бюджетирование для чайников что такое

О бюджетировании: коротко и понятно

В данной статье последовательно рассматриваются все термины и понятия, необходимые в профессиональной бюджетной деятельности. Помните, что один непонятный термин способен затруднить понимание всей системы в целом, сделает невозможным креативное восприятие процесса. Поэтому мы приведем все термины, даже те, которые, на первый взгляд кажутся абсолютно понятными.

Как определить, понятен термин или нет? Просто – объясните своими словами, какой-либо термин в рамках одного предложения. Не можете – не пропускайте его, ищите определения и старайтесь понять их.

Отметим, что классические определения и понятия трудны для восприятия без специальной подготовки, мы же предлогаем Вам альтернативные определения, более доступные для понимания.

Если Вы не хотите вдаваться в тонкости данного вопроса и нуждаетесь только в общих понятиях, прочтите заключение к данной статье, возможно, этого будет достаточно.

Некоторые определение бюджетирования

Каждая фирма занимается бюджетированием. Этот процесс неотделим от процесса управления. Любой директор, руководитель финансовой службы фирмы как небольшого, так и крупного предприятия, соизмеряет доходы с расходами, подсчитывает планируемые остатки денежных средств, оценивает, может ли фирма позволить себе определенные затраты и принимает решение об эффективности расходов. Все это – элементы бюджетирования.

Существует множество определений бюджетирования (бюджетного процесса).

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Бюджетирование – это практическая реализация в информационной системе концепции и методологии бюджетного планирования предприятия.

Таким образом, несмотря на различие в подходах к определению бюджетирования, его основой является различные виды бюджетов.

Рассмотрим основные определения бюджетов.

Бюджет – это набор взаимосвязанных планов, выраженных в финансовых и/или натуральных показателях, для Общества в целом или его подразделения (бюджетной единицы) на определенный промежуток времени.

Бюджет является финансовым выражением целей предприятия, его стратегий и намеченных мероприятий.

Итак, подведем итог.

Бюджетирование – процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением.

Бюджет – план предприятия, касающийся различных основных аспектов деятельности, т.е. объемов продаж, цен на материалы и продукцию, стоимости рабочей силы, налогов, прибыли, остатков товаров и денежных средств. Данный перечень не является полным и зависит от того, какие показатели деятельности предприятия в наибольшей степени влияют на его функционирование.

Таким образом, бюджетирование – процесс составления планов показателей деятельности предприятия и контроля за их исполнением.

Задачи бюджетирования

В различной экономической литературе нет единого подхода к определению задач бюджетирования. Тем не менее, рассмотрим основной их перечень.

Задачами системы бюджетирования являются [1] :

К числу основных задач бюджетирования относятся [2] :

Сформулируем задачи бюджетирования несколько проще:

Таким образом, главной задачей бюджетирования является обоснованное планирование деятельности предприятия с целью обеспечения текущего контроля деятельности.

Задачи определяют методы достижения целей. Другими словами цель – конечный результат деятельности, задачи – необходимые этапы достижения целей.

Необходимость использования системы бюджетирования, т.е. ее главная цель – обеспечение предсказуемости и управляемости работы предприятия.

Виды бюджетов

Существует несколько классификаций видов бюджетов предприятий, сгруппированных в зависимости от конкретных целей классификации. Зачастую, мы можем столкнуться с различными группировками.

Мы же в дальнейшем будем пользоваться наиболее простой и понятной классификацией бюджетов предприятия:

Итак, фактическая цель бюджетирования – разработка итоговых форм бюджета, данные которых позволят получить четкую картину текущей и будущей финансовой ситуации на предприятии с точки зрения оценки трех важнейших показателей: прибыли, остатков денежных средств и результатов финансовых потоков.

Почему именно эти показатели являются важнейшими?

Прибыль позволяет оценить, насколько выгодна нам деятельность фирмы и какова рентабельность бизнеса.

Остаток денежных средств отвечает на вопрос, сможем ли мы в каждый планируемый период расплатиться с кредиторами, выплатить заработную плату, заплатить налоги, и остаются ли свободные денежные средства для дополнительных вложений.

Результаты финансовых потоков необходимы для оценки величины дебиторской (сколько денежных средств нам будут должны) и кредиторской (сколько фирма будет должна) задолженности, каковы будут остатки материалов на складах, какова ликвидность баланса, а также провести прогнозную оценку финансового состояния предприятия.

Таким образом, итоговыми формами, которые нам необходимо получить в результате бюджетного процесса будут являться:

По принятой нами классификации – это основные бюджеты, которые и являются одними из основных результатов бюджетного процесса. Все остальные бюджеты необходимы для составления этих трех основных бюджетов и служат источниками информации для них.

Рассмотрим итоговые формы бюджетного процесса более подробно.

Бюджет доходов и расходов (БДР – прогнозный отчет о прибылях и убытках). Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов.

Важнейший результат данной формы – прогнозная величина прибыли и оценка рентабельности предприятия.

Следует учесть, что суть БДР сходна с формой 2 приложения к балансу предприятия «Отчет о прибылях и убытках». Основное отличие в том, что приложение к балансу имеет жестко регламентированную форму, обязательную для отчетночти предприятий. Форму БДР мы можем составить произвольно, как правило, увеличивая количество статей, тем самым, делая бюджет более детализированным.

Состав статей БДР определяется в зависимости от необходимой для предприятия степени детализации.

БДР строится без учета налога на добавленную стоимость (НДС [5] ).

Достаточно большое число российских компаний ведет БДР с учетом НДС, что, на наш взгляд, является неверным. Если использовать БДР как инструмент управления непосредственно хозяйственной эффективностью предприятия, то он должен быть очищен от различных искажающих его данных. Величина НДС не имеет отношения к эффективности бизнеса как такового и должна быть выведена из расчетов по БДР.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Периодичность его составления может быть различной. Как правило, он составляется на год с помесячной разбивкой. Однако следует учесть, что БДДС является самой мобильной и изменяемой в процессе текущей деятельности частью бюджета. Поэтому наибольшее применение в практической деятельности получил именно месячный бюджет ДДС с разбивкой по датам. Он составляется и утверждается перед началом каждого месяца.

С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе БДДС предприятие или фирма планирует исполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, а также выполнение обязательств партнерами. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

Важнейший результат данной формы – величина остатков денежных средств предприятия или фирмы.

С различными видами структуры БДДС Вы можете ознакомиться на сайте www.vega-expert.ru в разделе «Типовые базы».

БДДС строится с учетом налога на добавленную стоимость и по сути отражает именно денежные потоки предприятия.

Второе отличие БДДС от БДР состоит в том, что затраты и доходы в бюджете движения денежных средств отражаются по оплате, а бюджет доходов и расходов отражает отгрузку продукции и списание затрат.

Третье отличие выражается различиями в структуре самих бюджетов. Некоторые статьи отражаются только в БДР и не отражаются в БДДС и наоборот.

Одной из систем автоматизации бюджета ДДС является программа Vega: Платежный бюджет 2.0. Это простое и эффективное решение проблемы контроля движения денежных средств фирмы. В рамках программы Вы можете планировать, проводить текущий контроль расходования и анализ движения денежных потоков.

Vega: Платежный бюджет 2.0 значительно упростит процесс контроля денежного потока, повысит платежную дисциплину и сделает предсказуемым будущее финансовое положение. Данный продукт будет эффективен и в небольшой торговой фирме или магазине, и на крупном производственном предприятии.

Например. Приведенный внизу перечень не является исчерпывающим.

Статья расходовБДДСБДР
Амортизация+
Ввод в действие основных фондов+
Списание материалов на стоимость продукции+
Отгрузка продукции+
Порча и прочие потери+
Недостачи по результатам инвентаризации+
Курсовые разницы+
Получение/погашение кредитов (займы)+
Покупка основных фондов+
Оплата продукции покупателями+
Закупка материалов+
Капитальные ремонты+
Косвенные налоги+

Далее рассмотрим третью итоговую форму бюджетирования – прогнозный баланс.

Прогнозный баланс позволяет прогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:

где А — расчетная величина активов (конечное сальдо);

П — расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

Сн — начальное сальдо (из отчетности);

Ок — оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Од — оборот по дебету (прогнозная оценка).

Важнейший результат данной формы – оценка величины активов (средств предприятия) и пассивов (источников их образования), а также определение прогнозных величин дебиторской и кредиторской задолженности.

Заключение

Итак, подведем итоги тому, что мы изучили.

Бюджетирование – процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением.

Бюджет – план предприятия, касающийся различных основных аспектов деятельности, т.е. объемов продаж, цен на материалы и продукцию, стоимости рабочей силы, налогов, прибыли, остатков товаров и денежных средств. Данный перечень не является полным и зависит от того, какие показатели деятельности предприятия в наибольшей степени влияют на его функционирование.

Таким образом, главной задачей бюджетирования является обоснованное планирование деятельности предприятия с целью обеспечения текущего контроля деятельности.

Необходимость использования системы бюджетирования, т.е. ее главная цель – обеспечение предсказуемости и управляемости работы предприятия.

Фактическая цель бюджетирования – разработка итоговых форм бюджета, данные которых позволят получить четкую картину текущей и будущей финансовой ситуации на предприятии с точки зрения оценки трех важнейших показателей: прибыли, остатков денежных средств и результатов финансовых потоков.

Итоговыми формами, которые нам необходимо получить в результате бюджетного процесса, будут:

Источник

Алгоритм составления БДДС

БДДС (бюджет движения денежных средств) — это план всех поступлений и платежей денежных средств, которые осуществляются в течение нужного вам периода времени. Бюджет, как правило, составляется на месяц, но иногда может формироваться БДДС на год с обязательной разбивкой по месяцам. При составлении БДДС рассматриваются только денежные потоки, то есть в нем отражаются операции, имеющие денежное выражение. Другими словами, БДДС представляет собой план, отражающий все источники поступления и направления использования денежных средств.

БИТ.ФИНАНС – БДДС в вашей 1С

Зачем составлять БДДС?

Руководители составляют БДДС для управления финансовыми потоками компании. Руководство должно удостовериться, что у фирмы будет достаточно финансов для оплаты необходимых счетов при их очередном поступлении. Например, заработная плата должна выплачиваться каждые две недели, а счета за коммунальные услуги оплачиваются каждый месяц. БДДС позволяет руководству прогнозировать уменьшение остатка денежных средств фирмы и исправить проблему, до наступления очередного срока платежа.

БДДС также полезен для прогнозирования больших сумм, наличие которых на счетах не является идеальным для компаний. Лучше вложить эти деньги, чтобы они приносили проценты. Избыточные денежные средства также можно использовать для расширения фирмы и развития новых операций, чем оставлять их бездействовать на счете компании. БДДС позволяет руководству прогнозировать уровни денежных средств и корректировать их по мере необходимости.

Бюджет движения денежных средств представляется важным финансовым инструментом управления, поскольку он:

Ваша компания может быть прибыльной сейчас, но будет ли она получать прибыль через шесть месяцев? Важно тщательно отслеживать, сколько денег получает ваша компания и сколько ей нужно в будущем для покрытия своих расходов. Отслеживание бюджета движения денежных средств поможет понять, когда в компании будут средства на оплату текущих расходов, а когда их будет недостаточно.

По отчету о прибылях и убытках может быть видно, что компания имеет прибыль, но фактически у нее нет свободных денег. Этот момент связан с тем, что отчет составляется по методу начисления. В этом случае учет доходов и расходов не связан с фактическим движением денежных средств.

Этапы составления БДДС

Пример прогноза продаж: “Х” владеет магазином по продаже товаров для рыбалки. “Х” будет использовать прошлогодние суммы продаж, чтобы подготовить свой бюджет движения денежных средств на следующие два квартала. Вот информация о продажах за первые шесть месяцев прошлого года:

Источник

Бюджетирование. Как это делать и зачем?

К бюджетированию постепенно приходит каждый, кто пользуется программами по учету личных финансов. Причины, наверняка, у всех разные, но фактически сводятся к одной: сделать свой финансовый учет более эффективным, т.е. иметь в кармане больше денег, ведь именно для этого люди начинают их считать.

Проблема в том, что не все бюджеты сделают ваши траты более умеренными, поведение более разумным, а финансовое сальдо более «положительным». Причина здесь не только в ваших потребительских привычках, но и в том, как вы подходите к бюджетированию.

Как всегда, если подходить к вопросу системно, результат будет более предсказуемым и приятным. А что может быть системнее системы государственных финансов? Вот оттуда и возьмем основные тезисы для формирования личного бюджета.

бюджетирование для чайников что такое. Смотреть фото бюджетирование для чайников что такое. Смотреть картинку бюджетирование для чайников что такое. Картинка про бюджетирование для чайников что такое. Фото бюджетирование для чайников что такое

Тезис 1: у каждого бюджета должна быть цель.

Вопрос вроде как бесспорный (с целью-то всегда лучше, чем без нее), но мало кто этим вопросом задается, перед тем как поставить цифру «15%» напротив графы «Еда». И зря. Потому что именно цель должна определять напротив каких граф какую цифру ставить.

В последнее время у федерального и региональных бюджетов цель всегда социальная. Отчасти это продиктовано предвыборными обещаниями одного человека, отчасти – низкой эффективностью других видов бюджетных расходов, отчасти – низким уровнем госдолга и большими запасами фонда национального благосостояния и резервного фонда. Но если вспомнить начало 2000-ых, то тогда основной задачей федерального бюджета было погашение внешнего долга, с чем к середине десятилетия практически удалось справиться.

Таким образом, перед бюджетом всегда должна стоять цель. В случае личных бюджетов цель должна быть понятной и ощутимой.

Например, первый пункт можно рассматривать как инвестицию, если вы отдаете каждый месяц пару тысяч рублей процентов и/или комиссии по кредитке. Таким образом, возврат задолженности позволит вам избавиться от этих ежемесячных бесполезных трат.
Второй пункт – это обязательная одноразовая трата, т.е. вам ее не избежать, поэтому вы или возьмете в долг на празднование дня рождения, или будете постигать азы православия (никакой ненависти) до следующей зарплаты.
Третий пункт знаком, наверное, многим. Да, это Motorola C350! Но в контексте бюджетов это трата, на которую надо 1-3 месяца откладывать часть своих доходов. Т.е. не слишком долгосрочная финансовая цель. Практика показывает, что полезность этих целей тоже зачастую не слишком «долгосрочная».
Четвертый пункт уже интереснее. Он не предполагает крупных единовременных трат (предположим «красочный» дробовик у вас уже есть), но если играть четыре раза в месяц, в итоге выйдет довольно круглая сумма. Это первая отсылка к равномерности расходов, о которой речь пойдет ниже.
Пятый пункт – это очень долгосрочная цель. Полезность ее также может быть под вопросом, но важно то, что вы хотите ее исполнить и это потребует от вас очень серьезной организации, а также долгого существенного ограничения в средствах. Похоже на ипотеку, да? Это она и есть 🙂
Шестой пункт – это бюджет в чистом виде. Т.е. цель, которая по умолчанию должна стоять перед каждым бюджетом.

Советы

Если вы часто сталкиваетесь с ситуацией недостатка средств в последние дни перед очередным получением дохода, поставьте себе сначала цель №6. Спешить и сразу копить на новый Rolls-Royce Wraith не стоит, так как привычка к ограничению трат должна сначала стать привычкой, а это может занять до полугода и больше. Следующим пунктом должна идти цель №1. Вообще, о долгах мы тоже как-нибудь поговорим. Далее, номера 2, 4, 5. И если уж прошли ипотеку, то можете позволить себе Motorola C350.

Тезис 2: бюджет должен быть равномерным.

Возможность бюджетирования средств по времени программы по учету личных финансов практически не предоставляют. Хотя это практически не позволяет достичь цели под пунктом №4, и самое главное – под пунктом №6. Достижение других целей это также затрудняет.

Почему это важно?

Опять же, обратимся к государственной бюджетной системе. Нередко можно услышать критику от губернатора, мэра, сити-менеджера и т.д. в отношении комитетов, министерств, ведомств и т.д. за низкое исполнение бюджета. И эта критика начинает звучать уже в марте, когда, казалось бы, можно еще такого с бюджетом наисполнять, что критиковать будут совсем за другое и совсем другие люди.

Причина в том, что государевы мужи понимают, что за последние два месяца бюджет не исполнить (шутки про Сочи приветствуются) и требуют равномерного, где это возможно, освоения средств в течение года. Кроме того, это упрощает работу казначейства, которое бывает, не успевает под конец года платежки всем подписывать, но с личными финансами таких проблем возникнуть не должно.

Кроме того, равномерно распределенный бюджет позволяет, как уже говорилось, более эффективно достигать целей, т.к. вы не остаетесь к концу месяца перед выбором: поесть или заплатить за ипотеку.

А также это позволяет нормализовать ваше потребительское поведение. Вы не сталкиваетесь с ситуацией, когда вы вынуждены существенно ограничить свои траты на несколько дней, потому что у вас в кармане 500 рублей до конца недели. Соответственно, у вас не возникает отложенный спрос на удовольствия, который вы гипертрофированно удовлетворяете после получения дохода. А значит, вы нормально спите, хорошо питаетесь, улыбаетесь как на клипартах и чувствуете себя хорошо и уверенно.

Как сделать бюджет равномерным?

Для этого надо взять свои доходы, вычесть из них постоянные ежемесячные расходы (аренда, квартплата, проездной, интернет, тренажерный зал и т.д.) и поделить оставшиеся деньги на количество дней в месяце.

Вы получите какую-то цифру, которая будет вашим ежедневным бюджетом. Обычно эта стадия заставляет задуматься, а нужна ли вам Motorola C350? Если есть сомнения, возьмите ее цену, поделите на количество дней в месяце (или в нескольких месяцах, если будете копить несколько месяцев) и вычтите из ежедневного бюджета.

Советы

Ежедневный бюджет — не очень хороший показатель в силу нестабильности ежедневных расходов. Как правило, у многих он будет ниже, чем хороший поход в продуктовый магазин, но это же не значит, что если вы вечером собрались за продуктами, то на работу пойдете пешком. Поэтому лучше умножать его на 7 и работать с еженедельным бюджетом.

Кроме того, учтите, что в выходные ваше потребительское поведение меняется. У меня, например, в выходные расходы растут раза в три. Это тоже должно отражаться на вашем бюджете в будние дни.

P.S. Описанная в рамках второго тезиса простая модель основана на системе «4 конверта» Макса Крайнова www.4konverta.com и подходит только для бюджетирования при стабильном периодическом (обычно ежемесячном) заработке. О бюджетировании при не периодических доходах постараюсь тоже когда-нибудь написать.

Тезис 3: бюджет должен быть реальным.

Здесь часто возникают проблемы, особенно если вспомнить про «15%» напротив графы «Еда». Как правило эти цифры берутся из головы по принципу: «меньше напишу — меньше потрачу». Само собой, действие этого правила дальше головы не распространяется.

«Реальность» бюджета в государственной системе обеспечивает отчасти бюджетный кодекс, не позволяющий формировать бюджет с большим дефицитом. Кроме того, низкое исполнение позволяет иметь остатки на счетах, сами регионы могут в случае чего привлечь немного «дешевых» денег с рынка, а также в течение года осуществлять размещение свободных средств на очень короткий срок (несколько десятков дней) под небольшой процент в банках.

В общем, в бюджетной системе инструментов для обеспечения баланса немного больше, в системе личных финансов есть только собственные доходы и расчеты. Поэтому к конкретным цифрам, сколько процентов на какую категорию, стоит переходить только после того, как вы посчитали свой ежедневный и еженедельный бюджеты.

Кроме того, эти цифры имеют значение только для тех расходов, которые нельзя отнести к целям, ежедневным и еженедельным расходам. Потому что объем этих расходов обычно стабилен и вам на первом этапе лучше не урезать их существенно, а просто иметь их в виду.

И только после того, как вы выделили из бюджета обязательные цели, стабильные ежемесячные, еженедельные и ежедневные расходы, можно взять остаток бюджета и распределять его «из головы» на те радости, которые не входят в ваши цели и не обеспечивают ваше ежедневное существование. Не осталось средств на «радости»? Добро пожаловать в наш мир! 🙂

Механику подсчета личного бюджета я покажу на примере

Возьмем человека с ежемесячной зарплатой в 30 000 руб.

Таким образом, 33% бюджета уходят на стабильные ежемесячные затраты. Остается 67% (20 000 руб.)

Если в ближайшем месяце нет обязательных целей, то можно переходить к расчету ежедневного и еженедельного бюджетов. Если цели есть, то их надо вычесть из оставшихся 20 000 руб. и распределять остаток.

Предположим, обязательных целей у человека нет, поэтому в ноябре у него есть 666 руб в день или 4662 руб. в неделю.

Здесь уже можно учесть разницу в поведении в будни и выходные. Предположим, в выходные расходы растут в два раза, т.е. бюджет в будний день составит 518 руб., а в выходные 1036 руб.

Теперь к ежедневным/еженедельным расходам:

За один рабочий день наш предполагаемый человек тратит 80 руб. на проезд в транспорте и 150 руб. на обед.

Чтобы понять, сколько это занимает процентов в месячном бюджете, надо понять, часто ли вы пользуетесь общественным транспортом в выходные? Если да, умножайте 80 на 30, а также дополнительно на 1,2. Этот коэффициент обеспечит «реальность» бюджета. Для разных расходов и у разных людей он будет разным, но в общем смысле 1,2 «достаточно для каждого». Если в выходные общественным транспортом вы не пользуетесь, умножайте на коэффициент 0,9, а лучше не умножайте ни на что: просто оставить 80*30.

Итак, наш человек ездит по выходным к друзьям и в итоге тратит:
(80*30*1,2)/30000 = 0,096 = 9,6%

На обеды он тратит:
(150*30*0,9)/30000 = 0,135 = 13,5%

Теперь от 67% оставшегося бюджета после вычета ежедневных расходов осталось 43%.

Один раз в выходные наш скромный воображаемый друг ходит в продуктовый магазин и покупает еды на 1000 руб., кроме того еще 500 руб. в неделю уходит на продукты в будние дни.

В месяце у нас 4,4 недели. Кроме того для расчетов тут тоже не помешает коэффициент, но так как период больше, то его можно снизить до 1,1. Фактически можно просто использовать 4 недели и стандартный коэффициент 1,2 (такой же, как при ежедневных расходах).

Итак, на продукты в месяц уходит:
(1500*4*1,2)/30000 = 0,24 = 24%

От бюджета осталось теперь 19% или 5700 руб.
Не очень большая сумма, но на Motorola C350 должно хватить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *