грейнинг в бриллианте что такое
Характеристика бриллиантов: цвет и чистота
Казалось бы, чем больше драгоценный камень, тем он дороже. Но не все так просто, господа! Огромный бриллиант в десять и более карат может стоить куда дешевле двухкаратного собрата. Оказывается, основополагающее значение при ценообразовании имеют другие характеристики камня, в том числе, цвет и чистота.
Давайте познакомимся с этими понятиями, получим общее представление о наиболее популярных системах сертификации и расшифровке загадочных цифр и букв, красующихся на бирках украшений с бриллиантами.
О системах сертификации
До середины прошлого века никакой системы сертификации бриллиантов не существовало: каждый камень оценивался в индивидуальном порядке, использовалась лишь приблизительная шкала цвета. Это было, как минимум, неудобно как для продавцов, так и для покупателей.
Первой ласточкой, пролетевшей в направлении унификации оценки бриллиантов, стала система, внедренная Геммологическим Институтом Америки. Система сертификации GIA и по сей день считается самой авторитетной в мире.
Шкала оценки бриллиантов по системе 4C от GIA
В основу классификации бриллиантов положена оценка камня по четырем параметрам, содержащимся в соответствующих полях:
По основной шкале GIA оцениваются только белые бриллианты, причем желтый и бурый оттенок считаются недостатками. Алмазы фантазийных окрасок оцениваются по отдельной шкале (желтые, розовые) или вовсе персонально, вне системы.
Сертификаты GIA признаются во всем мире. Оценщики института абсолютно не заинтересованы в результатах экспертизы, а потому – беспристрастны. Они оценивают камни без оправы, не зная имени владельца и происхождения бриллианта. Стоимость экспертизы стандартная и не зависит от результатов.
Существуют и другие системы оценки бриллиантов (американские, европейские, азиатские) разной степени авторитетности. Оценкой камней могут заниматься и частные ювелиры, но для этого нужно располагать соответствующим сертификатом, выданным авторитетным геммологическим учреждением или профессиональной ассоциацией. Самыми сомнительными в ювелирном сообществе считаются сертификаты, выданные в Юго-Восточной Азии.
Что понимается под термином «чистота»
Одной из основополагающих характеристик бриллиантов является чистота. Она определяет количество и цвет посторонних включений в ограненном алмазе, трещиноватость, степень прозрачности. В идеальном образце вкрапления отсутствуют, он считается эталонным. Однако таковых бриллиантов не существует: даже самые чистые камни имеют некоторые вкрапления и замутненные области.
Вкрапления могут быть различными: графит, ильменит, магнетит, гранат, малаколит и иже с ними – они определяют цвет дефекта (наиболее приемлемы белые непрозрачные включения). Большое количество темных крупных вкраплений, заметных невооруженным взглядом, переводит камень в категорию «пике» или «борт» и обрушивает его цену.
Параллельно с чистотой существует термин «ясность». Он определяет не только наличие очевидных включений, но и прозрачность камня. По сути, «чистота» и «ясность» – одно и то же.
Внешние включения называются пятнами. Большинство их ликвидируется при огранке. А вот с внутренними дефектами (вкраплениями) приходится мириться: не всегда получается устранить их без существенных потерь в массе драгоценного минерала. Ну и что? В хорошем камне они невооруженным взглядом практически незаметны, зато без слов доказывают его природное происхождение.
В системе GIA принято литерно-цифровое обозначение чистоты бриллиантов (расшифровка аббревиатур определяет качество камней, количество, цвет и величину дефектов), а ГОСТ оперирует исключительно цифрами. При оценке по любой системе используется лупа с десятикратным увеличением.
По российскому стандарту принято учитывать массу и количество граней в бриллианте. В зависимости от этих параметров выделяется количество категорий чистоты:
Чем больше цифра, тем ниже показатель чистоты у оцениваемого экземпляра.
Вы можете ознакомиться со сравнительной характеристикой бриллиантов по чистоте в таблице по GIA и ГОСТ (ТУ) ниже:
Какая чистота бриллианта лучше
Чистота бриллианта считается хорошей, если он укладывается в значения от 1 до 6-7 по российской классификации (или до SI3 по GIA). Бриллианты с чистотой 1 и 2 практически идеальны, поэтому их стоимость запредельна – такие камни доступны лишь весьма состоятельным людям.
Бриллиант с характеристикой чистоты 3 значит, что вы имеете дело с прекрасным камнем, имеющим не более трех светлых включений, неразличимых невооруженным глазом. По шкале чистоты бриллиантов GIA это оценки VVS 1 и VVS 2 (Very Very Small Inclusions – «очень-очень мелкие включения»).
Бриллианты 3 и 4 группы очень хороши со всех точек зрения: они великолепны как вставки в эксклюзивные украшения (в типовых ювелирных изделиях они практически не встречаются – достаточно дороги). Неплохи и камешки с ясностью 5-6: они представляют собой оптимальное сочетание цены и качества, поэтому используются при производстве украшений масс-сектора (если это понятие вообще применимо к ювелирке с бриллиантами).
Если вы инвестируете деньги в бриллианты, желательно выбирать камни с чистотой 3-6. Их легко перепродать, причем год от года бриллианты будут только дорожать. Запасы природных алмазов постепенно истощаются.
Цвет бриллианта
Еще одна важнейшая характеристика бриллианта – его цвет. Идеал – это камни без оттенка или со слегка голубоватым отливом. Чем больше желтоватого или буроватого оттенка, тем хуже.
Характеристика бриллиантов по цвету и чистоте является основополагающей для ценообразования. Например, Геммологический институт Америки каждые две недели публикует «таблицы Рапопорта», являющиеся, по сути, универсальными прайс-листами для мирового рынка алмазов.
GIA разработаны две шкалы цвета бриллиантов: одна применяется для белых камней, другая – для категории Fancy (алмазов фантазийных расцветок). Они существуют обособленно друг от друга.
Для оценки цвета белых камней по GIA предусмотрена исключительно литерная градация, от D до Z. В начале таблицы позиционируются чисто белые камни, в конце – практически желтые, но не попадающие в категорию фантазийных. Каждый образец сравнивается с эталонным экземпляром.
Бриллианты фантазийных расцветок имеют иные индексы, где используются как буквы (обозначения цветов), так и цифры. У этих камней, напротив, наиболее высоко ценится яркая и редкая окраска (разумеется, при сохранении чистоты и прозрачности).
В таблицу оценки фантазийных алмазов включены не все оттенки, которыми природа раскрашивает эти невероятные минералы. Например, там пока нет фантастических зеленых и черных бриллиантов, существующих в единичных экземплярах.
При оценке цвета бриллианта по российским стандартам образцы с эталоном не сравниваются. Как и в случае с чистотой, камни оцениваются в зависимости от веса (до 0,29 карат или свыше) и количества граней (17 или 57). Применяется цифровая градация, но дополнительно используются и подробные словесные описания.
Перед вами сравнительная таблица оценки цвета бриллиантов по GIA и ГОСТ:
Стоит отметить, что по российской системе предусмотрена оценка коричневых и даже черных камней. По GIA эти камни относятся к категории «борт» и считаются техническими. Однако отдельной шкалы для камней фантазийных расцветок в России не существует – такие алмазы оцениваются персонально.
Что еще учитывать при покупке?
Конечно, каждому хотелось бы обзавестись крупным бриллиантом с оценками 1/1 и 2/2 по чистоте и цвету. Однако, как говорилось выше, такие камешки стоят целые состояния и простым смертным недоступны.
Многие потенциальные владельцы бриллиантов задаются вопросом: что важнее при выборе, цвет или чистота. Все зависит от того, для чего вам потребен камешек. Если вы планируете инвестировать в бриллианты кровные средства, это соотношение не слишком принципиально, но лучше, чтобы эти цифры были или одинаковыми, или близкими – такие камни максимально ликвидны.
Коллекция украшений с коньячными бриллиантами в каталоге Sunlight
Если вы планируете приобрести камень для того, чтобы заказать ювелиру украшение, где он будет выступать «гвоздем программы», лучше выбирать бриллиант в зависимости от материала оправы.
Если намереваетесь использовать камешек в альянсе с желтым или красным золотом, важнее чистота, ведь металл в любом случае подарит вставке слегка желтоватый оттенок. А в тандеме с платиной или белым золотом желтизна камня будет бросаться в глаза, поэтому стоит сделать акцент именно на цвете.
Принципиально важно не только количество, величина и цвет дефектов, но и их расположение. Если микротрещины и включения лоцированы сбоку, то в оправе они будут незаметны. Самое критичное место – площадка камня.
Приобретая украшения с бриллиантами, обратите внимание на бирку. Она должна быть закреплена непосредственно на украшении с помощью пломбы и содержать полную информацию о товаре.
Характеристики бриллианта на бирке совпадают с оценкой его по системе сертифицирования, принятой в стране, где изготовлено украшение. Там будет указано, сколько камней использовано в качестве вставок, а также предоставлена информация об их характеристиках: массе, чистоте, цвете, способе и качестве огранки.
Рядовые (если так можно сказать о бриллиантах) камешки с характеристиками 6/6 по отечественной шкале выглядят вполне достойно. Сторонний наблюдатель вряд ли разглядит невооруженным взглядом какие-либо изъяны, зато за адекватные деньги можно позволить себе алмазик побольше и попредставительнее.
Идеальными бывают лишь синтетические камни. Они по вышеописанным шкалам не оцениваются и стоят куда дешевле натуральных собратьев. Но разве вам не хочется иметь украшение пусть с небезупречным камешком, но созданным самой Природой?
ВНЕШНИЕ ДЕФЕКТЫ ОГРАНКИ БРИЛЛИАНТА
Кроме пропорций и симметрии при оценке огранки учитываются внешние дефекты ограненного алмаза. При оценке внешних дефектов решающим фактором является 10-кратное увеличение.
Внешние дефекты могут присутствовать в больших количествах и множестве разнообразных форм. Для классификации их разделили на три группы:
Рундист
Рундист бриллианта – это визитная карточка огранщика. Рундисты могут быть самого разного качества – шероховатые, полированные, фацетированные, тонкозернистые и «тяжелые», или грубые, грубозернистые и пористые.
Шероховатый рундист имеет шелковистый или восковой блеск на очень тонкозернистой поверхности. Однако, если рундист гранится слишком быстро и со слишком большим нажимом, на поверхности развиваются мелкие углубления и открытые поры; в этом случае его описывают как «грубый» или «пористый». Его внешний вид напоминает кусочек сахара. Частицы пыли и покрытия пинцета легко попадают в поры и придают рундисту сероватый вид. Грубый или зернистый рундист часто сопровождают мелкие царапинки и трещинки, которые придают рундисту вид «бороды» или «бахромы». Эти трещинки и царапинки бывают не только на поверхности, но могут также проникать вглубь камня в качестве мелких трещинок спайности, что отрицательно влияет на чистоту.
Рундисты часто бывают фацетированными, т.е. имеют на поверхности неопределенное количество очень маленьких граней. У полированных рундистов нет граней, их поверхность гладкая и хорошо отполирована.
Природные грани
Дополнительные грани
Дополнительные грани возникают как дополнение к нормальному количеству граней бриллианта. Они могут находиться в любом месте на камне, но как правило, обнаруживаются в районе рундиста. Они возникают в результате стачивания или более позднего устранения мелких внешних дефектов. В отличие от природных граней, поверхность дополнительных граней такая же плоская и так же хорошо отполирована, как и все остальные грани. Они ограничены прямыми ребрами, в то время как ребра естественных граней остаются такими же неровными, какими их создала природа.
Линии двойникования
Характерной особенностью алмазов является то, что они иногда срастаются в кристаллы-двойники. В этом случае сырой камень состоит из двух или более частей, кристаллическая структура которых организована по-разному, т.е. имеет противоположное кристаллографическое направление. В результате при огранке и полировке соответствующих граней на поверхности появляется тонкая видимая линия («наат»), представляющая собой плоскость срастания двойниковых кристаллов. Поскольку эти плоскости двойникования, как правило, бесцветны, то они воспринимаются всего лишь как линии.
Крайне редко плоскости срастания имеют желтоватую или коричневатую окраску или видны по отражению своей плоскости. Тогда они оказывают влияние на чистоту камня. В зависимости от степени различимости и влияния на блеск, они могут понизить качество огранки.
Линии роста
Границы между неоднородными участками в камне, которые возникли из-за менявшихся условий в процессе кристаллизации алмаза, называются линиями роста или грейнингом. Они искажают направления роста и твердости, и в этих местах поверхность камня плохо поддается обработке. Их типичным проявлением являются тонкие зигзагообразные линии. Они могут быть короткими или тянуться через несколько граней. Они оказывают влияние на оценку огранки, только если ухудшают блеск.
Повреждения
Выколы и сколы
Превосходные свойства спайности алмазов подвергают опасности ограненный алмаз из-за риска внешнего повреждения. В закрепленных камнях повреждения могут быть вызваны ударами по твердым предметам, во время закрепки камня или его извлечения из оправы.
Выколы – это маленькие или достаточно большие (обычно клиновидные) углубления на рундисте. Они появляются в процессе установки камня в результате нажима или другого механического воздействия
Сколы также возникают в результате механического воздействия. Они появляются на рундисте и, в редких случаях, на шипе камня, если так нет калетты. Сколы типичны для алмазов и имеют характерную ступенчатую поверхность.
Ямки, повреждения ребер и царапины
Следы полировки
Почти каждый ограненный алмаз имеет видимые следы полировки, но в большинстве случаев они такие тонкие, что различимы с большим трудом. Они имеют вид следов шлифовки или линий полировки и являются следствием того, что твердость алмаза зависит от направления. Следы шлифовки различимы на неправильно полированных гранях. Линии полировки проявляются в виде слегка заметных или хорошо заметных тонких линий или ясно различимых штрихов.
В отличие от линий роста и двойникования, которые тянутся через несколько граней, следы шлифовки и полировки идут в одном направлении и в пределах только одной грани. Таким образом, на разных гранях следы полировки имеют разное направление и заканчиваются у границы грани.
Сучки
Следы подгара
Следы подгара возникают в результате многократного нагревания до высоких температур в процессе огранки и полировки. Они имеют вид светлых молочно-белых пятен, или «льдинок». Реже можно увидеть поверхность, испещренную мелкими кавернами. Подгары могут возникать и на более позднем этапе на закрепленном бриллианте, который подвергся чрезмерному нагреванию в процессе пайки. Следы подгара можно устранить повторной полировкой с небольшой потерей веса.
ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) В БРИЛЛИАНТАХ
Алмаз выкристаллизовывался в недрах земли постепенно, в течение нескольких временных фаз. При этом, условия образования — давление, температура и охлаждение — не всегда бывали одинаковыми. Так возникли неоднородности, которые мы теперь идентифицируем в шлифованных алмазах как внутренние пороки или так называемые включения. Они встречаются в форме облаков или туманностей, в форме трещин разлома, трещин по спайности и трещин напряжения или же в виде включений минералов, которые принимали непосредственное участие в росте кристаллов алмаза. Все эти отдельные виды включений служат сегодня идентификационными признаками для диагностических целей и являются показателем естественного происхождения камня.
Природа включений долгое время оставалась неисследованной; все темные включения называли «углем», светлые — «льдом» или «снегом». Лишь с возрастанием интереса к вопросу о многообразии включений оказалось, что причиной ложного впечатления темного цвета является оптический обман: ввиду более низкого показателя преломления минеральных включений общее изменение света происходит на границе «алмаз-включение» так, что в некоторых направлениях просмотра включение будет казаться черным. То же самое явление может наблюдаться при наличии трещин.
Интересные исследовательские работы д-ра Е.ГЮБЕЛИНА, ЭППЛЕРА и других авторов объяснили, что включения в алмазах возникли в трех фазах роста. Различаются включения, которые уже существовали до кристаллизации (догенетические включения) и были вовлечены в образование алмаза: вторая группа включений образовалась одновременно с алмазом (сингенетические включения) и третья группа, которая образовалась позднее (эпигенетические включения). Этот последний вид включал в себя, например, трещины, которые образовались в результате напряжений под влиянием колебаний температуры и давления или же в результате неравномерного охлаждения. Наиболее часто встречающимися минеральными включениями являются: красный гранат, бурый хромшпинелид, желтоватый алмаз, бесцветный циркон, зеленый энстатит и диопсид, а также оливин, ильменит и магнетит цветом от темно-коричневого до черного и т. д.
Включения (внутренние пороки)
( обозначаются красным цветом)
Преобладающими разновидностями внутренних пороков алмазов являются:
Трещины по спайности (Cleavage craks ), идущие в направлении плоскостей спайности параллельно четырем граням октаэдра. Они пролегают всегда прямо
Трещины разлома (Fracture cracks) – это трещины, идущие во всех других направлениях (не по плоскостям спайности), которые в большинстве случаев пролегают беспорядочно
Трещины напряжения (Tension cracks) возникают в результате различных коэффициентов теплового расширения инородных минералов-включений. При этом они отходят от кристаллического включения обычно в виде лучей
Перья (Feathers) — это трещины разлома, трещины по спайности или трещины напряжения, которые при просмотре перпендикулярно плоскости трещины кажутся белыми и напоминают форму «пера».
Кристаллические включения (Crystal inclusions ) – это минералы, которые по своей природе являются либо бесцветными, либо окрашенными в красный, коричневый, желтый, зеленый или черный цвета.
Дефекты структуры (Structure phenomena) — это «облака» или «туманности»; они представляют собой обычно скопления микроскопических мелких кристалликов в виде частичек пыли. Если их немного, они не оказывают значительного влияния на блеск ограненных алмазов. Только в том случае, если они распределяются по всему камню, их скопление (облачность) влияет на чистоту. К дефектам структуры также можно отнести и структуры внутренней деформации, в виде параллельных полос и швов.
Плоскости двойникования (Twinning planes) или двойниковые швы встречаются обычно в виде слегка изогнутых линий, которые пересекают грани нижней части бриллианта. Однако фактически речь идет о гладких плоскостях, а именно об октаэдрических плоскостях кристаллов-двойников, которые проходят прямо через весь камень. Так как грани нижней части образуют конус, плоскости, при просмотре через площадку, производят впечатление изогнутых линий. Обычно плоскости двойников бесцветны и распознаются поэтому только в определенных положениях. В редких случаях они имеют слегка желтоватый или коричневый оттенок. В плоскостях двойникования, в большинстве случаев, наблюдается наличие, так называемых «усов» (полосок, швов, как прямых так и разно ориентированных).
Внешние пороки (External Features)
( обозначаются зеленым цветом)
Наряду с пропорциями и соотношениями симметрии, оценка огранки учитывает внешние пороки камня, причем решающее значение имеет десятикратное увеличение, т.е. оцениваются те и только те пороки, которые видны при десятикратном увеличении.
К внешним порокам относятся:
В то время, как высота и правильность рундиста рассматривается среди пропорций и симметрии, качество его полировки рассматривается среди внешних пороков. Каждый рундист может иметь разное качество обработки поверхности. Он может быть фацетированным, полированным, обточенным или грубым, шероховатым или зернистым.
Рундист бывает обычно обточенным и имеет блестящую или матовую светлую поверхность Если, однако, рундист обрабатывается быстро и под слишком большим давлением, то могут появиться трещинки по спайности. В таких случаях говорят о «бороде» или «бахроме» рундиста.
Другими дефектами поверхности рундиста являются, например, многочисленные мелкие поры и ямки. Так как на блеске особенно отрицательно сказывается «борода» рундиста, то этот фактор следует особенно учитывать при оценке огранки. Другие внешние пороки, такие как зазубрины, сколы, подгар и прочие, также встречаются на рундисте.
Природные грани кристалла (Naturals)-найфы
Здесь подразумеваются небольшие необработанные грани исходного кристалла алмаза, которые в ограненном камне встречаются под рундистом и которые огранщик оставляет с целью экономии веса. Их называют найфы. Бриллиантовая огранка возникла, в общем, из кристалла алмаза в форме октаэдра. Плоскость рундиста находится при этом в плоскости квадратичной поверхности октаэдра. При обточке бриллианта огранщик пытается выдержать, возможно, большую окружность рундиста и подходит к самым наружным ребрам исходного необработанного камня. Поэтому иногда небольшие части ребер октаэдра остаются необработанными так, что на одном бриллианте может быть 1—4 природные грани кристалла. Эти природные грани, обычно очень маленькие, находятся под рундистом и не распознаются при просмотре через верхнюю часть бриллианта. Они не оказывают большого влияния на блеск камня и при оценке огранки почти не учитываются. В том случае, если они уплощают округлость рундиста и выходят более чем на 1/4 граней нижней части, их можно распознать при просмотре сверху. Тогда они оцениваются также, как и природные грани, находящиеся под рундистом. Поверхность природных граней кристалла являет собой всегда структуру исходной поверхности, в которую алмаз затянут как в «рубашку». Очень типичными пороками этой структуры поверхности являются небольшие фигуры в форме треугольных впадин — так называемые «тригоны» — параллельные линии или реже маленькие квадраты или прямоугольники.
Для алмаза тригоны являются настолько характерным признаком, что они служат однозначным доказательством природного происхождения алмаза.
Дополнительные грани (Extra facets)
Обычно здесь речь идет о бывших природных гранях кристалла, однако они огранены, и поэтому структура поверхности более не распознается. Дополнительные грани в большинстве случаев встречаются под рундистом и очень редко — в других местах. Дополнительные грани не ухудшают блеска и служат в первую очередь идентификационными.
Зазубрины, места излома и сколы (Nicks and fractures)
Зазубринами и сколами называют мелкие или более крупные клинообразные насечки на гранях и рундисте В основном они возникают при давлении или механической нагрузке и зачастую сопровождаются поэтому трещинами напряжения.
Места разлома встречаются, в общем, и целом возле рундиста. Так как алмаз легко раскалывается по плоскостям октаэдра, то по отношению к резкой механической нагрузке (давлению) он не остается нечувствительным, как это можно было бы предположить, исходя из его высокой твердости. Это особенно должен иметь в виду ювелир при установке или изъятии камня из оправы и следить за правильным использованием своего инструмента.
Следовательно, в процессе ношения, например, при ударе о твердые предметы (ручки дверей) могут появиться места разлома. В бриллианте они имеют форму лесенки или ступенчатую и, таким образом, являются типичной характеристикой алмаза.
Фигуры от удара и повреждения ребер (Indentation marks, edge damage)
Они также являются следствием ударов и давления. На ребрах граней и на калетте они выступают в виде мелких точек, пятен и образуют маленькие царапины. Пока царапинки находятся только на поверхности, их рассматривают как внешние пороки. Однако если они проникают внутрь камня, то их следует расценивать как внутренние пороки.
Следы полировки (Polishing marks)
Почти каждый ограненный алмаз имеет следы полировки. Однако в большинстве случаев они настолько тонки, что распознаются с трудом и не ухудшают блеска. Следы полировки легче всего наблюдать при просмотре с противоположной стороны бриллианта
Так как твердость алмаза зависит от направления, и некоторые плоскости обладают особенной твердостью, то и огранке они поддаются с трудом. Так как огранщик может гранить на ограночном диске одновременно только одну грань, то и следы полировки изменяют свое направление от одной грани к другой.
Линии двойникования и пластины (Twinning lines)
Алмазы обладают свойством срастаться в двойниковые кристаллы; такое срастание происходит всегда в кристаллографическом направлении с зеркальным отображением, так что в алмазе — двойнике твердые направления проходят точно друг против друга.
Поэтому при огранке и полировке на поверхности появляются видимые тонкие швы, так называемые линии двойникования или пластины двойникования, которые представляют собой следы плоскостей срастания двух двойниковых кристаллов. Так как эти плоскости являются в общем бесцветными, то они видны не как плоскость, а только как шов. В редких случаях они имеют желтоватый или коричневатый оттенок и ухудшают качество огранки камня из-за возникающей потери блеска.
Встречаются единичные или многократно повторяющиеся двойниковые швы — в таком случае говорят о двойниковых пластинах. В отличие от следов полировки, возникающих при обработке, двойниковые швы относятся к природным порокам. Они всегда проходят через множество граней, благодаря чему их можно отличить от следов полировки. Если двойниковые швы не влияют на блеск, то в дальнейшем, при оценке огранки, они не учитываются
Линии роста (Growth lines)
Они представляют собой границы неоднородностей, которые возникают при различных условиях в процессе роста исходного кристалла алмаза. Они имеют вид исключительно тонких зубчатых линий, встречающихся редко и лишь с трудом распознаваемых ввиду своей тонкости.
«Сучки» (Knots)
Так называются мельчайшие узловатые неравномерности на полированной поверхности бриллиантов. В большинстве, случаев они возникают из включения, доходящего до поверхности, которое с трудом поддается огранке. «Сучки» обычно сопровождаются мелкими следами от полировки.
Следы подгара (Burn marks )
Следы подгара появляются в том случае, если поверхность камня слишком нагревается при полировке от трения. Они имеют вид светлых, молочного цвета пятнышек и сопровождаются интерференционными цветами. Они значительно ухудшают блеск. Их, однако, можно легко удалить при дополнительной полировке с минимальной потерей веса.
Лазерные иглы (Laser noodle)
Признаком облагораживания алмаза (бриллианта) методом сверления лазером является наличие высверленного тонкого канала. Отверстия, высверленные лазером, выглядят как белые иглоподобные каналы с более или менее постоянным диаметром. Обычно эти отверстия относительно прямые с очень небольшим диаметром (в несколько микрон), однако встречаются и отверстия с изгибами и изломами. Это делается для того, чтобы они пересекали сразу несколько близко расположенных включений. В месте выхода на поверхность грани алмаза (бриллианта) узкий канал может расширяться. Иногда каналы, высверленные лазером, заполняются специальным составом, применяемым для заполнения трещин.
г. Ростов-на-Дону,
ул. Страны Советов 19,
офис 300