Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова

Конспект по русскому языку «Что такое культура речи» (8класс)

Русский язык 8 класс

Тема. Что такое культура речи

Предметные: формировать у учащихся понятие «Культура речи»; какой должна быть речь культурного человека.

Регулятивные: постановка учебной задачи.

Познавательные: смысловое чтение, работа с информацией.

Коммуникативные: соблюдение норм речи

Личностные: мотивация к изучению русского языка.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Оборудование: учебник, словарь

Мотивация к деятельности

Доброжелательный, воспитанный, образованный человек, какой он человек? Каким одним словом можно назвать человека, наделенным такими качествами? (Культурный человек)

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

(Узнать, что такое культура речи, и какой должна быть речь культурного человека).

Работа со словарем

Понятие «Речь» в разных словарях

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Лингвистический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с.

Знакомство со статьей стр.4

Устно упражнение 1

* внимательно прочитайте правило на странице 5;

* обговорите правило своими словами друг другу;

Выполнение заданий по учебнику стр.5-6 Упр.2-4,6

Источник

Урок по культуре речи на тему «Учимся говорить» (8 класс)

Урок культуры речи в 8 классе

Тема: Учимся говорить

Цели: 1. Углубить знания учащихся о нормах литературного языка.

2. Развитие навыков владения нормами устной речи.

3. Повышение культуры речи учащихся.

Эпиграф к уроку: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев)

Оборудование: таблица «Нормы литературного языка», карточки индивидуальной работы.

Постановка целей урока.

Как по-вашему, какую речь можно назвать культурной? (ответы учащихся)

В БСЭ культуру речи определяют, как степень соответствия речи нормам литературного языка.

Скажите, где можно встретить абсолютно правильную культурную речь? (на волне русскоязычных западных радиостанций речь дикторов на 100% соответствует нормам речи).

В такой ситуации перед нами может стоять только одна цель: учиться говорить в соответствии с нормами русского языка. (Работа с эпиграфом).

Изучение нового материала.

Работа с таблицей «Нормы литературного языка»

Знание каких норм необходимо для грамотного владения устной речью? (произносительной, морфологической, синтаксической, стилистической)

Проверим, насколько вы владеете знанием перечисленных норм речи.

2) Работа у доски. Расставить ударения в словах.

Феномен, углубленный, расклеить, звонишь, начал, запломбировать,

3) Образовать форму множественного числа

4) Лексическая работа. Правильно ли объяснено младшими школьниками значение фразеологических оборотов?

Волк побежал что было духу. – Очень быстро побежал.

Несолоно хлебавши. – Несоленый суп или борщ.

Люди старались держаться от них подальше. – Обходили на большом

Утенок был ни жив ни мертв. – Утенок замер от страха.

5) Инсценирование речевых ситуаций.

А) На завтра вы приглашены на день рождения друга. Сегодня в 21.00. вы узнаете, что рано утром вам с вашими родителями срочно нужно уехать из города. Сообщите своему другу по телефону, что вы не сможете прийти на день рождения.

Б) Вы с другом возвращались из школы. Неожиданно друг поскользнулся и растянул связки на ноге. Вы помогли ему добраться домой, и теперь нужно позвонить на работу его маме и сообщить о несчастье. Составьте разговор с мамой.

(инсценирование речевых ситуаций завершается коллективным обсуждением увиденного и услышанного).

6) Найти и исправить нарушения норм речи в предложениях. (задания напечатаны на карточках, которые раздаются на парты)

1. Ряд исследований по этой теме уже опубликованы в журналах. 2. Читая эти строки, создается впечатление, что автор пишет о нас. 3. Мы с вами должны собраться и оговорить все вопросы. 4. В нашем лесу много ягод и малины.

7) Найти стилистические ошибки. (предварительно повторяются стили речи)

Петька накатывает мяч на Пашку, и – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Нога оказывает определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличивается. Мяч со свистом летит в ворота.

(из автобиографии) Я, Андрей Петров, родился в 1991 году в небольшом поселке недалеко от Астрахани. Мой отец, Петров И. С., работает слесарем в ЖЭКе №4, мать, Петрова Н. В., кассирша в магазине. Кроме меня, в нашей семье есть ещё двое детей – мои младшие братик и сестричка, близнецы Стасик и Верочка. Я их очень люблю и много с ними играю.

Итоги урока. Учащимся необходимо ответить на вопрос:

Что необходимо делать каждому из нас, чтобы повышать культуру речи?

5. Домашнее задание. Выписать 5-6 примеров нарушения норм речи, услышанных в речи окружающих.

Источник

Урок по русскому языку в 8 классе «Что такое культура речи»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Что такое культура речи

Класс: 8б. Дата проведения: 02.09.2016 г.

Класс: 8б. Дата проведения: 02.09. 2016 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель – умение анализировать и оценивать устные и письменные высказывания.

Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка.

Регулятивные (Р): постановка учебной задачи.

Познавательные (П): смысловое чтение, работа с информацией.

Коммуникативные (К): соблюдение норм речи

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, целеполагание.

2. Повторение ранее изученного

Понятие «Речь». Её типы.

3. Освоение нового материала

3.1. Понятие «Речь» в разных словарях

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Лингвистический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с .

3.2. Развитие умений анализировать тексты с точки зрения их тематического единства. Упражнение 1. Запись текста памятки в тетрадь.

3.3. Упражнение 2. Анализ схемы и таблицы. Развитие умений определять понятия по их характеристикам.

3.4. Упражнение 5. Раздаточный материал «Акцентологические нормы».
Упражнение 6.

Что такое культура речи?

Что такое русский литературный язык?

Назовите признаки культуры речи.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

§1, упр. 4. Выучить акцентологический минимум.

Источник

Методическая разработка по русскому языку «Культура речи».

Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Картинка про Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова

Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Картинка про Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова

Содержимое разработки

Тема урока. Введение. Что такое культура речи.

Цель: углубление знаний об аспектах культуры речи; совершенствование умений анализировать и оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соблюдения коммуникативных, этических и языковых норм современного русского литературного языка.

Тип урока. Развитие речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, высказывания о культуре речи.

Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя с элементами деседы.

У нас сегодня урок «Культура речи». Вы обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.

— А что значит, быть культурным человеком?

— Что нужно делать для этого? (ответы: здороваться, чисто и опрятно одеваться, уважать старших, помогать младшим умение правильно говорить и т.д.)

Да, ребята, культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться.

─ Как вы думаете, почему учителя заставляют вас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений?

На литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий.

─ Почему нам приятно их слушать и легко понимать? (Они овладели культурой речи).

─ Что же такое культура речи?

(Ученик. Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах).

Проблемное объяснение нового знания.

─ Как вы думаете, почему учителя заставляют вас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений?

На литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать? (Дети: Они овладели культурой речи).

Работа с учебником.

─ Что же такое культура речи? Разобраться в этом нам поможет материал учебника.

Давайте откроем и прочитаем текст на стр.4 №1 и№2 (чтение по цепочке).

─ Какая информация текста оказалась для вас новой?

─ Какие общие положения о культуре владения языком содержаться в обоих текстах?

(Ученик. Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.)

Прочитайте текст на стр.4 и определите его тему (устно).

Работа с учебником.

Соотнесение понятий схемы и материала таблицы упр.2 стр.5. Раскрытие содержания приведённых в схеме понятий, воспользовавшись данными таблицы.

Итог урока (рефлексия деятельности).

1. Фронтальный опрос.

— Исследование какой темы мы с вами вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Какие получили результаты?

— Где можно применить новые знания?

3. Домашнее задание:

— выполнить письменно упр.5 стр.6;

— выучите наизусть одно из высказываний о культуре речи.

Источник

Конспект урока по русскому языку 8 класс к учебнику Л.М.Рыбченкова и др. «Односоставное предложение»

Урок русского языка в 8-м классе

Тема: «Понятие об односоставных предложениях»

Повторить состав простого предложения, подвести обучающихся к пониманию термина «односоставное» предложение.

Углубить представление обучающихся об односоставных предложениях.

Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

Изучить новую терминологию.

Формировать культуру речи обучающихся.

Способствовать развитию познавательного интереса ю путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и способностей учащихся.

Основные задачи: о бучающиеся должны научиться опознавать данное языковое явление, приобрести навыки анализа предложений данной конструкции, овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.

Обеспечение урока: Презентация в PowerPoint, проектор, ноутбук, школьная доска, дидактический материал, учебник

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос обучающихся (слайд 1)

– Над изучением какой темы мы работали на предыдущих уроках?
– На какие две группы делятся все члены предложения?
– Какие члены предложения называются главными? Второстепенными?
– Что является смысловым центром предложения? Что в нем заключается?

III . Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Синтаксическая пятиминутка (слайд 2)

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Задание: подчеркнуть грамматические основы предложений.

Анализ предложений по вопросам.

– Какие это предложения по наличию второстепенных членов?
– Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными?
– Какие это предложения по наличию главных членов?
– Какие предложения называются двусоставными? Односоставными? (Примеры из текста)
– Прочитайте односоставное предложение из нашей записи.
– Приведите еще свои примеры.
– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
– Запишите тему урока.

IV. Работа над темой

– Итак, вы уже знаете, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.
Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы, а какие мы сейчас узнаем.

Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Картинка про Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова

Вывод: односоставные предложения делятся на две основные группы:

1) с главным членом подлежащим;
2) с главным членом сказуемым.

Вывод: как и двусоставные предложения, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Задание: спишите и распространите предложения.

Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Картинка про Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова

Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Картинка про Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова

– Какую ошибку я допустила? Как её исправить?

А теперь, пользуясь материалом §20, заполните схему: (слайд 4) Ответьте на вопрос:

V . Закрепление изученного материала

Задание 1. Перепишите и определите главные члены предложения. Найдите односоставные предложения. (слайд 6)

1. Вижу горы и долины.
2. Кому-то принесли от мастера ларец.
3. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
4. Одной рукой и узла не развяжешь.
5. К вечеру похолодало.
6. Летнее утро.
7. Рассвет.

Каково же грамматическое значение односоставных предложений?

2. Практическая работа (слайд 7)

Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока вам необходимо выполнить работу.

Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Картинка про Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова

Проверь себя (слайд 8)

Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Картинка про Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова. Фото Конспект урока по русскому языку 8 класс что такое культура речи рыбченкова

VI. Подведение итогов. Рефлексия (слайд 9)

Вспомните, что является смысловым центром предложения?

А что на этом нашем уроке для вас было данным, ранее изуче нным?

Что является общим для всех односоставных предложений?

VII . Домашнее задание разноуровневое (слайд 10):

1. § 20, упражнение 135 (письменно)

2. Найти в произведениях 5 примеров односоставных предложений и записать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *