гиперлокальная доставка что это такое
Новое время: как доставка меняется вместе с миром
2020 год стал действительно «золотым» для рынка доставки. По его итогам только из интернет-магазинов жители России получили 883 млн посылок, то есть в полтора раза больше, чем за год до этого, подсчитали в Data Insight. Выросла и «съедобная» доставка, причем не только напрямую из кафе и ресторанов, но также через курьерские сервисы. И рост продолжается. К примеру, Master Delivery удалось с начала 2021 года увеличить количество доставок в 300 раз. 95 % доставок компании приходится на готовую еду из ресторанов и продукты из дарксторов – магазинов-складов онлайн-ритейлеров.
Доставщик калорий как тренд сезона
Компания Master Delivery появилась в России не так давно – в августе 2020 года. Казалось бы, к тому моменту рынок был уже поделен. Однако продолжающаяся пандемия решила иначе: сервис доставки онлайн-заказов, запущенный профессионалами в этой области, стал быстро набирать популярность. Сейчас постоянными клиентами сервиса являются более трех десятков компаний, среди которых крупнейшие российские и зарубежные сети. В текущем октябре с помощью сервиса было осуществлено более 400 тыс. доставок, что почти в 300 раз выше показателей его первого месяца работы (января 2021 года). В ноябре компания планирует достичь 600 тыс. ежемесячных доставок, таким образом показав рост в 1000 раз за 9 месяцев. В планах на декабрь этого года – перейти рубеж в 1 млн доставок.
Master Delivery развивается как самостоятельно, так и по франшизе. На текущий момент компания представлена почти в 14 странах мира: с основным брендом – в России, Германии, Италии, Испании и других европейских странах, с помощью франчайзи – в США и странах СНГ. Тем не менее 99 % бизнеса компании пока приходится именно на Россию. Сейчас прямая доставка реализована почти в 90 городах страны, вместе с франшизами их количество доходит практически до двух сотен.
«Мы вышли в рынок, уже понимая, как можно развивать его в разных городах и странах, ‒ говорит Игорь Шиянов, генеральный директор Master Delivery. – Имея изначально большой опыт в этой индустрии, нам не требовалось вкладывать большие бюджеты в запуск и развитие новой модели – мы сразу могли себе позволить масштабировать бизнес».
Практически моментально перейти к экспансии компании позволила и поддержка акционеров: соучредителями Master Delivery являются холдинг «Ям ресторантс раша» (владелец KFC в России), а также фонд BCG Digital Ventures и еще несколько частных инвесторов.
«Можно сказать, что мы ‒ продукт venture builder, то есть стартап при инвесторе. По сути, родились около корпорации, ‒ говорит Игорь Шиянов. – Этот факт, наша экспертиза в food-секторе и технологические наработки помогли быстро войти в число лидеров рынка».
Сама компания по-доброму называет своих курьеров «доставщиками калорий», потому что сейчас они специализируются на заказах именно из кафе, ресторанов, точек общепита и чуть реже – продуктовых магазинов. Однако в 2022 году Master Delivery планирует выходить в «некалорийный» сегмент и рассматривает возможность заняться доставкой «по запросу» между физическими лицами.
К слову, курьеры компании (более 11 тыс. человек в день, включая франшизы) никогда не остаются предоставленными самими себе: у каждого сотрудника есть супервайзер, находящийся с ним на связи в течение всей смены. Такой куратор помогает решить любой вопрос.
«Запыхавшийся курьер — это не про качество доставки»
О термо «курьерке» для лекарств, гиперлокальной доставке и трудном выборе между смартфоном и постаматом рассказал экс-руководитель отдела клиентских продуктов СДЭК Виктор Соловьев.
|
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подытожила данные о влиянии пандемии на рынок e-commerce. Доля электронной коммерции в общем обороте розничной торговли в России по состоянию на июнь 2020 года достигла 6,1%. Для сравнения 2018 году e-commerce занимала 4% от общего объема розничных продаж. В прогнозном исследовании PwC указывается, что в обычных обстоятельствах, вне контекста пандемии, достигнуть показателя в 6% российский e-commerce должен было лишь к 2023 году. АКИТ прогнозирует дополнительный тройной рост сегмента e-commerce. Но вместе с тем и отмечает: за период пандемии на рынке не появилось новых игроков. Рост происходит за счет увеличения оборотов уже работающих площадок. При этом некоторые участники рынка никакого «профита» вообще не получили: например, нонфуд-омниканальные ритейлеры за апрель сумели лишь адаптироваться к новым условиям и вернуть 20-25% упущенной в начале пандемии прибыли. То есть фактически сработали в ноль. Об этой двойственности «коронакризисного эффекта» почти не говорят на конференциях и отраслевых мероприятиях, предпочитая обсуждать исключительно рост e-commerce. Поэтому «Логирус» собрал самые важные вопросы, касающиеся развития электронной коммерции и работы в условиях пандемии — и задал их экс-руководителю отдела клиентских продуктов крупнейшей курьерской службы СДЭК – Виктору Соловьеву. (UPD. В период проведения интервью эксперт работал в должности руководителя отдела клиентских продуктов СДЭК). Вместе с Виктором мы обсудили: ● Почему данные о взрывном росте e-commerce могут оказаться обманчивыми? ● Когда курьерам разрешат «позвенеть бутылками»? ● Может ли курьер доставлять больше 100 посылок в день? ● Растет ли зарплата специалистов по e-commerce прямо пропорционально росту рынка? ● И что выбирают сотрудники СДЭК: новый смартфон или собственный постамат? Если бизнес умер, рассказывать об этом некомуВиктор, правда ли, что рост всего рынка онлайн-торговли — это просто миф? «Если бизнес закрылся, некому прийти на конференцию и рассказать, что бизнеса больше нет» Что касается курьерских компаний: если провайдер предоставляет только услуги В2В, то здесь, я уверен, было падение, в среднем, на 50%. Точные цифры трудно привести, многое зависит от диверсификации клиентского портфеля по отраслям. С другой стороны, операторы с портфелем, состоящим только из В2С клиентов могли похвастаться трехзначными цифрами прироста объемов. Однако в B2С, например, фудретейл говорит об огромных показателях роста, обусловленного эффектом низкой базы, появления нового вынужденного покупательского опыта, в том числе в регионах Поэтому скорее можно говорить о росте конкретных отраслей и иногда отдельных интернет-магазинов по итогам пикового периода пандемии COVID-2019. А как же данные отчетов топ-менеджеров e-commerce компаний? Например, генеральный директор DPD Николай Воинов отчитался о том, что компания доставила 4,5 млн посылок в апреле. Это на 1,5 млн посылок больше, чем в аналогичном периоде 2019 года. Выходит, эти данные приукрашены? При этом нужно учитывать, что мы занимаемся доставкой как в В2В, так и в В2С. Если бы не падение В2В сегмента, то прирост мог бы достигнуть и заветных 100-120%. Правда ли, что в ближайшие месяцы могут разрешить онлайн-продажу алкоголя? Сейчас на рынке ведутся разговоры о том, как будет организована доставка, но фактически за этими разговорами стоит вопрос, кто из всей цепочки сможет лоббировать реализацию этого товара. «Сейчас на рынке ведутся разговоры о том, как будет организована доставка, но фактически за этими разговорами стоит вопрос, кто из всей цепочки сможет лоббировать реализацию этого товара» Кому будет выгодна продажа алкогольной продукции? Безусловно, крупным торговым сетям, известным объединившимся дискаунтерам и конечно же контролирующим структурам. Все вышеперечисленные игроки крайне отрицательно воспримут появление большого количества мелкого ecom бизнеса в этой сфере, это, на мой взгляд, может размыть долю значительно и затруднить контроль. В последней миле это выгодно компаниям, специализирующимся в доставке на коротком плече, в первую очередь. Нас эта тема касается лишь косвенно. Почему? Интересна ли вам на коротком плече, так называемая гиперлокальная доставка? Не боитесь, что специалисты по гиперлокальной доставке вас обойдут и отнимут часть рынка? В дальнейшем нам придется научиться доставлять, день в день, в том числе на коротком плече из магазинов и аптек, также осваивать вариативную по терморежиму доставку из магазинов формата darkstore, иначе нам остаётся достаточно узкий сегмент фарм-фуд рынка. Доставка «день-в-день» и гиперлокальная доставка на сегодняшний момент составляет 10-20% всей логистики. Поэтому это скорее вопрос долей присутствия, уверен ввиду фокуса компетенции доля СДЭК и ближайших конкурентов не будет значительной. Фармрынок, продукты питания, алкоголь, электроника, товары импульсного спроса и все прочее, что человеку необходимо приобрести и доставить оперативно находится в зоне фокуса этого рынка. Но это другая логистика, другие бизнес-процессы, статусная модель, сервисы для получателей, например, интерфейс и логика работы мобильного приложения. Поскольку мы затронули тему законодательного регулирования, давайте обсудим судебный прецедент Ozon. Верховный суд РФ оставил в силе решения о доначислении ритейлеру 98 миллионов рублей налогов и около 40 миллионов рублей пеней. Компанию обвинили в неправомерном применении налогового вычета по НДС. Считаете ли вы это знаком к началу новой волны проверок рынка e-commerce? Думаю, что проверки будут и в первую очередь они коснутся топ игроков, которые работают в белую и обеспечивают 80% оборота на рынке, а также первого и второго эшелона операторов доставки. Они открыты, у всех на виду: проще заниматься ими, чем «искать концы» в мелком бизнесе. «Думаю, что проверки будут и в первую очередь они коснутся топ игроков, которые обеспечивают 80% оборота на рынке» Прогнозы относительно общего состояния рынка, конечно, говорят о тренде на обеление. Безусловно, продолжится консолидация отрасли, помимо факторов естественных, подстегивать её будет с этой стороны повышенное внимание органов власти к растущему рынку. Какие из ранее доступных схем налоговой оптимизации интернет-торговли сегодня уже нельзя реализовать? В целом, считаю, широких возможностей для оптимизации налогов в будущем ждать не стоит. К тому же, в РФ уже появилось поколение бизнесменов, работающих полностью в прозрачной зоне. Они мыслят иначе и нацелены создавать больше добавленной стоимости в бизнесе, вместо того, чтобы выбирать рискованную стратегию ухода от налогов в качестве основного конкурентного преимущества. Про коллапсы, задержки и запыхавшихся курьеровРасскажите о вашем сортировочном центре «с пятикратным запасом мощности». Сколько посылок в сутки он может «переваривать»? Сортировочный центр проектировался с запасом роста, если в скором времени обороты компании вырастут в несколько раз, это не вызовет никакого коллапса. При этом хочу отметить, что СДЭК — франчайзинговая и региональная компания. Классическая структура трафика курьерских компаний, занимающихся доставкой в сегменте В2С, скорее всего включает 60-70% отправлений из Москвы, 10-20% из Петербурга, и остальные из регионов. У нас же из Москвы уходит не более 45% грузов. Сортировочный центр в Домодедово обрабатывает не все наши объемы, это происходит на площадках Екатеринбурга, Новосибирска и в прочих крупных городах. А также на территориях 400 наших курьерских баз по всей России, где осуществляются операции. Поэтому большая часть трафика отправлений перемещается вне московского узла. Сортировочный центр СДЭК может переваривать до 80 тыс. посылок в сутки Правда ли, что на начальном этапе пандемии у вас были серьезные проблемы: упали объемы, а сроки доставки доходили до двух недель? Наша авиаинфраструктура не имеет таких масштабов, как например в Китае и США. Поэтому грузовые рейсы скорее редкость. Вторая проблема, с которой мы столкнулись — тотальное сокращение наземных рейсов. Из-за рисков перекрытия дорожного сообщения, большая часть перевозчиков, которые работают на себя, предпочитали брать грузы из регионов в объезд Москвы. Также были трудности, связанные с сортировочным центром по причине неравномерного потока посылок, который зависел от выступлений Президента РФ и развития ситуации. В результате мы посчитали, что лишь 2-2,5% посылок от всего объёма были доставлены с нарушением заявленных сроков в среднем на 2-3 рабочих дня. Но читатель должен принять во внимание что основной поток СДЭК это посылки из интернет-магазинов, не состоящие из товаров первой необходимости, и при этом большинство получателей находились дома. До пандемии 65% грузов мы доставляли на пункты выдачи заказов (ПВЗ). Затем в кратчайший срок поток пришлось перенаправить в сторону курьерской доставки, и 70% грузов начали доставляться «до двери». И несмотря на двукратный рост нагрузки на курьеров, как я считаю, вся наша команда смогла с правиться с этой задачей при наименьших потерях в качестве. У нас в основном короткие курьерские маршруты. Весь город разбит на микрозоны. В Москве таких зон, например, порядка 80-90. В этих границах можно легко передвигаться как на авто, так и без. Этот фактор, плюс отсутствие необходимости вызванивать клиента, договариваться с ним, серьезно повысили производительность. Обращаю внимание, что мы говорим росте производительности, а не эффективности. Это разные термины. Эффективность доставки, может, и не выросла. Не уверен, что запыхавшийся курьер, который несется от одного адреса к другому, сможет обеспечить расчётный уровень качества сервиса. Безусловно приоритет за количественными показателями. Да, мы делали 70-80 «стопов» (LR: адресов) в день при том, что ранее нормальной считалась цифра в 45-55. Если на часть стопов (LR: адресов) будет приходиться по 2 и более посылок, то скорее всего такие показатели реализуемы. Поэтому стоит более детально разобраться в предоставленных данных и заявлениях. Что останется в сетях e-commerceЧто останется с рынком e-commerce после пандемии? 2. 3. 4. Правда ли, что пандемия принесла новые инвестиции в логистику? Клиенты, которые прежде экономили на доставке, стали вкладывать деньги в качественный сервис? Все большее количество продавцов стали понимать, что логистика «последней мили» сегодня это инструмент продаж. Также, в желании оптимизировать максимально расходы «на последнюю милю» часть отправителей не берет во внимание показатели выкупаемости разных провайдеров и форматов доставки посылок с наложенным платежом. В результате выкупаемость у различных операторов может варьироваться от 50% до 98%. Как охлаждается СДЭКПравда ли, что вы уже тестируете онлайн-доставку лекарств? Как это будет организовано? В Москве, например, можно использовать дорогостоящий транспорт с холодильными камерами. Но для регионов это слишком затратно. Самый высокомаржинальный тип доставки в этой категории – это доставка дорогих препаратов, требующих терморежима, в другие регионы. Эти препараты доставляются в специальных контейнерах в кратчайшие сроки под повышенным контролем. Сегодня такие компании уже есть на рынке на сегодняшний день, за 5 000 рублей они доставят дорогостоящий препарат пускай не в любую точку России, но в крупные города точно. Сколько средств СДЭК выделил на этот проект? Ситуация с ПВЗ также требует анализа регулирующих документов. Купите даме постаматПравда ли, что СДЭК планирует установить до 1 000 новых постаматов и тем самым выйти на этот рынок широко шагая. Как вы оцениваете емкость этого рынка? Думаю, рост числа постаматов до 15-20 тыс. рынок точно выдержит, но как мне кажется, 40-50% будут простаивать без загрузки. Активно наблюдаем за ситуацией вокруг продуктовых сетей шаговой доступности, возможно, там будет появляться устойчивый трафик посылок. На них, как мне кажется, придется рост в областных центрах России, кроме миллионников. Драйвером роста в этом сегменте, как обычно, являются Москва и Санкт-Петербург. За ними — города-миллионники. И уже только потом остальные регионы. Так что, по всей видимости, это небыстрая история. Плюс нужно принимать во внимание сегментацию целевой аудитории. Доставка с помощью постамата в основном популярна для поколения Z (LR: рожденные после 2000 года). Представителям более старшего поколения такой способ менее интересен. Год назад CEO компании PickPoint Надежда Романова в интервью «Логирус» заявила, что через пару лет PickPoint возьмет в руки управление всей сетью постаматов в России. То есть конкуренция уже сейчас довольно высока. Зачем СДЭК выстраивать собственную постаматную сеть и вообще пытаться откусить от этого пирога? Более 100 тыс. наших клиентов интернет-магазинов используют доставку до наших ПВЗ. Уверен, что их получатели будут рады появлению постаматной сети. Допустим, ваши франчайзи говорят: «Давайте открывать постаматы». А нести соответствующие расходы они готовы? Ведь установка постамата — удовольствие не из дешевых? Я сам планирую приобрести пару устройств, что бы разместить у себя на районе в потенциально трафиковых местах. Цена устройства весьма демократична и сопоставима со стоимостью смартфона компании Apple. «Купить постамат может каждый сотрудник франчайзи, буквально каждая девушка, работающая в бэк-офисе СДЭК» То есть сами франчайзи будут оплачивать покупку постаматов или СДЭК как юридическое лицо? Еще один вопрос о франчайзи СДЭК. Правда ли, что нельзя просто возить посылки СДЭК в небольшом городе и быть прибыльным, не привлекая дополнительных клиентов? Ведь у СДЭК тариф на доставку ниже рынка. Также у нас существует проект региональных ПВЗ. Если вы открываетесь на территории райцентра, компенсация за выдачу посылки выше. Часть франчайзи зарабатывают на выдаче посылок и одновременно на услугах внутри ПВЗ, без организации исходящих продаж. Как правило их клиенты — это частные лица, которые создают входящий трафик. Если в крупном городе, скажем, в Казани, уже есть один сильный франчайзи СДЭК, стоит ли открывать там новую точку? E-commerce в кошельках логистовСайт «Работа.ру» подсчитал, что самые высокие зарплаты в мае 2020 года были у моряков, специалистов по недвижимости и логистов. А правда ли, что в разрезе всей логистической отрасли среди лидеров по зарплате топ-менеджеры в курьерской доставке? Наши франчайзи продолжили работать в отличие от многих других предпринимателей. Закрылось всего около 20 пунктов выдачи и то лишь потому, что они находились в торговых центрах. Могу сказать, что в России логистика — одно из немногих бизнес-направлений, которое точно обеспечит тебя заработком, позволит кормить семью и платить ипотеку. Каков ваш прогноз по росту сегмента e-commerce в 2020 году? UPD. В середине августа индекс доставок на дом опустился на доковидный уровень, свидетельствуют данные исследования «Почты России». *Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости Читайте такжеНалог с налога, дефицитные дозволы и русская «бондиана» Поворот на беспилот Мифология аутсорсинга и все, что за кадром Говорит и показывает: логистика прямого эфира
|