главный калибр что это значит
Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке
Когда-то сражения на море выигрывали корабли, вооруженные более мощной артиллерией. Пиком развития артиллерийских кораблей стали линкоры периода Второй мировой войны. При этом уже морские сражения 1940-х годов показали, что время артиллерийских монстров уходит. Линейные корабли уступили место сначала авианосцам, а потом и кораблям с наступательным ракетным вооружением. Сегодня даже на самых крупных боевых кораблях трудно встретить артиллерийские системы калибра более 127 или 130 мм, но сохранится ли такое положение дел в ближайшие годы?
Закат артиллерии главного калибра
В годы Второй мировой войны немцы использовали линкоры с орудиями калибра 380 мм, американцы большинство кораблей данного класса вооружили артиллерийскими системами калибра 406 мм, но дальше всех в этой гонке зашли японцы. Именно в Стране восходящего солнца создали два самых крупных линкора в истории – корабли типа «Ямато». Это были самые крупные и мощные линейные корабли на планете водоизмещением 74 тысячи тонн, вооруженные девятью 460-мм орудиями. Реализовать потенциал своей артиллерии они так и не смогли. К 1943 году американцы окончательно добились значительного превосходства в воздухе на Тихом океане, что привело практически к полному прекращению дуэлей крупных артиллерийских кораблей.
Линкор «Мусаси», являющийся систершипом «Ямато», погиб в первом же серьезном морском походе. В рамках сражения в заливе Лейте с 23 октября по 26 октября 1944 года японский флот в ряде отдельных боев потерпел сокрушительное поражение, лишившись среди прочего трех линкоров, одним из которых был новейший линкор «Мусаси». Американцы, обладавшие подавляющим количественным и качественным преимуществом в авиации (1500 самолетов против 200 японских), добились сокрушительной победы. А японские адмиралы окончательно поняли, что флот не в состоянии проводить операции без прикрытия с воздуха. После этого сражения императорский флот больше не планировал крупных операций на море. Гордость японского флота – линкор «Мусаси» – затонул после многочисленных атак американской авиации, которые продолжались на протяжении дня 24 октября 1944 года. Всего линкор атаковали 259 самолетов, из которых сбито было 18. Американские летчики добились 11-19 попаданий торпед и до 10-17 попаданий авиабомб в линкор, после чего корабль затонул. Вместе с линкором погибла почти 1000 человек его команды и командир корабля контр-адмирал Иногути, который предпочел погибнуть вместе с линкором.
После завершения Второй мировой войны артиллерия главного калибра практически не использовалась в боевых действиях. Использовать артиллерийские корабли в сражениях с равным по силе или хотя бы сопоставимым противником было бы самоубийством. Исключением были ситуации, когда противник явно уступал по своему военно-техническому потенциалу и не мог ничего противопоставить в ответ. Так американцы обращались к своим линкорам, вооруженным 406-мм артиллерией, во время локальных конфликтов. Сначала во время войны в Корее, когда на 18 месяцев в строй экстренно вернули линкоры типа «Айова» (израсходовано 21,4 тысячи снарядов главного калибра), затем во время войны во Вьетнаме, в которой принял участие линкор «Нью-Джерси», выпустивший 6,2 тысячи снарядов главного калибра. Последним военным конфликтом с участием американских линкоров стала первая война в Персидском заливе. Последний раз 406-мм залпы артиллерии линкора «Миссури» (тип «Айова») звучали во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году.
Главный калибр современного флота
Подавляющее количество современных крупных надводных боевых кораблей вооружено чаще всего одной артиллерийской установкой калибра 127-мм (ВМС большинства стран Запада) или 130-мм, если речь идет о российском военно-морском флоте. К примеру, основной американской артиллерийской установкой стала 127-мм Mk 45 – универсальная артиллерийская установка, которая устанавливается на кораблях американского флота с 1971 года по сегодняшний день. За это время установка неоднократно модернизировалась. Помимо ВМС США пятидюймовая артиллерийская установка находится на вооружении флотов многих стран, в том числе Австралии, Новой Зеландии, Греции, Испании, Таиланда и многих других.
В нашей стране мощнейшей корабельной установкой долгие годы является АК-130, основным преимуществом которой перед иностранными конкурентами, является высокий темп стрельбы, который в частности достигается тем, что она двуствольная. Как и многие современные пятидюймовые орудия – это универсальная артиллерийская установка, которая может вести огонь и по воздушным целям. В арсенале АК-130 есть зенитные снаряды с радиусом поражения 8 или 15 метров в зависимости от модели. Установка, разработанная в СССР еще в 1970 годы, отличается очень высокой скорострельностью на два ствола, которая доходит до 86-90 выстрелов в минуту (по различным источникам). Максимальная дальность стрельбы фугасными унитарными боеприпасами 23 километра, длина ствола – 54 калибра. В настоящее время одна такая установка размещена на борту самого большого отечественного надводного корабля – тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Подобной установкой вооружен и флагман Черноморского флота России ракетный крейсер «Москва», а также ряд крупных надводных кораблей ВМФ России еще советской постройки.
В то же время на современных корветах проекта 20380 установлена 100-мм одноствольная артиллерийская установка А190. Данная модель отличается уменьшенной массой с сохранением высокой скорострельности – до 80 выстрелов в минуту. В исполнении А190-01 она получила башню, выполненную с использованием технологии «стелс». Максимальная дальность стрельбы – 21 километр, досягаемость по высоте при стрельбе по воздушным целям – 15 километров. Помимо корветов установка является стандартным вооружением малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» водоизмещением всего 949 тонн. В то же время для вооружения современных российских фрегатов проекта 22350 была разработана новая 130-мм артиллерийская установка А-192 «Армат». Установка была создана на базе упоминавшейся выше системы АК-130 путем ее облегчения (осталось одно орудие) и установки современной системы управления огнем. Скорострельность установки составляет до 30 выстрелов в минуту. Облегчение установки позволяет легко размещать её на современных российских кораблях даже небольшого водоизмещения – от 2000 тонн.
Перспективы морской артиллерии главного калибра
Наибольший интерес представляют именно артиллерийские установки калибра 155 мм или 152 мм в России, которые могут появиться на кораблях новой постройки. К примеру, в Германии проводились эксперименты с установкой на боевые корабли орудийной башни отличной САУ Pz 2000. Данные эксперименты начались в Германии в 2002 году. При этом дальше экспериментов подобные исследования пока что не пошли. В России рассматривается похожий вариант, который предполагает размещение на кораблях 152-мм артиллерийской установки, являющейся флотской адаптацией современной российской САУ «Коалиция-СВ», известной под обозначением «Коалиция-Ф». Правда, пока что подобная система не востребована российским флотом. Здесь стоит отметить, что под подобную артиллерию на флоте нет новых кораблей. В перспективе такие 152-мм установки могли бы получить эсминцы проекта 23560 «Лидер» водоизмещением от 13 до 19 тысяч тонн. Но пока что в качестве артиллерийского вооружения для этих кораблей указывается 130-мм установка А192 «Армат», которая уже ставится на новые российские фрегаты проекта 22350.
Самые мощные морские орудия Второй мировой войны
Самые большие пушки в истории. Вторая мировая война продемонстрировала важность артиллерии крупных калибров. При этом гонка калибров шла не только на земле, но и на море. Практически все морские державы разрабатывали для своих линкоров мощные артиллерийские системы, которые должны были обеспечить кораблям превосходство над противником.
Многие страны смогли разработать для своих надводных боевых кораблей артиллерийские орудия калибром более 400 мм. Дальше всего пошли японцы, вооружившие линкоры типа «Ямато» морскими орудиями калибра 460-мм. Именно японское морское орудие стало крупнейшим и мощнейшим среди всех корабельных орудий, которые участвовали во Второй мировой войне.
При этом калибр 406-мм покорился США, которые массово использовали такие орудия на своих линкорах. Германия и СССР также создали 406-мм морские орудия, правда, до кораблей они так и не добрались. Немцы смогли собрать как минимум дюжину 406-мм орудий, все они использовались исключительно в береговой артиллерии. Советский Союз создал свое 406-мм морское орудие Б-37. В составе опытной башенной установки МП-10 орудие приняло участи в обороне Ленинграда.
Главный калибр «Ямато»
В ряду самых мощных морских орудий Второй мировой войны первое место по праву принадлежит японскому морскому корабельному 460-мм орудию Тип 94. Данное орудие находилось на вооружении двух самых крупных и известных сегодня японских линкоров «Ямато» и «Мусаси». Планировалось, что оно будет установлено и на третий линкор типа «Ямато», но «Синано» впоследствии был достроен в качестве авианосца, и артиллерия главного калибра ему не понадобилась.
Работа над 460-мм морским орудием велась в Японии с 1934 по 1939 год, руководил работами инженер С. Хада. Уникальная морская артиллерия разрабатывалась в обстановке строжайшей секретности. На вооружение орудие было принято под обозначением 40-SK Mod. 94. Это обозначение сохранялось до конца войны и было частью дезинформации.
Меры, которые принимал Японский флот для сохранения секретности вокруг данной артиллерийской системы, были беспрецедентными. Об истинном калибре артиллерии линкоров типа «Ямато» американцы смогли узнать только после завершения боевых действий, до этого они полагали, что самые совершенные японские линкоры были вооружены 406-мм орудиями.
Выпуск новых орудий продолжался в Японии с 1938 по 1940 год. За это время удалось создать 27 стволов, включая два, предназначенных для проведения полигонных испытаний. Шесть полных башенных установок трехорудийного состава были установлены на двух линкорах «Ямато» и «Мусаси», оставшиеся стволы предназначались для дальнейшего вооружения третьего линкора данного типа.
Специалисты оценивали японское морское орудие Тип 94, как очень надежное. Артиллерийская система самых мощных японских линкоров не страдала характерными для сложной техники «детскими болезнями». Правда, это всё равно не позволило орудиям и линкорам проявить себя. Созданные для борьбы с линейными кораблями американского флота оба японских сверхмощных линкора стали в итоге жертвами авиации, не успев нанести противнику сколь-либо значимых потерь.
Орудия для немецких суперлинкоров
Перед началом Второй мировой войны в Германии были заложены и построены линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Ввод линкоров в строй происходил уже после начала боевых действий. При этом основным калибром гордости немецкого флота были 380-мм орудия. Это были мощные и достаточно удачные пушки, но на тот момент многие линейные корабли противников Германии могли похвастаться и большим калибром артиллерии.
Исправить ситуацию на море должны были линкоры типа «Н». В рамках амбициозной программы кораблестроения Германии от 1939 года (отсюда другое название проекта «Н-39») планировалось построить сразу шесть линкоров нового типа, которые по своим размерам превзошли бы «Бисмарк». Основным вооружением новых кораблей должны были стать 406-мм или 420-мм орудия.
Разработка данных артиллерийских систем велась в Германии в 1930-е годы. Орудия были созданы концерном «Крупп» и были полностью готовы к 1934 году, как и 380-мм орудия «Бисмарка». 406-мм орудия получили обозначение 40 cm SKC/34. Проектом предусматривалась расточка их стволов до калибра 420 мм, в таком виде орудия также планировалось использовать при развитии линкоров проекта «Н».
Из-за отмены строительства линкоров типа «Н» орудия были представлены только в береговой артиллерии. До начала Второй мировой войны в Германии успели заложить только два корпуса новых линкоров, остальные корабли даже не были заложены. При этом от проекта отказались уже в октябре 1939 года после начала Второй мировой войны.
К тому моменту на заводах «Круппа» было собрано 12 орудий калибра 406-мм. Среди них одно опытное, три – в корабельном варианте и 8 – в береговом варианте. В конечном итоге все орудия было решено использовать в береговой обороне, где они стали основой самых мощных немецких береговых батарей.
Орудия 40 cm SKC/34 имели калибр 406,4 мм, длина ствола – 52 калибра. Вес только ствола орудия с затвором оценивается в 159 900 кг. Затвор – клиновой, горизонтального типа. На корабельных версиях для удобства заряжания орудий затвор должен был открываться в разные стороны. Максимальные углы возвышения орудия – 52 градуса. Ещё одним отличием морской и береговой версий был размер зарядных камор. У корабельных орудий 420 куб. дм, у береговых орудий – 460 куб. дм.
Живучесть ствола 406-мм орудий оценочно составляла 180–210 выстрелов. В качестве боеприпасов могли использоваться бронебойные, полубронебойные и осколочно-фугасные снаряды весом 1030 кг. Максимальная скорость их полета составляла 810 м/с, а максимальная дальность стрельбы до 42–43 км. Скорострельность орудий доходила до двух выстрелов в минуту.
Позднее уже в 1942 году специально для орудий береговой обороны были спроектированы облегченные осколочно-фугасные снаряды. Эти 610-кг боеприпасы при максимальном возвышении орудия развивали скорость полета до 1050 м/с, а максимальная дальность стрельбы взлетела до 56 км.
Одну из батарей в составе трёх орудий немцы расположили возле небольшого французского городка Сангатт к западу от Кале. Батарея получила название Lindemann. С осени 1942 года данная батарея вела огонь по Дувру в Великобритании и Дуврскому проливу. Всего по Дувру с 1942 по 1944 год (вплоть до захвата позиций батареи канадскими войсками) было выпущено 2226 снарядов.
Ещё две батареи немцы расположили в Норвегии, в 1941 году туда отправили 8 орудий, но одно из них затонуло при перевозке. Береговые батареи, вооруженные 406-мм орудиями 40 cm SKC/34, немцы использовали для защиты Нарвика и Тромсё. После завершения Второй мировой войны эти орудия достались норвежской армии. Последний раз они вели огонь в 1957 году, а в 1964 батареи были окончательно расформированы.
Главный калибр линкоров типа «Советский Союз»
В Советском Союзе, как и в Германии, перед Второй мировой войной существовали амбициозные планы развития флота. В рамках утвержденной программы строительства «Большого морского и океанского флота» в СССР в конце 1930-х – начале 1940-х годов было заложено четыре линкора проекта 23 типа «Советский Союз». Советские линкоры должны были стать самыми большими и мощными в мире, но ни один из них так и не был достроен.
Строительство линкоров было прекращено после начала Великой Отечественной войны, на тот момент готовность головного линкора «Советский Союз», заложенного в 1938 году в Ленинграде, составляла 19,44 процента. И если линкоры так и не были созданы, то артиллерия главного калибра для них была разработана. Артиллерийское вооружение советских суперлинкоров опиралось на 406-мм морскую пушку Б-37. Линкоры планировалось вооружить 9 такими орудиями главного калибра, скомпонованными в трёх башнях.
Первое орудие Б-37 было готово к декабрю 1937 года, сборка орудий осуществлялась на заводе «Баррикады». Всего было выпущено 12 орудий и пять качающихся частей для них, а также партия снарядов. К началу Великой Отечественной войны одно из орудий в составе опытной установки МП-10 располагалось на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне под Ленинградом (Ржевка).
Эвакуировать установку по причине огромного веса не представлялось возможным, поэтому орудие оказалось участником обороны города на Неве. Установки успели подготовить для ведения кругового огня и дополнительно бронировать. Первые выстрелы по наступающим немецким войскам советская 406-мм пушка сделала уже 29 августа 1941 года.
Оказаться под снарядами данного орудия было крайне неприятным делом. 406-мм бронебойные снаряды весом 1108 кг оставляли после себя воронку диаметром 12 метров и глубиной до трёх метров. В зависимости от угла возвышения орудия скорострельность должна была составлять от 2 до 2,6 выстрелов в минуту. Живучесть скрепленного ствола составляла 173 выстрела, что было подтверждено в ходе испытаний. Максимальная дальность стрельбы орудия составляла примерно 45 км.
После завершения войны использование опытной установки МП-10 для отстрела новых боеприпасов продолжалось и в 1950-е, и в 1960-е годы. До наших дней сохранилась одна установка с орудием Б-37, которая по-прежнему находится на Ржевском артиллерийском полигоне под Санкт-Петербургом.
Юферев Сергей
Главный калибр
Наступательная тяжелая артиллерия линейного корабля обычно состоит из 8- 12 орудий крупного калибра. Корабль вооружен еще и другими, менее сильными орудиями, но их калибр в несколько раз меньше, чем калибр тяжелых орудий корабля. Поэтому тяжелая артиллерия линейного корабля называется «главной» или «главным калибром».
Ни на одном из существующих линейных кораблей главный калибр не превышает 406 миллиметров, но нет орудий главного калибра и меньше 305 миллиметров. Обычно чем больше главный калибр, тем меньше число его орудий. При калибре в 406 миллиметров число орудий ни на одном из современных линейных кораблей не превышает девяти.
Может возникнуть законное недоумение: к чему эти огромные пушки, если в наше время существует своего рода «крылатая артиллерия» – самолеты-бомбардировщики? Ведь эта артиллерия неизмеримо дальнобойнее, она настигает свои цели даже на расстоянии в сотни километров. Ее снаряды-бомбы бывают не только не меньше, но даже больше снарядов главного калибра линейного корабля. При этом не нужно ни дорогостоящих кораблей-гигантов, ни огромных пушек.
В чем же преимущество главного калибра линейного корабля? Только ли в том, что самолетам-бомбардировщикам трудно приблизиться и «накрыть» сильно вооруженную и хорошо охраняемую цель?
Оказывается, существует еще одно большое преимущество тяжелой артиллерий линейного корабля: сила ударов его снарядов намного превышает силу бомбовых ударов самолетов.
Мы уже знаем, что чем больше скорость полета снаряда, тем больше и сила его Удара.
Бомбы, сброшенные с самолета обычным способом, падают вниз под влиянием силы тяжести. Скорость падения при этом колеблется в зависимости от высоты сбрасывания: она не больше 270 метров в секунду, если высота сбрасывания около 6 километров (или больше); если же высота сбрасывания 600-700 метров, скорость падения бомбы снижается до 140-150 метров в секунду.
Вот почему в момент вылета из дула «начальная» скорость снаряда почти километр в секунду. И даже на исходе этой дистанции скорость полета снаряда немного меньше полукилометра в секунду.
Такая скорость и придает снаряду орудия главного калибра ту чудовищную разрушительную силу, которую испытали на себе гитлеровцы под Ленинградом и «Бисмарк» в Атлантике в последний день своего существования.
До недавнего времени трудно было поверить, что могут появиться такие пушки. Но еще перед второй мировой войной в печать проскальзывали сообщения о том, что возможно появление линейных кораблей, вооруженных орудиями калибра 508 миллиметров.
На стволе такой пушки могут выстроиться в ряд сорок матросов
Устройство главных башен – это сумма самых удивительных чудес современной техники.
Ведь для того, чтобы правильно навести орудие на движущуюся цель, надо иметь возможность поворачивать башни, а также придавать стволу орудия необходимый угол возвышения. И это нужно делать очень быстро, так как линейный корабль и его противник быстро передвигаются по морю. Башня весит до 2 тысяч тонн, но небольшой поворот штурвала заставляет ее плавно вращаться. Мощные моторы и специальные. регуляторы обеспечивают легкость и любую скорость вращения – от наименьшей до наибольшей, до 10 градусов в секунду.
Скорость в 10 градусов в секунду может показаться небольшой, но присмотримся внимательнее к этой цифре: ведь длина ствола орудия примерно 15 метров; весь путь, который пройдет конец дула орудия, если он опишет полную окружность, будет равен 94 метрам. А так как 10 градусов составляют только 1/36 часть полного кругового пути орудия, то за одну секунду конец ствола – его дульная часть – переместится на 94/36 =2,6 метра.
Так подавали снаряды из погреба к орудиям корабля в прошлые времена; освободившаяся «тара» сбрасывалась обратно в погреб.
Читайте также
Глава 57. Сэр Уильям Уайт, главный строитель флота в 1886-1903 гг.
Глава 57. Сэр Уильям Уайт, главный строитель флота в 1886-1903 гг. Уильям Генри Уайт родился в Дрю-коттэдж 2 февраля 1845 г. Будучи допущенным в 1859 г. к вступительным экзаменам на казённую верфь он, когда выяснилось, что его рост не дотягивает до принятого стандарта, подложил в
Глава 16. Сэр Э.Дж. Рид, главный строитель флота в 1863-1870 гг.
Глава 16. Сэр Э.Дж. Рид, главный строитель флота в 1863-1870 гг. [До 1860 г. эта должность в британском Королевском флоте носила название Surveyor of the Navy («Инспектор Флота»), которое в 1860 г. в связи с бурным развитием новых технологий в кораблестроении было заменено на Chief Constructor («Главный
20.3. «Дебют». Главный конфликт этапа. Обстоятельства и ходы
20.3. «Дебют». Главный конфликт этапа. Обстоятельства и ходы Дебют — это чаще всего детство, хотя бывают и случаи позднего включения человека в дело, которое становится делом всей своей жизни. Например, М. К. Чюрленис начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, будучи
20.4. «Миттельшпиль». Главный конфликт этапа. Обстоятельства, связанные с нахождением в системе. Ходы
20.4. «Миттельшпиль». Главный конфликт этапа. Обстоятельства, связанные с нахождением в системе. Ходы Миттельшпиль — важнейший этап деятельности. Он будет завершен только после того, как будет найдено принципиальное решение поставленной задачи, получены первые
М.Г.Русанов – Главный конструктор АПЛ пр.705 и 705К
М.Г.Русанов – Главный конструктор АПЛ пр.705 и 705К Б.В.Григорьев21 ноября 2000 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Михаила Георгиевича Русанова – Главного конструктора СПМБМ «Малахит» (СКБ-143), создателя высокоскоростной автоматизированной АПЛ малого водоизмещения
9 Советский Главный конструктор и спутник
9 Советский Главный конструктор и спутник Я предполагаю, что, когда мы, наконец, доберемся до Луны, нам придется пройти через русскую таможню. Вернер фон Браун У каждого героя большой драмы должен быть двойник, в сравнении с которым более ярко проявляются его качества. Был
Главный конструктор
Главный конструктор «Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет» Оскар Уайльд, английский писатель «Мне нечего предложить Вам, кроме крови, труда, пота и слез…» Из речи У. Черчилля в палате общин воюющей Англии в мае 1940 г. Став главным конструктором,
§ 50. Главный распределительный щит
Конкурентный «Калибр»
Конкурентный «Калибр» В 1990 году в США был принята на вооружение очередная модификация ПЛРК, получившая название Asroc-VLA. Его основным отличием стала модернизированная ракета RUM-139, предназначенная для вертикального запуска из универсальных ПУ Мк41 современных и
Орудия главного калибра
Содержание
Характеристики модуля
Орудия ГК характеризуются:
В основном, при замене орудия ГК происходит изменение скорострельности и времени поворота на 180 градусов.
Башня ГК может быть выведена из строя (время ремонта без модификаторов составляет 30 с) или вообще уничтожена.
Улучшение характеристик и живучести орудий ГК
Они могут быть повышены соответствующими модернизациями и навыками командира корабля (с улучшением характеристик снарядов можно ознакомиться в соответствующей статье):
Имеются навыки с обратным принципом действия — навык командира линкора «Неистовый» увеличит рассеивание на 5% за каждый действующий пожар на корабле. А навык командира эсминца «Ослепляющий» увеличивает рассеивание снарядов на 20% в течение 15 с после обнаружения.
У прокачиваемых кораблей дальность стрельбы увеличивает установка топового модуля системы управления огнем.
Также таланты некоторых уникальных командиров корабля могут снизить время перезарядки или увеличить дальность стрельбы.
Шанс поджога может быть увеличен флажными сигналами Victor Lima и India X-Ray:
Но последний сигнал увеличивает вероятность детонации артиллерийского погреба на 5%.
Также время перезарядки может быть снижено во время захвата точек в режиме Гонка вооружений:
Уникальные модернизации некоторых кораблей X уровня также могут оказывать влияние на характеристики орудий главного калибра.