Кошерный магазин что это означает
Что такое кошерные и халяльные продукты, и стоит ли за них переплачивать?
За продукты с пометкой «Халяль» или «Кошерное» заплатить придется больше! Разбираемся: оправданы ли лишние траты.
Сразу оговоримся, что тем, кто выбирает такие продукты согласно национальной традиции и для соблюдения религиозных правил сомневаться не приходится. Следование обычаям предков требует готовить из правильных продуктов. Но и тем, кто далек от религии, такие продукты могут быть полезны потому, что они:
Продукты «Кошер»
Кошерные – продукты, разрешенные по правилам и законам иудаизма:
— мясо жвачного животного с раздвоенным копытом, вырезанное строго из передней части туши
— мясо любой птицы, не являющейся хищной
— морская рыба, у которой есть и плавники, и чешуя
— алкогольные напитки, но приготовленные по канонам
Трефная (запрещенная) еда:
— любые продукты и блюда, содержащие в себе кровь
— мясо животных, которые были убиты или умерли от естественных причин
— мясо не жвачных или не имеющих «правильного» копыта животных
— рыба, у которой отсутствуют чешуя или плавники, морепродукты
— продукты из молока и мяса, приготовленные вместе
— содержащие любые искусственные компоненты
Продукты «Халяль»
«Халяльный» — допустимый мусульманскими канонами:
— мясо любых не больных животных, за исключением свиней
— рыба речная или морская
— любые ягоды, овощи или фрукты
— продукты из молока
Все, что не попадает под каноны, называется «харам»:
— мясо животных, умерших своей смертью или погибшие случайно либо забитые не по канону
— мясо хищников: птиц и животных
— продукты, содержащие искусственные или запрещенные канонами добавки
Требования к производству продуктов «Халяль» и «Кошер» похожи:
Использовать можно строго мясо абсолютно здоровых животных.
Никаких антибиотиков или гормонов в процессе выращивания.
Корма – только естественные и натуральные.
Забой – строго по канонам: опытным забойщиком, мгновенно, остро заточенным ножом, с молитвенной формулой.
Из туши должна вытечь вся кровь, внутренние органы осмотрены на предмет скрытых заболеваний.
Различия не существенны. Так, халяль позволяет использовать электроток, ошпаривание птицы и не требует полного удаления оставшейся в туше крови.
Именно поэтому то, что является кошерным, может быть признано и халяльным, но не наоборот.
Конечно, мы упомянули только основные правила. Найти такие продукты на прилавке просто: «Халяль» и «Кошер» имеют так называемые товарные знаки подтверждения. Это могут быть сертификаты Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России или региональных комитетов при духовных управлениях мусульман «Халяль». Сертификат кошерности (эхшер) выдается после того, как раввином будет проверен полный цикл изготовления продукта, и на некоторых этапах этот контроль должен осуществляться постоянно.
При таком жёстком контроле продукты практически гарантированно будут иметь высокое качество, а значит, и завышенная цена в этом случае допустима. Но выбор все равно остается за покупателем.
Россия кошерная: где покупают продукты, что едят и сколько за это платят евреи, живущие в стране
Кашрут — система религиозных еврейских правил, которые касаются в основном употребления пищи. Это одна из самых важных частей жизни для евреев, старающихся придерживаться традиций. Степень соблюдения может быть разной: кто-то просто выбирает формат диеты — отказывается от свинины и других запрещённых видов мяса и морепродуктов, не смешивает мясное с молочным, но при этом ходит в обычные магазины и кафе. Евреи, которые подходят к этому вопросу строже, покупают многие продукты со специальным знаком, подтверждающим кошерность, а также, например, разделяют посуду на мясную и молочную. Аарон и Шоша-Сара рассказали «Цимесу», как начали соблюдать кашрут, насколько это дорого в России, ходят ли они в обычные кафе, а также поделились списком любимых кошерных мест в Москве
— Я начал придерживаться еврейских традиций в 2012 году. За это время степень соблюдения у меня менялась. Сейчас я подхожу к этому вопросу довольно практично: я идентифицирую себя как еврея, который чтит традиции, но не живёт лишь ими.
Сейчас я не готов к кашруту на максималках. Если произойдёт какое-то событие и я пойму, что мне нужно вернуться к более строгому соблюдению, без проблем — такой опыт у меня уже был. Я не сочетаю молочное с мясным, не ем морепродукты и, конечно, свинину, зайцев и подобных живых существ, которые считаются некошерными. Кашрут у меня лайтовый: например, я не считаю курицу мясом, поэтому сочетаю её с молочкой без проблем. Слышал, что в древние времена так и делали, но сейчас, согласно ортодоксальным правилам, курица приравнена к мясу.
В основном я питаюсь рыбой, а мясо стараюсь есть кошерное. Отказаться от морепродуктов мне было тяжело: безумно люблю креветки, омаров, гребешки. Теперь уже, правда, не особо по ним скучаю.
Кухню я не кошеровал, а вот посуду — да. Было много забавных случаев, когда я летал в Израиль, брал с собой посуду и кошеровал её там. Для этого нужно окунуть посуду в водный резервуар для ритуального омовения — микву. Может, это звучит сложновато, но я вижу в этом приключение и какую-то миссию. В Израиле есть миквы именно для посуды. В России же в миквы и люди окунаются, и посуду кошеруют — для меня это не совсем кошерно.
Я ходил и буду ходить в обычные рестораны и кафе, но, когда у меня есть выбор между кошерным рестораном и обычным, я иду в кошерный, потому что прекрасно понимаю разницу не только с точки зрения иудаизма, но и с точки зрения качества.
В кошерных ресторанах гораздо больше внимания уделяется отбору продуктов, тому, как и в каких условиях они приготовлены. Обычно в ресторанах я беру рыбу: суши, сашими, татаки, то есть в более сыром виде. Когда я захожу в итальянское место, беру пасту с рыбой в основном.
Что касается покупки продуктов, то фрукты, овощи и рыбу я беру на рынках или фуд-кортах, часто там не фиксированная цена. Сейчас популярны новомодные рынки, типа Усачёвского и Дорогомиловского, они крытые, чистые. Молочку беру в обычных магазинах, но сыр только бактериальный — без животного фермента. Если в составе сыра есть сычужный фермент, то ты нарушаешь запрет на смешение мяса и молока. Часто покупаю «альтернативное молоко»: либо кокосовое, либо миндальное.
Курицу я покупаю в обычном магазине, а баранину, говядину и вино — в кошерных: «Кошер гурмэ», «Пардес», «Эльйон» или при синагоге на Малой Бронной. Кроме того, у меня есть знакомые, которые работают в кошерных заведениях, с ними всегда можно связаться и заказать доставку «Яндекс.Курьером». Это удобно и не занимает много времени.
Кошерные продукты дороже, но зато меня устраивает качество. Мне важно, чтобы на мясе стоял хабадский кашрут. Хоть я и не ем много мяса, общий ценник всё равно увеличивается. Большая часть расходов уходит на овощи, сыр и рыбу.
Мне кажется, каждому, кто решил соблюдать кашрут, важно понять, зачем он это делает, подходить к этому осознанно, а не просто — «вот так написано, и так надо» Сначала появляется личная мотивация, дальше вы закрепляете её религиозными законами. Так вы действительно почувствуете, что это важная часть вашей жизни.
— Мы с семьёй придерживаемся кашрута «Хабад-Любавич» — это ортодоксальный кашрут, который подразумевает потребление еврейского молока (халав Исраэль), мяса, произведённого под надзором движения «Хабад», и продуктов с экшером — печатью кошерности.
Соблюдать мы начали ещё до переезда в Москву, когда жили в Хабаровске. Достать там кошерное мясо и молоко можно только через раввина, магазинов кошерных нет, и если в Москве даже в обычном супермаркете можно купить кошерный майонез и зефир, то до полок в Хабаровске эти фирмы просто не доезжают.
Сначала муж отказался от некошерного мяса и молока. Он ел макароны «Макфа» с кетчупом Heinz — на этих продуктах стоял экшер, а также рыбные консервы, потому что для рыбы подтверждение кошерности не требуется.
Когда я забеременела, я сказала мужу, что не готова к такой жёсткой диете, и ему пришлось сделать шаг назад. Мы покупали мясо халяль — это лучше, чем ничего. Тщательно проверяли состав продуктов, не покупали сыр с сычужным ферментом (загустителем, который добывается из желудка коровы), чтобы не нарушать закон, который запрещает смешивать мясное с молочным. Вместо него мы выбирали «Ламбер» — с растительными ферментами.
Постепенно соблюдение устрожалось, ребёнок пошёл в религиозный хабадский детский сад, мы познакомились с раввином, стали приходить к нему на шаббатние трапезы, у нас появился доступ к кошерному мясу и молоку, и мы полностью отказались от продуктов из магазина. Покупали у раввина мясо и кошерное молоко «Амка», из него я делала творог и сыр. Сами готовили майонез, хумус. Всё было просто и строго.
Соблюдение кашрута касается не только продуктов, но и посуды, губок для мытья, бытовой техники — в общем, всего, что на кухне. Ещё в Хабаровске мы отсортировали посуду на мясную и молочную, привыкали, что есть два набора и их нельзя путать. Посуда хранилась в разных местах, я мыла её в одной раковине, но разными губками.
Если человек соблюдает кашрут, это не значит, что он не может ходить в обычные кафе и рестораны. В некошерных местах можно пить чай, сок из тетрапака, перелитый в стеклянный стакан. Ничего готового в кафе и ресторанах я, конечно, не ем, но многие, например, берут кофе в обычных кофейнях.
Что касается покупки продуктов в Москве, то я в кошерных магазинах беру вещи, на которых обязательно должен стоять знак кашрута. Мы живём в районе Марьина Роща, где много кошерных магазинов, молочные продукты я покупаю в них, а мясо — в магазине при синагоге на Малой Бронной. Соки, крупы, макароны, соусы — в обычных магазинах, но только определённых фирм. Во время карантина мы заказывали доставку из ресторана «Иерусалим», когда нам хотелось праздника — в этом ресторане самое вкусное мясо и приятные цены.
Два года назад мы тратили 40 тысяч рублей в месяц на продукты, в эту сумму входили и походы в рестораны и кафе, и доставка. Пандемия ударила по карману, и наша продуктовая корзина сократилась. Сейчас мы тратим на продукты примерно 25–30 тысяч рублей в месяц.
В сравнении кошерного и обычного дороже всего выходит мясо. Я закупаю его раз в месяц: на семью из трёх человек — 5000 рублей, в эту же сумму входит немного молочки. Также примерно раз в месяц мы покупаем целую сёмгу, четыре-пять килограммов — 3500 рублей. Едим её каждый Шаббат, делаем суши, иногда варим супчик. На молоко уходит около 2000 рублей в месяц. Остальные деньги из бюджета — овощи, газированные напитки и соки.
Кошерный — значит, качественный?
Конечно, если вы иудей, вы и так всё знаете — этот материал мы посвящаем тем, кто привык использовать слово «кошерно» в месту и не в к месту. Итак, что такое «кошерный продукт», чем он отличается от не кошерного, и стоит ли переплачивать за кошерность? Разбираемся
Конечно, если вы иудей, вы и так всё знаете — этот материал мы посвящаем тем, кто привык использовать слово «кошерно» в месту и не в к месту. Итак, что такое «кошерный продукт», чем он отличается от не кошерного, и стоит ли переплачивать за кошерность? Разбираемся:
«Кошерная» пища — это какая?
Простите, но чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно дать немного теории в области увлекательного религиоведения для самых маленьких. Если совсем коротко, то «кошерная пища» — это разрешенные евреям для употребления в пищу продукты и их сочетания.
«Кошерная» же значит «отвечающая требованиям кашрута» (еврейских законов об употреблении пищи). «Кашрут» — это про пригодность продукта к употреблению. Основные предписания по кашруту можно узнать в Пятикнижии — так называемом Моисеевом Законе — пяти первых книгах канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Пятикнижие образует первую часть еврейского Танаха (Священного Писания) — Тору). Более детальные раввинистические указания включены в Мишне Тора Маймонида, Шулхан Арух Йосефа Каро и в некоторые другие своды законов.
Да, вот так, всё серьезно.
Чем же «кошерная пища» отличается от «не кошерной»?
У кашрута есть свои правила. Например:
— В пищу можно употреблять только тех четвероногих животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта (поэтому евреи, например, не едят свинину — «не кошерно»);
— Из морепродуктов можно употреблять только рыбы с чешуей и плавниками — моллюски и ракообразные под запретом.
— Птицы, запрещенные к употреблению в пищу, все перечислены в Библии.
— Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб также запрещены.
Кроме «списка» кошерных продуктов, существуют также правила, по которым их едят. Например:
— Используемые в пищу животные (четвероногие и птицы) должны быть забиты в соответствии с ритуальными предписаниями специально подготовленным мясником, «шохетом».
— Для удаления крови мясо вымачивают, солят и промывают водой.
— Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами.
В еврейских общинах за соблюдением правил кашрута обычно следит специальный совет, который утверждает шохетов и следит за их работой и следит за тем, чтобы продавцы кошерно мяса работали по специальной лицензии и соблюдали все правила.
Так это что же: свиной шашлык в кефирном маринаде — это не кошерно?
Зачем столько правил? Что они дают?
Напомним, что кашрут — это всё-таки неотъемлемая часть иудаизма как вероисповедания. Поэтому ответ во многом такой: еврейский закон рассматривает кашрут как «хок» — «заповедь, не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога». Все желающие докопаться до сути вопросы и штудирующие в его поисках еврейскую литературу чаще всего наталкиваются на одну и ту же идею: следуй воле Творца — и будет тебе радость и счастье. В конце концов, верующий еврей, даже искренне считающий шашлычок из свинины в маринаде из кефира вкусным и питательным, не ест его только потому, что Творец не велит — а он доверяет воле творца.
Ладно, с верующими понятно. Но есть ли подтверждения, что кошерная пища — лучше?
Как мы уже рассказали выше, кошерная еда производится по строгим правилам кашрута — с таким же строгим соблюдением технологий под таким же строгим наблюдением раввината. Но делает ли всё это её лучше и полезнее не кошерной еды? Ну, помимо того, что еврейские законоучители считают некошерную пищу «духовно бедной» и уводящей ваше собственную духовность в минус.
Поэтому поиграем в нашу любимую игру «ожидание-реальность» и посмотрим, и узнаем, правда ли кошерные продукты лучше. Итак:
Ожидание : Кошерная птица и мясо безопаснее некошерных альтернатив из-за процесса соления, который используют для удаления крови из плоти; благодаря этому на мясе не остается таких болезнетворных бактерий, как сальмонелла.
Реальность: Соль действительно обладает некоторыми антибактериальными свойствами. И кошерная соль, которая используется при обработке кошерной домашней птицы и мяса, имеет больший размер зерна по сравнению с обычной поваренной солью, поэтому соль остается на поверхности туши дольше. Исследование, проведенное в 2012 году Ассоциацией Птицеводства, показало, что соление значительно снижает уровень микробов в мясе. В более раннем исследовании, опубликованном в журнале «Безопасность пищевых продуктов» в 2008 году, ученые установили, что соление туши перед ее промыванием значительно уменьшает количество сальмонеллы, в отличие от одного только промывания (что говорит о том, что соль ослабляет «сцепление» бактерий с мясом, благодаря чему его легче промыть). Но соление — не то же самое, что и стерилизация. Вы все равно должны обрабатывать кошерное мясо так же тщательно, как и любое другое мясо. И да: соль увеличивает содержание натрия.
Ожидание: Кошерные продукты безопаснее, потому что их качестве тщательно проверяется.
Реальность : Кошерные инспектора могут посещать заводы без предупреждения; они следят за тем, чтобы на производствах не нарушались законы Кашрута, и чтобы продукты, предназначенные для людей с разными запросами питания, маркировались — например, «parve» или «pareve» означает, что продукт не содержит ни мяса, ни молочных продуктов — это подходит для людей с тяжелой аллергией или непереносимость лактозы, а также для вегетарианцев. Они также могут проверять животных на наличие признаков болезни, однако инспектора не проводят никаких специальных тестов, чтобы подтвердить безопасность пищи.
Есть еще одна проблема: многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств — таких, как Главный раввинат Израиля, или крупных организаций, как «Ортодокс Юнион», — а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина.
Ожиадние: Кошерность говядины уменьшает риск заразиться коровьим бешенством.
Реальность : Методы кошерной убоя запрещают использование оглушающего пистолета — что предотвращает проникновение ткани головного мозга (где сосредоточено большинство прионов — инфекционного агента коровьего бешенства) на другие части животного, что в свою очередь могло бы вызвать развитие человеческой формы этого заболевания. Но в США, например, не было ни одного зарегистрированного случая заражения бешенством через говядину, а Министерство сельского хозяйства помогает гарантировать, что мясо, поступающее в продажу, получено от здоровых коров и совершенно безопасно.
Так что же, можно не переплачивать за кошерность?
Если вы не иудей — нет. Зачем? Кошерность не добавляет продукту ореола святости: в кошерной сдобной булочке ровно столько же сахара и калорий, сколько и в обычной. Стейк из кошерной говядины не будет более питательным просто потому, что он кошерный. В кошерным продуктах столько же жиров, углеводов и белков, сколько и в обычных. И «кошерный» не становится автоматически «органическим», если на нём нет специального ярлыка, извещающего покупателя о натуральности продукта.
Если животное было забито по кошерным технологиям — это не значит, что оно с радостью превратилось в стейк. Хотя евреи стараются заботиться о благополучии выращиваемого скота, иногда животных все же могут содержать в фабричных условиях очень ограниченного пространства и без свободного выгула.
В общем, подводя итог: значок кашрута еще не говорит о качестве продукта. Он говорит о том, что если вы иудей, вы можете включить этот продукт в свой рацион без ущерба своей духовности. А в целом, правила обращения с кошерной еды точно такие же, как и с не кошерной: храните готовую пищу отдельно от сырой, готовьте мясо при правильной температуре и т.д. Выбирайте полезные, богатые полезными веществами продукты — и тогда совсем неважно, кошерные они или нет (пока вы не носите звезду Давида. конечно).
Хотите убедиться, что товар кошерный? Используйте приложение Rate&Goods: благодаря нашему партнерству с Департаментом Кашрута, при сканировании штрихкода на карточке товара вы увидите значок кашрута!
7 магазинов с кошерными продуктами в Москве Кошерное мясо, молоко, хумус, макароны, хлеб, вино и колбаса — The Village oбо всех возможностях купить кошерные продукты в Москве
The Village уже не первый месяц, помимо регулярных рубрик и материалов на горячие темы, практикует выпуск пачек тематических статей. Неделя ограничений, неделя «Дешёвой Москвы», неделя всей России и даже «Злой Москвы». В разделе «Еда» мы тоже решили ввести регулярные тематические недели. Так вышло — и здесь нет особенной причины, просто всё сложилось, — что первой будет «Кошерная Москва».
Кошерные места в Москве устроены по принципу географической близости к другим объектам, связанным с еврейской культурой: синагогам, музеям. Например, на севере Москвы, в так называемом еврейском треугольнике, около Еврейского музея и центра толерантности, находятся сразу три кошерных гастронома. Даша Веденяпина, выпускница Центра библеистики и иудаики РГГУ, исследователь культуры ашкеназов и участник этнографических экспедиций, побывала в них, а также выяснила, где ещё в Москве можно купить кошерные продукты.
«Пардес»
Самый большой кошерный гастроном
Время работы: вс.-чт. 09:00−21:00, пт. 09:00 — за два часа до захода солнца, сб. — выходной
Здесь можно купить всё: от бытовой химии до вина и от мороженого до баранины. Широкий ассортимент мяса, разные виды фарша. Мясо продаётся как замороженным, так и охлаждённым. Это, пожалуй, основное и очень весомое преимущество «Пардеса» перед другими магазинами, торгующими кошерным мясом. Дело в том, что «Пардес» закупает мясо и у израильских поставщиков, и у кошерного цеха «Эльйон» (Раменский комбинат). Колбасы, сосиски и прочие готовые мясные продукты здесь очень высокого качества.
Молочные продукты представлены в основном линией «Тевье-молочник», хорошо зарекомендовавшей себя и на широком рынке. Также здесь можно найти десятки видов хумуса, тхины, прочих традиционных еврейских закусок, соусов, варенья и сладостей. Винный отдел, безусловно, представляет интерес для понимающего покупателя: здесь много качественного кошерного вина, а также водки и других крепких напитков.
В «Пардесе» работает небольшое мясное и молочное кафе. В мясное стоит идти за двумя видами бургеров: шломбургером и шмульбургером. Оба представляют собой булку с салатом, хумусом и куском мяса, но один шмульбургер равен двум шломбургерам. В молочном кафе, что находится сразу на входе в супермаркет, готовят молочные коктейли, кофе и соки, продают булочки.
«Шефа тов»
Мини-маркет в здании «Пардеса»
Время работы:
вс.-пт. 08:00−22:00
Для мини-маркета вполне серьёзный ассортимент: замороженное мясо, колбасы, молочные продукты, бакалея, консервация, полуфабрикаты. Ставка сделана на более низкие цены и российскую и белорусскую кошерную продукцию. Цены ниже, чем в «Пардесе», в среднем на 10 %. Здесь также готовят шаурму и пекут пирожки.
«Эльйон»
Заводской магазин кошерного
завода «Эльйон» Раменского мясокомбината
Адрес:
Октябрьская, 18
+7 (919) 770−67−70
Это единственный кошерный завод в России. Вкусовые качества мяса сохраняются благодаря специфической разделке, при которой учитывается анатомическое строение животного. Мясо отделяется от кости без нарушения его естественной структуры.
Несмотря на то что магазин заводской, цены здесь такие же, как в «Пардесе», но ассортимент мясных продуктов шире. Здесь также можно купить и молочные продукты, и кое-что из консервов, круп и напитков, но выбор очень скромный.
Продуктовая лавка
в Московской хоральной синагоге
Здесь, пожалуй, стоит сделать небольшое отступление и сказать пару слов об основных течениях еврейской мысли за последние три века. Это имеет непосредственное отношение к нашему исследованию. Дело в том, что магазины, заводы и цеха, о которых мы говорили в начале материала, принадлежат направлению Хабад, одному из течений хасидизма. Это люди, довольно строго придерживающиеся религиозных предписаний, однако основная идея Хабада — в отношении его последователей — помочь светскому человеку плавно прийти к религиозному образу жизни, беря на себя ровно столько обязательств, сколько он сможет исполнить на данном этапе. В интересующем нас аспекте это означает, что, где бы ни поселились хабадники, они стараются максимально решить практические вопросы для своих последователей, то есть снабдить их необходимым для комфортной жизни.
Московская же хоральная синагога принадлежит другому направлению иудаизма: литовскому. Литваки, пожалуй, самая консервативная ветвь иудаизма из существующих в Москве. В лавочке на Китай-городе вы не найдёте того разнообразия, которое можно наблюдать в кошерных гастрономах Хабада. Цены здесь в целом выше, ассортимент небольшой: немного колбасы, молоко и сливки «Тевье-молочник», чай, кофе, снэки, несколько сортов вина.
Работает лавка нерегулярно (автор ждал сорок минут у закрытой двери. — Прим. ред.), ориентируясь скорее на прихожан синагоги и, соответственно, время до и после молитвы, чем на возможных покупателей «с улицы». Любопытно однако, что в Хоральной синагоге шойхет (резник) режет кур, их ощипывают и продают здесь же, в подвале. Вот уж куда натуральнее.
Синагога на Большой Бронной
Адрес:
Б. Бронная, 6
+7 (495) 695−73−89
Это синагога хабадников-машихистов, ответвление Хабада, последователи которого считают раби Менахема-Мендла Шнеерсона (последнего Любавичского ребе) мессией. У них собственная шхита (ритуальный забой скота), во время которой произносится так называемое «благословение на Ребе», что делает это мясо непригодным для литваков, которые вообще не считают машихистов иудеями.
Общины Хабада, напротив, заказывают мясо у машихистов, так как оно высокого качества, а ассортимент регулярно пополняется. Сейчас в него входят несколько видов варёной колбасы, варёно-копчёная колбаса, копчёная говядина, курятина и индюшатина. Отдельный цех занимается изготовлением полуфабрикатов, среди которых блинчики, чебуреки, хинкали, купаты, долма, люля-кебаб, «Котлеты по-домашнему». Всё это можно заказать по телефону или по электронной почте и забрать в синагоге.
Gizunt.ru
Так называемый cash & carry:
оптовый склад кошерных продуктов
Адрес:
Стахановская ул., 6
+7 (495) 544−59−40
+7 (926) 215−17−02
Очень хорошая бакалея: широкий выбор круп, готовых завтраков, мука разного помола, выпечка, консервированные овощи и, конечно, разнообразие израильских классических закусок: хумус, тхина, схуг, матбуха, перечная паста и так далее. В основном импорт из Израиля. Две-три марки-производителя молока и сыра из Беларуси. Мясного отдела нет. Бесплатная доставка в любую точку Москвы и Московской области при заказе от 7 тысяч рублей.
SuperKosher4u.ru
Оптовый склад: полуфабрикаты, снэки,
консервация и бакалея
Неспециальные места, где можно
встретить кошерные продукты
Районные еврейские общины. В Москве 15 еврейских общин. Многие еврейские районные общины каждую субботу продают хлеб (халы и другую выпечку), а на Песах — мацу. Адреса районных общин: Feor.ru.
Пекарни «Волконский»
Во всех магазинах сети есть кошерный хлеб. Наиболее широкую линейку предлагают по трём адресам: Маросейка, 4; Большая Садовая, 2; Кутузовский проспект, 36, строение 10. При входе в пекарню висит стенд с разными документами, в том числе с информацией от Раввинского суда Москвы, где перечислены кошерные виды хлеба.
Продукция под маркой
«Тевье-молочник»
Можно встретить во многих неспециальных супермаркетах, однако, если вы соблюдаете кашрут, проверьте, стоит ли на упаковке значок «Экшер», ведь под этой маркой выпускаются как кошерные, так и некошерные наименования.
Мясная продукция завода «Эльйон»
Можно купить в супермаркетах сети «Ашан», «Зелёный перекрёсток», «Глобус гурмэ», «Азбука вкуса», «О’кей», а также в интернет-магазине «Утконос».
Shamir Salads
Во всех супермаркетах премиум-класса продаётся марка Shamir Salads, выпускающая хумус, баклажаны, паштет, тхину, нут и другие традиционные израильские закуски.
Некоторые марки получают сертификацию и становятся кошерными. Так, вся продукция «Макфа» кошерна, некоторая продукция хлебозавода «Пролетарий» также считается кошерной.
У кошерности есть несколько стадий «устрожения»: молочные продукты разделяются на несколько подвидов. Считается, что если поблизости нет хлеба, сделанного руками евреев, то можно есть нееврейский хлеб, но только заводского производства. То же касается и молока. Во всех кошерных магазинах наряду с продуктами, прошедшими авторизацию раввина, стоят самые обычные продукты из супермаркетов. Как это может быть? Дело в том, что продукты делятся на мясные, молочные (они бывают кошерными или некошерными) и парве, или нейтральные. К таким продуктам относят яйца, любые крупы, овощи и фрукты. Их можно покупать в любом магазине. Водка также считается парве, если при её производстве не использовалось молоко.
В заключение стоит сказать, что кашрут — это, разумеется, стиль жизни, требующий очень много внимания к тому, что ты ешь, но в иудаизме считается, что человек должен сам выбрать себе ту «меру устрожения» своего питания, к которой он готов на данном этапе своего духовного пути.