взлет вертолета по самолетному зачем
Взлет по-самолетному
Взлет по-самолетному с разбегом до скорости 20—50 км/ч производится в том случае, когда вертолет на взлетном режиме работы двигателей может висеть на высоте не менее 1 м над землей. При выполнении взлета по-самолетному должны быть включены только каналы крена и тангажа автопилота.
Произвести контрольное висение. Убедиться, что вертолет зависает на высоте не менее 1 м, а показания приборов нормальные. Приземлить вертолет, уменьшив общий шаг несущего винта до такой величины, чтобы вертолет устойчиво стоял на грунте. Плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на разбег. Направление на разбеге выдерживается плавными отклонениями педалей.
По достижении скорости 20—50 км/ч (на Ми-8Т —30— 40 км/ч) дальнейшим увеличением общего шага (вплоть до взлетного режима работы двигателей) отделить вертолет от земли.
При разбеге вертолет имеет тенденцию к отрыву сначала основных, а затем передних колес. Эту тенденцию нужно парировать в момент отрыва соответствующим движением ручки управления на себя.
После отделения вертолет с ростом скорости стремится к иакренению вправо и увеличению угла тангажа, что необходимо парировать соответствующими отклонениями ручки управления.
Разгон скорости производится с таким расчетом, чтобы на высоте 25—50 м скорость была 120 км/ч, после чего перевести вертолет в набор высоты. Взлетная дистанция при этом составляет 250—300 м.
Взлет по-самолетному с разбегом на носовом колесе применяется при необходимости увеличения грузоподъемности или для уменьшения длины разбега.
Предельно допустимая масса вертолета при взлете с разбегом на носовом колесе определяется по номограмме, приведенной на рис. 10. Правильность выбранной взлетной массы проверяется на контрольном висении.
Рисунок 10. Номограмма для определения предельно допустимой массы вертолета при взлете с разбегом на носовом колесе.
Выполнив контрольное висение, подготовить вертолет к взлету с разбегом на носовом колесе, для чего: выключить автопилот; проверить показания приборов; установить минимальный шаг несущего, винта; отклонить ручку управления от себя на максимально возможную величину, таким образом, чтобы отсутствовали удары лопастей по упорам горизонтальных шарниров; включить каналы тангажа и крена автопилота; отклонив ручку управления на максимально возможную величину на себя с таким расчетом, чтобы не допустить ударов лопастей винта по упорам горизонтальных шарниров, нажатием кнопки ТРИММЕР сиять усилия с ручки управления.
Плавным увеличением общего шага несущего винта отделить основные колеса шасси от земли, не допуская отрыва носового колеса, и отклонением ручки управления от себя на 1/2 — 2/3 ее хода вперед перевести вертолет в режим разбега. При этом угол тангажа на пикирование не должен отличаться от исходного значения при контрольном висении более чем на 7-8°.
В процессе разбега угол тангажа устанавливается путем выдерживания концов лопастей на уровне горизонта и контролируется летчиком-штурманом по авиагоризонту.
По достижении скорости разбега около 30 км/ч вертолет имеет тенденцию к кабрированию и приседанию на основные колеса шасси, а при прохождении скорости 40 км/ч — к энергичному пикированию («клевку»).
Тенденции вертолета к кабрированию парировать отклонением ручки управления от себя, к пикированию — отклонением ручки управления на себя с таким расчетом, чтобы концы лопастей винта удерживались на уровне линии горизонта.
Если контрольное висение выполнялось на высоте более 1 м, то отрыв от земли производить на скорости 30—40 км/ч (через 1—2 с после «клевка»), если менее 1 м — на скорости 50—60 км/ч (через 3—5 с после «клепка»).
Для отрыва вертолета от земли необходимо плавно взять ручку управления на себя. После отрыва довести скорость до 120 км/ч и перевести вертолет в набор высоты. По достижении заданной высоты перевести вертолет в горизонтальный полет на скорости 120 км/ч отключить автопилот, сбалансировать вертолет и включить каналы крена, тангажа и направления.
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 1406 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Взлет по-самолетному с разбегом до скорости 20—50 км/ч
производится в том случае, когда вертолет на взлетном режиме работы двигателей может висеть на высоте не менее 1 м над землей. При выполнении взлета по-самолетному должны быть включены только каналы крена и тангажа автопилота.
Произвести контрольное висение. Убедиться, что вертолет зависает на высоте не менее 1 м, а показания приборов нормальные. Приземлить вертолет, уменьшив общий шаг несущего винта до такой величины, чтобы вертолет устойчиво стоял на грунте. Плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на разбег. Направление на разбеге выдерживается плавными отклонениями педалей.
По достижении скорости 20—50 км/ч (на Ми-8Т — 30— 40 км/ч) дальнейшим увеличением общего шага (вплоть до взлетного режима работы двигателей) отделить вертолет от земли.
При разбеге вертолет имеет тенденцию к отрыву сначала основных, а затем передних колес. Эту тенденцию нужно парировать в момент отрыва соответствующим движением ручки управления на себя.
После отделения вертолет с ростом скорости стремится к накренению вправо и увеличению угла тангажа, что необходимо парировать соответствующими отклонениями ручки управления.
Разгон скорости производится с таким расчетом, чтобы на высоте 25—50 м скорость была 120 км/ч, после чего перевести вертолет в набор высоты. Взлетная дистанция при этом составляет 250—300 м.
Взлет по-самолетному с разбегом на носовом колесе применяется при необходимости увеличения грузоподъемности или для уменьшения длины разбега.
Предельно допустимая масса вертолета при взлете с разбегом на носовом колесе определяется по номограмме, приведенной на рис. 10. Правильность выбранной взлетной массы провернется на контрольном висении.
Выполнив контрольное висение, подготовить вертолет к взлету с разбегом на носовом колесе, для чего: выключить автопилот; проверить показания приборов; установить минимальный шаг несущего винта; отклонить ручку управления от себяна максимально возможную величину, таким образом, чтобы отсутствовали удары лопастей по упорам горизонтальных шарниров; включить каналы тангажа и крена автопилота; отклонив ручку управления на максимально возможную величину на себя с таким расчетом, чтобы не допустить ударов лопастей винта по упорам горизонтальных шарниров, нажатием кнопки ТРИММЕР снять усилия с ручки управления.
Плавным увеличением общего шага несущего винта отделить основные колеса шасси от земли, не допуская отрыва носового колеса, и отклонением ручки управления от себя на 1/2—2/3 ее хода вперед перевести вертолет в режим разбега. При этом угол тангажа на пикирование не должен отличаться от исходного значения при контрольном висении более чем на 7—8°.
9000 10000 1100012000 13000 14000 Gвзл, кг
Рис. 10. Номограмма для определения предельно допустимой массы вертолета при взлете с разбегом на носовом колесе
В процессе разбега угол тангажа устанавливается путем выдерживания концов лопастей на уровне горизонта и контролируется летчиком-штурманом по авиагоризонту.
По достижении скорости разбега около 30 км/ч вертолет имеет тенденцию к кабрированию и приседанию на основные колеса шасси, а при прохождении скорости. 40 км/ч—к энергичному пикированию («клевку»),
Если контрольное висение выполнялось на высоте более 1 м, то отрыв от земли производить на скорости 30—40 км/ч (через 1—2 с после «клевка»), если менее 1 м—на скорости 50—60 км/ч (через 3—5 с после «клевка»).
Для отрыва вертолета от земли необходимо плавно взять ручку управления на себя. После отрыва довести скорость до 120 км/ч и перевести вертолет в набор высоты. По достижении заданной высоты перевести вертолет в горизонтальный полет на скорости 120 км/ч отключить автопилот, сбалансировать вертолет и включить каналы крена, тангажа и направления.
Взлет по-самолетному
Взлет по-вертолетному
ВЗЛЕТ
Взлет на вертолете Ми-2 производится одним из следующих способов:
— по-вертолетному с разгоном в зоне влияния «воздушной подушки»;
— по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния «воздушной подушки»;
— по-самолетному с разбегом вертолета до скорости отрыва от земли (30—50 км/ч).
Выполнение взлета допускается:
— при ветре спереди не более 15 м/с;
— при ветре сбоку не более 7 м/с;
— при ветре сзади не более 5 м/с (при предельно передней центровке не более 3 м/с).
Установить вертолет по возможности против ветра. Установить связь с командным пунктом и получить разрешение на взлет. Установить рукоятку коррекции в крайнее правое положение и выждать, пока обороты несущего винта установятся в пределах 73—80%.
Убедиться, что показания приборов нормальные, а триммеры установлены в положение для взлета (при нормальной центровке 0,5—1,0 деление назад и 0,5— 1,0 деление вправо).
Плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от земли и зависнуть на высоте 2—3 м, удерживая вертолет от разворотов и кренений соответствующими отклонениями ручки управления и педалей.
Проверить показания приборов контроля оборотов несущего винта и температуры газов двигателей.
Плавно отклонить ручку управления от себя, перевести вертолет на разгон с одновременным плавным увеличением мощности двигателей вплоть до взлетной.
Разгон производить с постепенным набором высоты с таким расчетом, чтобы на высоте 25—50 м скорость по прибору составляла 100 км/ч. При наличии препятствий по курсу взлета наклон траектории разгона сообразовывать с высотой и удалением препятствий.
Изменения в поперечной и путевой балансировках, а также стремление вертолета к потере высоты в начальный момент разгона парировать соответствующими отклонениями органов управления.
По достижении скорости 100 км/ч по прибору перевести вертолет с режима разгона в набор высоты.
При взлете с боковым ветром тенденцию вертолета к смещению в момент отрыва парировать отклонением ручки управления в сторону ветра. Взлет с боковым ветром справа сложнее, чем при ветре слева, и требует от летчика повышенного внимания.
Взлет по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния «воздушной подушки» производить при наличии препятствий в направлении взлета. Техника пилотирования при выполнении такого взлета изложена в разделе «Полеты в горах».
Взлет по-самолетному производить в случае, когда вертолет на взлетном режиме работы двигателей висит на высоте от 0,5 до 1 м.
Перед взлетом необходимо:
— установить вертолет по возможности против ветра;
— убедиться в отсутствии препятствий в направлении взлета;
— связаться по радио с командным пунктом и получить разрешение на взлет;
— установить рукоятку коррекции в крайнее правое положение и выждать, пока обороты несущего винта установятся в пределах 73—80%;
— убедиться, что показания приборов нормальные.
Плавно отклонить ручку управления от себя и, постепенно перемещая рычаг «шаг-газ» вверх, произвести разбег до скорости 30—50 км/ч. Дальнейшим отклонением рычага «шаг-газ» (если надо, до взлетного режима) отделить вертолет от земли.
Примечание. При разбеге вертолет проявляет тенденцию к преждевременному отрыву основных колес, поэтому темп и величина отклонения ручки управления на разбеге должны, обеспечить горизонтальное положение фюзеляжа до полного отделения вертолета от земли.
После отрыва с плавным уходом от земли произвести разгон до скорости 100 км/ч по прибору, затем перевести вертолет с режима разгона в набор высоты.
Управление вертолетом.
Здравствуйте!
Взлет МИ-8 в зоне воздушной подушки.
Мы с Вами уже выяснили как, в принципе, управляется вертолет, и как работает автомат перекоса. А сегодня внесем некоторую ясность в вопрос о том, какую роль во всем этом играет пилот. Какие даны ему органы управления для решения вобщем-то непростой задачи, каковой является управление вертолетом
С самолетом все более-менее понятно. У него есть две самостоятельные системы: система управления самолетом (собственно управление рулями и элеронами) и система управления двигателем. И органы в кабине экипажа в количестве трех штук 🙂 : ручка управления самолетом (РУС), ручка управления двигателем (РУД), и педали для управления рулем направления. Как в этом плане обстоят дела у вертолета?…
Начнем с того, что определим более конкретно типы управления вертолетом.
Что такое « шаг-газ ». Дело в том, что угол установки лопастей несущего винта (общий шаг) и обороты двигателя связаны. Ведь если увеличить угол, то возрастет величина аэродинамических сил, действующих на лопасти. Увеличивается и подъемная сила, и сила сопротивления. Винт, как говорят, нагружается. Двигатель, находясь на определенном уровне мощности не может «обслужить» возросшую нагрузку и может начать терять обороты. Тяга винта, соответственно, может уменьшиться.
Чтобы этого не происходило, была придумана система шаг-газ, которая одновременно с увеличением угла установки лопастей подает команду в топливную автоматику на увеличение оборотов (то есть «увеличиваешь шаг – даешь газ» и наоборот), тем самым исключая падение мощности двигателя.
Теперь о том, что у нас в кабине. У пилота есть собственно две ручки управления вертолетом.
Первая – ручка управления циклическим шагом винта (или просто ручка управления вертолетом). Она самолетного типа, расположена перед креслом пилота, и с ее помощью осуществляется продольное и поперечное управление вертолетом. От нее через специальную систему тяг и качалок воздействие передается на тарелку автомата перекоса, которая, в свою очередь, определяет циклический угол установки лопастей.
Системы управления циклическим и общим шагом винта.
Кабина вертолета. Хорошо видны спаренные ручки управления и ручки шаг-газ.
Вторая – ручка управления общим шагом винта или, как ее еще называют « ручка шаг-газ ». Эта ручка обычно расположена слева от кресла пилота и перемещается вертикально вверх-вниз. С ее помощью осуществляется вертикальное управление путем одновременного воздействия на автомат перекоса и систему изменения оборотов двигателя. Обычно обороты двигателя меняются на первой трети перемещения ручки, далее уже меняется только общий шаг винта.
Отдельно от шага винта мощность двигателя может меняться только в небольших пределах для необходимой корректировки. Для этого на ручке шаг-газ существует специальный корректор ( обычно что-то типа поворотного кольца).
На схеме под номерами: 1 — ручка управления циклическим шагом; 2 — ручка шаг-газ; 3 — автомат перекоса; 4 — агрегат системы управления двигателем.
Система управления шагом рулевого винта.
Кабина вертолета. Хорошо видны ручка управления и правая педаль.
При использовании всех описанных органов управления вертолетом, этот аппарат превращается в маневренную машину с довольно широкими возможностями.
Чуть-чуть подробнее о режиме взлета. Существует два способа взлета. Первый – « по вертолетному ». В этом случае вертолет взлетает вертикально с кратковременным зависанием на высоте 1,5-2 метров (контрольное висение), после чего производится разгон с набором высоты. Второй – «по самолетному». При этом вертолет разгоняется на земле, набирает скорость отрыва и взлетает с последующим набором высоты и скорости.
Способ взлета выбирается в зависимости от состояния самого аппарата и от внешних условий. Определяющим в этом плане является запас мощности двигателя, что вполне понятно :-). Этот запас, в свою очередь, зависит от массы вертолета (точнее взлетной массы) и от таких параметров состояния атмосферы, влияющих на параметры работы двигателя и несущего винта, как местное давление воздуха, температура и влажность (влияющие на плотность воздуха).
Взлет по вертолетному.
Кроме того на выбор способа взлета влияет размер и состояние поверхности площадки, на которой находится вертолет, наличие каких-либо препятствий по курсу взлета и обязательно направление и сила ветра у земли.
Чем выше барометрическая высота места взлета (ниже давление), чем выше температура и влажность воздуха, а также чем ниже скорость встречного ветра, тем ниже запас мощности двигателя, и тем ниже должна быть взлетная масса вертолета.
Воздух, отбрасываемый несущим винтом вниз тормозится у земли и образует как бы поддерживающую аппарат подушку. Такое может происходить обычно на совсем малом расстоянии от земной поверхности. Считается, что для вертолета это явление можно принимать во внимание, если расстояние от земли до плоскости вращения винта равно радиусу винта (или меньше). В этом случае прирост подъемной силы составляет 10-15%.
Первый случай выбирается тогда, когда взлетная площадка имеет ограниченные размеры и окружена высокими препятствиями, а также если она имеет сильное запыление или покрыта свежевыпавшим снегом. Режим работы двигателя при таком взлете – максимальный то есть запаса по мощности нет.
Это самый напряженный режим взлета, а при отказе двигателя (одного из двигателей) безопасная посадка не гарантирована. Вертикальный подъем должен осуществляться до высоты обеспечения прохода над препятствиями с превышением не менее 5 метров.
Взлет вне зоны воздушной подушки с площадки, ограниченной препятствиями.
Разгон по наклонной траектории может быть использован на такой же площадке, но с высотой препятствий до 5 метров. Запас мощности при таком взлете должен обеспечивать одновременный разгон с набором высоты. Должна быть гарантирована безопасная посадка в случае отказа двигателя (одного из двигателей).
Взлет с разгоном в зоне воздушной подушки – самый распространенный способ взлета. Он обычно производится с аэродромов (вертодромов), имеющих открытые подходы. При этом двигатель работает обычно на номинальном режиме, то есть имеется запас мощности для необходимого, в случае чего :-), маневрирования. Вертолет после контрольного висения разгоняется вдоль земли с углом тангажа на пикирование в 10-15 º (иной раз и больше, и это очень эффектно :-)) и далее переходит в набор высоты. Этот взлет, кстати, – самое распространенное из того, что мы видим в кино.
Взлет по самолетному.
Вот так вкратце о возможностях взлета. О других рабочих (а также аварийных и специальных) режимах полета поговорим в следующих статьях и по пожеланиям трудящихся :-).
В конце статьи помещаю ролик, который уже есть в моей статье о турбовальном двигателе. Для сегодняшней статьи он подходит как нельзя лучше :-). Взлет с разгоном в зоне воздушной подушки. Правда не совсем типичный, а с применением еще одного элемента под названием шик, граничащий с воздушным хулиганством. Однако ведь до чего ж эффектно выглядит! :-). Летчик… Снимаю шляпу…
В довершении еще ролик « О том как летает вертолет». Последний, к сожалению, на английском языке. Но кое-какие полезные моменты с точки зрения управления в нем можно понять и так и они неплохо показаны. К сожалению более приемлемого материала в этот раз не нашел 🙁 …
ВЗЛЕТ ВЕРТОЛЕТА
В зависимости от запаса мощности на вертолете возможны следующие виды взлета:
— по-вертолетному, т. е. с отрывом по вертикали и последующим разгоном. Этот вид взлета может производиться с зависанием вне зоны воздушной подушки или в зоне ее влияния;
— по-самолетному, т. е. с разбегом до скорости, необходимой для отрыва.
Способ взлета выбирается в зависимости от характера площадки и загрузки вертолета. Взлет производится, как правило, против ветра.
Взлет по-вертолетному (вертикальный взлет)
Вертикальный взлет состоит из отрыва вертолета и набора высоты по вертикали для преодоления препятствий с последующим разгоном. Выполняется он за счет избытка мощности AN при работе несущих винтов в режиме осевой обдувки. Максимальная взлетная масса определяется по номограмме зависимости располагаемой тяги от атмосферных условий без учета влияния воздушной подушки. Это особенно важно при взлете с корабля, когда эффект воздушной подушки исчезает сразу после прохода борта корабля. Поэтому при пробном зависании на высоте 2—3 м необходимо убедиться, что вертолет нормально висит на режиме работы двигателей не выше номинального.
При взлете с ограниченных площадок вертикальный набор производится до высоты 5—10 м, превышающей высоту препятствий. Затем плавным отклонением ручки ПГТУ от себя и увеличением шага винтов вертолет переводится в разгон по горизонтали до скорости 50—60 км/ч с последующим переходом в набор высоты с одновременным увеличением скорости до наивыгоднейшей скорости набора. Переход вертолета с режима висения на разгон осуществляется наклоном тяги несущих винтов в сторону полета. Просадка вертолета на разгоне предотвращается увеличением шага винтов и мощности силовой установки. Для разгона вертолета по восходящей траектории (рис. 3.4) необходимо, чтобы составляющая Тх была больше суммы сил QHp и G2 (Tx>Q„v+G2), а составляющая Ty>Gi.
Таким образом, в процессе разгона вертолета от висения до установившегося набора высоты силы, действующие на него, не уравновешены. В процессе разгона вертолета тяга несущих винтов увеличивается вследствие косой обдувки, в связи с чем вертолет стремится уйти по вертикали, поэтому с увеличением скорости необходимо ручку ППУ плавно отдавать от себя для сохранения постоянного угла траектории.
При взлете с зависанием вне зоны воздушной подушки вертолет, как правило, некоторое время находится в зоне опасных скоростей и высот, определенной из условия обеспечения безопасной посадки в случае отказа одного из двигателей. Верхняя граница опасной зоны определяется запасом высоты, необходимым для вывода вертолета на полет с одним работающим двигателем, а нижняя граница обусловлена способностью шасси воспринять ударную нагрузку. При отказе одного из двигателей в зоне опасных высот и скоростей нс гарантируется безопасная посадка вертолета, поэтому в тех случаях, когда это не обусловлено выполнением конкретного задания, следует избегать длительного пребывания в опасных зонах (рис. 3.5).
Наименьшая безопасная взлетная дистанция обеспечивается при выполнении взлета следующим образом: после зависания на высоте нижней границы опасной зоны (# = 5-И0 м), не превышая ее и используя максимально возможную мощность двигателей, производится энергичный разгон вертолета до скорости 30—35 км/ч. На этой скорости необходимо набрать высоту 15 м, после чего перевести двигатели на номинальный режим работы и продолжать набор высоты с одновременным разгоном до наивыгоднейшей скорости набора.
При взлете с корабля после контрольного зависания на высоте 1—1,5 м необходимо переходить в разгон. Про-
Рис. 3.5. Опасные зоны «высота — скорость»
ход борта корабля рекомендуется выполнять с превышением на 3—5 м. Просадку вертолета при сходе с ВППл предотвращать плавным увеличением общего шага, не допуская падения оборотов винтов менее 87 %•
Для взлета по-вертолетному с разгоном в зоне влияния воздушной подушки (рис. 3.6) необходимо плавным увеличением общего шага отделить вертолет от земли и выполнить контрольное висение на //=2-4-3 м. Плавным отклонением ручки ППУ от себя перевести вертолет в разгон с одновременным плавным увеличением общего шага. Разгон в зоне воздушной подушки с постепенным набором высоты необходимо выполнять с таким расчетом, чтобы на Н= 15 м скорость по прибору составляла 90—100 км/ч. Дальнейший разгон до наивыгоднейшей скорости набора рекомендуется выполнять с небольшим набором высоты.
Взлет по-самолетному (рис. 3.7)
Взлет по-самолетному производится в том случае, когда контрольное висение показало, что при работе двигателей на взлетном режиме вертолет не может висеть на высоте более 2 м над землей. Этот вид взлета выполняется с площадок, обеспечивающих безопасный разбег длиной 50—100 м. Взлет вертолета по-самолетному состоит из следующих элементов: разбега, отрыва от земли, выдерживания в зоне воздушной подушки и набора высоты.
Рис. 3.7. Схема сил и траектории взлета по-самолетному
Для взлета по-самолетному необходимо обеспечить следующее взаимодействие сил.
При переходе на подъем с разгоном:
Первое неравенство обеспечивает рост поступательной скорости, второе — рост вертикальной скорости за счет избытка подъемной силы над составляющей массы.
Взлет вертолета по-самолетному считается законченным при достижении экономической скорости полета.