гильзовка двигателя что это такое

Гильзовка. Ответы на частые вопросы.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

1. Гильзовка блока цилиндров или замена на новый двигатель («шорт-блок», блок цилиндров)?

«Двигатель «одноразовый», ремонтировать нельзя, только менять (двигатель в сборе, «шорт-блок» или блок цилиндров)…» – чаще всего такое можно услышать про алюминиевые блоки современных двигателей «Форд», «Тойота», «Хонда», «Мазда», «Нисан», «Сузуки», «Субару», «Мицубиси», «Вольво», «Ауди», «Фольксваген», «Опель» (да и весь «Дженерал Моторс»), «БМВ», особенно про блоки цилиндров с «никасилевым» покрытием («nicasil») или «алюсилевые» («alusil») (другое название: силумалевые – «silumal»). Аргумент такой – гильзовка чугунными гильзами алюминиевого блоа цилиндров не предусмотрена заводом-изготовителем и поэтому такой блок работать не будет, гильзовка невозможна. Между тем, сами фирмы так не считают, например в «БМВ» совершенно спокойно перешли с никасилевого покрытия на двигателях серии M52 на чугунные залитые гильзы на двигателях серии M54 (и продолжают их использовать в дизельных двигателях серии N57), а на двигателях серии N52 применяют технологию заливки алюсилевого блока гильз в магниевый блок цилиндров, «Ауди», «Фольксваген» и «Хонда» также используют все эти варианты (в последнее время, кстати, все чаще применяются именно чугунные гильзы). Причины отказа от гильзвки блока чугунными гильзами: снижение стоимости изготовления и уменьшение веса, простота переработки при утилизации. На то, что при этом уменьшается ресурс (двигатель с чугунными гильзами намного жестче и дольше сохраняет геометрию цилиндров), изготовитель редко обращает внимание (кстати, переход с никасилевого покрытия на двигателях серии М52 на чугунные гильзы в двигателях серии М54 у «БМВ» был вызван именно многочисленными нареканиями на малый ресурс). Между прочим, стоит это иметь в виду при покупке контрактного двигателя б/у: прошло время чугунных «миллионников», сейчас уже хорошо, если двигатель с алюминиевым блоком выхаживает 200 тыс. километров. «Форд», «Тойота», «Хонда», «Мазда», «Нисан», «Сузуки», «Субару», «Мицубиси», «Вольво», «Ауди», «Фольксваген», «Опель» (да и весь «Дженерал Моторс») спокойно используют чугунные гильзы в алюминиевых блоках уже много лет, при этом для большинства двигателей расточка под ремонтные поршни не предусмотрена (многие даже разбирать нельзя – только замена «шорт-блока»). Между тем абсолютно все блоки можно отремонтировать при помощи гильзовки блока без ухудшения их потребительских качеств, и прилично сэкономив.

2. Некоторые особенности гильзовки алюминиевых блоков цилиндров.

Гильзы с буртами или без?

Основная проблема при гильзовке алюминиевого блока цилиндров чугунными гильзами – разный коэффициент расширения алюминия и чугуна. Чтобы компенсировать ослабление посадки гильзы в блоке при нагреве двигателя до рабочих температур гильза изначально устанавливается в блок с большим натягом, а чтобы исключить возможность подвижности гильзы в цилиндре даже при больших перегревах гильза выполняется с буртом (с «шляпкой»), которая зажимается между блоком и головкой (см. рис.1). Если устанавливать гильзу без бурта (см. рис.2), то гарантировать, что она не сдвинется после гильзовки, невозможно (кстати, такое часто случалось со старыми бензиновыми двигателями V-8 «Ленд-Ровер»).
А как с поршневыми кольцами – ведь материал цилиндра поменялся?

Теперь о том, что касается взаимозаменяемости поршневых колец для различных блоков. Есть простые правила:
— кольца для «никасила» не подходят для чугунных гильз (слишком мягкие, быстро стираются), требуется подбор колец от двигателей с чугунными цилиндрами (возможно, с доработкой канавок под кольца на поршнях)
— кольца для «алюсила» вполне можно использовать для чугунных гильз.

А что такое вообще — «никасил» и «алюсил» («силумал»)?

Немножко подробнее о том, что такое «никасил» и «алюсил», а также общие мысли о расходе масла современными двигателями:
«никасил» — очень твердое и тонкое (0,2…0,3 мм толщиной) гальваническое покрытие на стенках цилиндра (внешне блестящее, с рисками от хонинговки – очень похоже на обычную чугунную гильзу). Вся проблема в том, что при истирании (а такое не редкость, например, на турбодизелях 2,5 л «Фольксваген-Транспортер», «Фольксваген-Туарег») происходит моментальный прихват поршня к стенкам цилиндра и заклинивание двигателя. Кроме того, нередки случаи, когда никасилевое покрытие внешне выглядит идеально, но при этом оказывается вмятым в стенки цилиндра (особенно в верхней части цилиндра, где поршень «перекладывается»). Цилиндричность нарушается, поршни и поршневые кольца перестают нормально работать – отсюда повышенный расход масла и стуки (особенно на «холодную»). «Никасил» полностью удаляется при расточке блока под гильзы.

«алюсил» («силумал») — специальный алюминиевый сплав, из которого сделан цилиндр (внешне матовый и гладкий). Есть два варианта: весь блок цилиндров сделан из такого сплава или же блок из более дешевого (или более легкого (например, магниевого) – смотря какие цели ставятся) материала гильзуется гильзами из «алюсила». Вся хитрость в том, что алюминий почти полностью химически удаляется с поверхности специальной пастой при окончательной обработке цилиндра, поршневые кольца скользят по микрочастичкам кремния, а в микропорах между ними задерживается масло, исключая сухое трение (в чугунных цилиндрах для этого на стенки при окончательной обработке наносят специальные риски – процесс хонингования). И здесь есть проблема – как исключить прихват поршней к стенкам цилиндров? Раньше юбки поршней подвергали «железнению» (покрытию частичками железа), можете сами проверить – к поршням таких двигателей, например, как «Мерседес-Бенц» серии М116, М117, М119, М120, «БМВ» серии М70, М72, притягивается магнит, покрытие было очень стойким к истиранию. Сейчас технологии шагнули далеко вперед, поэтому используется покрытие, подобное «тефлону» (да-да, как на сковородках!). И все бы хорошо, только современные двигатели очень любят кушать масло (расход в 1.1,5 л на 1000 км уже официально считается дилерами нормой). На это тоже есть свои причины: все производители очень озабочены снижением механических потерь, поэтому усилие разжима поршневых колец делают все меньше и меньше, кольца оставляют больше масла на стенках (кстати, постоянный долив масла позволяет дилерам еще и увеличить межсервисные интервалы до его замены). Получается следующая цепочка: масло сгорает – образуется нагар – абразивные частицы нагара стирают покрытие на поршнях (так же, как стирается покрытие на сковородках) – происходит прихват поршня к стенкам цилиндра – задиры, разрушение. Например, этим страдают бензиновые двигатели 4.5/4,8 л «Порше-Кайен» (у нас были экземпляры с пробегом всего около 70 000 км).

Если тема интересна – задавайте вопросы, постараемся ответить.

Источник

Зачем нужна гильзовка блока цилиндров

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такоеСтатья о гильзовке блока цилиндров мотора автомобиля — для чего нужна гильзовка, ее виды и проведение работы. В конце статьи — видео про гильзовку. Статья о гильзовке блока цилиндров мотора автомобиля — для чего нужна гильзовка, ее виды и проведение работы. В конце статьи — видео про гильзовку.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Гильзовка цилиндрового блока – это с технологической точки зрения достаточно непростой процесс, в ходе которого в цилиндровый блок устанавливаются гильзы (внутренние оболочки). Данные манипуляции могут производиться как на этапе сборки нового двигателя, так и в процессе выполнения ремонтных работ. Рассмотрим оба случая подробней.

Что называют гильзой двигателя

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Гильза цилиндрового блока – это цилиндр из металла, представляющий собой внутреннюю оболочку (вставку) блока цилиндра. Различают два типа гильз, применяемых в автомобильных двигателях:

Соответственно, гильзовка – это процесс установки гильз в цилиндры двигателя.

Гильзовка цилиндрового блока может производиться в следующих случаях:

Эволюция гильзовки на этапе производства двигателя

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Основной причиной, по которой инженеры-конструкторы пришли к решению гильзовать двигатель, была настоятельная потребность снизить его вес. Это стало возможным в тот момент, когда для производства блока цилиндров стали применять не чугун, а алюминий.

Чугун для производства двигателя хорош своей недорогой себестоимостью и высокой прочностью, но его «минусы» слишком существенны:

Впервые алюминиевые гильзованные двигатели появились в тридцатых годах прошлого века. Устанавливались такие двигатели в основном на спортивные модели машин. В них в алюминиевый цилиндровый блок вставлялись чугунные гильзы «мокрого» типа.

В начале семидесятых годов на смену «мокрым» гильзам пришли «сухие». Это произошло благодаря появлению новых технологий запрессовки гильз из чугуна в мягкий алюминий. Но идеального результата всё равно не получилось – различные коэффициенты расширения металлов вследствие нагрева узла до рабочих температур приводили к появлению зазора между цилиндром и гильзой. С другой стороны, вес блока был существенно снижен, и это на фоне повышения жёсткости цилиндра.

Далее технология производства снова изменилась — от запрессовки гильз отказались, заменив её обратной операции: отливки блока вокруг самих гильз. Это открыло эпоху «одноразовых» моторов: согласно технической документации, извлечь вмонтированные таким образом гильзы для замены не представляется возможным, то есть, цилиндровый блок таких моделей официально считается непригодным для проведения ремонтных работ.

Капитальный ремонт мотора

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

В ходе работы двигателя стенки цилиндров получают большую нагрузку от постоянно трущихся поршней. Даже такая прочная сталь, которая идёт на изготовление цилиндров, неизбежно истирается от такого обращения.

Характер нагрузки на стенки таков, что со временем цилиндры из круглых становятся овальными. Как следствие – поршневые кольца прилегают уже неплотно, формирующиеся отработавшие газы и частично горючая смесь поступают в картер. Следствие – высокое потребление масла, общее понижение мощности мотора.

«Лечится» овализация цилиндров их расточкой, в ходе которой цилиндры возвращают к их изначальной геометрии, стачивая изнутри «лишнее» с помощью специализированных станков. В расточенный цилиндр устанавливается поршень увеличенного диаметра, и технология работы таким образом восстанавливается.

Иногда расточка применяется не для ремонта, а для того, чтобы повысить мощность мотора. В этом случае действия производятся аналогичные, с той разницей, что изначально обрабатываемые цилиндры имеют нужное круглое сечение, задача – просто увеличить их внутренний радиус. Большие по диаметру цилиндры могут засасывать больше воздушно-топливного состава, соответственно, это даст большее давление на поршень и большую мощность.

При чём здесь гильзовка

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Зачастую возникает ситуация, при которой расточить цилиндры двигателя не представляется возможным. Это может случиться, если толщина цилиндра слишком мала или цилиндр имеет глубокие каверны, которые также исключают расточку без риска повреждения целостности узла.

В этом случае изначальную форму цилиндру можно вернуть, поместив в него гильзу круглого сечения. Конечно, такая гильзовка не позволит увеличить мощность агрегата, но она может стать решением в случае проведения ремонтных работ.

Применение гильзовки в процессе ремонта двигателя

Гильза цилиндра, как и любая другая деталь, изнашивается и может приходить в негодность. В этом случае проводимый ремонт требует серьёзных навыков и знаний. Ремонт может быть:

Необходимость гильзовки может быть вызвана следующими обстоятельствами:

Все описанные ситуации приводят к тому, что на стенках цилиндров образуются каверны, ссадины и неровности. Когда цилиндр поражён в малой степени, возможна его расточка. В случае, когда каверны слишком глубокие, расточка уже не подойдёт, и нужно применять гильзовку. В этом случае в цилиндры могут быть установлены ремонтные гильзы.

Как правило, для гильзовки чугунного агрегата используются гильзы из чугуна. В случае алюминиевого блока также возможна гильзовка, но здесь применяют либо чугунные гильзы из тонкостенного чугуна либо гильзы из сплава чугуна и ряда особых присадок.

Замена «мокрых» гильз

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Если блок содержит «мокрые» гильзы, процесс ремонта выглядит понятно: старую гильзу вытягивают из цилиндра и на её место вставляют новую.

Как правило, производитель мотора предусматривает сменные гильзы для своего агрегата. Некоторые производители заявляют, что в ходе проведения ремонта менять следует не все гильзы блока, а только те, которые пришли в негодность или установлены в цилиндрах с диагностированными изъянами.

Другие утверждают, что менять можно только те гильзы, которые признаны негодными. Решение о замене определяется по результатам измерений нутрометра.

Замена «сухих» гильз

В случае блока с «сухими» гильзами замена может быть проведена двумя способами:

Метод горячей гильзовки считается наиболее качественным. В ходе такой замены втулку обрабатывают антиконденсатным составом, блок нагревают, после чего в гнездо цилиндра помещают гильзу, предварительно охлаждённую в жидком азоте.

Работы по замене гильзы отличаются высокой сложностью ещё и по причине требуемой высокой точности: для качественной диагностики поверхность гильзы замеряется с десятой степенью точности. От того, как точно будут произведены измерения, зависит правильный подбор гильзы на замену.

Источник

Как гильзуют блок цилиндров?

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Когда расточка блока цилиндров невозможна, остается один способ вернуть к жизни изношенный
блок – это гильзовка. Гильзовка – установка ремонтных гильз в блок цилиндров. Для этого
отверстия в блоке цилиндров растачиваются под размер ремонтных гильз, при этом точность
обработки должна быть достаточно высока, чтобы обеспечить нужный натяг при посадке гильзы в
блок цилиндров. Величина натяга зависит от материала блока, толщины перегородок между
цилиндрами и.т.д. Например, при гильзовке чугунного блока гильза устанавливается с натягом в
0,07-0,08 мм. При гильзовке алюминиевого блока, в зависимости от сплава блока и толщины
стенок между цилиндрами натяг составляет от 0,04 до 0,08 мм. От продольного смещения гильзу
удерживает упор, который может располагаться, как снизу, когда гильза своим основанием
упирается в блок цилиндров, так и с сверху, когда бурт наверху гильзы опирается на проточку в
блоке цилиндров.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Первый этап гильзовки – это расточка отверстия в блоке цилиндров и доработка гильзы до
нужных размеров.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

После этого, гильзы на специальном прессе осаживаются с определенным усилием, чтобы
исключить возможное проседание гильзы в процессе эксплуатации.

Третий этап – расточка гильзы. Блок цилиндров устанавливается на расточной станок и
производится расточка отверстий цилиндров с припуском на последующую хонинговку.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Четвертый этап – обработка плоскости или плоскостей сопряжения с ГБЦ.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Далее блок цилиндров отправляется в мойку. Где из него удаляются стружка и пыль, оставшиеся
после механической обработки.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

На пятом этапе происходит обработка цилиндров на хонинговальном станке, где цилиндры
обрабатываются до нужного диаметра, чтобы обеспечить необходимый тепловой зазор между
поршнем и цилиндром и наносится хон-риска.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

У вас остались вопросы? Звоните, мы с удовольствием ответим.

Источник

Гильзовка блоков цилиндров

Принципиально все двигатели с цилиндрами и поршнями устроены одинаково (мы не говорим сегодня, например, о роторных двигателях), и получают износ цилиндров примерно одинаковым путем — при штатной работе поршневых колец по поверхности цилиндра, или из-за нештатных обстоятельств (задиры, царапины). А вот их ремонт уже сильно зависит от нюансов конструктивного исполнения. Об этом мы сегодня и поговорим.

Классифицировать двигатели можно по многим критериям. Рассмотрим ту классификацию, которая относится к гильзовке.

Гильзы и безгильзовые двигатели

Существуют два исполнения: либо рабочая поверхность цилиндра является материалом блока цилиндров, либо рабочей поверхностью является гильза, запрессованная или залитая в цилиндр.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Блок цилиндров без гильзы. Рабочая поверхность цилиндра – материал блока

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Блок цилиндров с гильзой. Поршневые кольца работают по поверхности гильзы, не контактируя с материалом блока цилиндров

Это грубая классификация. Далее она разделяется на несколько веток, в зависимости от материалов блока цилиндров и материала гильз. Многообразие конструктивных исполнений не исчерпывается нижеперечисленными вариантами, однако смело можно сказать, что большинство наиболее распространенных вариантов перечислено.

Чугунный блок цилиндров без гильз

Цилиндры в блоке цилиндров выполнены сразу в рабочем размере, расточены и отхонингованы, поршневые кольца работают прямо по материалу блока.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Чугунный блок цилиндров без гильз

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Тот же блок, вид вблизи. Видно, что гильзы нет, рабочая поверхность цилиндра — непосредственно материал блока

Как правило, такие блоки цилиндров предусматривают ремонтные размеры. Если износ невелик, цилиндры растачиваются в ремонтные размеры, и устанавливаются ремонтные поршни. Если износ превышает ремонтный размер или для данного двигателя не выпускаются поршни ремонтных размеров — под поршни номинальных размеров подбирается или изготавливается гильза соответствующих размеров, блок растачивается под посадку гильзы и гильзуется.

Чугунный блок цилиндров с чугунными гильзами

Цилиндры в блоке цилиндров изначально выполнены под прессовую посадку гильз. Гильзы запрессованы, и поршневые кольца работают по ним.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Здесь видно, что в чугунный блок запрессована гильза

В этой конструкции замена гильз — штатный технологический маршрут.

Алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами

В этой конструкции гильзы из чугуна заливаются в блок цилиндров на этапе производства.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Заводские гильзы при этом имеют неровную внешнюю поверхность:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Это не огрех производства, а сделано специально для того, чтобы гильза была неподвижна относительно блока. В то же время это не позволяет просто выпрессовать гильзу из блока. Приходится снимать материал гильзы на расточном станке.

Стадии ремонта блока цилндров

Ниже приведены основные стадии ремонта такого блока. Так выглядит блок, подготовленный к установке гильз. Видно, что три гильзы слева уже вставлены, а четвертая — еще нет:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

А так выглядит расточенный цилиндр вблизи. Сверху виден буртик под гильзу с верхним упором:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Алюминиевый лок цилиндр расточен

А так выглядит сама гильза с верхним упором:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Так гильзы выглядят, будучи установленными в блок:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Алюминиевый блок гильза вставлена

Алюминиевый блок цилиндров без гильз

Если поршневые кольца будут работать прямо по алюминию — алюминий достаточно быстро износится. Чтобы этого избежать, существует ряд способов. Первый способ – нанесение специального покрытия на алюминиевые стенки цилиндра. Примером такой технологии служит Nikasil – сплав никеля и кремния. В истории марки BMW был период выпуска двигателей с таким покрытием. Практика показала, что это покрытие достаточно часто «осыпается», поэтому производители двигателей от него отказались. Тем не менее, определенное количество автомобилей с такими двигателями до сих пор ездит по дорогам.

Для таких блоков цилиндров не предусматриваются ремонтные размеры — при расточке будет снято специальное покрытие, и все свойства стенки цилиндра будут утеряны. Поэтому аналогично безгильзовым чугунным блокам, под номинальный размер поршня подбирается или изготавливается гильза, под размер которой растачивается блок. Строго говоря, производитель не одобряет такого решения – поршневые кольца имеют некие особенности, ориентированные на работу именно по никасилу. Однако сложившаяся практика подтверждает, что после установки в такие блоки гильз из серого чугуна данные двигатели ходят долго и без проблем.

Другой вариант – изготовление блока из сплава алюминия и кремния, например, так называемый «Алюсил». В этом случае стенка цилиндра – опять же, материал блока, как и в случае с чугунным блоком без гильз. Цилиндры также проходят специальную обработку, «вскрывающую» зерна кремния в сплаве, что повышает долговечность покрытия. Увы, это не делает двигатель вечным – такие цилиндры также изнашиваются.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Алюсил блок под расточку

Видно отсутствие гильзы в алюминиевом блоке. Поршневые кольца работают прямо по стенке цилиндра

Алюсиловые блоки цилиндров обычно имеют ремонтные размеры, поэтому, если износ не слишком велик, можно расточить его в ремонтный размер, установить ремонтный поршень, и двигатель будет ездить дальше. Если же износ слишком велик – производитель предусматривает гильзовку блока специальными алюсиловыми гильзами. Беда в том, что такие гильзы очень дороги, поэтому более выгодной является установка обычных гильз из серого чугуна. Как и в случае с никасилом, производитель не предусматривает использования таких гильз, однако сложившаяся практика подтверждает, что после такой гильзовки двигатели достаточно долговечны.

После расточки блок с алюсиловым покрытием выглядит так:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Алюсил блок расточен

Фотография после установки гильзы не приведена, так как не имеет принципиальных отличий от фотографии предыдущего двигателя с установленной гильзой.

«Мокрые» и «сухие» гильзы

Двигатели с гильзами разделяются на две категории: «мокрые» гильзы напрямую контактируют с охлаждающей жидкостью, а в двигателях с «сухими» гильзами охлаждающая жидкость от гильз отделена.

Для двигателя с «мокрыми» гильзами их замена является штатной операцией, и для их замены не требуется специального оборудования. Важно уделить достаточно времени замене уплотнений между гильзой и блоком цилиндров — во избежание утечек охлаждающей жидкости.

Все перечисленные в предыдущем разделе конструкции являются конструкциями с «сухими» гильзами. Вот так выглядит блок с «мокрыми» гильзами:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Стык гильзы с блоком ближе:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Так выглядит посадочное место под «мокрую» гильзу. На фотографии — посадочное место под гильзу с верхним упором:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

На двигателях с «мокрыми» гильзами часто присутствует коррозия в месте сопряжения гильзы с блоком цилиндра. Эту коррозию необходимо удалять при ремонте:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Поверхность гильз, контактирующая с охлаждающей жидкостью, тоже может страдать от коррозии. Выглядит это страшновато, но по существу на работоспособность никак не влияет:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Отдельно надо упомянуть конструкцию «opendeck», где цилиндры соединены с блоком только в нижней части. Иногда эту конструкцию называют «мокрыми» гильзами, что неверно. Это — конструкция с «сухими» гильзами, запрессованными или залитыми в материал блока цилиндров.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Несмотря на отсутствие верхних перемычек у цилиндров, видно, что гильзы не контактируют с рубашкой системы охлаждения — жидкость омывает только тело блока

Нюансы технологического процесса

Когда начинаешь описывать процесс, всегда сначала кажется, что описывать толком и нечего Расточили блок под внешний размер гильзы, запрессовали гильзу, на этом практически все. Казалось бы, ничего сложного. Однако же, нет.

Тем не менее, в отдельных случаях встречаются и гильзы, поставляемые сразу отхонингованными и не требующими дополнительных действий после установки в цилиндр.

Некоторой «страховкой» от такой ситуации служит порядок технологических операций. Если гильза «сидит» недостаточно плотно, то при хонинговании ее «поднимет» и она начнет выступать относительно плоскости сопряжения с головкой. Если же проход по плоскости выполнять после хонинговки – есть риск, что выступающая часть гильзы просто будет сточена, и факт недостаточно плотной посадки останется незамеченным.

Двигатели VR6

Отдельно имеет смысл рассмотреть работу с блоками цилиндров у двигателей VR6. В отличие от других блоков, здесь цилиндры «выходят» под углом к плоскости сопряжения блока цилиндов с головкой, что затрудняет установку на расточной станок.

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Блок сначала устанавливается «начерно», примерно. После этого в расточной станок устанавливается вместо резца головка с часовым индикатором, и проходится по окружности цилиндра в верхней и нижней части. Таким образом можно точно проконтролировать, вертикально ли установлен цилиндр.

Головка с часовым индикатором выглядит так:

гильзовка двигателя что это такое. Смотреть фото гильзовка двигателя что это такое. Смотреть картинку гильзовка двигателя что это такое. Картинка про гильзовка двигателя что это такое. Фото гильзовка двигателя что это такое

Обязательно ли гильзовать все цилиндры?

Иногда возникает вопрос, обязательно ли гильзовать все цилиндры? Можно ли обойтись ремонтом только одного цилиндра?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *