Беседа с детьми о сне
Конспект проведения беседы на тему: «Зачем человеку сон?»
Светлана Понкратова
Конспект проведения беседы на тему: «Зачем человеку сон?»
Цель: расширять знания детей с ограниченными возможностями об организме и его функциях, формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Материал: тематические слайды «Сон и человек», памятка «Здоровый сон».
– Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
— А как вы думаете, что такое сон?
— Сон – это состояние человека, при котором всё его тело отдыхает.
(рассказ воспитателя сопровождается показом тематических слайдов)
— Как вы думаете, зачем человек должен спать?
— Во время сна тело работает в спокойном замедленном ритме. Человек отдыхает и набирается сил.
— Сон позволяет мозгу развиваться, а телу расти.
— Глаза слипаются, мы зеваем, пришло время спокойно лечь, чтобы поспать.
-Мы не остаёмся в своей любимой позе всю ночь, а бессознательно ворочаемся.
— Маленьким детям нужно спать и днём и ночью, чтобы лучше расти и не болеть.
— А чтобы сон был крепким и спокойным, надо перед сном выпивать стакан тёплого молока. Ещё можно лечь в кровать со своей любимой мягкой игрушкой.
— Сколько же надо спать?
— В среднем взрослый человек должен спать 8 часов. Детям рекомендуется спать 9-10 часов. Свежий воздух, прогулки, спокойные игры, водные процедуры и чистая постель ускоряют наступление сна, увеличивают его продолжительность. Мешают спать плотный ужин перед сном, крепкий чай или кофе, шумные игры и поздний просмотр телепередач.
— Если вы мало спите, то ухудшается настроение, вы хуже работаете на занятиях.
— Ложиться спать лучше в одно и то же время. Перед сном нужно проветрить спальное помещение. Свежий воздух поможет быстрее заснуть, и сон будет крепким
– Очень часто многие дети не хотят отдыхать, пораньше ложиться спать. Так полезен и нужен сон? Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю. – Один мальчик,решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи. 1 день. Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал. 2 день. Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза. 3 день. Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно.
– Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти? Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя? (дети высказывают своё мнение, доказывают)
— А после, какой детской передачи вы обычно ложитесь спать? («Спокойной ночи, малыши!»)
— Назовите имена главных героев этой передачи.
— Главные герои это – Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша (демонстрация слайдов).
— Какие слова говорят, когда человек ложится спать? (Спокойной ночи, приятных снов)
И бычок, и хомячок, и светлячок.
Спать ложатся пятачки
Прячут хвостики – крючки
И не жалко добрых слов
Всем сказать: «Приятных снов». Е. Еремеев.
Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Это пальчик уж заснул.
«Тише, пальчик не шуми,
Братиков не разбуди».
Встали пальчики – «Ура!»
В школу им идти пора!
-Когда мы спим, нам иногда снятся сны. Однако мы не всегда вспоминаем свои сновидения!
-Бывают сны добрые, хорошие и нам не хочется просыпаться. (демонстрация слайда)
• Число 7 – к счастью.
• Кровь – жди родственников
— Итак, подошла к концу наша беседа. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче. – Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы хорошо работали! Спасибо!
Доклад «Зачем человеку детство?» Детство. Что это такое и зачем оно человеку нужно? Наверное, каждый размышлял над этим. У всех живых существ есть период появления на свет,.
Конспект беседы с детьми средней группы «Сбережём ёлочку в лесу» 29 декабря 2016 года в средней группе проведена беседа с детьми на тему «Сбережём ёлочку в лесу». Цель занятия: 1. Дать понятие о многообразии.
Конспект беседы в подготовительной к школе группе на тему: «Берегите Россию, нет России другой» Конспект беседы в подготовительной к школе группе на тему: «Берегите Россию, нет России другой» Цели: обобщить знания детей об истории возникновения.
Конспект игровой образовательной ситуации «Зачем человеку кожа» Видео Программное содержание: • Расширять и систематизировать представления детей о назначении и свойствах кожи. Закреплять знания о правилах.
Конспект проведения НОД «Музыка» с детьми старшего и дошкольного возраста на тему: «Весна пришла» Цель : Музыкально-ритмические движения Развивать внимание детей, чувство ритма. Учить самостоятельно менять движения со сменой музыки Ритмично.
Конспект проведения НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Овощи и фрукты» Задачи: Образовательные: • уточнить, обогатить и систематизировать словарь по теме «Овощи, фрукты»; • учить группировать, классифицировать.
Конспект проведения этической беседы «Об использовании вежливых слов» в старшей группе ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц о вежливости. Формировать нравственные.
Конспект проведения занятия в старшей группе «Идет дождь» Цель: Формирование графического навыка проведения штриховки в заданном направлении. Задачи: 1. Учить изображать дождливую погоду с помощью.
Презентация на тему: «Нравственно-эстетическое воспитание детей через этические беседы» ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: «Нравственно-эстетическое воспитание детей через этические беседы» В настоящее время стерты нравственные ориентиры,.
Беседа «Сон-лучшее лекарство»
Людмила Кирюхова
Беседа «Сон-лучшее лекарство»
-Учиться быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, выяснить значение сна в жизни человека, вспомнить правила подготовки ко сну;
Познакомить с профессиями людей, занятых ночью и их важностью для людей,
с особенностями жизни ночных животных.
-Расширять кругозор и словарный запас, понимание необходимости соблюдения режима дня.
— Воспитывать мотивацию на здоровый образ жизни, уважение к людям ночных профессий.
Плакаты: «Правила здорового сна», «Режим дня школьника», пословицы о сне;
Фонограммы колыбельных песен «Спят усталые игрушки», «Спи, моя радость, усни»;
Ход занятия :
I. Вступительное слово.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о сне. Не удивляйтесь! Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил.
Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее».В одном из стихотворений русского поэта Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…» Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется.
Народ составил много загадок о сне. Вот некоторые из них, давайте почитаем их вместе.
1. Что слаще сладкого?
2. Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не съесть?
3. Что слаще мёда и сильнее льва?
4. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его.
5. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.
6. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Подумайте и ответьте: что же такое сон? Как вы понимаете?
А теперь прочитаем определение в толковом словаре:
1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. (Здоровый сон. Спать крепким сном. Погрузиться в сон.)
2. То, что снится, грезится спящему человеку, сновидение. (Снятся сны. Видеть сон. Приснился страшный сон.)
IV. Правила здорового сна.
Еще с древних времен люди задумывались над этим вопросом. Но, как ни странно, даже в настоящее время ученые не могут дать точного определения сну.Зато каждый из вас знает: если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не только мышцы,но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомните, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Порой вы можете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недосыпает. Например, дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными. Кроме того, в школе они гораздо хуже, чем могли бы, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания.От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребенок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.
Некоторые мальчики и девочки начинают спорить и капризничать, когда родители велят им идти спать. Это очень глупо. И вы теперь знаете, почему? Когда вас отправляют спать, не надо воспринимать это как наказание. Напротив, мамы и папы очень вас любят и охотно посидели бы с вами подольше. Но родители знают, что ребенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоро-вым. Поэтому они и следят, чтобы вы ложились вовремя в постель. А еще родители знают, что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос сильным и крепким.
Правила здорового сна
Учитель. Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться. (Читает и комментирует правила.)
Правило первое. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. А время подъема и время сна у нас записано в «Режиме дня». Давайте на модели часов покажем, в котором часу вы должны вечером ложиться спать. Теперь покажем время подъема утром. Высчитаем, сколько времени вы должны спать. (Дети выполняют задания.) Ученые и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет- не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.
Правило третье. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняжке, заснуть,если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен.
Правило четвертое. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за один-два часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придется изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок довольно трудно. Ребята, покажите на модели часов время ужина. (Дети выполняют задание.)
Правило пятое. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете, Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.
Правило седьмое. Спать на ровной постели.Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.
Правило восьмое. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.
Правило девятое. Не принимать снотворного. Систематический прием снотворного со временем поражает нервную систему.
Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идете спать? А что слышите в ответ? Что означают эти слова?
(Ответы детей: «Спокойной ночи!», «Доброго сна!» и другие.)
Когда вы были маленькими, а возможно и сейчас, мамы и бабушки пели вам песенки перед сном. Как называются эти песенки? (Колыбельные.) Как их поют? Почему? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно, чтобы песенки успокоили ребенка и глазки сами собой закрывались.)
А сейчас мы послушаем колыбельные мелодии.
VI. Беседа «Кто ночью не спит?»
А ведь не всем людям удаётся увидеть сны. Есть люди, которые ночью не спят, а работают. Кто они?
Как будто халат белоснежный Надет.
Эта машина к больному спешит.
Нас скорее вызывай.
При пожаре не сидим, Набираем.
3. Посмотри,силач какой:
На ходу одной рукой
— Операторы, пекари. Работа этих людей трудна, но в то же время необходима для всех нас.
VII. Игра «Собери пословицу»
Учитель. А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте собрать пословицы.
Учащиеся читают пословицы и поговорки, пытаются объяснить их смысл.
3. Сон лучше всякого богатства.
5. Нет такого силача, которого сон не поборет.
6. Силен слон, да посильнее его сон.
7. После обеда полежи, после ужина походи.
8. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Учитель. Какой можем сделать вывод? (Ответы детей.)
Сон необходим человеку, ничем его заменить нельзя!
VII. «Из мира животных»
Сон нужен не только детям и взрослым, но и всем зверям, рыбам, птицам.
Некоторые животные, например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой. Во время долгих месяцев зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начнется у них с приходом весны. Многие считают, что белки тоже впадают в зимнюю спячку. Они и в самом деле спят зимой гораздо больше, чем в другое время года, но спячкой это все же назвать нельзя.
— Многие животные спят в весьма причудливых позах.
Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы.
-Львы, панды и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются как попало.
Слоны спят стоя или лежа на животе, упираясь бивнями в землю. Самцы козерогов спят, закинув голову назад. Эта поза позволяет им опереться своими огромными рогами о землю и хоть на время сна избавиться от постоянного бремени.
Большинство птиц спит, сидя на ветке.
Некоторые рыбы спят, лежа на дне или на «матрасе» из водорослей.
•Загадки про ночных животных:
А теперь отгадайте загадки и узнайте, какие животные ночью не спят.
Спать летит в дупло. (Сова.)
Что вы о ней знаете?
У совы большая круглая голова и небольшой как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц.
Смотрит сова пристально, не мигая. Наверное, за её большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку.
Днём сова тоже видит, но охотится только ночью.
Сова летает бесшумно. У неё замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.
Совы очень любят купаться под мелким тёплым дождём.
Гнездо сова не строит. Если найдёт чьё-то готовое, подправит немного и займёт его. В её гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуху.
Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока её нет, остальные яйца согревают старшие братья.
В гнезде совята сидят тесно прижавшись друг к другу.
Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они ещё не могут, но в гнездо больше не возвращаются. Бегают неподалёку, писком сообщают родителям о себе и ждут корма.
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
Вниз головой висит,
Птицу на лету добывает. (Летучая мышь.)
Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Такие звуки называются ультразвуками.
Днём летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув вниз головой и прикрывшись крыльями как плащом.
Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы или хищные птицы.
Зимовать эти зверьки улетают в тёплые края, как птицы. Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы, повиснув вниз головой.
А ещё ночью не спит.
Целый день он спать не прочь,
Но едва настанет ночь,
Музыканта звать. (Сверчок.)
Ночью в роще огонёк
Угадай, как он зовётся?
Ну, конечно. (Светлячок.)
VIII.Сонники и сновидения
Видят сны не только люди. Вы можете привести примеры, доказывающие, что и животные тоже видят сны? (Дети делятся своими наблюдениями за кошками и собаками.) Если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дергает во сне лапой,издает звуки: мяукает или поскуливает. Это означает, что животному снится сон и его мозг во сне продолжает работать.
XI. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты!
Людям, которые любят спать калачиком, то есть, свернувшись, как кошечка, хочется, чтобы их опекал кто-то, кто сильнее их. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои поступки они побаиваются. Ведь их поступками руководит только личное настроение, они не думают о последствиях.
Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав колени, спокойные и послушные. Они никогда не будут вам лишний раз возражать, спорить с вами. Одним словом, ссориться они не любят.Такие люди легко приспосабливаются к разным условиям: им одинаково удобно спать и на мягкой перине и на металлической кровати, есть жареную утку или только картофель. Правда, они не очень смелы и решительны, зато находчивы, хотя и не выставляют себя напоказ, а стараются быть «такими как все».
Люди, которые спят на спине, заложив при этом руки за голову, отличаются веселым нравом. И хотя они прекрасно знают о своих недостатках, тем не менее, не спешат исправлять их, Правда, и других людей они воспринимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними почти невозможно поссориться.
Теперь, дорогие друзья, расспросив, кто как спит, вы будете иметь определенное представление о том человеке, мальчике или девочке, с которым вы уже подружились или только собираетесь это сделать.
X. Подведение итогов
Вопросы для итоговой беседы:
1. Каково же значение сна для детского организма?
2. Какие правила здорового сна вы запомнили?
3. Что интересного о сне узнали на уроке?
4.Объясните значения этих слов и выражений: сон, бессонная ночь, бессонница, сонник, сновидения, недосыпание, электроэнцефалограф.
Учитель. Когда мы спим, наши органы продолжают работать. Мы дышим, и легкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечная мышца (сердце, отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тканям поступают питательные вещества, накопленные в печени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаем полные сил и готовы активно приняться за дела.
Арт-терапия как лекарство Арт-терапия как лекарство Нелюбовь к себе легко получить в наследство от таких же не любящих себя родителей, или напротив, от родителей-нарциссов,.
Консультация для родителей «Баловень семь. Как найти лекарство от вируса вседозволенности?» Вы и сами не заметили, как любое «хочу» вашего чада превратилась в приказ? Отказ купить двадцать пятую по счету куклу или заменить обед.
Комплексы гимнастики для глаз «Волшебный сон» «Волшебный сон» Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышится легко… ровно… глубоко… Наши.
Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ художественного произведения К. Д. Ушинского «Лекарство» Конспект занятия (НОД) по речевому развитию. Тема: Пересказ по художественному произведению К. Д. Ушинского «Лекарство». Цель: Закреплять.
Консультация для родителей «Дневной сон ребенка» Консультация для родителей «Дневной сон ребенка» Дети, посещающие детский сад, довольно быстро свыкаются с тем, что «тихий час».
Консультация для родителей «Нужен ли дневной сон» Консультация для родителей. Нужен ли дневной сон? Дети, посещающие детский сад, довольно быстро свыкаются с тем, что «тихий час» для них.
Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста «Лекарство от скуки» Лекарство от скуки Действующие лица: Царь Царица Царевна Марьяна Нянюшка Морской царь Русалки Лоточники Коробейники Мастер Василий Разбойники.
Сказка-сценка «Доброе лекарство» Хочу пояснить, что сценка была написана для детей с тяжелым нарушением речи, слов для детей совсем не много, но это прекрасная возможность.
Стихотворение «Сон снеговиков» Поскольку зима еще не закончилась, я думаю, что мое запоздалое стихотворение (а к нему и связанные герои) будут кому-то интересны. Ведь.
Экологическая сказка «Сон Лесовичка» Экологическая сказка «Сон Лесовичка» Мы вас в гости пригласили, Сказку новую сложили, Глазки Вы протрите, ушки навострите, Начинаем сказку.
Конспект занятия для старших дошкольников «Зачем мы спим?»
Игра «Готовимся ко сну»: нужно выбрать только те предметы, которые нужны при подготовке ко сну.
— Когда мы спим, то видим сны их еще называют сновидения. Иногда сны забываются, а некоторые запоминаются.
В снах мы можем и летать, и плыть. Главное, что нужно запомнить о сновидении: они происходят не на самом деле и не могут причинить никакого вреда, поэтому не стоит пугаться слишком страшного сна.
— Я вам предлагаю немного отдохнуть.
Релаксация «СОН» (дети ложатся на ковёр или сидя на стульчиках, закрывают глаза)
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают…
Отдыхают, засыпают,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться.
— Как вы думаете, почему улыбнуться? (ответы детей)
— Я приглашаю вас всех пройти и присесть за столы и нарисовать свой самый лучший сон. А потом расскажите всем про свой сон.
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как вы считаете, пригодятся вам эти знания в жизни?
Обязательно поделитесь с родными полученными знаниями. И никогда не забывайте соблюдать гигиену сна!