выражение добрый самаритянин что значит
Добрый самаритянин — идеал нравственности
Добрый самаритянин: ироничный герой или эталон
На первый взгляд, творить добрые дела несложно. Но обычно это легко лишь до тех пор, пока для этого не нужно чем-то жертвовать. В адрес же человека, чей добрый поступок сопровождался ущемлением собственных интересов, нередко слышна ироничная фраза: «добрый самаритянин».
В эпоху, когда главными ценностями становятся высокое положение в обществе и величина банковского счёта, вышеназванное высказывание утратило свой первоначальный смысл. Употребляя его, многие забывают, что пришло оно из Библии. И за этой фразой скрывается одна из главных мыслей учения Иисуса Христа.
«Господь говорит: «Иди и твори так же, и поступай так же, как милосердный самарянин». Этот призыв мы должны сегодня услышать и претворить в деятельную любовь к Богу и ближнему» (митрополит Иларион Алфеев).
Постараемся же разобраться, кто такой самаритянин и почему он добрый.
Притча о добром самарянине
2000 лет назад к Иисусу Христу с вопросом обратился законник — человек, глубоко знающий и изучающий иудейское Священное Писание. Его интересовало, что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь. В ответ Христос сослался на тот самый Закон, которому беспрекословно и педантично следовали ортодоксальные иудеи. В нем сказано:
“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27).
Законник, привыкший тщательно исследовать мельчайшие детали Закона Моисеева, спросил, кого же считать этим ближним? В сознании евреев лишь они были богоизбранным народом и могли быть удостоены милосердия.
Для разъяснения Христос рассказал следующую притчу о добром самарянине, ставшую одной из самых известных в новозаветной проповеди.
Один человек на пути из Иерусалима в Иерихон был жестоко избит разбойниками и еле живой лежал у обочины. По дороге шёл священник, который, увидев его, прошёл мимо. Также тем местом шёл левит — служитель Иерусалимского храма. Но и он, подойдя к израненному человеку, пошёл дальше.
После этого по дороге ехал самарянин. Увидев несчастного, он перевязал его раны, возлил на них елей и вино, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На следующий день, уезжая, самарянин дал хозяину гостиницы два динария, чтобы тот позаботился о раненом постояльце. В случае больших затрат, он обещал вернуть недостающую сумму в следующий свой приезд (Лк.10:30-35).
Закончив притчу, Христос спросил законника, кто же из троих является ближним попавшему в руки разбойников человеку. Ответ был очевиден: тот, кто оказал ему милость, то есть самаритянин. На это Христос сказал слова, ключевые для понимания христианства: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).
Кто такие самаритяне
Чтобы лучше понять смысл рассматриваемой притчи, необходимо знать, кто такой самаритянин. Почему представитель именно данного народа стал главным героем слов Христа?
В речи иудеев слово «самаритянин» имело негативный смысл и практически приравнивалось к ругательству. Правоверные иудеи, боясь оскверниться, даже не разговаривали с самаритянами, поскольку они были наполовину язычниками.
После смерти царя Соломона в начале X века до Рождества Христова в еврейском народе произошло большое разделение. Лишь два колена остались верными Единому Богу, которому молились в Иерусалимском храме. Они образовали своё Иудейское царство.
Оставшиеся десять племен, признавая истинного Бога, поклонялись также и идолам, то есть впали в язычество. Это царство со столицей в городе Самарии стало называться Израильским.
Несмотря на все милости, которые Господь оказывал царям Израильского царства, они продолжали упорствовать в идолопоклонстве. Тогда Господь допустил ассирийскому царю завоевать некогда процветающую Самарию, а всех людей забрать в плен. На Израильские земли пришли переселенцы-язычники из разных стран. Однако из пустыни стали приходить львы и нападать на людей. Так Господь выразил свой гнев на происходящее здесь беззаконное поклонение языческим богам и истуканам. Тогда ассирийский царь приказал прислать одного из уведённых в рабство священников, чтобы тот научил живущие здесь племена поклоняться Истинному Богу. Так из язычников, смешанных впоследствии с вернувшимися на эти земли остатками евреев, образовался Самарийский народ.
Они верили в Единого Бога Израиля, признавали священным Пятикнижие Моисея и ожидали прихода Мессии. Но наряду с этим продолжали чтить и своих идолов. Из-за этого, признавая их нечистыми, евреи ненавидели самаритян.
Конфликт между ними обострился после того, как народ Самарии построил себе храм на горе Гаризим. Оскорбленные иудеи не могли простить этого самаритянам. Согласно иудейскому учению, молиться Единому Богу можно лишь в Иерусалимском храме и нигде больше.
Добрый самаритянин: толкование притчи
Как и все притчи Христа, рассказ о добром самаритянине глубоко символичен. Святые Отцы, которые смогли проникнуть в глубину Евангельских слов, видят следующие образы в притче о милосердном самарянине.
Человек, попавший в руки разбойников — это Адам, а вместе с ним и все падшее человечество. Преступив Божие повеление и вкусив запретный плод, Адам вынужден был покинуть Рай (в притче — Иерусалим) и отправиться в изгнание. То есть выйти в путь в Иерихон, где его ждёт скорбь и страдание.
На выбранном человеком пути удаления от Бога и святости его постоянно встречают разбойники-бесы. Они ранят душу греховными страстями и привычками, лишают Божественной благодати, крадут возможность спасения.
Священник и левит, не оказавшие помощь раненому, это ветхозаветная Церковь. Даже полное исполнение иудейского Закона не могло полностью исцелить человеческую душу от вечной гибели.
А добрый самаритянин — это никто иной, как Сам Иисус Христос. Он сравнивает Себя в притче с язычником-самарянином, тем самым отождествляя Себя со всем грешным человечеством.
«Сам Себя изображает под видом Самарянина, по бесконечному смирению, дабы таким образом и нас научить, что и под самым презренным именем и званием мы можем сотворить великое благо/ Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам» (святитель Николай (Велимирович).
Христос пришёл на землю, чтобы понести грехи мира и открыть людям вход в Царство Небесное. Он показывает пример высочайшего милосердия, когда милость оказана тому, кто кажется врагом. Христос переворачивает сознание людей, показывая образ настоящей Любви.
«Господь являет нам полноту милосердия — то, что превосходит всякое человеческое понимание. И такому милосердию должны научиться все люди» (протоиерей Александр Шаргунов).
Гостиница, в которую добрый самаритянин отвез израненного человека — это Церковь Христова, наша лечебница от греховных ран и страстей. В ней Христос, заботясь о нас, оставил хозяину гостиницы — пастырям и священникам — два динария. Эти монеты символизируют Тело и Кровь Христовы в Таинстве Причастия.
Кто мой «ближний»
Притчу о милосердном самаритянине Святые Отцы нередко называют малым Евангелием. В ней Христос раскрыл образец любви и милосердия, которые каждый из христиан должен проявлять к своим ближним. Но кто же такой тот самый ближний?
Для многих этот вопрос, который задал Христу законник, остаётся не до конца понятным. Первое, что приходит на ум — ближний — это родственник, друг, коллега… Но уж никак не сварливая соседка, злой начальник или давний обидчик.
В притче же Христа ближним стал совершенно далёкий по религиозным и жизненным убеждениям человек. Но именно он, язычник и грешник, с которым иудей не должен был даже говорить, оказал ему милость. И через этот поступок любви и милосердия стал самым близким для иудея человеком.
Митрополит Антоний Сурожский в ответ на вопрос, кто есть мой ближний, емко отвечает: «Всякий!».
Если мы хотим жить по заповедям Христа, то любой человек на нашем пути — будь то давний товарищ или случайный прохожий, верный друг или даже неприятель — должен быть для нас тем, кому мы в любую минуту готовы оказать помощь и проявить милосердие.
«Забудь себя и свое «я», поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духовная ли. Поставь в средоточие жизни того, кому нужен ближний, и стань им ты» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).
Братья и сестры
Все мы имеем один корень в Адаме и Еве, на всех нас запечатлён образ Бога. Того Бога, который «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45).
«Всех нас, и правильных, и неправильных, грешных и тех, кто без греха, эллинов и иудеев, возлюбил до смерти Милосердный Самарянин, осмеянный, поруганный и убитый, – наш ближний, спасший нас своим Воскресением от разбойника-диавола и открывший человечеству Небесное Царство» (священник Феодор Людоговский).
Таким образом, учение Христа совершило настоящую революцию в нравственном и духовном мировосприятии людей. Ведь только христианство в отличие от всех существующих религий и философий называет «ближним» каждого. Любой человек на пути христианина — его ближний, его брат и сестра во Христе, которому он всегда готов оказать помощь и милость.
«Важно знать людей, которым ты помогаешь…» – интервью с руководителем фонда «Добрый самарянин»
Человеческая память устроена так, что хорошо хранит злые деяния. Мы прекрасно знаем биографии Гитлера, Сталина, Калигулы и других кровавых тиранов. Но мало кто может вспомнить настоящее имя того, кто вошел в историю под прозванием «добрый самаритянин». Что означает данное выражение, стало известно благодаря Библии.
Притча о добром самаритянине
Среди назидательных историй, поведанных Иисусом Христом простому народу, выделяется сказ о милосердном обитателе области Самарии
Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться о способах обрести вечную жизнь. Иисус ответил, что достаточно жить в любви с ближними. Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни:
Таким образом Иисус продемонстрировал законнику необходимость помогать любому оказавшемуся в беде. И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.
Евангельский рассказ
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную
? Он же сказал ему:
в законе что написано? как читаешь
? Он сказал в ответ:
возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя
. Иисус сказал ему:
правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить
. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
а кто мой ближний
? На это сказал Иисус:
некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам
? Он сказал:
оказавший ему милость
. Тогда Иисус сказал ему:
иди, и ты поступай так же
.
Притча о добром самаря́нине — миниатюра из Россанского Евангелия
Кто такие самаритяне?
представляют собой малый народ численностью не более тысячи человек. Они живут на территории Израиля в мире и спокойствии с титульной нацией евреев.
Но две тысячи лет назад эти оба народа имели немало поводов для нелюбви друг к другу:
Борьба за свободу
Непростые перемены в жизнь народа внесла римская административная реформа. Несмотря на то, что самаритяне получили на своих землях права жителей автономии, они вынуждены были признать языческую веру.
Разрушение Второго Иерусалимского храма толкает самаритян к поискам дома на чужих территориях. Их общины появляются за пределами Самарии, где народ не мог исповедовать веру предков.
Особенно сильные народные волнения начинаются в V-VI веках. В это время самаритянам даже удаётся отстоять свои права и получить независимость от Византии. Этот период ознаменовался правлением местных царей, которые получили поддержку народа. Увы, совсем скоро самаритяне были подавлены, а власть снова перешла к чужеземцам.
Сложный вопрос происхождения самаритян отразился и на их взаимоотношениях с евреями. В 1993 году, когда израильские войска были выведены из Шхема, представители самаритянского этноса потребовали, чтобы ряд их регионов получил статус израильских поселений, однако правительство ответило отказом.
Самаритяне-старейшины носят традиционный красный фес со времён османского владычества © Авраам Вальдман / thetower.org
На мой взгляд, причина крылась в возможных негативных политических последствиях, которые мог спровоцировать этот шаг. Несмотря на это, самаритяне подпадают под действие “Закона о возвращении”, поскольку имеют израильское гражданство и при желании могут переселиться в Израиль.
Закон доброго самаритянина
Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.
Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла
«Возлюби ближнего своего…»
Священник и левит, не оказавшие помощи пострадавшему, считали себя праведниками. На самом деле они относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой».
Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно. И, как смог, помог пострадавшему. К сожалению, в нашей жизни встречается немало случаев, когда люди равнодушно проходят мимо человека, которому нужна экстренная помощь. Часто принимают за пьяного лежащего на тротуаре: а у него, возможно, сердечный приступ. Вовремя принятое лекарство может спасти ему жизнь.
Культурное восприятие
Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом. Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен:
Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа:
“Истинный иврит” – язык самаритян
Предметом гордости самаритян является их язык. Они считают, что говорят именно на том наречии иврита, которое знали древние евреи.
Самаритянский старейшина Ицхак Симхай так высказался по этому поводу: “В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем”. Правда, на этот счёт многие евреи могут с ним поспорить, но в этом и заключается вечное единство и соперничество двух народов.
Впрочем, в Библии утверждается, что ассирийский правитель, желая помочь кутейцам (самаритянам), изгнанных со своей родины, отправил к ним еврейского священника, после чего те приняли иудаизм. Если верить библейским преданиям, евреи изгнаны не были, а кутейцы лишь влились в их этнос.
Самаритянский канон гораздо меньше еврейского и содержит первые пять книг еврейского масоретского текста из Библии © Авраам Вальдман / thetower.org
Картина Рембрандта
Рембрандт ван Рейн, один из величайших мировых живописцев, не мог обойти вниманием известный библейский сюжет. В 1633 году он явил миру полотно о любви человека к ближнему:
Спустя несколько лет Рембрандт написал еще один вариант картины.
Богословское толкование
Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний — это, на самом деле, «оказавший милость» (добро). По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»
Масло, упоминаемое в Лк. 10:34, в греческом оригинале передано словом elaion
(елей)[3]. Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словом
eleos
. Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы заклания (Чис. 15:5). Таким образом, самарянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Ос. 6:6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Прит. 21:3; Мф. 12:7; Мф. 5:7; Мф. 9:13).
Выражение «добрый самаритянин»
Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека
. Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.
Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.
Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:
Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.
«Важно знать людей, которым ты помогаешь…» – интервью с руководителем фонда «Добрый самарянин»
Ещё немного и начнётся предпраздничная суета. Люди будут судорожно планировать Рождественские мероприятия и бегать по магазинам в поисках подарков родным и друзьям. Заботясь исключительно о своём празднике, люди часто забывают о тех, кто тоже хотел бы весело встретить Новый год и Рождество, но лишен такой возможности, как и всяческой любви и поддержки. Речь о детях из неблагополучных семей и сиротах.
В Одессе уже не первый год активно трудится благотворительный фонд «Добрый самарянин», известен городу своими масштабными мероприятиями, особенно в праздничные дни. Об истории фонда, проектах и доброте журналист БОГ.NEWS Екатерина Макарова пообщалась с руководителем фонда Денисом Сердиченко.
— Здравствуйте, Денис. Что вдохновило Вас начать заниматься благотворительностью?
— В первую очередь я вырос в христианской семье, а благотворительность в христианстве занимает практически первое место: если хочешь, чтобы тебе было хорошо, ты должен делать хорошо другим. То есть, я родился в среде, где постоянно делают добро. И, естественно, это — моя неотъемлемая часть жизни.
— Как родился фонд «Добрый самарянин»?
— В этом году фонду исполнилось 25 лет. Его открывал мой отец, когда только разрушился Советский Союз. Была создана южно-украинская миссия «Добрый самарянин», которая прошла несколько этапов. И уже в 2000-ом году родился фонд «Добрый самарянин». Основная идея была — помогать людям, потому что в то время это было «немодно», никто никогда этим не занимался. Первый проект, который мы начали осуществлять — это посещение интернатов и приютов. И уже потом мы начали развивать другие направления.
— Расскажите о ваших основных проектах.
— У нас много разновидностей мероприятий и разные направления. Например, у нас есть «Кибуц Добрый самарянин». Когда началась война на востоке, мы начали помогать переселенцам и в первый год мы помогли на 7 млн гривен. То есть, мы дали возможность людям жить, питаться, заводить коров, построили им крыши и здания, а также дали им рабочие места. Таким образом, наш проект занял первое место среди украинских проектов в ООН. Помимо этого, мы работаем в тюрьмах, трёх колониях, которые мы также посещаем, и там помогаем, одеваем, кормим, если нужно, ну, а самое главное — исправляем людей. Люди там живут плохой жизнью, а мы помогаем им адаптироваться в социуме. У нас есть социальный ребцентр, не тот, в котором наркоманы обычно, а такой, где людям помогают войти в социум: восстановить документы, найти работу и т.д.
Каждую неделю у нас проводятся поездки в интернаты и приюты. То есть, мы проводим это не только на Новый год и Рождество, а круглый год.
— Помимо проектов, у вас есть акции. Расскажите подробнее о них.
Да, одна из акций называется «Вторая жизнь Вашим вещам». Люди могут перебрать свой гардероб и приносить хорошие, но уже ненужные вещи. А мы потом одеваем нуждающихся людей. Также мы создаем подарки детям в акции «Собери подарок сироте». Еще одну акцию мы называем «Добрый гость» — мы собираем продукты питания пожилым людям. Каждый месяц мы раздаём около 300 продуктовых пакетов и с каждым днём эта цифра увеличивается. Также неотъемлемая наша часть — это просветительская работа. Потому что говорить, что благотворительность касается только материального — неправильно. Мы также проводим такие большие просветительско-религиозные акции, как пасхальная реконструкция, на Рождество мы проводим фестиваль Рождества в Одессе. Среди всех фестивальщиков мы отвечаем за зимние мероприятия в городе. Это 40 локаций, 60 партнёров и достаточно большой объем работы. Мы делаем все, где мы видим, люди нуждаются. И мы рады, что можем работать в различных направлениях. Также мы сотрудничаем с различными фондами, такими, как, например, «Пчелка». Пару дней назад мы собирались с ребятами из МЧС и продумывали, как помочь им специализированной одеждой и оборудованием, чтобы они могли хорошо работать.
— Насколько большая команда фонда “Добрый самарянин”?
— 600-700 человек. Есть непосредственно члены организации, более посвященные люди. А есть просто наши друзья, которые оказывают нам помощь. Поэтому каждый желающий может прийти к нам и сказать: «Я хочу помочь». На этом и основана наша работа, на коммуникации. Реакция на наши объявления или просьбы — практически моментальная.
— Расскажите о мероприятиях к Рождеству и о полюбившейся одесситам акции «Собери подарок сироте».
— Это Рождество будет особым. Мы установим на Дерибасовской тент 10 на 15 метров и назовём его «Резиденция добра». Таким образом, мы аккумулируем всё добро, которое есть в Одессе, в этой «Резиденции». Туда люди смогут принести подарки детям, продукты питания для пожилых и свои вещи. Также там будут различные мастер-классы для детей, будут вечерние тематические рождественские видео-показы, будем бесплатно угощать одесситов кофе. Будет очень интересная программа. Это пройдет в тёплом помещении и людям будет более комфортно, чем было до этого, поскольку раньше всё проходило на улице.
— А как можно принять участие в этой акции?
— Во-первых, она будет проходить где-то с 23 декабря по 8 января. Как можно? — Прийти и сказать: «Я хочу помочь!» Мы даём весь список того, в чем можно помочь. Потому что у каждого есть разные возможности: у кого-то есть время, у кого-то — таланты, у другого есть деньги, у кого-то вещи и т.д. Наша задача — объединить эти все способности и сделать один интересный проект. Кто-то может отнести эти вещи, а кто-то может принести их. Можно написать о своём желании в социальных сетях. Если человек хочет делать добро, но ещё не знает, как, всегда есть возможность прийти сюда в офис, познакомиться и пообщаться. Мы помогли так многим людям и сегодня они очень активны в социальной сфере. Мы всегда открыты.
— Чтобы Вы посоветовали начинающему волонтёру?
— В первую очередь, надо иметь желание, потому что человека, который не имеет желания, никак не заставить. А человеку, который имеет желание, надо просто однажды подняться с дивана. Также я советую встретиться с людьми, которые занимаются благотворительностью. Не то, чтобы мы себя рекламируем (смеётся), но можно к нам прийти и сказать о своём желании. У нас есть определённый опыт, знаем, какие могут быть «подводные камни», есть много разных наработок. Всё потому, что мы непосредственно работаем с адресатом. Иногда приходят люди и хотят, чтобы их деньги и продукты дошли до адресата, во что они не верят. И мы подсказываем и помогаем им всячески, чтобы они смогли это сделать. Поэтому, в первую очередь, нужно иметь желание, во-вторых, нужно встретиться с человеком, который любит и умеет это делать. Он уже направит в дальнейшем.
— Как реагируют люди на вашу поддержку?
— Естественно, положительно: и плачут, и обнимают. Даже. если говорить о пожилых людях. Одна женщина, которая помогала фонду дистанционно (лишь снабжала продуктами), однажды решилась поехать и развести эти продукты. После поездки она плакала несколько дней, настолько была впечатлена. Мы вообще рекомендуем всем тем, кто чем-то жертвует, лично встретиться с людьми, которым они помогают. Например, когда ты передаешь продукты и вещи для вдов солдат АТО, это неизгладимо. Ты видишь, как она держит ребёнка, которому нет еще годика, и ты понимаешь, что этот огромный пакет продуктов не возместит ту утрату, которую она пережила. Видно, что они любили друг друга, и он просто исполнял свой долг и погиб. После этого ты не сможешь остаться равнодушным.
— Дополните мысль “Я помогаю людям, потому что…”
— Потому что так заповедал Христос (улыбается).