выделяют такие основные виды дидактических игр
Виды дидактических игр
мария махнова
Виды дидактических игр
Виды дидактических игр.
В дошкольной педагогике все дидактическиеигры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалами, настольно-печатные и словесные игры.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и т. д.
Игры инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
Разнообразные игрушки широко используются в дидактических играх. Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др., умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь, но и воображение, творчество.
В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картинке, другие – отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
В лото ребёнок должен к картинкам на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках.Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Мы считаем», «Сказки» и т. д.
В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очерёдности хода.Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Ягоды», «Геометрические фигуры» и др.
В играх типа «Лабиринт», используются игровое поле, фишки, счётный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочные («Айболит»). Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.
В настоящее время популярны пазлы.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Словесные игры условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов,явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя» и т. д. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы,делать правильные умозаключения: «Похож – не похож».
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам,объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови одним словом» и др.
В основную четвёртую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски» и т. п.
Словесные игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе.
Мозаика дидактических игр Мозаика дидактических игр. (Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза посредствам дидактических игр изготовленных из подручного.
Виды игр, их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста Тема «Виды игр, их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста.» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников,.
Картотека дидактических игр по конструированию Для детей 3-4 года жизни «Геометрические фигуры» Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами. Материал: карточки с изображением.
Картотека дидактических игр по экологии ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Пластическая игра «Буря на море». Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает.
Картотека дидактических игр по экологии Игра «Кто поможет малышу?» Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Правила игры: Ведущий выбирает картинку.
Классификация дидактических игр Сложным вопросом в теории дидактических игр является их классификация. Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Дидактические.
Консультация для педагогов «Виды игр и их роль в жизни дошкольника» «Виды игр и их роль в жизни дошкольника»Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания.
Консультация для педагогов «Виды дидактических игр, задачи игр» Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие.
Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.
Виды игр в разных возрастах дошкольного возраста Коммуникативные игры. Младшая группа. «Дотронься.». Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов. Возраст:.
Виды дидактических игр для дошкольников
Основные виды дидактических игр для детей дошкольного возраста
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре — кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2 — 4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 — 10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.
В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие — отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например, маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом, оркестр играет на разных инструментах.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи?
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др.
Виды дидактических игр и их роль в развитии личности дошкольника
Татьяна Скрягина
Виды дидактических игр и их роль в развитии личности дошкольника
Традиция применения дидактических игр с целью воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте, получила развитие в трудах многих ученых и педагогов,таких как: Ф. Фребеля, Е. И. Удальцовой и т. д. По их мнению, самая важная особенность дидактических игр определена всего одним словом «обучающие». Эти игры помогают развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций ребенка, которые являются основой обучения. Однако, детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность – выполнить игровое действие и добиться правильного результата, то есть – победить. Возможность обучать маленьких детей с помощью интересной, активной деятельности – это и есть отличительная особенность дидактических игр.
Для ребенка в дошкольном возрасте важнейшее значение имеет игра. В первые годы обучения ребенка в школе потребность в игре сохраняется и занимает одно из главных мест. В игре не существует реальной обусловленности обстоятельствами, временем или пространством. Дети являются творцами настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры. Ребенок является новичком в этом мире и все окружающие его предметы полны новизны. В процессе игры ребенок открывает для себя много того, что известно взрослому. Для детей в игре не стоит какой бы то ни было иной цели, нежели играть.
Для детей дошкольноговозраста игра обладает исключительным значением: учеба для них – это игра, труд – опять игра, серьезная форма воспитания – тоже игра. Для дошкольников игра – это способ познать окружающий их мир. Воспитатель, руководя процессом игры, воздействует на все стороны развития личности детей – на чувства, волю, сознание и на поведение ребенка в целом. Ребенок приобретает новые навыки, знания именно в процессе игры. Игры, которые помогают развитию у ребенка восприятия, памяти, мышления, внимания и творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Игровая деятельность – это основная деятельность детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это сложное, многословное педагогическое явление. Такая игра – это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, а также форма обучения и самостоятельная игровая деятельность ребенка и средство всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры помогают:
— развитию у ребенка познавательных и умственных способностей;
— получению детьми новых знаний, навыков;
— закреплению и обобщению уже имеющихся;
— расширению представлений ребенка об окружающей среде и явлениях природы, растениях и животных;
— развитию у ребенка внимания, наблюдательности и памяти;
— развитию умения высказывать свои суждения и делать умозаключения;
— развитию у детей речи – пополнению и активизации словарного запаса детей;
— социально – нравственному развитию детей. Всё это достигается при помощи дидактических игр, происходит познавание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой природы. В процессе игры ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, приобретаем умение быть справедливым, учится сочувствовать и в случае необходимости уступать и т. д. Основные и дополнительные компоненты образуют структуру дидактической игры.
Проведение дидактическихигр состоит из следующих этапов:
1 этап. Знакомство детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала,например: показ картинок, предметов, краткое пояснение игры, в ходе которого, уточняются знания и понимание детей.
2 этап. Объяснение детям правил и хода игры и при этом наблюдение за четким выполнением этих правил.
3 этап. Показ детям игровых действий.
4 этап. Определение роли взрослого в игре, его участие в игре в качестве играющего, болельщика или же наблюдателя.
5 этап. Подведение итогов игры, что является ответственным моментов в руководстве игрой.
По результатам проведенной игры педагог может судить о ее эффективности, о том, будет ли эта игра использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ проведенной игры дает возможность педагогу выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, следовательно, правильно организовать индивидуальную работу с тем или иным ребенком.
Обучение в форме дидактических игр основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и вести себя в соответствии с ее законами и правилами, то есть полностью отвечает возрастным особенностям дошкольника. Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
— игры с предметами или игрушками;
— настольно – печатные игры;
Дидактические игры различаются по:
— обучающему содержанию игры;
— познавательной деятельности ребенка;
— игровым правилам и действиям;
— взаимоотношениям и организации детей в игре;
— роли воспитателя в игре.
Игры с предметами основываются на непосредственном восприятии детей и соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким способом знакомиться с ними. В ходе игры с предметами дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность дидактических игр заключается в том, что с их помощью происходит знакомство детей с формой предметов, их величиной и цветом.
Настольно-печатные игры являются интересным занятием.По видам игры делятся на: лото, домино, парные картинки и т. д. При помощи настольно-печатных игр можно с успехом развивать у детей речевые навыки, логику, внимание, математические способности, моделирование жизненных схем и принятие решений, а также развить навыки самоконтроля.
Словесные игры являются эффективным методом воспитания самостоятельности мышления и развития у детей речи. Такие игры построены на словах и действиях играющих,то есть дети самостоятельно решают возникающие мыслительные задачи: описывают предметы, выявляют различия и сходства этих предметов и явлений природы. В ходе игры дети уточняют, закрепляют и расширяют свои представления об окружающих предметах.
Дидактические игры – путешествия являются одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра опытнической деятельности помогает сформировать у детей познавательный интерес к окружающему, развить основные психические процессы, мышление и наблюдательность.
Таким образом, все дидактические игры способствуют развитию личности дошкольника. Приобретаются прочные знания, навыки и умения, развивается самостоятельность, уверенность, проявляется положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте.
Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это.
Памятка для родителей «Роль дидактических игр в развитии речи детей» Обучение осетинскому языку как народному обладает большими потенциальными возможностями. Основным способом обучения дошкольника развитию.
Проект «Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка» ВведениеСреди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками.
Роль дидактических игр в развитии детей Большое влияние на развитие речи детей, оказывают игры. Огромное значение в педагогическом процессе для детей с задержкой речевого развития.
Роль дидактических игр в развитии речи детей С каждым годом всё больше детей, испытывающих трудности в общении. Причиной этого является низкий уровень развития речи детей. В настоящее.
Роль музыкально-дидактических игр в музыкально-сенсорном развитии детей «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всеговоспитание человека». (В. А. Сухомлинский) С введением Федерального.
Эссе на тему: «Роль исследовательской деятельности воспитанников в развитии личности дошкольника» Воспитатель Рогалевич Л. В. ЛГ МАДОУ «ДСКВ №10 «Белочка» г. Лангепас Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку.