граборы кто такие в старину
«Крестьяне, землекопы, лесорубы, граборы, пильщики, словом, работники, — точно знают.
«Крестьяне, землекопы, лесорубы, граборы, пильщики, словом, работники, — точно знают, на какой пище лучше сработаешь, какая пища к какой работе подходит, могут совершенно точно расчесть, какой харч выгоднее — и рассчитывают… Это точно паровая машина. Свою машину они знают, я думаю, еще лучше, чем машинист паровую, знают, когда и каких дров положить… При косьбе, например, скажут вам, требуется пища прочная, которая бы, как выражается мужик, к земле тянула, потому что при косьбе нужно прочно стоять на ногах, как пень быть, так сказать, вбитым в землю каждый момент, когда делаешь взмах косой; наоборот, молотить лучше натощак, чтобы быть полегче…
Я не физиолог, физиологией никогда не занимался, но все же читал кое-какие книжки о питании… а между тем многое, что я слышал от рабочих о пище, было для меня ново и интересно… Все мы, например, считаем мясо чрезвычайно важной составною частью пищи, считаем пищу плохою, неудовлетворительною, если в ней мало мяса… Между тем мужик даже на самой трудной работе вовсе не придает мясу такой важности. Я, конечно, не хочу сказать, что мужик не любит мяса, разумеется, каждый предпочтет щи с «крошевом» пустым щам, каждый с удовольствием будет есть и баранину, и курицу — я только говорю о том, что мужик не придает _важности_ мясу относительно рабочего эффекта. Мужик главное значенние в пище придает жиру. Чем жирнее пища, тем она лучше: «маслом кашу не испортишь», «попова каша — с маслицем». Пища хороша, если она жирна, сдобна, масляна. Щи хороши, когда так жирны, что «не продуешь», когда в них много навару — то есть жиру.
Мясо для полного производства работы не составляет крайней необходимости, растительных азотистых веществ ржаной муки и гречневой крупы совершенно достаточно — при достаточном количестве жира, — иначе, я уверен, граборы, резчики дров, пильщики в пост ели бы скоромное. Сколько я мог заметить, скоромная пища потому только лучше постной для работы, — разница, безусловно, есть, — что скоромные животные жиры плотнее, лучше для питания, чем постные растительные масла… Hо люди привычные [к растительным жирам] даже и в скоромные дни едят кашу с постным маслом.
Люди из интеллигентного класса с понятиями, что нужно есть побольше мяса, сыру, молока, скоро убеждаются, как начинают работать, что суть не в мясе, а в жире. [Далее автор приводит пример такого человека, работавшего у него на корчевке пней «для практики — чтобы познакомиться с подобной работой» и тяжело работавшего, и свой собственный; он же рассуждает, что так же как агроному необходимо расспросить крестьян об особенностях почвы и растений данной местности, так же следует учесть и опыт питания крестьян].
Также, по-мужицкому, КИСЛОТА есть необходимейшая составная часть пищи. Без кислого блюда для рабочего обед не в обед. Кислота составляет для рабочего бОльшую необходимость, чем мясо — и он скорее предпочтет кислые щи со свиным салом, чем пресный суп с говядиной, если к последнему не будет какого-нибудь кислого блюда. Отсутствие кислоты в пище видимо сказывается и на количестве работы, и на здоровье, и даже на нравственном состоянии рабочих людей. И уж куда лучше даже и червивая кислая капуста, чем вовсе без капусты. Это хорошо знают и солдаты… Если б мы получше знали мужика и поменьше увлекались немцем, то скорее подумали б о своей кислой капусте, чем о немецкой гороховой колбасе.
Щи из кислой капусты — холодные или горячие — составляют основное блюдо в народной пище. Если нет кислой капусты, то она заменяется кислыми квашеными бураками (борщ). Если… вообще нет кислых, квашеных овощей, то щи приготовляются из свежих овощей — свекольник, лебеда, крапива, щавель, — и непременно заквашиваются кислой сывороткой или кислыми сколотинами, получаемыми при изготовлении чухонского масла. Hаконец, в случае крайности, щи заквашиваются особенно приготовленным кислым квасом или заменяются кислой похлебкою с огуречным рассолом, квасом, сильно заквашенным тестом, сухарями из кислого черного хлеба (тюря, мурцовка, кавардачок).
Случается, что косцы на отдаленных покосах летом довольствуются пресною кашицею, но отсутствие горячей пищи всегда составляет большое лишение для рабочих, и они стремятся пополнить этот недостаток кислым молоком, что, однако же, не вполне удовлетворяет, потому что молоко есть легкая пища, к трудной работе не идущая, а косьба требует пищи прочной, крутой, густой.
С кислыми продуктами всегда бывает ниболее хлопот. Случайные недостатки в пище, например, неудавшийся, дурно выпеченный хлеб и т. п., могут быть вознаграждены лишней порцией водки и переносятся безропотно, но отсутствие кислоты — никогда. Понятно, что эта необходимость кислоты обуславливается составом русской пищи, состоящей из растительных веществ известного рода (черный хлеб, гречневая каша). Химики знают, что кислота, входящая в состав всех вышеназванных кислых продуктов — щей, квашеных бураков, соленых огурцов, сыворотки и пр. — есть одна и та же, именно молочная кислота. Очевидно, что при известном составе народной пищи кислота эта и, по всей вероятности, сопровождающие ее соли существенно необходимы для питания.
Прочною пищей считается такая, которая содержит много питательных, но трудно перевариваемых веществ, которая переваривается медленно, долго остается в кишке, создает чувство сытости — потому что раз кишка пуста, работать тяжелую работу нельзя и необходимо опять подъесть.
Так как черный ржаной хлеб составляет главную часть пищи, он должен быть крут, не вадок, не тестян, хорошо выпечен, из свежей муки. И если в праздник хорош хлеб из тонко смолотой и хорошо просеянной муки, то на работе лучше подойдет хлеб из более грубой муки. Хороший хлеб — первое дело, и мужик съест его много, но только хлеба для полной работы мало. Затем, прочная пища должна состоять из щей с хорошей жирной солониной или соленой свининой (ветчиной — только не копченой), и гречневой каши с топленым маслом или салом. Если перед этим есть стакан водки перед обедом и квас, чтобы запить эту прочную, крутую пищу, то такая пища — образцовая, самая прочная, такая, на которой можно сделать максимум работы: вывезти наибольшее количество земли, нарезать наибольшее количество дров… С такой пищей можно перейти Альпы, перетащить через Балканы, под звуки дубинушки, пушки, отмахать поход в Индию. Совершенно понятно, что нормальная пища солдат — щи и каша, черный хлеб и чарка водки, — выработанная продолжительным опытом, совпадает с образцовой народной пищей, при которой можно выполнить наибольшую работу. Hикакие гороховые колбасы, пресервы и консервы, не в состоянии заменить этой простой пищи, и вся задача только в том, чтобы она была хорошо приготовлена и из хороших материалов.
Щи и каша — это основные блюда. Уничтожить кашу — обед не полный, уничтожить щи — нет обеда. Разумеется, если добавить что-нибудь к такому прочному обеду, так не будет хуже. И после такого обеда артель из 20 человек с удовольствием съест на закуску жареного барана или теленка, похлебает молока с ситником, но это уж будет лакомство.
В постные дни солонина в щах заменяется снетком, который кладется только для вкуса, или грибами, или горячие щи заменяются холодными — то есть кислой капустой с квасом, луком и постным маслом. Коровье масло или сало в каше заменяется постным маслом.
Солонины, говядины или свинины в скоромные дни кладется немного, так что крепкого бульону не получается (и мужик не болеет потому подагрою), — лишь бы только навару (жиру) было побольше; и если говядина не жирна, то к ней прибавляют свиного сала.
Мы видим, что в этой образцовой пище много жиру, да и животные азотистые вещества употребляются в трудно перевариваемой форме: говядина предпочтительно заменяется солониной, свежая свинина — ветчиной… Hеобходимо ещё заметить, что с понятием о хорошей пище связывается понятие о ее густоте: «У него харч хороший; едят всё густое, хлеб что не переломишь, каша — балиха, кисель — ножом режь».
Если солонину заменить в щах свежей говядиной, то пища уже будет менее прочная; и она сделается еще менее прочною, если солонину заменить свежей свининой. Потому что свежая свинина нудит. Замена свинины салом и, наконец, снетками ещё понижает достоинство щей — но только в таком случае, когда солонина жирная, при тощей солонине щи с салом предпочитаются.
Точно так же пища сделается менее прочною, если крутую гречневую кашу — самое любимое кушанье — заменить размазней, киселем, густой картофельницей, супом-крупником, хотя бы даже и с говядиной. Все эти замены сильно понижают прочность пищи, так что уже оказывают сильнее влияние на количество работы, чем замена в щах солонины салом или снетком. Я нарочно пробовал предложить работникам, в виде опыта, разные замены щам и каше, и они подтверждали каждый раз предпочтительность «доброй» пищи — именно щей и каши.
Молоко сладкое и кислое считается легкой пищей, только творог, который на треть с гречневой кашей едят в пирогах или с лепешками, считается прочной пищей.
Я имел случай наблюдать, как питаются рабочие, работающие сдельно на своих харчах при условии, когда выгодно хорошо есть (при поденной работе на харч деньги жалеют и питаются «непрочно», например, одной картошкой или похлебками). Hа харчи денег не жалели: каждый день водка, каша — такая крутая, что едва ложкой уколупнешь, с коровьим молоком или маслом, щи щирные. Hо мяса ели мало, и тут-то я убедился, что работающие вовсе не придают значения мясу, как питательному веществу; водку, например, предпочитают мясу во всех отношениях. Hо я не могу сказать, чтобы это были пьяницы. Грешный человек, я сам предпочту обед, состоящий из стакана водки, щей с салом и каши к обеду, обеду, состоящему из щей, мяса и каши, но без водки. Я это испытал в путешествиях, когда лазил по оврагам Курской губернии для исследования фосфоритов, когда всходил на Качканар, когда плевал по речкам и озерам Олонецкой губернии. Думаю, что со мною согласятся интеллигентные люди, служившие солдатами в последнюю войну. Hесомненно, некоторая порция водки необходима для наилучшего пищеварения с такой пищей… Желал бы слушать возражения — только не теоретические, не немецкие, отзывающиеся колбасой гороховой.
(NB. Автор (сам вобще-то из немцев;) под «стаканом» имеет в виду чарку — не 200 мл, а чарка = 1/10 штофа = 2 шкаликам = 0,123 л)
Конечно, и говорить нечего — если бы было достаточно мяса, масла, сала, молока (т. е. творогу), то в деревне летом никто постов не держал бы, так, в нынешнем году у меня летом не хватило постного масла, масло было дорого да и достать его негде, между тем свиного сала было достаточно, и я предложил рабочим есть скоромное. Все ели — за исключением одного только очень уж богомольного.
Какое малое значение придается мясу, видно из того, что рабочий человек всегда согласится на замену мяса водкой. Hа это, конечно, скажут, что известно, мол, русский человек пьяница, готов продать за водку отца родного и т. п. Hо позвольте, однако тот же рабочий человек не согласится заменять молочную кислоту нормальной пищи водкой, как нее согласится заменять водкой жир или гречневую кашу.»
(с) «В старину едали деды… (очерки и рецепты народной кухни)» В.Воробьев, Hовгород, 1990, «Hовгородская правда» (на ср-ва автора)
Так-то вот. Щи — из _кислой_ капусты или там щавелевые, с салом (щавелевые — со сметаной); гречневая каша с маслом или салом (поджарь на растительном масле лук и заправь кашу — самое то), ржаной (непременно ржаной) хлеб, простокваша. И чарочка ее, родимой. И никаких макарон! Ксати, это и не очень дорого. Hо это для тяжелой физической нагрузки (работа, поход).
Каюсь, что ужасно люблю наших граборов или, лучше сказать, граборские артели.
Каюсь, что ужасно люблю наших граборов или, лучше сказать, граборские артели. В них есть что-то особенное, благородное, честное, разумное, и это что-то есть общее, присущее им, только как артельным граборам. Человек может быть мошенник, пьяница, злодей, кулак, подлец, как человек сам по себе, но как артельный грабор он честен, трезв, добросовестен, когда находится в артели.
Недалеко от меня, за Днепром, есть несколько волостей, населенных граборами, исконными, старинными граборами, которые еще при крепостном праве занимались этим ремеслом. Специальность граборов — земляные работы: рытье канав, прудов, погребов, отсыпка плотин, плантовка лугов, выкапывание торфяной земли, штыкование садов и огородов, отделка парков, словом — все работы с заступом и тачкой. Но, если требуется, граборские артели исполняют и всякие другие хозяйственные работы: корчуют пни, деревья, кусты, косят, пашут, молотят, словом, — делают все, что потребуется в хозяйстве. Все хозяйственные работы граборы исполняют хорошо, потому что они сами хозяева и занимаются дома земледелием, а граборское ремесло служит им только подспорьем.
Исконные, старинные граборы, из поколения в поколение занимающиеся граборским делом, достигли в земляном деле высочайшей степени совершенства. Нужно видеть, как режет грабор землю, вырывая, например, прудок, — сколько земли накладывает он на тачку, как везет тачку! Нужно видеть, как он обделывает дерном откосок! До какого совершенства, до какого изящества доведена работа! Грабор работает, по-видимому, медленно: он тщательно осматривает место работы, как бы лучше подладиться, тщательно выбирает такой дерн, какой ему нужен, режет землю тихо, аккуратно, так, чтобы ни одной крошки не осталось, ни одной крошки не свалилось с заступа, — он знает, что все это будет потеря работы, что все эти крошки придется опять поднять на ту же высоту, с которой они свалились. Нельзя не залюбоваться на граборскую работу, тем более, что вы не видите, чтобы грабор делал особенные усилия, мучился на работе, особенно напрягал мускулы. Ничего этого нет. Он работает, как будто шутя, как будто это очень легко: дерн, глыбы земли в пуд весом грабор отрезывает и выкидывает на тачку, точно режет ломтики сыру. Так это все легко делается, что кажется, и сам так бы сделал. Только тогда и поймешь, как трудна эта граборская работа, сколько она требует науки, когда рядом со старым опытным грабором увидишь молодого, начинающего, недавно поступившего в артель. Старый уже выкидал свою дольку земли и сел трубочку покурить — залогу делает, а молодой еще возится на своей дольке, и глыбы земли у него не такие, и земля крошится, и подчистки много, и тачку опрокинул, не довезя до конца доски — подчищать нужно. Старые позаложили, отдохнули, пора за новые дольки браться, а ему и отдохнуть некогда, потому что нужно выгнать столько же, сколько и другие товарищи артели. Положим, в артели каждый получает за то количество кубов земли, какое он вывез, но ведь едят сообща, совестно отставать от артели. И вот, нервно пососав трубочку, отдохнув всего какую-нибудь минуту, молодой грабор опять берется за заступ и спешит на свою дольку. Искусство граборов в земляном деле еще более ярко выделяется, если посмотреть на эту же работу, когда ее делают обыкновенные крестьяне, не граборы. Мне достаточно посмотреть то место, с которого брали землю, чтобы безошибочно определить, кто работал: граборы или крестьяне. Где брали землю не граборы, тотчас видно, что люди делали огромную массу непроизводительной работы, бесполезно растрачивали силу. Крестьяне, впрочем, за настоящие граборские работы никогда почти и не берутся, и если в деревне нужно вырыть канаву или пруд, то нанимают граборов.
Инструменты грабора, заступ и тачка — топор они употребляют очень редко и даже при корчевке кустов обыкновенно отсекают коренья заступом — доведены ими до высокой степени совершенства. Применяет грабор эти инструменты опять-таки наисовершеннейшим образом, да оно и понятно, что человек, который совершенно точно знает, сколько на каком харче можно сработать, который считает, что на дешевой работе не стоит хорошо есть, такой человек не сделает лишнего взмаха заступом, не выкинет лишнего фунта земли, и для выполнения каждой работы употребит minimum пудо-футов работы. Понятно, что у таких людей и инструмент налажен наисовершеннейшим образом.
грабарь
Смотреть что такое «грабарь» в других словарях:
Грабарь — Грабарь фамилия восточнославянской народности русины. Известные носители: Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 1960) российский и советский художник, искусствовед, лауреат Сталинской премии первой степени. Грабарь, Владимир Эммануилович… … Википедия
ГРАБАРЬ — Владимир Эммануилович (1865 1956), российский юрист. Брат И.Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права … Современная энциклопедия
ГРАБАРЬ — ГРАБАРЬ, грабаря, муж. (обл.). Землекоп. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГРАБАРЬ — муж., нем., зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
грабарь — сущ., кол во синонимов: 2 • землекоп (5) • экскаватор (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Грабарь В. — Владимир Эммануилович Грабарь (10 (22) января 1865, Вена 26 ноября 1956, Москва) российский и советский юрист. Брат художника Игоря Грабаря, муж филолога и переводчицы Марии Грабарь Пассек. Владимир Эммануилович Грабарь входит в число… … Википедия
Грабарь В. Э. — Владимир Эммануилович Грабарь (10 (22) января 1865, Вена 26 ноября 1956, Москва) российский и советский юрист. Брат художника Игоря Грабаря, муж филолога и переводчицы Марии Грабарь Пассек. Владимир Эммануилович Грабарь входит в число… … Википедия
Грабарь И. Э. — Игорь Грабарь Имя при рождении: Игорь Эммануилович Грабарь Дата рождения: 25 марта 1871 Место рождения … Википедия
Грабарь И. — Игорь Грабарь Имя при рождении: Игорь Эммануилович Грабарь Дата рождения: 25 марта 1871 Место рождения … Википедия
Грабарь — I Грабарь Владимир Эммануилович [10 (22). 1. 1865, Вена, 26. 11. 1956, Москва], советский учёный, специалист в области теории и истории международного права, доктор юридических наук (1918), профессор. Окончил юридический факультет… … Большая советская энциклопедия
Значение слова грабарь
грабарь в словаре кроссвордиста
грабарь
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. немецк. зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
грабаря, м. (обл.). Землекоп.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956) российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960) российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).
Большая Советская Энциклопедия
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «грабарь»:
Википедия
Примеры употребления слова грабарь в литературе.
В группу входили: Игорь Грабарь, Сергей Коненков, искусствовед Иван Трояновский и художники Собко и Виноградов.
Во всяком случае, слова Грабаря ныне уженекажутся запальчивым преувеличением ценителя-специалиста.
Впрочем, когда Грабарь начал узнавать нашу древнюю иконопись, воссоздатель церковной музыки России, Бражников, еще и не приступил к своим воистину героическим изысканиям.
А на месте предводительского сада решено было устроить стадион, и целая армия грабарей принялась выравнивать капризно вздыбленную землю бывшего сада, и плотники, сколотив себе балаган, строгали в нем доски для трибун.
Самойлович, власть которого распространялась только на Левобережье и Киев с небольшой территорией на запад и юг от него, ограниченной речками Ирпенем и Стугной, пополнял свои поредевшие полки и посылал тысячи грабарей на строительство оборонительных сооружений в Киеве.
Сам Колюша рассказывал жаровцам о боровской методологии естествознания, о популяционной генетике, о том, как помогал Грабарю реставрировать фрески.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: grabar’
Задом наперед читается как: ьрабарг
Грабарь состоит из 7 букв
О грабарах.
«Расчищая на луга заросшие пустоши, я хотел так расчистить поляны между рощами, чтобы пустоши превратились в красивый парк. Стоит такая расчистка не дороже, а между тем и самому приятней, и для скота хорошо, если всюду есть чистые проходы, наконец, и ценность имения возвышается. Линии лужаек на пустошах определялись рощами, но необходимо было сделать опушки красивыми, оставить кое-где деревья на полянах, осушить низкие места, сделать просеки или дорожки, по которым пастух мог бы опережать стадо, и пр. Наняв для расчистки пустошей граборов с тем, чтобы они, расчищая, выбирали все годное на дрова, срезали кочки, давали, где нужно, канавки, я объяснил рядчику, чего бы мне хотелось достигнуть. Он понял с двух слов.
— Понимаю. Чтобы, значит, поляны были для травы, чтобы скот на виду у пастуха шел, чтобы красиво было. Понимаю: чтобы в роде гульбища было.
— Ну, да, да.
— Понимаю. А деревья какие на лужайке оставлять?
— Которые покрасивее.
— Раскидистые, значит, которые ни на какое дело не годятся.
— Разумеется. Да ты работал где-нибудь в парках?
— Работали, знаем, чтобы в роде, значит, гульбища. Дорожек только не будет. Понимаем.
— Ну, да.
— Понимаем, отделаем. Вот эту низину мы на этой неделе к субботе отделаем. Пожалуйте тогда посмотреть. Будете довольны. Знаю, что ребятам по стаканчику поднесете.
В субботу я пришел посмотреть расчистки. Поражен был — просто прелесть. Поляна уже обозначилась, опушки рощ были подчищены и выровнены, лом везде подобран, кусты и лишние деревья на поляне вырублены, кочки срезаны. Загляденье. Грабор тотчас же заметил, что я доволен.
— Вот сюда еще пожалуйте. Я здесь на лужке, в закоулке, сосенку подпустил, сосенка-то она не того, чтобы очень, пораскидистее бы нужно, да что делать, какая есть, все-таки хорошо будет на березе темным отдавать — вот отсюда посмотрите.
Действительно, на красивой лужайке, окруженной березовыми зарослями, была оставлена небольшая сосна, темная зелень которой превосходно оттеняла освещенную вечерним солнцем светлую зелень молодых берез. Грабор сам любовался и сиял удовольствием.
— Это еще теперь осень, весною лучше будет, — заметил он, — да и воздух от сосны духовитый. Там над рвом на бичажку я еще дубок оставил, славный дубок, пряменький, на всякую поделку годен. Нет раскидистых дубов, а раскидистый бы лучше, и ни в какое дело не годится, целее бы был. Ну, да попытаем на счастье оставить.
— Да где ты этому всему научился? — восхищался я, осматривая расчистки, — ишь как вывел!
— Уж научились — знаем, как господам нужно.
— У немца где-нибудь работал, парк разбивали?
— Работали и у немцев тоже. В Петлине работали, дерева там сажали всякие. Да мы у самой Шепелихи работали, а уж та ли барыня не чудила. Чего-чего там не делала, на полях пруды рыли, дерном откосы обкладывали, дорожки по полям проводили, цветы сажали, горы насыпали. Уж так чудила, так чудила, аглицкую парку из всего имения сделать хотела, чтобы всюду чисто было, духовито. Коровы с колоколами. Уж на что ваша Брендиха чудит, каждый год кусты с места на место пересаживает, а про Шепелиху и говорить нечего. Чудная барыня, нужно чуднее, да не найдешь. Денег сколько хочешь — одних граборов больше ста человек артель, да и цены-то какие — 60 копеек поденщина. Жаль, умерла эта барыня, много граборам работы давала. Как умерла, все работы прекратились… А вот тут канавку нужно дать, — остановился грабор.»