Кошерный магазин что это
Россия кошерная: где покупают продукты, что едят и сколько за это платят евреи, живущие в стране
Кашрут — система религиозных еврейских правил, которые касаются в основном употребления пищи. Это одна из самых важных частей жизни для евреев, старающихся придерживаться традиций. Степень соблюдения может быть разной: кто-то просто выбирает формат диеты — отказывается от свинины и других запрещённых видов мяса и морепродуктов, не смешивает мясное с молочным, но при этом ходит в обычные магазины и кафе. Евреи, которые подходят к этому вопросу строже, покупают многие продукты со специальным знаком, подтверждающим кошерность, а также, например, разделяют посуду на мясную и молочную. Аарон и Шоша-Сара рассказали «Цимесу», как начали соблюдать кашрут, насколько это дорого в России, ходят ли они в обычные кафе, а также поделились списком любимых кошерных мест в Москве
— Я начал придерживаться еврейских традиций в 2012 году. За это время степень соблюдения у меня менялась. Сейчас я подхожу к этому вопросу довольно практично: я идентифицирую себя как еврея, который чтит традиции, но не живёт лишь ими.
Сейчас я не готов к кашруту на максималках. Если произойдёт какое-то событие и я пойму, что мне нужно вернуться к более строгому соблюдению, без проблем — такой опыт у меня уже был. Я не сочетаю молочное с мясным, не ем морепродукты и, конечно, свинину, зайцев и подобных живых существ, которые считаются некошерными. Кашрут у меня лайтовый: например, я не считаю курицу мясом, поэтому сочетаю её с молочкой без проблем. Слышал, что в древние времена так и делали, но сейчас, согласно ортодоксальным правилам, курица приравнена к мясу.
В основном я питаюсь рыбой, а мясо стараюсь есть кошерное. Отказаться от морепродуктов мне было тяжело: безумно люблю креветки, омаров, гребешки. Теперь уже, правда, не особо по ним скучаю.
Кухню я не кошеровал, а вот посуду — да. Было много забавных случаев, когда я летал в Израиль, брал с собой посуду и кошеровал её там. Для этого нужно окунуть посуду в водный резервуар для ритуального омовения — микву. Может, это звучит сложновато, но я вижу в этом приключение и какую-то миссию. В Израиле есть миквы именно для посуды. В России же в миквы и люди окунаются, и посуду кошеруют — для меня это не совсем кошерно.
Я ходил и буду ходить в обычные рестораны и кафе, но, когда у меня есть выбор между кошерным рестораном и обычным, я иду в кошерный, потому что прекрасно понимаю разницу не только с точки зрения иудаизма, но и с точки зрения качества.
В кошерных ресторанах гораздо больше внимания уделяется отбору продуктов, тому, как и в каких условиях они приготовлены. Обычно в ресторанах я беру рыбу: суши, сашими, татаки, то есть в более сыром виде. Когда я захожу в итальянское место, беру пасту с рыбой в основном.
Что касается покупки продуктов, то фрукты, овощи и рыбу я беру на рынках или фуд-кортах, часто там не фиксированная цена. Сейчас популярны новомодные рынки, типа Усачёвского и Дорогомиловского, они крытые, чистые. Молочку беру в обычных магазинах, но сыр только бактериальный — без животного фермента. Если в составе сыра есть сычужный фермент, то ты нарушаешь запрет на смешение мяса и молока. Часто покупаю «альтернативное молоко»: либо кокосовое, либо миндальное.
Курицу я покупаю в обычном магазине, а баранину, говядину и вино — в кошерных: «Кошер гурмэ», «Пардес», «Эльйон» или при синагоге на Малой Бронной. Кроме того, у меня есть знакомые, которые работают в кошерных заведениях, с ними всегда можно связаться и заказать доставку «Яндекс.Курьером». Это удобно и не занимает много времени.
Кошерные продукты дороже, но зато меня устраивает качество. Мне важно, чтобы на мясе стоял хабадский кашрут. Хоть я и не ем много мяса, общий ценник всё равно увеличивается. Большая часть расходов уходит на овощи, сыр и рыбу.
Мне кажется, каждому, кто решил соблюдать кашрут, важно понять, зачем он это делает, подходить к этому осознанно, а не просто — «вот так написано, и так надо» Сначала появляется личная мотивация, дальше вы закрепляете её религиозными законами. Так вы действительно почувствуете, что это важная часть вашей жизни.
— Мы с семьёй придерживаемся кашрута «Хабад-Любавич» — это ортодоксальный кашрут, который подразумевает потребление еврейского молока (халав Исраэль), мяса, произведённого под надзором движения «Хабад», и продуктов с экшером — печатью кошерности.
Соблюдать мы начали ещё до переезда в Москву, когда жили в Хабаровске. Достать там кошерное мясо и молоко можно только через раввина, магазинов кошерных нет, и если в Москве даже в обычном супермаркете можно купить кошерный майонез и зефир, то до полок в Хабаровске эти фирмы просто не доезжают.
Сначала муж отказался от некошерного мяса и молока. Он ел макароны «Макфа» с кетчупом Heinz — на этих продуктах стоял экшер, а также рыбные консервы, потому что для рыбы подтверждение кошерности не требуется.
Когда я забеременела, я сказала мужу, что не готова к такой жёсткой диете, и ему пришлось сделать шаг назад. Мы покупали мясо халяль — это лучше, чем ничего. Тщательно проверяли состав продуктов, не покупали сыр с сычужным ферментом (загустителем, который добывается из желудка коровы), чтобы не нарушать закон, который запрещает смешивать мясное с молочным. Вместо него мы выбирали «Ламбер» — с растительными ферментами.
Постепенно соблюдение устрожалось, ребёнок пошёл в религиозный хабадский детский сад, мы познакомились с раввином, стали приходить к нему на шаббатние трапезы, у нас появился доступ к кошерному мясу и молоку, и мы полностью отказались от продуктов из магазина. Покупали у раввина мясо и кошерное молоко «Амка», из него я делала творог и сыр. Сами готовили майонез, хумус. Всё было просто и строго.
Соблюдение кашрута касается не только продуктов, но и посуды, губок для мытья, бытовой техники — в общем, всего, что на кухне. Ещё в Хабаровске мы отсортировали посуду на мясную и молочную, привыкали, что есть два набора и их нельзя путать. Посуда хранилась в разных местах, я мыла её в одной раковине, но разными губками.
Если человек соблюдает кашрут, это не значит, что он не может ходить в обычные кафе и рестораны. В некошерных местах можно пить чай, сок из тетрапака, перелитый в стеклянный стакан. Ничего готового в кафе и ресторанах я, конечно, не ем, но многие, например, берут кофе в обычных кофейнях.
Что касается покупки продуктов в Москве, то я в кошерных магазинах беру вещи, на которых обязательно должен стоять знак кашрута. Мы живём в районе Марьина Роща, где много кошерных магазинов, молочные продукты я покупаю в них, а мясо — в магазине при синагоге на Малой Бронной. Соки, крупы, макароны, соусы — в обычных магазинах, но только определённых фирм. Во время карантина мы заказывали доставку из ресторана «Иерусалим», когда нам хотелось праздника — в этом ресторане самое вкусное мясо и приятные цены.
Два года назад мы тратили 40 тысяч рублей в месяц на продукты, в эту сумму входили и походы в рестораны и кафе, и доставка. Пандемия ударила по карману, и наша продуктовая корзина сократилась. Сейчас мы тратим на продукты примерно 25–30 тысяч рублей в месяц.
В сравнении кошерного и обычного дороже всего выходит мясо. Я закупаю его раз в месяц: на семью из трёх человек — 5000 рублей, в эту же сумму входит немного молочки. Также примерно раз в месяц мы покупаем целую сёмгу, четыре-пять килограммов — 3500 рублей. Едим её каждый Шаббат, делаем суши, иногда варим супчик. На молоко уходит около 2000 рублей в месяц. Остальные деньги из бюджета — овощи, газированные напитки и соки.
Что такое кошерные и халяльные продукты, и стоит ли за них переплачивать?
За продукты с пометкой «Халяль» или «Кошерное» заплатить придется больше! Разбираемся: оправданы ли лишние траты.
Сразу оговоримся, что тем, кто выбирает такие продукты согласно национальной традиции и для соблюдения религиозных правил сомневаться не приходится. Следование обычаям предков требует готовить из правильных продуктов. Но и тем, кто далек от религии, такие продукты могут быть полезны потому, что они:
Продукты «Кошер»
Кошерные – продукты, разрешенные по правилам и законам иудаизма:
— мясо жвачного животного с раздвоенным копытом, вырезанное строго из передней части туши
— мясо любой птицы, не являющейся хищной
— морская рыба, у которой есть и плавники, и чешуя
— алкогольные напитки, но приготовленные по канонам
Трефная (запрещенная) еда:
— любые продукты и блюда, содержащие в себе кровь
— мясо животных, которые были убиты или умерли от естественных причин
— мясо не жвачных или не имеющих «правильного» копыта животных
— рыба, у которой отсутствуют чешуя или плавники, морепродукты
— продукты из молока и мяса, приготовленные вместе
— содержащие любые искусственные компоненты
Продукты «Халяль»
«Халяльный» — допустимый мусульманскими канонами:
— мясо любых не больных животных, за исключением свиней
— рыба речная или морская
— любые ягоды, овощи или фрукты
— продукты из молока
Все, что не попадает под каноны, называется «харам»:
— мясо животных, умерших своей смертью или погибшие случайно либо забитые не по канону
— мясо хищников: птиц и животных
— продукты, содержащие искусственные или запрещенные канонами добавки
Требования к производству продуктов «Халяль» и «Кошер» похожи:
Использовать можно строго мясо абсолютно здоровых животных.
Никаких антибиотиков или гормонов в процессе выращивания.
Корма – только естественные и натуральные.
Забой – строго по канонам: опытным забойщиком, мгновенно, остро заточенным ножом, с молитвенной формулой.
Из туши должна вытечь вся кровь, внутренние органы осмотрены на предмет скрытых заболеваний.
Различия не существенны. Так, халяль позволяет использовать электроток, ошпаривание птицы и не требует полного удаления оставшейся в туше крови.
Именно поэтому то, что является кошерным, может быть признано и халяльным, но не наоборот.
Конечно, мы упомянули только основные правила. Найти такие продукты на прилавке просто: «Халяль» и «Кошер» имеют так называемые товарные знаки подтверждения. Это могут быть сертификаты Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России или региональных комитетов при духовных управлениях мусульман «Халяль». Сертификат кошерности (эхшер) выдается после того, как раввином будет проверен полный цикл изготовления продукта, и на некоторых этапах этот контроль должен осуществляться постоянно.
При таком жёстком контроле продукты практически гарантированно будут иметь высокое качество, а значит, и завышенная цена в этом случае допустима. Но выбор все равно остается за покупателем.
7 магазинов с кошерными продуктами в Москве Кошерное мясо, молоко, хумус, макароны, хлеб, вино и колбаса — The Village oбо всех возможностях купить кошерные продукты в Москве
The Village уже не первый месяц, помимо регулярных рубрик и материалов на горячие темы, практикует выпуск пачек тематических статей. Неделя ограничений, неделя «Дешёвой Москвы», неделя всей России и даже «Злой Москвы». В разделе «Еда» мы тоже решили ввести регулярные тематические недели. Так вышло — и здесь нет особенной причины, просто всё сложилось, — что первой будет «Кошерная Москва».
Кошерные места в Москве устроены по принципу географической близости к другим объектам, связанным с еврейской культурой: синагогам, музеям. Например, на севере Москвы, в так называемом еврейском треугольнике, около Еврейского музея и центра толерантности, находятся сразу три кошерных гастронома. Даша Веденяпина, выпускница Центра библеистики и иудаики РГГУ, исследователь культуры ашкеназов и участник этнографических экспедиций, побывала в них, а также выяснила, где ещё в Москве можно купить кошерные продукты.
«Пардес»
Самый большой кошерный гастроном
Время работы: вс.-чт. 09:00−21:00, пт. 09:00 — за два часа до захода солнца, сб. — выходной
Здесь можно купить всё: от бытовой химии до вина и от мороженого до баранины. Широкий ассортимент мяса, разные виды фарша. Мясо продаётся как замороженным, так и охлаждённым. Это, пожалуй, основное и очень весомое преимущество «Пардеса» перед другими магазинами, торгующими кошерным мясом. Дело в том, что «Пардес» закупает мясо и у израильских поставщиков, и у кошерного цеха «Эльйон» (Раменский комбинат). Колбасы, сосиски и прочие готовые мясные продукты здесь очень высокого качества.
Молочные продукты представлены в основном линией «Тевье-молочник», хорошо зарекомендовавшей себя и на широком рынке. Также здесь можно найти десятки видов хумуса, тхины, прочих традиционных еврейских закусок, соусов, варенья и сладостей. Винный отдел, безусловно, представляет интерес для понимающего покупателя: здесь много качественного кошерного вина, а также водки и других крепких напитков.
В «Пардесе» работает небольшое мясное и молочное кафе. В мясное стоит идти за двумя видами бургеров: шломбургером и шмульбургером. Оба представляют собой булку с салатом, хумусом и куском мяса, но один шмульбургер равен двум шломбургерам. В молочном кафе, что находится сразу на входе в супермаркет, готовят молочные коктейли, кофе и соки, продают булочки.
«Шефа тов»
Мини-маркет в здании «Пардеса»
Время работы:
вс.-пт. 08:00−22:00
Для мини-маркета вполне серьёзный ассортимент: замороженное мясо, колбасы, молочные продукты, бакалея, консервация, полуфабрикаты. Ставка сделана на более низкие цены и российскую и белорусскую кошерную продукцию. Цены ниже, чем в «Пардесе», в среднем на 10 %. Здесь также готовят шаурму и пекут пирожки.
«Эльйон»
Заводской магазин кошерного
завода «Эльйон» Раменского мясокомбината
Адрес:
Октябрьская, 18
+7 (919) 770−67−70
Это единственный кошерный завод в России. Вкусовые качества мяса сохраняются благодаря специфической разделке, при которой учитывается анатомическое строение животного. Мясо отделяется от кости без нарушения его естественной структуры.
Несмотря на то что магазин заводской, цены здесь такие же, как в «Пардесе», но ассортимент мясных продуктов шире. Здесь также можно купить и молочные продукты, и кое-что из консервов, круп и напитков, но выбор очень скромный.
Продуктовая лавка
в Московской хоральной синагоге
Здесь, пожалуй, стоит сделать небольшое отступление и сказать пару слов об основных течениях еврейской мысли за последние три века. Это имеет непосредственное отношение к нашему исследованию. Дело в том, что магазины, заводы и цеха, о которых мы говорили в начале материала, принадлежат направлению Хабад, одному из течений хасидизма. Это люди, довольно строго придерживающиеся религиозных предписаний, однако основная идея Хабада — в отношении его последователей — помочь светскому человеку плавно прийти к религиозному образу жизни, беря на себя ровно столько обязательств, сколько он сможет исполнить на данном этапе. В интересующем нас аспекте это означает, что, где бы ни поселились хабадники, они стараются максимально решить практические вопросы для своих последователей, то есть снабдить их необходимым для комфортной жизни.
Московская же хоральная синагога принадлежит другому направлению иудаизма: литовскому. Литваки, пожалуй, самая консервативная ветвь иудаизма из существующих в Москве. В лавочке на Китай-городе вы не найдёте того разнообразия, которое можно наблюдать в кошерных гастрономах Хабада. Цены здесь в целом выше, ассортимент небольшой: немного колбасы, молоко и сливки «Тевье-молочник», чай, кофе, снэки, несколько сортов вина.
Работает лавка нерегулярно (автор ждал сорок минут у закрытой двери. — Прим. ред.), ориентируясь скорее на прихожан синагоги и, соответственно, время до и после молитвы, чем на возможных покупателей «с улицы». Любопытно однако, что в Хоральной синагоге шойхет (резник) режет кур, их ощипывают и продают здесь же, в подвале. Вот уж куда натуральнее.
Синагога на Большой Бронной
Адрес:
Б. Бронная, 6
+7 (495) 695−73−89
Это синагога хабадников-машихистов, ответвление Хабада, последователи которого считают раби Менахема-Мендла Шнеерсона (последнего Любавичского ребе) мессией. У них собственная шхита (ритуальный забой скота), во время которой произносится так называемое «благословение на Ребе», что делает это мясо непригодным для литваков, которые вообще не считают машихистов иудеями.
Общины Хабада, напротив, заказывают мясо у машихистов, так как оно высокого качества, а ассортимент регулярно пополняется. Сейчас в него входят несколько видов варёной колбасы, варёно-копчёная колбаса, копчёная говядина, курятина и индюшатина. Отдельный цех занимается изготовлением полуфабрикатов, среди которых блинчики, чебуреки, хинкали, купаты, долма, люля-кебаб, «Котлеты по-домашнему». Всё это можно заказать по телефону или по электронной почте и забрать в синагоге.
Gizunt.ru
Так называемый cash & carry:
оптовый склад кошерных продуктов
Адрес:
Стахановская ул., 6
+7 (495) 544−59−40
+7 (926) 215−17−02
Очень хорошая бакалея: широкий выбор круп, готовых завтраков, мука разного помола, выпечка, консервированные овощи и, конечно, разнообразие израильских классических закусок: хумус, тхина, схуг, матбуха, перечная паста и так далее. В основном импорт из Израиля. Две-три марки-производителя молока и сыра из Беларуси. Мясного отдела нет. Бесплатная доставка в любую точку Москвы и Московской области при заказе от 7 тысяч рублей.
SuperKosher4u.ru
Оптовый склад: полуфабрикаты, снэки,
консервация и бакалея
Неспециальные места, где можно
встретить кошерные продукты
Районные еврейские общины. В Москве 15 еврейских общин. Многие еврейские районные общины каждую субботу продают хлеб (халы и другую выпечку), а на Песах — мацу. Адреса районных общин: Feor.ru.
Пекарни «Волконский»
Во всех магазинах сети есть кошерный хлеб. Наиболее широкую линейку предлагают по трём адресам: Маросейка, 4; Большая Садовая, 2; Кутузовский проспект, 36, строение 10. При входе в пекарню висит стенд с разными документами, в том числе с информацией от Раввинского суда Москвы, где перечислены кошерные виды хлеба.
Продукция под маркой
«Тевье-молочник»
Можно встретить во многих неспециальных супермаркетах, однако, если вы соблюдаете кашрут, проверьте, стоит ли на упаковке значок «Экшер», ведь под этой маркой выпускаются как кошерные, так и некошерные наименования.
Мясная продукция завода «Эльйон»
Можно купить в супермаркетах сети «Ашан», «Зелёный перекрёсток», «Глобус гурмэ», «Азбука вкуса», «О’кей», а также в интернет-магазине «Утконос».
Shamir Salads
Во всех супермаркетах премиум-класса продаётся марка Shamir Salads, выпускающая хумус, баклажаны, паштет, тхину, нут и другие традиционные израильские закуски.
Некоторые марки получают сертификацию и становятся кошерными. Так, вся продукция «Макфа» кошерна, некоторая продукция хлебозавода «Пролетарий» также считается кошерной.
У кошерности есть несколько стадий «устрожения»: молочные продукты разделяются на несколько подвидов. Считается, что если поблизости нет хлеба, сделанного руками евреев, то можно есть нееврейский хлеб, но только заводского производства. То же касается и молока. Во всех кошерных магазинах наряду с продуктами, прошедшими авторизацию раввина, стоят самые обычные продукты из супермаркетов. Как это может быть? Дело в том, что продукты делятся на мясные, молочные (они бывают кошерными или некошерными) и парве, или нейтральные. К таким продуктам относят яйца, любые крупы, овощи и фрукты. Их можно покупать в любом магазине. Водка также считается парве, если при её производстве не использовалось молоко.
В заключение стоит сказать, что кашрут — это, разумеется, стиль жизни, требующий очень много внимания к тому, что ты ешь, но в иудаизме считается, что человек должен сам выбрать себе ту «меру устрожения» своего питания, к которой он готов на данном этапе своего духовного пути.
Кошерно есть не запретишь
Содержание
Кашрут – это система правил, определяющих соответствие требованиям свода еврейских законов Галахи. Кошерными могут быть не только продукты, но и одежда или поступки. Однако чаще всего это слово употребляется применительно к пище. Кошерная еда – та, что приготовлена из продуктов, дозволенных законами иудаизма, по правилам, изложенным в Галахе. Не соответствующая сложному религиозному регламенту пища называется трефной и запрещена для употребления иудеями. Так что же разрешено и запрещено кашрутом?
Иудеям можно есть только мясо жвачных парнокопытных. Поэтому запрещено мясо свиньи – она не жвачное животное, и верблюда – он не парнокопытный. Молоко «нечистых» животных тоже под запретом.
Запрещены хищные, болотные и водоплавающие птицы, кроме гуся и утки. Этим перечень трефных пернатых не ограничивается, но даже в Талмуде нет исчерпывающего списка «запрещенки». Иудейским кулинарам приходится ориентироваться на дополнительные признаки кошерности, описанные в Галахе.
Яйца трефных птиц также запрещены. Но определение «чистых» пород – не самая большая проблема. Нельзя есть яйца, в которых началось развитие плода. Достаточно капли крови на желтке, чтобы яйцо стало «нечистым». Кошерным фабрикам приходится соблюдать условия хранения, которые исключают созревание плода.
Кошерная рыба – та, которая с плавниками и чешуей. Икра таких рыб также дозволена. Поэтому евреям можно есть лосося и красную икру, а осетровых и черную икру – нельзя.
Все прочие обитатели морей и рек запрещены – кошерных омаров или кальмаров не бывает.
Насекомые – трефные, кроме некоторых видов саранчи. Еврейским учителям нелегко было обосновать дозволенность меда – ведь его производят насекомые, но все же получилось.
Удобно с растительной пищей – можно есть практически все. Любые овощи и фрукты – от яблок до зелени – нужно тщательно проверять на отсутствие червей и личинок насекомых.
Относительно ГМО. С точки зрения кашрута ГМО-продукция является дозволенной, однако особо оговаривается, что среди иудейских ученых ведутся споры относительно использования гена свиньи, отмечается, что «в таком случае продукт будет некошерным».
Мясо – налево, молоко – направо
Сортировка продуктов на кошерные и трефные – не предел. Кошерные в свою очередь делятся на:
бсари – мясное и все, что содержит элементы мяса;
халави – молочное и его компоненты;
Смешивать бсари и халави категорически запрещено даже в желудке. Для иудея «молочная колбаса» – смешное словосочетание. Парве можно смешивать с мясом либо молоком. Но и тут не все просто. Рыба хотя и парве, но ее нельзя смешивать с мясом. Если нейтральный продукт побывал в посуде, оборудовании или в руках человека, недостаточно очищенных после контакта с мясом или молоком, пища автоматически превращается в мясную или молочную, и на нее начинают распространяться соответствующие правила смешивания с другими продуктами.
Поставить на поток?
Стандарты кошерного производства:
Строгая изоляция от всего трефного – продуктов, оборудования, тары.
Разделение мяса и молока.
Убой скота считается ритуалом и производится специально обученным резником – шохетом, причем по технологии кашрута забой и разделка должны проводиться вручную.
Птицу тоже нужно ощипывать вручную (при снятии пера используют технологию низкотемпературного ошпаривания).
Если халяль предписывает оценивать здоровье скота и птиц только до забоя, то кашрут велит осматривать птицу и скот как до, так и после него. После убоя птицы и скота шохет проводит особый контроль внутренних органов, чтобы проверить насколько они здоровы. Если что-то не так – все животное (или птица) бракуется.
Все это влияет на себестоимость продуктов, поэтому кошерное мясо дороже халяльного и намного дороже того, которое продают на рынках и в магазинах.
Чуть менее хлопотное дело – производство молока. По законам, еврей лично должен убедиться в кошерности молока, которое пьет. Сегодня эта задача делегирована религиозным супервайзерам – машгиахам. Они следят за всеми этапами создания молочного продукта: от дойки коров (вымя должно быть чистым) до кошерности закваски, которую используют для производства сыра или йогурта.
В сырах недопустимо использование животных жиров и ферментов. «Нам нельзя кушать сычужный фермент. Это вытяжка из желудка коровы. Медики говорят, что он полезен. Но мы заменяем его синтетическим аналогом, – рассказывает глава департамента кашрута ООО «Кошер сертификация-КР» при Главном раввинате России Йосеф Верзуб.
– Многие думают, что кошерное – значит, натуральное. Но это ошибка. В Торе не написано: натуральное можно, ненатуральное – нельзя. Полностью синтетические добавки – кошерны, – уточняет раввин.
Например, известный краситель кармин (Е120) – трефный, потому что вырабатывается из насекомых. А индигокармин – кошерный, потому что синтетический.
Уксусная кислота (Е260) может быть кошерной, если синтезирована из неорганических материалов. А может быть трефной, если изготовлена из не кошерного виноматериала – к производству вина у евреев особый подход. То же самое касается винной кислоты. А вот к яблочной кислоте у раввинов нет вопросов.
Абсолютно кошерны серная и соляная кислоты, используемые в качестве регуляторов и разрыхлителей. Одиозные усилители вкуса глутаматы тоже кошерны.
Добрая половина стабилизаторов может быть произведена из животного жира либо иметь синтетическое происхождение. Например, глицерин (Е422) и множество глицеридов. Добавка животного происхождения некошерна, а чистый результат работы химиков – таки да.
Если иудей видит на упаковке название добавки, которая может быть как кошерной, так и трефной, единственным ориентиром – покупать продукт или нет – для него остается экшер.
Несмотря на то, что «органик фуд» и кашрут – «две большие разницы», они соседствуют на полках магазинов фермерских продуктов. Объединяет их контроль цепочки от поля и до прилавка, что не может не подкупать потребителя.
– Детское питание сертифицируется точно так же, как «взрослое». Законы кашрута не связаны с возрастом, – объясняет раввин Йосеф и замечает, что производителям детского питания трудно работать по кошерным стандартам. – Производство продуктов для малышей имеет жесткие стандарты ГОСТ, ТР ТС, СанПиН. Но детские смеси часто делаются с мясом и молоком. Линии производства молочных, мясных и нейтральных продуктов там сложно разделить. Сейчас мы проводим проверку первой российской компании по производству детского питания, которая может получить знак кашрута.
Единого стандарта кашрута, наподобие ГОСТа, нет. Это законы Галахи, которые написаны в Торе. Это одна из тысяч систем добровольной сертификации. В мире более 700 организаций выдают экшер. В России центральная организация – департамент кашрута при Главном раввинате России.
Чтобы получить сертификат, предприятие отправляет в орган заявку и заполняет анкету, в которой подробно рассказывает о своем производстве и продуктах, которые производит и использует. Сертификационный центр помогает заполнить анкету.
Затем происходит очная проверка предприятия. Если есть противоречия кашруту, сертификационный орган дает рекомендации по замене некошерных ингредиентов кошерными аналогами, по технологии производства, а также организует религиозную чистку оборудования.
– Простые продукты, например, бакалея, получают сертификат за несколько дней, – сообщает глава департамента кашрута при Главном раввинате России. – Если продукт состоит из многих ингредиентов, если это мясное или молочное производство, то понадобится две-три недели, чтобы понять, можно ли на него давать сертификат. Компания, которая получает сертификат кошерности от департамента кашрута при Главном раввинате России, обладает правом ставить знак на упаковке.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.