глоссолалия что это такое
Глоссолалия что это такое
На адрес нашего сайта поступил вопрос: Можно ли слова ап. Павла «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками, но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (Деян. 14, 18-19) понимать как указание на необходимость перевода богослужения с церковнославянского языка на русский? Ответом на данный вопрос может являться эта статья.
Чтобы понять мысль ап. Павла, необходимо рассмотреть это выражение в более широком контексте. Что такое «говорю языками»? Это указание на то, что апостол обладал «даром языков». «Дар языков», или глоссолалия, один ив даров Св. Духа (harismata), т.е. особых проявлений силы Св. Духа, отличавших Церковь апостольскую, которые ниспосылались первым христианам для укрепления веры, для созидания Церкви, для перерождения человека и человечества. Главы 12-14 I Коринфянам являются важнейшим источником наших знаний об этих дарах, в них содержится наиболее полное учение о святых дарованиях. Вопрос, в чем заключалась глоссолалия, является самым сложным для истолкования. Вот что пишет по этому поводу священник Михаил Фивейский, посвятившей этой проблеме основательное исследование: «Вопрос этот до настоящего времени не разрешен, и думается, не будет разрешен удовлетворительно, если только не будут открыты новые документы, проливающие свет и на данный предмет». [1] Исследователь, более близкий к нам по времени, Эдельштейн Ю. М. приходит к выводу, что «глоссолалия просуществовала в официальной Церкви недолго, никакого теоретического обоснования ее мы не знаем, бессмысленное экстатическое «языкоговорение» не очень одобрялось уже в ранней эпистолографии, в дальнейшем оно широко использовалось гностиками и монтанистами, эволюционировало в сторону оргиазма и магии, по существу слилось с языческой мантикой, поэтому церковные писатели (Евсевий Памфил и Иероним Стридонский) стали трактовать глоссолалию как одержимость злым духом». [2]
Но реально в литературе существует два подхода к объяснению сущности глоссолалии: 1) она понимается как говорение на неизвестных языках, т.е. говорение на языке, которому человек не обучался, 2) экстатические состояния в очень разных проявлениях.
Итак, повторим, святотеческой традицией является понимание глоссолалии как говорения на незнакомых языках. Это понимание закреплено в церковном богослужении. В кондаке св. Пятидесятницы поем: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа». Перевод: «Когда сошел Всевышний и смешал языки, то этим Он разделил народы, когда же Он роздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятаго Духа». [6]
Итак, в I Коринфянам. апостол Павел предупреждает коринфян от греховного злоупотребления даром Святого Духа, который в первоначальной форме в наши дни уже не проявляется и прямого перехода к проблеме церковнославянский/русский язык быть не может.
Надо сказать, что православные авторы очень осторожно подходят к проблеме «дара языков», у поздних толкователей Посланий ап. Павла этот момент просто умалчивается (например у свт. Феофана Затворника) Напротив, повышенный интерес к глоссолалии наблюдается в Протестантизме, потому что в этом направлении сильны тенденции к буквальному восстановлению форм религиозной жизни и учреждений первоначальной христианской Церкви. В 1755г. в Лондоне вышла книга Миддльтона «О даре языков», и с тех пор разгорается дискуссия о глоссолалии, ведется спор со святоотеческой традицией ее понимания и получает оформление экстатическая теория, в которой акцент делается на особом состоянии, в котором находится говорящий «иными языками» и высказываются самые различные догадки о конкретном проявлении этого дара. Конечно же, новые авторы ищут древние истоки экстатической теории и находят их у Тертуллиана, знаменитого богослова 2-3 вв., перешедшего в монтанизм, где, как уже не раз упоминалось, «дар языков» выродился в бессмысленное языкоговорение.
В заключение хотелось бы заметить, что, независимо от истолкования слов апостола Павла, проблема непонимания современным верующим человекам церковнославянского языка стоит в наши дни как никогда остро и вопрос о новом славянском переводе некоторых текстов звучит все громче. Но это отдельная, очень серьезная тема, которую, с Божией помощью, надеемся продолжить в будущем.
[1] Священник Михаил Фивейский. Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12-14 глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. Москва, 1907г. стр.5.
[2] Ю.М.Эдельштейн. Проблема языка в памятниках патристики: История лингвистических учении. Средневековая Европа. Ленинград, 1985г. стр. 202
[3] Цитируется по М.Фивейскиж, стр 5.
[4] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Петербург, 1904-1907 гг.,Т. I, стр.81″
[5] Блаженнаго Феофилакта архиепископа Болгарского, Толкования на Деяния св. апостолов, сокращенно избранные из толкований Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Скит, без года, стр. 27.
[6] Молитвы и песнопения Православного молитвослова (для мирян) с переводом на русский язык, объяснениями и примечания Николая Нахимова. С.-Петербург, 1912, стр. 123.
[7] Блаженнаго Феофилакта, архиепископа Болгарскаго.,Толкования на Послания св. апостола Павла. Скит, без года, стр, 173, 174.
[8] С.Н. Булгаков. Философия имени. Париж 1953, Москва, 1997, стр. 36-37.
Глоссалгия
Глоссалгия — заболевание, которое заключается в появлении болей и чувство жжения языка при отсутствии явных причин и других клинических проявлений на слизистых оболочках. Иногда похожие симптомы распространяются и в области губ, неба или всей слизистой полости рта. Этому заболеванию чаще подвержены женщины среднего и пожилого возраста, у мужчин оно встречается в несколько раз реже.
В отличие от других заболеваний, при глоссалгии не наблюдается органических причин появления болей. Несмотря на то что пациенты часто отмечают развитие болевого синдрома после травм, последние могут выступать только пусковым фактором. Болезнь стоит отличать от глоссита — воспалительного заболевания, при котором кроме болей и жжения наблюдаются внешние изменения слизистых оболочек: краснота, изъязвления, выраженный налет и пр.
Причины глоссалгии
Многие пациенты с глоссалгией связывают появление симптома с травмой языка острыми краями пломб или зубами со сколом эмали, а также неправильно установленными коронками и протезами. Чаще заболевание появляется после расстройств работы вегетативной нервной системы. По мере развития заболевания оно становится хроническим.
Это функциональное нарушение, которое не имеет органических причин. Исследователи связывают его появление и с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Чаще всего встречается сочетание нарушений нервной системы, сосудистых поражений и болезней пищеварительной системы. Стимулирующим фактором могут быть заболевания, приводящие к снижению чувствительности тканей или меняющие ответ на воздействие механических раздражителей.
Также глоссалгии могут развиваться на фоне следующих заболеваний:
ишемический и геморрагический инсульт;
энцефалиты любого происхождения;
Усугубляющими факторами могут выступать гиповитаминоз, нехватка железа, минералов, эндокринные заболевания, инфекции и аутоиммунные патологии. Влияет на заболевание и прием некоторых лекарственных средств — препаратов химиотерапии, антигистаминных средств и др.
Исследования показывают, что болезнь может быть одним из признаков висцеро-рефлекторного бульбарного синдрома, при котором поражаются блуждающий и языкоглоточный нервы. Нарушения передачи нервных импульсов становятся причиной глоссалгии, поскольку приводят к появлению ложных ощущений. А внешние раздражители могут лишь усиливать симптом, что и объясняет высокую частоту болезни у людей с протезами и коронками.
Проявления глоссалгии
При этом заболевании пациенты отмечают чувство жжения, покалывания, зуд, саднение в области языка. Неприятный симптом может появляться время от времени или беспокоить постоянно. Некоторые пациенты связывают эти проявления с приемом острой пищи.
Косвенными симптомами выступают сухость в полости рта, утомляемость во время разговора. Стоит отметить, что при переутомлении и нервном возбуждении симптомы становятся более выраженными. Иногда симптомы глоссалгии проявляют себя лишь в определенных ситуациях, например, перед важным мероприятием. Во время приема пищи проявления недуга могут становиться менее выраженными вплоть до полного отсутствия.
Чувство жжения и покалывания чаще распространяется на боковые участки и кончик языка. На спинке и корне языка они возникают значительно реже. Боль носит распространенный характер, выраженного очага нет, а локализация может быстро меняться. Симптом может исчезать и появляться уже на другом участке.
Важно учесть, что видимые изменения слизистой оболочки языка и полости рта отсутствуют. Только у части людей, страдающих этим заболеванием, может возникать отечность или налет на языке, гипертрофия языковых сосочков. Варикозное расширение вен языка характерно для пожилых пациентов.
У многих людей, страдающих глоссалгией, отмечаются симптомы депрессии. Иногда наблюдаются возбудимость, повышенная тревожность, мнительность. Очень многие страдают боязнью развития онкологических и других тяжелых заболеваний, а недуг сопровождается нарушениями сна, болями в области грудной клетки и др.
Возможные осложнения
Это заболевание не угрожает здоровью, но значительно снижает качество жизни. Если игнорировать неприятный симптом, глоссалгия может стать хронической. Ее симптомы будут возникать время от времени, усугубляя нестабильное психоэмоциональное состояние. На фоне болей могут развиваться тревожность, нарушения пищевого поведения, сна, нервозность, фобии. По мере ухудшения состояния лечением должен заниматься не только стоматолог, но и другие специалисты — невролог, психиатр или психотерапевт.
Длительно сохраняющийся симптом может стать причиной вынужденных ограничений в питании, что может сказаться на общем состоянии здоровья и стать причиной авитаминозов, снижения массы тела, нехватки минералов.
К возможным осложнениям относят и воспалительные заболевания полости рта. Например, нехватка слюны может привести к афтозному стоматиту, а при воздействии неблагоприятных факторов или травмах вероятность глоссита, гингивита и других недугов возрастает.
Особенности диагностики
Важно отличать глоссалгию от органических заболеваний языка, которые развиваются в результате травм, невралгий и невритов. Также врач убедится в отсутствии дефектов прикуса. Главным диагностическим критерием глоссалгии выступает несоответствие ощущений интенсивности воздействия. К тому же видимые изменения языка и слизистых практически полностью отсутствуют.
При травмах боль имеет четкую локализацию, не распространяется за границы очага поражения. При невралгиях ощущения возникают кратковременно, в области иннервации нерва. При невритах боли чаще всего появляются только с одной стороны, а также сопровождаются нарушениями чувствительности.
Методы лечения
Лечение глоссалгии начинается с санации полости рта: врач назначит лечение кариеса, замену неправильно установленных протезов, а также замену пломб, срок годности которых истек. Изготовление новых протезов позволяет сформировать правильную высоту прикуса. Также одновременно с этим необходимо посетить других специалистов узкого профиля — невролога, эндокринолога, психотерапевта и пр.
Основная тактика лечения заключается в воздействии на звенья болевого симптома. Так, врач может назначить прием препаратов брома, железа, транквилизаторы, седативные препараты. Могут быть рекомендованы витамины группы В, блокады язычного нерва, которые помогают восстановить его нормальную функцию.
При сухости слизистых оболочек и недостаточном слюноотделении врач назначит раствор витамина А или другое средство для увлажнения и стимуляции выработки слюны.
В качестве дополнения к основному курсу лечения могут быть использованы рефлексотерапия и физиотерапевтические методы. Если присутствует мнительность, повышенная тревожность, депрессия, то показана работа с психотерапевтом.
К общим рекомендациям относят следующие:
Щадящая диета — прием мягкой пищи, отказ от кислого, соленого, жирного, специй и приправ.
Нормализация неврологического статуса при необходимости. По назначению невролога или психиатра возможен прием антидепрессантов, противотревожных средств, ноотропов, препаратов для улучшения сна.
Психотерапия по показаниям. В ряде случаев удается достичь хороших результатов с помощью краткосрочной или долгосрочной психотерапии.
Важно быть внимательным к своему психоэмоциональному состоянию. Могут быть рекомендованы методы релаксации, развитие стрессоустойчивости, дыхательная гимнастика для приведения психологического состояния в равновесие.
Прогноз и профилактика
Лечение глоссалгии имеет благоприятный прогноз при своевременном обращении к врачу. Чтобы не спровоцировать повторное развитие болезни, лучше придерживаться мягкой диеты. Основными рекомендациями выступают следующие:
отказаться от слишком соленой и острой пищи;
исключить из рациона твердые продукты;
ограничить употребление алкоголя;
ограничить кислые соки и фрукты.
Основу рациона должны составлять каши, перетертая пища, овощные салаты, отварное или приготовленное на пару мясо, кисломолочные продукты.
Также большое значение в профилактике глоссалгии имеет своевременная замена пломб и ортопедических конструкций, лечение кариеса и устранение сколов эмали. Посещайте стоматолога регулярно для профилактических осмотров и следуйте его рекомендациям.
При получении травмы языка постарайтесь сразу санировать полость рта. Уделите внимание прикусу: исправление дефектов положения зубов и соотношения челюстей возможно в любом возрасте.
Комплексное лечение пациентов с диагнозом «глоссалгия»
Глоссалгия является распространенным стоматологическим заболеванием, которое снижает трудоспособность, угнетает психику, вызывает депрессивное состояние.
Это один из самых трудных и противоречивых диагнозов, с которыми приходится сталкиваться врачу-стоматологу. Наблюдается тенденция роста заболевания в современных развитых странах. По данным литературы, от 27 до 76 % пациентов врача-стоматолога имеют жалобы на жжение в полости рта. Данная патология у женщин встречается в 7 раз чаще, чем у мужчин [1, 2].
Разнообразие клинических проявлений глоссалгии определяется полиэтиологичностью развивающихся при данном состоянии патологических изменений, что усложняет его диагностику и лечение. Одним из социальных аспектов глоссалгии является бесконтрольный прием обезболивающих и седативных средств, самолечение, что часто приводит к хронической интоксикации и токсикомании. В последние годы становится все более распространенной точка зрения, согласно которой, развитие заболевания связано с нарушением регуляции симпатического отдела вегетативной нервной системы. Однако до сих пор отсутствует достаточно обоснованная концепция патогенеза глоссалгии. По современным представлениям, это сложный симптомокомплекс, в этилогии и патогенезе которого могут иметь значение различные экзогенные и эндогенные факторы.
В настоящей работе поставлена цель изучить патогенетическую связь глоссалгии с патологией желудочно-кишечного тракта; по данным литературы, парестезии могут возникать в организме при нарушении витаминного баланса, дефиците витаминов группы В и железа, при гиперацидном гастрите, атрофическом гастрите, колите.
Под нашим наблюдением в течение 3 лет находился 41 пациент с дигнозом «глоссалгия» (36 женщин и 5 мужчин) в возрасте от 20 до 60 лет.
Субъективные ощущения, свойственные глоcсалгии, у ряда больных распространялись на язык, губы, твердое небо, реже на слизистую оболочку альвеолярного отростка и другие отделы полости рта. Из общих симптомов отмечались повышенная раздражительность, нарушение сна, плаксивость, чувство тревоги; 21 человек, кроме того, страдал канцерофобией. У 33 пациентов были жалобы на нарушение функции желудочно-кишечного тракта, 17 из них длительно принимали per os антибиотики по поводу различных воспалительных заболеваний; 5 человек в прошлом перенесли дизентерию и сходные с ней расстройства; 32 пациента связывали появление симптомов глоссалгии с протезированием или удалением зубов. У большинства из них появлению заболевания предшествовала психическая травма.
При осмотре полости рта у 36 пациентов отмечена типичная для патологии желудочно-кишечного тракта картина: обложенность, отечность языка и слизистой оболочки. У некоторых больных изменения на языке носили характер очаговой десквамации, а жжение и боль часто локализовались именно в этих участках. В ряде случаев отмечались небольшие очаги гиперемии на языке. У 5 пациентов не выявлено изменений слизистой оболочки полости рта. Наряду с описанными изменениями во рту у 20 больных было нарушено слюноотделение: у 15 — ксеростомия, у 3 — гиперсаливация.
Всем пациентам провели санацию полости рта, включая протезирование. Одновременно их направляли к гастроэнтерологу для исследования желудочно-кишечного тракта (рентгеноскопия и рентгенография желудка и двенадцатиперстной кишки, по показаниям гастроскопия, холецистография, ирригоскопия, анализ желудочного сока, дуоденального содержимого). По показаниям производили исследование кала на наличие дисбактериоза и делали посев на грибки со слизистой оболочки полости рта.
Больных разделили на 2 группы. В 1-й группе (8 пациент) жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта отсутствовали, в 2-й (33 пациента) больные предъявляли жалобы, связанные с состоянием желудочно-кишечного тракта. Контрольные осмотры проводили 3—4 раза в год в течение 3 лет.
В 1-й группе, несмотря на отсутствие жалоб, были выявлены хронический субацидный гастрит (у 4), гиперацидный гастрит (у 3) и гастрит с нормальной кислотностью (у 1 пациента).
Исходя из полученных данных больным 1-й группы назначили курс лечения, включавший применение препаратов, нормализующих секрецию желудочно-кишечного тракта (плантоглюцид, оразу, абомин, панзинорм или панкурмен, настои трав), в сочетании с тенатеном, инъекции витаминов В1 В6 и В12. Тенотен назначали утром и днем по 2 таблетки и 2 +2 таблетки для рассасывания под язык на ночь, не менее месяца.
Препарат тенотен разработан и выпускается для лечебной практики НПФ «Материа Медика Холдинг». Препарат обладает широким спектром психотропной и нейротропной фармакологической активности, подтвержденной в общепринятых экспериментальных моделях: анксиолитической, стресспротекторной, антигипоксической, антиагрессивной, антидепрессивной, антиастенической, ноотропной, нейропротекторной и некоторыми другими [2, 5].
При клиническом исследовании тенотен показал высокий анксиолитический эффект на взрослом и детском стоматологическом приеме и разрешен для широкого медицинского применения [3].
Лечение проводилось курсами, каждый курс длился 1,5—2 мес.
Уже после первого курса лечения жалобы на жжение в языке, губах и деснах исчезли у 6 из 8 пациентов. Второй и третий курсы лечения (через 6—8 мес.) способствовали исчезновению симптомов заболевания у 7 больных и стойкому закреплению эффекта к концу 3-го года наблюдений. У 1 пациента этой группы состояние улучшилось лишь после дополнительного курса лечения колибактерином.
Больные 2-й группы, помимо жалоб на болезненные ощущения в полости рта, предъявляли те или иные жалобы на состояние желудочно-кишечного тракта: тяжесть в подложечной области после еды, изредка боль, отрыжку, метеоризм, неустойчивый стул (до 2—3 раз в сутки). При обследовании у всех этих больных были выявлены хронический гастрит с секреторной недостаточностью и явления хронического энтероколита Г—II степени, дисбактериоз кишечника (по клиническим и в отдельных случаях лабораторным данным). Курс лечения включал прием в течение 1 недели эубиотиков (интестопана, энтеросептола, мексазы, мексоформа) с последующим 3—4-недельным курсом применения бификола, бифидумбактерина и колибактерина на фоне ферменто- и витаминотерапии и прием препарата тенотен в указанных дозах. Курс лечения 3 месяца, можно продлить до 6 месяцев, повторить через 1—2 месяца.
Больные обеих групп находились на диете, питание их было дробным и частым. Рекомендовалась механически и химически щадящая пища, исключались жирные, острые жареные блюда и консервированные продукты, а также продукты, усиливающие бродильные и гнилостные процессы в кишечнике (сласти, капуста, черный хлеб, виноград, свежие яблоки, цельное молоко). После 4-го курса лечения у всех больных 2-й группы были получены хорошие результаты.
У 28 исчезли, а у 5 значительно уменьшились проявления в полости рта. Для закрепления клинического эффекта курс указанного лечения проводили 2—3 раза в год, что позволило добиться стойких результатов у всех 28 пациентов, в том числе у 12 из 17 больных, которые длительно применяли антибиотики. У этих пациентов посев соскоба со слизистой оболочки полости рта дал рост грибка кандида, что послужило основанием для дополнительного назначения им курса лечения леворином в таблетках
(до 3 000 000 ед./сут.) сразу после курса применения антибиотиков.
Количественную характеристику результатов лечения оценивали по шкале Спилбергера — Ханина и опроснику САН (самочувствие, активность, настроение). После курсового лечения ситуационная тревожность у пациентов снизилась на 82 %. Анализ показателей самочувствия и настроения по шкале САН выявил достоверное их увеличение (p 6484
Глоссолалия (дар языков)
Глоссола́лия – явленный в Древней Церкви (до конца I в. по Р.Х.) дар говорения (проповеди) на (ранее) незнакомых проповедующим иностранных языках.
Дар языков – глоссолалия – представляет собой исключительное явление в Церкви в жизни верующих первого века. Возможность говорения на незнакомых иностранных языках была дана Богом апостолам для проповеди Евангелия. Благую весть, которую апостолы получили от Спасителя, и, быв наставлены Духом, снисшедшим на них, они должны были произнести и пронести на языках разных народов. После основания национальных церквей апостолами в разных странах необходимость в сверхъестественном даре языков отпала за ненадобностью. Когда церковь смогла говорить сама на многих языках, этот дар стал редким, исключительным явлением.
Из воспоминаний о преподобном Порфирии Кавсокаливите:
“Как-то я провожала к святому старцу одну немку, врача, которая после моих рассказов о святости нашего Батюшки пожелала сама его посетить. Немка не знала греческого. Но через некоторое время между ними начался диалог, который сначала я посчитала естественным. Но по прошествии времени я заметила, что они хорошо понимали друг друга без переводчика. Они обсуждали даже врачебные вопросы.
Немка-врач с радостью вышла из кельи. Тогда я в изумлении спросила Батюшку: «Старче, вы знаете немецкий? Дитя мое, говорит он, улыбаясь, откуда я знаю немецкий? Разве ты не слышала, что я разговаривал с ней по-гречески, а она по-немецки. Но мы оба понимали все на своем языке! Не спрашивай. Это все творит Святой Дух!»
Я слышала, что в другой раз происходило то же самое чудо дар толкования языков — с француженкой, с ирландцем, с сербом, с румыном”.
источник: “Старец Порфирий. Любящее сердце”, монахиня Екатерина
Что такое глоссолалия и чем могут быть полезны бессвязные вопли
Речь, лишенная смысла, пугает — но в то же время она привлекательна, поскольку дает говорящему возможность выразить чистые эмоции, не скованные обыденной логикой. Что общего у молитвенного экстаза, детского лепета и футуристической поэзии и как можно улучшить самочувствие с помощью нечленораздельного ора?
Глоссолалия в церкви
Глоссолалия — необычное речевое поведение, бормотание, состоящее из бессмысленных неологизмов, которые, как правило, изобретаются говорящим на ходу. Тем не менее она обладает и некоторыми характерными для «нормального» устного высказывания чертами, такими как темпоральный рисунок, ритм, повторяемость сочетаний звуков и отдельных слов.
В отличие от осмысленного монолога, глоссолалия не несет сообщения, однако имеет интонацию и зачастую яркую эмоциональную окраску. Это своего рода имитация языка.
Глоссолалию следует отличать от ксеноглоссии — гипотетической ситуации, когда человек начинает свободно говорить на настоящем языке, хотя прежде он его не знал и никогда не учил. Биохимик и психиатр Ян Стивенсон проводил исследования, которые, по его мнению, доказали реальность этого явления. Однако большинство ученых сомневается, что ксеноглоссия возможна, поскольку убедительных свидетельств обнаружено не было.
А вот глоссолалия — реально существующая речевая практика. Сегодня ее можно услышать во время богослужения в некоторых христианских церквях, а при желании — даже заняться ею.
Однако нечленораздельно бормотать в моменты мистического опыта люди начали задолго до христианства.
Антрополог и лингвист Фелисит Гудман отмечала, что подобные практики встречаются в традиционных культурах Африки, на Борнео, в Индонезии, а также в шаманизме северных народностей — эскимосов, чукчей, эвенков. Упоминается глоссолалия и в описаниях обрядов вудуистов Гаити. Это очень древняя форма выражения душевного переживания, которая характерна для всех языческих религий, предполагающих общение с духами. Так, по одной из версий, речь дельфийских жрецов-прорицателей представляла собой как раз глоссолалию, а испарения, поднимавшиеся сквозь трещину в скале близ оракула (другая распространенная теория), здесь ни при чём.
В христианстве практика религиозного лепетания возникла в первопрестольной церкви. В Деяниях апостолов говорится, что «при наступлении дня Пятидесятницы» (то есть на пятидесятый день после воскресения Иисуса) последователи Христа получили «дар Святого Духа», выражавшийся в том, что они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». И представители разных народов узрели свет истины, потому что апостолы-полиглоты вели проповедь на родном для них наречии. Впрочем, скептики утверждали, что ученики Христа просто «напились сладкого вина».
Возможно, в этой истории идет речь о необходимости нести новое учение всему миру, преодолев тем самым драму Вавилонской башни, из-за которой люди перестали понимать друг друга. В соответствии с догмой «нет ни иудея, ни эллина» христианские миссионеры действительно начали обращать всех людей, а Библия стала самой переводимой книгой за всю историю человечества.
Однако некоторые церкви и деноминации трактуют глоссолалию буквально: как способность говорить на языках «ангельских», то есть непонятных. Расшифровывать речь при этом обычно не пытаются, считая ее симптомом молитвенного экстатического состояния.
От упомянутого выше знаменательного дня в христианском календаре происходит название одного из протестантских течений — пятидесятников. На их собраниях в начале ХХ века стали происходить случаи вокализаций во время молитвы, которые связали с «многоязычным» сюжетом из Деяний апостолов. Обретение благодати Святого Духа — важная часть учения пятидесятников, и глоссолалия считается одним из его проявлений.
Широко практикуются такие методы и в харизматическом движении, распространенном и среди протестантов, и среди католиков.
Харизматы настаивают на том, что их проповедь сопровождается дарами Святого Духа, позволяющими не только говорить на иных языках, но и исцелять, изгонять бесов, пророчествовать.
Видели американских телевизионных священников, которые творят чудеса? Скорее всего, это были харизматы.
Глоссолалия — разновидность мистико-эзотерического религиозного опыта, поэтому даже внутри христианской церкви она трактуется неоднозначно. Что же такое подлинный библейский «дар языков», а также обладает ли им кто-то сейчас? Богословы пока не пришли к консенсусу по этому вопросу. Например, баптисты сомневаются в сверхспособностях пятидесятников и харизматов. Схожей позиции придерживаются многие в православной церкви: апостольский дар языков исчез в ранние века христианства, а регистрируемые в наши дни случаи глоссолалии не связаны с нисхождением Божественной благодати.
Некоторые христианские теологи полагают, что Святой Дух может говорить устами единоверцев, но вряд ли — атеистов или «шаманов, жрецов, целителей-колдунов и шарлатанов, медиумов на магических сеансах».
Природа глоссолалии
В зависимости от используемых сочетаний звуков и интонаций глоссолалия может иметь различную стилистику, от ветхозаветной до англосаксонской. Собственная речь говорящего и знание других языков также накладывают свой отпечаток: от этого зависит выбор фонем. Вот два примера глоссолальных текстов, записанных исследователями из России и США. В первом при желании можно обнаружить индоевропейские мотивы, а во втором — южноамериканские:
Амина супитер амана… регедигида треги регедигида регедигида… супитер супитер арамо… сопо ропота карифа…
Гиппо геросто непарос борастин форман о фастос соургор боринос эпонгос ментаи о дерипан аристо экрампос…
Теоретик перевода Юджин Найда одним из первых в 1960-х годах заявил, что подобное бормотание не настоящий язык, несмотря на его фонологическую структурированность. Того же мнения придерживался исследователь У.А. Уолфорам, аргументируя это тем, что глоссолалия не может считаться системой когерентных коммуникаций и выполнять одну из основных функций речи. С учеными трудно не согласиться: даже в «Глокой куздре», выдуманной академиком Львом Щербой и составленной из несуществующих слов, есть нарратив. Это история о некоей одушевленной сущности женского пола, которая совершает определенные последовательные действия. Понимание возможно благодаря грамматически правильным формам.
В глоссолалии же нет и этого. Говорящий не знает синтаксиса собственного «предложения» и зачастую тут же забывает произнесенное.
В 1970-х годах американский лингвист Уильям Самарин доказал, что глоссолалию нельзя перевести на какой-то из естественных или искусственных языков, потому что содержания там нет. Это имитация настоящей речи, хотя подчас и весьма убедительная: «…глосса, как бы хорошо она ни была организована, бессодержательна, не имеет отношения к воспринимаемому человеком миру».
Такое речевое поведение богослов Хазел Герхард определяет как «форму лингвистической экспрессии», причем черта эта приобретенная.
Попав в среду, в которой встречаются подобные практики, например на собрание общины, где одни говорят на «ангельских» языках, пока другие их поддерживают, многие люди открывают в себе способность импровизировать.
Лидер конгрегации делает всё для того, чтобы ввести публику в трансовое состояние, сочетая непрерывные потоки речи с выкриками (например, «Аллилуйя!»). Поются ритмичные гимны, а глоссолалии паствы поощряются.
Говорение псевдослов можно натренировать. В ходе одного эксперимента людей специально обучали этому «искусству», давая прослушать записи харизматических словоизъявлений. После таких занятий большая часть испытуемых действительно начала глоссолировать. Даже протестантский писатель и священнослужитель Джон Килдахл признал, что «с точки зрения языкознания религиозно инспирированная речь по своим основным характеристикам аналогична религиозно неинспирированной».
Итак, лингвистическая экспрессия — это приобретенный навык, а вовсе не «побочный эффект», проявляющийся, когда человек находится в состоянии измененного сознания. Говорящий отдает себе отчет в происходящем, способен управлять собственным поведением. Тем не менее глоссолалия связана с ярким эмоциональным переживанием, с опытом, который отличается от того, что человек обычно испытывает.
Американский психиатр Арнольд Людвиг предложил называть «альтернирующими» «любые состояния, провоцируемые физиологическими, психологическими и фармакологическими агентами, которые субъект отличает от полноценного бодрствования и ясного сознания (или это заметно при объективном наблюдении)». Причем они могут проявляться как у людей с психическими нарушениями, так и у совершенно здоровых.
Глоссолалия не относится к симптомам психопатологии — хотя бы потому, что ей можно легко научиться.
Однако некоторые психические расстройства (например, шизофрения) и нарушения работы мозга сопровождаются и шизофазией, и глоссолалией. Бессвязный «жаргон», как его называют логопеды, зачастую единственная форма устного речевого поведения у неговорящих людей с аутизмом, выполняющая функцию самостимуляции. Если такой человек не пытается что-то сказать своему собеседнику, расшифровывать его «реплики» бессмысленно.
Также глоссолалия напоминает детский лепет — способ доречевого поведения. Он состоит из отдельных слогов и звуков. Впоследствии человек учится повторять интонации и связывать слова с реальными вещами и действиями. Лепет для ребенка служит своего рода практикумом. Младенцы часто сопровождают издаваемые звуки ритмичными движениями рук и ног, раскачиваются в такт. Логопеды отмечают, что скоординированные и ритмичные действия — важный фактор формирования речи.
Возможно, именно по этой причине все человеческие культуры так любят песни и танцы: равномерно чередующиеся сочетания звуков и движений нам по душе с самого начала жизни.
Напевая и раскачиваясь в церкви, делая хлопки в такт, харизматы вводят себя в очень естественное для человека почти младенческое состояние.
А тут и до глоссолалии недалеко.
Неудивительно, что формы, отдаленно на нее похожие, постоянно встречаются в искусстве. Например, вокализ — пение без слов, которое есть и в архаике, и в классике, и в современной музыке (джазовые скэт-импровизации, битбокс в хип-хопе).
И конечно, с бессмысленными словами любят работать поэты. Символисты, футуристы, дадаисты постоянно пытались создать новые, незатасканные лексические шедевры. Так появились «Бобэоби пелись губы, / Вээоми пелись взоры» Хлебникова, «Дыр бул щил» Крученых и целая концепция «заумного языка», в рамках которой фонетическая интуиция ценилась больше, чем рациональность и передача смысла.
Польза речи без слов и смысла
Чаще всего о глоссолалии говорят применительно к практикам пятидесятников и харизматов, но это общечеловеческий феномен, потому такая форма речевого поведения встречается и «в миру». Просто в повседневной жизни редко возникают ситуации, когда выкрикивание непонятных слов было бы уместным и служило бы какой-то цели. Тем не менее недооценивать потенциал этого занятия не стоит: оно дает психологическую разгрузку и помогает наладить контакт с нерациональным.
Пятидесятники и харизматы считают, что дар Святого Духа буквально обволакивает человека благодатью.
Люди, практикующие глоссолалию в церкви, отмечали явления, которые интерпретировали как мистические: необыкновенные ощущения в теле, озарения, связанные с постижением смысла жизни, и даже безадресные эротические чувства.
Что неудивительно — ведь экстатические переживания волнительны, а после них наступает состояние спокойствия, просветленности и умиротворения. Данные нейронаук подтверждают, что в момент молитвы в мозгу верующего активизируются те же участки, что и при прослушивании музыки, приеме наркотических веществ или во время секса: религиозные переживания связаны с возбуждением центра удовольствия и зон, отвечающих за фокусировку внимания.
И глоссолалию, и детский лепет, и «бессловесное пение» вроде вокализационных импровизаций объединяет то, что во всех этих случаях имеет место сильное выражение эмоций и человек не ограничивает себя в средствах. Если молитву можно считать беседой с Богом о вечном, то младенец издает звуки просто от полноты жизни. Впоследствии социум объясняет ребенку, что говорить нужно только тогда, когда есть что сказать «по существу», — мы учимся сдерживать себя. Между тем свободная речевая экспрессия и крик повышают уровень тестостерона, который делает и мужчин, и женщин более активными, улучшая сексуальное здоровье и общее самочувствие.
Возможность пустить свой голос в свободное плавание, не задействуя разум, — хороший инструмент психологической разрядки, который помогает найти контакт со своими эмоциями. А импровизационное выдумывание непонятных слов еще и развивает творческие и языковые способности. И всё же глоссолалия требует особых условий, и практиковать ее просто так не стоит.
Если вы не готовы примкнуть к церкви харизматов и не хотите прослыть городским сумасшедшим, который выкрикивает что-то бессвязное на улице, есть другие способы выражения лингвистической экспрессии.
Крикотерапия
Крик наравне с плачем и рвотными движениями — практика, применяемая в телесно-ориентированной психотерапии. Психолог и сумрачный гений сексуальной революции Вильгельм Райх считал, что с помощью этого метода можно снять «панцирные зажимы», которые возникают у людей еще в детстве в мышцах шеи и языка и сохраняются из-за страха наказания. Впоследствии идеи исцеления «первобытным криком» развил психотерапевт Артур Янов, на работах которого основаны современные занятия по крикотерапии.
Психологов, работающих по этой методике, и единомышленников, организующих встречи, можно отыскать в социальных сетях. Правда, учение Райха и Янова весьма специфично, потому полного соответствия принципам доказательной медицины тут ожидать не стоит. Нужно быть готовым к тому, что на встречах крикунов вам могут предложить заняться парапсихологическими практиками или, скажем, обсудить трансерфинг реальности. Зато если вас переполнят эмоции, вы от души на кого-нибудь накричите и никто не станет вас останавливать.
Проораться самостоятельно
Если встречи вас не вдохновляют, всегда можно поглоссолировать или первобытно покричать в одиночку.
В этом случае вы точно можете чувствовать себя свободным и заниматься вокализацией без каких бы то ни было ограничений. Если не получается начать, воспользуйтесь методами харизматов: послушайте ритмичную музыку, подпевайте любимым исполнителям.
Нужно только правильно выбрать место. Лучше всего подойдет природа: лес, берег водоема. В городе можно кричать в закрытой машине, припарковавшись где-нибудь в уединенном переулке. В квартире лучше делать это в подушку или при включенной воде. Некоторые практикующие знатоки умудряются кричать, погружаясь с головой в ванну. Главное — соблюдайте технику безопасности, чтобы не захлебнуться.
Някать, как анимешная девочка
В некоторых языках есть частицы, не несущие смысла, но передающие эмоции, настроение и интонацию. Например, в японском в этих целях используется звукоподражание «ня», столь любимое анимешниками. Оно подчеркивает кавайность говорящего, его можно произносить радостно, удивленно или печально.
В русском таких спасительных слов нет, однако у пар, которые состоят в доверительных отношениях, близких друзей или родственников иногда существуют особые вокализации: разного рода восклицания, междометия, лепетные слоги. Понятно, что посторонних это может раздражать, никто не любит чужое сюсюканье (потому лучше оставить ваш птичий язык для приватных бесед). Однако такое общение обладает терапевтическим эффектом: людям не обязательно выстраивать сложные фразы и подбирать слова, чтобы считывать настроение собеседника и выражать свои эмоции.
Издавать звуки во время спорта, секса и физической работы
В нашей жизни не так много ситуаций, когда можно легально покричать под действием эмоций, так что лучше не упускать такой возможности и не сдерживаться, если всё к тому располагает.
Теория, согласно которой язык произошел из трудовых выкриков, была подвергнута критике, однако возгласы в моменты физических усилий явно способствуют поддержанию ритма и помогают двигаться.
Так что кричать во время работы, тренировок или спортивных игр не только приятно, но и полезно — Мария Шарапова не даст соврать.
То же касается и секса. Правда, глоссолальное «боринос, эпонгос» тут вряд ли подойдет: партнер по спорту или постели может решить, что вы вызываете демона. С другой стороны, если вы всё делаете правильно, ваша речь в любом случае вряд ли будет осмысленной и членораздельной.
- глоссит языка что это такое
- глостер это что такое