно, что от него родилось шестеро сыновей и одна дочь, однако количество его жен и наложниц доподлинно не знает никто. Ислам позволяет иметь до четырех жен и не ограничивает количество наложниц. Две известные жены Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун вошли в историю благодаря его потомку Мехмеду II, взявшему Константинополь и объявившему Османский султанат империей.
Для того, чтобы подвести «духовную» базу под родословную османских правителей, в роду должен был быть известный праведник. Таким человеком стал Шейх Эде Бали, родство с ним позволяло считать династию Османа потомками и духовными наследниками известного подвижника ислама того времени. Однако не все было гладко, поэтому легенды и правда переплелись в повествованиях вокруг имен этих женщин – жен Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун.
Легенды о любви, снах, мечтах и подвигах Османа
О любви Османа рассказывает легенда о «Снах Османа», записана она Ашикпашадзе. С момента кончины Османа прошло примерно 160 лет, он в свою очередь ссылается на хроники Яхши Факыха, «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана».
Оригиналов этих рукописей не осталось, однако их содержание содержит многие трактаты османских письменных источников более позднего периода. Время жизни Яхши Факых конец XIV столетия и он был сыном имамама служившем при султане Орхане (сыне Османа), соответственно он не мог лично свидетельствовать о ранних годах жизни Османа.
Паоло Веронезе «Султан Осман I»
По легенде Осман полюбил всем сердцем и душою дочь Шейха Эде Бали, но отец не хотел отдавать ему её в жены, потому как род Османа был не таким знатным. Однако Шейх Эде Бали дружил с отцом Османа и с ним самим и часто принимал его у себя в доме. Беседовал о вере, политическом устройстве мусульманских государств и прочих вещах. Шейх Эде Бали был почитаемым у мусульман праведником ислама суннитского направления и одним из лидеров движения ахи (прообраз торгово-ремесленых республик Востока, на подобии Венеции и Генуи).
Однажды Осман спал в доме Эде Бали и ему виделись два сна, в первом сне ему виделось «как полная луна (прообраз дочери шейха), вышла из груди шейха и погрузилась в грудь Османа».
Увиденное во снах Осман пересказал Шейху Эде Бали и тот, будучи праведником, истолковал их так, что из союза его дочери и Османа произойдет династия, которая создаст Великую Империю. После чего влюбленные, наконец получили благословение и стали жить вместе и родили сына Орхан–бея, продолжателя Османской династии.
Тема великой любви и долгой борьбы Османа за руку и сердце дочери шейха особенно широко раскрыта в произведении средневековых лириков «Османская мечта». И всё бы хорошо, но летописцы не договорились об имени дочери шейха, и по одним данным её звали Малхун-хатун, а по другим Рабия Бала-хатун. В чем же дело?
Власть, политика, реальность и потомки Османа
Правда, о настоящем положении дел в семейных вопросах Османа, до конца всё же неизвестна. Но благодаря свидетельству византийских летописцев, в частности Пахимера, современным историкам стало понятно, что в угоду идеи союза дочери высокородного праведника и Османа образ Малхун был составлен на объединении двух биографий, реальной матери наследника Османской династии Орхана и дочери Шейха Эде Бали — ещё одной жены Османа, Рабии.
На этапе становления бейлика, как независимого государственного объединения Османа, незнатный потомок простого воина-вождя, владевшего подчиненным уделом, не мог породниться с главами соседних эмиратов, заключив междинастийный союз. Выбирать жен он мог только среди равных ему по статусу мусульман или дочерей наместников соседних византийских территорий.
Статуя Малхун-хатун в Эскишехире
Брак между христианской и мусульманской знатью тогда был рядовым явлением. Имя матери Орхан–бея, Малхун-хатун более созвучно с именем дочери Умур–бея. Из летописей, уже известного летописца Пахимера, сын Умур–бея участвовал вместе с Османом в его первых военных походах против Византии, что вполне реально объясняет брак с Малхун–хатун как подкрепление военно-политического соглашения между двумя вождями.
Титул же бей – использовался среди военных вождей Малой Азии и означал, что отец и мать Мал Хатун обладали определенным статусом власти. Имеется письменное подтверждение, датированное 1324 годом о передаче неких материальных ценностей на благотворительность, перечисляющего семью Османа, в нём отцом Малхун–хатун назван Умур – бей.
Умур-бей управлял бейликом Умари, к северо-востоку от разрастающихся владений Османа, который позже был полностью поглощен ими. Малхун–хатун пережила мужа, так как её похоронили в семейной гробнице не далеко от могилы мужа в Бурсе. Известно, что сам Осман умер когда Бурсу только взяли и был погребен рядом с отцом в Согуте, а уже позже перезахоронен в Бурсе. Точная дата смерти Малхун-хатун не известна.
Образ одной из жен в сериале «Основание: Осман Гази»
Значительно же позже, когда под властью Османа оказались многочисленные города и встал вопрос о переходе к новой, для Османа, форме социального устройства, он стал руководствоваться советами шейха Эде Бали. И брак с его дочерью укрепил этот, опять же, политический союз.
Эди Бали наставлял Османа по вопросам исламизации племен, но главным образом по организации управления городами, налогообложении и продвижением идей сообщества ахи – одним из руководителей которого он являлся. Именно шейх Эде Бали опоясал легендарным мечом Гази Османа и сподвиг на войну с неверными.
Дочь Эди Бали, которая стала женой Османа, звали Рабия Бала-хатун. Брак состоялся в 1289 году. И она тоже родила ему сына, известного как Алаеддин-бей. Несколько лет до своей смерти она прожила с отцом. Её сын не имел отношение к продолжению династии. Считается, что путаница могла возникнуть ещё и потому, что в некоторых источниках эту жену Османа называли Малхун.
Умерла Рабия в 1324 году в Биледжике и погребена возле гробницы своего отца.
Захоронение Рабии Бала Хатун / © Retrieverlove / ru.wikipedia.org
Воистину, как сказано: «Когда говорят пушки – музы молчат». Зато когда они умолкают, музы принимаются за работу с удвоенной силой. И истории о политических и военных союзах государственных мужей того сурового времени войн и сражений начинают обрастать романтическими легендами и сказочными преданиями о великих откровениях.
Не минула чаша сия и династию Османов. Благодаря усилиям его потомков, турецкая литература позднего средневековья Востока, обогатилась множеством любовных эпосов, описывающих чувства великого основателя династии Османов и его прекрасных жен.
Легенды о снах османа
Начальные годы. Сны ОсманаПравить
Наставления шейха Эдебали
Именно с Османом связываются два ключевых момента, игравших огромную роль в образовании династии и государства: превращение грабительских набегов обычной кочевой орды в священную войну, превращение грабителей в газиев, и возведение династии к благородным корням, к святому человеку — шейху Эдебали[en]. В ранние годы Осман свёл знакомство с этим уважаемым суфийским шейхом. Согласно османской традиции, это произошло после первых побед Османа, в Биледжике[27]. Так называемый «османский династический миф» отражён в легенде о «снах Османа». Самое раннее известное изложение легенды встречается у Ашикпашазаде, который пользовался более ранними источниками, но их количество и достоверность оценить невозможно. Точно известно, что одним из источников была хроника Яхши Факыха.
Первый сон сообщает, что однажды он ночевал в доме праведника (Эдебали). В комнату Османа хозяин принёс и положил Коран. Осман, ещё не обращённый в ислам, увлёкся чтением и всю ночь читал, а под утро уснул и ему приснился ангел, предрёкший ему и его потомству славу и почести. Проснувшись, Осман принял ислам. Согласно Гиббонсу и Кинроссу, легенда фиксирует тот факт, что кайы были язычниками и только при Османе произошло их обращение[28]. Волна переселенцев-беженцев от вторжения татаро-монголов в XIII в. состояла по преимуществу из язычников[29]. Неизвестен момент, когда кайы были обращены в ислам[30], историки только указывают, что принятие племенем ислама произошло после переселения Эртогрула в Анатолию и что Осман был газием[31]. По словам Гиббонса, «обращение в ислам Османа и его племени привело к появлению османов (оттоманов) сплавив вместе различные элементы, обитающие в северо-западном уголке Малой Азии»[32].
Второй сон тоже приснился ему в доме Эдебали.
Он увидел, как из груди святого взошла луна и опустилась в его собственную грудь. Затем, из его пупка выросло дерево, и тень его накрыла весь мир. Под тенью этой были горы, а от подножия каждой горы текли реки. Некоторые люди пили из этих проточных вод, иные орошали сады, а другие отводили каналы. Пробудившись, Осман пересказал свой сон праведнику, и тот молвил: «Осман, сын мой, поздравляю, ибо Бог даровал верховную власть тебе и твоим потомкам, а дочь моя Малхун станет твоей женой[33].
История ухаживания за прекрасной Малхун-хатун и покорения её сердца — любимая тема османских авторов, которые придавали большое значение легенде об основателе их империи. Возводя генеалогию османских правителей к праведнику — шейху Эдебали, его дочерью в сказаниях называют Малхун[34], мать будущего султана Орхана (тогда как ею была другая жена Османа[35]).
Примерные границы уджа к моменту смерти Эртогрула (1281/82). Пунктиром показаны пути перекочёвки
Первым заметным деянием Османа стал захват Караджахисара в пяти километрах от Эскишехира. Это был важный пункт, контролировавший дорогу на Никею и Константинополь, и Осман сделал его центром своего бейлика[1]. Источники расходятся в датировании этого события. Указывается либо 1289 год[39], вслед за Ашикпашазаде[1], либо 1291[40]. Коджа Хюсейн писал об этом завоевании так: «Когда был завоеван Караджахисар, то побежденный правитель его со всеми чадами и домочадцами и всем имуществом был взят в плен. Текфур (архонт) из-за столь славной победы мусульман перешел на службу к султану, а прочее имущество было распределено между победителями. Дома неверных отданы газиям. Беспомощная неверная райя обложена хараджем»[41]. Поскольку население города либо бежало, либо было убито и пленено, то город заново был заселён выходцами из различных частей Анатолии, участвовавшими в набеге. Православный храм сразу был преобразован в мечеть[42].
Осман покорил Биледжик, Ярхисар, Инегёль, Енишехир и окрестности этих городов. Ашикпашазаде датирует захват первых трёх 1299 годом, Орудж и Анонимная хроника — на десятилетие раньше[43]. Обстоятельства захвата описываются Ашикпашазаде так: отец девушки был владельцем крепости и собирался выдать её замуж за владетеля другого города-крепости[44]. Опасаясь объединения их сил, Осман во время свадебного торжества совершил набег и захватил обе крепости. Девушка была взята в плен и выдана замуж за Орхана. В качестве этих крепостей называют Ярхисар[tr] и Биледжик[45]. Сразу быстрым набегом был захвачен и Инегёль[1]
Османские историографы утверждали, что около 1290 года Алаэддин Кейкубад II (внук того Алаэддина, который по легенде даровал Эртогрулу удж) даровал Осману титул бея с его символом — бунчуком[46]и барабаном[47]. Трудно сказать, было ли это на самом деле[17]. В XVI веке Нишанджы Феридун Ахмед-паша, собравший имеющиеся документы, фирманы и письма султанов в Муншаат ус-Салатин, указал наличие фирмана от Алаэддина Кейкубада III, датированного 1284 годом. Очевидно, что это подделка, поскольку в этот год султаном был Масуд II[48].