высшие люди в романе что делать
«Новые люди» в романе Г.Н. Чернышевского «Что делать?»
В романе Г.Н. Чернышевского особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погружёнными в свои эгоистические интересы (Марья Алексеевна), и особенным человеком нового времени – Рахметовым.
«Новые люди» Чернышевского уже не принадлежат тёмному старому миру, но они еще не вошли в другой. На этой промежуточной ступени оказались Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, Мерцаловы. Эти герои уже по-иному решают проблемы семейной и общественной жизни. Они постепенно отбрасывают условности старого мира, выбирают свой путь развития. Для того чтобы решиться на такой путь развития, который заключается в чтении, наблюдении над жизнью, «жертв не требуется, лишений не спрашивается. » «Промежуточные» герои предпочитают мирный путь интеллектуального развития, пробуждения рядовой личности, доступный большинству. На той высоте, на которой стоят Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, «должны стоять, могут стоять все люди». И этого можно достичь без жертв и лишений.
Выделение двух этих типов среди положительных персонажей романа имеет свои философские и общественно-исторические причины. Но писатель не противопоставляет «особенных» людей «обыкновенным», руководителей революционного движения рядовым деятелям, а намечает связь между ними. Так, Лопухов спасает Веру Павловну от неравного брака, создаёт с ней семью, основанную на свободе, взаимопонимании, доверии. Сама героиня не желает идти по жизни, подобно своей матери Марье Алексеевне. Она не хочет жить в постоянной лжи, эгоизме, борьбе за существование любыми способами. Поэтому в Лопухове она находит свое спасение.
Герои совершают фиктивный брак. Они по-новому организуют свою хозяйственную деятельность. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, нанимает портних, которые живут вместе. Подробно описывая деятельность Веры Павловны в мастерской, Г.Н. Чернышевский подчёркивает новый характер отношений работниц с хозяйкой. Они носят не столько экономический характер, сколько основаны на достижении общей цели, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу.
Атмосфера в мастерской напоминает семейную. Писатель подчёркивает, что Вера Павловна таким образом спасла от гибели и нищеты многих своих подопечных (например, Машу, которая впоследствии стала её горничной). Здесь мы видим, какое огромное значение Г.Н. Чернышевский отводит роли труда. По мысли писателя, труд облагораживает человека, поэтому «новые люди» должны стремиться направить свою работу на благо других, этим самым уберечь их от пагубного влияния разрушительных страстей. В сферу деятельности «обыкновенных» людей Чернышевский включил просветительскую работу в воскресных школах (преподавание Кирсанова и Мерцалова в коллективе работниц швейной мастерской), среди передовой части студенчества (Лопухов мог часами вести беседы со студентами), на заводских предприятиях (занятия Лопухова в заводской конторе).
С именем Кирсанова связаны сюжет столкновения врача-разночинца с «тузами» петербургской частной практики — в эпизоде лечения Кати Полозовой, а также тема научной деятельности. Его опыты над искусственным производством белковины приветствует Лопухов как «полный переворот всего вопроса о пище, всей жизни человечества».
В этих сценах нашли своё отражение социалистические взгляды писателя. Хотя время показало, что во многом они оказались утопичными, наивными. Сам же автор романа глубоко верил в их прогрессивную роль. В тот период среди прогрессивной молодёжи было распространено открытие воскресных школ, читален, больниц для малоимущих.
Таким образом, Г.Н. Чернышевский точно подметил и отразил новые положительные тенденции эпохи на примере мастерской Веры Павловны. «Новые люди» в его романе иначе решают свои личные, внутрисемейные конфликты. Хотя внешне их семья кажется благополучной, дружной, вполне успешной, в действительности всё обстоит по-другому. Вера Павловна очень уважала своего мужа, но никогда не испытывала к нему ничего большего. Неожиданно для себя героиня поняла это, когда встретила лучшего друга своего мужа – Кирсанова. Вместе они заботились о Лопухове во время его болезни.
К Кирсанову Вера Павловна испытывает совершенно иные чувства. К ней приходит настоящая любовь, которая повергает её в абсолютную растерянность. Но в этом эпизоде ключевую роль играет не любовная история между Кирсановым и Верой Павловной, а поступок Лопухова. Он не желает препятствовать счастью жены, не может строить семью на лжи. Поэтому он, как истинный человек нового времени, самоустраняется, инсценирует самоубийство.
Лопухов совершает столь смелый поступок, потому что не хочет причинять жене несчастье, быть причиной её нравственных терзаний. Вера Павловна долго была неутешна. К жизни её возродить удалось лишь Рахметову. Препятствий на пути развитию любви к Кирсанову не осталось. В итоге, герои Чернышевского создают настоящую семью, основанную не только на взаимном уважении, но и на глубоком чувстве.
Жизнь нового человека, по утверждению Г.Н. Чернышевского, должна быть гармонична в социальном и личном плане. Поэтому Лопухов тоже не остаётся в одиночестве. Он спасает от гибели Мерцалову, женится на ней. И в этом браке обретает заслуженное счастье. Более того, Г.Н. Чернышевский идёт дальше, изображая идеальные отношения между людьми, без взаимной вражды, злости, ненависти. В конце романа мы видим две счастливые семьи: Кирсановых и Лопуховых, которые дружат между собой.
Описывая жизнь «новых людей», писатель акцентирует наше внимание на экономической и личной стороне жизни героев. С их помощью он доказывает, что несправедливые, бесчеловечные принципы жизни старого мира устарели, и в обществе возникло желание обновления, новых отношений между людьми.
[03] Анализ художественной структуры «Что делать?»
Анализ художественной структуры «Что делать?» во всей советской критике восходит к статье А. В. Луначарского «Чернышевский как писатель» (1928). Луначарский отметил, что «внутреннее построение» романа «идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны» 1.
К первым принадлежат Мария Алексеевна Розальская, Сторешниковы, владельцы дома, их сын Михаил; великосветские офицеры, кутилы и прожигатели денег — Жана, Серж и француженка Жюли. Впрочем, о ней следует сказать, что она все же сохраняет тоску по настоящей жизни и раскрывает Вере Павловне тайну коварного умысла Михаила Сторешникова скомпрометировать ее, представив в обществе в качестве своей любовницы. В лучшем порыве своих чувств она говорит Вере Павловне: «Умри, но не давай поцелуя без любви».
Второй пояс образует Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов. Это как раз те люди, о которых и для которых написан роман. Этих людей немного, но они есть. Они ищут, ошибаются и снова ищут.
1. Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1963. Т. 1. С, 248.
Им свойственна стойкость в жизни. Автором искусно показано, что Лопухов вывел Веру Павловну «из подвала», но у нее были и свои мечты, свои дерзания найти пути к новой жизни. Выйдя замуж за Лопухова, она лишь получает прочную опору в жизни. В скрупулезных регламентациях их внутренней семейной жизни есть, конечно, утопические курьезы, но главное в них — подчеркнутая самостоятельность женщины.
Она находит свою реализацию в проекте Веры Павловны завести множество мастерских, где царил бы свободный труд с честным и открытым распределением прибавочного продукта, доходов, с новой этикой отношений между людьми. Конечно, «гармония» в духе Фурье и Оуэна, без изменения всего социального строя, заключает в себе много утопического. Законы хищнического мира эти мастерские не отменяли. И выдержать с ними конкуренцию вряд ли могли бы. Но в романе четко поставлен вопрос о необходимости перестройки существующих общественных отношений, и основа этой перестройки должна носить социалистический характер. В этой-то идее и заключалась разрушительная сила романа. Поняла это цензура слишком поздно.
Замужество за Кирсановым, брак по любви, вносило много лиризма во внутреннюю жизнь Веры Павловны. И ее общественные горизонты чрезвычайно расширяются: она хочет стать ученым, медиком, врачом-практиком. Такие притязания женщины были абсолютной новостью в тогдашних условиях России. Медицина считалась призванием только мужчин, женщины к ней не допускались (как не допускали Софью Ковалевскую к математике).
К числу новых людей надо отнести и Катерину Полозову, которую хотел соблазнить распутник Серж Соловцов, а Кирсанов сумел спасти ее от катастрофы. Полозова затем, как уже было сказано, выходит замуж за Бьюмонта (Лопухова).
Весь дух романа таков, что мы с определенного момента ожидаем появления «особенного человека», «высшей натуры», «необыкновенного человека» среди людей обыкновенных, но уже «новых». И вот появляется Рахметов. Автору важно было выдержать общую тенденцию развития характеров людей, порвавших со старой жизнью и ищущих путей к новой жизни. В сюжете романа нет сцен, где бы это было показано. Однако «общее» дело, о котором часто говорят герои, — и есть дело Рахметовых. В подцензурном произведении иначе и сказать было нельзя.
Когда мы говорим о Рахметове как о «высшей натуре», то не пытаемся приписать ему нечто сверхчеловеческое, культ «сильной личности», крайнего индивидуализма. Подобные взгляды развивал философ А. Шопенгауэр в сочинении «Мир как воля и представление» за два десятка лет до выхода «Что делать?». Он проповедовал абсолютное господство индивидуума, тотальную «войну всех против всех».
Рахметов не является предтечей народнической теории, согласно которой историю делают «критически мыслящие личности»
(Михайловский, Лавров). Народники утрачивали веру в народную революционную инициативу.
Рахметовское волевое начало — революционная стойкость, закалка подлинного борца, знающего, что он должен послужить народной революции. В его исключительности нет ничего эгоистического. Знакомясь с обстоятельствами его жизни и поведения, мы узнаем, как выковывалась та непреклонная революционная решительность, которая не раз была продемонстрирована русскими революционерами. Он объясняет Вере Павловне и ее друзьям, что отказывается от комфорта жизни не потому, что не жаждет его, не понимает его цены и вообще против удобств и наслаждений, а потому, что он знает: ничто постороннее не должно отвлекать его от главной цели, что в любой момент он может быть арестован и брошен в нечеловеческие условия. И надо быть готовым, чтобы перенести все невзгоды, устоять, выжить и продолжать борьбу. В этом — обаяние Рахметова, сила характера которого так понятна всякому честному человеку.
Четвертый пояс — это сны. Их в романе — четыре. Но первые три сна Веры Павловны являются сюжетным предварением предстоящих перемен в ее жизни и уразумением общей философии вопроса, какие стадии пережило человечество в сфере любви и эмансипации женщины. Любовь богини Астарты — рабская любовь. Любовь Афродиты — символ женской красоты. Средневековое рыцарское поклонение женщине — идеальное обожествление в каждой женщине девы Марии, непорочности. Но любовь и свобода для женщины возможны только как равноправные. Это вот и есть идеал Веры Павловны, «новых людей».
О будущем России и — шире — всего человечества говорится в самом важном, четвертом сне Веры Павловны: здесь нарисованы картины жизни при социализме. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам. Вере Павловне во сне являются две сестры — Невесты. Старшая из них — Невеста Революции. В главе даже автор поставит массу точек, объясняющих как бы добровольный пропуск текста, который запретила бы цензура. Наряду с этим есть образ младшей красавицы-Невесты, которая обозначает Любовь-Равноправность; она оказывается богиней не только любви, но и наслаждения — наслаждения трудом, наукой, искусством, отдыхом.
Где-то далеко, на юге России, в пустынном месте раскинулись богатые поля, луга, сады; высится огромный дворец из чугуна и хрусталя с зеркалами, коврами, чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают, учатся и снова отдыхают. Между людьми — идеальные, гармонические отношения — везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя.
Конечно, в этой картине — много далекого от реальности, чего-то в духе Фурье, Оуэна. Недаром в романе неоднократно упоминаются их имена. Недостаток этой картины в том, что
показан только сельский труд, говорится о народе вообще. Придраться к этой утопии очень легко, но — в главной своей мысли — она чрезвычайно реалистична. Чернышевский подчеркивает, что новый труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным. Все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов общества. Этот новый труд будет опираться на высокие научно-технические достижения, что позволит человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Остается лишь в тайне, каким путем достичь такого благополучия.
Роль рабочего класса не выделена, не подчеркнута. Его в России еще не было. Но Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока важно было закрепить в сознании читателей наистребимую мечту о лучшем будущем. Об этом Чернышевский говорит устами старшей сестры-Невесты, обращающейся к Вере Павловне: «. Ты знаешь будущее. Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем. Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести». Что же это, если не призыв к революции?
А как трудно и рискованно было «переносить» в настоящее то, что возможно только в будущем. Чернышевский показывает в сцене, которая по контрасту следует сразу же после картины будущего. Бдительные власти, изображенные в романе, признали «вредными» мастерские и кружки «новых людей»: к Кирсанову явился с требованием объяснений некий «просвещенный муж» из III отделения. И этот «муж» указал «социалисту Кирсанову», «знаменитому ученому» на то, что мастерская его супруги оказывает «вредное направление» на умы верноподданных. Агент III отделения потребовал переменить вывеску на мастерской: «Добрая работа». Кирсанов и Вера Павловна ловко обошли предписания начальства: «Добрая работа» была заменена на «Добрый труд». В слове «труд» (фр. travail) —усматривался намек на известный лозунг французских социалистов, под которым сражались пролетарии на парижских баррикадах 1848 года: «Droit de travail» (право на труд). Это хорошо разъясняется в рукописной редакции романа.
Естественно, что весьма иносказательно Чернышевский показывает и политический переворот в России, возможность которого он относит к 1865 г. Революционные демократы верили, что очень скоро наступит в России «настоящий день».
Совершившаяся революция изображается в главах пятой и шестой: «Новые лица и Развязка» и «Перемена декораций». Праздничное настроение у Кирсановых и Бьюмонтов. Вокруг много молодежи. Они веселятся, острят, катаются на санях, поют песни на стихи «некрасовца» Михайлова:
Черный страх бежит, как тень.
От лучей, несущих день;
Свет, тепло и аромат
Быстро гонят тьму и хлад;
Запах тленья все слабей.
Запах розы все слышней.
Город-экран
Человек Рахметов
РАХМЕТОВ — центральный персонаж произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать? Писатель-демократ, Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. Новые люди в романе Чернышевского — посредники между пошлыми и высшими людьми. Что же это за особенный человек, привлекающий и в наши дни внимание тех, кто жаждет социальных потрясений ради общего блага? По происхождению Рахметов — дворянин.
Чернышевский создавал свой роман “Что делать?” в эпоху подъема революционного движения в России. Герой романа Рахметов, как никто другой, подходил для революционной деятельности. Недаром вождь большевиков В. И. Ленин ставил этого литературного героя в пример своим соратникам, говоря, что только с такими людьми возможен революционный переворот в России. Его отец был очень богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге.
Случай свел его с Кирсановым, от которого он узнал много нового и передового в политическом отношении. Рахметов начал приучать свою физическую сущность подчиняться духовной, то есть стал приказывать сам себе и эти приказы выполнять точно и в срок. Далее он стал закалять организм. Все это он проделывал, готовясь к великим революционным делам. Ему блестяще удалось создать себя мощным физически и твердым духовно человеком.
Рахметов отказался от женитьбы на богатой молодой вдове. Объяснил он это так: «Я должен подавить в себе любовь; любовь к вам связала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня — уже связаны». Именно эти качества превращают Рахметова в историческую личность. Он принадлежит к той породе людей, для которых великое общее дело исторического (*153) масштаба и значимости стало высшей потребностью, высшим смыслом существования. Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения”.
Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х гг. XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о “новых людях”. Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной целью своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем.
«Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Это обыкновенные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-“особенным”.
Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. Герои романа — люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и “рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью”.
Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания. Автор осознавал, что описанные в его романе люди — это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. Он помогает вызвать подъем в душе человека, стремление к борьбе за общественное благо. Тема романа будет всегда современна и необходима для развития общества.
Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна — «обыкновенные порядочные люди нового поколения». Рахметов — профессиональный революционер, революционный вождь. Это рыцарь без страха и упрёка, человек, будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. Не сразу стал Рахметов «особенным человеком». Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в «особенного человека».
Пройдут года, — говорит автор романа о типе нового человека, — и он возродится в более многочисленных людях”. Рахметов, Салават Кипаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахметов. Чернышевский дал в своем романе и образ “новой женщины”. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. И лично я мечтаю о том, чтобы в этом нашем будущем было поменьше «особенных» людей, а побольше обычных: добрых, улыбчивых, живущих своей жизнью.
Рахметов как «особенный человек» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Что делать характеристика образа Рахметова
Из рассказов о новых людях
Рахметов — один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков — бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.
К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России — и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) — за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.
«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна». — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по.пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».
Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость — сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.
Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. И ответ на насмешки автора он говорит: «Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить». Р., вероятно, участвует в «исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, переда-вая его письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «не предотвратил эту мелодраму».
На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя — «потаенный» сюжет романа. Знаменует она и его избранность. Несмотря на то что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная — представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает свое поместье, часть денег раздает споим стипендиатам, чтобы они могли закончить курс, далее следы его теряются. Автор называет людей типа Р. «солью соли земли».
Вариант 3
Н. Чернышевский в романе «Что делать?» открыл нового для литературы человека. Рахметов – это тот образ, который ранее не упоминался в литературных произведениях. Он, как писал автор – «высшая натура». Рахметов значительно отличается от всех героев романа и его образ написан с особой любовью. Сам Н. Чернышевский не скрывает, что образ героя переплетается с его биографией.
Рахметов – революционер, человек нового поколения. Он словно выкован из стали. Его характер, манера поведения, взгляды на жизнь считаются эталоном. Но таким он был не всегда. До приезда в Петербург Рахметов был обыкновенным человеком, но после знакомства с Кирсановым его жизненная позиция перевернулась. Уже в Петербурге он познакомился с новым для него пластом населения, с учением социалистов-утопистов, а также научными работами Фейербахе. Кирсанов словно открыл ему глаза, а Рахметов внимательно слушал все его лекции.
Получив большой багаж знаний, а также познакомившись с социалистическим учением, Рахметов превращается в настоящего революционера. Он не только читает работы известных просветителей, но и цитирует народу. Чтобы стать ближе к населению, он объездил, казалось бы, всю Россию. Работал вместе обыкновенными жителями деревень, просвещал их, поэтому его знали и уважали. Богатство было не для него, он выбрал аскетический способ жизни. Заранее зная о возможных последствиях его революционной деятельности, он подготавливал себя к физическому насилию, а также к жизни в тюрьме. Также он подготавливал революционные кадры в университетах.
Чернышевский не писал прямо о революционной подготовке, скорее при помощи завуалированных фраз доносил о важности его деятельности. Этот герой появляется лишь в одной главе, но играет важную роль во всем романе. Даже название, которое дал Чернышевский роману, совпадает с внутренним вопросом Рахметова. При помощи образа этого героя автор призывает к революционной борьбе за социалистическое преобразование общества. Чернышевский – это первый автор, который преподнес революционера в своем романе. Рахметов сейчас является примером для подражания, он образец мужественного революционера.
Популярные сегодня темы
В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.
«Война и Мир» — знаменитый роман Л.Н. Толстого, это классика, это произведение, которое обязан прочитать абсолютно каждый человек.
На самом деле не многие могут говорить о себе «я талантливый» или искренне сказать «люди меня любят». Такое считается не скромным и не совсем приличным. Поэтому люди стремятся поддерживать внешнее приличие и хотя бы казаться достойными людьми.
Маленький принц — величайшее произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Книга считается по настоящему мировой классикой.
Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.
Описание героя
Николай Гаврилович Чернышевский написал свой главный труд, находясь в Петропавловской крепости. Частично произведение представляет собой полемику с романом Тургенева «Отцы и дети», вот почему на его страницах появляются уникальные персонажи, волевые и сильные, которые, как надеялся автор, вскоре сформируются и в реальности. Прототипом персонажа был Павел Бахметев, человек благородного происхождения, продавший свое имение и отдавший все средства на нужды революции. В содержании текста этот реальный эпизод также нашел воплощение.
Центральным персонажем романа «Что делать?» является Рахметов, представитель дворянского рода, потомок знатной фамилии. Его внешность для понимания смысла не важна, поэтому писателем не отображается. Известно лишь, что он был высоким и сильным.
Называть героя изнеженным аристократом было бы в корне неверно: он не стремится к роскоши, предпочитает проводить время, изучая естественные науки. Именно в годы обучения Рахметов познакомился со взглядами социалистов-утопистов, что оказало серьезное влияние на его личностное становление.
Герой отказывается от барского образа жизни и пытается всеми силами отстоять революционные идеи. Он жаждет получать новые знания, поэтому тратит силы на образование. Вот почему нет ничего удивительного в том, что в 22 года этот молодой человек считается очень эрудированным, ученым и мудрым.
Составляя характеристику героя, следует кратко описать его основные черты:
Эти обстоятельства иллюстрируют, почему Рахметов — особенный человек. Он удивительно рационален, смог распланировать свой день так, чтобы все успевать и не тратить время на незначительные мелочи. Автор восхищается, любуется своим героем. Это прослеживается буквально в каждой букве текста, посвященного ему.
Значение героя
Если Кирсанов, Вера Павловна, Лопухов — обычные люди нового поколения, то Рахметов — человек неординарный, выделяющийся даже на фоне революционеров будущего. Это «высшая натура», представитель «другой породы». При составлении описания Рахметова в романе «Что делать?» следует подчеркнуть, что, будучи лучшим представителем своего сословия, он сумел прочувствовать идеи демократии, разделить их, пропустить сквозь себя. В этом сила характера Рахметова.
От многого ему пришлось отказаться ради того, чтобы заняться делом всей его жизни. Этот человек лишен страхов и сомнений, он упорно идет вперед, кажется, будто он выкован из металла — настолько он жесток и тверд.
В качестве действующего лица он появляется в главе произведения «Особенный человек», уже в этом наименовании прослеживается авторская мысль. Это человек новой формации, сильный телом и духом, воспитавший себя и прошедший непростой путь к тому, кем он является в данный момент. Герой помогает Чернышевскому более глубоко раскрыть свои идеи, показать, что справедливость — категория, не имеющая отношения к принадлежности к тому или иному сословию, богатству, роду занятий. Она должна находить отклик в душе каждого. Только в этом случае светлое будущее, где все равны и счастливы, станет возможным.
Сочинение Рахметов в романе Что делать?
Образ Рахметова является в каком-то смысле по-настоящему уникальным и удивительным. Это была высшая чистая натура, которая воплотила в себе черты эпохи. Чернышевский восторгается характером своего персонажа, он глубоко симпатичен ему. Рахметов наделен невероятными чертами характерами.
По происхождению этот человек был аристократом, его идеи и мысли были демократической направленности. Сам Чернышевский говорит о своем герое, что таких людей осталось совсем немного.
Стоит отметить, что персонаж Чернышевского не сразу был наделен всеми вышеперечисленными чертами. Когда он только приехал в Петербург, он был обыкновенным молодым человеком без особых ярких идей, планов на будущее, мечтаний, но потом у Рахметова происходит знакомство с Кирсановым. Именно он познакомил нашего персонажа с учением социалистов-утопистов. Это учение буквально перевернуло все мировоззрение Рахметова, оно и сделало его человеком особенным. Не последнюю роль сыграло и учение Фейербаха, который также поразил его своими идеями.
Рахметов невероятно быстро осваивает и запоминает то, что ему говорят, он поражает своими способностями Кирсанова. У него пытливый ум, он наблюдателен, Рахметов работает в самых разнообразных сферах, он не чурается любой работы. Бурлаки даже прозвали Рахметова именем волжского богатыря, настолько он был близок к народу.
Он ограничивает себя во многих вещах, нарочно заставляет себя терпеть физические страдания. В тайне Рахметов готовился к революции, у него даже было несколько людей, которые были заинтересованы в революционной деятельности. Ради революции он даже смог отказаться от любимой женщины. Он считал, что его прямой обязанностью является работа и деятельность, а позволить себе связать себя с женщиной он не мог. Его самой главной задачей была борьба за благополучие и счастье народа. И, стоит отметить, это у него получалось очень хорошо. Многие люди черпали силы у Рахметова, восхищались им, он служил для них примером. Ему самому было невероятно интересно исследовать их жизнь, наблюдать, изучать их жизнь.
Пожалуй, в определенный период у нас в стране всегда были люди, которые отличались умом, способностью предвидеть те или иные обстоятельства, прозорливостью. К сожалению, мы не можем сказать, что таких людей много, но к ним нужно прислушиваться, задумываться над каждым словом, быть предельно внимательными.