Армянский мультик про сон дедушки
От детского психодела до жуткой политической сатиры. Как менялись мультфильмы изобретательного армянина Саакянца
«Что курили армянские мультипликаторы?» — задаются вопросом в комментариях под мультфильмами Саакянца современные школьники. Ничего незаконного. Армянский мультипликатор Роберт Саакянц снискал славу великого выдумщика, который каждый сантиметр кинопленки наполнял фантасмагорией. Но есть у художника куда более острые, злободневные мультфильмы, которые отражали дух времени. О том, как менялись мультфильмы изобретательного армянина, мы и расскажем.
Работы Роберта Саакянца удивительно разные: от детских озорных притч до жесткой, а порой и жестокой сюрреалистичной политической сатиры. Большинству из нас его творчество знакомо как раз по самому плодовитому и звездному периоду первой половины 80-х годов, когда его мультфильмы просто бурлили фантазией и гремели на весь Союз. Тогда были сняты «Ишь ты, Масленица!», «Кто расскажет небылицу?», «В синем море, в белой пене…» и другие работы. Озорные детские мультфильмы, яркие и неожиданные.
Однако до этого и уж тем более после режиссер снимал кардинально другие по духу, но все такие же остроумные мультфильмы. К тому же Саакянц был невероятно работоспособным и плодовитым режиссером. А потому изменения в его творчестве можно весьма четко разделить на несколько периодов:
И рассказывать о Саакянце правильнее именно через призму его меняющегося внутреннего ощущения мира.
Главарь банды хиппи
Роберт Саакянц, или Роб, как его звали близкие люди, родился в 1950 году в столице Азербайджана Баку в армянской семье, а к 14 годам вместе с родителями переехал в Ереван. Там в 1970 году Роберт устроился художником-мультипликатором на студию «Арменфильм». Его мама увидела объявление в газете и посоветовала сыну попробовать. Там на студии Саакянцу дали домашнее задание: нарисовать лошадь. Но он решил не откладывать работу в долгий ящик и тут же изобразил бегущего коня в разных позах. На студии были слегка шокированы: «Из этого хиппи получится великий мультипликатор». И они не ошиблись.
Саакянц был советским хиппи. Точнее, придерживался стилистики хиппи: длинные волосы, борода, «брюки-колокола», рок-музыка на грани запрета. Наркотиков и коммун, конечно, не было. Как и свободной любви. Со своей женой Людмилой он познакомился именно на студии.
После стажировки в Москве, дебютного мультфильма «Лилит» (1972), который достался ему в нагрузку от другого загулявшего и уволенного режиссера, а также парочки пробных короткометражек Роб был готов был дебютировать с авторским проектом — рок-балладой на основе армянских сказок «Лисья книга» (1975). Это своеобразный реверанс в сторону битловской «Желтой подводной лодки».
Роб был уверен, что после «Лисьей книги» его попрут со студии, а потому пошел во все тяжкие: подвергал своих героев всевозможным трансформациям, одному налепил на грудь татуировку поющего Джимми Хендрикса, не постеснялся задействовать все буйство доступных красок. Но такая смелость оказалась даже ему на руку. И пускай председатель Госкино Армении на просмотре ничего не понял, но решил перестраховаться: «В свое время я не понял „Цвет граната“, а оказалось — это Параджанов. Не приму сейчас — окажется, это тоже Параджанов».
Именно «Лисья книга» упрочила Саакянца в его свободомыслии. И на студии он был не только творческим авторитетом. Этот бородатый силач в очках любил позировать перед камерой с двумя-тремя коллегами на руках, а также пускать в ход кулаки. При необходимости: однажды он спустил с лестницы алкаша, пристававшего к его дочери Нане, а в другой раз за шкирку отвел в участок московского милиционера, который нахамил его сыну.
К концу 70-х Роб выпустил еще две знаковые работы — сюрреалистический музыкальный фильм «Охотники» (1977) и комичный пересказ сказки Туманяна «Кикос» (1979). Эта замечательная короткометражка с непредсказуемым визуальным юмором Саакянца словно финализировала становление художника. В ней можно найти отсылки к «Отелло», к «Цвету граната» и даже к темам физиологии взрослых. Художник не стеснялся оставлять пасхалки, словно заигрывая со своим зрителем, получающим удовольствие от узнаваемых элементов в неожиданной обработке. Используемые в «Кикосе» приемы, которые назовут «комическим сюрреализмом», и стали его визитной карточкой, которой восхищался весь СССР в первой половине 80-х.
Комический сюрреализм
С 1981-го по 1985 годы Саакянц выпускал по фильму в год. И каждый год он бил точно в десяточку: «…Три синих-синих озера малинового цвета…», «Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене…», «Ишь ты, Масленица!». Эти мультфильмы получились крайне насыщенными метаморфозами, балансирующими на грани безумия, но не скатывающимися в откровенный трэш.
Вот что писал о Саакянце в прощальном письме к нему создатель «Ежика в тумане» Юрий Норштейн: «Мое воображение никогда не вмещало сделанное им. Количество действия на квадратный сантиметр превосходило любую фантазию. Сделанное ошеломляет. Сила его личности велика. Он пришел в армянскую мультипликацию и перевернул все вверх дном, будто повеял горным воздухом, а потом поставил на место».
Какими бы детскими ни казались работы этого периода Саакянца, но, повзрослев, их смотришь только с большим удовольствием. Ведь все они представляют эдакий фестиваль фантасмагории, будоражащий запрятанную где-то на задворках юности фантазию. К сожалению, многие современные острословы позабыли дорогу к этому важному творческому ингредиенту, отрезают все по своим обывательским меркам и не находят ничего лучше, чем оставить под очередным видео Саакянца на YouTube юморной комментарий про наркоманию и качество красок в СССР.
А Саакянц продолжал заигрывать со зрителями. Так, в «Кто расскажет небылицу?» (1982) можно было увидеть отсылку к картине «Девочка на шаре» Пикассо, к «Сказке о царе Салтане» и книгам Чуковского и даже представлениям о плоской земле.
«В синем море, в белой пене…» (1984) находим аллюзию к скульптуре «Русалочка» и упрощенный вариант эволюции по Дарвину. Буквально в каждом кадре можно отыскать нечто интересное. Чего стоят только цифры 007 и 747 на затонувших кораблях, которые отсылают к сбитому советским истребителем корейскому Boeing 747, выполнявшему рейс KE007 и перевозившему 269 человек вместе с экипажем.
Метаморфозы перестройки
В 80-х над страной советов пахнуло перестройкой, а Саакянц, видимо, подустал от безобидности своих мультфильмов. Уже в «Находчивом крестьянине» (1984) появилась жуткая сцена с отрубленными головами, которую не стоило показывать юным зрителям. Хотя сюжет сказки и был вполне детским.
Саакянц улавливал сквознячок перемен, витавший над страной, и со второй половины 80-х годов его мультфильмы стали куда взрослее, жестче и злободневнее. Некоторые были откровенно политизированными высказываниями о советской действительности, но все такими же изобретательными.
«Ветер» (1988) рассказывает о странных событиях, свидетелем которых становится дежурный на военной базе. Он проверяет документы принимающих и покидающих пост сослуживцев, но с каждым разом посетители его проходной становятся все более странными: у некоторых слезают волосы, у некоторых отрастают хвосты, а кнопка «Пуск» на панели запуска ядерных ракет залипает. Все это сопровождает благотворительный хит, написанный Майклом Джексоном.
Спустя год состоялась премьера еще одного антимилитаристского мультфильма «Кнопка» (1989). В это время в Закавказье обострились межнациональные распри, а в Армении, впрочем, как и в Азербайджане, появилась сильная антикоммунистическая оппозиция, которая получила широкую поддержку среди населения. В фильме нет диалогов, звучат традиционные гимны Советскому Союзу, а каждое нажатие любой кнопки главным героем приводит к новому взрыву в окрестностях. Он же наблюдает за этим весьма отстраненно и индифферентно из окна своего спецавтомобиля. На премьере в Ереване, куда уже были введены советские войска, зрители аплодировали мультфильму стоя больше 10 минут.
Армянская школа анимации
Армянская школа — самая бунтарская, жизнерадостная и музыкальная в советской анимации. Главное имя в ней — Роберт Саакянц: вместе с учениками и последователями он сформировал особый сюрреалистичный язык. Arzamas выбрал самые яркие мультфильмы школы
«Как медвежата китов кормили»
Режиссер Роберт Саакянц, 1974
Одна из первых картин режиссера, в которой уже есть легкий абсурдистский уклон. Два медвежонка хотят накормить кита, но не знают, как он выглядит, поэтому принимают за него жадную черепаху (она, впрочем, быстро перевоспитывается).
«Лисья книга»
Режиссер Роберт Саакянц, 1975
Главным фильмом, перевернувшим представление самих армянских аниматоров об искусстве мультипликации, стала «Лисья книга», в которой Роберт Саакянц осовременил басни средневековых писателей Вардана Айгекци и Мхитара Гоша. После этого сюрреалистичного мультфильма с рок-музыкой армянская анимация отправилась к совершенно новым рубежам.
«Лис, который ничего не умел»
Режиссер Роберт Саакянц, 1976
Мультфильм нарисован в той же психоделической манере, что и «Лисья книга», но сюжет прост и трогателен: зловредный лис всех обижает и всё портит, пока не обнаруживает, что у него тоже есть талант.
«Тигры полосатые»
Режиссеры Валентин Подпомогов, Рафаэль Бабаян; 1969
Сюжетный перевертыш — любимый прием армянских режиссеров. В этом фильме тигры на радость публике решили, что пора поменяться местами с дрессировщиком.
«…И каждый вечер»
Режиссер Александр Андраникян, 1987
И снова история про цирк. Невероятно ленивый клоун готов на всё, чтобы не выходить из своей гримерки к публике. В моде искренность — натужные шутки клоуна должны уступить место природному обаянию кота.
«Охота на зайца»
Режиссер Александр Андраникян, 1977
Эту смешную зарисовку про незадачливого охотника и синего зайца Александр Андраникян создал в 17 лет на курсе Романа Качанова — советской легенды кукольной и рисованной мультипликации.
«Скрипка в джунглях»
Режиссер Валентин Подпомогов, 1970
Очень красивый мультфильм о скрипаче в джунглях: великого музыканта готовы слушать и львы, и мартышки. В сценарной группе фильма — классик советской анимации Лев Атаманов.
«Даровитый ослик»
Режиссер Гаяне Мартиросян, 1985
Кукольный мультфильм о том, что родители иногда слишком усердствуют. Мать ослика хочет для него лучшей судьбы и нанимает учителей — пса и кота. Те более-менее добросовестно учат его лаять и ловить мышей, но ослик, конечно, остается самим собой.
«Кикос»
Режиссер Роберт Саакянц, 1979
«В синем море, в белой пене…»
Режиссер Роберт Саакянц, 1984
Наверное, самая известная работа Саакянца — еще один фильм по мотивам армянских народных сказок. В сказании о подводном волшебнике (его, кстати, озвучил Гарри Бардин), которого обхитрил внук рыбака, музыка стала важной составляющей сюжета, а главную песню «В море ветер, в море буря…» знают чуть ли не лучше, чем сам мультфильм.
Лучшие армянские мультики
Мультфильмы являются неотъемлемой частью нашего детства. Это самое любимое развлечение для детей и даже больше. С помощью анимации дети узнают об окружающем мире, о разных эмоциях и других важных вещах.
Читайте также «Лучшие армянские фильмы. 12 старых и новых фильмов, которые нужно посмотреть». Я представлю топ-5 обязательных для просмотра мультфильмов, которые являются настоящими шедеврами армянской культуры.
Лучший армянский мультфильм № 1 «Անբան Հուռին (Лентяйка Хури)»
Премьера «Ленивой Хури» была не в далеком 2016-к году. Знаменитый армянский мультфильм-мюзикл основан на сказке Ованнеса Туманяна «Анбан Хури». Мультфильм длится всего 30 минут, но включает в себя гораздо больше, чем вы можете себе представить. «Ленивый Хури» представляет несправедливость и неравенство жизни.
Один из обязательных к просмотру армянских мультфильмов ждет вашего внимания.
Лучший армянский мультфильм № 2 «Գտնված Երազ (Найденный сон)»
Я не единственный человек, чье детство было бы неполным без мультфильма «Найденный сон». Это один из шедевров армянской мультипликационной индустрии, который заставляет нас мечтать и воображать. Режиссерами этого художественного сокровища являются братья-близнецы Дилакян.
Мультфильм «Найденный сон» рассказывает нам отличную историю о маленькой девочке, которая путешествует по своему сну, чтобы найти сон старика. На своем пути девочка появляется в сказочном мире картин и переживает волшебные приключения. Когда она возвращается, старик уже спит. Одной из особенностей, которая заставит вас посмотреть этот мультфильм, является характер маленькой девочки. Ее большие и любопытные глаза, удивительные и волнующие вопросы заставят вас влюбиться в мультфильм. Он был снят в 1976 году киностудией Армфильм.
Лучший армянский мультфильм № 3 «Քաջ Նազարը (Храбрый Назар)»
Однако получается так, что все начинают уважать Назара за его нереальную смелость, и никто не видит его по-настоящему. Но это только благодаря его удаче. Ленивый и глупый Назар полагается на свой успех, не придавая значения мужеству и воображению. Кто знает, может он и прав. Если вы хотите смеяться вслух, то я рекомендую вам посмотреть мультфильм «Кадж Назар». После просмотра этого мультфильма обещаю, что вы начнете верить в удачу.
Лучший армянский мультфильм № 4 «Պույ-պույ Մկնիկը (Мышка Пуй-Пуй)»
В советское время этот смешной армянский мультфильм был одним из самых популярных среди детей. Это самый захватывающий комикс, который создал армянская мультипликационная индустрия ․ Сюжет интересный и в то же время глубокий. Речь идет об очень забавной и радостной мышке, которая всегда пела:
Я Мышь пуй-пуй, ля-ля-ля-ля
Я Мышь пуй-пуй, ля-ля-ля-ля
Он кружится в кокосовой лунке, затем ест и пьет все, что находится внутри этого вкусного фрукта. Но потом настолько толстеет, что просто не может выбраться из фрукта. Сказку экранировали благодаря талантливому армянскому писателю Деренику Демирчяну. Позже, в 1971 году, эта история превратилась в самый смешной мультфильм студии «Армфильм».
Лучший армянский мультфильм № 5 «Մկների-Ժողովը (Сбор мышей)»
Хотя я упомянула эти пять мультфильмов, есть много других, которые стоит посмотреть. Каждый из них описывает творческую и уникальную историю. Другие мультфильмы, которые обязательно нужно посмотреть, это «Дзахорд Панос», «Говорящая рыба», «Анаит» и так далее.