горские евреи это кто такие
Таты-иудеи Азербайджана и Дагестана горские евреи
Таты-иудеи Азербайджана и Дагестана «горские евреи»
26.1.2008, автор Bigoss
Сразу после переселения в Закавказье, евреи быстро установили контакты с местным населением и Хазарским каганатом. За первые же сто лет евреи проникли с побережья Каспия во внутренние районы Кавказа: Карачай, Балкарию, Чечню. Массовая миграция на Северный Кавказ началась после прихода в на терр. совр. Азербайджана тюркских племён из Cредней Азии.
В горах евреи жили отдельными общинами, но охотно принимали в свои ряды горцев, переходящих в иудаизм. Обращение некоторых горских племён в иудаизм обусловило возможность смешанных браков между евреями и горцами, что сказалось на антропологическом облике иудеев Северного Кавказа. Была распространена полигамия.
Во время Кавказской войны многие иудеи были насильно обращены в ислам. Отношение со стороны мусульман стало презрительным, часто евреям приходилось платить унизительный налог диш-эгриси – «плата за зубную боль, которая возникла после того как мусульманин поел в доме иудея». Процесс смешения и смены религии не затронул этническое самосознание татов-иудеев Северного Кавказа, которые, по-прежнему, считают себя частью еврейского народа, называя себя «горскими евреями», а некоторые даже поддерживают связи с Израилем.
Впервые термин «горские евреи» был применён в отношении татов-иудеев Северного Кавказа в 19 в., но среди кавказских народов распространения не получил, поэтому ТИ известны среди своих соседей, как «джут, джухур, джухуд, тат, татуаджикли чуут, бик, даг-чуфурт, ибирли татуаджикли».
Тато-еврейский является одним из 10 официальных языков Дагестана.
Примечателен факт, что во время непродолжительной немецкой оккупации Северного Кавказа были уничтожены евреи западного Кавказа, а евреи Нальчика и Грозного явились для немцев «неизвестной этнической группой» и готовились к изучению.
Преследования горских евреев продолжились в послесталинское время. Газета «Коммунист» обвиняла евреев в «добавлении мусульманской крови в пасхальное вино». Нападения на евреев происходили в Нальчике в конце 70-ых на фоне их массового выезда в Израиль (…вы уезжаете, а нам тут куковать…).
Совокупная численность татов-иудеев и горских евреев около 20 тыс. человек, однако, их количество постоянно снижается ввиду миграции и ассимиляции.
Таты-иудеи Азербайджана, жившие в основном, в Баку были также немногочисленны и многие из них предпочли мигрировать в конце 20 века либо в Израиль, либо в Россию.
26.1.2008, автор Bigoss
Татский и тато-еврейский языки относятся к юго-западной подгруппе иранской группы. В эту же подгруппу входят таджикский, персидский (фарси), афганский (дари) и др. языки.
— Таты-мусульмане и таты-иудеи Азербайджана говорят на северном азербайджанском языке и диалектах татского языка.
— Горские евреи говорят на диалектах еврейско-татского языка.
— Таты-христиане говорят на армянском языке и (очень редко) на двух диалектах татского (называемого ими “фарси” или “парсерен”): килварском и матрасском.
До начала 20 века бытовал народный наддиалектный язык, общий для всех татов Азербайджана – зебони имрани.
Еврейско-татский язык, в отличие от татского – письменный. Первоначально использовалось квадратное еврейское письмо, затем – латиница, кириллица.
• Диалекты татского языка (южные диалекты) – отличаются от северных диалектов наличием поздних иранских заимствований и отсутствие еврейско-арамейской лексики.:
девечинский, конакендский, кызыл-казманский, арушкуш-даакушчусский (хызы), апшеронский, балаханский, сураханский, лахыйский, малхамский, килварский, матрасский.
• Диалекты еврейско-татского языка (северные диалекты, кавказит, дагестанит) – присутствует широкий пласт еврейско-арамейских заимствований, архаичной персидской лексики и влияние северокавказских языков в области фонетики:
дербентский, махачкалинско-нальчикский (кайтагский), кубинский (г. Куба в Азербайджане), варташенский/ширванский (слабоизученный).
К особенностям татских диалектов можно отнести ротацизм общеиранского /d/ в /r/ после гласных, сохранение начального «v», которое во всех остальных иранских перешло в «b». Сложная глагольная структура: простые времена – аорист, будущее потенциальное, простое прошедшее, прошедшее многократное; сложные – перфект, настоящее, прждепрошедшее, прошедшее длительное, прошедшее ирреальное.
_____________________
таты-иудеи Азербайджана – арменоидный тип, встречаются метисы с каспийским.
горские евреи – в большинстве своём относятся к смешанному арменоидно-кавкасионскому типу.
_________________
Таты это вообще не национальность,это обозначение географического населения данного народа,в данном случает таты-армяне это армяне проживающие в основном в Шемахинском районе современного Азербайджана,в прошлом Восточной Армении. Шемаха был армянским городом,ему 2500 лет,через него проходил Шелковый путь.
Лично мои корни тоже из Матрасы Шемахинского района, там всегда жили армяне, именно армяне, а не кто то армянезированный. Сам лично составлял недавно гениологическое древо и убедился ещё раз в этом.
По количеству официальных языков Дагестан может побить все рекорды. СМИ даже называли конкретные цифры – 28 языков.
Горские евреи
Горские евреи – это люди, которых изгнали из ранее заселенных земель. Сами евреи данной группы привыкли называть себя «джууро». Горские евреи произошли от десяти колен Израилевых, которые давным-давно населяли Мидию. Есть предположение, что они потомки колен Изрaилевых: Вениaминовa и Иудовa.
Горские евреи Азербайджана — арменоидный тип. Горские евреи Северного Кавказа — в большинстве своём относятся к смешанному арменоидно-кавкасионскому типу. Внешне мало отличаются от армян. Горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев.
Место их пребывания после удаления с родных земель стала территория Мадая, в современном Северном Иране. Большая часть евреев отправилась дальше, на территорию дохристианской Армении и Азербайджана.
В здешних местах евреи аналогичным образом подверглись новым гонениям. Сначала они спасались здесь от огнепоклонников, а спустя века – из-за отказа принять ислам – от преследований мусульман. Группа евреев была вынуждена уйти за Кавказский хребет, на территорию Северного Кавказа, где они и смогли, наконец-то, осесть на долгую тысячу лет.
Основой их мышления, воспитываемой чертой характера, стала идея изоляции и выносливости в стремлении выжить и устоять в конфликтах с другими горскими племенами. С учетом постоянных перемещений, язык горских евреев, называемый джуури (язык называют джуарит), стал результатом смешения иврита, персидского языка и арамейского.
Горские евреи знают древнееврейский язык. История проживания горских евреев в Азербайджане насчитывает более двух тысяч лет. Узнав о благоденствии евреев под покровительством Хусейн-Али-хана и Фатали-хана, сюда стали стекаться евреи из окрестных сел, Баку, Ирана, Турции и других мест.
Отдельные семьи практиковали куначество, признавали кровную месть. Бытовали обычаи: гостеприимства, многожёнства, выплаты калыма, помолвки в детском возрасте.
Горские евреи всегда поддерживают связь между собой. В их общинах обязательно есть своя «горская» синагога. Свои раввины, которых называют даянами, свои проповедники в храме нумазы.
Армянские евреи — это этническая группа, насчитывающая около 3 000 человек. Цифра явно занижена. Армянские евреи живут не только в Армении, но и в России. Большинство армян относятся к Армянским евреям очень хорошо. Не заставляют их менять веру. Не считают Армянских евреев умнее или богаче армян. Не завидуют их богатой жизни!
История еврейской общины Армении насчитывает намного более 2 000 лет. Компактные поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах Армении и даже в сельской местности. Отдельные еврейские семьи не только жили на территории Армении с древнейших времен, но и владели землей.
В годы расцвета фашизма многие евреи спаслись, притворившись армянами. Многие евреи, которые брали армянские фамилии, чтобы спастись от преследования фашистов. Армяне всегда считались культурогенной нацией и пользовались большим уважением даже у немцев.
Уже в Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма в V веке до н. э. насильно переселил значительную часть евреев в Армению.
В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат.
С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.
Армянский историк Мовсес Хоренаци сообщает: «Выводит из города Ерванда пленных иудеев, которые были переведены туда из Армавира, и поселяет их в Арташате».
Политику переселения евреев в Армению продолжал проводить и другой армянский царь Тигран II Великий, правивший в 95—55 годах до н. э.. Как сообщает Ованес Драсханакертци: «Тигран… идет на Палестину и берет в плен множество евреев».
Во время своего военного похода царь Армении, взяв в плен множество евреев, уводит их и селит в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах.
В другой раз дело отца продолжил Артавазд II, царствовавший в 55—34 годах до н. э., вмешавшись в междоусобную войну евреев за трон, приняв одну из сторон, уводит в плен сторонников другой, которых селит в городе Ван.
Первую группу переселенных Тиграном евреев вынудили принять христианство (они стали крипто евреями). Вторая группа переселенцев (уведенная Артаваздом) — ванские евреи — продолжала и далее исповедовать иудаизм.
Армянские цари развивали города, и поселения евреев нужны были для их развития, так как евреи были городскими ремеслиниками. В результате численность иудеев в армянских городах составляла более половины от всех жителей.
Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла, Иосиф Флавий утверждал: «Евреям в Армении живется хорошо». Евреи составляли в Армении большую часть городского населения и поэтому контролировали торговлю в стране.
Правители не препятствовали свободному перемещению жителей различного вероисповедания (евреи, греки, талыши), что способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.
По Мовсесу Хоренаци, знаменитый род Багратуни, давший впоследствии две царские династии — армянскую и грузинскую, произошёл от евреев, переселённых после завоевания Израильского царства.
Стабильность и процветание еврейских общин закончились тогда, когда многие евреи были депортированы в Персию в результате захвата Армении — шахом династии Сасанидов Шапуром II.
О значительной численности евреев того времени имеются данные армянского историка V века Фавстоса Бузанда, который описывает большое число еврейских семей, угнанных в плен захватчиками.
Согласно Фавстосу Бузанду, евреи были угнаны из шести городов Армении: из Ервандашата было угнано 30 тысяч еврейских семей, из Вана — 18 тысяч, из Нахичевана — 16 тысяч семей.
Учитывая, что еврейские семьи были много числены, то это огромное количество людей. Часть семей смогли спрятаться и остались в Армении, это так называемая скрытая диаспора.
Всего же по Бузанду было выселено 83 тысячи иудеев из пяти городов Армении (выселение иудеев персами описывает армянский автор Раффи в историческом романе «Самвел», в котором целая глава романа посвящена угоняемым в V веке из Армении в Иран евреям).
В этот же период времени в Талмуде упоминается мудрец Яков из Армении (Гиттин 48а), кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в армянском городе Низбис.
После падения Киликийской Армении начали исчезать еврейские общины как единые этнические сообщества, многие вынуждены были принимать христианство. Образовалась еще одна группа крипто евреев.
По данным еврейской энциклопедии, выходившей в 1901-1906 годах, из 5000 евреев, живших на землях между городами Ван и Мосул, к началу XX века только 360 человек еще придерживались иудаизма, остальные приняли христианскую веру.
Даже в начале XX века крестьяне из сел и деревень, окружавших Ван, считали почти всех жителей города евреями, переселенных в Армению Тиграном Великим.
В XIX—XX веках евреи Эриванской губернии были представлены двумя общинами — ашкеназской и иранской. У ашкеназской общины был молельный дом. У иранской общины — синагога «Шейх Мордехай»,
Согласно учёному Аврааму Галанти еще в начале XX века в городе Эгин существовала иудео-армянская религиозная община, именовавшая себя «Пакрадунис».
По Аврааму Галанти о пребывании еврейского населения в Армении свидетельствует широко распространенная в Армении фамилия Исраэлян, то есть по-армянски сын Израиля. А также имя Давид. Интересно, что сейчас около 70 % евреев считают родным языком русский, 26 % — идиш и только 5,6 % — армянский.
Совершенно не верно, что часть армян, приняла иудаизм. На самом деле это крипто евреи, которые всегда почитали субботу решили легализоваться.
_______Первый Информационный________17.07.2020
Любопытные данные из исследования «Религиозные взгляды и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе», проведённого в Pew Research Center. На этот раз вопрос, которым задались исследователи, касается межнациональных отношений. Жителей ряда стран Восточной Европы попросили обозначить отношение к евреям.
Лучшее отношение показали на Украине, здесь в отличие от Армении всего 5% опрошенных проявило недоверие. Похожие цифры получились на Балканах.
_______
Профессор Херцог заявил: «Эти раскопки привели к тому, что стало ясно: израильтяне никогда не были в Египте, никогда не бродили по пустыне, никогда не завоевывали землю, чтобы потом передать ее Двенадцати коленам израилевым. Ни одно из центральных событий истории евреев не подтверждалось тем, что мы находили. Исход, например, мог касаться всего лишь нескольких семей, история которых затем была расширена и «национализирована» по теологическим соображениям».
_
археолог Зеэв Херцог, один из самых известных профессоров факультета археологии Тель-Авивского университета.
___
Рецензия на «Горские евреи» Михаил Струнников от 06.03.2019
Есть о чём поразмышлять. «Скрывавших своё вероисповедание, чтобы избежать переселения в Иран». Вот тебе и «тюрьма народов», и пресловутая веротерпимость мусульманская! А что сказать о крестьянах начала XX века, помнящих царя Тиграна? Среди нас все ли образованцы знают основателя родного города? Ещё Ушинский о том писал.
Рецензия на «Горские евреи» Анита Фрэй Книги от 18.10.2019
Отстранённость и выносливость являются защитным панцирем для очень многих людей, независимо от национальности, особенно в условиях одинокой старости.
Горские евреи это кто такие
Кто же эти загадочные горцы, соединившие в себе влияние многих культур?
Горские евреи – это одна из субэтнических групп евреев, живущая на Северном и Восточном Кавказе (Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Азербайджан). Согласно древним легендам, они попали туда после насильственного переселения царем Ассирии Саргоном Десяти колен Израилевых в «горы Мидийские». По более точным историческим данным, евреи действительно стали проникать в Кавказский регион из Ирана и Месопотамии, но произошло это несколько позже – в VI веке н. э. В горах Восточного Кавказа прибывшие с юга гости стали расселяться между местным народом татов, во многом переняв их язык и бытовую культуру. (Горских евреев иногда называют татами, но это неправильно, поскольку среди последних большинство исповедует ислам, но также есть и христиане). В последствии общину горских евреев существенно пополнили единоверцы из Курдистана. Кстати, именно с Кавказских вершин иудаизм проник в приволжские степи, где тогда раскинулся могущественный Хазарский каганат.
Маленький народ, рассеянный по всему свету.
Евреи с Кавказа в мире российского и израильского бизнеса
КавказСреди горских евреев есть много людей, которые добились значительных высот в различных областях. Можно называть имена знаменитых ученых, военных, писателей, артистов, политиков и, конечно, бизнесменов. Среди известных представителя этой малочисленной этнической группы большинство – предприниматели. Еще давно, на рынках древнего Дербента, горские евреи сумели монополизировать торговлю коврами (помогали в этом обширные связи с единоверцами за пределами Кавказа), и с тех пор торговля среди них считалась очень престижным занятием. Многие горские евреи довольно быстро добились успеха в бизнесе как на территории России и Азербайджана, так и на территории Израиля и западных стран. Крупные московские предприниматели Тельман Исмаилов, Зарах Илиев, Год Нисанов известны россиянам с ныне закрытым рынком «Черкизово» и многочисленными торговыми комплексами, построенными по западному образцу.
Кроме того, они владеют значительным строительным и гостиничным бизнесом в РФ и за рубежом. Не смотря на некоторые трудности, связанные со скандальным закрытием крупнейшего в российской столице рынка и срочным отъездом в Турцию Исмаилова, Илиев и Нисанов (кстати, это не просто земляки, но и друзья с детства, почти родственники) занимают, соответственно, 66-е и 72-е место в «Золотой сотне» журнала «Форбс».
Евреи горские
Горские евреи: джигиты иудейской веры
Горские евреи – это субэтническая группа евреев, которая сформировалась на Северном и Восточном Кавказе. Из этой статьи вы узнаете о том где живут горские евреи, какая у них численность, язк, внешность, история, религия и многое другое.
Этноним горские евреи
Этноним придумали их соседи, сами горские евреи называют себя жугьур [джуhур], джуур, дхухур, во множественном числе – жугьургьо, джухурхо, а также гьивр.
Где живут горские евреи
До середины XIX века горские евреи жили главным образом на юге Дагестана – в Кайтагском районе, Магарамкенде, Дербенте и Махачкале, а потом начали переселяться и на север тоже. Горские евреи также традиционно проживали своими общинами в Нальчике, Грозном (тейп Жугти) и в деревнях Азербайджана. В XX веке до начала массового выезда советских евреев в Израиль в 70-е годы горские евреи жили также в основном в Дагестане, Азербайджане, Чечне, Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае.
Всего в мире насчитывается более 250 тысяч горских евреев. Большинство из них в настоящее время проживают в Израиле (140-160 тысяч), а также в США (40 тысяч). 7 тысяч горских евреев живут в Азербайджане, 4 тысячи – в Германии, 2 тысячи – в Канаде и 1 тысяча – в Австрии.
Синагога горских евреев есть даже в столице Китая Пекине.
По неофициальным данным, горская община евреев в России насчитывает около 30 тысяч человек.
Язык горских евреев
Большинство лингвистов считают, что горские евреи говорят на диалекте татского языка (татами называются выходцы из Персии, которые, как и евреи, спасались на Кавказе от междоусобиц). Но сами представители этого народа утверждают, что их родной язык джуури (или «дхухури») похож на татский не больше, чем идиш похож на немецкий язык.
Тем не менее, учёные относят джухури к иранской ветви индоевропейских языков, хоть он и отличается от татского заимствованиями из иврита, а также такими семитскими особенностями, как, например, звук «айн».
До начала XX века горские евреи использовали древнееврейскую письменность, потом перешли на латиницу, а в 30-е годы XX века – на кириллицу.
Внешность горских евреев
Часть учёных считают, что горские евреи произошли от лезгинов, другие идентифицируют их с осетинами, чеченцами и аварцами, поскольку их материальная культура и социальная структура по внешним признакам не слишком отличается от культуры других кавказских народов, а генетические исследования подтверждают это родство. Соответственно и внешне горские евреи похожи на представителей других кавказских народов.
История горских евреев
В 1254 году фламандский путешественник монах Б. Рубруквис писал о «большом количестве евреев» на всём Восточном Кавказе. Египетский историк Тагриберди в XV веке рассказывал о еврейских купцах из «Черкесии», которые торговали в Каире.
Считается, что предки горских евреев были выходцами из Персии (Северный Иран) и обосновались в Кавказской Албании в V-VI веках, перенимая обычаи, традиции и язык местных татов. По легенде, царь Ассирии Саргон насильно переселил десять колен Израилевых в «горы Мидийские».
Всего вероятнее, что персидские евреи были вынуждены эмигрировать на Северный Кавказ в связи с мусульманскими завоеваниями, а впоследствии вместе с другими татоязычными народами – спасаясь от вторжения кочевников (тюрок-огузов).
Впрочем, есть и другие гипотезы. По одной из них, парфяне и Сасаниды (династия персидских правителей) специально основали на Кавказе еврейские поселения, чтобы те служили своего рода буфером во время набегов кочевых племён.
По другой версии, горские евреи – это обращённые в иудаизм таты. Хотя существует и противоположная точка зрения: что таты-мусульмане – это бывшие горские евреи.
Третья версия выводит горских евреев из хазар, хотя исторические источники утверждают, что евреи поселились на Кавказе задолго до появления Хазарского царства. Поэтому более вероятно, что после падения Хазарского каганата в X и XI веках хазарские евреи нашли приют у горских.
Горским евреям было нелегко уживаться с мусульманскими соседями.
В дороссийский период взаимоотношения между горскими евреями и мусульманским населением регулировались так называемыми Омаровыми законами, при этом горские евреи вынуждены были платить мусульманским правителям дань за покровительство, а также выполнять разные тяжёлые и грязные работы, которыми брезговали мусульмане. Среди унижений, которым мусульмане подвергали горских евреев, было, например, такое: мусульманские воины взимали «диш-эгриси» (плату за «причинение зубной боли») с еврея, в доме которого они столовались.
Евреи некоторых районов Дагестана продолжали платить мусульманским правителям харадж (дань) вплоть до середины XIX века, поскольку российское правительство приравняло этих правителей к помещикам.
Только когда на Кавказ пришли российские войска, немногочисленная этническая группа горских евреев почувствовала себя в относительной безопасности и начала переселяться из высокогорных сёл на границе Азербайджана и Дагестана на побережье Каспия – в основном в крупные города и основанные русскими крепости.
Однако к середине XVIII века шах Ирана пошёл в наступление на Дагестан и почти полностью уничтожил несколько поселений горских евреев. Но в начале XIX века Россия взяли под свою власть большинство районов, где проживали горские евреи.
Во время восстания под предводительством Шамиля (1830-1859 годы) жители некоторых еврейских аулов были насильственно обращены в ислам. И тогда главы общины горских евреев Дербента написали к императору Николаю I обращение на иврите, прося собрать всех рассеянных по Кавказу евреев в города и большие поселения, которые находятся под протекторатом России.
В конце XIX века в Дагестан зачастили посланцы из Иерусалима, которые собирали деньги для халукки. Одновременно начался отток горских евреев на землю обетованную и уже перед Первой мировой войной община горских евреев близ Эрец-Исраэль насчитывала несколько сотен человек.
В 1884 году главный раввин Темир-Хан-Шуры рабби Шарбат Ниссим-оглы отправил своего сына Элияху в Высшее техническое училище Москвы и тот стал первым горским евреем, получившим высшее образование. В начале XX века в Баку, Дербенте и Кубе открылись первые школы для горских евреев с преподаванием на русском языке.
После Октябрьского переворота горские евреи Баку и Дагестана активно включились в борьбу советской власти с местными мусульманскими сепаратистами и по некоторым оценкам составляли около 70 % красногвардейцев.
Во время Второй мировой войны немцы кратковременно оккупировали некоторые из районов Северного Кавказа, но полностью уничтожить там всё еврейское население не успели, по всей видимости, ожидая более чётких указаний из центра относительно неизвестной им этнической группы.
После Великой Отечественной войны советские власти усилили наступление на иудаизм. Было отменено преподавание на еврейско-татском языке, прекратился выпуск газеты «Захматкаш» и свёрнута вся литературная деятельность на еврейско-татском языке. Эта газета стала снова выходить только в 1975 году – в виде попущения властей после того, как усилилось движение горских евреев за репатриацию.
Религия горских евреев
Горские евреи бежали из Персии, чтобы сохранить иудаизм, и в итоге их приверженность религии предков оказалась настолько сильна, что побудила Хазарский каганат принять еврейскую веру.
Борясь с исламизацией, иудеи неоднократно подвергались гонениям. И только религия, а также твёрдое следование канонам иудаизма позволили им не затеряться среди других народов Кавказа и сохранить свою яркую самобытность.
В современных общинах горских евреев обязательно есть своя, «горская», синагога, свои раввины (даяны), свои проповедники в храме (нумазы), свои учителя. Горские евреи продолжают называть религиозные праздники по-своему. Например, Пасха у них «Нисону», Пурим – «Гомуну» и так далее.
Традиции горских евреев
До советского времени горские евреи жили большими семьями. Одна такая семья включали три-четыре поколения и могла насчитывать до 70 человек, которые проживали в одном дворе. При этом у них была распространена полигамия, но у каждой жены с детьми был отдельный дом или отдельная часть дома.
Несколько больших семей, ведущих родословную от общего предка, образовывали тухум (буквально – «семя»).
В случае неисполнения обычая кровной мести еврейские семьи могли породниться. Если убийца тоже был евреем, а родичам убитого не удавалось ему отомстить в течение трёх дней, семьи имели право уладить конфликт узами кровного родства.
В городах евреи жили в отдельном квартале или предместье. Общиной руководил глава наиболее уважаемой или многочисленной семьи. Например, общиной горских евреев в Дербенте руководили три избранных человека: глава и два его заместителя.
Главный раввин города избирался руководителями общины.
В остальном культура джухурхо, как уже было сказано, не сильно отличаются от культуры дагестанцев и азербайджанцев: они готовят те же блюда кавказской кухни, танцуют лезгинку, похоже одеваются и подчиняются адатам – то есть, законам основанным на обычаях куначества и кровной мести. У них так же было принято платить за невесту калым и устраивать помолвки в младенчестве.
Горские евреи были полностью включены в структуру сложных межродовых отношений Кавказа и поэтому до сих пор трепетно относятся к землячеству, они слыли храбрыми джигитами, но при этом они всегда соблюдали субботу, обряд обрезания и ели только кашерную пищу.
Занятия и ремёсла горских евреев
Горские евреи с глубокой древности сумели монополизировать торговлю коврами на Дербентских рынках, и это занятие у них считалось очень почётным.
Если в других регионах России евреям было запрещено возделывать землю, то на Кавказе они свободно занимались земледелием и поэтому сохранили традицию разводить шелкопрядов, выращивать абрикосы, табак и виноград.
Из еврейских горских виноделов вышли первые горско-еврейские миллионеры: Ханукаевы и Дадашевы. К концу XIX столетия они основали в Дагестане первую крупную рыболовецкую компанию.
Горские евреи, кроме того, издавна практиковали кожевенное ремесло, но после того, как российские власти в начале XX века запретили им ездить в Среднюю Азию за шкурами, эта отрасль пришла в упадок.
Кухня горских евреев
Многие горские евреи соблюдают кашрут – запрет есть мясо хищной птицы и смешивать мясо с молоком и молочными продуктами.
Кроме того, горские евреи соблюдают традицию выпечки субботнего хлеба. Такой хлеб называется хала, его пекут перед шаббатом и едят утром в субботу.
Песни горских евреев
У горских евреев богатейшая песенная культура, которая развивалась в двух направлениях: в культовых напевах и в неконфессиональном фольклоре. В синагоге их пение представляет из себя неметризованный речетатив в пределах небольшого диапазона. Таким образом они произносят нараспев тексты Торы и другие религиозные тексты.
Большое значение в культуре горских евреев имеют также обрядовые песни. Например, начало полевых работ у них сопровождалось песней «Мигьи’д хори’ дурини’», дождь они вызывали песне «Гуди’л, гуди’л».
У горских евреев, существуют специальные песни для обряда обручения и свадьбы, и каждая церемония (шествие невесты, преподнесение подарков, приготовление пищи для праздничного стола, окрашивание хной ногтей на руках родственников и гостей…) сопровождается отдельной музыкальной композицией.
Кроме колыбельных горские евреи поют своим детям специальные песенки, под которые ребёнок учится ходить.
Поминальные обряды горских евреев сопровождаются плакальщицами, которые исполняют традиционные плачи и причитания («гирьегъо’», «домоё’с»).
Среди музыкальных инструментов, которые используют горские евреи, выделяется один уникальный. Это шофар – рог, который звучит в синагоге во время празднования Нового года.
Известные горские евреи
Лекарем у имама Шамиля был горский еврей Султан Горичиев. Он оставался с имамом до самой его смерти. Самой любимой женой Шамиля, с которой у него получился самый долгий брак, тоже была горская еврейка – Анна Улуханова, дочь купца из Моздока.
В шоу-бизнесе прославилась представительница горских евреев певица Сара Манахимова (творческий псевдоним – Жасмин).
Одним из авторов памятника Неизвестному солдату, установленному в Москве у Кремлевской стены, был горский еврей Юно Рувимович Рабаев.
Также известны писатели Хизгил Давидович Авшалумов и Миши Юсупович Бахшиев, а Союз кавказских писателей Израиля возглавляет горский еврей Эльдар Пинхасович Гуршумов.
Кроме того, в Израиле среди горских евреев есть два генерала (Алуф Эхуд Адам и Адам Иекутиэль).
В бизнесе наибольшую известность получил бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов.
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6