Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик

Урок литературы

Разделы: Литература

Тип урока: урок новых знаний.

Триединая дидактическая цель урока:

Класс разделен на четыре группы, одна из которых – эксперты. У каждой группы есть словарик урока, текст стихотворения, лист с индивидуальным заданием, фломастеры, бумага для рисования.

Стадия вызова.

Тема нашего урока – «Средства выразительности в стихотворении Новеллы Матвеевой «Кораблик». (Приложение 1. Слайд №1) Начнем с составления кластера (о значении слова узнаем из словарика урока (Приложение 2)) к слову ИСКУССТВО. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Ответы учеников. Мы увидели, что это широкое понятие, которое включает в себя виды искусства, жанры, направления. Сузим это понятие и вспомним виды искусства.

Работа по схеме. (Слайд №2)

Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик

Как, с помощью чего автор создает свое произведение искусства? (Ответы учеников: художник – с помощью кисти и красок, музыкант – с помощью нот и музыкальных инструментов, которые издают звуки, скульптор работает с глиной, а писатель или поэт – с помощью слов.)

А какие, на ваш взгляд, произведения – прозаические или поэтические – эмоциональнее? (Ответы учеников: поэтические.) Почему? (Ответы учеников: потому что поэт использует особые слова.) (Слайд №3)

Как называются такие слова, с помощью которых в нашем представлении создается определенный образ? (Ответы учеников: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, то есть средства выразительности.) Поработаем со словариком урока (Приложение 2), где записаны все названные определения. Сегодня мы будем анализировать стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик» и посмотрим, какой образ создала поэтесса. Н.Н. Матвеева родилась в 1934 году и до сих пор живет и работает в Москве. (Слайд №4)

Свои стихи она начала писать еще в детстве. Помимо стихотворений она пишет музыку на свои стихи и сама их исполняет.

Текст стихотворения «Кораблик».

Жил кораблик веселый и стройный:
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс – сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан.

Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.

Стадия осмысления.

Работа с текстом. (Слайд №5)

Прочитаем стихотворение вслух. Каждая группа по строфе.

А теперь найдем средства выразительности: первая группа – эпитеты, вторая – сравнения, третья – повторы, группа экспертов – олицетворения. Подчеркните эти слова в тексте фломастерами разных цветов (эпитеты – розовый, сравнения – сиреневый, повторы – красный, олицетворения – желтый).

Если соединить все, что вы выделили в тексте, в одну картину, то получится следующее. (Слайд №6) Теперь нарисуйте кораблик, который изобразила в своем стихотворении Новелла Матвеева. Каждая группа готовит свой рисунок и делегирует одного представителя для защиты проекта. Эксперты анализирует выступления групп, подводят итог работы. Время выполнения работы – 5 минут (пока идет работа над рисунком, звучит музыка Ф. Шопена). (Ответы учеников.)

Стадия рефлексии.

Ребята, а только ли о кораблике говорится в этом стихотворении? (Ответы учеников: нет, речь идет о человеке, обо всем мире.)

Составьте синквейн к слову КОРАБЛИК. О значении слова «синквейн» мы узнаем из словарика урока. (Ответы учеников.) (Слайд 7)

Список литературы для учителя:

Источник

Как начать “жить стихом”?

Образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство…
(Борис Пастернак)

Н а первых же уроках по лирике в 5-м классе мы поведём с учениками важный разговор о том, что такое стихи. Чем отличаются они от прозы? Легко ли их писать? В чём своеобразие поэзии, в чём сила поэтического слова?

Попробуем поговорить на эти трудные темы с маленькими и неискушёнными читателями, вспомнив всем известную сказку о Незнайке, который, “перепробовав” не одну профессию, однажды решил стать поэтом. Посмотрим, что из этого получилось. Инсценируем или прочитаем на уроке отрывок из 4-й главы книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

— Научился ли Незнайка писать стихи?

— Что Цветик считал главной особенностью стихов? (Рифма и ритм.)

— А Цветика можно ли назвать поэтом? Вспомним его стихотворение, написанное в честь полёта на воздушном шаре. В нём есть и рифма, и ритм, а настоящего стихотворения не получается. Почему?

Так что же такое настоящие стихи?

Предложим ученикам для анализа стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик».Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик

Жил кораблик, весёлый и стройный,
Над волнами, как сокол, парил.
Сам себя, говорят, он построил.
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и в металл,
Сам повёл себя в рейс —
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Шёл кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
Шёл кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Всё ль на месте —
Всё записывал, всё проверял.
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.
Шёл кораблик, о чём-то мечтал,
Всё, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам —
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.

Ответим после чтения на следующие вопросы.

— Если бы вам предложили сделать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы нарисовали?

— Каким бы вы изобразили сам кораблик?

(Многие ученики замечают, что кораблик в стихотворении изображён как человек: он независим, умён, наблюдателен. Обратим внимание на много раз повторяющееся слово “сам”: “сам себя сотворил”, “сам повёл себя в рейс”.)

— Что ещё помогает увидеть кораблик в “человеческом обличье”? Какие слова “очеловечивают” кораблик? Найдите примеры олицетворения в стихотворении (“вулканы с седыми бровями”, встреча кораблика с другими корабликами). Кого напоминают эти герои?

— А если попробовать заменить слово “посудачат” синонимом? (Потолкуют, поболтают.) Какое слово удачнее?

(Безусловно, “посудачат”, поскольку возникает игра слов (суда посудачат) и строчка становится неожиданной, интересной.)

— Перечитаем последнюю строфу. Какая серьёзная мысль звучит в финале этого весёлого стихотворения?

(Герой стихотворения в действии, в поиске, он взрослеет, познаёт мир и хочет сам отвечать за себя, за свои поступки.)

А вот ещё одно стихотворение, которое написал поэт Всеволод Рождественский, — скроем пока от учеников его название.

Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдётся осенью
Других ветров волна, —
Скрываются, взвиваются
На воздух семена.

— Как бы вы озаглавили это стихотворение?

— А как вы догадались, что речь идёт об одуванчике? Ведь это слово ни разу не названо? Покажите по тексту, как поэту удалось нарисовать образ, ни разу не употребив слова “одуванчик”.

Посмотрите, какие точные и в то же время неожиданные слова нашёл поэт (“чудо-шарик”, “к нам парашютистами спускаются с небес”). Поэт замечает то, что мы не видим, и умеет выразить это словами, передать своё настроение.

— Каково же настроение?

(Радостное удивление, любование простым неприметным цветком, в котором таится такая красота.)

— А какие поэтические приёмы увидели вы в этом стихотворении?

(Сравнение, метафора — скрытое сравнение.)

Часто не только слово, но и отдельные звуки помогают поэту выразить свои мысли и чувства, как в стихотворении Самуила Маршака «Дождь».

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.

И миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.

— Как меняется состояние природы?

— Как помогают увидеть и услышать это звуки в стихотворении и его ритм? Что слышим мы? Что напоминает звучание капелек дождя?

В начале урока мы задались вопросом: что такое стихи? Легко ли их писать? В чём сила поэтического слова?

Давайте обратимся к эпиграфу.

— Сможете ли вы после нашего разговора объяснить смысл строчек из стихотворения Бориса Пастернака?

Поэт творит свой мир, его стихи — это его видение мира, природы, человека. Поэтому, чтобы понять стихи, нужно быть очень внимательным к слову. И тогда нам откроется “образ мира, в слове явленный”, и мы соприкоснёмся с чудом творчества.

Дополнительный материал

Как работают сравнения?

Предложенные ниже задания помогут разнообразить урок по лирике. Все они посвящены такому важному поэтическому приёму, как сравнение.

1. Прочитаем отрывок из стихотворения Новеллы Матвеевой «Шарманка».

Скажите, а зачем шарманка нам нужна?
И хриплая совсем,
И сиплая она,
Скрежещет, как возок,
Скрипит, как бурелом,
Как флюгер, как сапог,
Как дерево с дуплом.

— Что общего между сапогом, флюгером, буреломом и деревом? Почему они соединены поэтом?

— Какие звуки повторяются в стихотворении? Какое звучание они воссоздают?

2. А вот как изобразила поэтесса посадку в поезд.

Все входили в вагоны,
Как река
С гордым видом вступает
В берега.
Я же бросился в вагон,
Как бросаются в огонь,
Как бросаются в атаку
На врага.

— Что с чем сравнивается в этом стихотворении?

— Если мы будем рисовать иллюстрацию к этому стихотворению, сколько картин нам придётся нарисовать? Почему вы так решили?

— Как вам кажется, какое путешествие предстоит героям этого стихотворения?

3. Аукцион сравнений.

Постарайтесь придумать точные и неожиданные сравнения. Они должны помочь услышать самые разные голоса, открыть разные грани представлений о красоте и силе.

Голос звучал, как…
Она прекрасна, как…
Юноша сильный, как…

4. Попробуем описать с помощью сравнений ландыш. На что он похож? Посмотрите, как увидел этот цветок в своём стихотворении Самуил Маршак.

Чернеет лес, теплом разбуженный.
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.

— Какими словами рисует автор ландыш?

(Жемчужины, бубенчики, колокольчики весны.)

— А есть ли здесь сравнения? Они скрыты, спрятаны. Как же называется “скрытое сравнение”? Это метафора, то есть слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между предметами есть сходство. Найдите в этом стихотворении скрытые сравнения-метафоры.

5. Опишите (на выбор) состояние человека в грустном или радостном настроении, используя сравнения и метафоры.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

попытка перевести поэтический текст Н.Матвеевой на разговорный язык

попытка перевести поэтический текст Новеллы Матвеевой на разговорный язык

в помощь тем кто никак не возьмет в толк что там поэты пишут.

Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик

Может, кто-то сможет мне объяснить. » ( из журнала Kapitan_KUK)

«Я мечтала о морях и кораллах,
Я поесть хотела суп черепаший,
Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней.
Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней.

То одна зима идёт, то другая,
И метели за окном завывают,
Только в клетках говорят попугаи,
А в лесу они язык забывают.
Только в клетках говорят попугаи,
А в лесу они язык забывают.

А весною я в несчастье не верю,
И капели не боюсь моросящей,
А весной линяют разные звери,
Не линяет только солнечный зайчик.
А весной линяют разные звери,
Не линяет только солнечный зайчик.

У порога встали горы-громады,
Я к подножию щекой припадаю,
Но не выросла ещё та ромашка,
На которой я себе погадаю.
Но не выросла ещё та ромашка,
На которой я себе погадаю.»

перевод поэзии на прозу философа * иносказательность советской поэзии

по ходу обсуждения оказалось что и текст не Новеллы Матвеевой

«Я мечтала о морях и кораллах,
Я поесть хотела суп черепаший,
Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней.

наши мечты об удивительном которые носятся в голове
иногда вдруг разбиваются о пошлости что пишут в газетах
или о пошлых людей которые не умеют чувствовать
и лишь взвешивают факты как на аптекарских часах
и с такими людьми жить мечтателям очень трудно

То одна зима идёт, то другая,
И метели за окном завывают,
Только в клетках говорят попугаи,
А в лесу они язык забывают.

вот так в неволи попугай говорит на языке своего властителя
а на свободе он говорит свои другие птичьи слова

А весною я в несчастье не верю,
И капели не боюсь моросящей,
А весной линяют разные звери,
Не линяет только солнечный зайчик.

какие бы ни были любовные трудности
надежда на любовь не умирает она бессмертна как солнечный луч.

У порога встали горы-громады,
Я к подножию щекой припадаю,
Но не выросла ещё та ромашка,
На которой я себе погадаю.

. вот такая получилась попытка
перевести поэтический текст Новеллы Матвеевой на разговорный язык
. но почему такой строй сравнений и образов пришел поэту в голову?

«Я мечтала о морях и кораллах,

Я поесть хотела суп черепаший,

Я шагнула на корабль, а кораблик

Оказался из газеты вчерашней.

Я шагнула на корабль, а кораблик

Оказался из газеты вчерашней.

То одна зима идёт, то другая,

И метели за окном завывают,

Только в клетках говорят попугаи,

А в лесу они язык забывают.

Только в клетках говорят попугаи,

А в лесу они язык забывают.

А весною я в несчастье не верю,

И капели не боюсь моросящей,

А весной линяют разные звери,

Не линяет только солнечный зайчик.

А весной линяют разные звери,

Не линяет только солнечный зайчик.

У порога встали горы-громады,

Я к подножию щекой припадаю,

Но не выросла ещё та ромашка,

На которой я себе погадаю.

Но не выросла ещё та ромашка,

На которой я себе погадаю.»

теги: перевод поэзии на прозу философа, трактовка поэтического текста,Новелла Матвеева,иносказательность советской поэзии,эссе о Н. Матвеевой

Новелла Николаевна никогда этого текста не писала.( Фотография точно ее.)

Вы перепутали ее «Кораблик» с этой поп-песней.

так это не текст Новеллы Матвеевой?

вот нашел в Википедии:

«часто встречается ошибочная информация, что песня написана на стихи Новеллы Матвеевой»

Съёмочная группа[править | править исходный текст]
Режиссёр: Георгий Натансон
Сценарист: Эдвард Радзинский
Композитор: Александр Флярковский
Текст песен: Роберт Рождественский
Оператор: Владимир Николаев
Художник-постановщик: Ирина Лукашевич
Костюмы: А. Мочалина
Монтаж: К. Москвина
Спецэффекты: Б. Травкин

значит Роберт Рождественский
что слегка косил под Маяковского
романтичность на этот раз взял у Новеллы Матвеевой.

Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик
Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик

но мне кажется
Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал корабликAcid_Nebula
«кораблик оказался из газеты вчерашней»
слишком широкий образ что бы свести только лирике

Исходное сообщение bello-sun
Юрий, ну почему вы так игнорируете правила пунктуации? Вас очень тяжело читать.

а знаете Бах писал музыку
без тактовых черточек.

значит?
значит они не обязательны

а когда мы говорим
— мы не пользуемся запятыми и прочими знаками
но прекрасно понимаем друг друга

Новелла Николаевна никогда этого текста не писала.( Фотография точно ее.)
Вы перепутали ее «Кораблик» с этой поп-песней.

Исходное сообщение ia_iz_Australii
Новелла Николаевна никогда этого текста не писала.( Фотография точно ее.)
Вы перепутали ее «Кораблик» с этой поп-песней.

так это не текст Новеллы Матвеевой?

вот нашел в Википедии:

«часто встречается ошибочная информация, что песня написана на стихи Новеллы Матвеевой»

Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал корабликЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ, текст написал Роберт Рождественский.

Исходное сообщение Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал корабликAcid_Nebula
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ,
текст написал Роберт Рождественский.

Ан. Вознесенский Новелла Матвеева Белла Ахмадулина и др.
======================================
_ поэтические интонации поэтов того времени и вообще. _

вот так да! Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал корабликAcid_Nebula
как интересно.
— как хорошо выдержал стилистику
женского романтизма Новеллы Матвеевой!
он всегда на меня производил впечатление
ранимого юноши
у Вознесенского голос человека которому наступили на ногу
и он обличал и извинялся за это одновременно
с ловкостью фокусника
который брал уроки и у Пастернака и у Маяковского

такой обиженный тон
в ответ на раненный тон Беллы Охмадулиной
голос Ахмадулиной при чтении был такой как будто:
вот вот умрет.
или ранена пулей навылет.
не то сердечной а не то Дантеса.
а не то советской властью.
но мило стремилась к Пушкину
— и это мило интриговало!
но. для меня это было однообразно.

ну уж начал говорить о голосах и интонациях
голос Маяковского был необычайно разнообразен
то «флейта водосточных труб» а то пароход
а то говорящий с солнцем хулиган.

Источник

Новелла Матвеева: не бард, а менестрель

Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Смотреть картинку Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Картинка про Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик. Фото Кораблик стихотворение матвеевой о чем мечтал кораблик

Конечно, дотошные поклонники могли пойти в библиотеку, поднять архивы «Комсомолки» и узнать, что Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском (тогда – Детском) Селе, работала в колхозе пастушкой, окончила всего 4 класса – из-за болезни. Однако девочка много читала, а домашние уроки ей давала мама, школьная учительница.

После статьи 1959 года в «Комсомолке» (со стихами нашей героини) Матвееву зачислили без экзаменов на заочные курсы при Литинституте. Ее первый сборник был издан в 1961 году, тогда же поэтессу приняли в Союз писателей СССР.

Большинство слушателей в середине 60-х, когда вышла первая пластинка Матвеевой, ничего такого не знали. Они слушали и думали: имя – странное, голос – очень странный, как будто поет ребенок. Причем не всегда жизнерадостный ребенок, иногда – грустный, иногда – задумчивый. Такой эмоциональный диапазон был нечастым явлением в советской песне.

Тогда, за редким исключением, было принято петь так, чтобы в голосе чувствовалось: певец улыбается. Послушайте Аду Якушеву (еще одна известная певица-сонграйтер той поры, первая жена Юрия Визбора). Якушева если и грустит, то потому, что за спиной тяжелый походный рюкзак, но в ее голосе можно услышать, что скоро привал и встреча с любимым.

Якушева была бардом.

Матвеева подчеркивала, что она не бард, а менестрель и следует общеевропейской традиции. Мелодия ее самой популярной песни «Девушка из харчевни» (согласитесь, нехарактерное название для советских времен) – стилизация под шотландские мелодии, что тоже большая редкость.

Ну и о комсомоле Матвеева не пела. И в КПСС не вступала. Но пластинку в 1966 году выпустила. Это была первая в СССР пластинка с авторскими песнями. У Якушевой винил вышел только в 90-е.

В общем, Новелла Матвеева во многих отношениях была уникальным явлением.

Спустя много лет (уже в XXI веке) я узнал, что ее отец – Николай Матвеев-Бодрый, географ, историк-краевед Дальнего Востока. Мать – поэтесса, учительница. Дядя – Венедикт Март, поэт-футурист, расстрелян в 1937-м, а его сын, двоюродный брат Матвеевой, – Иван Елагин, поэт-эмигрант второй волны.

Кстати, многие думают, что текст «Я мечтала о морях и кораллах, / Я поесть хотела суп черепаший. / Я шагнула на корабль, / A кораблик оказался из газеты вчерашней» написала Матвеева. Это распространенное заблуждение, автор – Роберт Рождественский.

В 1998 году Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии – первой в истории премии, в 2002 году – лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

В последние годы Матвеева жила уединенно, на даче в Сходне, переводила сонеты Шекспира. Незадолго перед смертью (4 сентября 2016 года) она напомнила о себе широким массам, написав цикл стихотворений, воспевающих присоединение Крыма к России и клеймящих позором либеральную «пятую колонну».

Но не будем о политике. Вспомним лучшие стихи и песни Матвеевой, которые принесли ей любовь слушателей в 60-х и 70-х годах прошлого века.

Девушка из харчевни

Любви моей ты боялся зря –
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И если ты уходил к другой,
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.
Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.

Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме события – страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.
Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.

Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь.
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Окраина

Летняя ночь была
Теплая, как зола.
Так, незаметным шагом,
До окраин я дошла.
Эти окраины
Были оправлены
Вышками вырезными,
Кружевными кранами.

Облики облаков,
Отблески облаков
Плавали сквозь каркасы
Недостроенных домов.
Эти дома без крыш
В белой ночной дали
В пустошь меня зазвали,
В грязь и глину завели.

На пустыре ночном
Светлый железный лом,
Медленно остывая,
Обдавал дневным теплом.
А эти дома без крыш
В душной ночной дали
Что-то такое знали,
Что и молвить не могли.

Из-за угла, как вор,
Вынырнул бледный двор:
Там на ветру волшебном
Танцевал бумажный сор.
А эти дома без крыш
Словно куда-то шли,
Шли-плыли, как будто были
Не дома, а корабли.

Встретилась мне в пути
Между цементных волн
Кадка с какой-то краской,
Точно в теплом море – чёлн.
Палка-мешалка в ней,
Словно в челне весло.
От кораблей кирпичных
Кадку-лодку отнесло.

Было волшебно всё:
Даже бумажный сор,
Даже мешалку-палку
Вспоминаю до сих пор.
И эти дома без крыш,
Светлые без огня,
Эту печаль и радость,
Эту ночь с улыбкой дня.

Девочка и пластилин

Я леплю из пластилина
(Пластилин нежней, чем глина),
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак…
Если кукла выйдет плохо,
Назову её – Дурёха.
Если клоун выйдет плохо,
Назову его – Дурак.

Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
– Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь грубовато,
Ты сама же виновата,
А никто не виноват.

Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко…
Я леплю из пластилина,
Приговариваю так:
– Если кукла выйдет плохо,
Назову её – Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его – Бедняк.

Кораблик

Жил кораблик веселый и стройный:
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс – сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан.

Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.

Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету, все ль на месте, –
Все записывал, все проверял!

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.

Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам, – сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан!

Шарманщик

На землю падал снег, и кто-то пел о том,
Как жил да был старик с шарманкой и сурком;
Что он вставал чуть свет и шел за песней вслед.
О том, что на земле шарманок больше нет.

Шарманок, шарманок,
Шарманок больше нет.

Скажите, а зачем шарманка вам нужна?
И хриплая совсем и сиплая, она
Скрежещет, как возок, скрипит, как бурелом,
Как флюгер, как сапог, как дерево с дуплом.

Как дерево, как дерево,
Как дерево с дуплом.

Достойные друзья! Не спорю с вами я;
Старик шарманщик пел не лучше соловья.
Но, тронет рукоять, и. – верьте, что порой
Он был самостоятельнее, чем король.

И счастье и печаль звучали в песне той;
Был тих ее напев старинный и простой.
Не знаю, как мне быть! Нельзя ли как-нибудь
Шарманку обновить? Шарманщика вернуть?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *