высшие приматы наиболее высокоорганизованные животные так как
Промежуточный контроль по теме «Млекопитающие», 7 класс
Контрольная работа №4 по теме «Тип Хордовые класс Млекопитающие»
А1. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресноводные водоемы и дышат при помощи:
А – кожи и лёгких; Б – кожи; В – лёгких и жабр; Г – лёгких.
А2. Конечности у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся, расположены:
А – по бокам тела; Б – под туловищем; В – у одних – по бокам, у других – под туловищем.
А3. Для млекопитающих характерны зубы:
А – все конической формы; Б – только коренные;
В – только клыки; Г – резцы, клыки, коренные.
А4. К особенностям размножения млекопитающих относят:
А – развитие плода в матке; Б – наличие половых клеток;
В – вскармливание детенышей молоком; Г – внутреннее оплодотворение.
А5. Образование условных рефлексов связано с развитием:
А – мозжечка; Б – коры больших полушарий;
В – продолговатого мозга; Г – промежуточного мозга.
А6. К насекомоядным млекопитающим относят:
А – бурозубок; Б – землероек; В – тюленей; Г – китов.
А7. Морские звери имеют следующие приспособления для жизни в воде:
А – дышат при помощи жабр; Б – конечности превратились в ласты;
В – имеют волосяной покров; Г – рыбообразная форма тела.
А8. К отряду парнокопытных относят:
А – зебру; Б – оленя; В – тигра; Г – свинью.
А9. Высшие приматы – наиболее высокоорганизованные животные, так как:
А – живут стадами; Б – могут быстро передвигаться;
В – имеют высокоразвитый головной мозг; Г – способны применять простейшие орудия.
А10. К экологической группе наземных млекопитающих относят:
А – грызунов; Б – непарнокопытных; В – рукокрылых; Г – ластоногих.
А11. Представители отряда сумчатых могут входить в состав:
А – разных экологических групп; Б – только одной экологической группы;
В – экологической группы летающих млекопитающих;
Г – экологической группы хищных сумчатых.
А12. Эхолокация развита у:
А – зубатых китов; Б – мышевидных грызунов;
В – летучих мышей; Г – ушастых тюленей.
В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных по отрядам:
Питаются животной пищей
Питаются растительной пищей
Питаются растительной и животной пищей
Зубы разделены на резцы, клыки, коренные
Резцы имеются только на нижней челюсти
Желудок у многих сложный
Пальцы снабжены когтями
Пальцы одеты копытом
Пальцы имеют ногти
Хорошо развиты полушария переднего мозга
Конечности участвуют в передвижении и добыче пищи.
В2. Найдите на рисунке и укажите с помощью цифр эпидермис, сальные и потовые железы
Контрольная работа №4 по теме «Тип Хордовые класс Млекопитающие»
А1. Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите его.
А – рога; Б – волосы; В – когти; Г – хитин.
А – шерсть; Б – подшерсток; В – усы; Г – нервные окончания на кончиках пальцев.
А3. К млекопитающим степей относится:
А – хомяк; Б – соболь; В – лось; Г – белка.
А4. Высшие приматы – наиболее высокоорганизованные животные, так как:
А – живут стадами; Б – могут быстро передвигаться;
В – имеют высокоразвитый головной мозг; Г – способны применять простейшие орудия.
А5. Представители какого отряда млекопитающих имеют видоизмененные конечности?
А – ластоногие; Б – китообразные; В – непарнокопытные; Г – хоботные.
А6. Кто не относится к отряду хищные?
А – ласка; Б – куница; В – лиса; Г – соня.
А7. Представители какого отряда являются самыми крупными наземными млекопитающими
А – непарнокопытные; Б – хоботные; В – парнокопытные; Г – ластоногие.
А8. Детёныши утконоса питаются молоком, которое:
А – непрерывно течет из сосков; Б – выделяется из сосков при сосании;
В – как пот, выделяется на шерсть.
А9. Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним
не подходит. Найдите его.
А – рога; Б – волосы; В – когти; Г – хитин.
А10. Кто не относится к отряду непарнокопытные?
А – осёл; Б – носорог; В – сайгак; Г – лошадь.
А11. Представители какого отряда млекопитающих являются самыми крупными
А – китообразные; Б – хоботные; В – парнокопытные; Г – ластоногие.
А12. Кто не относится к отряду парнокопытные?
А – олень, Б – зубр; В – бегемот; Г – зебра.
В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных по отрядам:
Питаются животной пищей
Питаются растительной пищей
Питаются растительной и животной пищей
Зубы разделены на резцы, клыки, коренные
Резцы имеются только на нижней челюсти
Желудок у многих сложный
Пальцы снабжены когтями
Пальцы одеты копытом
Пальцы имеют ногти
Хорошо развиты полушария переднего мозга
Конечности участвуют в передвижении и добыче пищи.
В2. Дайте название отряду и семейству, к которому принадлежит изображенное животное. Назовите животное.
Контрольная работа №4 по теме «Тип Хордовые класс Млекопитающие»
А1. К экологической группе наземных млекопитающих относят:
А – грызунов; Б – непарнокопытных; В – рукокрылых; Г – ластоногих.
А2. Морские звери имеют следующие приспособления для жизни в воде:
А – дышат при помощи жабр; Б – конечности превратились в ласты;
В – имеют волосяной покров; Г – рыбообразная форма тела.
А3. В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся
А – водные, наземные, земноводные;
Б – травоядные, плотоядные, со смешанным типом питания;
В – яйцекладущие, сумчатые, плацентарные.
А4. Кто не относится к отряду непарнокопытные?
А – осёл; Б – носорог; В – сайгак; Г – лошадь.
А5. Из перечисленных животных к отряду Однопроходных относятся:
А – кенгуру и валаби; Б – ехидны и утконосы; В – утконосы и коала.
А6. Представители какого отряда млекопитающих являются самыми крупными
А – китообразные; Б – хоботные; В – парнокопытные; Г – ластоногие.
А7. На какие группы делится отряд парнокопытные?
А – бычьи и оленьи; Б – полорогие и жирафы;
В – жвачные и нежвачные; Г – кошачьи и куньи.
А8. Млекопитающие, у которых оплодотворенное яйцо развивается в особом органе – матке, а
зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой, относятся к:
А – однопроходными; Б – сумчатыми; В – плацентарными.
А9. Процесс внутриутробного развития зародыша у живородящих животных и человека
А – беременностью; Б – питанием зародыша; Г – дыханием.
А10. В каких железах вырабатывается молоко?
А – в потовых; Б – в сальных; В – в млечных; Г – в пахучих.
А11. Какой отдел пищеварительной системы жвачных парнокопытных можно назвать
А – рубец; Б – сетка; В – книжка; Г – сычуг.
А12. Представители какого отряда имеют хорошо развитые резцы?
А – насекомоядные; Б – рукокрылые; В – хищные; Г – зайцеобразные.
В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки хищных по
Добычу настигают «в угон».
Добычу подкарауливают в засаде.
Хорошо развито обоняние.
Хорошо развиты зрение и слух.
Голова имеет округлую форму.
Челюсти удлиненные, вытянутые.
Являются ценными промысловыми животными.
В2. Дайте название отряду и семейству, к которому принадлежит изображенное животное. Назовите
Контрольная работа №4 по теме «Тип Хордовые класс Млекопитающие»
А1. Какой отдел пищеварительной системы жвачных парнокопытных можно назвать
А – рубец; Б – сетка; В – книжка; Г – сычуг.
Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите его.
А – рога; Б – волосы; В – когти; Г – хитин.
А – шерсть; Б – подшерсток; В – усы; Г – нервные окончания на кончиках пальцев.
А3. К млекопитающим степей относится:
А – хомяк; Б – соболь; В – лось; Г – белка.
А4. Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите его.
А – рога; Б – волосы; В – когти; Г – хитин.
А5. Представители какого отряда млекопитающих имеют видоизмененные конечности?
А – ластоногие; Б – китообразные; В – непарнокопытные; Г – хоботные.
А6. Кто не относится к отряду парнокопытные?
А – олень, Б – зубр; В – бегемот; Г – зебра.
А7. Представители какого отряда являются самыми крупными наземными млекопитающими
А – непарнокопытные; Б – хоботные; В – парнокопытные; Г – ластоногие.
А8. К обезьянам Старого Света относят:
А9. Какой отряд млекопитающих самый малочисленный и находится под угрозой
А – ластоногие; Б – китообразные; В – непарнокопытные; Г – хоботные.
А10. Кто не относится к отряду непарнокопытные?
А – осёл; Б – носорог; В – сайгак; Г – лошадь.
А11. Высшие приматы – наиболее высокоорганизованные животные, так как:
А – живут стадами; Б – могут быстро передвигаться;
В – имеют высокоразвитый головной мозг; Г – способны применять простейшие орудия.
А12. Кто не относится к отряду хищные?
А – ласка; Б – куница; В – лиса; Г – соня.
В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных по отрядам:
Питаются животной пищей
Питаются растительной пищей
Питаются растительной и животной пищей
Зубы разделены на резцы, клыки, коренные
Резцы имеются только на нижней челюсти
Желудок у многих сложный
Пальцы снабжены когтями
Пальцы одеты копытом
Пальцы имеют ногти
Хорошо развиты полушария переднего мозга
Конечности участвуют в передвижении и добыче пищи.
В2. Дайте название отряду и семейству, к которому принадлежит изображенное животное. Назовите
Контрольная работа №4 по теме «Тип Хордовые класс Млекопитающие»
А1. Кто не является представителем отряда приматы?
А – павиан; Б – макака; В – человек; Г – бурозубка
А2. В каком отделе головного мозга у приматов находятся извилины и борозды?
А – в продолговатом; Б – в промежуточном; В – в переднем; Г – в среднем
А3. Какое животное не относится к семейству мартышкообразных обезьян?
А – макака; Б – мартышка; В – павиан; Г – горилла.
А4. Как называются группы, в которые объединяются мартышкообразные обезьяны?
А – стаи; Б – прайды; В – табуны; Г – семейства
А5. Кто не является представителем отряда приматы?
А6. Какое семейство не входит в отряд приматы?
А – мартышкообразные; Б – лемуровые; В – люди; Г – ложноногие
А7. Какое животное не относится к семейству человекообразные обезьяны?
А – шимпанзе; Б – павиан; В – орангутан; Г – горилла
А8. Какое из семейств устраивает на ночь гнёзда?
А – мартышкообразные; Б – человекообразные; В – люди; Г – ложноногие
А9. К особенностям размножения млекопитающих относят:
А – развитие плода в матке; Б – наличие половых клеток;
В – вскармливание детенышей молоком; Г – внутреннее оплодотворение
А10. К экологической группе наземных млекопитающих относят:
А – грызунов; Б – непарнокопытных; В – рукокрылых; Г – ластоногих
А11. Какой отряд млекопитающих самый малочисленный и находится под угрозой вымирания?
А – ластоногие; Б – китообразные; В – непарнокопытные; Г – хоботные.
А12. Из перечисленных животных к отряду Однопроходных относятся:
А – кенгуру и валаби; Б – ехидны и утконосы; В – утконосы и коала.
В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки хищных по
Добычу настигают «в угон».
Добычу подкарауливают в засаде.
Хорошо развито обоняние.
Хорошо развиты зрение и слух.
Голова имеет округлую форму.
Челюсти удлиненные, вытянутые.
Являются ценными промысловыми животными.
В2. Дайте название отряду и семейству, к которому принадлежит изображенное животное. Назовите
2 вариант Хищные, сем. Собачьи
3 вариант Хищные, сем. Кошачьи
4 вариант Приматы, Человекообразные, горилла
5 вариант Хищные, медвежьи
Контрольная работа по теме «Тип Хордовые, класс Млекопитающие» Вариант __1______
Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________
Контрольная работа по теме «Тип Хордовые, класс Млекопитающие» Вариант ___2_____
Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________
Контрольная работа по теме «Тип Хордовые, класс Млекопитающие» Вариант ___3_____
Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________
Контрольная работа по теме «Тип Хордовые, класс Млекопитающие» Вариант ____4____
Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________
Контрольная работа по теме «Тип Хордовые, класс Млекопитающие» Вариант ___5_____
Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-039613
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Высшие приматы наиболее высокоорганизованные животные так как
Из всех млекопитающих, человекообразные обезьяны наиболее высокоорганизваонные животные, потому что они близки по физиологическим свойствам к человеку, особенно это относится к шимпанзе и гориллам.
Человекообразные обезьяны имеют большой объём мозга, сходную с человеком мимику, доказано, что они способны к мышлению. У них большой палец противопоставлен другим. Они могут вести трудовую деятельность.
Задание 2. Объясните, почему у обезьян легче, чем у других млекопитающих, образуются условные рефлексы.
Так как у обезьян лучше развита нервная система, а точнее кора больших полушарий. Всвязи с этим у них более сложное поведение.
Задание 3. Заполние таблицу.
Сравнение семейства Человекообразные обезьяны с семейством Люди Признаки семейства Черты сходства с человеком Различия с человеком Обезьяны глупые, люди более развиты сходство скелетов и многих органов, сходство эмбрионов на ранней стадии развития у человека выше уровень развития, больший объем мозга
Задание 4. выпишите нужные номера признаков.
Признаки.
1. Питаются животной пищей.
2. Питаются растительной пищей.
3. Питаются растительной и животной пищей.
4. Зубы подразделяютсяна резцы, клыки и коренные.
5. Имеются хищные зубы.
6. Резцы имеются только на нижней челюсти.
7. Желудок у многих сложный.
8. Пальцы одеты копытом.
9. Пальцы имеют ногти.
10. Хорошо развиты полушария переднего мозга.
11. Конечности участвуют в передвижении и добыче пищи.
12. Куски мфса разрывают остыми краями коренных зубов.
13. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным.
14. Пальцы с плоскими ногтями.
15. Мать носит детеныша на себе.
16. Животные отличаются крупными размерами головного мозга.
17. Детеныши рождаются зрячими, с волосяным покровом, и уже через несколько часов могут следовать за матерью.
18. Добычу преследуют или подстерегают в засаде.
19. Для многих представителей отряда характерны рога на голове.
Хищные: 1, 4, 5, 11, 12, 18.
Парнокопытные: 2, 6, 7, 8, 19.
Приматы: 3, 4, 9, 10, 13, 14, 16.
Задание 5. Выпишите нужные номера названий животных.
«Класс млекопитающие. Отряд приматы»
Разделы: Биология
Класс: 7
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока : компьютерный.
I. Организационный момент. Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку.
II. Актуализация знаний (Устный ответ на вопросы по теме “Парнокопытные, непарнокопытные”).
III. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика отряду Приматов.
2. Характеристика подотрядам Приматов.
3. Выработка условных рефлексов у Человекообразных обезьян.
4. Сравнение человека и человекообразных обезьян.
5. Значение приматов в природе.
6. Приматы, занесенные в Красную книгу.
IV. Закрепление знаний.
1. Разгадывание кроссворда.
2. Тестирование.
3. Задание (называть ассоциации к понятию примат).
V. Домашнее задание.
VI. Итог.
I. Организационный момент. Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Учитель. В предыдущих уроках мы познакомились с разными отрядами млекопитающих и определили их отличительные и сходные черты. Сейчас повторим материалы прошлого урока (Устный ответ на вопросы) (Презентация. Слайд 2).
1) Какие животные относятся к отряду Непарнокопытные и что их объединяет?
2) Какова была роль лошади для человека еще 100– 200 лет назад?
3) Какова роль лошади в жизни человека на современном этапе?
4) Каких животных относят к парнокопытным нежвачным?
5) Какие животные относятся к парнокопытным жвачным?
6) В чем заключается роль копытных животных в природе?
7) Каково значение копытных в жизни человека?
Учитель. Сегодня мы завершим изучение большой темы “Класс Млекопитающие”. Последний, и самый важный отряд в классе Млекопитающие, который мы изучим – отряд Приматы. (Слайд 1)
(Ознакомление с планом урока.) (Слайд 3)
III. Изучение нового материала.
Учитель. Термин “приматы”, означающий “один из первых”, впервые предложил в 1758 г. Карл Линней, объединив в отряд Приматов обезьян и человека. (Слайд 4)
Приматы – обитатели тропиков: большинство из них живет в густых лесных зарослях. Все другие древесные животные при лазании цепляются острыми когтями. В отличие от них приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным.Это позволяет зверю прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Конечности очень подвижны. Они служат не только для передвижения – ими животные хватают пищу, чистят и расчесывают волосы на любых частях тела.
У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперед. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку.
Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают все же сочные плоды. Детеныш у приматов рождается зрячим, но неспособным к самостоятельному передвижению. Он крепко вцепляется в шерсть матери, которая носит его с собой, придерживая одной рукой.
Обезьяны отличаются от других млекопитающих крупными размерами головного мозга, большие полушария которого имеют много извилин. Обоняние у них развито слабо, осязательных волос нет. Главными органами осязания им служат пальцы, а также оголенные ладони и подошвы стопы.
Обезьяны активны днем. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детеныши занимают подчиненное положение и выполняют его требования, передаваемые при помощи звуковых сигналов и жестов.
Отряд Приматы подразделяется на два подотряда : Низшие обезьяны, или Полуобезьяны и Высшие Приматы, или Обезьяны. (Слайд 5)
Сообщения учащихся о представителях подотряда Полуобезьян.
1-й ученик: Долгопяты живут на островах Борнео и Суматра, Бянгка и Белитунг, в Индонезии и на Филиппинах. Глаза весят больше, чем мозг. Хвост 135–275 см. Массой 100г. Охотятся на скорпионов и ядовитых змей. Любят новорожденных мышей, воробышек, хрущей.
Не синтезируют витамин С. Нижние зубы направлены не вперёд, а вверх. Второй и третий пальцы ноги – когти. Конечности оголённые. Способны поворачивать голову на 180ºÑ (Слайд 7).
Наиболее примитивные из полуобезьян – тупаи, мелкие, похожие на белок зверьки, обитающие в лесах Южной Азии.У них на пальцах не ногти, а еще когти, и большой палец не может противостоять другим. Зубов 38, мозг гладкий, без борозд и извилин.
У лемуров, населяющих Мадагаскар, большие пальцы могут противостоять другим, на всех пальцах ногти, кроме второго пальца стопы, вооруженного “туалетным” когтем – чесалкой.
Мордочка лисья, зубов 36. Это ночные животные тропических лесов, питающиеся плодами, насекомыми, птичьими яйцами и птенцами. Сейчас они исчезают вместе с лесами”. (Слайд 8–9)
2-й ученик: “В Африке и Южной Азии обитают представители лориевых. Лори в переводе с голландского “клоун”. Размеры 12–40 см. Обитают в Южной и Юго-Восточной Азии, Африке. Различают тонкого и толстого лори, потто.
Тонкий лори живёт в Индии, Шри-Ланке. Размером с бурундука: 25 см и 7 мм хвост. Массой 280 г. Второй палец кисти редуцирован. Образ жизни ночной. Они похожи на миниатюрных большеглазых медвежат”. (В / ф “Отряд Приматы”.)
Учитель. Подотряд Высшие Приматы объединяет широконосых, узконосых и человекообразных обезьян. (Слайд 10) Человекообразные обезьяны делятся на низшие человекообразные и высшие человекообразные обезьяны. К этому подотряду относят различных по величине приматов. Высота самых маленьких, например игрунок, 20–35 см, а наиболее крупных – до 2 м. У игрунков еще когтеобразные ногти, большой палец не противопоставляется другим и полушария мозга гладкие. Хвост “беличий”, не хватательный. У остальных приматов ногти широкие, вибриссы на лицевой части исчезли.
Мозг имеет много извилин и хорошо развит. Известно 139 видов. К этому подотряду относится и человек.
Сообщения учащихся о представителях подотряда Высшие Приматы.
3-й ученик: “Самых примитивных обезьян объединяют в надсемейство широконосых. У них хрящевая носовая перегородка широкая и ноздри направлены вперед. Обитают они в Южной и Центральной Америке.
В этот подотряд входят игрунки, ревуны, паукообразные обезьяны. (Слайд 11)
Игрунки – жители тропической Америки. Карликовая игрунка обитает на территории Бразилии, Перу, Эквадора. Размером с белку, массой 355 г. Имеет 32 зуба. Пальцы заканчиваются коготками. Свободно передвигается в любом положении, даже вниз головой. Богатая грива – показатель хорошего здоровья и полноценного питания. На игрунках изучают гепатит, лейкоз, пересадку органов, иммунитет.
Ревун обитает от Колумбии до устья Амазонки, на юг до Боливии. Растительнояден.
Паукообразные (коата) обитают в Южной Америке. Имеют цепкий хвост, который закручивается вокруг ветки и выполняет роль пятой конечности, на конце оголён, снабжён кожаным гребешком – это орган осязания.”
Гамадрилы, мандрилы и анубисы – крупные, до 25 кг павианы Африки. (Слайд 15)
Гамадрил. Самцы длиной 80 см, длина хвоста 60 см. Масса 30 кг. Самки вдвое меньше. Шерсть серая, у самцов образует пышную серебристо – серую мантию. Самки серовато – бурые. Есть защёчные мешки. Встречается в Африке и Азии. Живут до 30 лет. Занесён в Красную книгу (Слайд 16). (В\ф “Гамадрилы”.)
Мандрил живёт на территории Камеруна, Африка. Имеет самую богатую и яркую окраску в мире обезьян”. (Слайд 17)
Носачи – обезьяны среднего размера, но среди мелких мартышек кажутся великанами. Длина тела составляет 55–72 см, носачи имеют очень длинный хвост, который почти равен длине тела (66–75 см). Вес колеблется от 12 до 24 кг, причем самцы при одинаковой длине тела весят почти в два раза больше самок. Главная внешняя особенность этих обезьян – удивительный нос, который больше не встретишь ни у какого животного. Шерсть у этих обезьян короткая и прилегающая.
Носачи являются узкими эндемиками, то есть встречаются на ограниченной территории. Обитают они только на о. Борнео (Калимантан) Малайского архипелага и больше нигде в мире. Активны они преимущественно днем, большую часть времени держатся в кронах деревьев, на землю спускаются нечасто. (Слайд 18) (В /ф“Обезьяна носач”.)
Учитель. К низшим человекообразным обезьянам относятся гиббоны, орангутаны. Гиббоны живут в лесах Юго-Восточной Азии. Они невелики, сохранили седалищные мозоли. (Слайд 19)
У высших человекообразных (наиболее развитых) обезьян мозг крупный (до 600 г), нет хвоста, защечных мешков и седалищных мозолей. В экваториальной Африке живут наиболее близкие к человеку горилла и шимпанзе .
Сообщения учащихся о человекообразных обезьян.
5-й ученик: “Самая крупная из человекообразных обезьян– горилла (до 250 кг), могучая, но весьма миролюбивая обезьяна влажных тропических лесов. Гориллы – строгие вегетарианцы. Тело покрыто густой короткой черной шерстью. (Слайд 21)
По земле горилла передвигается согнувшись, опираясь на тыльные стороны пальцев передней конечности. Встречается в экваториальной Африке. Питается сочными плодами, орехами, корнеплодами ” (В/ф “Горилла”.)
6-й ученик: “Шимпанзе – крупная обезьяна, высотой до 150 см, массой 45–50 кг. Руки длиннее ног. Ушные раковины по форме напоминают человеческие, шерсть темная, лицо лишено волос. (Слайд 22)
Температура тела шимпанзе 37,2ºС. В настоящее время это самый многочисленный вид из всех человекообразных обезьян. Количество особей, живущих на воле, оценивается в несколько десятков тысяч. Группы состоят из 5–30 особей, в которой предводительствует самый сильный из самцов. Большую часть дня проводят во взаимном ухаживании за шерстью и поисках пищи. Их рацион составляют плоды. Иногда едят муравьёв и термитов. Шимпанзе независимо от возраста выразительно демонстрирует своё настроение. Он высовывает язык, сосёт палец, грызёт различные предметы. Они огорчаются, плачут, радуются. Большую часть суток шимпанзе проводят на деревьях.
Различают два вида: шимпанзе обыкновенный и шимпанзе карликовый . Шимпанзе карликовый занесён в Красную книгу. (Слайд 23) Оба вида обитают в Центральной Африке. Кровь бонобо соответствующей группы можно переливать человеку”. (В/ф “Шимпанзе”.)
Учитель. Активная жизнь и разнообразие функций передних конечностей позволили то, что у приматов получило сильное развитие головной мозг, а это привело к сокращению лицевого отдела черепа.
Весь комплекс рука – глаза – мозг являются предпосылкой сложного поведения, связанного с применением различных предметов для достижения жизненных целей.
Обезьяны складывают ящики для того, чтобы достать висящий банан; мнут листья руками и этой губкой извлекают дождевую воду из углубления в дереве; с помощью шеста преодолевают водоем; травой очищают тело от грязи; очистив палочку, ковыряют ею в зубах; используют листья для изготовления конуса, чтобы напиться. (В/ф “Рассудочная деятельность обезьяны”.)
Сообщения учащегося о сходстве высших обезьян с человеком.
7-й ученик: “У высших обезьян те же группы крови, что у человека, болеют теми же инфекционными болезнями, например туберкулезом, гриппом.
Большинство человекообразных обезьян занесены в Международную Красную книгу. Их численность уменьшается от пожаров в лесах и небрежного отношения человека к ним (Слайд 24–27 ).
Человек – венец природы, любимое ее дитя. И он никогда не сможет возвыситься над ней, потому что всегда будет чувствовать необходимость общения с ней, чтобы остаться Человеком .
Физкультминутка. (Слайд 28)
IV. Закрепление знаний.
1. Разгадывание кроссворда. (Слайд 29)
2. Выполнение тестовых заданий. (Слайд 30)
1) Какой из органов чувств у приматов развит плохо?
А – зрения, Б – слуха, В – обоняния.
2) Общее число видов около:
А – 150, Б – 200, В – 260, г – 300.
3) Развитием какой части головного мозга связано образование условных рефлексов?
А – мозжечок,
Б – кора больших полушарий,
В – продолговатый мозг,
Г – промежуточный мозг.
4) Высшие приматы – наиболее высокоорганизованные животные, так как:
А – живут стадами,
Б – могут быстро передвигаться,
В – имеют высокоразвитый головной мозг,
Г – способны применять простейшие орудия
5) Самый маленький представитель подотряда Высших приматов:
А – игрунка,
Б – мандрил,
В – макака,
Г – ревун.
3. Назовите ассоциации к понятию примат. Ассоциациями может быть слово, выражение, или целое предложение, начинающееся с определенной буквы. (Слайд 32)
V. Домашнее задание. Изучить 35 параграф, выполнить задания по рабочей тетради, ответить на 1–3 вопросы. (Слайд 33)
Учитель. На этом уроке мы познакомились с отрядом приматов, их представителями и характерными особенностями. На уроке все были активны, молодцы! Сейчас подсчитайте свои бананы, у кого больше бананов? (По количеству бананов ставятся оценки.) Учитель комментирует оценки учащихся.
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист.
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!