геофак что это такое

Обзор особенностей обучения на географическом факультете

Настала самая горячая и жаркая пора для абитуриентов: близится период сдачи ЕГЭ, приемная кампания при колледжах и вузах. Давайте поразмышляем на тему: «Куда поступать с географией?» или «Чему учат на географическом факультете?».

геофак что это такое. Смотреть фото геофак что это такое. Смотреть картинку геофак что это такое. Картинка про геофак что это такое. Фото геофак что это такое

Настала самая горячая и жаркая пора для абитуриентов: близится период сдачи ЕГЭ, приемная кампания при колледжах и вузах. Давайте поразмышляем на тему: «Куда поступать с географией?» или «Чему учат на географическом факультете?».

Если Вы решили связать свою жизнь с данной научной областью, выбрали в качестве итоговой аттестации соответствующий предмет, то эта статья станет для Вас вдвойне полезной!

Географический факультет – это…

Если о существовании юридического, экономического и физико-математического факультетов на базе ссузов и вузов наслышаны абсолютно все, то о географическом направлении знают немногие.

Географический факультет – это особое структурное подразделение любого образовательного центра, где особый акцент делается на изучении естественнонаучных дисциплин, природных явлений, местностей и прочих климатических и иных особенностей.

Самыми популярными образовательными программами этого спектра являются:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Указанные направления подготовки географических факультетов — лишь малая часть от действующих программ. Каждый ссуз или вуз самостоятельно определяет программы с учетом собственных возможностей: преподавательский состав, наличие оборудования для исследований и обучения студентов и пр.

Как поступить на географический факультет: требования и условия?

Приемная кампания на географическом факультете в колледжах и вузах проводится, как в стандартной, так и специфичной форме.

Набор абитуриентов в колледж происходит в обычном режиме на базе среднего балла аттестата. Притом в некоторых случаях допускается сдача тестирования или собеседование по географии или биологии. ДВИ предназначено определить уровень текущей подготовки и заинтересованности предметом индивида, наличие определённых навыков по работе с картами, представлениями о местонахождении отдельных точек/природных зон, специфике природных явлений и пр.

геофак что это такое. Смотреть фото геофак что это такое. Смотреть картинку геофак что это такое. Картинка про геофак что это такое. Фото геофак что это такоеПоступление на географический факультет

Поступление в вуз предполагает преодоление ЕГЭ в одной из действующих комбинаций:

Средний проходной балл зависит от вуза и региона. Медианное значение (суммарное) колеблется от 180 до 260.

Стать квалифицированным географом можно на очном и заочном отделении. С 2021 года возможно дистанционное обучение (но преимущественно в рамках программы магистратуры). Действуют бюджетные и коммерческие места притом соотношение бюджетников и контрактников достигает 40/60 соответственно (по стране в целом). Стоимость образовательных услуг ссузов на географическом профиле достигает 45-85 тысяч рублей в год в вузах – от 95 до 350 тысяч рублей.

Специфика обучения на географическом факультете

Учебный процесс на географическом факультете предполагает поэтапное погружение в выбранный профиль. Притом доминирование определенных дисциплин напрямую зависит от «узости» образовательной программы, осваиваемой квалификации.

На первых курсах студенты изучают общие предметы, призванные расширить кругозор, а также углубить знания об окружающей среде. Особый акцент делается на естественнонаучных областях и IT-технологиях: информатика, компьютерное моделирование, химия, физика, биология, отдельные разделы биологии (гидрология, анатомия, ботаника и пр.).

геофак что это такое. Смотреть фото геофак что это такое. Смотреть картинку геофак что это такое. Картинка про геофак что это такое. Фото геофак что это такоеСтановление будущих экспертов в области географии

Начиная со второго курса, учащиеся погружаются в профильную часть с обязательным прохождением практики в полевых условиях. Притом на этом же этапе начинается вовлечение в научно-исследовательскую деятельность. Основной акцент в процессе обучения делается на узкоспециализированных предметах, имеющих прямое отношение к профессии: криптография, исследование вод и почв, экология и природопользование, почвоведение, гидрология, топография, геофизика и геохимия, экотуризм, геоурбанистика, экологический менеджмент и пр.

Практика на географическом факультете может проходить в самых разных вариациях:

НИР студентов географического факультета предполагает изучение современных экологических проблем и выработку оптимальных решений с учетом экономической, географической, социальной и технической составляющих, а также пользы для природы и человечества.

В составе курсовых, дипломных и научных работ будут присутствовать три основных раздела: теоретический, аналитический (оценка реальности) и рекомендательный (решение проблемы с прогнозами, апробированием). Притом избежать всевозможных расчетов, графиков и чертежей с трудом удастся (исключение – исследование теоретического плана).

По мере преодоления всех учебных этапов студенты выполняют ВКР и защищают его перед аттестационной комиссией, демонстрируя свою профессиональную пригодность и состоятельность.

Команда образовательного центра Дисхелп спешит на помощь студентам географического факультета ссузов и вузов в выполнении контрольных и курсовых, дипломных и научных работ, отчета по практике, НИР и пр. актуальность и достоверность материалов, высокая оригинальность текста, грамотное оформление гарантировано каждому клиенту. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

геофак

образование и наука

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

образование и наука

геол., образование и наука

Смотреть что такое «геофак» в других словарях:

геофак — сущ., кол во синонимов: 1 • факультет (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

геофак — геоф ак, а … Русский орфографический словарь

геофак — геофа/к, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

геофак — географический факультет геологический факультет … Словарь сокращений русского языка

факультет — департамент, ведомство, кафедра; физфак, истфак, юрфак, мехмат, литфак, медфак, агрофак, педфак, физмат, зоофакультет, филфак, матфак, рабфак, геофак, химфак, биофак, психфак, журфак Словарь русских синонимов. факультет сущ., кол во синонимов: 26 … Словарь синонимов

Белухин, Дмитрий Алексеевич — Географ, исполнитель авторской песни, родился 26 октября 1948 г. в Москве. Окончил геофак Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1977), преподаватель МГПИ. Песни пишет с 1966 г. на свои стихи. Лауреат конкурса… … Большая биографическая энциклопедия

Мордберг, Леонид Евгеньевич — Исполнитель авторской песни; родился 7 января 1960 г. в Ленинграде. Окончил геофак Ленинградского государственного университета в 1982 г. Песни пишет с 1982 г. на свои стихи. Лауреат фестивалей в Казани, Харькове, Виннице и др … Большая биографическая энциклопедия

Синельников, Сергей Маркович — Журналист, исполнитель авторской песни; родился 8 апреля 1950 г. в г. Владимире, в 1954 г. переехал в Ленинград, живет в Санкт Петербурге. Окончил геофак ЛГУ в 1972 г. Геолог, главный редактор издательства «ВНИИОкеангеология». Играет на … Большая биографическая энциклопедия

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского — Забайкальский государственный гуманитарно педагогический университет (ЗабГГПУ) им. Н. Г. Чернышевского старейшее образовательное учреждение Забайкалья, основанное в 1938 году. Ректор Катанаев Иван Иванович, кандидат физико математических наук,… … Википедия

Лоза, Юрий Эдуардович — У этого термина существуют и другие значения, см. Лоза. Юрий Лоза Полное имя Юрий Эдуардович Лоза Дата рождения 1 февраля 1954(1954 02 01) (58 лет) Место рождения … Википедия

Источник

Какие предметы изучают на геофаке

геофак что это такое. Смотреть фото геофак что это такое. Смотреть картинку геофак что это такое. Картинка про геофак что это такое. Фото геофак что это такое

Профессий, связанных с географией, довольно много, и они очень разные. А всё потому, что данная дисциплина охватывает очень широкие области знаний: как естественно-научные, так и социально-экономические.

Какие же предметы входят в учебную программу географического факультета и позволяют сформировать у будущих специалистов столь широкий кругозор? Вы узнаете из нашей статьи.

Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс, чтобы первыми получать свежие новости из мира образования. И заглядывайте в специальный Telegram-канал, в котором мы собираем актуальные акции и скидки.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Географическая наука в вузах России

Специальность «География» представлена в 55 российских университетах. Среди них ведущие вузы страны:

Чтобы разобраться, что же изучают на геофаке студенты всех специализаций, мы решили посмотреть образовательную программу географического факультета МГУ. Здесь на 15 научных кафедрах обучают географов разных направлений подготовки.

геофак что это такое. Смотреть фото геофак что это такое. Смотреть картинку геофак что это такое. Картинка про геофак что это такое. Фото геофак что это такоеДиплом географического вуза станет преимуществом, если вы хотите работать в туризме

Что изучают на географическом факультете

Университетская образовательная программа для географов разрабатывается таким образом, чтобы будущие специалисты получили не только теоретические знания по всем направлениям, но и практические навыки. Это им поможет в дальнейшем успешно пройти геологические практики и экспедиции и определиться с более узкой специализацией, чтобы глубже исследовать интересующую область.

Для формирования таких фундаментальных навыков нужен основательный подход. Поэтому все предметы на географическом факультете разделены на четыре блока:

Гуманитарные дисциплины

География — это не только наука о природных явлениях, но и о человеке и его деятельности, поэтому все студенты естественно-географического и других профилей в обязательном порядке изучают гуманитарные дисциплины. Это позволяет сформировать широкий кругозор, понимать основы, на которых базируются академические знания, развивать критическое мышление и другие полезные soft skills. Среди них:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Фундаментальные естественные дисциплины

Естественные науки очень важны для любого географического направления. Ведь это необходимый инструментарий, который позволяет исследовать проблемные вопросы, решать профессиональные задачи и приходить к точным выводам. Поэтому изучение фундаментальных дисциплин всегда входит в образовательную программу географического факультета. Давайте перечислим некоторые естественно-научные предметы из этого списка:

Фундаментальные общепрофессиональные дисциплины

Изучение разных разделов географии позволяет студентам получить нужный уровень знаний, теоретическую и практическую подготовку, чтобы в дальнейшем выбрать наиболее привлекательную специализацию. Какие же предметы относятся непосредственно к географическому профилю знаний? Среди них:

Специализированные курсы по профилю подготовки

Помимо общеобразовательных и профильных предметов студент должен посещать специализированные курсы в рамках выбранного направления. Это помогает будущим географам погрузиться в нюансы будущей профессии и понять, насколько они готовы двигаться в этом направлении дальше.

Практические занятия на геофаке

Важная составляющая учебного процесса на географических факультетах — это полевые и научно-производственные практики. В МГУ имени М.В. Ломоносова они занимают более 25% от общего объёма всех занятий. Как правило, такие экспедиции проводятся летом на учебных базах или профильных предприятиях.

Студенты географических вузов могут отправится на практику не только в разные уголки нашей необъятной родины, но и за границу. А материалы, которые удастся собрать во время исследовательской экспедиции, часто становятся основой для написания курсовой или дипломной работы географии.

Практики по каким направлениям точно ждут студентов-географов:

Прежде чем поступать в университет на географический факультет, уточните, по какой учебной программе проходит обучение и какие предметы оно включает. Это позволит изначально оценить возможные перспективы для профессионального развития и лучше подготовиться к вступительным экзаменам.

А если понадобится помощь в учёбе и написании разных видов работ по любым предметам, в том числе и контрольных по географии — смело обращайтесь в наш студенческий сервис!

геофак что это такое. Смотреть фото геофак что это такое. Смотреть картинку геофак что это такое. Картинка про геофак что это такое. Фото геофак что это такое

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

В честь дня рождения факультета на вопросы «Что дал тебе Геофак?», «Что для тебя значит Геофак?» отвечали его выпускники.

АЛЕКСЕЙ ИВАЩЕНКО, выпускник 1980 года кафедры физической географии зарубежных стран (ныне физической географии мира и геоэкологии), поэт и композитор, актёр, продюсер, переводчик:

«В 1975 г., когда я поступал на Геофак, последним приёмным экзаменом была география.

Уже потом, будучи счастливым студентом лучшего в мире факультета, я понял, что на этом устном экзамене у преподавателей Геофака была единственная возможность пообщаться вживую со своими будущими студентами. И ещё позже понял, что, конечно, на этом экзамене оценивались не только формальные знания. Баллы – баллами, знания – знаниями, а что за человек поступает, что у него за душой, как он думает, как формулирует мысль, «наш» он или «не наш» – всё это выяснялось в этот день.

Если начать перечислять всё то доброе, хорошее и важное для нашей жизни, что дал нам Геофак, то, наверное, это описание займёт тома. И ответ на вопрос «что для вас значит Геофак» у каждого свой.

Для меня Геофак — это, в первую очередь, люди.

Это обучавший нас уму-разуму профессорско-преподавательский состав, это друзья, дороже которых в жизни так и не появилось, это удивительная творческая атмосфера, которую все эти люди создавали!

На факультете было много людей (и среди преподавателей, и среди студентов), на которых очень хотелось быть похожими, они задавали некий вектор развития, которому хотелось следовать. И должен сказать, что прошедшие годы не принесли ни малейшего разочарования ни в этом векторе, ни в людях, его задавших. Среди этих людей как-то сразу стало понятно, что дружба, честь, достоинство, благородство – это не высокие слова, а совершенно обычные, повседневные законы жизни, которым здесь повседневно же и было принято следовать.

Я благодарен факультету за Учителей – с большой буквы, невероятно образованных и разносторонних, знавших и умевших, казалось, всё на свете! Общаясь с ними, мы начинали понимать, что ничего не возможного нет, а цели имеет смысл ставить себе только самые высокие!

Мне иногда, узнав о том, что я закончил Геофак, задают вопрос: а что, собственно, за наука такая – сегодняшняя География? Не помню кто из Учителей уже давным-давно, полушутя, полусерьёзно сформулировал ответ: География есть наука о территориальном распределении и общих закономерностях развития всего сущего на территории планеты! И чем больше проходит времени со дня окончания факультета, тем более серьёзным и взвешенным кажется мне это определение. Вне зависимости от того, чем я занимаюсь, каждый день, каждый час, каждую минуту я пользуюсь тем набором «ключиков к пониманию всего сущего», которые дал мне факультет всего за 5 лет обучения.

За это я Геофаку бесконечно благодарен. И я благодарен факультету за предоставленную роскошь общения с удивительными, яркими талантливыми людьми, его населявшими. Других не брали. (И – да, мы, выпускники 1980 г. гордимся тем, что нынешний декан Геофака – наш однокурсник!)»

АЛЕКСЕЙ АРТЕМЬЕВ, выпускник 1999 года кафедры геоморфологии и палеогеографии:

«Что же для меня Геофак? Начинаешь думать, вспоминать и понимаешь, что можно написать огромную книгу и целым томом не отделаться…

Моя учеба пришлась на самую середину 90-х. Это были тяжелые годы и спасибо факультету и университету, которые забрали меня в свой удивительный мир и не дали пропасть или погибнуть в это нелёгкое для страны время. Время развала всего и вся, расцвета бандитизма, наркотиков и полной разрухи в стране.

Что для меня Геофак? Это лучшие годы юности, проведенные за учебой в университете. Это неотъемлемая лучшая часть жизни, которая останется со мной навсегда. Это наш легендарный декан Н.С. Касимов, который выпускал наш курс в 1999-м, обожал нас студентов и студенческую самодеятельность.

Что для меня Геофак? Это конечно же главное здание МГУ и легендарные скульптуры Мухиной студентов с книгой при входе. Это гордость, что я учусь в главном здании «ГЗ», настоящем храме науки, с пилястрами, колоннами, портретами великих ученых. А наш факультет еще и выше всех! Мехмат и геологический где-то под нами, а мы самые-самые! Тут, справедливости ради, геологический ф-т претендует тоже на это короткое название «геофак». Они наши «прямые родственники» и конечно же друзья. Поэтому далее буду писать «наш Геофак».

Что для меня наш Геофак?

Это конечно же уникальные и легендарные великие ученые и преподаватели.

Помню еще на 1-м курсе случайно оказался на лекции Тура Хейердала в актовом зале ГЗ. А прямо передо мной на следующем ряду сидят Юрий Сенкевич с Николаем Дроздовым. И один другого спрашивает: «Ну, как жена, как дети?:)». Приходил я в себя от нахлынувшего на меня неожиданно счастья еще долго:).

Легендарные, ушедшие теперь из жизни преподаватели, которых я застал и к которым я ходил на лекции: М.А. Петросянц, Ю.Г. Симонов, Г.И. Рычагов, В.Ф. Максимова. Как же мне повезло, что я их застал при жизни.

Что для меня «наш» Геофак? Это конечно же легендарное для всех географов Сатино и Хибины, Беломорская Биологическая станция от друзей Биофака МГУ и конечно же морские арктические экспедиции в Баренцево море.

Что для меня наш Геофак? Это конечно же ДК главного здания МГУ со всей студенческой эстрадой и самодеятельностью, включая университетский КВН, Дни Географа, Татьянин день, День выпускника, студенческие спектакли «Эпопеоза» и «Принцесса на горошине». Про КВН МГУ можно писать отдельную историю. А в жюри тогда могла сидеть и Ирина Богушевская, а паузы между выступлениями наших команд заполнять ребята из «Квартета И». Как же мне повезло, что я практически во всех этих событиях принимал участие.

Здесь уместно будет рассказать о легендарных выпускниках нашего факультета, которые возились и дружили с нами студентами, и вместе выступали с нами на одной сцене. А мы «смотрели им в рот» и получали какой-то немыслимый заряд энергии и желание созидать и творить чудо! Это конечно же театр «Абзац-21» (Олег Зверьков, Сергей Жуков, Миша Санташов и др.). Отдельно среди них грузинское трио: Гоча Наниташвили, Армен Енокян и Мамука Чигладзе. Аркадий Попов и конечно же «ИВАСИ», Алексей Иващенко и Георгий Васильев, которые написали и поставили нам «Эпопеозу-25».

Где все это теперь? Говорят, тишина на факультете последние лет 10. А жаль. И снова повторюсь. Как же мне повезло…»

ТАТЬЯНА ЩЁГОЛЕВА (ШИШОВА), выпускница 1993 года кафедры биогеографии:

«К дню рождения географического факультета Галина Чмерёва попросила меня написать, что такое для меня геофак. В этом небольшом «сочинении на заданную тему» я постараюсь ответить на этот вопрос, не претендуя при этом на универсальность и полноту ответа. Это только мое личное мнение, хотя, возможно, оно будет близко и кому-то еще.

Итак, ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ МЕНЯ ГЕОФАК?

ГЕОФАК – это ТРАДИЦИИ И ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ.

И наш университетский уровень преподавания очень высок, так было и есть. Мне есть с чем сравнить – в недавние годы я побывала за компанию со своими детьми на лекциях для школьников в разных ВУЗах Москвы, и поверьте, это «две большие разницы» с МГУ.

Университетские преподаватели – это совершенно особые люди, и нам повезло застать на факультете прекрасных преподавателей «старой школы», и у кого-то учиться, а с кем-то только накоротко соприкоснуться. Но даже короткое общение с этими людьми производило сильное впечатление, это были отличные лекторы, замечательные специалисты в своих областях, настоящие интеллигенты, люди действительно энциклопедических знаний, большой внутренней силы и энергии. Это, к сожалению, уже ушедшие от нас Г.И. Рычагов, М.А. Петросянц, Б.А. Новаковский, Л.В. Смирнягин, В.Н. Горлов, А.Г. Воронов, Д.А. Криволуцкий, Е.Н. Матюшкин, В.Ф. Максимова. Конечно, это список неполный, уверена, что выпускники разных лет вспомнят многих замечательных преподавателей, я назвала лишь некоторых, и, в основном, преподавателей моей родной кафедры биогеографии.

И сейчас традиция преподавания на этом высоком уровне продолжается.

Кстати, В.Н. Горлов говорил: «Многое из того, чему мы вас учим, вы забудете, но Университет научит вас системно мыслить».

Это множество замечательных интереснейших людей, которые работали и работают на нашем факультете. Некоторых я уже назвала выше. Очень приятно, что из наших учителей еще работают на факультете: моя дорогая научная руководитель С.М. Малхазова, любимые преподаватели-биогеографы Л.Г. Емельянова, Е.Г. Суслова, Г.Н. Огуреева, И.М. Микляева, Н.Н. Дроздов; геоморфологи: горячо любимый всеми С.И. Болысов, О.Н. Лефлат и А.А. Лукашов, которые еще в школе ЮНГ увлекли своей специальностью, Г.И. Гладкевич, которая, мне, как и многим, наверное, дала колоссальный объем знаний еще на подготовительных курсах.

Конечно, опять этот список не полный, не обижайтесь, пожалуйста.

И сейчас на факультете замечательные преподаватели среднего и молодого возраста, увлеченные и умеющие увлечь других – это здорово!

ГЕОФАК – это ПРОФЕССИЯ

Конечно, факультет дал нам отличные профессиональные знания. К сожалению, жизнь пошла так, что не все выпускники остались в нашей специальности, особенно те, кто, как и я, оканчивал геофак в 90-е. Но, уверена, что и тем, кто ушел в иные сферы, данные на факультете знания не раз пригодились в самых разных ситуациях.

Я сама долго работала по полученной специальности медицинская география, да и потом при смене работы все время была связана с географией. А уж как часто что-то из того, чему нас учили, неожиданно всплывает в памяти и пригождается в обычной жизни. Видно, хорошо нас учили, несмотря на все наши прогулы))

ГЕОФАК – это ДРУЗЬЯ

Годы учебы на факультете дали мне, как, наверное, каждому из нас,друзей на всю жизнь. Это и мои самые близкие друзья, с которыми я провела все эти годы. И многие мои однокурсники, и ребята с других курсов, которых порой я не вижу годами, но все равно ощущаю очень близкими людьми. Когда встречаешься, и будто не было долгих лет разлуки. Ведь мы говорим на одном языке, мы переплелись корнями…

И так замечательно, когда можно «…благодарно замолчать, В глазах друзей себя читая…»

ГЕОФАК – это ДУХ БРАТСТВА

ГЕОФАК – это ДУХ ТВОРЧЕСТВА

дошедшие до моих студенческих времен как легенда «Эпопеоза» и коллективы времен моего студенчества – «Абзац», грузинское трио, «Малая терция» и другие. Без этой культурной жизни трудно представить наш факультет. Геофак точно не место ученых-сухарей, у нас люди творческие.

ГЕОФАК – это ВОСПОМИНАНИЯ

Конечно, это дорогие сердцу воспоминания, это, наверное, лучшие и самые яркие 5 лет жизни.

Незабываемые Сатино, «картошка», кафедральные практики, экспедиции, посиделки в общаге, разнообразные тусовки и сборища, кофе в профессуре и т.д. и т.п. Думаю, это дорого всем нам))

Наверное, были и какие-то неприятные моменты, ошибки и сложности, но это как-то стирается в памяти, а если вспоминается, то легко и с улыбкой.

А помнится только 5 лет счастья на геофаке, атмосферы романтики, путешествий и приключений, тепла, свободы, любви и дружбы.

ГЕОФАК – это ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Геофак – место, которое тянет к себе, как магнит. Поэтому неудивительно, что те, кто попадает в поле его притяжения, оказываются на факультете: дети выпускников геофака часто продолжают династию географов. Я пришла на факультет вслед за своим братом, Андреем Щеголевым, а сейчас на геофаке учится мой сын, и я очень рада этому. И я знаю много семей, где 2, а то и 3 поколения географов. Конечно, ведь:

«…любая альма-дочерь, благодарная судьбе, Сыновей своих пророчит в альма-внучеры тебе».

Вот такие мои ассоциации при слове «геофак». Прошу прощения, что текст немного сбивчивый, написан несколько поспешно и, возможно, излишне эмоционально.

А если сказать кратко, то ГЕОФАК – это МОЯ ЛЮБОВЬ. И это НАВСЕГДА!»

АНДРЕЙ СКВОРЦОВ, выпускник 1984 года кафедры геодезии и картографии:

«Для меня геофак – это котелок, в котором я сварился. Со своей стороны надеюсь, что и я придал этому супчику некоторые нюансы вкуса.»

«Что значит для тебя геофак? Простой вопрос. Но как сильно забилось сердце, и мысли в миг унесли меня в океан воспоминаний…

Хотела было ответить: Геофак для меня – это вся жизнь! Но внутренний цензор парировал: Вот только не надо банальностей. Давай поконкретнее.

Боюсь, что и поконкретнее будет столь же банально, и мой ответ отзовется многократным эхом на похожие как близнецы ответы других выпускников любимого факультета.

Поэтому самым нетерпеливым советую сразу перелистнуть первые страницы и прямиком двинуться к небанальной конкретике. В ней я опрокину сомнения тех, кто считает, что географ – это не профессия, а география сейчас не востребована. Я докажу, что даже в таких далеких от географии областях, как производство кондитерских изделий, косметика и, не поверите, ювелирный бизнес, есть место географии или хотя бы географическому подходу. И он даст фору маркетологам, экономистам и финансистам вместе взятым.

Геофак – это восторг и волнение 17-летней девчонки, впервые поднявшейся по гранитным ступеням величественной высотки. Позади 45 лет, но все те же восторг и волнение охватывают меня каждый раз, когда рука тянет на себя огромные двери ГЗ, а в ДК глаза начинают искать знакомые лица.

Геофак – это друзья на всю жизнь.

Близкие и далекие, живущие по соседству или разбросанные по континентам. Они всегда поймут и поддержат, сколько бы лет не прошло с последнего разговора или последней встречи. Негеографы удивляются, как это мы продолжаем общаться спустя столько лет. Чтобы это понять, друзья, вам надо было идти на геофак.

Геофак – это Сатино, где неизменными остаются пойма и вечно молодые студенты с лопатами, нивелирами и рейками. И куда каждый год вот уже 40 лет мы приезжаем с однокурсниками, чтобы на несколько дней опять стать такими же молодыми, дурашливыми, без регалий и чинов. И где мы опять влюбляемся, напиваемся, срываем голоса под гитару, смеемся до слез и плачем по ушедшим товарищам.

Геофак – первый в мире ввел феминитив, да еще какой – географиня! Это вам не блогерша, авторка, докторка или президентка – это географиня!

Геофак – моя любовь на веки, но и моя боль, которая усиливается с каждым годом.

Боль от потери дорогих мне людей – Лены Самбуровой и Жени Никулина.

Боль от осознания, что геофак уже другой…

Еще висят на стенах кафедр имена великих географов, но исчез дух той географии, которую мы любили и за которую были готовы перегрызть горло чопорным экономистам.

Вместе с массивными дубовыми столами и скамьями, на смену которым пришли хлипкие столы и скрипящие стулья, ушла основательность образования и фундаментальность исследований. Да простят меня друзья и коллеги, на которых еще держится геофак, несмотря на позорно низкие зарплаты и убивающую живую науку бюрократическую удавку.

В миг пустеют аудитории и коридоры. Уже давно опустела библиотека. Студенты не остаются допоздна на факультете, как в прежние годы. Да и чего оставаться, когда мощные стены создают не ощущение причастности к чему-то грандиозному, а предательски блокируют мобильную связь. А вайфая почему-то нет, или он только для избранных.

Преданность географии? Работа по специальности? Вы о чем?

И вот уже выпускники геофака разбредаются в разные стороны, забросив в дальний угол диплом, а вместе с ним полученные знания и навыки. География умирает не только на этажах самого высокого факультета мира, она умирает вместе с его выпускниками. Они стесняются говорить, что закончили геофак – это же не модная Вышка или РЭШка. Они не ищут вакансий по специальности – там слишком мало платят, да и есть ли эти вакансии? Агенты по недвижимости, кондитеры, банкиры, страховщики, продавцы… Зачем им география?

И вот тут-то начинается самое интересное!

Глядя на географию с высоты 22-го этажа и почти 40 лет профессионального опыта, я хочу крикнуть нынешним и будущим выпускникам-географам: Никогда не выбрасывайте географию из своей жизни! Географический подход, наблюдательность и пространственное мышление дает нам преимущества, которыми не обладают выпускники самых престижных вузов мира.

И вот она небанальная конкретика! Это примеры из бизнеса, которым я занималась долгие годы после геофака. Кому-то они покажутся примитивными, кому-то наивными, но я вам точно скажу, что эти бизнес-кейсы принесли немалые миллионы владельцам компаний, а заодно и радость потребителям. И их никогда бы не было, если бы не мой геофак.

Продолжение следует 18 августа – в официальный День географа. Итак, 18 августа вы узнаете о том, что география – это редкий и очень ценный инструмент управления и развития бизнеса, которым владеют только выпускники геофака.

Это будут бизнес-кейсы из историй компаний:

БОРИС МАТВЕЕВ, выпускник 1981 года кафедры геоморфологии. Работал в МГУ и МГРИ, к.г.н., доцент. С 1994 г. живет в г. Перте, Западная Австралия. Работает геологом на международных проектах:

И не закончилось с уходом из МГУ. Геофак остался той самой “дверью в стене” – по счастью не исчезающей, как у грустного героя Уэллса. Раз в несколько лет удаётся эту дверь открыть, и только бюро пропусков МГУ неизменно нагнетает драматизм, пытаясь не пустить в alma mater – вероятно для сохранения интриги и свежести восприятия.

За заветной дверью хорошо нарезать круги, двигаясь вверх по спирали от родимого 17-го до 22-го этажа, а если повезёт, то и выше – в музей. И почти наверняка встретишь знакомого, или по крайней мере кого-то смутно напоминающего.

При встрече приходится себя всячески контролировать – появилось тревожное и наверно возрастное стремление тут же начать обниматься – целоваться, невзирая на пол и степень прежней близости с повстречавшимся. Не был замечен в подобном в других ситуациях, а здесь очевидная аномалия. Но где ещё увидишь столько людей, до сих пор помнящих тебя, несмотря на то что не работаешь с ними уже 33 года.

Как отцы проповедники, так и недавно утраченные классики, буквально во всём с готовностью назовут три ипостаси, три источника и три составные части.

Образ первый – место.

Как здорово было входить в знаменитое здание на Ленинских Горах и подниматься на самый высокий факультет – поначалу, пока не обвыкся, с настоящим “дух захватывает” при путешествии в скоростном лифте. Мало где ещё можно было видеть Москву с такой высоты, а снег, вопреки гравитации летящий за окнами вверх, лишь подчеркивал магию места.

И особый уют, наверно от обилия дерева – и в 2109, и в коридорах с деревянными панелями, и конечно в библиотеке со старыми столами, полками и зелёными абажурами.

Образ второй – декорация.

Очень подходящая для взросления, несмотря на обретенные прямо на первом курсе вредные привычки. Много пить и курить в этих декорациях обязывала репетируемая роль персонажа, закалённого полевыми лишениями.

Со временем роли менялись: студент, аспирант, мнс, нс. Но декорации оставались неизменными – почти. К главной факультетской прибавились скромные малые сцены: подвал и чердак.

На Геофаке преобладали амплуа разнообразных героев, в том числе многочисленных героев любовников, непременно поющих под гитару ожесточенно-романтичные песни. Не пользовались популярностью зануды резонеры, а комические персонажи в основном населяли военную кафедру, хотя и не только её.

Образ третий – легенда.

Здесь не только живет дух отцов-основателей факультета, но буквально совсем недавно работали профессора, у которых мы учились больше 40 лет назад, и уже тогда они были заслуженными аксакалами. Почти ветхозаветно легендарное долгожительство.

Но мой Геофак остался в СССР вместе с развитым социализмом, уверенностью в завтрашнем дне и иными прельщающими легендами и притчами.

Новые времена, новые работы, новые страны. Как нет ностальгии по СССР, так нет похоже и ностальгии по моему Геофаку.

Но есть дверь в стене, которую так утешительно время от времени открывать.»

МАРИЯ ШУКЛИНА, выпускница 1992 года кафедры физической географии мира и геоэкологии:

«Что такое для меня географический факультет МГУ, если, окончив его, я ни дня не проработала по полученной специальности?

Это школа умения мирно сосуществовать и продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми. Это углублённая школа понимания того, как устроено пространство Земли. Геофак – это школа жизни.

Одного бывает жаль, что я не пригодилась геофаку так же, как он пригодился мне. А впрочем, кто знает. Ведь для меня геофак стал судьбой – не в профессиональном, а в человеческом смысле. Связь с геофаком остаётся всю жизнь. Связь – понятие взаимное.»

История геофака берёт начало ещё в 1884 году, когда на историко-филологическом факультете Московского университета была создана кафедра географии и этнографии, которую возглавил знаменитый ученый Дмитрий Николаевич Анучин. Однако официальным годом рождения географического факультета как самостоятельного подразделения Московского университета в связи с разделением почвенно-географического факультета на геолого-почвенный и географический является 1938 год.

С тех пор работа географического факультета неразрывно связана с построением национальной системы географического образования, формированием университетской географической школы. Выдающиеся учёные и первоклассные специалисты факультета были и остаются незаменимыми источниками новых идей и подходов в области изучения географии России и мира. В числе выпускников географического факультета – российский географ и гляциолог, академик РАН Владимир Котляков, российский экономико-географ, академик РАН Петр Бакланов, российский биогеограф, телеведущий Николай Дроздов и другие талантливые исследователи.

Сейчас географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова представляет собой крупнейший в мире учебно-научный коллектив географов. На факультете обучаются свыше 800 студентов и 140 аспирантов, работают около 750 сотрудников, в том числе 100 докторов и 300 кандидатов наук. Декан факультета – член-корреспондент РАН, профессор Сергей Анатольевич Добролюбов. Президентом географического факультета МГУ является академик РАН, Первый Вице-президент Русского географического общества Николай Сергеевич Касимов.

На протяжении десятилетий географический факультет и Русское географическое общество ведут плодотворное сотрудничество. Взаимодействие организаций представляет собой известное во всем мире, единое движение российских географов. Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и Русское географического общество – это, прежде всего, люди, которые отдают себя своему делу и своей стране!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *