габон музыкальный инструмент что это такое
Габон музыкальный инструмент что это такое
Музыкальный инструмент: Гобой
Гобой – удивительный в своем роде музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте , однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.
Историю гобоя и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счет теплого и насыщенного звучания и необычного «гнусавого» оттенка, напоминающего звук пастушьей дудочки. Именно за эти тембровые особенности композиторы в своих партитурах доверяют ему озвучивание идиллических, пасторальных сцен или картин природы. Вспомните хотя бы оперы и балеты Чайковского ! Музыка, позволяющая раскрыть всю красоту гобоя.
Диапазон инструмента от си бемоль малой октавы, до ля 3-й октавы.
Фото:
Интересные факты
Произведения для гобоя
Применение и репертуар
С эпохи барокко гобой стал довольно популярным сольным инструментом у композиторов, которые ценили его за выразительный звук, достаточно сильно похожий на человеческий голос. А. Вивальди , А. Марчелло, Г. Гендель , И.С. Бах посвятили множество произведений инструменту. Но особый вклад в репертуар внес Г.Ф. Телеман в 18-м веке, сочинив 9 концертов для гобоя с оркестром и 4 для гобоя д’амур.
Сольные произведения для гобоя писали и композиторы более поздних эпох. Только от Моцарта инструмент получил великолепный концерт и квартет для гобоя со струнным трио. Также известны произведения Гайдна , Штрауса, Бетховена , Беллини, Сен-Санса , Пуленка и других композиторов.
Лишь в период романтизма композиторы уделяли мало внимания сольному гобою, из-за популярности виртуозных возможностей скрипки и фортепиано. Тем не менее, в оркестровых партитурах гобой во все времена занимал одно из центральных мест.
Гобой часто используют и в современной музыке. Французский гобоист Жан-Люк Фийон является известным исполнителем импровизаций в джазе и открывает новые горизонты звука инструмента. Юсеф Латиф и Пол Маккандлесс также представляют гобой в джазе.
В рок-музыке, поп и металле гобой встречается у Питера Гэбриелла, Арта Гарфанкела, Таниты Тикарам, рок-группы Roxy Musicи металл-группы Finsterforst. В кинофильмах наиболее известная музыка в лентах «Миссия» и «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов»
Конструкция гобоя
Гобой состоит из конической трубки, длинной 65 см., разделенной на 3 части: 2 колена и раструб. Для изменения высоты звука просверлены отверстия, на современных гобоях их 23, и закрываются они клапанами, которых 22-23. Механика считается одной из самых сложных из используемых в музыкальных инструментах. Основным материалом для клапанов служит мельхиор, который покрывается сплавами серебра, золота или никеля. Гобой делают чаще всего из африканского черного дерева (гренадила), но иногда используют и экзотические породы деревьев – фиолетового или кокоболо. Так же есть модели из прессованного древесного порошка и пластика.
К разновидностям гобоя относятся: пикколо (мюзетт), d’amour, английский рожок, геккельфон и инструменты барочного типа.
Вес гобоя 700-900 грамм.
Основные производители
История гобоя
Происхождение музыкального инструмента, известного в наше время как гобой, восходит к 3000 до н.э. В Месопотамии и древнем Вавилоне были найдены первые иллюстрации. Так же археологические находки доказывают, что в древнем Египте и Греции было развито искусство игры на инструментах с двойной тростью. В библии упоминается предок гобоя под названием «халил», который использовался в храмах.
В средние века было много похожих инструментов почти во всех странах- поммер, крумхорн , бомбарда, шалмей и многие другие. А первые клапаны появились на гобое эпохи Барокко. Благодаря мастеру Жану де Оттетеру инструмент получил 7 отверстий и 2 клапана А так же для удобства хранения, деление на 3 части: 2 колена и раструб.
В дальнейшем гобой почти не менялся, лишь добавилось несколько клапанов. И только после изобретения системы Бёма в XIX веке и ее применением, с некоторыми изменениями, гобойными мастерами (Гийом Трибер, Франсуа Лоре), появился современный инструмент.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Гобой
Гобой
Многие люди даже не подозревают о существовании гобоя — инструмента превосходного звучания. Несмотря на технические недостатки, он сильно превосходит остальные духовные инструменты своей звуковой выразительностью. По эстетике и глубине тональности он занимает лидирующую позицию.
Что такое гобой
Слово «гобой» переводится с французского языка, как «высокое дерево». Он представляет собой деревянный духовой музыкальный инструмент с непревзойдённым мелодичным, тёплым, слегка «гнусоватым» тембром.
Устройство
Инструмент состоит из полой трубки размером 65 см, имеет три части: нижнее и верхнее колено, раструб. Из-за такой сборной конструкции проблем с транспортировкой инструмента нет. Боковые отверстия позволяют изменять высоту звука, а система клапанов предоставляет возможность это улучшить. Обе трости, похожие на две скреплённые тонкие пластины, изготовленные из тростника, придают тембру некоторую характерную гнусоватость. Благодаря непревзойденной значимости он оправдывает сложность своего производства.
Механика гобоя является сложнейшей среди собратьев, так как требует изготовления 22-23 мельхиоровых клапанов. Обычно они изготовляются из африканского чёрного дерева, реже — фиолетового.
История происхождения
Впервые инструмент упоминается в 3000 году до н.э., но самым ранним его “собратом” считается серебряная свирель, найденная в гробнице шумерского царя примерно 4600 лет назад. Позже наши предки пользовались простейшими инструментами из тростника (волынка, зурна) — их обнаружили в Месопотамии, Древней Греции, Египте и Риме. Они уже имели две трубки для непосредственного исполнения мелодии и аккомпанемента. С XII века гобой приобрёл более совершенный вид и стал использоваться на балах, в оркестрах музыкантами Людовика XIV — короля Франции.
Разновидности
Существует несколько видов данного духового инструмента.
Английский рожок
Данный термин произошёл в XVII веке благодаря случайному искажению французского слова angle (угол). Английский рожок размерами превосходит гобой. В его состав входит: раструб, изогнутая трубка из металла. Аппликатура полностью совпадает, но техническое оснащение у него хуже своих собратьев, поэтому заметна некая грубоватость звука при мягкости звучания.
Гобой д’амур
По устройству он напоминает английский рожок, но уступает ему размерами и возможностями. Д’амур звучит нежнее, не имеет ярко выраженного тембра, гнусоватости, из-за чего чаще используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.
Геккельфон
Этот инструмент появился в Германии в начале 1900 года. Технически он напоминает гобой, хотя есть и отличия: большая ширина мензуры, раструба; трость надевается на прямую трубку; имеется более низкое звучание на восемь нот. По сравнению с аналогами геккельфон обладает более певучим, выразительным звуком, но при этом редко используется оркестрами. И всё же ему довелось участвовать в таких операх, как «Саломей» и «Электра».
Геккельфон
Барочное семейство
Гобой стал пользоваться популярностью у военных, а также получил известность у знатной публики Европы на балах, операх, в ансамблях. Многие ведущие композиторы, например, Бах, стали включать в свои постановки некоторые разновидности этого музыкального инструмента. С этого момента началось время его расцвета, или «золотой век гобоя». В 1600 году пользовались популярностью:
Венский гобой
Эта модель появилась в начале ХХ века. Её создал Герман Цулегер, и с тех пор она почти не изменилась. Сейчас венский гобой традиционно используется в Венском оркестре. Его изготовлением занимаются всего две фирмы: Гунтрам Вольф и Yamaha.
Современное семейство
XIX век стал революционным для духовых инструментов, ведь уже были созданы кольцевые клапаны, которые позволяли закрыть одновременно пару отверстий и приспособить их к разной длине пальцев. Впервые это новшество применил Теобальд Бём на флейте. Спустя несколько десятилетий Гийом Трибер адаптировал нововведение для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив конструкцию. Новаторство расширило звуковой диапазон и очистила тональность инструмента.
Сейчас всё чаще слышится звучание гобоя в камерном зале. Его часто используют в сольном исполнении и иногда в оркестровом. Наиболее популярными, помимо перечисленных выше видов, являются: мюзетт, классический гобой с коническим раструбом.
Мюзетт
Родственные инструменты
Родственными инструментами гобоя считаются духовые трубкообразные инструменты. Это произошло из-за схожести их механизма и звучания. К ним относятся как академические, так и народные образцы. Наибольшей популярностью у музыкантов пользуется флейта и кларнет.
Использование
Чтобы сыграть что-либо на инструменте нужно проделать ряд операций:
Современный гобой ещё не достиг пика своей славы из-за сложности использования. Но развитие этого музыкального инструмента продолжается. Есть надежда, что вскоре он сможет затмить своим звучанием всех остальных своих собратьев.
О музыкантах оркестра. Гобой
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
Продолжаем рассказ о деревянных духовых.
Классический состав группы: флейта, гобой, кларнет, фагот.
— А, играйте, что хотите.
Гобоист всегда одиночка. Его чаще всего недолюбливают струнники, так как по сложившейся традиции камертоном оркестра является именно он. Да, да весь оркестр настраивается под гобой. Отсюда пресловутое «Гобой, дайте «Ля». Но в этом «недолюбливании» наверно есть и немного зависти, так как достаточно часто гобоисты женятся именно на скрипачках.;-)))
Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счет теплого и насыщенного звучания и необычного «гнусавого» оттенка.
Гобой – удивительный в своем роде музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.
И немножко интересных фактов:
— В 1989 году гобой попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный инструмент.
— Существуют мифы, что большое давление воздуха при игре может влиять на снижение умственных способностей и даже возможно увеличение риска инсульта. Но это все не доказано медицинскими исследованиями.
— Благодаря очень маленькому отверстию в трости, на гобое легко использовать прием перманентного дыхания. Это возможность очень долго и непрерывно извлекать звуки, делая вдохи через нос и используя воздух в щеках для поддержания беспрерывной игры на инструменте.
Пытаюсь одновременно вдыхать носом и дуть за счёт щёк))) нипалучаица
Клапана заливают не слюни, а конденсат.
В анекдоте не гобой, а контрафагот)))
Спасибо, очень интересный пост.
Спасибо, познавательно. Но от видеоряда в стиле хэндкамера укачало.
Сделай пост про диджериду
Не понял прикола. Как можно подстроить под какой быто не было инструмент не настраиваемые, либо настраиваемые очень сложно? Та же флейта, ну четверть тона можно туда сюда сделать, за счет вращения, но это уже будет не очень хороший звук, ну занизить немного можно, выдвинув голову, что тоже не есть хорошо. Я уже молчу про пианино.
О музыкантах оркестра. Скрипка.
А теперь о струнной группе инструментов.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.
Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Разрешите представить, его величество скрипка:
— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?
— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.
Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет». И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.
Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.
Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.
Ну и как обычно, немножко интересных фактов:
— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.
— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.
Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.
Гобой деревянный музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент гобой в переводе с французского означает «высокое дерево». Это один из ярких представителей группы духовых инструментов, обладающий уникальным «поющим», теплым и немного «гнусавым» тембром, а музыкант играющий на гобое носит гордое название «гобоист» или «гобоистка». Именно благодаря таким особенностям звучания, данный инструмент и приобрел высокую популярность, заняв одно из первоочередных мест в мировой классике.
Конструкция
Его корпус представляет собой полую трубку конической формы, длинной 65 см, который для удобства транспортировки в 17 веке был разделен на три части: раструб, верхнее и нижнее колено. Как и в большинстве деревянных духовых инструментов, высота звука изменяется с помощью боковых отверстий, покрываемых системой клапанов. Благодаря этой системе улучшается качество звука, технические возможности и темперация современного гобоя, в отличие от его народных аналогов.
Инструмент имеет две трости в своей конструкции что и отличает гобой от кларнета. У кларнета «мягкий, теплый» звук, а у гобоя чуть гнусавый, но не менее приятный!
Механика — считается одной из самых сложных среди духовых инструментов, состоит из 22-23-х мельхиоровых клапанов, покрытых серебром, никелем или позолотой.
Особую значимость в звуковоспроизведении инструмента имеет трость – две очень тонкие соединенные между собой пластинки, сделанные из тростника. Процесс изготовления таких тростей очень долгий, требующий высокого уровня профессионализма мастера.
История происхождения
Возникновение гобоя датируется приблизительно 3-м тысячелетием до нашей эры. К его древнейшим «родственникам» относятся различные тростниковые инструменты, такие как зурна, дудук, волынка, хитирики и другие.
Первые иллюстрированные свидетельства существования подобных инструментов найденные археологами, относятся к Месопотамии, Вавилону, древней Греции (античный предок древнегреческого гобоя назывался «авлосом»), Риму («тибия») и Египту («мизмар»). Примечательно то, что это были не просто деревянные дудки, а инструменты с двойной тростью. Некоторые из них состояли из двух трубок, звук на которых воспроизводился одновременно — на одной играли мелодию, а вторая воссоздавала один «аккомпанирующий» или «бурдонный» звук. Впоследствии такой же принцип игры был применен в волынке.
Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке
С начала 18-го в. гобой приобрел большую популярность как в сольной, так и в ансамблевой и оркестровой музыке. С той поры партии он активно фигурируют в партитурах композиторов различных стран и эпох. Исключение же составляет только эпоха романтизма, где предпочтение отдается фортепиано и скрипке. К гобою обращаются в основном для изображения пасторальных образов, этому способствует его тембр, схожий по звучанию со свирелью пастуха.
Огромное количество композиторов писали для данного инструмента: Моцарт, Бах, Вивальди, Гендель, Марчелло, Гайдн, Бетховен, Беллини, Пуленк, Телеман, Сен-Санс, Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и др. Позднее его иногда начали использовать в джазе и даже – роке, но из-за несоответствия тембральных качеств, он не получил широкого распространения в данных стилях.
Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох
Шалмей – гобой Ренессанса. Отличался большой длиной, и способом изготовления – из цельного куска дерева. Он является предшественником таких инструментов как кроммхорн, чиарамеллы, дульсаины, бомбарды и т.д.
Конец 18-го начало 19 века – период классического гобоя. В это время его диапазон расширился до нот третей октавы, немного увеличилось количество клапанов, но общая конструкция осталась неизменной.
Во второй половине 19 ст. Теобольд Бем усовершенствовал механику деревянных инструментов, создав кольцевые клапаны, при которых возможно закрывать одновременно несколько отверстий, после чего Франсуа и Л. Лоре подогнали данную систему специально под гобой.
Инструменты, относящиеся к семейству гобоя:
Интересным является тот факт, что благодаря своей конструкции, этот инструмент всегда правильно настроен, поэтому во время отсутствия камертона, оркестр настраивают «под гобой», а конкретнее – под его «ля» первой октавы.
Гобой не совсем подходит для исполнения джаза, рока и других современных стилей, но зато классика – его стихия. И если нужно в звуках музыки изобразить идиллические портреты природы, то гобой — идеально справляется с такой задачей, пленяя мягкостью, простотой и особым шармом своего звучания.
Видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Почему гобой называют сердцем музыкальных инструментов?
Гобой пришёл из древности, его прародительницей является простая пастушья дудочка. Тёплое выразительное звучание этого удивительного деревянного духового инструмента проникает в душу человека, заставляя её трепетать в унисон с природой.
Только чудные звуки гобоя
Тихо-тихо из дальней дали,
Донеслись и позвали с собою,
Как зовут нас на юг журавли…
Юджин Гебер
Как-то, слушая одну из замечательных лекций-концертов искусствоведа и музыканта Михаила Казиника, я узнала о том, что многие музыканты называют гобой сердцем музыкальных инструментов. Фраза не отпускала моё внимание, и тогда я прослушала несколько сольных исполнений на гобое.
Слушала, а перед глазами мелькали луга и поля, полевые цветы. Их простота и величие увлекают и не отпускают — словно соединяешься с мирозданием и растворяешься в нём. Фото: KIMDAEJEUNG, pixabay.com
Любимый цветок Петра Ильича Чайковского — простой лесной ландыш. Композитор написал в его честь такие строки:
…О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей…
Любимый цветок Жана Жака Руссо — барвинок, Жорж Санд — вереск.
Перед царицей цветов, розой, мы, затаив дыхание, преклоняем взоры и восхищаемся ею. Но нет в ней той притягательной силы, той всепоглощающей простоты, которая порождена гармонией вселенского хаоса.
Так и скрипка в мире музыки — королева музыкальных инструментов, фортепиано — король музыкальных инструментов. Слушаем и преклоняемся… А гобой, потомок дудочки, притягивает и покоряет своей всеобъемлющей простотой наши сердца. Фото: Depositphotos
Чем же необычен гобой? Его технические возможности уступают флейте, но при этом он признан самым сложным инструментом, что отражено в 1989 году в книге рекордов Гиннесса.
Гобой не считается виртуозным инструментом, но проникновенность и красота его звучания поразительны.
И плачет гобой серебристым фальцетом…
За несколько сладких секунд до рассвета
Я видел, как солнце встаёт,
Как плакала тучка, лучами согрета,
Как шмель полусонный с душицы букета
Вкушает спеша первый мёд…
За десять минут до скончания лета
Я чуял, как осень идёт,
В наряды пурпурно-златые одета,
Качая надменно витым эполетом,
И лету готовит расчёт…
За несколько па до финала балета
Я слышу, как соло поёт
И плачет гобой серебристым фальцетом,
И песня его до конца не допета,
И зритель восторженный ждёт…
Вадим Марков
Доцент Московской государственной консерватории им. Филипп Нодель в одном из интервью сказал, что гобой никогда не был любительским инструментом. И чтобы извлечь из него красивый тембр, нужно немало усилий.
Однако именно своим звучанием он и был всегда привлекателен для композиторов. Уже в самом конце XVII века в одной из первых школ игры на гобое появилось устойчивое выражение: «при искусной игре он становится таким же нежным, как флейта, и таким же ярким, как труба».
Примечательно то, что в симфоническом оркестре все инструменты настраиваются по ноте «ля» первой октавы, исполняемой гобоем. Считается, что звучание гобоя меньше всего подвержено расстраиванию.
Название инструмента произошло от французского слова hautbois, что в буквальном переводе означает «высокое дерево». Гобой является язычковым деревянным духовым инструментом и представляет собой коническую трубку, имеющую систему клапанов и двойную трость, называемую язычком.
Предшественники гобоя до наших дней сохранились в неизменном виде в различных культурах как народные инструменты. Они претерпели множество усовершенствований, пока в первой половине XVIII века не появился современный гобой. Музыкант, играющий на тибии. Этрусская фреска (фрагмент)
Фото: ru.wikipedia.org
С этого времени он занял прочные позиции в камерной музыке и симфонических оркестрах. Гобой ценится музыкантами и слушателями как сольный инструмент.
Первые гобои мастера изготавливали из тростника или бамбука. Зачастую музыкант сам изготавливал себе инструмент. Со временем появилась необходимость в более долговечных инструментах. Мастера использовали древесину груши, самшита, бука, дикой вишни, а когда в XIX веке количество клапанов было увеличено, потребовалось ещё более прочное дерево.
Тогда и стали использовать древесину чёрного дерева, которая и по сей день остаётся самым подходящим материалом для изготовления этого инструмента. Клапаны изготавливаются из мельхиора, затем полируются и покрываются тонким слоем никеля или серебра.
Говоря о строении гобоя, нельзя обойти вниманием трость — звукопроизводящий элемент. Трость — это пара упругих тонких тростниковых пластин, которые плотно соединены друг с другом и под действием вдуваемого воздуха вибрируют, то есть создают звук. Гобой
Фото: benzahodnar, pixabay.com
А звук говорящего тростника наверняка каждый слышал, это о нём написал Михаил Юрьевич Лермонтов:
Сидел рыбак веселый
На берегу реки;
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул;
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И будто оживленный,
Тростник заговорил;
То голос человека
И голос ветра был.
И пел тростник печально…
Послушайте гобой, и вы услышите музыку ветра, которая воплотилась в говоре тростника, которая объединяет всех нас, живущих на одной планете. Для единения слов не надо, ведь музыка природы проникает в наши сердца и доступна всем.