выполнить рисунок головы с различно соотнесенными деталями лица нос губы глаза брови и так далее
Рисуем портрет: ключевые пропорции в рисунке головы человека
Если Вам приходилось когда-нибудь наблюдать за работой художника-портретиста, то скорее всего, Вы удивлялись тому, как на чистом листе бумаги появляется изображение человека. Ввиду этого многие задаются вопросом: как научиться рисовать портрет? Есть ли здесь какие-нибудь секреты мастерства и ключи к успеху? Сразу скажу, что таких «секретов» много, и они рассматриваются в рамках полноценного обучения. Но есть одна важная «подсказка», которая поможет даже тем, кто впервые рисует человека. Итак, что же это за знание, которое так важно?
Конечно же это знание пропорций. Если человек научится сравнивать различные части единого целого и будет знать основные пропорции, то это будет ключём к успеху. Но на что нужно обратить внимание в первую очередь? Если говорить о рисунке головы человека, то какие именно пропорции являются ключевыми? Рассмотрим ответы на эти вопросы подробно.
Форма головы
Когда люди впервые начинают рисовать портрет, то, зачастую, они сосредоточиваются на глазах, носе, губах, и не видят общего — овала лица, всей массы головы. А это основа. С неё начинается рисунок. Поэтому сначала рассмотрим на что похожа форма головы. Она похожа на форму куриного яйца. Многие, особенно дети, начинают рисунок головы с круга. Это не правильно. Более точным будет сравнение с яйцом. Эта аналогия простая и запоминаемая. Она поможет избежать ошибок на начальной стадии рисунка. Однако, это очень общее представление о форме головы человека. Для полноценного обучения, конечно же, необходимо изучать пластическую анатомию для художников (подробнее об этом читайте в статье «Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека»). Но для первого опыта рисования, аналогии с яйцом будет достаточно. Однако, даже при таком упрощённом подходе не забудьте, что ещё существуют индивидуальные особенности человека. У каких-то людей скулы шире, чем лоб и нижняя челюсть. У каких-то людей нижняя челюсть шире лба. А у других лоб крупнее. Также встречаются и такие, у которых верхняя и нижняя части головы примерно одинаковые. Но если смотреть в целом, то подбородок всегда меньше затылка. Поэтому аналогия с яйцом справедлива во всех случаях.
Ось симметрии и уровень глаз
Как известно, наши лица не являются абсолютно симметричными. Но если отбросить мелочи и посмотреть в целом, то, конечно же, наши головы симметричны. Поэтому большой помощью будет, если Вы наметите в портрете ось симметрии. Ещё её называют серединной линией. Посредством неё можно легко сравнивать левую и правую стороны. В рисунке легко «заблудиться» и допустить ошибки. Бывает так, что Вы можете красиво нарисовать глаз. А когда начинаете рисовать второй, оказывается, что первый был неровно расположен. Приходится стирать этот глаз. И первоначальный восторг сменяется разочарованием. Чтобы такого не происходило, художники пользуются центральной линией, чтобы сравнивать различные части рисунка. Это сильно облегчает работу.
После оси симметрии можно наметить уровень глаз. Этот уровень примечателен тем, что расположен посередине головы. То есть от глаз до верхнего края головы и от глаз до нижнего края головы (подбородка) примерно равные расстояния. К этим усреднённым пропорциям следует добавить индивидуальные особенности человека. У некоторых людей уровень глаз может быть чуть ниже середины головы. У других чуть выше. Но это уже детали. В целом линия глаз располагается посередине.
Серединная линия и линия глаз пересекаются в районе переносицы. Эта «крестовина» станет центром будущего портрета и очень поможет начинающим в работе над рисунком. При повороте головы этот центр будет смещаться в сторону поворота. Соответственно одна сторона головы будет раскрываться шире чем другая. А значит этот поворот сильно повлияет на положение глаз, носа, губ. Но ось симметрии и линия глаз помогут художнику справиться и с такими непростыми ракурсами.
Три одинаковых расстояния
Итак, мы обсудили на что нужно обратить внимание в первую очередь. Это форма головы, это серединная линия, и, это уровень глаз. Следующим важным моментом, требующим не меньшего внимания являются три одинаковых расстояния: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до верхней границы лба (не всей головы, а именно лба). Эти три отрезка равны. Но, данные пропорции являются усреднёнными. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности человека. Может, у кого-то расстояние между линией бровей и кончиком носа будет чуть короче, чем другие отрезки. Может наоборот. Однако, в начале отталкиваемся от приведённой схемы. А потом пропорции уточняем. Таким образом рисунок постепенно оттачивается и приобретает черты конкретного человека.
Три равных величины станут для начинающего рисовальщика образным «якорем», который удержит от неверных движений карандашом. Если в рисунке не делать этой разметки, то очень легко ошибиться в пропорциях деталей. Поэтому лучше запомнить данную закономерность и применять в своей работе.
Расположение уха
Ещё одним важным аспектом рассматриваемой темы является расположение уха. Если рисовать человека в профиль, то где будет находиться ухо? Начинающие, особенно юные художники, нередко путаются и рисуют ухо то «на затылке», то ближе к щеке. Есть ли тут какие-либо закономерности?
Если, глядя на человека в профиль, поделить силуэт головы на три равные части, то ухо будет находиться на уровне двух третей. Как и в предыдущих абзацах, повторюсь, что это усреднённые пропорции, наиболее часто встречающиеся у людей. Особенности конкретного человека могут чуть изменять эти значения.
Мы определили расположение уха по горизонтали. Если говорить о его положении по вертикали, то ухо будет располагаться на уровне между линией бровей и линией губ (или кончиком носа).
Расположение губ
Линия губ находится на уровне двух третей от подбородка до носа. Это приблизительное расположение. Оно наиболее часто встречается у людей. Но бывают и такие типажи, у которых губы расположены посередине. Однако такая пропорция встречается значительно реже.
Пропорции и портретное сходство
Я рассмотрел основные пропорции в рисунке головы человека. Это ключевые моменты от которых зависит похож ли рисунок, вообще, на человека. Если же говорить о портретном сходстве, то оно, тоже, достигается благодаря правильно переданным пропорциям. Однако, это уже другие пропорции. Получится ли портрет похожим на конкретного человека, будет зависеть от соотношения более мелких деталей. Например, от соотношения размеров крыльев носа к ширине спинки носа. Какова ширина носа и его высота? Какова форма скуловой кости и её размер? Перечислять такие подробности можно долго. Но, чем больше этот список, тем более похожим получится портрет. И умение художника видеть пропорции в таких мелочах во многом определяет степень его мастерства. А это умение не приходит за один день. Нужно много рисовать, практиковаться. Тогда художник обретёт необходимый опыт.
Если же говорить о начальной стадии обучения, то знание перечисленных выше основных пропорции, сильно поможет начинающим художникам. Даже если Вы первый раз взялись за карандаш, но вдумчиво рассмотрели приведённые схемы и рисунки, то Ваш первый портрет может приятно удивить своим результатом.
Презентация по ИЗО 6 класс Конструкция головы человека и ее пропорции
Просмотр содержимого документа
«Презентация по ИЗО 6 класс Конструкция головы человека и ее пропорции»
3 четверть, 6 класс
Голова, сосредоточие духовных сил человека, является самой выразительной и самой многозначной частью тела человека.
Голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел.
А. Дюрер Аналитический рисунок построения головы человека
Основные типы формы головы
1. Форма головы прямоугольная, когда височно-теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно на одной касательной вертикальной линии.
2. Форма головы ромбовидная, когда вертикальная линия касается только скуловых выступов.
Важно обратить внимание на освещение. Правильно освещённая форма головы чётко выявляет характер объёма, тем самым способствуя решению задачи.
Взаимное расположение осей головы и шеи.
Портрет кн. О. К. Орловой
Рассмотрим голову как пространственную форму, как конструкцию.
Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать пропорции
Голова имеет овальную форму, которая делиться линией глаз примерно на две одинаковые части. Лицо условно делится на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
Пропорции головы человека.
Умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью.
Глаз начинаем рисовать с обобщенной формы-шара(глазное яблоко имеет шаровидную форму). Расстояние между глазами равно длине самого глаза, это же расстояние равно ширине носа. Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу.Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.
Нос человека имеет форму призмы
Рисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характерные особенности: носы бывают прямые (1), курносые (2) и с горбинкой (3).
Еще носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Основание носа равно ширине глаза. При нанесении контуров носа стоит знать, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика.
Отличаются также крылья носа, при нанесении теней стоит внимательно изучить строение и особенность этой части лица вашего объекта изображения. Говорят: если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.
Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно нижняя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).
Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.
Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы). Все причёски можно свести к наиболее типичным.
Волосы состоят из многочисленных прядей. Можно не прорисовывать отдельные прядки, а набрасывать отдельные их группы и пучки.
Выполни рисунок головы с различно соотнесёнными деталями лица. (нос, губы, глаза, брови и так далее)
1. К чему стремиться художник, изображая человека?
2. Как художнику удаётся передать переживания, внутренний мир человека, его красоту?
3. Легко ли рисовать человека?
4. Какими знаниями должен овладеть художник, чтобы изобразить человека?
Презентация к уроку
Цели урока:
Оборудование: мультимедийное оборудование
Зрительный ряд: альбом с рисунками-помощниками – Приложение, презентация, альбомный лист, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Работа над новым материалом.
1. Сообщение темы урока. Постановка целей.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жанре, познакомимся с правилами изображения головы человека, пропорциями.
Жан Шарден говорил: «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими». Как вы понимаете эти слова? Что же художнику помогает создавать картину?
Дети: Чувства. Художники пользуются красками, но пишут чувствами.
2. Беседа с учащимися по произведения живописи.
Приглашаю вас полюбоваться картинами художников В.А. Тропинина «Портрет сына», Жан-Луи Вуаль «Портрет девочки в шляпе» (Портрет Елизаветы Строгоновой).
Что вы можете сказать про мальчика, девочку, какими их изобразили художники?
Попытайтесь описать их внешность, состояние, внутренний мир.
Ответы учащихся.
Второй ученик: А я хочу сказать о портрете, на котором изображён мальчик. Это сын художника В.А. Тропинина. Я думаю, что художник воспитывал своего сына как надо, потому что на портрете он – настоящий сорванец. Мне кажется, что он как будто только что вернулся со двора, где играл с охотничьими собаками. Или из леса. Мне так кажется, потому что одет он не по-домашнему, а для прогулок, так, чтобы резвиться, бегать, прыгать. И выглядывающая белоснежная сорочка выдаёт, что он принадлежит к дворянскому сословию. Слегка вьющиеся золотистые волосы, чётко очерченный подбородок и оливковые глаза предполагают будущую красоту взрослого мужчины. Одновременно с этим я вижу, что взгляд у этого мальчишки вдумчивый, уверенный, он много знает для своих лет, так как его учат домашние учителя. И я просто уверен, что он не задирает нос и дружит с крепостными мальчишками, что делает его облик гораздо привлекательнее.
Учитель: Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Давайте подумаем над следующими вопросами.
К чему стремиться художник, изображая человека?
Как художнику удается передать переживания, внутренний мир человека, его состояние, красоту? Как вы думаете, легко ли рисовать человека?
Какими знаниями должен овладеть художник, чтобы изобразить лицо человека? (Ответы детей)
3. Сообщение по теме урока. Рассказ учителя.
Учитель: Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В работе над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия. Эту истину художники осознали давно. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.
Когда мы любуемся совершенными произведениями искусства, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность».
Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество.
Соразмерность частей образует красоту формы. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием и метод сравнения. Однако никакие механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера. Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.
Установлены идеальные пропорции для головы человека, согласно которым она по горизонтали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю — линией волос, а нижнюю — основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа (или глаза). Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.
Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций.
Следует помнить, что при определении пропорций лучше сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соотношениями таких же деталей в натуре.
Учитель: Рассмотрим индивидуальные особенности деталей лица. Откройте альбомы с рисунками-помощниками.
Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.
Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.