быть обрученным что значит в старину
Обручение
Обруче́ние – церковный обряд, совершаемый перед венчанием жениха и невесты, в рамках которого жениху и невесте преподаются через священника кольца (входит в последование таинства Брака); 2) задаток, залог ( Еф.1:14 ).
Обручение – богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию.
Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.
В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время. Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.
Обручение лишь скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Обручение является обрядом, а не Таинством. Само слово: «венчание», – то есть «увенчанный», содержит в себе свидетельство, и того, что супруги сохранили до Венчания чистоту.
прот. Владимир Хулап
Еще в дохристианской древности обручение (или помолвка) и собственно свадьба представляли собой две разные церемонии. В рамках помолвки семьи договаривались о заключаемом браке молодых, обсуждали связанные с ним вопросы, прежде всего финансовые: например, размер приданого, подписывали брачный договор. После этого юноша надевал на палец девушки кольцо и они считались женихом и невестой, находясь в таком «промежуточном» состоянии лучшего узнавания друг друга (не вступая в супружеские отношения) до свадьбы, которая могла происходить через несколько месяцев или даже лет. Окружающие знали об их намерениях, что выражалось в присутствии во время помолвки свидетелей. Само «обручение» происходит либо от слова «кольцо» («обруч»), либо восходит к глаголу «брать» (т.е. девушку в невесты). В христианстве церковное обручение стало подтверждением и благословением первого шага к браку, освящением первого камня в его фундаменте. Главным символическим действием остался обмен кольцами, выражающий взаимное обещание верности будущих мужа и жены. При этом Православная Церковь наполнила изначально юридический акт помолвки глубокими библейскими символами и образами, перенеся всю церемонию из договорной перспективы в духовную.
Церковные правила рассматривали помолвку как правовой акт, юридически равный венчанию. Поэтому, например, обрученный мужчина, который оставил свою невесту до свадьбы и вступил в брак с другой девушкой, считался разведенным и второбрачным со всеми вытекающими последствиями. Такой строгий подход был необходим, чтобы не давать повода «экспериментировать» со все новыми невестами, подчеркнуть верность даваемым обещаниям и святость церковного чинопоследования. Чтобы избежать возможной путаницы и сложностей, связанных с расторжением уже заключенного обручения, постепенно и в Византии, и в России обручение и венчание стали совершаться вместе. Так, в 1775 году Святейший Синод издал указ об их совместном служении, за исключением лиц императорской фамилии, династические браки которых обычно заключались в несколько этапов. Сегодня обручение непосредственно предшествует венчанию, однако они разделены пространственно, что указывает на их изначально разделенное совершение и разное значение: обручение совершается в притворе (задней части храма), венчание — в его центре. Подобным образом из двух частей состоит, например, Божественная литургия (литургия оглашенных и литургия верных) и Крещение (которому предшествует оглашение). Поэтому обручение, первая часть двуединого чинопоследования заключения брака, проникнуто идеей обещания и верности, а венчание радостью о заключаемом перед лицом Божиим браке.
Православная Жизнь
«Мы обручились!» — говорит девушка и демонстрирует кольцо на пальце. Подруги восхищены, будущая невеста счастлива, восторг переполняет всех причастных. Именно так представляют себе обручение многие наши современницы. Как выглядит и что символизирует этот обряд в православной церкви — рассказывает протоиерей Сергий Еленич, настоятель Николаевского храма Часов Яра.
По православной традиции обручение скрепляет перед Богом и Церковью взаимные обещания верности будущих супругов. В прошлом, если девушка и юноша, члены христианской общины, хотели вступить в брак, то сначала брали благословение у родителей, которые на совете с родственниками решали, поддержать ли их желание. Потом, чтобы укрепить это решение и освятить его молитвой, они обращались к своему духовнику или правящему архиерею, который благословлял их на бракосочетание. Епископ читал краткую молитву: «Благослови, Господи, кольцо это, ибо, как оно венчает палец человека, так и благодать Святаго Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвёртого рода, которые да восхвалят имя Твое». Заручившись благословением родителей и духовника, жених и невеста назначали день свадьбы.
В наше время для совершения таинства венчания необходимо юридическое признание брака, то есть сначала надо зарегистрировать отношения в загсе. Что касается обряда обручения, то он уже давно совмещён с таинством венчания.
Чин обручения
Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря, затем благословляет жениха и невесту зажжённым венчальными свечами, даёт их им в руки, берет кадило и кадит. Потом возглашает: «Благословен Бог наш…» — и следует ектенья, как на любом другом богослужении. Затем священник читает молитвы на обручение, надевает жениху и невесте кольца, которыми они трижды обмениваются. Обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. После этого читается молитва «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии», в которой испрашивается благословение Бога на обручающихся. Затем следует сугубая ектенья, после которой совершается таинство венчания.
Раньше после обручения молодым людям давалось время, чтобы они могли до венчания проверить свои чувства, подготовиться к таинству. Кольцо жениха хранилось у невесты, невесты — у будущего супруга. После революции сложилась традиция венчать пары, которые зарегистрировали отношения на государственном уровне. При официальном оформлении брака людям обычно тоже дают некоторое время для обдумывания своего решения. Это отголосок старой традиции, о которой мы уже упомянули. К слову, некоторые другие церковные обряды тоже сохранились: тот же рушник, на который становятся жених и невеста, кольца, которые подают на блюде, и так далее.
В современной Церкви принято, чтобы будущие супруги перед венчанием встретились со священником. Он побеседует с ними, подготовит к таинству. Жениху и невесте обязательно нужно исповедоваться и причаститься — таким образом люди, ведущие духовную жизнь, готовят себя к новому жизненному рубежу, потому что венчание — шаг серьёзный. Бракосочетание, в отличие от обручения, — это не обряд, а таинство, во время которого Господь посылает благодать супругам на несение их креста.
Отец, который воспитывал и опекал свою дочь, передаёт эту ответственность мужу. Теперь он должен заботиться о ней. Муж и жена также берут на себя обязанность с терпением и любовью относиться друг к другу, воспитывать детей в традиции православной веры. Святые отцы говорят, что если человек достойно донесёт до конца свой супружеский крест, то получит за это награду от Господа.
Главное, что должны сделать будущие супруги, — это достойно подготовиться к венчанию, потому что благодать при вступлении в брак они получат, а вот как будут нести этот крест — зависит от них.
Записала Екатерина Щербакова
Значение слова обручение
Словарь Ушакова
обруч е ние, обручения, ср. Церковный обряд, во время которого надевают кольца жениху и невесте (церк.).
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Ос 2:19-20). У Иудеев жених и невеста предназначались друг для друга без их ведома до самого обручения. Это назначение или выбор брачной четы производился еще в ранних летах, хотя действительный брак совершался по достижении невестою совершеннолетия, т. е. 12-летнего возраста. Обряд обручения совершался иногда за год и более, и состоял или в письменном условии, или чрез вручение серебряной монеты невесте при свидетеле. От обручения до брака невеста считалась уже законною женою своего жениха. Примеры обручения в Св. Писании представляют подобие наглядное денежной сделки с той и другой стороны (Быт 34:11,12). Сихем, князь Евеев, просил Иакова выдать за него дочь Дину и предложил со своей стороны уплатить, чтобы ни назначил отец ее. Слово обручение означает в Св. Писании и духовное общение между Богом и верующими (Ос 2:19-20).
Православие. Словарь-справочник
богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию. Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.
Православный энциклопедический словарь
Словарь церковных терминов
богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию. Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно меняются. Чинопоследование обручения состоит из благословения, великой ектений, иерейских молитв, собственно обручения, иерейской молитвы и отпуста. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.
Православная энциклопедия
одно из богослужений, в котором участвуют будущие супруги. При этом жених и невеста обещают друг другу перед Богом стать мужем и женой. В наши дни обручение входит в чин венчания, оно совершается священником у западной стены центральной части храма, либо в притворе. Во время обручения священник надевает на пальцы жениха и невесты кольца, освященные в алтаре.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG betrathal)
договор о будущем супружестве между двумя людьми, иногда сопровождающийся религиозными церемониями.
Энциклопедический словарь
старинный обряд (бытовой и христианский церковный) помолвки (взаимное обещание вступить в брак); жених и невеста обмениваются кольцами.
Словарь Ожегова
ОБРУЧЕНИЕ, я, ср. Следующий за помолвкой церковный обряд, во время к-рого надеваются обручальные кольца жениху и невесте.
Словарь Ефремовой
ср.
Церковный обряд, во время которого надевают кольца жениху и невесте.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(сговор, помолвка) — предварительный договор о заключении брака (mentio et repromissio nuptiarum futurarum — определение римского юриста Флорентина), имевший раньше и сохранивший отчасти до сих пор не только бытовое, но и юридическое значение. Его происхождение должно быть отнесено к тому моменту, когда уплата цены за девушку перестала сопровождаться непосредственно выдачей ее жениху или главе его семьи, и брак распался на несколько самостоятельных бытовых обрядов, религиозных церемоний и юридических актов. В отличие от свадьбы (торжественной передачи девушки), О., с этого времени, становится договором, в котором главы семейств жениха и невесты окончательно соглашаются на брак последних, устанавливают его условия, обмениваются реальным или символическим обеспечением своего соглашения (задаток, arrha, которыми обыкновенно было кольцо; см. Арра) и совершают другие торжественные действия, которыми вообще сопровождались древние договора (рукобитье, литки, молитва и т.д.). В таком виде О. получает значение основания для брака; свадьба является лишь актом испол нения договора. Отсюда древний результат О. — принудительное совершение брака или уплата взыскания, которым вообще облагалось неисполнение договоров. В дальнейшем развитии, когда соглашению во время свадьбы, как более обеспечивающему свободу вступающих в брак, начинают придавать все больше и больше значения, юридическая роль О. отходит мало-помалу на задний план, и оно становится договором, не имеющим прямого влияния на самостоятельный акт свадьбы, сила которого состоит уже теперь в особом соглашении (consensus facit nuptias), а не в предшествующем О. Последним обуславливаются теперь лишь некоторые побочные обязательства, не имеющие сами по себе связи с существом брака. В позднейшем римском праве (о раннем мы не имеем сведений) О. перешло уже на эту последнюю ступень, хотя сохраняет еще много остатков старого воззрения. Обрученные обязываются к верности друг другу; жених получает права на иск об обиде своей невесты посторонними лицами; невеста за нарушение целомудрия наказывается так же, как жена за прелюбодеяние; между ближайшими родственниками обеих сторон устанавливаются как бы отношения свойства. Разрыв старого О. и заключение нового с другим лицом ведет к инфамии (см.), но иска на заключение брака или права на неустойку за неисполнение договора, если она даже выговорена, стороны не получают. Неустойку в этом случае римляне вообще считали противной «добрым нравам». Гражданско-правовые последствия расторжения О. сводились лишь к потере arrha или, для получившей его стороны — к выдаче его в двойном размере, а также к возвращению полученных друг от друга подарков. Последние сохранялись, однако, за невестой, если О. было запечатлено поцелуем. Бытовое значение О. в Риме было, по-видимому, больше юридического. В древнем германском праве обручение имело значение необходимого момента заключения брака. Оно было договором покупки власти над женой у главы ее семьи; несовершение его нарушало интересы последнего. По некоторым варварским правам, поэтому, брак без О. был не только наказуем, но и недействителен (жена может быть потребована обратно отцом ее, дети незаконны и лишены наследства); там же, где он был действителен, он был браком без mundium (см. Manus). Одного обручения не было достаточно для полного совершения брака; по законным и определенным в договоре причинам, оно могло быть и расторгнуто, но расторжение по незаконным причинам наказывалось законной или договорной пеней; брак обрученного с другим лицом расторгался, и он обязывался сочетаться браком согласно условиям старого О. Обрученные обязывались взаимной верностью, нарушение которой было прелюбодеянием. Западная церковь, принеся с собой римскую норму брака: consensus facit nuptias, долго не могла решить, к какому моменту приурочить действие этого правила в германском бытовом способе заключения брака; введение римского порядка нарушило бы прочно установившуюся в жизни практику. Поэтому одни канонисты поддерживали решающее значение О. и рассматривали свадьбу, как завершение О. Согласно этому взгляду, О., даже тайное, если оно позднее перешло в супружеское сожитие, считалось законным браком (мнение Грациана). Другие, приурочивая решающее значение также к О., разбили его на два понятия: sponsalia de futuro и sponsalia de praesenti (О. ради будущего брака и О. ради непосредственно за ним совершаемого брака), смотря по произносимым брачащимися словам: accipiam te in meum maritum или meam uxorem — и accipio etc. Только второе О. влекло за собой все последствия брака. В конце XII в. папа Александр IV ввел вторую доктрину в общую практику: из двух браков, заключенных одним и тем же лицом путем разных видов sponsalia, имел преимущество тот, который был заключен ради непосредственного совершения брака. По правилам триентского собора sponsalium de praesenti вытесняет окончательно значение sponsalii de futuro: последнее превращается, во французском праве, в договор об имущественных отношениях супругов. На первых порах развития протестантской церкви старый германский взгляд на О., утратившее мало-помалу свое первоначальное значение и обратившееся в договор об условиях брака, снова оживает. Лютер учит, что торжественно совершенное О. имеет последствия законного брака. На этом основании многие партикулярные законодательства Германии до самого последнего времени придавали обручению большое значение: оно могло быть расторгнуто только по постановлению консистории или судебному приговору. Самовольное расторжение вело к иску о принуждении к заключению брака, осуществлявшемся непосредственно, путем насильственного венчания, или посредственно, путем штрафа или ареста. Другие законодательства допускали и отчасти допускают и теперь, пока не вступило в силу новое общегерманское уложение, взыскание неустоек, уплату имущественных убытков и возврат подарков. Сожитие с обрученной, если оно имело последствием беременность, вело к признанию за невестой прав законной жены, несмотря на отказ жениха заключить брак. Последнее правило, в еще более строгой форме, сохраняет до сих пор свою силу в остзейском праве. По ст. 158 св. мест. уз., «блудодеяние между обрученными дает обольщенной невесте право просить о совершении брака. Если, по признании просьбы ее основательной, постановлено будет совершить бракосочетание, а между тем жених, несмотря на то, в течение трех месяцев не приступает к его совершению, то подлежащий суд, в случае особой о том просьбы невесты, должен объявить ее разведенной супругой обрученного с нею, с предоставлением отыскивать соответственные тому права светским судом». Новейшее германское право отказывает в иске на заключение брака и запрещает неустойки за нарушение О. За сожитие с обрученной, не приведшее к заключению брака, полагается справедливое денежное вознаграждение. Отступивший от О. без важного основания обязывается возместить издержки, сделанные другой стороной в ожидании брака, и ущербы, которые другая сторона потерпела от своих распоряжений по имуществу, сделанных ввиду брака. Подарки возвращаются на основании исков о неправомерном обогащении. В древнем русском праве, подобно германскому, договору обручению принадлежала важнейшая роль при заключении брака: он носит здесь тот же характер покупки и ведет к обязательному заключению брака. Позднее он укрепляется установлением неустойки («заряда») и совершением рядной записи (см.), дававшей право иска на совершение брака. В современном обычном праве крестьянства, это воззрение удерживается, во многих местностях, с полной силой. Главную силу брака крестьяне видят в гражданском договоре, сохранившем многочисленные остатки покупки невесты; договор заключается с символическими обрядами (рукобитье, литки и т. д.) и обеспечивается неустойками, задатками и залогами; отказ от О. считается делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда — и уголовного наказания. Во многих местностях и теперь обрученные начинают вести брачную жизнь до венчанья. Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному в том смысле, что освящало церковным благословением О., совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчанье, за укрепление которого в жизни усиленно боролась. Петр Великий вступил в решительную борьбу с народным пониманием роли О., приводившим к множеству злоупотреблений и уничтожавшим свободную волю брачащихся при вступлении в брак, особенно в случаях О., малолетних. В 1702 г. он объявил религиозное О. необязательным и уничтожил денежные пени и неустойки, назначавшиеся в рядных записях; последние получили, с этого момента, значение простых договоров о приданом. Не раз, однако, и после Петра консистории рассматривали жалобы на нарушение О. и запрещали нарушителю вступление в брак с другим лицом. Это случалось и после 1775 г., когда синод предписал совершать церковное О. в одно время с браком и, следовательно, уничтожил О., как самостоятельную часть заключения брака (были случаи запрещения брака на основании предшествовавшего обещания жениться на другой). Действующее русское право совершенно отрицает юридическую силу О. «Обещание вступить в брак имеет характер чисто нравственный и может быть свободно изменено во всякое время до момента бракосочетания. Обещание вступить в брак не может обуславливаться никаким обязательством, не может быть предметом гражданской сделки и не влечет имущественных последствий в случае отказа от вступления в брак. Отказ от слова или обещания, данного женихом, невестой или их родителями, а равно неуведомление об отказе от слова или обещания не дает права на иск о вознаграждении за убытки, понесенные на приготовление к свадьбе» — таково прочно установленное, на основании русских законов, воззрение сената (реш. 69 /292, 70 /403 , 71 /761, 77 /230, 89 /124). Многие русские юристы находят эту точку зрения неосновательной и желают установления правил, подобных принятым общегерманским гражданским уложением (Оршанский, Ефименко, Дашкевич), ссылаясь на народное воззрение и на несправедливость возложения убытков, происшедших от нарушения обещания, на ту сторону, которая осталась верной своему слову. Но, отстаивая таким образом имущественные блага потерпевшей стороны, забывают о личном праве обрученного вступать в брак лишь с таким лицом, с которым, по его мнению, он может найти счастье. Всякие денежные требования, связанные с расторжением О., являются косвенным понуждением к вступлению в брак, особенно в низших, бедных классах общества, и устранить такой характер иска об убытках, вопреки мнению Оршанского, совершенно невозможно. Справедливым такой иск может быть, поэтому, признан лишь в случае злонамеренного пользования, под предлогом будущего брака, имуществом обрученного и его родных. Литература. Friedberg, «Das Recht der Eheschliessung in seiner geschichtl. Entwickelung» (Лейпциг, 1865); его же, «Verlobung und Frauung» (1876); Sohm, «D. Recht der Eheschliessung» (Веймар, 1875); его же, «Frauung und Verlobung» (Веймар, 1876); Scheurl, «Die Entw. der kirchlichen Eheschliess.» (Эрланген, 1877); Dernburg, «Pandekten» (II); Суворов, «Заключение брака в средние века» («Юридический Вестник», 1888, 1-3); Неволин, «История российских гражданских законов» (I, § 90, слл.); Горчаков, «О тайне супружества»; Павлов, «50 глава Кормчей»; А. Ефименко, «Народно-юридические воззрения на брак» (в «Исследованиях народной жизни»); Оршанский, «Реформа гражданского суда и брачного права» (в «Исследованиях по русскому праву обычному и брачному», СПб., 1879); Дашкевич, «Предбрачные убытки по обычаям малороссов» («Юридический Вестник», 1892, № 12).
Обручение
Обручный, обручальный; обрученый. Со младой своей супругою, со обручною, песня.
Обручник, -ница, обрученик, жених и невеста.
***
ОБРУЧЕ́НИЕ — городской вариант обряда, соотв. сговору или рукобитью, заручению, хотя само это назв. есть и в дерев. обряде. В городе связано с обменом кольцами.
***
ОБРУЧЕНИЕ — церковный обряд, предшествующий венчанию в христианском таинстве брака.
В Римской империи с самых первых времен христианства обручение у христиан было таким же гражданско-юридическим актом, контрактом, как и у язычников. Естественно, однако, что христиане, привыкшие жить с церковным благословением, к гражданско-юридическому акту могли присоединять особые молитвословия, совершаемые священнослужителями. Были ли эти молитвословия делом личного произволения брачующихся или непременной церковной принадлежностью гражданского брачного контракта — с точностью определить нельзя. Так, правило 11-е Анкирского Собора (314—315), Папа Сириций, современник Иоанна Златоуста (в послании к Гимерию) и 98-е правило 6-го Вселенского Собора свидетельствуют лишь о том, что если обручение было совершено Церковью, то оно было ненарушимым и имело одинаковую силу с гражданским брачным контрактом.
Константинопольский Собор 1066—1067 уравнял обручение церковное с гражданским бракосочетанием, так что если обрученные вступали хотя бы и в первый брак, но не с теми лицами, с которыми были обручены, то они признавались уже второбрачными.
При императоре Алексее Коминине для полного установления брачного союза сделано было обязательным не только венчание, но и церковное обручение, наряду и одновременно с гражданским контрактом.
До 12 в. церковное обручение совершалось нередко задолго до венчания, иногда — в семилетнем возрасте. Письменное изложение чинопоследования обручение в Православной Церкви не восходит ранее 8 в. (тогдашний обряд содержал в себе лишь две краткие молитвы и не имел ни третьей, обширной молитвы современного чинопоследования, ни ектений, ни слов: «обручается раб Божий. » «обручается раба Божия. «).
В списках 13 в. присутствует уже привычное начало чинопоследования, надевание колец обручающимся с произнесением слов: «обручается раб Божий. » и т. д., со всеми нынешними указаниями действий священника при обряде.
В 15 в. чин обручение был изложен Симеоном Солунским (в нем отсутствовала третья молитва; надевание колец совершалось после первой молитвы). В «Служебнике» митрополита Киприана (14 в.) нет слов: «обручается раб Божий». Относительно колец у Симеона Солунского говорится, что жениху надевается перстень железный, в знак «силы мужа», а невесте — золотой, в знак «ее нежности и непорочности».
В Русской Православной Церкви с 1775 обручение стало соединяться с венчанием, непосредственно ему предшествуя.
***
ОБРУЧЕНИЕ — взаимное обещание вступить в брак и обмен кольцами. В Русском государстве в допетровский период обручение совершалось в церкви и сопровождалось заключением письменного соглашения об имущественных обязательствах будущих супругов. В 1702 г. О. потеряло религиозное и имущественное значение. В 1775 г. обручение и венчание объединены в один обряд. После 1917 г. обручение не предусматривалось отечественным законодательством.
Уголовную ответственность за обручение лиц, не достигших брачного возраста, в 1920—50-х гг. предусматривали УК ряда союзных республик СССР (Азербайджана, Туркмении, Узбекистана).
***
ОБРУЧЕ’НИЕ, я, ср.
Церковный обряд, во время которого надевают кольца жениху и невесте (церк.). || То же, что помолвка.
***
Обручение, предварительное соглашение о заключении брака. По русскому праву обручение юридической силы не имеет и не дает права на иск о вознаграждении за убытки по приготовлению к свадьбе.