вынести такфир что значит

Отлучение от веры (такфир)

Нередко радикальные группировки, а также враждующие течения в исламе, прибегают к процедуре отлучения от веры (такфир). Слово «такфир» является однокоренным понятию «куфр», которое переводится как «неверие».

Во все времена такфир служил орудием в руках враждующих сторон, которые обвиняли друг друга в неверии, приводя при этом доказательства своей правоты.

На сегодняшний день не существует единого мнения относительно дозволенности такфира в тех или иных ситуациях, что, в свою очередь, вызывает некоторые разногласия в среде богословов. Все учёные едины в том, что отлучению от веры подлежит тот человек, который отрицает фундаментальные положения ислама, например, столпы ислама или столпы веры. То есть если раб Аллаха не только не совершает, но и не считает необходимым выполнять намаз или поститься в Рамазан, то он не является мусульманином.

Что касается ситуации, когда человек не соблюдает религиозную практику, но при этом он не отрицает её необходимость, мнения ученых разделились. Большинство богословов относят таких людей к грешным мусульманам. Исходя из этого, человек не может быть отлучён от веры в случае несоблюдения им религиозных предписаний. В данном случае лишь может снизиться уровень его имана.

Другие же учёные уверены, что мусульманином вправе считаться лишь тот, кто неукоснительно соблюдает предписания религии, а значит, их несоблюдение является причиной для такфира.

Кроме того, более радикально настроенные богословы утверждают, что человек, не соблюдающий предписания религии, не только подлежит такфиру, но и становится мушриком (многобожником), что означает, что такие люди навечно окажутся в Адском пламени. Также некоторые хариджитские течения считают, что человека следует отлучить от веры в том случае, если он упорствует в совершении какого-либо тяжкого греха, например, прелюбодеянии (зина), ростовщичестве (риба), употреблении спиртного и так далее.

Существует и такое мнение, которого придерживаются, например, мутазилиты, гласящее, что в случае, если человек совершает тяжкие грехи, то он не подлежит отлучению, но при этом он не может считаться мусульманином, и таким образом, он занимает промежуточное положение между верой и куфром.

Так или иначе, при вынесении такфира, согласно Шариату, должны соблюдаться следующие условия:

иски, связанные с такфиромР

Процедура отлучения от веры несёт в себе множество рисков, в связи с чем верующим следует быть крайне острожными со своими словами и действиями. Необходимо помнить, что обвинение в неверии – весьма серьёзная процедура, которая в случае малейшей ошибки способна привести к негативным последствиям. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) предостерегал: «Когда один обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому, если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является» (хадис приводится в сборниках Бухари). Это означает, что мусульманин, обвинивший другого в неверии незаслуженно, сам становится неверующим. Таким образом, верующим следует крайне осторожно подходить к вопросу отлучения от веры.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Что такое такфир и как его рассматривает Шариат?

Уважаемый шейх. Что такое такфир и как его рассматривает Шариат?

Шейх Абдулла Джибрин:

Такфир – это выведение из Ислама определенных личностей или людей с определенными убеждениями или тех, кто исповедует определенную религию. Того, кто вышел из религии Ислам называют кафиром. То есть человек либо мусульманин, либо кафир. И это из убеждений ахлю-сунна. Куфр и Ислам это две противоположные и противоречащие друг другу вещи. С теми, кто в Исламе строятся взаимоотношения как с мусульманином, даже если он совершает что-то из нововведений, которые не выводят из Ислама. А с тем, кто является неверующим, строятся отношения как с неверующим, даже если он обладает некоторыми качествами, присущими мусульманам. То есть человек является либо верующим, либо неверующим. В некоторых текстах (аяты или хадисы) применяется слово куфр в отношении мусульманина за совершение определенных грехов. Однако, ученые сказали, что такой куфр не выводит из религии.

Каковы причины распространения такфира?

Вероятно то, что они посмотрели на некоторые тексты, в которых применяется слово куфр, однако, они не прочли разъяснений ученых по этим текстам. Тем самым они сошлись с хариджитами в этом неправильном убеждении, так как хариджиты считают большой грех куфром, а малый грех большим. Тем, кто распускает свои языки, обвиняя в неверии мусульман, прочитав некоторые тексты без разъяснения ученых, мы ответим так: «Существуют тексты в аятах Корана и хадисах, которые понимаются, как угроза (а не в прямом смысле). Например, угроза от Аллаха убийце: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (Коран. 4:93). А также угроза тому, кто пожирает имущество сироты: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (Коран. 4:10). Угроза тем, кто во время сражения убегает с поля битвы: «Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Коран. 8:16). И таких аятов в Коране много. Также существуют хадисы, в которых применяется слово «куфр». Например, слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Ругать мусульманина – нечестие, а сражение с ним – куфр». А также его слова, мир ему и благословение Аллаха: «Два качества в людях является неверием: ругать родословную и громкое причитание по покойному». Ученые единогласны в том, что подобное не выводит из религии, даже если это и называется куфром и имеет с ним схожесть. Таким образом, ученые ахлю-сунна, разъясняя это, сказали, что такие аяты и хадисы приводятся для того, чтобы люди предостерегались от совершения этих грехов, а также для того, чтобы нечестивцы не погрязли в этих грехах, считая их незначительными.

Каким образом по Шариату выносится постановление о том, что человек стал кафиром?

Шейх Салих Али Шейх:

Ученые говорят, что категорически нельзя выводить из Ислама мусульманина, засвидетельствовавшего, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад Посланник Аллаха, кроме как с ясным доказательством, равным тому, с чем он пришел в Ислам. Ведь он зашел в религию с ясным доказательством: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха». Выведение из этого свидетельства должно быть таким же ясным, как и само это свидетельство. Поэтому ученые установили условия и препятствия для такфира.

Условиями такфира являются:

1. Намерение. Слова или действия человека должны быть преднамеренными.

2. Знание. То есть знание того, что он говорит. Чтобы он не был невежественным человеком или живущим далеко от знаний.

3. Сомнение. Для осуждения обязательно устранить у него сомнения. Возможно, он делает та’виль (искажение) или же неправильное толкование. Всякое возможно. Если есть вероятность неправильного понимания в его словах, действиях или поведении, то непременно надо обратиться к судье или к муфтию, для того, чтобы они разъяснили ему его ошибку.

Такфир выносится только в том случае, когда в этом вопросе есть единогласное мнение ученых. И он не выносится в тех вопросах, в которых есть разногласия ученых. Например, один ученый считает, что такое-то действие выводит из Ислама, а другой так не считает, и нет явного довода из Корана и Сунны, которые бы доказывали мнение одной из сторон. Значит, это стало вопросом иджтихада о вероотступничестве, а в этом случае нельзя делать такфир, потому что такфир – это выведение из религии, и он непременно должен основываться на явном и единогласном решении. А в тех вопросах, в которых есть разногласия делать такфир нельзя.

Кто дал тебе право вершить суд над людьми?! Ты говоришь: такой-то кафир! Такой-то нечестивец (фасик)! Дорогой брат, остановись, постой! Знай, ты будешь спрошен: «почему назвал такого-то кафиром?! Почему разжигал смуту между людьми?!» Брат, лучше следи за собой, за своим сердцем и искренностью. Чего ты хочешь этими словами: довольство Аллаха или угождаешь своим страстям? Не обвиняй в неверии никого. Ты обвиняешь людей говоря: «такой-то кафир». Клянусь Аллахом ты не будешь спрошен в Судный день: «почему не обвинил такого-то в неверии?» Но наоборот будешь спрошен: «Почему обвинил такого-то в неверии?!». «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий», – стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран. 4:94)

Человек, который обвиняет в неверии целые страны и общества, сам попадает в чувство изолированности и отчужденности. Я помню одного молодого человека, который говорил о футболе. Он говорил, что судья кафир, потому что он судит не тем, что ниспослал Аллах. Также и игроки кафиры, потому что подчинялись судье, который судит не тем, что ниспослал Аллах. А что с обществом? Он говорил, что они тоже кафиры, потому что они довольны этим судом и не противодействовали ему. Эта цепная реакция в вынесении приговоров людям и выведения их из религии приводит к тому, что тем самым человек изолирует себя от общества.

Шейх Мухаммад Исмаил

Шейх Мухаммад Хасан

Одной из причин распространения такфира является опора на старые книги по фикху. И это не значит, что их не надо читать. Нет. Однако, много, что есть в этих книгах, нельзя применять к действительности, в которой мы живем. Упомянем некоторые высказывания ученых об этой проблеме, которые предостерегали от этого. Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал по этому поводу, что не следует опираться на старые книги по фикху, потому что не все, что есть в этих книгах подходит к нашей действительности. И он сказал следующее: «Кто дал фатву просто опираясь на то, что в книгах, не беря в расчет различие людей в понятиях, привычках, время, местность и положение, тот заблуждается сам и вводит в заблуждение других. Его преступление против религии больше преступления врача, который лечит всех людей одним и тем же методом, опираясь на книгу по медицине. Он не берет в расчет различие стран, привычек, времени и природных качеств людей. Невежественный ученый и невежественный врач наносят самый большой вред религии людей и их здоровью, и да поможет нам Аллах». Ибн Кайим, да помилует его Аллах, говорит: «Применение старых фатв на новые обстоятельства, которые совпадают в названиях и отличаются в положениях, приводят к заблуждению, так как жизнь людей меняется. Проблемы исламского общества и происшествия в мире отличаются от того, что было в прошлом». По этой причине у имама Шафии, да помилует его Аллах, в Ираке был один мазхаб, а когда он переселился в Египет, он поменял свой мазхаб полностью. Почему? Потому что обстоятельства людей изменились, но не потому, что изменилась религия. Религия предусматривает все происходящие изменения и противоречия и поэтому изменение фатвы является нормальным явлением. И это потому, что обстоятельства и проблемы изменяются в зависимости от времени. Более того, одну из глав своей книги «А’лям аль Муакки’ин» он назвал «Глава об изменении и различии фатв по мере изменения времени, местности, обстоятельств, намерений и целей». Однако кто разбирается в этом? Ученые. А эти молодые студенты берут частичные постановления и применяют их относительно проблем Уммы. Необходимо сказать, что есть частичные постановления и общие правила, и они оба должны быть соблюдены в применение на происходящее.
Отличается ли вынесение решения, что какое-то действие является куфром, от вынесения решения относительно того, кто это действие совершил?

Шейх Салих Али Шейх

Не каждый, кто совершил куфр становится кафиром. Не каждый, кто совершил нововведение – нововведенец. Не каждый, кто совершил нечестие – нечестивец. Потому что установление этих решений, это другая тема. Слово, дело, сомнение или неправильное понимание и т.д., которое совершает человек, бывает нововведением, нечестием или куфром. То есть его действие будет либо нововведением, либо нечестием, либо куфром. Как устанавливается решение по этим вопросам? Мы уже говорили, что для этого должны наступить все условия и устранены препятствия.

У наших праведных предков есть правило, что какое-то действие является куфром, но совершивший это не становится кафиром. Потому что для такфира есть свои условия и препятствия. Когда юноша читает высказывание ученых о такфире, он думает, что личности становятся кафирами. Человек может совершать дела куфра, но в то же время не становиться кафиром. Потому что выносить решение относительно определенного человека, что он кафир, дело не легкое. Для этого нужно, чтобы в человеке были все условия для такфира и не было препятствий. И об этом упомянули ученые в своих книгах по данной теме. Здесь мы упомянем некоторые высказывания ученых о запрете такфира личности. Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Произношение некоторых слов является куфром, однако некоторые люди могут не знать, что это куфр. Поэтому не выносится такфир личностям, пока до него не доведут довод». Слова ибн Таймии и других ясно дают знать, что они не выносили личный (персональный) такфир людям такой заблудшей группы как «джахмия». Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Человек, произнесший слова, которые выводят из Ислама, может быть оправдан по следующим причинам: возможно, до него не дошли тексты, обязывающие знание истины; возможно, что тексты дошли до него, но у него они не подтвердились; или у него не было возможности для совершения этого действия; или же у него есть сомнения, из-за которых Аллах его простит». Вот эти вещи препятствуют такфиру. Поэтому не стоит выносить такфир личностям. Какое-то действие может быть куфром, но ему не выносится такфир личности. Молодежь, которая занимается такфиром, узнав, что некоторые ученые называют некоторых людей кафирами подумали, что каждая личность, которая совпала с ними в действиях, становится кафиром.

Шейх Мухаммад Хасан

Шейх Мухаммад Абдульваххаб, которого обвиняют в том, что он самый ярый такфирит, говорит в своей книге «Дурар ас-Самия фи аджуйба ан-Надждия»: «Если мы не считаем кафирами тех, кто совершает таваф (обход) вокруг идола, который стоит на месте могилы Бадави, то как же мы будем обвинять в неверии тех, кто совершает меньшее?!» Ты должен понять, что должен установить довод. Ты скажешь, что довод доведен. Брат не торопись! Общий довод (худжа) дошел с посланнической миссией Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Есть другой, частный довод, который надо довести до каждой отдельной личности для того, чтобы принять решение стал ли человек кафиром, нечестивцем или нововведенцем. И обрати внимание на то, что проблема не в том, чтобы просто довести довод. Этот довод надо довести так, чтобы человек понял его. Шейх ибн Таймия сказал: «Есть разница между установлением довода и его пониманием».

Шейх Салих Али Шейх

Ученые говорят, что одним из правил выведения человека из Ислама является: «Кто сомневается в куфре кафира, тот сам становится кафиром». Некоторые люди подумали, что это правило означает, что, если кто-то скажет, что такой-то кафир, и кто-то усомнился в его куфре, тот сам становится кафиром. Шейх уль-Ислам ибн Теймия и другие ученые салафитского призыва разъяснили, что кафир, которого имели в виду ученые в этом правиле, это тот, кого назвали кафиром Аллах или Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, прямым текстом, или же было принято единогласное решение ученых, что такой-то стал кафиром. Что же касается человека, относительно которого такфир вынесен на основе иджтихада, то есть кто-то из ученых вынес ему такфир, а кто-то нет, то такой человек не подпадает под это правило.

Шейх Саид Абдульазым

Закончим разговор разъяснением правила «Кто не считает кафира кафиром, тот сам становится кафиром». В этом правиле говорится о кафире, относительно которого нет сомнения, а не о том, относительно кого разногласили ученые, или же решение относительно которого вынесено на основе иджтихада. Это правило применимо относительно куфра Фараона или, например, Абу Джахля. И мы говорим, что тот, кто не считает их кафирами, сам становится кафиром. Однако это правило не распространяется на того, кому вынесен такфир на основе иджтихада. Например, вынесение такфира ижтихадом на правителя, который не судит по законам Аллаха. Если ты применишь это правило на тех, кто не считает такого правителя кафиром, то ты обвинишь в неверии многих людей. Имам Ахмад считает кафиром того, кто не совершает намаз из-за лени, а имам аш-Шафии не считает такого человека кафиром. Разме имам Ахмад, опираясь на это правило, сделал такфир имаму аш-Шафии? Нет! Хотя он не выносил такфир оставившему молитву из-за лени. Это правило применимо только к тем, в чьем куфре нет сомнения.

Шейх Салих аль-Фавзан

Обязанностью исламской молодежи является взяться за получение полезных знаний, с которыми они смогут отличить истину от лжи, и особенно, чтобы различать, кто из грешников стал кафиром, а кто нет. И чтобы у них было понимание об их положении. И нельзя им говорить на такие темы, пока они этого не изучили. Сначала знание! Изучив это полезное знание они смогут говорить на основе полной сознательности, беспристрастно и справедливо. Если же они будут говорить без знаний, то они в большой опасности! Всевышний Аллах сказал: «не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (Коран. 17:36). Также Всевышний сказал: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (Коран. 7:33), и сказал Он: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха. Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания» (Коран. 16:116-117). О мусульманская молодежь! Держите языки за зубами от этих тем, так как сейчас время смуты, страха, невежества и следования страстям!

Мой искренний совет от всего сердца нашей молодежи и студентам, чтобы они находились среди людей и учили их таухиду и сунне, но делали это вежливо с любовью, милосердием и мудростью.

Подготовил: Мавлудин Караханов
Источник

Источник

Вынести такфир что значит

Слова шейха Абдуллах Бин Абдуррахман Ас-Са’д

Спросили у шейха-мухаддиса, имама Абдуллаха бин АбдурРахмана Ас-Са’да:

Каковы шуруты (условия) такфира конкретной личности?

И часть людей по своему джахлю говорят, что конкретной личности не выносится такфир абсолютно, и это не является правильным. Когда утвердились доказательства, что, действительно, данная персона сделала деяние или сказала слово, вводящее ее в куфр и ридда, и установлен над ней довод в этом, то нет сомнений в том, что это указывает на то, что он кафир.

И в этом вопросе есть подробное разграничение.

И приведем некоторые наглядные примеры и некоторые подробности:

И также есть здесь поступки, за которые должны быть доведены худжжа (довод).

Или человек, который живёт далеко от мусульман, и является не знающим вопросах, знание которых необходимо в религии, то в таком случае необходимо установить довод над ним, и если он отвергнет его, то он кафир.

Источник: سؤال وجه للشيخ ضمن أسئلة «منتدى أهل الحديث

2. Слова шейха Али Аль Худейра

Спросили Шейх Али аль-Худейра:

Вопрос: Кто имеет право сделать такфир какого-либо конкретного лица? Допустимо ли для нормального человека, сделать личный такфир на человека, который впал в ясный куфр, если он знает принципы такфира и его препятствия? Или мы говорим ему: нет, мы не делаем это, и оставить это для судьи, муфтия и ученых?

[Вопрос к Шейх Али аль-Худейра на форуме «Саляфиюн»]

3. Шейх Ибн Баз также разьяснял этот вопрос:

«Простой человек (не учёный) не выносит такфир, кроме как с доказательством (далилем), у простого человека нет знания, это является проблемой, однако, тот, у кого есть знание о какой-либо определенной вещи, как, например, кто отрицает запрет прелюбодеяния, этот становиться неверным (кяфиром) у простых людей и знающих, в отношении этого нет шубхи (сомнительного довода).

Если кто-либо скажет: «прелюбодеяние является разрешенным», то он становиться кяфиром у всех, у простых людей и знающих. Эти вещи не нуждаются в доказательствах. Это не нуждается в доказательствах. Или если кто-либо скажет, что ширк является разрешенным, разрешает людям поклоняться не Аллаху, кто-либо сомневается в этом. Это не нуждается в доказательствах. Если кто-либо скажет: «людям разрешено поклоняться идолам, поклоняться звездам, поклоняться джиннам», то он становиться кяфиром.

Воздержание бывает в неясных вещах, которые могут быть неизвестны простому человеку.»

(шарх «Кяшф аш-шубухат» Абдуль-Азиза бин Абдуллаха бин База,1-ая кассета, 57:24)

Источник

ТАКФИР… ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

вынести такфир что значит. Смотреть фото вынести такфир что значит. Смотреть картинку вынести такфир что значит. Картинка про вынести такфир что значит. Фото вынести такфир что значит

Доклад, заместителя муфтия РСО-Алания, имама города Владикавказа Батраза Аршиева

Такфи́р – это обвинение в неверии. То есть, когда конкретного человека считают или объявляют неверующим по причине его убеждений, слов или действий, содержащих элементы неверия.

Не секрет, что среди людей есть верующие и неверующие. На это указывают священные писания, признают и сами люди. Это – реальность, которую нет смысла опровергать. Всевышний сказал: «Он – Тот, Кто сотворил вас. Среди вас есть неверующие, и среди вас есть верующие. Аллах видит то, что вы совершаете». (Сура «Взаимное обманывание», 2). Всевышний также сказал: «Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого». (Сура «Юсуф», 103). Однако некоторые мусульмане торопятся назвать неверующими тех, кто искренне считает себя мусульманами, но совершает те или иные поступки, противоречащие Исламу.

Поспешность и необоснованность в этом вопросе могут привести к огромным проблемам, т.к. последствия такого обвинения могут быть плачевными. Дело в том, что в Исламе есть четкое разграничение взаимоотношений с разными категориями людей:

Данные взаимоотношения строятся на основе текстов Корана и Сунны. Однако некоторые мусульмане в силу разных причин, среди которых в первую очередь невежество и агрессия, торопятся выносить вердикт о неверии тем, кто искренне считает себя мусульманином, тем самым нарушая этот баланс взаимоотношений. И зачастую выносят его те, у кого нет соответствующих полномочий и исламского образования.

Если у человека нет достаточных религиозных знаний, он должен обратиться к Корану и Сунне, к ученым, чтобы они разъяснили ему тот или иной вопрос. Как сказал имам Аль-Бухарий: «Знание прежде слова и дела». А если, вынося решение, человек опирается на свои предположения, эмоции и рассуждения, он потакает своим страстям. Всевышний сказал: «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей».

Наблюдая за бедствиями, которые происходили и происходят сегодня в мусульманской умме по причине такфира, я решил предостеречь от поспешности и легкомысленности при вынесении этого вердикта. Очень часто поспешные обвинения в неверии, настраивая одних людей против других, разжигали смуту в обществе, особенно если тот, кого обвиняют, обладает какими-либо полномочиями. Меняя статус человека из «верующего» на «неверующий», обвиняющий меняет отношение к нему других людей, и, по сути, лишает его всех полномочий. Это удобный способ дискредитировать своего оппонента и оправдать свое ослушание. Многие мусульмане не отдают себе отчета в том, что ошибка в вопросе такфира может стоить очень дорого как в этой, так и в последней жизни.

Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». (Сура «Комнаты», 6). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга». (Сура «Комнаты», 12).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому, если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является».

Но это не означает, что никого нельзя назвать неверующим. В таком случае мы уйдем в другую крайность. Ведь многие открыто называют себя атеистами, поэтому мусульманину запрещается считать их верующими. Это не меньше грех, чем назвать мусульманина неверующим. Мусульманин должен считать верующими только тех, кого Аллах Его посланник назвали верующими. То, что скрывается в сердце человека, известно одному лишь Аллаху, но Он велел нам судить о людях только по явным внешним признакам. А предположения не приводят ни к чему хорошему. Всевышний сказал: «У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь за предположением, хотя предположение не может заменить истину». (Сура «Звезда», 28).

Если человек называет себя мусульманином, но совершает действия, выводящие его из Ислама, то не нужно торопиться назвать его неверующим, не разобравшись в ситуации. Прежде чем признать его неверующим, нужно учитывать некоторые важные нюансы. Подобные вопросы требуют сложных шариатских решений и поэтому их должны выносить люди с достаточными религиозными знаниями и обладающие соответствующими полномочиями (т.е. муфтий, имам, шариатский судья и т.п.). Аллах во всех делах установил порядок: в намазе все следуют за имамом, в государстве подчиняются правителю, в доме слушаются своего отца, и даже отправляясь в путь, назначают одного из них старшим. Если же эти установления нарушаются, то в обществе будет царить хаос.

Глупо будет выглядеть человек, совершающий сложную хирургическую операцию, ничего не зная в медицине, или человек, совершающий опасный химический опыт, если он не учил химию. Но в еще более глупом и опасном положении находится тот, кто выносит шариатские решения, не обладая достаточными знаниями в Исламе. Каково будет его оправдание перед Аллахом, Который запретил ему говорить то, в чем у него нет знаний? Каждый должен заниматься своим делом, и тогда общество будет жить в гармонии.

Если кто-то спросит, что сложного в том, чтобы определить статус конкретного человека – мусульманин он или нет, если он совершил действие, считающееся в Исламе неверием?

Во-первых, нужно знать, какие действия, слова и убеждения могут вывести совершающего их из Ислама. Это одно из шариатских положений, которые относятся к исламскому законодательству. Определить, какие именно это дела, являются ли прерогативой Всевышнего Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому нельзя называть действия или убеждения неверием, если на это не будет ясных доводов из Корана и Сунны.

Во-вторых, необходимо различать между такфиром какого-либо действия, и такфиром конкретного человека, так как при применении этого обвинения определенному человеку, должны быть соблюдены условия такфира, а также необходимо учесть все, что может воспрепятствовать ему (ошибка, незнание, принуждение и т.д.). Может оказаться так, что человек считает себя мусульманином, но совершает действия, выводящие из Ислама, однако объявить его неверующим мы не имеем права, в силу некоторых причин, о которых мы упомянем ниже.

Такфир выносится только после умышленного противоречия и отсутствия незнания. А невежество в человеке – это основа. Всевышний сказал: «Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали». И несмотря на то, что средств связи в наше время стало очень много и они стали совершеннее, к сожалению невежественных людей очень много. Ведь мало среди нас распространяющих истину, и много заблудших, призывающих к своему заблуждению. А Аллах по своей мудрости, справедливости и милосердию не наказывает людей, совершивших грех, если они не знали о его запретности. И даже тот, кто в этом мире был несовершеннолетним, неразумным, или до него не дошло писание, будет испытан в Судный день, и исход его будет зависеть от этого испытания. Нужно понимать, что основные причины наказания – это отворачивание от доводов и знамений, и упрямство и спор с ними после того, как они дошли до человека. А что касается ошибок, то Аллах прощает то, что было совершено ненамеренно. И аятов Корана, разъясняющих нам эту основу, множество.

Всевышний сказал: «Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». (Сура «Ночной перенос», 15).

Всевышний также сказал: «Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться. Воистину, Аллах знает о всякой вещи». (Сура «Покаяние», 115).

Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Этот человек сомневался в могуществе Всевышнего Аллаха и в том, что Он воскресит его после того, как будет развеян его прах. По его убеждению ему казалось это невозможным. А подобное убеждение, согласное единогласному мнению мусульман, является неверием. Однако, этот человек был невежественен и не знал этого. Но в то же время он был верующим, который страшился наказания Аллаха. Именно по этой причине Аллах простил его».

Аллах Всевышний сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный». (Сура «Сонмы», 5).

Ибн Таймия также сказал: «Находящиеся рядом со мной знают, что я всегда и решительным образом запрещал называть конкретного человека неверующим, нечестивцем или грешником, если только не известно, что шариатские доводы были доведены до него. Но тот, кто противоречит им, становится иногда неверующим, иногда нечестивцем, а иногда грешником. Я утверждаю, что Аллах простил этой общине ее ошибки и это прощение включает в себя ошибки в словах и делах. Наши праведные предшественники до сих пор не перестали спорить в этих вопросах, но ни один из них не называл другого неверующим, нечестивцем или грешником».

Ибн Таймия упомянул некоторые примеры и сказал: «Такфир — это своего рода угроза, и может случиться так, что человек отрицает слова Посланника, но он может быть новообращенный или вырос в далеких странах. И поэтому ему не выносится такфир из-за его отрицания до тех пор, пока не доведут до него доводы. Возможно, этот человек не слышал этих текстов, или возможно слышал, но посчитал их ненадежными, или возможно у него какие-то идеи, которые противоречат им по причине ошибочного толкования». И здесь очень важно уяснить для себя, что если человеку привели довод и он услышал его, то это еще не означает, что он его понял.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также, сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести) …»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если (шариатский) судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибется, то ему (полагается) одна награда». Аль-Бухарий; Муслим.

Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается такфира, то истина заключается в том, что кто бы из общины Мухаммада н сделал иджтихад(выносить самостоятельное решения), стремясь к истине, и ошибся, ему не выносится такфир – наоборот, ему прощается его ошибка. А тот, кому была ясна Сунна Посланника, а затем отошел от нее после того, как ему был ясен прямой путь, и последовал не пути верующих, то он стал неверующим. Тот, кто последовал страстям и не уделил должного внимания поиску истины и говорил без знаний, является ослушавшимся грешником, а впоследствии нечестивцем. Но у него могут быть добрые деяния, которые перевесят злые».

Не зная всех этих тонкостей, некоторые мусульмане торопятся обвинить других мусульман в неверии по причине своей неприязни к ним или основываясь иногда на предположениях и подозрениях. Они не осознают, какую огромную ответственность на себя взваливают, говоря от имени Аллаха, что такой-то попадет в Рай, а такой-то попадет в Ад. Ведь если мы назовем мусульманина неверующим, то тем самым совершим великий грех.

Почему же некоторые братья так ревностно торопятся вытолкать оступившихся мусульман за рамки Ислама? Разве для этого нас сотворил Аллах или Он вменил нам это в обязанность?!
Наша цель не обвинить в неверии, а устранить невежество и отдалить от неверия.

Если человек в основе своей мусульманин, и мы сомневаемся, стал ли он неверующим, совершив те или иные запрещенные действия, то придерживаемся основы и сторонимся сомнительного. А основой в этом вопросе является то, что если человек свидетельствует, что является мусульманином, то его свидетельство не опровергается, пока не будет явного шариатского доказательства, указывающего на нарушение этого свидетельства с учетом всех условий, о которых мы упомянули. Ибн Таймия сказал: «Если человек принял ислам, то мы не имеем права выводить его из Ислама, если есть хоть какие-то сомнения. Это разрешается только при соблюдении условий такфира и отведения всякого сомнения».

Вся проблема заключается в том, что обсуждать и решать эти вопросы берутся те, кто не обладает соответствующими полномочиями. Те, кто не разбирается в вопросах омовения, намаза или торговли, и спрашивает ученых по этим вопросам, но когда дело касается такфира, то он сам становится «специалистом» в этом деле. И переубедить его бывает крайне сложно, т.к. движет им страсть: злость, агрессия и т.п.

Он, также, сказал: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура «Трапеза», 8).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *