Копейка что шекель бережет
Сравнить с рублем: как «скачет» вверх-вниз израильский шекель
Сергей Львов
Наше болезненное от всяких дефолтов и девальваций воображение рисует ужас в головах и карманах израильтян. Те, кто имеет родственников в этой стране, просто обязаны оказать немедленную помощь близким, перечислив энную сумму на борьбу с «хаосом» и грядущим обнищанием масс. Еще большего кошмара ситуации придает первый абзац заметки:
«Стремительный рост курса шекеля по отношению к доллару и другим ведущим валютам, которым были отмечены сегодняшние торги, как и обвал шекеля в предшествующие две недели, является следствием мер, предпринимаемых центральными банками разных стран и хаоса на валютных рынках из-за резкого изменения валютных потоков».
Ну как, уже ощутили всю глубину кризиса? Бездарные и запоздалые действия центробанков из разных стран?
Но мы читаем дальше, пытаясь узнать детали ближневосточного апокалипсиса.
«Еще 11 марта курс доллара составлял 3,508 шекеля, а уже к 17 марта официальный курс составил 3,862 шекеля (в ходе торгов он был заметно выше и опустился после вмешательства Банка Израиля).
А теперь возьмем калькулятор и посчитаем глубину падения шекеля. Если от 3,862 отнять 3,508, то получается. 0,35.
Впрочем, тут уже все желающие вычислить исчезающе малые величины пусть считают сами. А заодно и попытаются просчитать, как эти крохи скажутся на инфляции и росте цен в Израиле.
Для тех, кто знает возможности израильской экономики и могучего сельского хозяйства страны, очевидно: никак «резкое падение курса шекеля» на потребительских ценах в Израиле не скажется. А в нынешней ситуации с обвальным падением цен на нефть, многие товары и вовсе станут дешевле обычного.
Но это мы еще не дочитали до конца материал М. Шафранова. А ведь заканчивается он совершенно победной реляцией:
«19 марта в ситуацию вмешался Банк Израиля, впервые за многие годы не покупавший, а продававший доллары. Вливание на рынок миллиарда долларов и заявление, что на поддержку рынка repo в случае необходимости выделены 15 миллиардов долларов из резервов центробанка, привели к откату.19 марта официальный курс доллара рухнул до 3,683 шекеля.»
О как, ребята и девчата! Оказывается, вся эта показушная тревожность заголовка и дебютных абзацев материала предназначалась лишь для того, чтобы немножко пощекотать нервы бережливых граждан Израиля, которые, как известно, считают, что копейка рубль бережет, а никакие агоры (не говоря уже о шекелях) и у миллионеров лишними не бывают.
В конечно итоге курс шекеля к доллару изменился на 10 агорот.
Валюта Израиля
О древних монетах еврейского народа мы вам уже успели рассказать. На этот раз посмотрим, какими монетами и банкнотами расплачиваются в современном Израиле. В настоящее время валютой Израиля является новый шекель, состоящий из ста агор. Ему предшествовал шекель (или старый шекель), заменивший израильский фунт. Шекель (как и фунт) не смог удержать первоначальный курс: его покупательная способность постоянно снижалась. В результате гиперинфляции, продолжавшейся около пяти лет, на банкнотах появилось большое количество нулей. Поэтому, стабилизировав финансовую ситуацию, правительство решает выпустить новые шекели, убрав три нуля со старых. На середину января 2021 года один новый шекель обменивают по биржевому курсу на 23 с половиной российских рубля.
Даты на монетах Израиля
Определение года выпуска для новичка – задача не из лёгких. Во-первых, дата записывается буквами, как в Древней Руси. Во-вторых, летосчисление тоже ведётся от сотворения мира. В-третьих, надписи читаются справа налево, а не слева направо, как мы привыкли. Но немного практики, и всё окажется простым и понятным. Так как новый шекель чеканится сравнительно недавно, можно запомнить всего несколько правил:
На снимке выше 1 агора с датой «5746» (1986 г.) и 1 новый шекель с датой «5756» (1996 г.).
Интересные факты о новом шекеле
Монеты Израиля
Современные обиходные монеты Израиля введены в обращение 4 сентября 1985 года после проведения деноминации. Их аверсом считается сторона с миниатюрным изображением Государственного герба. Внешним видом всех расчётных знаков в Израиле заведует специальный Комитет по дизайну банкнот, монет и памятных монет. Перед выпуском данной линейки он принял решение, что в оформлении будут использованы сюжеты древнееврейских монет. Утверждённые эскизы передаются на иностранный монетный двор, выигравший конкурс на чеканку. Там изготавливают штемпели и пробными оттисками проверяют качество получившегося изображения на стандартных заготовках. После пробной чеканки полученная партия отправляется заказчику, где её принимает комиссия. Проверяются степени защиты монет от подделок и распознавание их торговыми аппаратами и автоматическими кассами. В случае успешной приёмки Банк Израиля даёт распоряжение на массовую чеканку. После получения тиража монеты уходят в обращение через сеть кассовых центров коммерческих банков страны.
В связи с продолжающимся ростом цен необходимость в мелких номиналах постепенно отпала. 1 агора исключена из обращения с апреля 1991 года. Та же судьба постигла монетку в 5 агор, которая после окончания 2007 года утратила статус расчётного средства. Агора была разменной монетой ещё во времена фунта. Когда фунты сменил шекель, её стали именовать «новая агора». После деноминации приставка «новая» у агоры исчезла, перейдя к шекелю. Обозначение эмитента повторяется на трёх языках: иврите, английском и арабском.
Из такого же сплава чеканят монеты достоинством в половину нового шекеля. Здесь сюжетом аверса стала лира, взятая с древнееврейской печати, подписанной «Маадана, дочь царя». С диаметром 26 мм эта монета является наибольшей из обиходной линейки. Весит она шесть с половиной грамм и не имеет гуртового оформления. Этот номинал стал первым, который использовали для памятно-оборотного выпуска: 27 июля 1986 года в обращение отправилась монета с портретом барона Эдмона де Ротшильда. Портрет барона и фон образован именами 44 израильских городов. Этим выпуском отмечены заслуги Эдмона де Ротшильда как покровителя еврейского поселенческого движения в Палестине. Если в каждом советском городе имелась улица Ленина, то каждый крупный израильский населённый пункт имеет в своём составе улицу Ротшильда.
Для облегчения расчётов в конце 2007 года монетный ряд дополняют новым номиналом. При диаметре 21,6 мм и толщине 2,3 мм двухшекелевая монета из никелированной стали весит 5,7 грамма. Элементом защиты выступает прерывисто-рубчатый гурт, состоящий из четырёх гладких участков и четырёх участков с насечками. Здесь основой для аверса послужила монета эпохи Иоанна Гиркана I (период чеканки 127–104 гг. до н. э.). Рисунок с двумя рогами изобилия перенесли практически без изменений, разве что плод граната в самом центре сделали гладким. Можно отметить, что к наименованию номинала на английском и иврите добавлена арабская вязь. На итальянской международной нумизматической выставке Vicenza Numismatica эти 2 шекеля наградили званием «Лучшая монета 2011 года». Но данный номинал в обращении пока встречается реже остальных. В разговорной речи его часто сокращают до «шнекель» от соединения слов «шней» («два») и «шекель».
Монета достоинством пять новых шекелей обеспечивает расчёты с января 1990 года. Она имеет массу 8,2 грамма (пока это самый тяжёлый представитель обиходной линейки). При толщине 2,4 мм диаметр составляет 24 мм. Надо отметить, что форма монеты – 12-сторонний многоугольник. 5 новых шекелей чеканят из такого же медно-никелевого сплава, как и новые шекели ранних лет (75% Cu, и 25% Ni). Кроме монет регулярного чекана успели произвести и два памятных выпуска с портретами Леви Эшколя (1990 г.) и Хаима Вайцмана (1992 г.). На реверсе номинал также отчеканен и арабской вязью, где выделяется характерная пятёрка, похожая на привычный нам «0», чуть приплюснутый снизу.
Единственная биметаллическая монета регулярного чекана – это 10 новых шекелей, которые Банк Израиля впервые отправил в обращение 7 февраля 1995 года. Внутренняя вставка имеет диаметр 16 мм и выполнена из бронзы с покрытием. Кольцо с внешним диаметром 23 мм чеканят из никелированной стали. При толщине 2,2 мм общий вес монеты равен 7 грамм. Оформление аверса (финиковая пальма с парой корзин и надписью «во искупление Сиона») взято от древней монеты четвертого года еврейско-римской войны (69 г. н.э.). Кроме погодовки существуют 10 новых шекелей 1995 года, на которых отчеканена Голда Меир. Гурт монеты состоит из последовательности рифлений.
Но рифления на гурте не спасают монету от многочисленных подделок (на фото экземпляр слева). Каналом распространения выступают мелкие магазинчики и маршрутные такси. Прежде всего должен насторожить вес: фальшивка заметно легче. Если присмотреться, можно увидеть значительные отличия в оформлении: иные рифления или полное их отсутствие, другие шрифты (особенно это заметно по арабской вязи на вставке), дефекты рисунка в месте соприкосновения металлов.
Памятно-оборотные серии
На фото выше экземпляр из серии «Ханукка» представлен на примере 10 агор и находится слева, а в центре распложены обычные 10 агор. Ещё один памятный выпуск осуществлён в 1988 году в честь 40-летия независимости Израиля. Его от обычной монеты отличает текст «сорок лет Израилю» (на фото эти 10 агор находятся справа). Как и с выпусками «Ханукки» данная серия захватила все номиналы, находящиеся на тот момент в обращении. Кроме того, для монет 1987 и 1988 гг. известны пьедфорты – экземпляры двойной толщины.
Коллекционные монеты Израиля
Разработкой и выпуском всех монет, не предназначенных для обращения, занимается компания Israel Coins and Medals Corporation (Израильская корпорация по выпуску монет и медалей), ведущая деятельность с 1958 года. Она создана при участии первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона с целью увековечивания важных национальных и исторических событий Израиля и мира. Так как Израиль не имеет собственного монетного двора, корпорация размещает заказы на чеканку монет за рубежом. Монополия на распространение продукции также закреплена за ней.
До 2008 года корпорацией владело государство, но затем её приватизировали. Кроме монет, она занимается выпуском государственных наград, инвестиционных монет и слитков, продвижением национального искусства, производством и продажей украшений, а также изготовлением реплик древних монет и реализацией редких нумизматических предметов. Кроме золота и серебра корпорация выпускает малотиражные монеты из недрагоценных металлов (алюминий, бронза, медно-никель), но не стоит надеяться получить их на сдачу.
Банкноты Израиля
За выпуски бумажных денег отвечает всё тот же Комитет. Первоначально выбирается общая тема серии, которую сообщают дизайнерам. Лучший вариант выбирается на конкурсной основе. Наиболее подходящие эскизы передаются для утверждения и заключительного согласования. Элементы защиты выбираются ещё на этапе проектирования. Далее процесс переходит под надзор Валютного отдела Банка Израиля. Именно его сотрудники контролируют пробную печать, когда происходит подгонка цветов, перестановка некоторых фрагментов оформления, добавление или изменение элементов защиты. Окончательный вариант уходит в массовую печать. Получившиеся листы разрезаются на отдельные банкноты и уходят в обращение через коммерческие банки.
С 3 января 1999 года начинается функционирование серии В, начинающейся с номинала 20 шекелей. Все банкноты тоже имеют одинаковый размер (138 × 71 мм), но выполнены в вертикальной ориентации. Наступление эры цифровых технологий Банк Израиля решил отметить в оформлении: портреты деятелей выполнены с помощью ASCII-графики. Линейку банкнот должны были дополнить 500 новых шекелей с портретом Ицхака Рабина. Банк Израиля показал одну сторону банкноты и анонсировал её выпуск в 2002 году. Однако низкие темпы инфляции заставили пересмотреть это решение, и «пятисотка» в обращении так и не появилась. Поэтому общественность до сих пор остаётся в неведении, как же должна выглядеть другая сторона.
Зато напечатали 1 800 000 банкнот достоинством 20 шекелей в честь очередного юбилея образования Израиля. На этих банкнотах после номера размещена надпись красного цвета «Шестьдесят лет государству Израиль». Серию С Комитет по дизайну банкнот, монет и памятных монет анонсировал в декабре 2009 года. На этот раз банкнотам решили придать разную длину: каждый номинал увеличивается в длине от предыдущего на 7 мм. Это решение требовало перенастройки всех торговых автоматов, поэтому выпуск затянулся на несколько лет, и первую банкноту (ей стали 50 новых шекелей) ввели в обращение лишь в сентябре 2014 года. В отличие от 20-шекелевой банкноты серии В, выполненной на полимере, серию С пока решили не переводить на полимерный материал, а делать из «обновленного хлопкового субстрата», который обеспечивает повышенную износоустойчивость.
20 новых шекелей серии С (129 × 71 мм) отправились в оборот в самом конце осени 2017 года. С лицевой стороны на нас смотрит поэтесса Рахель Блювштейн, изображённая на фоне ветвей пальмы. Кроме стихов, которые до сих пор весьма популярны, Рахель (свои творения она обычно подписывала лишь именем) прославилась переводами на иврит стихов Пушкина, Ахматовой и Есенина. С французского она перевела творчество Верлена и Метерлинка. Выбором для оборотной стороны берега озера Кинерет, известного также как Тивериадское озеро или Галилейское море, послужило стихотворение Рахили «Кинерет». Это самый большой пресноводный водоём на территории Израиля, поэтому его порой называют «Израильский Байкал». На обороте также запечатлены строчки и из другого стихотворения Рахели «Может, этого не было вовсе со мною», также посвящённого Кинерету. «Кинерет шели» считается одной из самых красивых песен на иврите.
Шауль Черниховский (Саул Гутманович Черниховский), изображённый на 50 новых шекелях (136 × 71 мм), также прославился не только стихами, но и переводами на иврит («Одиссея», «Илиада», «Калевала» и др.). Искусствоведы считают, что в его поэзии сплелись традиции еврейского наследия и основы мировой культуры. Кроме портрета Черняховского на лицевую сторону попало и плодоносящее дерево семейства цитрусовых. Микротекст покажет нам стихотворение «О, моя страна! Моя Родина!». На обороте сквозь крупное указание номинала видна капитель коринфской колонны, изображённая в качестве дани уважения к Черниховскому как переводчику с древнегреческого. Здесь же можно отыскать строки из поэмы «Верю». К началу 2017 года из всех 50-шекелевых банкнот в обращении экземпляры серии С составляли уже 90%.
Выполненные в коричневых тонах 100 новых шекелей (143 × 71 мм) представляют нам Лию Голдберг, рядом с которой цветы миндаля. Кроме поэзии Лия Голдберг проявила себя в прозе для детей и взрослых, журналистике и культуроведении, переводах, критике и преподавательской деятельности. В 1970 году она стала лауреатом литературной премии Израиля. Микротекст лицевой стороны знакомит со строчками стихотворения «В стране любви моей цветет миндаль», переложенного на песню. Симпатичные оленята на обороте связаны с поэтическим сборником «Что делают олени?» Также здесь приведена цитата из песни «Белые дни», которую исполняли известнейшие певцы Израиля.
Банкнотой самого крупного номинала в Израиле пока остаются 200 новых шекелей (150 × 71 мм). Аверс занимает портрет Натана Альтермана и ветви осенних деревьев. Микротекст кроме наименования эмитента включает и строчки из стихотворения «Вечная встреча» («Бесконечная встреча»), которое считают одной из вершин творчества поэта. На обороте деревья показаны уже с опавшей листвой, а над ними нависает громадная Луна. С помощью микропечати здесь размещён отрывок из «Утренней песни».
Интересной особенностью небольшого количества банкнот достоинством в 50 и 200 шекелей является подпись Стэнли Фишера, возглавлявшего Банк Израиля, когда подготовка первых позиций серии С к печати подходила к концу. Однако его пригласили на должность вице-председателя Федеральной резервной системы США, и подпись стала неактуальной. Однако все эти банкноты (специалисты считают, что их примерно 10 000 экземпляров) относятся к пробным, хотя и являются предметом охоты коллекционеров. В обращении сейчас находятся банкноты серии С, на которых отпечатана подпись Карнит Флуг.
Половина шекеля
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Что это такое — давать половину шекеля? [↑]
Обычай перед Пуримом [↑]
Перед дневной молитвой Минха в день Поста Эстер (обычно — это канун праздника Пурим) есть интересный обычай: дать 3 монетки достоинством в половину шекеля, доллара, евро или 50 копеек.
При этом говорят так: «В память о половине шекеля».
В чем суть этого обычая и почему это делают именно в этот день?
Рамо (раби Моше Исерлис) в кодексе законов Шульхан Арух (раздел Орах Хаим 694:1 — раздел законов календаря и еврейских праздников) пишет:
«Есть те, кто считают, что нужно дать перед Пуримом половину монеты, постоянно ходящей в этом месте и в это время, в память о половине шекеля, которую давали в адаре. А так как понятие “трума” — подаяние, пожертвование, три раза упомянуто в Торе (в отрывке о половине шекеля), то нужно дать три таких монеты».
Источник заповеди в тексте Торы [↑]
Сказано в недельной главе «Ки-Тиса» (Шмот, 30:12-16):
«И сказал Всевышний Моше, говоря: Когда считать (букв. Возносить) будешь сыновей Израиля, по количеству их, пусть даст каждый из человек искупление души его Всевышнему, считая их, и не будет эпидемии при их подсчете. Это (Вот, что) дадут, всякий кто проходит по расчету половину шекеля, от святого(особого) шекеля: двадцать гера он шекель, половину шекеля, приношение(возвышение) Всевышнему. Всякий, кого считают, старше 20 лет, даст приношение(возвышение) Всевышнему. Богатый не добавит, а бедный не убавит, от половины шекеля дать приношение(возвышение) Всевышнему, искупить души ваши. И будет сыновьям Израиля для памяти перед Всевышним, искуплять (для искупления) души ваши».
Рамбам и кодекс Сефер-а-Хинух упомянули эту заповедь среди 613 заповедей. Но по мнению других комментаторов (например, Виленский Гаон), закон сбора шекелей — это часть процесса принесения жертв, службы в Храме, закон, переданный от Моше с Синая устно, без прямого упоминания в Письменной Торе.
Глава Шкалим, половина шекеля и Пурим [↑]
Связь между Шкалим и праздником Пурим [↑]
Наши мудрецы очень давно постановили читать этот отрывок из Торы в последнюю субботу месяца Шват, перед наступлением месяца Адар, дабы напомнить об этой важной заповеди. Суббота, в которую читаю отрывок о шкалим, называется Шаббат Шкалим.
Именно в заслугу этой заповеди спаслись евреи от ненавистиника Амана во время Пурима:
«Сказал Раби Шимон Бен Лакиш: так как Всевышнему было известно, что Аман пообещает Ахашверошу 10 000 слитков серебра, поэтому Он повелел им (евреям) дать их шекели заранее» (Трактат Мегила 13б).
Евреи начинают давать половину шекеля с 1 Адара (жребий Амана выпадает на 13). И заслуга этой заповеди позволяет им победить его.
То есть, мы видим, что есть непосредственная связь между сутью Пурима и этой заповедью, и наверное поэтому так педантично все ранние комментаторы упоминали и следили за этим обычаем.
И хотя сейчас у нас нет Храма и возможности выполнить саму заповедь, возможно, именно этот обычай дает нам защиту перед Амалеком и в наши дни.
Смысл заповеди Торы [↑]
Смысл заповеди Торы — дать средства для общественных постоянных жертв в Храме, а также для одежды коаним, изучения рецептов воскурений. Храмового служения и. т. д.
Шкалим называются «выкупом» для души, именно поэтому дать должны были все, да и жертвы искупали грехи всего народа.
Почему именно в минху поста Эстер? [↑]
В минху в таантит (день поста) цдака очень к месту (Каф Ахаим). Есть известная формула: тшува (раскаяние), тфила (молитва) и цдака отменяют плохой приговор.
Практика [↑]
Источник обычая [↑]
Источник слов Рамо восходит к ученикам Маарама — раби Меира из Ротенбурга: раби Шимшону бар раби Цадок (аТашбец) и раби Мордехаю бен Хиллелю, автору «сефер Мордехай».
Однако Рокеах упоминает, что этот обычай был принят еще во времена Гаоним. Также в трактате Талмуда Софрим есть упоминание о том, что: «Должны все евреи дать шекели перед субботой Захор (шаббат перед Пуримом), и нельзя сказать (давая их) ради искупления, а только то, что даются они добровольно».
Суть обычая — вспомнить о заповеди [↑]
Здесь мы видим известное ограничение: так как после разрушения Храма нельзя дать «шкалим», деньги идут просто на помощь бедным.
А если кто-то произносит, что этим он хочет выполнить заповедь «давать половину шекеля», что тогда? Тогда эти деньги получают статус денег Храма, но его сейчас нет, и такие деньги нельзя использовать ни для чего другого.
Мы также видим суть обычая — вспомнить о заповеди Торы «дать половину шекеля» на нужды Храма, на жертвы и поддержания Храмового имущества в хорошем состоянии.
Кто обязан? [↑]
По закону Торы, если исходить из источника (слов Торы), на который опирался Рамбам, обязанность давать «Половину Шекеля» по Торе есть только у того, кому исполнилось 20 лет.
На основании этого Рамо (694:1) также считает, что в «Память о Половине Шекеля» нужно давать тоже с этого возраста.
Но Мишна Брура приводит, что это только по закону, принятый обычай же давать даже за не достигших совершеннолетия детей, и даже за плод во чреве беременной женщины.
По поводу самих женщин есть свидетельство об обычае великих учителей (рав Элияшив и рав Ойербах) давать в «Память о Половине Шекеля». Хотя были раввины (Стайплер, отец рава Хаима Каневского), в доме у которых женщины не давали деньги в память о половине шекеля.
Если же отец начал давать за детей он должен продолжать и не бросать этого делать в следующем году.
Сколько давать в наше время [↑]
Какой вес был у монеты в половину шекеля? [↑]
Есть два основных мнения.
1. Во времена Торы 7 и 1/12. А во времена Мишны 8,5 грамм.
2. Во времена Торы это было 8 грамм, а во времена Мишны стало 9,6 грамма. Талмуд в трактате Бхорот выводит, что с увеличением монеты шекель нужно давать половину увеличенного шекеля, а половина увеличенного шекеля — 9,6 грамма.
В наше время, так как речь идет все-таки только об обычае, достаточно считать что это 8,5 грамм.
Сколько монет давать сегодня в память о махацита шекель? [↑]
Во времена Храма, когда говориться о выполнении непосредственно заповеди Торы «дать половину шекеля», нужно давать половину той монеты, которая ходит в это время, главное, чтобы эта монета было не меньше, чем «шекель Торы» или «святой, отделенный шекель» (Рамбам, Школим 1:5).
Но это во времена Храма. У нас, к сожалению, нет такой возможности. А сколько же нужно дать, выполняя обычай «памяти о половине шекеля?»
Мы находим в Даркей Моше, что Рамо привел два момента для выполнения этого обычая:
1. Нужно дать три монеты, которые имеют номинал «половина» (пол-шекеля, 50 копеек, полдоллара и т. д. ).
2. Нужно давать в тех денежных единицах, которые в ходу в этой местности в это время.
Также Рамо упомянул от имени Маариля обычай давать эквивалент стоимости половины шекеля времен Торы (в пересчете на курс серебра на данный момент времени) кроме трех монет-половинок. Но он же свидетельствовал, что это не принято.
Виленский Гаон давал половину злотого. Не считал нужным давать три монеты.
Мишна Брура считал, что по букве закона достаточно дать три половинки «грош», мелкой монеты в его времени не имевшей важности.
Но так как это была слишком мелкая монета, он продолжал искать способ дать что-то более существенное.
Поэтому он говорит, что счастлив тот, у кого есть возможность дать три половинки мелких монет и полтинник серебряного рубля. Это как раз по мнению Маариля. Кстати, в половине рубля было как раз 9 грамм серебра, близко к половине шекеля Торы.
Вывод: по мнению Мишна Брура лучше всего давать эквивалент половины шекеля Торы в добавлении к трем половинам мелким монетам, ходящим в этой местности.
В восточных общинах было принято давать эквивалент половины шекеля Торы. Но у кого не было возможности — давал половину расходной монеты в этой местности (Каф аХаим).
Чему равна половина шекеля в наше время? [↑]
Итак, половина шекеля равна примерно 8, 5 г серебра.
Подсчитаем и приведем конкретные примеры для Израиля, сколько давать «в память о махацита шекель». Жители стран диаспоры смогут вывести норму для своей страны на этих примерах.
Справочная информация подсказывает, что сегодня 1 грамм серебра по розничной цене = 3 шекеля.
26 шекелей (кстати, это соответствует числовому значению 26 — гематрии четырехбуквенного имени Творца).
Можно ли давать эти деньги из маасера? [↑]
Рав Нисим Карелиц и рав Хаим Пинхас Шайнберг считают, что невозможно выполнить этот обычай из денег Десятины — маасера, т. к. это принятый обычай. Минимум в три половины мелкой монеты нужно дать из своих денег, это наша обязанность.
А эквивалент половины шекеля Торы можно дать из маасера, так как это не общепринятый обычай — так услышано от рава Бенциона Зильбера (шлита), в личной беседе.
Другие частые вопросы [↑]
— Можно ли дать 1. 5 шекеля тремя монетками по пол-шекеля? — Можно.
— Можно ли дать 1. 5 шекеля пятнадцатью монетками по 10 агорот? — Нельзя. Нужно поменять их на 3 монеты по пол-шекеля.
— Есть обычай давать половину серебряного доллара (выпуска до 1961 года). Можно ли давать его в странах, где доллар — иностранная валюта? — Рав Хаим Каневский считает, что это неправильно, так как доллар не ходит в Израиле свободно и является товаром, а не деньгами (деньги — свободно ходящий эквивалент стоимости, товар — то, что приобретается и продается деньгами. )
Но рав Шломо Залман Ойербах считал, можно выполнять этого обычая таким образом. Более того, сам делал так. Так же вел себя и отец рава Хаима Каневского, великий Стайплер.
Рав Элияшив же говорил, что давая три половинки доллара, нужно добавить три половинки шекеля.
Как все происходит? [↑]
Обычно все происходит примерно так.
В синагоге перед дневной молитвой Минха в Пост Эстер габаим (старосты синагог) кладут на биму монеты в пол-шекеля. Часто рядом устанавливают специальные коробчки для цдаки (благотворительности) на различные цели (например: помощь бедным, фонд помощи женихам и невестам, ГМАХи, на общину и т. д. )
Люди приносят свои деньги на сумму 1. 5 шекеля, умноженное на количество членов семьи (если мама ждет ребенка, добавляют еще 1. 5, если близнецы — соответственно 2 раза по 1, 5) и меняют их на половинки шекеля.
Например: семья с тремя детьми дает 1. 5 *5=7. 5 шекелей.
Также стоить добавить эквивалент стоимости в соответствии с актуальной стоимостью серебра на сегодняшний день.