габитус что это такое социология
Габитус (социология)
Система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Он позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать более или менее адекватно на события и ситуации… Габитус, по Бурдье, есть в одно и то же время порождающий принцип, и принцип классификации практик в представлении агентов
По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Поступки индивида в неожиданной ситуации определяются характером его социализации.
Поскольку габитус есть бесконечная способность свободно (но под контролем) порождать мысли, восприятия, выражения чувств, действия, а продукты габитуса всегда лимитированы историческими и социальными условиями его собственного формирования, то даваемая им свобода обусловлена и условна, она не допускает ни создания чего-либо невиданно нового, ни простого механического воспроизводства изначально заданного.
Связанные понятия
Психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик, основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Используются два связанных, но отличающихся понятия психических ресурсов человека.
Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.
Что такое габитус, и почему он может стать большой проблемой?
Уверенность в себе — одно из самых главных условий успешного общения с людьми, достижения высоких целей и благополучия в жизни в целом. А степень самоуверенности напрямую зависит от габитуса, за счет которого во многом формируется наше мировоззрение и амбиции. Почему одни люди легко добиваются благополучия и остаются на вершине до конца своих дней, другие добиваются, достигают пика, но быстро теряют успех, а третьи вовсе даже не пытаются «взять высоту», а довольствуются тем скромным, что имеют? Причина кроется как раз в габитусе.
Что такое габитус?
Французский ученый Пьер Бурдьё — именно тот, кто ввел понятие «габитус» в социологии. Он утверждает, что на формирование человека влияет социальное окружение, среда, в которой он родился, вырос и продолжает находиться, условия жизни. Габитус — это то, что определяет место человека в обществе, что дает ощущение его сил, способностей, возможностей. Именно от габитуса зависит степень амбициозности человека, его вера в собственные силы, способность добиваться успеха, отстаивать свое мнение.
Понять, что такое габитус, можно на простом примере. Представьте картинную галерею. Один человек рос в достаточно обеспеченной семье, с детства ни в чем не нуждался. Он жил в большом доме, его окружали красивые интерьеры, предметы искусства. Этот человек будет чувствовать себя в зале, где демонстрируются шедевры изобразительного искусства, комфортно и спокойно. И даже если у него нет особых познаний в этой области, он не слишком разбирается в картинах, его это не будет смущать, ведь он понимает, что достаточно иметь желание понять творения великих мастеров.
Другой человек, например, родился в провинции, в семье простых рабочих. Он, может быть, тоже не голодал, у него было все, что необходимо для жизни, но его родителям было некогда водить его в музеи и на выставки. Его не приучали к изучению искусства и не воспитывали в нем чувство прекрасного. Этот человек на выставке будет чувствовать себя некомфортно и неуверенно из-за того, что считает необходимым иметь соответствующие знания для понимания изобразительного искусства. Намного интереснее такому человеку прогуляться по торговому центру и купить какую-то новую вещь, чем провести время в музее за осмотром экспонатов. При этом он, скорее всего, считает, что раз родился и вырос в простой семье, ему ни к чему любоваться этим благородством и роскошью и, тем более, пытаться понять искусство.
Из этого примера уже можно сделать вывод, что габитус может стать большой проблемой для человека.
Как габитус становится проблемой?
В глубоком детстве у человека неосознанно формируются определенные установки, которые в дальнейшем влияют на мировоззрение. Например, обеспеченные люди более наглые и развязанные. Это легко понять: они обеспечены материально, они знают, что в любом случае не останутся голодными, они не проиграют и не пострадают. При этом такие люди чувствуют себя лучше других, и часто открыто это выражают.
Небогатые люди не обладают уверенностью в завтрашнем дне. У них нет надежной финансовой «подушки», им нужно каждый день зарабатывать своим трудом. Поэтому они менее рисковые, более сомневающиеся и неуверенные в себе. И даже если бедный человек, однажды купив заветный лотерейный билет, выиграет крупную сумму, он вряд ли сможет распорядиться деньгами грамотно. Скорее всего, он начнет безрассудно тратить деньги до тех пор, пока их не станет совсем мало.
То, как человек ощущает себя в мире, какое место он определяет себе в обществе, влияет на его амбициозность, способность ставить цели и достигать их, на степень уверенности в себе. Если человек привык иметь небольшой достаток и считать, что на большее он не способен, он может даже вырасти до достойной должности в компании. Но если ему предложат место руководителя, вероятно, он откажется, так как не сможет найти в себе силы для дальнейшего продвижения, ведь он мыслит и рассуждает как обычный рабочий.
Определенный уклад жизни и трудности, с которыми человек по жизни сталкивается, формируют его ограниченные возможности и привычки. Отсюда возникает и ограниченный габитус. Например, молодой человек из богатой семьи с легкостью начнет свое дело, а если у него не получится, он попытается снова и снова. Ведь у него есть материальный достаток, он знает, что не пропадет. Человек из небогатой семьи, возможно, и поверит в свои силы, взявшись за какой-нибудь перспективный стартап. Однако если у него не получится, вряд ли он попытается снова. Он просто испугается очередной неудачи и того, что в конечном итоге останется без всего.
Габитус влияет на все сферы в жизни, не только на профессиональную деятельность и заработок. Из-за него также могут возникнуть проблемы в любовной сфере. Например, красивая девушка, которую всегда хвалили за красоту, будет уверенно общаться с мужчинами и сможет выбрать себе такого, какого захочет. Более простая девушка, может и не красавица, но довольно симпатичная, которую в детстве упрекали родители за то, что недостаточно красива, или сравнивали с кем-то, будет считать, что привлекательный, умный, обеспеченный мужчина никогда ее не полюбит, и даже не будет соглашаться на свидания с такими.
Как не иметь проблемы из-за габитуса?
В первую очередь необходимо осознать свой габитус, принять причины его появления. Далее следует начать менять мировоззрение, образ мышления, отрекаться от установок, вложенных в детстве, и стараться понять, что большие возможности есть у каждого. Человек сам может создать новый габитус и начать жить лучше, достигая успеха. Необходимо стать смелее, увереннее и не бояться замахиваться на серьезные задачи и цели. Следует научиться избавляться от шаблонов, стереотипов и неправильных установок. А помочь в этом может курс Викиум «Критическое мышление».
Понятие габитуса в психологии: как не стать заложницей безобидных привычек
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Интернет-пространство просто пестрит всевозможными заезженными определениями и понятиями из области психологии. Так как данная научная дисциплина, на данный момент, является одной из самых востребованных, то, как правило, её определения и понятия подаются с учетом уровня популярности.
Например, сейчас очень популярно такое направление в психотерапии, как гештальт-терапия. Соответственно на слуху часто бывает: «закрыть гештальт», «твой гештальт незакрыт» и тд. Но, если ты хочешь расширить свои познания в области психологии, и узнать нечто незаезженное и неизбитое — данная статья как раз то, что тебе нужно.
Общее понятие габитуса
В переводе с латинского «habitus» означает: образ, внешность, облик. Рассматриваемое понятие используется в:
Биологический энциклопедический словарь дает следующее определение: «внешний облик организма. Совокупность признаков, характеризующая общий тип телосложения».
Социологическое понятие «габитус» заимствованно из ботаники. Предполагает различную конституцию растений в зависимости от мест, в которых они растут.
В социологии данное понятие подразумевает то, что люди в различном социальном окружении приобретают разную структуру. Но, как правило, речь идёт о внутренней составляющей, нежели внешней.
10 привычек несчастных людей и как от них избавиться
В словаре психиатрических терминов В. Блейхера и И. Крука «габитус» расшифровывается как сочетание наружных признаков: цвет кожи, осанка, строение тела, выражение лица. Как инструмент оценки, габитус играет важную роль, так является критерием в диагностике заболеваний и помогает судить о состоянии человека. Это дает возможность определить есть ли у него предрасположенность к определенным болезням.
Внимание общему определению понятия — габитус, уделяется неспроста. Прежде чем сузить рассмотрение габитуса в контексте социологии и психологии, важно начать с истоков данного определения. Такой подход к освещаемой теме вызван тем, чтобы ты имела расширенное представление о данном определение.
Габитус в социологии по Бурдьё с примерами
Введению понятия «габитус», социология обязана французскому социологу, этнологу, политическому публицисту Пьеру Бурдьё. Он истолковывает «габитус» как процесс социализации человека, в ходе которого приобретаются конкретные поведенческие и телесные навыки, изначально не являющиеся биологическими, но трансформировавшиеся в те, которые нельзя отделить от физической «натуры».
Давай рассмотрим вышенаписанное на примере растений. В зависимости от климатических широт, растения имеют конституцию, соответствующие именно этой широте. То же самое происходит и с людьми. Социальное окружение, в котором они находятся с детства, формирует их «внутреннюю структуру». Каждый развивается с разными способностями и индивидуальной спонтанной реакцией на разные ситуации.
Бурдьё применял понятие «габитус» в двух смысловых блоках: расширенном и ограниченном.
Бурдьё приводит следующий пример, беря за основу науку и чувство собственно места в ней у разных людей: одни аспиранты возьмут задачи, о которые другие, что называется, зубы сломали. Они уверенны, что эта задача им под силу, и они смогут её выполнить. С их точки зрения выполнения таких задач, определяется уровень достижений, которые заслуживают почёта.
Giphy
Есть и другой тип аспирантов: они ставят перед собой незначительную задачу, выполнение которой, растягивается во временном промежутке на три года. Но результат выполнения такой задачи будет только в поле зрения их научного руководителя. То есть, ни о каком почете и достижениях, речь не идёт.
На основании вышеприведенных примеров, Бурдьё выделяет две стратегии:
Конкурировать с авторитетом предшественников, и самому стать авторитетом.
Взять определенный, незначительный фронт работ, и оставаться на этом участке до конца жизни.
Если продолжить разбор смысловых составляющих, следует обратить внимание на главные элементы, дающие характеристику различным сторонам изучаемого понятия.
Габитус проявляется в:
Одно из проявлений можно рассмотреть на примере, который приводит Бурдьё: когда простой рабочий дослуживается до мастера цеха, он не начинает питаться как инженер. Он не меняет свою диету. Покупает себе то, что в рабочей среде считается деликатесами и начинает употреблять в большом количестве.
Фото автора Tara Winstead: Pexels
Еще один пример приведенный Бурдьё: когда бедный выигрывает в лотерею крупную сумму, он не становится частью высшего сословия. Как правило, он спивается, потому что то, что раньше было атрибутом праздника, он стал потреблять в большой количестве. Закладываются звенья саморазрушения. По мнению Бурдьё, в таких случаях, габитус существует не независимо от социальной системы.
Если подвести итог, Бурдьё говорит буквально следующее: формировавшийся на протяжении поколений опыт, откладывает определенный социальный отпечаток. Получается, что габитус в формально уравнительной(эгалитарной) системе сподвигнет людей делить самих себя и воссоздавать те условия, которые воссоздают его.
При этом Бурдьё не выдвигает никаких предположений, каким образом можно изменить подобный социальный процесс.
Понятие габитуса в трудах социологов
Французский этнограф и социолог М. Мосс акцентировал внимание на латинском происхождении изучаемого понятия. С его точки зрения, именно латинский вариант, как нельзя лучше, передает ведущую суть понятия, нежели та, которая была представлена в истолковании Аристотелем как «привычка».
Фото автора Anna Shvets: Pexels
В его работах «габитус» встречается в контексте проводимых исследований техник тела «туземцев». В трудах немецкого социолога Н. Элиаса «габитус» применяется в качестве обозначения встроенной истории и социальности в тело.
Изучаемое понятие можно встретить в трудах:
Габитус в психологии с примерами
Как ты могла убедиться, данное понятие имеет, в большей степени, социальную составляющую. Оно делит людей на тех, кто четко осознает, чего стоит, и к чему стремится. Их точка опоры – уверенность в себе.
И тех, чьим тормозом, наоборот есть – неуверенность в себе, собственных силах, мотивах и желаниях.
Габитус – это те, глубоко внесенные привычки из детства, которые указывают на что человек претендует, а что считает для себя недосягаемым.
Несмотря на то, что выше мы уже установили: в социальной теории Бурдьё нет чёткого ответа, как же можно изменить упомянутый выше социальный процесс, давай попробуем подойти к вопросу с точки зрения психологии.
Фото Drew Beamer on Unsplash
Чтобы стать успешным, прежде всего, нужно осознать существование собственного габитуса. Следует ставить более высокие цели, и выходить из зоны комфорта. Если обратиться к истории звезд, которые из нищеты, взлетели к вершинам, то напрашивается вполне логический вывод: нет ничего невозможного.
Американская актриса Мила Кунис в одном интервью призналась, что выросла в полной нищете. Её семья иммигрировала в США с 250 долларами. Еще одна знаменитость, Селена Гомес, озвучила факт из своей биографии: она воспитывалась матерью-одиночкой в ужасной бедности. Ещё как пример, Сара Джессика Паркер: семье часто отключали свет за неуплату. Дни рождения не отмечались по причине отсутствия денег.
Примеры знаменитостей доказывают: неважно в какой социальной среде вырос человек, и какие установки и убеждения формирует это окружение, какие привычки прививало. Каждый из нас – хозяин собственной жизни. И только мы сами решаем, чего достойны!
Социология молодежи
Спасибо нашим инвесторам из пин ап казино
Электронная энциклопедия
под редакцией проф. Вал. А. Лукова
Габитус
Спасибо нашим инвесторам из пин ап казино
Габитус (от лат. habitus — внешний облик; habitude — привычка) — свойство личности, пассивная, предопределенная, сформированная структурой, т. е. объективными социальными условиями структурированная предрасположенность или диспозиция и активная способность личности (группы) вносить изменения в существующие единицы (структурирующая предрасположенность).
Понятие «габитус» использовано в трудах Г. Гегеля, Э. Гуссерля, Э. Дюркгейма, М. Мосса, Н. Элиаса, П. Бурдье и др. В трудах Н. Элиаса «габитус» использован для обозначения инкорпорированной (встроенной в тело) истории и социальности. В работах М. Мосса «габитус» встречается в связи с исследованием техник тела представителей «туземцев» (Мосс, 1996: 242–263).
М. Мосс анализировал социальную природу habitus, подчеркивая латинское происхождение понятия. Для него это было важным, так как он считал, что латинский вариант «передает суть дела лучше, чем «привычка” (habitude), (exis) «навык” (acauis) и «способность” (faculte) в истолковании Аристотеля…» (Мосс, 1996: 245). Если Мосс и употребляет в контексте анализа понятие «привычки», то, как правило, как метафору: «Эти «привычки” варьируют не просто в зависимости от индивидов и их подражательных действий, но главным образом в зависимости от различий в обществах, воспитании, престиже, обычаях и модах» (Мосс, 1996: 245–246).
М. Мосс применительно к анализу техник тела, используемых (демонстрируемых) личностью, помимо их биологической и психологической детерминант выделял и социальную (габитус). Данную позицию он назвал «тройственной точкой зрения». В социальных детерминантах такого поведенческого акта как положение тела личности, он выделяет воспитание, подражание и престиж авторитетной личности, действиям которой подражают дети или другие взрослые.
Habitus у П. Бурдье есть нечто соединяющее объективистские и субъективистские концепции социального мира (Бурдье, 2001). П. Бурдье предлагает следующую логику теоретизирования. С одной стороны, социальный мир предстает как спектакль, предложенный зрителю, который, имея свою точку зрения на действие и отношение к нему, тем не менее, считает, что его восприятие определяется только стремление к знанию и все социальные взаимодействия являются чисто символическими обменами. В этом случае все социальные практики — лишь исполнение ролей, реализация планов. Позитивизму, подчеркивает П. Бурдье, противостоит тезис о том, что объекты знания конструируются, а не пассивно отражаются. Он же, относя данный тезис к интеллектуальному идеализму, противопоставляет ему тезис о том, что принципы такого конструирования являются системой структурированных, структурирующих предрасположенностей или habitusom, который строится в практике и всегда ориентирован на практические функции (Бурдье, 1995: 16–17).
На вопрос о том, как производится, формируется habitus, Бурдье отвечает следующим образом: «Среда, ассоциируемая с определенным классом условий существования, производит habitus, т.е. системы прочных приобретенных предрасположенностей, структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства». В реальности предрасположенности формируются длительное время через систему разрешений и запретов, возможностей и невозможностей, свобод и необходимостей. В данной ситуации, подчеркивает П. Бурдье, наиболее невероятные практики исключаются как «немыслимые».
Основа габитуса закладывается в семье в «относительно автономном мире домашнего хозяйства и семейных отношений». Формы распределения труда между полами, объекты домашнего быта, способы потребления, отношения родителей с детьми, отношения между родителями и т. д. П. Бурдье называет «близкими проявлениями внешней необходимости, структурами, характеризующими определенный класс условий существования», именно они производят структуры габитуса. В свою очередь, структуры габитуса являются базисом восприятия и оценки всего последующего опыта.
Habitus, настаивает П. Бурдье, обуславливает активное присутствие прошлого опыта, который, «существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мыслей и действия, гарантирует «правильность» практик и их постоянство во времени более надежно, чем все формальные правила и эксплицитные нормы». Принцип преемственности и регулярности социальных практик был описан представителями позитивизма. Однако, по мнению П. Бурдье, данный принцип не находил у них объяснения.
Вместе с тем, по П.Бурдье, habitus — это бесконечная способность для производства мыслей, восприятий, выражений и действий, пределы которой заданы историческими и социальными условиями его производства, то и обусловленная и условная свобода, которую он предоставляет, так же далека от создания непредсказуемого нового, как и от простого механического воспроизводства. Достаточно парадоксальное утверждение, с одной стороны, «бесконечная способность к производству…», с другой, ограничение этой способности историческими и социальными условиями. Вероятно, важна идея преемственности и одновременно изменения социальных практик.
Идея о взаимосвязи habitusa, агента истории и социальных институтов является одной из основных в концепции П. Бурдье. Он определяет понятие «габитус» следующим образом: «Habitus — это принцип выборочного восприятия индикаторов, направленных скорее на подтверждение и усиление habitusa, нежели на его трансформацию, это матрица, генерирующая реакции, заранее приспособленные ко всем объективным условиям, идентичным или гомологичным с (прошлыми) условиями производства habitusa; он приспосабливает себя к вероятному будущему, которое он предвидит и помогает осуществить, поскольку читает его непосредственно в настоящем предполагаемого мира, единственного, который он может знать» (Бурдье, 2001: 31). Подобная предрасположенность, по мнению П. Бурдье, обычно приспособлена к объективным шансам удовлетворения потребностей или желаний и настраивает агентов «по одежке протягивать ножки», что в свою очередь играет важную роль в процессах, направленных на создание вероятной реальности.
В логике концепции П. Бурдье габитус, производимый процессами навязывания и усвоения, которые в свою очередь необходимы для воспроизводства соответствующих стабильных предрасположенностей, формируется в ходе индивидуальной истории. К тому же он (габитус) навязывает свою логику вписывания в структуру и определяет участие агентов в истории, объективированной в институтах. Именно эта цепь взаимосвязей поддерживает существование институтов, пересматривая и преобразуя их, если это необходимо для такого возобновления.
П. Бурдье считает, габитус служит своеобразным механизмом полной реализации института. Происходит это благодаря способности вписывания в структуру, которая в свою очередь основана на готовности тела серьезно принимать «перфомативную магию» социального (магию слов), «когда король, банкир или священник воплощают соответственно наследственную монархию, финансовый капитализм или Церковь». Более того, институт, даже экономика в целом жизненны, потому что «постоянно объектифицированы не только в вещах, т. е. в логике отдельного поля деятельности (превосходящей индивидуальных агентов), но также в телах, в постоянной предрасположенности тела признавать и подчиняться требованиям поля». В этом случае практики, порождаемые габитусом, взаимно понятны и приспособлены непосредственно к структурам. Тело человека выступает в качестве объекта исследования.
По сути П. Бурдье предложил современной социологии антропологическое понимание человека, субъекта одновременно биологического и социального. Человек — это существо, имеющее тело, которое занимает место в физическом пространстве. Практика сведения человека к сознанию, по мнению отечественного исследователя Н. Н. Козловой (Козлова, 1996), ничуть не лучше, чем приравнивание к животному.
Н. Н. Козлова предложила рассматривать габитус как некую предопределенность, обретшую плоть в вещах и телах. В качестве основных детерминант габитуса она выделяла следующие (Козлова, 1996: 37):
2) позиция в отношениях производства (например, определенная через профессию, род занятий со всеми детерминациями);
3) тип социальной связи, в которую человек включен;
4) история группы, к которой принадлежит индивид;
5) индивидуальная история (биография).
Перечисленные детерминанты определяют и манеру держаться, и манеру мыслить и говорить. По мнению Н. Н. Козловой, данное воздействие многократно усиливается деятельностью средств информации и системы образования. Н. Н. Козлова считала, что понятие габитус введено для осознания парадокса: поведение может быть ориентировано на цель, не будучи сознательно направлено к этой цели, но в то же время оно движимо этой целью. В этом случае представления о деятельности человека утрачивают фатализм. В то же время становится понятным давление условий и социальных обусловленностей на человека. Она писала: «Наше тело и язык наполнены онемевшими верованиями, унаследованными жестами. Одновременно, в течение жизни человек обретает новые телесные, языковые, поведенческие и другие навыки, которые мы называем социальными» (Козлова, 1996: 38).
Различение группового или классового габитуса и габитуса индивидуального свойственно для работ П. Бурдье. Он обращает внимание на то, что в социологии идентичными, имеющими один габитус считаются все индивиды, которые являются продуктами одних и тех же условий. Однако, возражает он, социальный класс — это в то же время класс биологических индивидов и исходя из этого одинаковый опыт для всех, даже двух представителей одного социального класса невозможен. С другой стороны, П. Бурдье подчеркивает следующий очевидный факт. Притом, что одинаковый опыт для всех представителей одного класса невозможен, в то же время они (представители одного класса) по сравнению с представителями другого класса, сталкиваются с ситуациями, типичными для своего класса.
Фактически единичные габитусы представителей одного и того же класса объединены отношением гомологии (разнообразия) в рамках гомогенности, характеризующей социальные условия их производства. Отличия же индивидуальных габитусов строятся на своеобразии социальных траекторий, которым «соответствуют серии взаимно несводимых друг к другу хронологически упорядоченных детерминант». Габитус в каждый момент времени структурирует новый опыт в соответствии со структурами, созданными прошлым опытом, модифицированными новым опытом в пределах, задаваемых их избирательной способностью.
В этой связи П. Бурдье формулирует очень важное положение: ранний опыт обладает особым значением, поскольку габитус имеет тенденцию к постоянству и защищен от изменений отбором новой информации, отрицанием информации, способной поставить под сомнение уже накопленную информацию, если таковая предоставляется случайно или по принуждению, но в особенности уклонением от такой информации. При этом обязательно нужно принимать во внимание парадигму всех «выборов», через которые габитус обычно отдает предпочтение тому или иному опыту, который, скорее всего его только усиливает. П. Бурдье данные положения аргументирует результатами эмпирических исследований, в частности, тем, что люди склонны говорить о политике с теми, кто придерживается аналогичных взглядов. В процессе «выбора» мест, событий и людей для знакомства габитус обеспечивает себе насколько возможно среду, к которой он уже приспособлен. Тем самым он защищает себя от кризисов и критических нападок. И в этом случае, подчеркивает П. Бурдье, возникает парадокс. Он (габитус) обеспечивает решение парадокса: отбирается информация, необходимая для того, чтобы уклониться от информации.
Схемы восприятия и оценки габитуса, приводящие к стратегиям уклонения, в значительной мере используются несознательно и ненамеренно. Помимо подобных стратегий существуют и «стратегические намерения», как, например, изоляция от «дурной компании» или «неподходящих книг». Данные стратегические намерения исходят от взрослых, они (намерения) сформированы в конкретных условиях. Но, даже если стратегии, произведенные габитусом, выглядят как реализация явных целей, определяются будущим они только при поверхностном рассмотрении.
По мнению П. Бурдье, эта иллюзия ориентации на результат поддерживается парадоксальным образом: воспроизводя объективные структуры, которые их производят, эти стратегии определяются условиями производства принципа их производства, т. е. уже известным результатом идентичных и взаимозаменяемых прошлых практик, который совпадает с их собственным результатом лишь в той степени, в которой структуры, в рамках которых они функционируют, идентичны или гомологичны тем объективным структурам, продуктом которых они являются.
Габитус выступает основой социальных практик. П. Бурдье предостерегает от механистического понимания и описания социальных практик: «… практики, которые порождаются habitusom и управляются прошлыми условиями производства их порождающего принципа, заведомо приспособлены к объективным условиям, причем условия, в которых функционирует habitus, остаются идентичными или сходными с теми, в которых он был сформирован. Особенно успешное приспособление к объективным условиям дает полную иллюзию телеологизма или — что то же самое — саморегулирующего механизма» (Бурдье, 1995: 28).
Взаимосвязь между условиями производства габитуса и условиями, в которых функционируют произведенные ими практики очевидна. Предопределенность или предрасположенность как габитус может проявляться «невпопад» и практики будут объективно плохо приспособлены к условиям, которых больше нет. Однако Бурдье предостерегает и от бессознательной универсализации модели абсолютного воспроизводства практик, когда условия производства габитуса и условия его функционирования идентичны или гомотетичны.
Понятие габитуса широко используется в современной литературе по социологии молодежи (Луков, 2012).
Лит.: Бурдье, П. (2001) Практический смысл / пер. с франц. СПб. : Алетейя. 562 с.; Бурдье, П. (1995) Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск : Изд-во Новосибир. ун-та. 120 с. С. 16–17; Козлова, Н. Н. (1996) Введение в социальную антропологию. М. : Ин-т молодежи. 142 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.; Мосс, М. (1996) Техники тела // Мосс, М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / пер. с франц. М. : Изд. фирма «Восточная литература» РАН. С. 242–263.