Кораблик матвеева о чем мечтал

Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «кораблик» Жил кораблик веселый и стройный : Над волнами как сокол парил?

Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «кораблик» Жил кораблик веселый и стройный : Над волнами как сокол парил.

Сам себя, говорят, он построил, Сам себя, говорят, смастерил.

Шел кораблик, шумел парусами, Не боялся нигде ничего.

И вулканы седыми бровями Поводили при виде его.

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки С ним встречались другие суда : Постоят, посудачат минутку И опять побегут кто куда.

Стихотворение «построено»на основе олицетворения.

Какие детали помогают увидеть кораблик в » человеческом обличье»?

Какие слова «очеловечивают» кораблик?

Найдите примеры олицетворения в стихотворении.

Кого напоминают герои которых коснулось олицетворение?

Какая серьёзная мысль звучит в финале этого веселого стихотворении?

Дайте ответы на эти вопросы в виде связанного текста.

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Кого напоминают герои : нас, обычных людей.

Одни, как кораблик, делают себя сами, не прося никого об этом.

Они впитывают в себя культуру из книг, из того, что видят вокруг себя и думают, о том, что происходит за пределами их окружения.

И такие люди сами себя направляют в жизни, они становятся капитанами своей судьбы.

Не спеша идя по жизни, успеешь многое рассмотреть и подвергнуть анализу, а свои мечты сопоставить с реальностью и сделать для себя очень важные выводы.

Источник

Урок литературы

Разделы: Литература

Тип урока: урок новых знаний.

Триединая дидактическая цель урока:

Класс разделен на четыре группы, одна из которых – эксперты. У каждой группы есть словарик урока, текст стихотворения, лист с индивидуальным заданием, фломастеры, бумага для рисования.

Стадия вызова.

Тема нашего урока – «Средства выразительности в стихотворении Новеллы Матвеевой «Кораблик». (Приложение 1. Слайд №1) Начнем с составления кластера (о значении слова узнаем из словарика урока (Приложение 2)) к слову ИСКУССТВО. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Ответы учеников. Мы увидели, что это широкое понятие, которое включает в себя виды искусства, жанры, направления. Сузим это понятие и вспомним виды искусства.

Работа по схеме. (Слайд №2)

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Как, с помощью чего автор создает свое произведение искусства? (Ответы учеников: художник – с помощью кисти и красок, музыкант – с помощью нот и музыкальных инструментов, которые издают звуки, скульптор работает с глиной, а писатель или поэт – с помощью слов.)

А какие, на ваш взгляд, произведения – прозаические или поэтические – эмоциональнее? (Ответы учеников: поэтические.) Почему? (Ответы учеников: потому что поэт использует особые слова.) (Слайд №3)

Как называются такие слова, с помощью которых в нашем представлении создается определенный образ? (Ответы учеников: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, то есть средства выразительности.) Поработаем со словариком урока (Приложение 2), где записаны все названные определения. Сегодня мы будем анализировать стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик» и посмотрим, какой образ создала поэтесса. Н.Н. Матвеева родилась в 1934 году и до сих пор живет и работает в Москве. (Слайд №4)

Свои стихи она начала писать еще в детстве. Помимо стихотворений она пишет музыку на свои стихи и сама их исполняет.

Текст стихотворения «Кораблик».

Жил кораблик веселый и стройный:
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс – сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан.

Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.

Стадия осмысления.

Работа с текстом. (Слайд №5)

Прочитаем стихотворение вслух. Каждая группа по строфе.

А теперь найдем средства выразительности: первая группа – эпитеты, вторая – сравнения, третья – повторы, группа экспертов – олицетворения. Подчеркните эти слова в тексте фломастерами разных цветов (эпитеты – розовый, сравнения – сиреневый, повторы – красный, олицетворения – желтый).

Если соединить все, что вы выделили в тексте, в одну картину, то получится следующее. (Слайд №6) Теперь нарисуйте кораблик, который изобразила в своем стихотворении Новелла Матвеева. Каждая группа готовит свой рисунок и делегирует одного представителя для защиты проекта. Эксперты анализирует выступления групп, подводят итог работы. Время выполнения работы – 5 минут (пока идет работа над рисунком, звучит музыка Ф. Шопена). (Ответы учеников.)

Стадия рефлексии.

Ребята, а только ли о кораблике говорится в этом стихотворении? (Ответы учеников: нет, речь идет о человеке, обо всем мире.)

Составьте синквейн к слову КОРАБЛИК. О значении слова «синквейн» мы узнаем из словарика урока. (Ответы учеников.) (Слайд 7)

Список литературы для учителя:

Источник

Плыви, плыви, кораблик!

50 лет назад вышла в свет первая книга Новеллы Матвеевой.

веселый и стройный,

Над волнами, как сокол, парил.

Сам себя, говорят, он построил,

Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,

Сам оделся и в дуб, и в металл,

Сам повел себя в рейс:

Шел кораблик, шумел парусами,

Не боялся нигде ничего.

И вулканы седыми бровями

Поводили при виде его.

Шел кораблик по летним морям,

Корчил рожи последним царям.

Все ли страны в цвету?

раз двадцать за сутки

С ним встречались другие суда:

Постоят, посудачат минутку

И опять побегут кто куда.

Шел кораблик, о чем-то мечтал,

Новелла Матвеева, 1961 год

Из сегодняшнего далека 1961 год в русской поэзии хочется назвать годом Новеллы Матвеевой. Тогда вышла в свет ее первая книга. Тогда она написала те самые песни, что полюбились многим на всю жизнь: «Какой большой ветер!», «Окраины», «Пожарный», «Ах, как долго едем!», «Цыганка-молдаванка», «Горизонт», «Караван», «Кораблик».

Песни мгновенно распространялись на магнитофонных пленках. Нежно-тревожное «тра-ля-ля-ля-ля-ля. » Матвеевой было радостной вестью из той жизни, которую отрицали, унижали, топтали, а она, эта сокровенная жизнь, пробила-таки асфальт!

Владимир Дудинцев, легендарный в ту пору человек, так писал о голосе Новеллы Матвеевой в «Комсомольской правде»: «Тихий, слегка дрожащий от сжатого волнения. «

По нашей сегодняшней душевной тусклости матвеевский «Кораблик» кажется нам просто детской песенкой. А Лев Алексеевич Шилов, великий подвижник литературной звукозаписи, вспоминал, что в начале 1960-х «Кораблик» стал гимном студенческой молодежи. «Я хорошо помню, с каким удовольствием и азартом мы пели: «Шел кораблик, шумел парусами. «

В какой другой семье ребенка могли бы назвать в честь литературного жанра? Да и родилась Новелла Матвеева не где-нибудь, а в Царском Селе!

Снова грусть и раздумье

Надо мною свою власть обрели,

К сокровеннейшей речи земли.

Такие стихи не вошли в ее первую книгу, и перед читателем она предстала мечтательной книжной девочкой, не знающей жизни. В справке «Об авторе» так и написали: «Жизненными наблюдениями не богата. «

Ее книги и песни разлетелись по свету, и слава притекала к ее стопам, и медные трубы громыхали, и звали ее присоединиться к «элите», но она, как когда-то Ахматова, замкнула свой слух, «чтоб этой речью недостойной // не осквернился скорбный дух. «

Чуковский звал Новеллу «убегающая». Он очень любил ее песни и часто приглашал к себе в гости. Тут же собирался народ, всем хотелось послушать Матвееву. И она пела. Потом, как водится, начиналось застолье, обсуждение, и тут Новелла незаметно для всех исчезала.

Источник

Как начать “жить стихом”?

Образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство…
(Борис Пастернак)

Н а первых же уроках по лирике в 5-м классе мы поведём с учениками важный разговор о том, что такое стихи. Чем отличаются они от прозы? Легко ли их писать? В чём своеобразие поэзии, в чём сила поэтического слова?

Попробуем поговорить на эти трудные темы с маленькими и неискушёнными читателями, вспомнив всем известную сказку о Незнайке, который, “перепробовав” не одну профессию, однажды решил стать поэтом. Посмотрим, что из этого получилось. Инсценируем или прочитаем на уроке отрывок из 4-й главы книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

— Научился ли Незнайка писать стихи?

— Что Цветик считал главной особенностью стихов? (Рифма и ритм.)

— А Цветика можно ли назвать поэтом? Вспомним его стихотворение, написанное в честь полёта на воздушном шаре. В нём есть и рифма, и ритм, а настоящего стихотворения не получается. Почему?

Так что же такое настоящие стихи?

Предложим ученикам для анализа стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик».Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Жил кораблик, весёлый и стройный,
Над волнами, как сокол, парил.
Сам себя, говорят, он построил.
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и в металл,
Сам повёл себя в рейс —
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Шёл кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
Шёл кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Всё ль на месте —
Всё записывал, всё проверял.
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.
Шёл кораблик, о чём-то мечтал,
Всё, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам —
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.

Ответим после чтения на следующие вопросы.

— Если бы вам предложили сделать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы нарисовали?

— Каким бы вы изобразили сам кораблик?

(Многие ученики замечают, что кораблик в стихотворении изображён как человек: он независим, умён, наблюдателен. Обратим внимание на много раз повторяющееся слово “сам”: “сам себя сотворил”, “сам повёл себя в рейс”.)

— Что ещё помогает увидеть кораблик в “человеческом обличье”? Какие слова “очеловечивают” кораблик? Найдите примеры олицетворения в стихотворении (“вулканы с седыми бровями”, встреча кораблика с другими корабликами). Кого напоминают эти герои?

— А если попробовать заменить слово “посудачат” синонимом? (Потолкуют, поболтают.) Какое слово удачнее?

(Безусловно, “посудачат”, поскольку возникает игра слов (суда посудачат) и строчка становится неожиданной, интересной.)

— Перечитаем последнюю строфу. Какая серьёзная мысль звучит в финале этого весёлого стихотворения?

(Герой стихотворения в действии, в поиске, он взрослеет, познаёт мир и хочет сам отвечать за себя, за свои поступки.)

А вот ещё одно стихотворение, которое написал поэт Всеволод Рождественский, — скроем пока от учеников его название.

Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдётся осенью
Других ветров волна, —
Скрываются, взвиваются
На воздух семена.

— Как бы вы озаглавили это стихотворение?

— А как вы догадались, что речь идёт об одуванчике? Ведь это слово ни разу не названо? Покажите по тексту, как поэту удалось нарисовать образ, ни разу не употребив слова “одуванчик”.

Посмотрите, какие точные и в то же время неожиданные слова нашёл поэт (“чудо-шарик”, “к нам парашютистами спускаются с небес”). Поэт замечает то, что мы не видим, и умеет выразить это словами, передать своё настроение.

— Каково же настроение?

(Радостное удивление, любование простым неприметным цветком, в котором таится такая красота.)

— А какие поэтические приёмы увидели вы в этом стихотворении?

(Сравнение, метафора — скрытое сравнение.)

Часто не только слово, но и отдельные звуки помогают поэту выразить свои мысли и чувства, как в стихотворении Самуила Маршака «Дождь».

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.

И миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.

— Как меняется состояние природы?

— Как помогают увидеть и услышать это звуки в стихотворении и его ритм? Что слышим мы? Что напоминает звучание капелек дождя?

В начале урока мы задались вопросом: что такое стихи? Легко ли их писать? В чём сила поэтического слова?

Давайте обратимся к эпиграфу.

— Сможете ли вы после нашего разговора объяснить смысл строчек из стихотворения Бориса Пастернака?

Поэт творит свой мир, его стихи — это его видение мира, природы, человека. Поэтому, чтобы понять стихи, нужно быть очень внимательным к слову. И тогда нам откроется “образ мира, в слове явленный”, и мы соприкоснёмся с чудом творчества.

Дополнительный материал

Как работают сравнения?

Предложенные ниже задания помогут разнообразить урок по лирике. Все они посвящены такому важному поэтическому приёму, как сравнение.

1. Прочитаем отрывок из стихотворения Новеллы Матвеевой «Шарманка».

Скажите, а зачем шарманка нам нужна?
И хриплая совсем,
И сиплая она,
Скрежещет, как возок,
Скрипит, как бурелом,
Как флюгер, как сапог,
Как дерево с дуплом.

— Что общего между сапогом, флюгером, буреломом и деревом? Почему они соединены поэтом?

— Какие звуки повторяются в стихотворении? Какое звучание они воссоздают?

2. А вот как изобразила поэтесса посадку в поезд.

Все входили в вагоны,
Как река
С гордым видом вступает
В берега.
Я же бросился в вагон,
Как бросаются в огонь,
Как бросаются в атаку
На врага.

— Что с чем сравнивается в этом стихотворении?

— Если мы будем рисовать иллюстрацию к этому стихотворению, сколько картин нам придётся нарисовать? Почему вы так решили?

— Как вам кажется, какое путешествие предстоит героям этого стихотворения?

3. Аукцион сравнений.

Постарайтесь придумать точные и неожиданные сравнения. Они должны помочь услышать самые разные голоса, открыть разные грани представлений о красоте и силе.

Голос звучал, как…
Она прекрасна, как…
Юноша сильный, как…

4. Попробуем описать с помощью сравнений ландыш. На что он похож? Посмотрите, как увидел этот цветок в своём стихотворении Самуил Маршак.

Чернеет лес, теплом разбуженный.
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.

— Какими словами рисует автор ландыш?

(Жемчужины, бубенчики, колокольчики весны.)

— А есть ли здесь сравнения? Они скрыты, спрятаны. Как же называется “скрытое сравнение”? Это метафора, то есть слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между предметами есть сходство. Найдите в этом стихотворении скрытые сравнения-метафоры.

5. Опишите (на выбор) состояние человека в грустном или радостном настроении, используя сравнения и метафоры.

Источник

Матвеев «Кораблик» сочинение о чем он мечтал 2 класс?

Матвеев «Кораблик» сочинение о чем он мечтал 2 класс.

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Глагол к слову кораблик?

Глагол к слову кораблик.

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Юные капитаны сочинение но коля помог своему кораблику преодолеть препятствие?

Юные капитаны сочинение но коля помог своему кораблику преодолеть препятствие.

И вот уже его кораблик догоняет кораблик алеши.

Чем все закончилось?

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

О чем мечтает старый башмак в новогоднюю ночь?

О чем мечтает старый башмак в новогоднюю ночь.

Помогите написать сочинение.

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Напишите сочинение на тему : как я мечтаю провести новый год?

Напишите сочинение на тему : как я мечтаю провести новый год.

Только не маленькое!

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

О чем мечтает старый башмак в новогоднюю ночь?

О чем мечтает старый башмак в новогоднюю ночь.

Помогите написать сочинение.

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Помогите пожалуйста?

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Корень слова кораблик?

Корень слова кораблик.

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Напишите сочинение на тему «Кем я мечтаю стать»(доктором)?

Напишите сочинение на тему «Кем я мечтаю стать»(доктором).

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Прочитай это текст или часть текста?

Прочитай это текст или часть текста?

Объясни своё мнение?

Но Коля помог своему кораблику преодалеть препятствие.

И вот уже его кораблик догоняет кораблик Алёше.

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Помогите пожалуйста написать сочинение на тему : О чем мечтает солнце?

Помогите пожалуйста написать сочинение на тему : О чем мечтает солнце?

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Наречие : надолго, опять Союз : и Предлога и местоимения вроде как нет.

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

1. Не пройденный путь. 2. Не хищный зверь. 3. Не птица. 4. Никакая работа. 5. Ни в чём не бывало. 6. Что не спроси. 7. Некогда печалиться. 8. Не полетела. 9. Ни проку. 10. Ни радости.

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть фото Кораблик матвеева о чем мечтал. Смотреть картинку Кораблик матвеева о чем мечтал. Картинка про Кораблик матвеева о чем мечтал. Фото Кораблик матвеева о чем мечтал

Сначала найди однородные члены в выделеном предложенее потом объединение союзы и затем поставь знаки препинания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *