бэби штаг на яхте зачем
Про бэби-штаг
В стоячем такелаже яхт штаги различаются на:
1. основной штаг или штаги (в последнем случае передний называют фор-штагом или кливер-штагом, а задний просто штагом)
2. дополнительный штаг (бэби-штаг или малый штаг).
Основной штаг обязателен. Фор-штаг (кливер-штаг) и бэби-штаг могут отсутствовать в зависимости от типа парусного вооружения (шлюп, тендер и т.д.) и особенностей рангоута (гибкая или жесткая мачта и т.п.). Рассмотрим для примера килевую яхту с парусным вооружением шлюпа, для которого обязателен штаг и может использоваться бэби-штаг. Штаг удерживает мачту спереди (с носа яхты) и несет паруса переднего треугольника (стаксель, генуэзский стаксель, штормовой стаксель). Натяжение штага уравновешивается ахтер-штагом при топовом парусном вооружении или бакштагом при дробном вооружении (3/4, 7/8). Точки крепления штага и ахтер-штага (при топовом вооружении) или штага и бакштага (при дробном вооружении) на мачте должны быть, по-возможности, близки друг к другу. В некоторых современных схемах стоячего такелажа роль бакштагов (а иногда и ахтер-штага) исполняют верхние ванты, отклоненные в корму стреловидными краспицами на угол до 30-45°.
Бэби-штаг может быть предусмотрен по следующим причинам:
1. Как обязательный элемент стоячего такелажа в тяжелых условиях плавания по причине большой гибкости мачты в продольной плоскости яхты (например, при круглом поперечном сечении мачты). Точка крепления бэби-штага на мачте должна находится примерно на половине высоты крепления штага (обычно у краспиц). В этом случае бэби-штаг должен устанавливаться и обтягиваться при большом крене яхты на волнении во избежание продольного раскачивания мачты в пролете между степсом и точкой крепления штага. Натяжение бэби-штага должно уравновешиваться дополнительным нижним бакштагом (чек-стеем), точка крепления которого на мачте д.б. близкой к точке крепления бэби-штага. В этом случае мачта получает в пролете между штагом и степсом дополнительную опору в продольной плоскости, что существенно повышает ее общую устойчивость и прочность при сжатии и изгибе в условиях динамической нагрузки. Это особенно актуально, если условия закрепления мачты в степсе близки к шарнирному опиранию, что обычно реализуется в современных конструкциях. Поскольку эффективность бэби-штага определяется углом между ним и мачтой, который при прямой мачте д.б. не менее 15-20°, нижняя точка его крепления на палубе оказывается примерно посередине основания нижнего треугольника. В этом случае бэби-штаг затрудняет выполнение поворота «оверштаг». Для устранения этого недостатка бэби-штаг иногда устанавливают достаточно близко к мачте или убирают совсем, но при этом мачта должна иметь постоянный изгиб в продольной плоскости выпуклостью в нос яхты, который регулируется и ограничивается при нагрузке обязательным в этом случае чек-стеем (их м.б. несколько) и ахтер-штагом (при дробном вооружении). При обычных условиях плавания бэби-штаг может быть убран по-походному к мачте.
2. Как дополнительный элемент регулировки изгиба мачты в продольной плоскости при топовом вооружении или при дробном вооружении (в дополнение к ахтер-штагу). В этом случае чек-стей может отсутствовать, т.к. надежность мачты должна быть обеспечена без него и бэби-штага.
3. Для несения штормового стакселя (если имеется соответствующий фал).
С точки зрения конструирования гоночной яхты рационально совместить п.1 и 2 с тем, чтобы сечение мачты в продольной плоскости было не слишком большим, и мачта была гибкой для возможности тонкой настройки грота (в особенности при дробном вооружении). Аэродинамическое сопротивление такой мачты на лавировке, также как ее вес, в этом случае будет много меньше, чем у жесткой мачты.
Крепление бэби-штага к палубе должно обеспечивать его быструю постановку и уборку (глаголь-гак, тали и т.п.), а штаг-путенс надежно подкреплен подпалубными конструкциями.
Обрыв бэби-штага – маловероятен, т.к. нагрузка на него невелика. Он может произойти из-за поломки креплений к мачте или палубе. Как правило, это происходит, когда бэби-штаг или чек-стей не обтянуты достаточно, и мачта «гуляет» в нижнем пролете при ударах о волны на острых курсах. Например, на яхте класса Л-6 «Ника» (на ней используются, кроме основного стоячего такелажа, бэби-штаг и нижний бакштаг по причине, указанной в п.1) в 1994 году в проливе Ла-Манш при ветре 7 баллов и волнении ночью произошел обрыв бэби-штага из-за поломки вилки талрепа, которым он крепился к палубе. Яхта шла под штормовыми парусами и испытывала частые удары о волны. Талреп был заменен другим, и аварии не было. Анализ показал, что вилка лопнувшего талрепа, купленного в яхтенном магазине ООО «Старлит», имела конструктивный дефект, вызвавший усталостную трещину.
Обрыв бэби-штага обычно не приводит к поломке мачты. Но, если он установлен по причине из п.1, следует сразу предпринять ряд действий, чтобы сохранить мачту, а именно:
— если позволяют условия, увалить до курса бакштаг и восстановить бэби-штаг;
— если уваливать нельзя (например, в гонке), убрать генуэзкий стаксель, взять рифы, поставить малый стаксель и затем восстановить бэби-штаг;
В обоих случаях (особенно во втором) следует туго обтянуть ахтер-штаг и оттяжку грота-гика для создания прогиба мачты выпуклостью в нос и обтянуть чек-стей, чтобы устранить, по-возможности, «гуляние» мачты». Если штатный бэби-штаг не восстановить сразу (обрыв верхнего огона или путенса в мачте), то в качестве временного средства следует завести и обтянуть лебедкой вместо него нижний стаксель-фал, если он имеется (см.п.3). Если такого фала нет, то надо уменьшить нагрузку на мачту (изменить курс, уменьшить паруса, лечь в дрейф, встать на якорь, убрать паруса и запустить мотор и т.п.) и выполнить ремонт штатного бэби-штага. Можно завести временный бэби-штаг за нижние или средние краспицы (те, что ближе к точке крепления штатного бэби-штага на мачте) из имеющихся запасных фалов или концов.
Бэби-штаг при топовом вооружении.
Неудачная идея, т.к. нагрузка на топенант будет в два раза выше, чем нам сам стаксель, а автор сразу же говорит, что это слабый узел.
Это с чего бы так? Как посчитали?
Рулевой 1-го класса
Это с чего бы так? Как посчитали?
Я не знаю про нагрузку, но конец с канифасом убежит по фалу вверх, хрен его потом оттуда дастанешь на ходах.
Рулевой 1-го класса
Могу усилить врезной блок топенанта спин.гика.
Поставить хорошую нетянущуюся веревку.
Использовать её в нужный момент как бэби-штаг или ею подымать стаксель со вшитым по шкаторине тросом.
Это удобно и минимум переоборудования, даже «пеликан» тогда ненужен, набивать такой штаг/топинант можно через ролики внизу мачты.
Но все равно остается странная высота у топового угла штормового стакселя (на высоте половины мачты).
15 см выше краспиц
Могу усилить врезной блок топенанта спин.гика.
Поставить хорошую нетянущуюся веревку.
Использовать её в нужный момент как бэби-штаг или ею подымать стаксель со вшитым по шкаторине тросом.
Это удобно и минимум переоборудования, даже «пеликан» тогда ненужен, набивать такой штаг/топинант можно через ролики внизу мачты.
Но все равно остается странная высота у топового угла штормового стакселя (на высоте половины мачты).
15 см выше краспиц
А почему не хотите сделать классическую схему? Раз уж так часто приходится штормовать и этот вопрос так актуален.
Рулевой 1-го класса
А почему не хотите сделать классическую схему? Раз уж так часто приходится штормовать и этот вопрос так актуален.
Что за классическая схема? С бакштагами?
Я просто один хожу по сути. По этому собственно все упрощаеться по возможности для отказа от лишних телодвижений, беганий на бак итп
Что за классическая схема? С бакштагами?
Я один хожу по сути просто.
Рулевой 1-го класса
Так, блин, и планировалось!
Вот и выясняю на какой высоте воткнуть оковку, хотелось бы воткнуть где то на метр ниже топа мачты, но говорят будет мачту выгибать и может сломать.
Близко к основному штагу не получается, там верхний вертлюг закрутки + блочок приклепан к мачте, оттягивающий рабочий стаксель фал под углом (что бы вместе с вертлгом не перекручивался вокруг основного штага)
До этого, штормовой ст., я ставил на погон, сделанный из отрезка троса с блоком и стопором. То есть что то вроде стаксель-автомата получается с одним шкотиком, при особой надобности можно потравить/подобрать. Вопрос шкотов сейчас не столь важен.
Бэби штаг на яхте зачем
Два передних паруса
Вооружение яхты шлюпом с генуей на закрутке является идеальным вариантом для яхт средних размеров в прибрежных водах и на закрытых акваториях. На яхтах же с дробным вооружением – каттерах, лавировка галсами и маневры среди трафика яхт могут быть болезненно утомительными мероприятиями. С другой стороны, для тех, чьи амбиции простираются дальше прогулочных маршрутов, и кто нацелен на дальние круизы, ограниченные возможности шлюпа стразу становятся очевидными. Времена героических усилий на баке по смене парусов вручную для большинства круизеров ушли в прошлое, и каждый хочет если не полностью «автоматическую коробку передач», то хотя бы ее ручной аналог, чтобы эффективно и безопасно уменьшать/увеличивать площадь парусов. Ключевой вопрос волнующий всех и каждого – как иметь один передний парус, обеспечивающий большую тягу и обладающий необходимой прочностью в любых погодных условиях, пока остается открытым, и единственный путь решения проблемы ведет нас к двум передним парусам на закрутках.
Традиционная оснастка с двумя передними парусами конечно – каттер, и в течение многих лет считалось мудрым выбирать именно этот тип вооружения для дальнего круизинга. Но ничто не вечно, и теперь имеются различные варианты, базирующиеся на использовании парусов на закрутках на двух штагах.
Традиционный каттер
Вооружение каттера предусматривает наличие второго (внутреннего) штага, на котором несут стаксель, и который крепится к мачте в районе верхних краспиц. В этой точке мачта в состоянии хорошо противостоять поперечным нагрузкам, а продольные компенсируются бегучими бакштагами, или, что менее удовлетворительно, ромбо-вантами. Такая конфигурация обычно означает, что передний треугольник стакселя (от мачты до внутреннего
Традиционный каттер Комбинация кливера с высоким шкотовым углом и стакселя на внутреннем штаге с минимальным заходом за мачту является отличительным признаком каттера. Такое вооружение хорошо работает на большинстве курсов, хотя лодка идет не так круто к ветру, как шлюп. Заметьте, что мачта установлена дальше в корму, и передние паруса имеют малое удлинение. Отпадает необходимость основывать внутренний штаг для штормового стакселя, поскольку стаксель обычно шьют достаточно прочным для таких целей. Бегучие бакштаги – неизбежная необходимость, поскольку только они могут поддерживать натяжение внутреннего штага. |
штага) составляет около 44% большого переднего треугольника (от мачты до переднего штага). В ходу каттер обычно несет на штаге кливер (янки – yankee) c высоким шкотовым углом, и стаксель на внутреннем штаге. Последний можно сделать автоматическим, возможно даже на гике. Не является необычным и несение в легкий ветер генуи на штаге, тогда стаксель убирается или берется на закрутку.
Много лет мы были владельцами каттера Blackjack, рассказавает автор статьи яхтенный дизайнер Mike Pocock, и тысячи миль остались за его кормой. Я спроектировал его для участия в гонке через океан в 1981 году с экипажем из двух человек, и на то время он был оснащен закруткой лишь на внутреннем штаге. Предполагалось чтобы стаксель, как парус для тяжелой погоды, можно было безопасно ставить и убирать на закрутку, а отсутствие карабинов не повреждало бы передний парус. На внешний штаг решено было поставить парус на карабинах, чтобы можно было добавлять еще один парус на тот же штаг. Бывало, мы несли арсенал из двух генуй на переднем штаге и стакселе внутри. Позже, все больше увлекшись гонками, мы поставили закрутку и на передний штаг и перешили геную под нее.
Одним из проблемных моментов каттера является настройка его в ходу круто к ветру под тремя парусами. Кливер должен быть существенно полным, чтобы не «прилипать» к стакселю, а грот наоборот весьма плоским, чтобы не «задуваться» передними парусами. Мы заметили, что мы достигали лучшего прогресса против ветра, когда стаксель взят на закрутку (т.е. шли как шлюп – под кливером и гротом), чем под тремя парусами хоть и с большей скоростью, но более полным курсом. С тех пор мы часто ходим как шлюп – под генуей и гротом, но снова становимся катером, как только ветер серьезно усиливается.
Для многих яхтсменов, менее озабоченных гонками и крутизной хода лодки, вооружение катером является идеальным.
Модифицированный каттер
Как логическое развитие традиционного каттера, я разработал и представил ряд проектов, которые были признаны очень успешными. Наибольшее одобрение встретило применение трех пар краспиц на мачте, что позволило провести внутренний штаг выше, к третьим краспицам, и тем самым увеличить площадь стакселя на 20%. Такие яхты ходят или только под Генуей или под стакселем, но никогда не несут два передних паруса в крутой бейдевинд.. Проблемы с переходом генуи на другой борт при смене галса весьма значительны в связи с уменьшением расстояния между штагами, но лавировка все же возможна. Если галсы нужно
Модифицированный каттер Внедрение третьего ряда краспиц увеличило площадь стакселя на 20% и кливер с успехом был заменен рабочей генуей. Против ветра такой каттер идет как шлюп, или с топовой генуей, или с лавировочным стакселем. Штормовой стаксель и вспомогательный бэби-штаг становятся существенно необходимыми в тяжелых погодных условиях. Бакштаги играют еще более важную роль, но только в случае когда стаксель на внутреннем штаге поднят. |
менять часто, то используют стаксель, который развивает достаточно большую мощность благодаря увеличенной площади. Процесс лавировки под стакселем легок и приятен. С тремя парами краспиц появилась возможность уменьшить базу вант и основать их ближе к ДП, у рубки, что обеспечивает более острый угол шкота генуи. В то же время стаксель совсем немного заходит за мачту, и его шкоты проведены внутри вант. Ход в бейдевинд значительно улучшился. В отличие от обычного каттера довольно большой стаксель не может в зарифленном на закрутку состоянии качественно выполнять работу штормового стакселя, поэтому рекомендуется включить в оснастку дополнительный бэби-штаг и маленький штормовой стаксель.
Опыт показывает, что худшим местом для штормового стакселя является внешний штаг. На реально больших волнах в сильный ветер нос яхты уваливает, сдувается под ветер, поэтому хорошей практикой рекомендуется располагать штормовой стаксель ближе к мачте даже на обычном шлюпе, чтобы уменьшить давление ветра на носовую часть лодки.
Два штага друг за другом
В своей основе это вооружение с двумя генуями – легкой впереди, и тяжелой на внутреннем штаге. Больший коэффициент удлинения парусов позволил переместить мачту ближе к носу, где она не так загромождает салон, и может быть установлена над главной переборкой в случае опоры на стандерс на крыше рубки. Штаги идут к топу, туда же проведен и временный штаг штормового стакселя, что позволяет отказаться от бакштагов. Некоторый разворот краспиц в корму повышает общую жесткость мачты
Беби-штаг
Рулевой 2-го класса
Подскажите,при топовом вооружении и двух штагах нужен ли в беби-штаг и для чего,кроме регулировки изгиба мачты?
Рулевой 2-го класса
Штормовой стаксель еще на него хорошо ставить.
Рулевой 2-го класса
Штормовой стаксель еще на него хорошо ставить.
у него 6мм толщина и крепиться он к переборке.Кто ставил на него штормовой стаксель и штормовал?
Штормовой стаксель еще на него хорошо ставить.
ахтерштаг и бакштаги на топ заведены, а штормовой стаксель значит на бебиштаг? что-то сомневаюсь я, не сложится мачта?
Рулевой 2-го класса
ахтерштаг и бакштаги на топ заведены, а штормовой стаксель значит на бебиштаг? что-то сомневаюсь я, не сложится мачта?
А есть на лодке задние основные ванты?Вот они и будут держать.Вообще мало информации.Как к переборке крепится?На мачте?Точка крепления? 6 мм мне кажется тонковато.ps Вряд ли при топовом вооружении есть бакштаги.
Рулевой 2-го класса
А есть на лодке задние основные ванты?Вот они и будут держать.Вообще мало информации.Как к переборке крепится?На мачте?Точка крепления? 6 мм мне кажется тонковато.ps Вряд ли при топовом вооружении есть бакштаги.
Главное в вопросе,что стоят два штага
А у Вас на палубе к чему крепится беби?
6 мм он изначально.
Но никто не утверждал,что он предназначен для шторм.стакселя.
Меня интересует его прямое назначение
Рулевой 1-го класса
Рулевой 2-го класса
При 2 имеющихся штагах ещё и третий?как стоят первые два параллельно миделю или в длину?
При 2 имеющихся штагах ещё и третий?как стоят первые два параллельно миделю или в длину?
У нас так сделано. Правда вооружение не топовое.
В принципе, если мачта относительно гибкая и сзади только ахтерштаг, бэби-штаг может ограничивть перемещение мачты на волне в продольной плоскости. Смягчать рывки. Но это зависит еще от проводки вант.
ахтерштаг и бакштаги на топ заведены, а штормовой стаксель значит на бебиштаг? что-то сомневаюсь я, не сложится мачта?
на приложенной картинке внутренний штаг натянут бакштагами, а бэбиштаг работает с чекстэем для увеличения жесткости мачты.
Ставить бэбиштаг из соображения «чтоб было как у других» не стоит если вы уже походили на яхте и жесткость мачты вас устраивает при различных погодных условиях и схемах несения парусов.
а бэбиштаг работает с чекстэем для увеличения жесткости мачты.
Совершенно верно. Про них я не написал, поскольку автор молчит и непонятно, есть они у него или отсутствуют.
Рулевой 1-го класса
Подскажите,при топовом вооружении и двух штагах нужен ли в беби-штаг и для чего,кроме регулировки изгиба мачты?
Вряд ли при топовом вооружении есть бакштаги.
Шарик мал, а Океан велик. Куда иду знают лишь Океан и Ветер
Надо делать съемный (отстегивающийся). Нужен он далеко не всегда, а в обычных условиях будет мешать работать с генуей на поворотах.
Рулевой 3-го класса
Значит К-25Т следует отнести к гонщикам?
Тоже решил поставить бэбиштаг
Бебиштаг очень полезная штука, без него пришлось бы очень сильно перенабивать передние основные ванты.
Значит К-25Т следует отнести к гонщикам?
А что, на Т бакштаги были? Впервые слышу. Может, РТ? Но РТ ни разу не топовый.
Значит К-25Т следует отнести к гонщикам?
На «Т» же вроде как раз бакштагов нет изначально? Бывает хозяева сами переделывают чтобы с гонщиками гоняться, ну так тогда у них гонщик и получается.
Это не бэби-штаг, он поддерживает прогиб мачты вперед, стоит близко к мачте на уровень первых краспиц.
особенность вооружения, использовать для парусов не надо.
что-то вроде передней ванты.
Подскажите,при топовом вооружении и двух штагах нужен ли в беби-штаг и для чего,кроме регулировки изгиба мачты?
Я себе ставил бакштаги на Картере, исключительно для поддержания жесткости мачты. Кто-то рассказал историю как вроде бы Зенит сломал мачту когда шел в лавировку против крутой волны и эта история мне вспомнилась когда увидел как при таких условиях мачта прогибается вперед когда яхта врезается в волну. При этом топовый штаг старается сложить мачту тем сильнее чем больше прогиб. Сьемные бакштаги, закрепленные выше краспиц эту проблему решили.
Аналогичная ситуация сложилась на 35-футовом Хантере.
У него не топовое вооружение но бакштагов нет. Для прогулок этого достаточно, краспицы развернуты назад и по идее натягивают штаг. Но на деле в сильный ветер если грот зарифлен то мачта прогибается серединой вперед и настройка такелажа не помогает. Сам грот тоже противодействует прогибу мачты вперед когда полный но когда задует то хочется зарифиться. Установка бакштагов решает проблему, хотя это не правильные бакштаги так как не приходят в точку крепления штага а ниже.
Аналогичная ситуация сложилась на 35-футовом Хантере.
У него не топовое вооружение но бакштагов нет. Для прогулок этого достаточно, краспицы развернуты назад и по идее натягивают штаг. Но на деле в сильный ветер если грот зарифлен то мачта прогибается серединой вперед и настройка такелажа не помогает. Сам грот тоже противодействует прогибу мачты вперед когда полный но когда задует то хочется зарифиться. Установка бакштагов решает проблему, хотя это не правильные бакштаги так как не приходят в точку крепления штага а ниже.
Гид по типам парусного вооружения
Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?
Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.
Что входит в понятие «парусное вооружение»
Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.
Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.
Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.
Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:
Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?
Как рассчитать оптимальную площадь парусов
В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.
Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.
При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:
Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.
Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2
Точное же вычисление общей площади парусности для каждой лодки производится индивидуально и по полученным данным формируются рекомендации для подбора соответствующего «гардероба» (типа, формы, размеров/степени зарифленности) для ее плавания в различных погодных условиях.
Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота
Человек всегда стремился максимально упростить управление парусами, сведя к минимуму размеры необходимого для этого рангоута и количество снастей. В результате, мощный рей, необходимый для постановки прямого паруса, был заменен сравнительно небольшим наклонным рейком, нижний конец которого фиксировался галсовой оттяжкой. Сам же парус несколько уменьшился в размерах и приобрел трапециевидную форму. Затем эволюция разделила рей-реёк на две части – верхнюю (гафель и его разновидности) и нижнюю (гик), а парус – на больший задний и меньший передний. Промежуточным звеном оказался вариант, при котором нижний конец заднего паруса крепился к наклонному штоку – шпринтову. На сегодняшний день рейковый парус для яхтинга ушел в прошлое, а шпринтовый можно встретить разве что на швертботах типа «Оптимист».
Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.
Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.
На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.
Парус не нуждается в гафеле, поскольку его верхний (фаловый) угол крепится на топе мачты, а нижняя кромка (шкаторина) растягивается на поворотном рангоутном дереве (гике). Поскольку своей специфической формой эти паруса напоминают антенны первых радиопередатчиков, их иногда называют также «парусами Маркони».
Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.
Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.
Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.
Виды парусов и их особенности
Стаксель – также треугольный парус, передняя кромка которого крепится на наклонно закрепленном тросе (штаге). При варианте бермудского вооружения это основной передний парус, площадь которого может составлять от 30%-40% (на круизных) до 60% (на гоночных) общей парусности лодки. В последнем случае он работает как основное рабочее «крыло», сообщающее лодке наиболее значимое тяговое усилие. В зависимости от размеров и формы, стаксели подразделяются на несколько типов, предназначенных для использования в различных погодных условиях. Важной дополнительной характеристикой является процентное соотношение площади паруса к площади треугольника, образованного мачтой, грота-штагом и отрезком палубы до места крепления последнего. Так, термины «40%-й» или «75%-й стаксель» означает, что парус перекрывает соответственно чуть меньше половины или 2/3 пространства между штагом и мачтой. В соответствии с размерами, все они обозначаются еще и номерами, причем №1 присваивается парусу самой большой площади.
Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:
Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.
Наряду со стакселями-автоматами, мореплаватели-одиночки часто используют при лавировке и вариант со стаксель-гиком. В частности, подобное решение выбрал Виктор Языков для своей «Дочери Ветра».
Штормовой стаксель – самый маленький (до 20%, а вообще чем меньше, тем лучше) по размерам, с высоким шкотовым углом, именуемый также «носовым платком». Он предназначен к установке на продолжительное время при сильных ветрах и обеспечивает лодке необходимую управляемость при минимальной нагрузке на мачту и руль. Как правило, это единственный парус, который целесообразно нести при скорости ветра свыше 7 баллов. Он может ставиться как на основном носовом, так и на дополнительном (т.н. бэби-) штаге.
Спинакер – парус большой площади, выполненный из легкой ткани и имеющий полукруглый профиль. Обычно используется при слабых и умеренных попутных ветрах, на курсах от фордевинда до галфвинда. Популяризации спинакера способствовал опыт Эрика Табарли: в «гардеробе» его Реn Duick V, победившей в гонках через Тихий океан в 1969г. было сразу три таких паруса – 60, 88 и 120 м2. Спинакер ставится на грота-шкоте (при этом стаксель обычно спускают). Парус поднимается за верхний (фаловый) угол, при этом его наветренный конец дополнительно поддерживается спинакер-гиком. Управление осуществляется при помощи брасов и специальных оттяжек. Спинакер весьма красочен и достаточно эффективно выжимает ветер, однако его постановка/уборка, а также маневрирование при плавании под этим парусом требуют значительного опыта. В одиночку выполнить все необходимые для этого операции под силу только профессионалу – недаром чартерные компании предпочитают не включать спинакер в комплект парусов на сдаваемых в аренду лодках.
Генакер (он же ассиметричный спинакер) – как следует из названия, парус представляет собой попытку совмещения удобства управляемости генуи и расширенных возможностей спинакера. По своим размерам он превышает первую и уступает второму. В отличие от спинакера, генакер может храниться в закрутке на отдельном штаге, что существенно облегчает его постановку. Галсовый угол фиксируется на носу лодки или крепится к бушприту (в т.ч. и выдвижному), а управление осуществляется шкотами, проведенными в третий (шкотовый) угол. Дополнительный рангоут для этого не требуется, однако для повышения эффективности при очень уж слабом ветре, генакер при помощи спинакер-гика выносится на борт, противоположный гроту (постановка «бабочкой»). Этот парус применим в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Так, под относительно «плоским» генакером можно идти даже в полный бейдевинд (вместо кливера). Он проще и в обслуживании, однако для успешной работы с этим парусом также требуется предварительная практика. При всех плюсах, есть и важный минус: генакер весьма сложно нести на фордевинде, так что даже при попутном ветре приходится выбирать курсы бакштаг.
Code Zero – ассиметричный спинакер, специально разработанный для плавания в бейдевинд при слабом ветре (до 25% к 8-узловому ветру). Он получил свое название от маркировки А0, данной парусу его создателями, и по принципу действия напоминает большую геную со свободной передней шкаториной. Позволяя эффективно выжимать ветер на острых курсовых углах, Code Zero обладает и недостатками: существенно увеличивает нагрузку на мачту и вызывает трудности при уборке и укладке, поскольку выполнен из высокопрочных композитных тканей. Кстати, последнее обстоятельство существенно отразилась на цене паруса, поэтому его, в основном, приобретают гонщики-профессионалы.
Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?
Что лучше — одна мачта или две?
Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).
Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.
Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.
Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:
Заметим, что предпочтение дробной оснастке обычно оказывают спорстмены-профессионалы, поскольку она позволяет гибко реагировать на изменения силы и направления ветра, более точно «настраивая» паруса при соревнованиях. Но нет правил без исключений: например, «малышка «Лена», на которой в одиночку совершил кругосветное плавание наш славный соотечественник Евгений Гвоздев, имела оснастку шлюпа 7/8, а 3,6-метровая Acrohc Australis австралийца Сержа Теста была топовым шлюпом.
К преимуществам шлюпов в целом относят:
В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.
Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:
В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.
По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:
Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.
Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:
Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.
Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.
Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.
Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).
К основным преимуществам кечей относятся:
К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.
Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.