бюджет что это такое простыми словами для детей
Значение слова «бюджет»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука называемая некоторыми финансы.
БЮДЖЕ’Т, а, м. [англ. budget]. Государственная роспись доходов и расходов на определенный период времени. || Совокупность личных доходов и расходов за какой-н. период времени. Мой б. мне этого расхода не позволяет.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бюдже́т
1. смета доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ёлка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Конспект занятия «Бюджет» (12-14 лет)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель: Дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.
Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства.
Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.
Корригировать зрительное восприятие в процессе просмотра мультимедийной презентации.
Расширять и активизировать словарь учащихся через усвоение новых терминов.
Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание новых понятий.
Оборудование: письменные принадлежности, карточки с заданиями.9
Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину. Внимательно слушайте вопросы, потом вы должны будете ответить на вопрос: «О чем пойдет речь на нашем занятии?»
1. Кто хозяин банка? (банкир)
2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)
3. Место покупки, где можно торговаться (рынок)
4. В какие ворота нельзя въехать? (закрытые)
5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек (4)
6. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)
7. Сколько ушей у трех мышей? (6)
8. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)
9. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)
10. Почему нельзя торговаться в магазине, как на рынке (на рынке цены свободные )
Сообщение темы и задач занятия.
— Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
— Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
— Вот сегодня мы откроем вам тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.
— Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы
— И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
— Часто именно неумение правильно вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые у нас есть, приводит партнеров к взаимному разочарованию, обидам и недовольству, а некоторые семьи и к разводу.
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Накопления – это то, что остаётся от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем наши денежки на все необходимое.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
Ведущий: – Важно ли планировать бюджет семьи?
Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.
При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.
Ведущий: – А есть ли бюджет у нашего государства?
Ведущий: – Кто его планирует?
Ведущий: – Кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.
Ведущий: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
Проверка. Ведущий называет членов семьи, а дети отвечают источник доходов каждого человека.
(Дети называют хором источники доходов).
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату) Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день.
— Детям платят (детское пособие).
— Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: Что? (Стипендию)
— Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от приусадебного хозяйства и другие).
На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.
(Дорого – прыгаем в лево, дёшево – прыгаем в право).
— Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.
На столе вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.
Нужно их распределить в две группы:
Доходы: (зарплата, пенсия, стипендия, пособие).
Расходы: (квартплата, транспортные услуги, продукты).
— На что расходуются деньги в семье? Какие бывают расходы? (Обязательные и текущие).
— Теперь рассмотрим необходимые семейные расходы.
Вопрос детям: «А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?».
Вопрос детям: «Как вы думаете могут ли расходы превышать доходы?»
Вопрос детям: «Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?»
Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Обсудите в группах, на что вы потратите деньги в. (Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь)
Основные статьи расходов семейного бюджета:
Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы?
(Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги)
Какие текущие расходы?
(одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.).
— Сейчас предлагаю вам выполнить задание группой. Посовещавшись друг с другом, распределите расходы семьи на две группы: обязательные и текущие. (раздаются карточки: расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги, одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д)
Моделирование реальных ситуаций.
Цель: Закрепление полученных знаний, формирование поведенческих штампов.
Содержание: воспитанники делятся по группам, получают карточки с заданиями и ищут выход из предложенных ситуаций.
1. Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.
Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку
2. Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю.
Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд. Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.
3. В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?
Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.
Задание 5. «Прочитай и расставь стрелки».
Ведущий: А теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные слова в нем по нашей теме – семейный бюджет. Если мы правильно разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово.
1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Основные)
2. Как называется доход студента. (Стипендия)
3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)
4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)
5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)
6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)
7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)
Воспитатель: Мы с вами правильно разгадали кроссворд, у нас получилось слово «спасибо». А это значит, что вы хорошо усвоили эту тему. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.
– Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?
Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет!
1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Основные)
2. Как называется доход студента. (Стипендия)
3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)
4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)
5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)
6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)
7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)
Конспект занятия «Семейный бюджет»
Нестандартная личность
Конспект занятия «Семейный бюджет»
Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет».
Задачи урока:познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, расход, баланс, накопления, экономия, прибыль, гонорар, процент.
Развитие – познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
Воспитание – чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте повторим то, что вы узнали на прошлом уроке, а именно, что такое государственный бюджет.
1) Кроссворд Слайд 3-7
1. План расходов и доходов-это… (бюджет)
2. Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (доходы)
3. Деньги, которые тратят из бюджета –это. (расходы)
4. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (налоги)
5. Плата за работу – это… (зарплата)
Молодцы! Давайте подведём итог. Что же такое государственный бюджет?
Государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику.
Ребята, а ведь у нас тоже есть свои государства. Они хоть и маленькие в этой огромной стране, но у каждого государство своё. Слайд 11
Может, кто уже догадался, о чём я говорю?
Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?
А почему вы так думаете? (В каждой семье есть доходы и расходы)
У каждой семьи есть своя «Государственная Дума», которая разрабатывает план доходов и расходов. Вы хоть ещё и маленькие, но тоже можете поучаствовать в составлении бюджета.
С кем из вас родители советуются, как распределить доходы?
А для чего нужно планировать бюджет? (Для того, чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)
А как вы думаете, эти знания пригодятся вам в будущем?
А так ли это на самом деле мы сейчас разберёмся.
Какие виды дохода были названы в домашнем разговоре? (Заработная плата, ПЕНСИЯ, СТИПЕНДИЯ). Слайд 12
Ребята, давайте подумаем, какие ещё могут быть доходы семейного бюджета?
Если в семье есть маленькие дети, то они получают от государства ПОСОБИЕ на детей.
Если у предпринимателя есть собственный бизнес, то он получает ПРИБЫЛЬ от работы фирмы (разница между ценой товара и затрат на его производства).
Писатели, художники, артисты получают за свою работу денежное вознаграждение – ГОНОРАР. (Обратить внимание детей на правописание этого нового слова).
С доходами мы разобрались, а что же с расходами? Слайд 13
На что каждая семья может потратить деньги?
расходы на транспорт
приобретение книг, игрушек и т. д.
занятия в кружках, секциях
Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Например, болезнь одного из членов семьи, которая требует серьезных затрат на лечение).
Как же быть в этом случае? Слайд 14
А если денег и тут не хватает, то накопления можно отнести в банк и положить деньги под ПРОЦЕНТЫ. (Например, если положить 1000 рублей, то через год можно получить плюсом 50 рублей).
Ребята, а знакомо ли вам такое понятие как ЭКОНОМИЯ?
Как это слово связано с нашей темой? На чём мы можем сэкономить?
на электроэнергии (выключать свет);
на воде (выключать, экономно расходовать);
бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила;
не тратить деньги на ненужные вещи.
Дорогие ребята, мы рассмотрели, из чего же состоит бюджет семьи и как правильно его расходовать. Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнём.
Работа в группах. Слайд 18
Из каждой группы подходит один представитель и выбирает задание.
Задание для 1 группы.
Выберите верные утверждения для экономии семейного бюджета.
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов. Уходя из дома, не забывай выключать свет. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. Экономя семейный бюджет, откажись от экскурсии в музей. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. Бережно относись к своим вещам. Напоминай родителям о своевременной оплате налогов. Чаще пользуйтесь услугами такси. Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы. Чаще разговаривайте по сотовому телефону с друзьями.
Задание для 2 группы.
Соедините линиями: член семьи – доход.
Ребёнок, посещ. дет. сад Выручка от продажи
Учащийся в институте Гонора
Задание для 3 группы
Объясните смысл пословиц.
Копейка рубль бережёт.
Деньги как птицы, то улетают, то прилетают.
Легче нажить деньги, чем сберечь.
Дополнительное задание по рабочей тетради стр. 42 задание №4.
Представьте, что вы получили на день рождения большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.
Молодцы! Вы очень меня порадовали. И я надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в будущем!
(Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).
— Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).
— Если один из членов семьи студент. (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).
— Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).
— Что произойдёт, если…
Доходы Расходы (Экономия бюджета. Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
— Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?
Вывод: Чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
— Что такое семейный бюджет?
— Из чего складывается семейный бюджет?
Для чего нужен семейный бюджет?
Вывод: Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
Беседа с детьми старшей разновозрастной группы «Семейный бюджет» Задачи: 1) познакомить с понятием «бюджет», элементами семейного бюджета; 2) познакомить с понятием «расходы»; 3) воспитывать культуру поведения,.
Деловая игра по экономике для старших дошкольников «Семейный бюджет» Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет» Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит.
Конспект открытого занятия: «У каждой семьи свой бюджет» Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета. Задачи: Образовательные: 1. Сформировать общее представление.
Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» «Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста». Юницкая Евгения Актуальность.
Семейный клуб «Лучик» «Лучики все собраны, Дружно будем жить, Каждою минутою, Будем дорожить!» 24 ноября семейный клуб вновь собрал своих неутомимых и неравнодушных.
Семейный клуб «Лучик» 29 сентября семейный клуб «Лучик» начал свою работу, руководителем, которого является воспитатель Мухина Марина Владимировна. «Лучики все.
Семейный клуб «Мастерилка» Программа работы с родителями детей старшего дошкольного возраста «Мастерилка». Составители: воспитатель высшей квалификационной категории.
Бюджет — это финансовый план для людей, компаний и государств
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «бюджет» известно каждому из нас хотя бы на бытовом уровне.
Сегодня мы поговорим о том, что такое бюджет в обобщенном толковании и немного подробней остановимся на бюджете организации и государства, рассмотрим основные принципы его формирования и виды.
Бюджет — это.
Те из вас, кто вынужден (или просто любит это делать) считать свои деньги, планировать расходы исходя из полученных (или предполагаемых) доходов, занимаются формированием бюджета.
Непростое это дело – выкроить необходимые суммы на удовлетворение тех или иных нужд. Людей, которые умудряются из небольшой зарплаты оплатить коммунальные расходы, купить своим детям самое необходимое и при этом не умереть с голоду, смело можно назвать грамотными финансовыми стратегами.
Это о бытовой стороне понятия «бюджет», но на этой основе можно сформулировать обобщенное толкование термина.
Вывод: бюджет – это расходы и доходы определенного субъекта (частного лица, организации или государства), сведенные в единую схему.
В качестве субъекта, который формирует бюджет, могут выступать:
В буквальном переводе со старо-нормандского языка «bougette» обозначает маленький мешочек с деньгами, носимый на поясе (т.е. кошелек в современной интерпретации). В 17 веке слово приобрело его сегодняшнее значение.
Структура бюджета
Любой бюджет состоит из 2 частей. Проанализируем, из каких средств они формируются.
Бюджет формируется на определенный период времени: месяц, квартал, год, несколько лет.
Что такое профицит и дефицит бюджета
Оптимальный вариант состояния – это ситуация, при которой его доходная и расходная часть равны, это сбалансированный бюджет.
Виды бюджетов
Без формирования бюджета невозможна финансовая стабильность.
Именно поэтому нужно уметь, как говорят в народе: «Сводить концы с концами», т.е. грамотно бюджетировать проект (семью, организацию, государство). Далее немного подробней остановимся на каждом из перечисленных видов бюджета.
Личный (семейный)
Ведение семейного бюджета – это основа материального благополучия семьи.
Безусловно, совокупный объем доходной части бюджета ячейки общества – наиболее важный пункт определения благосостояния. Но не менее важно и то, как оптимально распорядиться этими доходами.
Все мы знаем примеры из своего ближайшего окружения, когда человек, зарабатывающий приличные деньги, частенько занимает у своих знакомых «до зарплаты», а семья со скромным достатком может позволить себе съездить в отпуск за границу.
А все дело в том, что кто-то умеет рационально сформировать свой бюджет, а кто-то – нет.
Какие цели преследуются при составлении семейного бюджета:
Семейный бюджет может вестись различными способами, в зависимости от уклада конкретной семьи:
Бюджет организации
Как известно, основная цель любого коммерческого проекта (в том числе – деятельности компании, предприятия, организации и т.д.) – получение прибыли. Но стабильность ее получения зависит от грамотного планирования хозяйственной деятельности и правильного формирования бюджета.
Бюджет предприятия – это план (смета), характеризующий структуру и объем доходов и расходов за определенный период. Бюджетное балансирование – это одна из важнейших функций управления компании.
Бюджет компании подразделяется на несколько разновидностей, основным из которых является генеральный (основной). Это план работы предприятия в целом, на основании которого создается план доходов и убытков, план движения денежных средств.
Генеральный бюджет, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:
Бюджет государства
Рассмотрим, что формирует доходную и расходную часть бюджета нашего государства в таблице ниже. Примечание: во всех странах наполнение бюджета и его расходование происходит по одинаковому принципу, различия могут быть только в конкретизации статей дохода и расхода.
По усредненным данным, за последние несколько лет доходная часть бюджета РФ имеет следующую структуру:
Исходя из экономической ситуации в стране и воздействия внешних факторов (войны, природные катаклизмы и прочий форс-мажор), сальдо государственного бюджета может быть в дефиците либо в профиците.
Что может стать причиной дефицита государственного бюджета:
Чтобы государство могло выполнять свои функции и обязательства по отношению к своим гражданам, кредиторам и партнерам, дефицит бюджета должен быть профинансирован, т.е. «погашен».
Как это происходит? Чтобы ликвидировать дефицит денежных средств, государство занимает их у своих граждан (выпускает облигации государственного займа), берет кредит у других стран или проводит эмиссию (дополнительный выпуск денег).
Очевидно, что любой из этих способов хоть и снимает остроту вопроса, но только на некоторое время.
Поэтому кардинальное решение проблемы дефицита – это сбалансированное формирование государственного бюджета.
Сначала правительство страны составляет проект бюджета, затем он утверждается Государственной думой и Федеральным Собранием (высшей законодательной властью страны). Именно эти органы ответственны за формирование сбалансированного государственного проекта.
Случается, что уже после принятия что-то пошло не так, и утвержденный проект начинает «перекашивать» в сторону увеличения дефицита. В этом случае для корректировки сложившейся ситуации государство запускает механизм урезания расходной части бюджета – проводит секвестирование.
Государственный бюджет – это структура, состоящая из трех уровней:
Каждый из уровней бюджетной системы выполняет свое предназначение:
Краткое резюме
Социальная и экономическая стабильность отдельно взятой семьи, предприятия и государства недостижима без грамотно сформированного бюджета. Поэтому бюджетирование – одно из наиболее значимых направлений в управлении любым проектом.
Читайте наш блог, и все сложное станет намного проще.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
В семье траты бюджета куда более эффективны, чем у государства, ведь семья знает цену каждому заработанному рублю.
Государство же действует порой крайне расточительно, выделяет большие средства не на образование, науку, культуру, медицину, а на армию.
Потом родители больных детей вынуждены просить милостыню на федеральных каналах, граждане должны скинуться, чтоб ребёнка вылечили, а всё потому что деньги из бюджета на перевооружение пошли и государству на больных детей плевать.
Поэтому, чтобы тебя не ограбили нужно иметь армию, флот, современное вооружение. Кто этого не имел в устрашающем для агрессора количестве жестоко поплатились (Ливия, Сирия, Ирак, Вьетнам, Корея).
По поводу сбора денег на лечение детей согласен. Государство должно решать такие вопросы само. У нас должно быть министерство справедливости (например, базируясь на кадрах ОНФ), которое бы разруливало все казусные моменты имея на это полномочия и бюджет.
Тратить надо всегда меньше, чем зарабатываешь. Казалось бы, все просто, но не все так могут жить!
А какие у государства могут быть проблемы в плане настричь бабла? Не, ну реально, какие проблемы? Придумать новые налоги или повысить старые, придумать новые виды правонарушений и взимать штрафы.
Мне больше знакомо понятие-семейный бюджет. Жить по средствам далеко не каждому дано. Я этим делом управляю и вроде все получается.
Хорошо, когда у семьи есть возможность копить деньги, но ведь многие семьи находятся в крайне неустойчивом финансовом состоянии и им пришлось очень тяжело во время введённого локдауна.
Кстати, в семейном бюджете, если покопаться, то можно много лишних трат найти, так что, если оптимизировать расходы, то на всё хватит.
Думаю, что для более эффективных расходов государства, большая часть собранных налогов должна оставаться в регионах, ведь чем меньше хозяйство, тем проще разобраться, на что тратить деньги.