горские евреи кто они такие и откуда они
Таты-иудеи Азербайджана и Дагестана горские евреи
Таты-иудеи Азербайджана и Дагестана «горские евреи»
26.1.2008, автор Bigoss
Сразу после переселения в Закавказье, евреи быстро установили контакты с местным населением и Хазарским каганатом. За первые же сто лет евреи проникли с побережья Каспия во внутренние районы Кавказа: Карачай, Балкарию, Чечню. Массовая миграция на Северный Кавказ началась после прихода в на терр. совр. Азербайджана тюркских племён из Cредней Азии.
В горах евреи жили отдельными общинами, но охотно принимали в свои ряды горцев, переходящих в иудаизм. Обращение некоторых горских племён в иудаизм обусловило возможность смешанных браков между евреями и горцами, что сказалось на антропологическом облике иудеев Северного Кавказа. Была распространена полигамия.
Во время Кавказской войны многие иудеи были насильно обращены в ислам. Отношение со стороны мусульман стало презрительным, часто евреям приходилось платить унизительный налог диш-эгриси – «плата за зубную боль, которая возникла после того как мусульманин поел в доме иудея». Процесс смешения и смены религии не затронул этническое самосознание татов-иудеев Северного Кавказа, которые, по-прежнему, считают себя частью еврейского народа, называя себя «горскими евреями», а некоторые даже поддерживают связи с Израилем.
Впервые термин «горские евреи» был применён в отношении татов-иудеев Северного Кавказа в 19 в., но среди кавказских народов распространения не получил, поэтому ТИ известны среди своих соседей, как «джут, джухур, джухуд, тат, татуаджикли чуут, бик, даг-чуфурт, ибирли татуаджикли».
Тато-еврейский является одним из 10 официальных языков Дагестана.
Примечателен факт, что во время непродолжительной немецкой оккупации Северного Кавказа были уничтожены евреи западного Кавказа, а евреи Нальчика и Грозного явились для немцев «неизвестной этнической группой» и готовились к изучению.
Преследования горских евреев продолжились в послесталинское время. Газета «Коммунист» обвиняла евреев в «добавлении мусульманской крови в пасхальное вино». Нападения на евреев происходили в Нальчике в конце 70-ых на фоне их массового выезда в Израиль (…вы уезжаете, а нам тут куковать…).
Совокупная численность татов-иудеев и горских евреев около 20 тыс. человек, однако, их количество постоянно снижается ввиду миграции и ассимиляции.
Таты-иудеи Азербайджана, жившие в основном, в Баку были также немногочисленны и многие из них предпочли мигрировать в конце 20 века либо в Израиль, либо в Россию.
26.1.2008, автор Bigoss
Татский и тато-еврейский языки относятся к юго-западной подгруппе иранской группы. В эту же подгруппу входят таджикский, персидский (фарси), афганский (дари) и др. языки.
— Таты-мусульмане и таты-иудеи Азербайджана говорят на северном азербайджанском языке и диалектах татского языка.
— Горские евреи говорят на диалектах еврейско-татского языка.
— Таты-христиане говорят на армянском языке и (очень редко) на двух диалектах татского (называемого ими “фарси” или “парсерен”): килварском и матрасском.
До начала 20 века бытовал народный наддиалектный язык, общий для всех татов Азербайджана – зебони имрани.
Еврейско-татский язык, в отличие от татского – письменный. Первоначально использовалось квадратное еврейское письмо, затем – латиница, кириллица.
• Диалекты татского языка (южные диалекты) – отличаются от северных диалектов наличием поздних иранских заимствований и отсутствие еврейско-арамейской лексики.:
девечинский, конакендский, кызыл-казманский, арушкуш-даакушчусский (хызы), апшеронский, балаханский, сураханский, лахыйский, малхамский, килварский, матрасский.
• Диалекты еврейско-татского языка (северные диалекты, кавказит, дагестанит) – присутствует широкий пласт еврейско-арамейских заимствований, архаичной персидской лексики и влияние северокавказских языков в области фонетики:
дербентский, махачкалинско-нальчикский (кайтагский), кубинский (г. Куба в Азербайджане), варташенский/ширванский (слабоизученный).
К особенностям татских диалектов можно отнести ротацизм общеиранского /d/ в /r/ после гласных, сохранение начального «v», которое во всех остальных иранских перешло в «b». Сложная глагольная структура: простые времена – аорист, будущее потенциальное, простое прошедшее, прошедшее многократное; сложные – перфект, настоящее, прждепрошедшее, прошедшее длительное, прошедшее ирреальное.
_____________________
таты-иудеи Азербайджана – арменоидный тип, встречаются метисы с каспийским.
горские евреи – в большинстве своём относятся к смешанному арменоидно-кавкасионскому типу.
_________________
Таты это вообще не национальность,это обозначение географического населения данного народа,в данном случает таты-армяне это армяне проживающие в основном в Шемахинском районе современного Азербайджана,в прошлом Восточной Армении. Шемаха был армянским городом,ему 2500 лет,через него проходил Шелковый путь.
Лично мои корни тоже из Матрасы Шемахинского района, там всегда жили армяне, именно армяне, а не кто то армянезированный. Сам лично составлял недавно гениологическое древо и убедился ещё раз в этом.
По количеству официальных языков Дагестан может побить все рекорды. СМИ даже называли конкретные цифры – 28 языков.
Горские евреи (дагестанские евреи) — хранители традиций евреев
Горские евреи не являются отдельным народом. Они представляют группу евреев, которые в результате массового переселения обосновались на территории Азербайджана и Дагестана. Их характеризует уникальная культура, которая сформировалась благодаря собственным знаниям и представлениям о жизни, а также под влиянием других народов.
Название
Горские евреи не является самостоятельным названием. Так называли людей их соседи, которые подчеркивали пришлость. Сами же люди именовали себя джуур. Обосновались джуур на Кавказе приблизительно в 5 веке нашей эры.
В последние десятилетия горские евреи покидают родные земли. В основном люди переселяются в Израиль и Соединенные Штаты Америки. Общины в России насчитывают приблизительно 30 тысяч. Некоторые джуур живут в Европе и Канаде.
Многие лингвисты полагают, что язык джуур можно отнести к татскому диалекту. Горские евреи же называют язык джуури. Необходимо уточнить, что татами называют выходцев из Персии, которые ушли из региона из-за возникших междоусобиц. Аналогично горским евреям, они оказались на Кавказе. Сам по себе татский диалект относится к иранской группе. Сейчас многие горские евреи используют иврит, английский, русский. Некоторые изучили азербайджанский. В то же время существует несколько книг и учебники, написанные на еврейско-татском языке.
Нация
Окончательного ответа на вопрос о том, к какой нации относятся джуур, сейчас нет. Ряд ученых, поддерживающих Константина Курдова, выдвигает версию, согласно которой джуур происходит от лезгинов. Однако есть немало несогласных, которые идентифицируют горских евреев как осетинов, чеченцев и аварцев. Это связано со сложившейся материальной культурой и организацией, аналогичной перечисленным народам.
Жизнь
Основное занятие жителей — садоводство. Горские евреи любят заниматься виноделием, торгуют коврами, изготавливают ткани и занимаются рыболовством. Все это традиционные промыслы для жителей Кавказа. Уникальными занятиями джуур можно считать изготовление скульптур. Именно выходец из общин горских евреев участвовал в создании памятника Неизвестному солдату. Немало среди горских евреев оказалось и писателей, в том числе Миши Бахшиев.
Религия
Для горских евреев принципиально важно было сохранить иудаизм. В результате влияние их религии оказалась достаточно велико, чтобы хазарский каганат принял еврейскую веру. В дальнейшем хазары вместе с евреями противостояли арабам, чтобы предотвратить экспансию. Однако половцы сумели разбить армии, а после пришли монголо-татары, которые заставляли людей отказываться от религии. С пришествием войск имама Шамиля джуур пришлось заключать союз с Российской империей, чтобы отстоять веру.
На кухню горских евреев повлияли соседние народы, однако многие из рецептов людям удалось сохранить. Так, в их блюдах преобладает множество специй. Многие соблюдают требования кашрута, предписывающие не есть мясо хищной птицы и не смешивать любые виды мяса с молоком. Более того, запрещено есть молочные продукты (сыр, творог, сливки), смешанные с мясными блюдами. Овощи могут употребляться любые, однако они проходят строгий отбор через представителей кашрута. Важнейшая кулинарная традиция — выпечка субботнего хлеба. Его пекут перед шаббатом (субботой) и называют хала. Этот хлеб может подаваться одновременно с мясом. Есть халу можно прямо с утра, таким образом открывая шаббат.
Слово «хала» означает кусок теста, который отделяли от пирога, чтобы преподнести иерусалимскому храму. Интересно, что хала может иметь разную форму, например, быть исполненной в виде ключа или грозди винограда. Праздничная хала имеет вид круга, что указывает на единение с Всевышним. Традиционная выпечка представляет собой несколько сплетенных косичек.
Одежда
Традиции
Горские евреи, которых часто называют кавказскими или персидскими, помимо традиционного иудаизма, отличаются верой в добрых и злых духов. Представители ортодоксальных общин отрицают возможность существования таких созданий, однако здесь налицо влияние сторонних культур. Удивительно, что подобное явление возникло в их обществе, ведь для него это совсем нехарактерно. В остальном джуур следуют сефардской ветви.
Горских евреев называют персидскими, кавказскими. Их до сих пор не выделяют как отдельный народ, но они сумели сформировать уникальную культуру, вобрав традиции других народов и при этом не ассимилировали. Это уникальный случай для переселенцев, что только подчеркивает необычность и разнообразие жизни людей в разных уголках света.
Из этого видео вы сможете узнать подробно о жизни горских евреев. Особенностях их истории и становления.
Горские евреи: Кто они и откуда появились
За свою длительную и непростую историю евреи неоднократно подвергались различным гонениям во многих странах мира. Спасаясь от преследователей, представители некогда единого народа в течение веков разбрелись по разным уголкам Европы, Азии и Северной Африки. Одна группа евреев в результате долгих скитаний прибыла на территорию Дагестана и Азербайджана. Эти люди создали самобытную культуру, впитавшую в себя традиции и обычаи разных народов.
Как передает Day.Az, об этом пишет russian7.ru.
Называют себя джууру
Их нельзя назвать отдельным народом, это этническая группа, сформировавшаяся на территориях Дагестана и Азербайджана. На Кавказ предки горских евреев бежали в V веке из Персии, где представители колена Симонова (одного из 12 колен Израилевых) жили с VIII века до нашей эры.
Говорят на диалекте татского языка?
С точки зрения большинства лингвистов, горские евреи говорят на диалекте татского языка. Но сами представители колена Симонова этот факт отрицают, называя свой язык джуури.
Для начала разберемся: кто такие таты? Это выходцы из Персии, бежавшие оттуда, спасаясь от войн, междоусобиц и восстаний. Они поселились на юге Дагестана и в Азербайджане, как и евреи. Татский относят к юго-западной группе иранских языков.
Впрочем, советское правительство в подобные лингвистические тонкости не вникало. Руководство РСФСР вообще отрицало какое-либо родство жителей Израиля с горскими евреями. Повсеместно происходил процесс их татизации. В официальной статистике СССР обе этнические группы учитывались как некие кавказские персы (таты).
Они похожи на лезгин
Об этногенезе горских евреев до сих пор спорят антропологи. Одни специалисты причисляют их к потомкам праотца Авраама, другие считают кавказским племенем, принявшим иудаизм в эпоху Хазарского каганата. Например, известный российский ученый Константин Курдов в своей работе «Горские евреи Дагестана», которая была опубликована в «Русском антропологическом журнале» от 1905 года, писал, что горские евреи более всего близки лезгинам.
Другие исследователи отмечают, что представители колена Симонова, давно поселившиеся на Кавказе, своими обычаями, традициями и национальной одеждой похожи на абхазов, осетин, аварцев и чеченцев. Материальная культура и социальная организация у всех этих народов почти идентичны.
Горские евреи долгие века жили большими патриархальными семьями, у них бытовало многоженство, а за невесту полагалось платить калым. Обычаи гостеприимства и взаимной помощи, присущие соседним народам, всегда поддерживались и местными иудеями. Они и сейчас готовят блюда кавказской кухни, танцуют лезгинку, исполняют зажигательную музыку, характерную для жителей Дагестана и Азербайджана.
Но, с другой стороны, все эти традиции необязательно свидетельствуют об этническом родстве, они могли быть позаимствованы в процессе длительного сосуществования народов. Ведь горские евреи сохранили и свои национальные особенности, корни которых уходят в религию предков. Они отмечают все основные иудейские праздники, соблюдают свадебные и похоронные обряды, многочисленные гастрономические запреты, следуют наставлениям раввинов.
Британский генетик Дрор Розенгартен проанализировал Y-хромосому горских евреев в 2002 году и выяснил, что отцовские гаплотипы представителей этой этнической группы и других общин евреев во многом совпадают. Таким образом, семитское происхождение джууру теперь научно подтверждено.
Пережив монголо-татарское нашествие, долгие столетия иудеи боролись с исламизацией, не желая отказываться от своей религии, за что неоднократно подвергались гонениям. Так, войска иранского правителя Надир-шаха Афшара (1688-1747 гг.), не раз нападавшие на Азербайджан и Дагестан, не щадили иноверцев.
Еще одним полководцем, который среди прочего стремился исламизировать весь Кавказ, был имам Шамиль (1797-1871 гг.), противостоявший Российской империи, утверждавшей свое влияние на этих землях в XIX веке. Опасаясь истребления со стороны радикальных мусульман, горские евреи поддержали русскую армию в борьбе с отрядами Шамиля.
Садоводы, виноделы, торговцы
Иудейское население Дагестана и Азербайджана, как и их соседи, занимается садоводством, виноделием, плетением ковров и изготовлением тканей, кожевенным делом, рыболовством и другими традиционными для Кавказа промыслами. Среди горских евреев немало успешных бизнесменов, скульпторов и писателей. Например, одним из авторов памятника Неизвестному солдату, установленному в Москве у Кремлевской стены, является Юно Рувимович Рабаев (1927-1993 гг.).
В советское время жизнь земляков в своем творчестве отразили писатели: Хизгил Давидович Авшалумов (1913-2001 гг.) и Миши Юсупович Бахшиев (1910-1972 гг.). А сейчас активно издаются книги стихов Эльдара Пинхасовича Гуршумова, который возглавляет Союз кавказских писателей Израиля.
Представителей иудейской этнической группы на территории Азербайджана и Дагестана не стоит путать с так называемыми грузинскими евреями. Этот субэтнос возник и развивался параллельно и имеет свою самобытную культуру.
Евреи горские
Горские евреи: джигиты иудейской веры
Горские евреи – это субэтническая группа евреев, которая сформировалась на Северном и Восточном Кавказе. Из этой статьи вы узнаете о том где живут горские евреи, какая у них численность, язк, внешность, история, религия и многое другое.
Этноним горские евреи
Этноним придумали их соседи, сами горские евреи называют себя жугьур [джуhур], джуур, дхухур, во множественном числе – жугьургьо, джухурхо, а также гьивр.
Где живут горские евреи
До середины XIX века горские евреи жили главным образом на юге Дагестана – в Кайтагском районе, Магарамкенде, Дербенте и Махачкале, а потом начали переселяться и на север тоже. Горские евреи также традиционно проживали своими общинами в Нальчике, Грозном (тейп Жугти) и в деревнях Азербайджана. В XX веке до начала массового выезда советских евреев в Израиль в 70-е годы горские евреи жили также в основном в Дагестане, Азербайджане, Чечне, Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае.
Всего в мире насчитывается более 250 тысяч горских евреев. Большинство из них в настоящее время проживают в Израиле (140-160 тысяч), а также в США (40 тысяч). 7 тысяч горских евреев живут в Азербайджане, 4 тысячи – в Германии, 2 тысячи – в Канаде и 1 тысяча – в Австрии.
Синагога горских евреев есть даже в столице Китая Пекине.
По неофициальным данным, горская община евреев в России насчитывает около 30 тысяч человек.
Язык горских евреев
Большинство лингвистов считают, что горские евреи говорят на диалекте татского языка (татами называются выходцы из Персии, которые, как и евреи, спасались на Кавказе от междоусобиц). Но сами представители этого народа утверждают, что их родной язык джуури (или «дхухури») похож на татский не больше, чем идиш похож на немецкий язык.
Тем не менее, учёные относят джухури к иранской ветви индоевропейских языков, хоть он и отличается от татского заимствованиями из иврита, а также такими семитскими особенностями, как, например, звук «айн».
До начала XX века горские евреи использовали древнееврейскую письменность, потом перешли на латиницу, а в 30-е годы XX века – на кириллицу.
Внешность горских евреев
Часть учёных считают, что горские евреи произошли от лезгинов, другие идентифицируют их с осетинами, чеченцами и аварцами, поскольку их материальная культура и социальная структура по внешним признакам не слишком отличается от культуры других кавказских народов, а генетические исследования подтверждают это родство. Соответственно и внешне горские евреи похожи на представителей других кавказских народов.
История горских евреев
В 1254 году фламандский путешественник монах Б. Рубруквис писал о «большом количестве евреев» на всём Восточном Кавказе. Египетский историк Тагриберди в XV веке рассказывал о еврейских купцах из «Черкесии», которые торговали в Каире.
Считается, что предки горских евреев были выходцами из Персии (Северный Иран) и обосновались в Кавказской Албании в V-VI веках, перенимая обычаи, традиции и язык местных татов. По легенде, царь Ассирии Саргон насильно переселил десять колен Израилевых в «горы Мидийские».
Всего вероятнее, что персидские евреи были вынуждены эмигрировать на Северный Кавказ в связи с мусульманскими завоеваниями, а впоследствии вместе с другими татоязычными народами – спасаясь от вторжения кочевников (тюрок-огузов).
Впрочем, есть и другие гипотезы. По одной из них, парфяне и Сасаниды (династия персидских правителей) специально основали на Кавказе еврейские поселения, чтобы те служили своего рода буфером во время набегов кочевых племён.
По другой версии, горские евреи – это обращённые в иудаизм таты. Хотя существует и противоположная точка зрения: что таты-мусульмане – это бывшие горские евреи.
Третья версия выводит горских евреев из хазар, хотя исторические источники утверждают, что евреи поселились на Кавказе задолго до появления Хазарского царства. Поэтому более вероятно, что после падения Хазарского каганата в X и XI веках хазарские евреи нашли приют у горских.
Горским евреям было нелегко уживаться с мусульманскими соседями.
В дороссийский период взаимоотношения между горскими евреями и мусульманским населением регулировались так называемыми Омаровыми законами, при этом горские евреи вынуждены были платить мусульманским правителям дань за покровительство, а также выполнять разные тяжёлые и грязные работы, которыми брезговали мусульмане. Среди унижений, которым мусульмане подвергали горских евреев, было, например, такое: мусульманские воины взимали «диш-эгриси» (плату за «причинение зубной боли») с еврея, в доме которого они столовались.
Евреи некоторых районов Дагестана продолжали платить мусульманским правителям харадж (дань) вплоть до середины XIX века, поскольку российское правительство приравняло этих правителей к помещикам.
Только когда на Кавказ пришли российские войска, немногочисленная этническая группа горских евреев почувствовала себя в относительной безопасности и начала переселяться из высокогорных сёл на границе Азербайджана и Дагестана на побережье Каспия – в основном в крупные города и основанные русскими крепости.
Однако к середине XVIII века шах Ирана пошёл в наступление на Дагестан и почти полностью уничтожил несколько поселений горских евреев. Но в начале XIX века Россия взяли под свою власть большинство районов, где проживали горские евреи.
Во время восстания под предводительством Шамиля (1830-1859 годы) жители некоторых еврейских аулов были насильственно обращены в ислам. И тогда главы общины горских евреев Дербента написали к императору Николаю I обращение на иврите, прося собрать всех рассеянных по Кавказу евреев в города и большие поселения, которые находятся под протекторатом России.
В конце XIX века в Дагестан зачастили посланцы из Иерусалима, которые собирали деньги для халукки. Одновременно начался отток горских евреев на землю обетованную и уже перед Первой мировой войной община горских евреев близ Эрец-Исраэль насчитывала несколько сотен человек.
В 1884 году главный раввин Темир-Хан-Шуры рабби Шарбат Ниссим-оглы отправил своего сына Элияху в Высшее техническое училище Москвы и тот стал первым горским евреем, получившим высшее образование. В начале XX века в Баку, Дербенте и Кубе открылись первые школы для горских евреев с преподаванием на русском языке.
После Октябрьского переворота горские евреи Баку и Дагестана активно включились в борьбу советской власти с местными мусульманскими сепаратистами и по некоторым оценкам составляли около 70 % красногвардейцев.
Во время Второй мировой войны немцы кратковременно оккупировали некоторые из районов Северного Кавказа, но полностью уничтожить там всё еврейское население не успели, по всей видимости, ожидая более чётких указаний из центра относительно неизвестной им этнической группы.
После Великой Отечественной войны советские власти усилили наступление на иудаизм. Было отменено преподавание на еврейско-татском языке, прекратился выпуск газеты «Захматкаш» и свёрнута вся литературная деятельность на еврейско-татском языке. Эта газета стала снова выходить только в 1975 году – в виде попущения властей после того, как усилилось движение горских евреев за репатриацию.
Религия горских евреев
Горские евреи бежали из Персии, чтобы сохранить иудаизм, и в итоге их приверженность религии предков оказалась настолько сильна, что побудила Хазарский каганат принять еврейскую веру.
Борясь с исламизацией, иудеи неоднократно подвергались гонениям. И только религия, а также твёрдое следование канонам иудаизма позволили им не затеряться среди других народов Кавказа и сохранить свою яркую самобытность.
В современных общинах горских евреев обязательно есть своя, «горская», синагога, свои раввины (даяны), свои проповедники в храме (нумазы), свои учителя. Горские евреи продолжают называть религиозные праздники по-своему. Например, Пасха у них «Нисону», Пурим – «Гомуну» и так далее.
Традиции горских евреев
До советского времени горские евреи жили большими семьями. Одна такая семья включали три-четыре поколения и могла насчитывать до 70 человек, которые проживали в одном дворе. При этом у них была распространена полигамия, но у каждой жены с детьми был отдельный дом или отдельная часть дома.
Несколько больших семей, ведущих родословную от общего предка, образовывали тухум (буквально – «семя»).
В случае неисполнения обычая кровной мести еврейские семьи могли породниться. Если убийца тоже был евреем, а родичам убитого не удавалось ему отомстить в течение трёх дней, семьи имели право уладить конфликт узами кровного родства.
В городах евреи жили в отдельном квартале или предместье. Общиной руководил глава наиболее уважаемой или многочисленной семьи. Например, общиной горских евреев в Дербенте руководили три избранных человека: глава и два его заместителя.
Главный раввин города избирался руководителями общины.
В остальном культура джухурхо, как уже было сказано, не сильно отличаются от культуры дагестанцев и азербайджанцев: они готовят те же блюда кавказской кухни, танцуют лезгинку, похоже одеваются и подчиняются адатам – то есть, законам основанным на обычаях куначества и кровной мести. У них так же было принято платить за невесту калым и устраивать помолвки в младенчестве.
Горские евреи были полностью включены в структуру сложных межродовых отношений Кавказа и поэтому до сих пор трепетно относятся к землячеству, они слыли храбрыми джигитами, но при этом они всегда соблюдали субботу, обряд обрезания и ели только кашерную пищу.
Занятия и ремёсла горских евреев
Горские евреи с глубокой древности сумели монополизировать торговлю коврами на Дербентских рынках, и это занятие у них считалось очень почётным.
Если в других регионах России евреям было запрещено возделывать землю, то на Кавказе они свободно занимались земледелием и поэтому сохранили традицию разводить шелкопрядов, выращивать абрикосы, табак и виноград.
Из еврейских горских виноделов вышли первые горско-еврейские миллионеры: Ханукаевы и Дадашевы. К концу XIX столетия они основали в Дагестане первую крупную рыболовецкую компанию.
Горские евреи, кроме того, издавна практиковали кожевенное ремесло, но после того, как российские власти в начале XX века запретили им ездить в Среднюю Азию за шкурами, эта отрасль пришла в упадок.
Кухня горских евреев
Многие горские евреи соблюдают кашрут – запрет есть мясо хищной птицы и смешивать мясо с молоком и молочными продуктами.
Кроме того, горские евреи соблюдают традицию выпечки субботнего хлеба. Такой хлеб называется хала, его пекут перед шаббатом и едят утром в субботу.
Песни горских евреев
У горских евреев богатейшая песенная культура, которая развивалась в двух направлениях: в культовых напевах и в неконфессиональном фольклоре. В синагоге их пение представляет из себя неметризованный речетатив в пределах небольшого диапазона. Таким образом они произносят нараспев тексты Торы и другие религиозные тексты.
Большое значение в культуре горских евреев имеют также обрядовые песни. Например, начало полевых работ у них сопровождалось песней «Мигьи’д хори’ дурини’», дождь они вызывали песне «Гуди’л, гуди’л».
У горских евреев, существуют специальные песни для обряда обручения и свадьбы, и каждая церемония (шествие невесты, преподнесение подарков, приготовление пищи для праздничного стола, окрашивание хной ногтей на руках родственников и гостей…) сопровождается отдельной музыкальной композицией.
Кроме колыбельных горские евреи поют своим детям специальные песенки, под которые ребёнок учится ходить.
Поминальные обряды горских евреев сопровождаются плакальщицами, которые исполняют традиционные плачи и причитания («гирьегъо’», «домоё’с»).
Среди музыкальных инструментов, которые используют горские евреи, выделяется один уникальный. Это шофар – рог, который звучит в синагоге во время празднования Нового года.
Известные горские евреи
Лекарем у имама Шамиля был горский еврей Султан Горичиев. Он оставался с имамом до самой его смерти. Самой любимой женой Шамиля, с которой у него получился самый долгий брак, тоже была горская еврейка – Анна Улуханова, дочь купца из Моздока.
В шоу-бизнесе прославилась представительница горских евреев певица Сара Манахимова (творческий псевдоним – Жасмин).
Одним из авторов памятника Неизвестному солдату, установленному в Москве у Кремлевской стены, был горский еврей Юно Рувимович Рабаев.
Также известны писатели Хизгил Давидович Авшалумов и Миши Юсупович Бахшиев, а Союз кавказских писателей Израиля возглавляет горский еврей Эльдар Пинхасович Гуршумов.
Кроме того, в Израиле среди горских евреев есть два генерала (Алуф Эхуд Адам и Адам Иекутиэль).
В бизнесе наибольшую известность получил бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов.
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6