введение в исламские финансы таки усмани pdf
Введение в исламские финансы таки усмани pdf
2. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 1. Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Отрывок из введения:
«За последние несколько десятилетий мусульмане пытались переделать свою жизнь на основе исламских принципов. Они сильно ощущают, что политическое и экономическое господство Запада в течение прошлых столетий лишило их божественного руководства, особенно в социально-экономических областях. Поэтому, после приобретения политической свободы, массы стремятся к возрождению своей исламской идентичности и хотят организовать свою коллективную жизнь в соответствии с исламским учением.
В экономической области это самая большая проблема для таких мусульман –преобразовать их финансовые учреждения, чтобы привести их в гармонию с тем, что велит Шариат. В окружающей среде, где вся финансовая система основана на проценте, грандиозной задачей является структурировать финансовые учреждения на беспроцентной основе.
Люди, не сведущие в принципах Шариата и его экономической философии, иногда полагают, что отмена процентов у банков и финансовых учреждений, сделала бы их благотворительными, а не коммерческими учреждениями, которые предлагают финансовые услуги на безвозвратной основе».
3. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 2. Мушарака. Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
«Арабское слово «мушарака» буквально означает «разделение», «доля». В контексте бизнеса и торговли это означает совместное предприятие, в котором все партнеры разделяют прибыль или убытки.
Это идеальная альтернатива для основанного на процентах финансирования, имеющая далеко идущие последствия и для производства, и для распределения. В современной капиталистической экономике процентное кредитование – это единственный инструмент, без разбора используемый в финансировании любого типа. Так как Ислам запретил ростовщичество, этот инструмент не может использоваться для предоставления средств любого вида. Поэтому мушарака может играть жизненно важную роль в экономике, основанной на исламских принципах».
4. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 3. Мудараба. Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Мудараба является особым видом товарищества, когда один партнер дает деньги другому для инвестирования их в коммерческое предприятие. Инвестиции поступают от первого партнера, которого называют “рабб аль-маль”, в то время как управление проектом и работа в нем являются исключительной ответственностью другого партнера, которого называют “мудариб”.
5. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 4. Убывающая мушарака. Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Другой формой мушарака, разработанной в недавнем прошлом, является «убывающая мушарака». Согласно этому понятию, финансист и его клиент участвуют в совместной собственности на имущество или оборудование или в объединенном коммерческом предприятии. Доля финансиста далее делится на некоторое число частей, и подразумевается, что клиент выкупает эти части от доли финансиста одну за другой периодически, таким образом увеличивая свою собственную долю, пока все части от доли финансиста не будут выкуплены им, что делает его единственным владельцем собственности или коммерческого предприятия, в зависимости от обстоятельств.
6. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 5. Мурабаха. Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Большинство исламских банков и финансовых учреждений используют мурабаха в качестве исламского способа финансирования, и большинство их финансовых операций основано на мурабаха. Именно поэтому этот термин был принят в экономических кругах сегодня как метод банковских операций, в то время как оригинальное понятие мурабаха отличается от этого утверждения.
На самом деле, «мурабаха» – это термин исламского фикха, который относится к особому виду продажи, не имеющей никакого отношения к финансированию в его первоначальном смысле.
7. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 6. Иджара. Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
«Иджара» — не способ финансирования по своей сути. Это такая же обычная предпринимательская деятельность, как продажа. Однако в силу определенных причин и, в частности, из-за некоторых налоговых льгот, эта сделка используется в странах Запада также с целью финансирования. Вместо того чтобы дать простой процентный заем, некоторые финансовые учреждения начали сдавать в аренду некоторое оборудование своим клиентам. Для установления арендной платы этого оборудования, они вычисляют общие расходы, которые они понесли при покупке этих активов, добавляя к ним определенную прибыль, которую они могли бы потребовать во время периода арендного договора. Общая сумма, рассчитанная таким образом, разделяется на общее количество месяцев периода арендного договора, и ежемесячная арендная плата устанавливается на этой основе.
8. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 7. Салям и истисна. Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
«Салям – это продажа, в которой продавец обязуется поставить покупателю некие определенные товары в обмен на отсроченную цену, полностью уплачиваемую на месте (рынке)».
«Истисна может использоваться для того, чтобы предоставить услуги финансирования в определенных сделках, особенно в финансировании (строительства) домов.»
9. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 8. Принцип ограниченной ответственности. Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
«Концепция «ограниченной ответственности» стала в настоящее время неотъемлемой частью крупных предприятий торговли и промышленности во всем мире, в том числе и в мусульманских странах. Целью настоящей главы является объяснить эту концепцию и оценить ее с точки зрения Шариата, чтобы понять – приемлем ли этот принцип в чистой исламской экономике. «
10. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКУЮ ТОРГОВЛЮ И КОММЕРЦИЮ.
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи
«Без возможности покупать и продавать наше существование стало бы крайне затруднительным, и это ясно указывает на большое значение торговли в нашей жизни. Книга, которую вы держите в руках, — простой и удобный учебник, раскрывающий основные исламские
учения, касающиеся зарабатывания себе на жизнь. Четко и систематично раскрывая данную тему, представленная работа обладает повышенной полезностью из-за наличия в ней:
• простых примеров различных видов операций;
• определений, даваемых приводимым терминам;
• вопросов в конце каждой темы, которые помогают закрепить то, что было пройдено».
11. Каким должен быть деловой человек, исповедующий Ислам?
Автор: Доктор Ашраф Мухаммад Даваба
«Деловые люди всегда и всюду являли собой нерв экономики и важнейший фактор процветания государств и возвышения народов. Их роль особенно важна в наше время, когда мусульмане сильно отстали от других. Мы не в состоянии правильно и рационально использовать имеющиеся у нас ресурсы и вынуждены обращаться за помощью к другим для удовлетворения своих нужд. К сожалению, сегодня мы ограничились совершением нескольких обрядов поклонения, оставив без внимания деловые отношения, поддерживать которые побуждает нас Ислам. Мы пренебрегли его мудрым призывом строить экономику в соответствии с моделью, созданной Самим Всевышним, если мы действительно желаем жить счастливо. Ислам принес нам систему, законы которой уникальны, основы — мудры, а практические проявления — безупречны. Ни одна система не способна принести столько пользы и блага».
12. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 9. Исламские инвестиционные фонды.
Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
«Термин “исламские инвестиционные фонды” в этой главе подразумевает общую кассу (общий фонд), куда инвесторы вносят свои избыточные средства, чтобы заработать халяльную прибыть в строгом соответствии с принципами Шариата. Участники фонда могут получить документ, подтверждающий их участие и дающий им право на долю в прибыли, фактически заработанной фондом. Эти документы можно назвать «свидетельствами», «акциями» и дать им иное имя, но их законность с точки зрения Шариата должна соответствовать двум основным условиям. «
13. ВВЕДЕНИЕ В ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ. ЧАСТЬ 10. Деятельность исламских банков.
Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
«Исламское банковское дело стало сегодня бесспорной действительностью. Число исламских банков и финансовых учреждений все увеличивается. Основываются новые исламские банки с огромным объемом капитала. Обычные банки открывают исламские окна или исламские филиалы для операций исламского банковского дела. Даже немусульманские финансовые учреждения входят в эту область и пытаются конкурировать друг с другом, чтобы привлечь столько мусульманских клиентов, сколько возможно. Кажется, что размер исламского банковского дела будет умножаться в течение следующего десятилетия, и деятельность исламских банков, как ожидается, покроет большую площадь финансовых операций мира. Но прежде, чем исламские финансовые учреждения будут расширять свой бизнес, они должны оценить свою работу в течение прошлых двух десятилетий, потому что каждая новая система должна учиться на опыте прошлого, чтобы пересмотреть свои действия и проанализировать свои недостатки в реалистической манере. Если мы не проанализируем наши достоинства и недостатки, то не достигнем успеха полностью. Именно в этой перспективе мы должны стремиться проанализировать деятельность исламских банков и финансовых учреждений с точки зрения Шариата и выделить то, чего они достигли и что они упустили. «
Введение в исламские финансы таки усмани pdf
По итогам визита в Москву шейха Мухаммада Таки Усмани
Я остаюсь при мнении, что уровень развития исламских финансов в России измеряется не только и не столько наличием правовой среды. Прежде всего это то, насколько каждый из жителей России, и мусульман в частности, придерживаются на практике принципов исламского (партнерского) финансирования.
Вспомним статистику дореволюционной России о пользовании сберегательными счетами – чиновники рапортовали, что мусульманское население крайне неохотно и неактивно несут деньги в банк. Но сейчас не об этом.
Исламские финансы постепенно проникают в жизнь российских мусульман. Мы уже не отмахиваемся от данных вопросов как от второстепенных или как касающихся исключительно экспертов. Мы знаем, что нужно очищать имущество, выплачивая закят. Мы отдаем закят. Мы не хотим пользоваться банковскими кредитами и ищем альтернативу, особенно нас волнует жилищный вопрос и шариатские варианты ипотеки.
В то же время мы почти все храним деньги в банках и наиболее впечатлительные из нас часто ведутся на мошеннические и запрещенные шариатом схемы в виде ставок на спорт, схем кэшбэка и иных финансовых и млм-пирамид с обещанием быстрой выгоды. Нарастает и влияние на массы так называемых инфо-бизнесменов, основная суть «бизнеса» которых заключается в том, как научить других делать бизнес, при этом, как правило, в таких схемах, как правило, продажа товара важнее самого товара, его качества и даже его наличия.
Однако мы периодически вопрошаем о халяльных инвестициях и даже направляем часть денег в соответствующие договоры доверительного управления (мудараба), либо ищем халяльные варианты вложения в ценные бумаги.
При возникновении новых финансовых инструментов мы уже научились задаваться вопросом – а халяльно ли это? В последние разы мы вопрошали о дозволенности криптовалюты и беспроцентной рассрочки. Однако благотворительность все еще заметно сильно превышает иные аспекты имущественных отношений в нашей жизни. Мы готовы делать садака.
Но в целом мы просвещаемся, мы читаем книги и смотрим онлайн лекции на тему инвестиций.
Поэтому к приезду всемирно известного ученого в сфере исламской экономики и финансов шейха Мухаммада Таки Усмани, занимающего, между прочим, 6-ю позицию в рейтинге самых влиятельных мусульман мира, мы были готовы. Были готовы задать вопросы. Кто-то присылал вопросы мне, кто-то готовился задать их на публичной лекции, а в культурном центре «Дар» после вступительной речи шейха муфтий Москвы Ильдар хазрат Аляутдинов произнес, с улыбкой, заветную фразу: «Ну что, можно переходить к вопросам?». И этими словами был открыл поток. Поток вопросов, на которые шейх давал ответы. Где-то это были простые ответы. На ряд вопросов, уже «пройденного» этапа осознания темы большинством публика неодобрительно качала головой – ведь важно оставить время на более важные, более актуальные вопросы. Часто вопрос требовал уточнения и конкретизации. Само собой, и нюанс правильного и точного перевода тоже играет значительную роль.
Каждый ответ принимался с жаждой, жаждой знаний и предвкушения нового понимания действительности. Ведь что будет, если шейх скажет, что брать ипотеку в вынужденной ситуации можно? Либо если ученый одобрительно отнесется к беспроцентной рассрочке, где присутствуют штрафы за просрочку? Иногда в воздухе парила насыщенная тишина – от того, что каждый в эти секунды пытался сделать важные для себя выводы. Безусловно, эта встреча была важной для каждого. Мне как участнику событий и как человеку, вовлеченному в дискуссии вокруг исламских финансов, хотелось бы осветить ряд поднимавшихся вопросов и их трактовки шейхом сквозь призму своего понимания.
Исламские банки имеют дело с реальными активами (‘уюн), а обычные банки – с деньгами. Этот ответ в принципе делает бессмысленным все последующие вопросы на тему отличия наценки в мурабаха от процентов по кредиту, однако такие вопросы звучали не раз.
Ключевое, что отличает мурабаха от кредита под проценты, – это риск. Риск, который несет банк. Кто-то возразил, что в ряде случаев исламский банк не несет риска – например, при финансировании покупки недвижимости. Шейх прокомментировал, что и в данном случае есть риски порчи и разрушения по целому ряду причин – ураганы, оползни, землетрясения и пр. Мое робкое предположение о том, что жилье в ряде случаев могут просто не достроить, было отвергнуто аргументом: «Это в России могут не достроить. В нашей стране такое невозможно». Не страна, а сказка, сразу немножко захотелось там жить.
Изначально подобный вопрос был задан применительно к активно рекламируемой различными банками и продавцами беспроцентной рассрочке. Однако, отвечая на него, шейх Мухаммад сделал акцент на договорах в целом, отмечая, что условие о штрафных санкциях присутствует повсеместно, приводя в пример договор об электроснабжении или отоплении квартир.
Когда же аудитория акцентировала внимание на договорах о покупке товаров в рассрочку, где присутствует банк, и имеется условие о штрафных санкциях, шейх Усмани однозначно отнес такой договор к недопустимым. Более того, он уточнил, кто именно выступает продавцом – банк или иная организация, чтобы в том числе понять суть сделки – это торговая сделка или заем. Если банк не приобретает товар для последующей продажи в рассрочку (мурабаха), а предоставляет кредит, то такая схема не дозволяется, поскольку является ростовщической.
Дополнительно был задан вопрос о штрафах, направляемых в пользу благотворительности. Данная норма о допустимости штрафов за просрочку долгового обязательства, которые не формируют прибыль кредитора, но направляются в пользу третьих лиц (благотворительности) выработана учеными маликитского мазхаба, и шейх отметил, что в данном вопросе он следует данному мнению. Поскольку, если отменить какие-либо санкции за просрочку, в коммерческих отношениях, люди просто перестанут вовремя возвращать долг. По крайней мере, высока такая вероятность в условиях современного консьюмеризма.
Шейх Мухаммад Таки Усмани считает, что нет.
Вопрос поднимался несколько раз в разных аудиториях. Вопрос важный, поскольку жилищный вопрос касается каждого. Цитировалась фетва европейского совета ученых касательно допустимости ипотеки для мусульман, которые не в состоянии приобрести жилье без заемных средств, с учетом низкой ставки процента. Задававший вопрос в центре «Дар» также сделал акцент на том, что, возможно, в ряде ситуации будет действовать послабление в рамках фикха меньшинств (фикх аль-акалият, то есть положения исламского права для мусульман, составляющих в своей стране меньшинство). Также одним из аргументов был довод «из двух зол выбирайте меньшее». Ответы шейха, резюмируя, содержали следующие важные моменты: а) послабления в рамках фикх аль-акалият не касаются такого вопроса, как риба. В вопросе риба не может быть послабления; б) европейская фетва исходит из ситуации вынужденности и крайней необходимости (дарура), однако шейх Мухаммад не разделяет данное мнение и считает, что в этом вопросе ипотека не допустима; в) если человек пошел на такую сделку, в том числе, посчитав, что находится в крайне вынужденной ситуации, ему следует сделать покаяния (истигфар). При этом мы не можем говорить о том, что такая сделка является халяльной.
Данное мнение шейх применяет и в отношении государственных программ субсидирования приобретения недвижимости, например, в рамках программ для молодых семей.
Не секрет, что достаточно много мусульман в России работают в банках на разных позициях. Согласно распространенному мнению, работа в организации, занимающейся ростовщичеством или иной запрещенной деятельностью, является запрещенной, поскольку даже косвенное содействие запретной деятельности запрещено. Разъяснение по подобным вопросам дает, в частности, ЦРИЭФ, при этом в ряде случаев отмечается, что при работе в организации, ряд направлений деятельности которой является запрещенным, необходимо заниматься такого рода работой, которая не связана с запретным.
Шейх Мухаммад Таки Усмани, отвечая на вопрос молодого человека о дозволенности работы в банке и ответственности за это, ответил, что в банке работать можно при условии, что сама работа не связана с кредитно-заемными операциями. При этом он сделал важное вступление к своему ответу, что в наши дни практически невозможно полностью изолировать себя от банков. Отчасти это касается, на мой взгляд, и сложности с поиском работы. Поэтому если человек, имея банковское образование, не может найти себе работу в другом месте, он должен по крайней мере обеспечить, чтобы его работе в банке не была связана с кредитным отделом или отделом депозитов.
Данный ответ, на мой взгляд, стоит воспринимать в контексте формата обращения – когда речь идет о работе в банке как ситуации, когда в стране отсутствуют исламские банки и почти нет вакансий в исламских финансовых учреждениях. Более того, на мой взгляд, работа в банке или в иной структуре всегда имеет некую цель. И если мусульман преследует цель развития непроцентных финансовых инструментов, в том числе, в перспективе, открытие направлений исламского (партнерского) финансирования, используя накопленный опыт и знания в будущем, в этом может быть благо. Помните один из важнейших хадисов – «дела оцениваются по намерению»?
Само собой, если бы была возможность каждому вопросу уделить час времени6 шейх бы расписал ответ в подробностях и деталях. Но исходя из ограниченности времени, он давал краткие ответы в виде выжимки основной идеи.
Для себя я сделала очень важный вывод: исламские финансы в понимании ученого – это не свод раз и навсегда очерченных правил, это система отдельные элементы которой могут быть подвижными исходя из возникающих и постоянно меняющихся реалий. Это система, в которой в наши дни не избежать компромиссов. И это компромиссы встречаются везде – от денежной системы как таковой, до нормативным требованиям к компаниям, в акции которых можно инвестировать.
И хотя в принципе такое понимание у меня было и раньше, услышать такой подход от наиболее консервативного, как мне казалось, ученого в сфере современного фикха муамалят аль-малия, для меня было важным открытием. И еще более я убедилась в том, что никто не даст фетву лучше, чем тот, кто происходит и живет в местной среде (само собой, при знании международного опыта и мнения мировых ученых). Ибо даже шариатские стандарты говорят о том, что лицо, издающее фетвы, помимо прочего, должен понимать те хитрости и уловки, на которые идут люди.
ifexpert книги по исламской экономике и бизнесу
Интернет-магазин IFExpert.ru — это уникальный ассортимент профессиональной литературы по исламским финансам.
В нашем магазине Вы найдете издания, которые в полной мере смогут помочь Вам в понимании сути сделок исламского финансирования.
Показать полностью. Сегодня данное направление получает распространение во всем мире благодаря высокой этичной составляющей договоров, преобладанию принципа партнерства и разделению рисков.
До недавнего времени русскоязычному читателю был доступен лишь ограниченный спектр изданий по исламской экономике. Сегодня же благодаря сотрудничеству с Российской ассоциацией экспертов по исламскому финансированию, в нашем магазине доступны Вашему вниманию не только общепознавательная литература и сборники статей на тему исламского финансирования, но и стандарты исламских финансовых договоров, издаваемые международными организациями.
Оформить заказ можно двумя способами:
1. В интернет-магазине на сайте, выбрав нужный товар: http://ifexpert.ru/.
2. Написав в личном сообщении нашему менеджеру
Казань, ул. Тукая 36, магазин «Ихлас». тел. 89172357102
Уфа, Магазин «Салям». г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, 23 (остановка транспорта «ул. Рабкоров»), тел. +7 (347) 254-18-76
Казахстан. Компания «Такафул». 3271859; +77781438223; г. Алматы, ул. Нусупбекова 32
Казахстан Атырауская обл., г.Кульсары, Центральный Рынок, ТД «Стамбул Yй Әлемі» тел. 8 701 9051531, 8700 3751531, Азбергенов Мурат.
Ассортимент товара в нашем магазине постоянно прибавляется, о чем мы готовы регулярно Вас информировать в случае Вашей подписки на обновления.
Введение в исламские финансы. Салям и истисна
Салям и истисна
Одним из основных условий действительности продажи по Шариату является то, что товар (предназначенный для продажи) должен быть в физическом или реальном владении продавца. Это условие имеет три составляющие:
Во-первых, товар должен реально существовать: то, что не существует на момент продажи, не может быть продано.
Во-вторых, продавец должен быть собственником этого товара. Если товар реально существует, но продавец не владеет им, он не может продать его никому.
В третьих, просто права собственности недостаточно. Товар должен находиться в физическом или реальном владении продавца. Если он владеет товаром, но еще не вступил во владение им самостоятельно или через агента, он не может его продать.
Существует только два исключения из этого общего принципа в Шариате. Это салям и истисна. Оба эти вида продажи имеют особую природу, и в настоящей главе будет объяснена их суть и степень, в которой они могут быть использованы в целях финансирования.
Салям
Салям – это продажа, в которой продавец обязуется поставить покупателю некие определенные товары в обмен на отсроченную цену, полностью уплачиваемую на месте (рынке).
Здесь (в данной продаже) цена уплачивается в наличных деньгах, но поставка купленных товаров отсрочивается. Покупателя (при данном виде продажи) называют «рабб-ус-салям», продавца – «муслям иляйхи», цена при оплате наличными – «ра’с-уль-маль», купленный товар — «муслям фихи», но для простоты будем использовать синонимы этих терминов.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешил данный вид продажи при соблюдении определенных условий. Основной целью данного вида продажи было удовлетворение потребностей мелких фермеров, которые нуждались в деньгах, чтобы вырастить урожай и прокормить свои семьи до момента сбора урожая. После запрета на ростовщичество (риба) они не могли взять кредит под проценты. Таким образом, это позволило им продавать свои товары заранее.
Точно так же торговцы Аравии раньше экспортировали одни товары в другие места и ввозили другие товары к себе на родину. Они нуждались в деньгах, чтобы заниматься своим бизнесом. После запрета на ростовщичество (риба) они не могли брать кредиты у ростовщиков. Поэтому было разрешено им продавать свои товары заранее. После получения денег при оплате наличными они могли заключать сделки.
Салям был выгоден продавцу, потому что он получал деньги заранее, и он также был выгоден покупателю, потому что цена при такой продаже была обычно ниже, чем при продаже на месте (на рынке). Разрешение саляма было исключением из общего правила, которое запрещает предварительные сделки, поэтому этот вид продажи имеет строгие условия. Эти условия приводятся ниже:
Условия саляма
«Кто бы ни захотел заключить контракт салям, он должен произвести его согласно определенной мере, определенному весу и определенной дате поставки»[3].
Однако, есть другие определенные условия, которые были предметом расхождения между различными школами исламской юриспруденции. Некоторые из этих условий обсуждаются ниже:
Согласно ханафитской школе, необходимо, чтобы товар (на который был заключен контракт салям) был доступен на рынке (его можно было бы купить на рынке), начиная со дня заключения контракта до даты поставки.
Поэтому если товар не доступен на рынке во время заключения контракта, салям не может быть заключен, даже если ожидается, что он будет доступен на рынке во время его поставки[4].
Однако остальные три школы фикха (шафиитская, маликитская и ханбалитская) считают, что доступность товара во время заключения контракта не является условием законности салама. Согласно их мнению, необходимо, чтобы он был доступен во время его поставки (на рынок)[5].
Это мнение может быть принято при существующих обстоятельствах[6].
2) Согласно ханафитскому и ханбалитскому мазхабам, необходимо, чтобы между временем поставки и датой заключения контракта прошел, по крайней мере, месяц. Если срок будет установлен меньше месяца, контракт не действителен. Их аргумент заключался в том, что салям был дозволен для удовлетворения потребностей мелких фермеров и торговцев, поэтому им нужно дать достаточно времени, чтобы приобрести товар. Они не могут поставить товар раньше, чем через один месяц. Кроме того, цена на товар при сделке салям обычно ниже, чем цена на тот же товар на рынке. Эта уступка в цене может быть оправдана только, когда товар будет поставлен спустя такой срок, который может оказать оправданное влияние на цены. Период меньше одного месяца обычно не влияет на цены[7].
Имам Малик поддерживал мнение, что должен быть минимальный срок для контракта салям. Однако он считал, что он не должен быть меньше 15 дней, потому что цены на рынке могут измениться в течение двух недель[8].
Это мнение, однако, было отклонено другими правоведами, такими как имам Шафии и некоторыми ханафитами[9].
Они говорили, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не определял минимальный период для законности сделки салям. Единственное условие для нее, согласно хадису, состоит в том, что время поставки товара должно быть четко определено. Поэтому нельзя предписывать какой-то минимальный период. Стороны могут установить любую дату поставки по взаимному согласию. Это мнение кажется более предпочтительным при существующих обстоятельствах, потому что минимальный период не был предписан Пророком, мир ему. Ученые определили различные периоды времени, которые находились в пределах от одного дня до одного месяца. Очевидно, они делали это на основе целесообразности, имея в виду интересны бедных торговцев. Но целесообразность в разное время и в разном месте может различаться. Аналогично, иногда в интересах продавца установить более раннюю дату. Что касается цены, то это не необходимый компонент саляма, чтобы цена была всегда ниже, чем рыночная цена в тот день. Сам по себе продавец – лучший судья своего интереса, если он соглашается с более ранней датой поставки по своей доброй воле, нет никакой причины – почему ему нужно запретить делать это. Некоторые современные правоведы приняли эту точку зрения, как наиболее подходящую для современных сделок[10].
Салям как модель финансирования
Очевидно из предшествующего обсуждения, что салям был позволен в Шариате, чтобы удовлетворить потребности фермеров и торговцев. Значит, это в основном способ финансирования мелких фермеров и торговцев. Этот способ финансирования может использоваться современными банками и финансовыми учреждениями, особенно чтобы финансировать сельскохозяйственный сектор. Как указано ранее, цена в салям может быть установлена на более низком уровне, чем цена на те же товары, которые продаются на рынке. Таким образом, разница между этими двумя ценами может быть действительной прибылью для банков или финансовых учреждений. Чтобы гарантировать, что продавец поставит товар в согласованную дату, они могут также попросить, чтобы он обеспечил безопасность (сделки), которая может быть в форме гарантии (поручительства) или залога[11].
В случае неплатежа в поставке поручителя можно попросить поставить тот же самый товар, и, если есть залог, покупатель/финансист может продать заложенную собственность, и доходы от продажи могут использоваться или чтобы реализовать необходимый товар, покупая его на рынке, или возвратить цену, уплаченную за него.
Единственная проблема в салям, которая может тревожить современные банки и финансовые учреждения, состоит в том, что они будут получать определенные товары от своих клиентов, но не будут получать деньги. Поскольку они имеют дело только с деньгами, для них будет тяжело получить различные товары от клиентов и продавать их на рынке. Они не могут продать те товары прежде, чем они будут фактически поставлены им, потому что это запрещено в Шариате.
Но всякий раз, когда мы говорим об исламских способах финансирования, один основной пункт никогда не должен игнорироваться. Дело в том, что понятие финансовых учреждений, имеющих дело только с деньгами, чуждо исламскому Шариату. Если эти учреждения хотят заработать дозволенную прибыль, они так или иначе должны будут иметь дело с товарами, потому что никакая прибыль не позволена в Шариате только через выдачу кредитов. Поэтому учреждение исламской экономики требует основного изменения в подходе и в перспективе финансовых учреждений. Они должны будут установить специальное отделение (камеру) для того, чтобы иметь дело с товарами. Если такое отделение будет установлено, не составит труда купить товары с помощью салям и продать их на рынках наличного товара.
Однако есть два других способа извлечь выгоду из контракта салям.
Во-первых, после покупки товара посредством салам, финансовые учреждения могут продать его через параллельный контракт салям для той же самой даты поставки. Период салям во второй (параллельной) сделке может быть короче, а цена может быть немного выше, чем цена первой сделки, и различие между этими двумя ценами будет прибылью, заработанной учреждением. Чем короче период салям, тем выше цена и больше прибыль. Таким образом, учреждения могут управлять своими портфелями финансирования короткого срока.
Во-вторых, если параллельный контракт салям не выполним по той или иной причине, они могут получить обещание купить (товар) от третьего лица. Это обещание должно быть односторонним от ожидаемого покупателя. Будучи просто обещанием, а не фактической продажей, их покупатели не должны будут платить цену заранее. Поэтому можно назначить более высокую цену, и, как только товар получен учреждением, он будет продан третьему лицу по предварительно согласованной цене, согласно условиям сделки.
Иногда предлагается третья альтернатива — что во время поставки товар продается назад продавцу по более высокой цене. Но это предложение не соответствует Шариату. Не дозволяется в Шариате, чтобы купленный товар был продан назад продавцу прежде, чем покупатель вступит во владение им, и если это будет сделано по более высокой цене, то это будет эквивалентно ростовщичеству (риба), что полностью запрещено. Даже если он продан назад продавцу после принятия товара, это не может быть заранее спланировано во время первоначальной продажи. Поэтому такое предложение не приемлемо вообще.
Некоторые правила параллельного контракта салям
Поскольку банки и финансовые учреждения используют инструмент параллельного саляма, вот некоторые правила, которые нужно соблюсти, чтобы этот контракт был дозволенным:
Например, если А купил у Б 1000 мешков пшеницы посредством саляма, которые будут поставлены 31 декабря, А может заключить параллельный договор с В на поставку ему 1000 мешков пшеницы. Однако доставка пшеницы В не может зависеть от получения ее от Б. Поэтому, даже если Б не поставит пшеницу 31 декабря, А все равно обязан поставить В 1000 мешков пшеницы. Он может использовать какие-то средства, чтобы заставить Б выполнить его обязательства, но он не может избавиться от ответственности перед В.
Точно также, если Б поставил товар с дефектом, который не соответствует условиям контракта, А тем не менее обязан поставить В качественный товар, согласно условиям, которые были согласованы с ним.
Например, А купил 1000 мешков пшеницы посредством сделки салям от Б, который является акционерным обществом. У Б есть филиал В, который является отдельным юридическим лицом, но полностью принадлежит Б. Банк не может заключить договор с В. Однако, если В не полностью принадлежит Б, А может заключить параллельный контракт с ним, даже если некоторые акционеры у Б и В – общие.
Истисна
Истисна является вторым видом продажи, когда товар продается прежде, чем был произведен. Он означает заказ изготовителю, чтобы он произвел определенный товар для покупателя. Если производитель обязуется произвести товар для заказчика из своего материала, появляется сделка истисна. Но для законности этой сделки необходимо, чтобы цена была установлена по согласию сторон и необходимые качества товара, который должен быть произведен, были между ними обговорены полностью. Этот контракт создает моральное обязательство для изготовителя произвести нужный товар, но прежде, чем он начнет работу, любая из сторон может отменить контракт после предоставления уведомления другой стороне[12].
Однако после того как производитель начнет работу, контракт не может быть отменен в одностороннем порядке.
Различие между истисна и салям
Имея в виду данные качества истисна, существуют несколько пунктов расхождения между истисна и салям, которые перечислены ниже:
Различие между истисна и иджара
Нужно также учесть, что изготовитель в истисна обязуется произвести необходимые товары из своего собственного материала. Поэтому данная сделка подразумевает, что изготовитель должен получить материал, если его у него нет, и совершить требуемую работу, чтобы произвести заказанный товар. Если материал предоставляется клиентом, а изготовитель лишь предоставляет свои труд и умение, сделка не будет считаться истисна. В этом случае данная сделка считается сделкой иджара, когда услуги человека нанимаются за определенную плату[14].
Когда необходимый товар будет произведен изготовителем, он должен предоставить его покупателю. Но среди мусульманских правоведов есть разногласия – имеет ли право покупатель отклонить товар на данном этапе. Имам Абу Ханифа считал, что он может осуществить свой «выбор наблюдения» (хийяр ар-руйя) после осмотра товара, потому что истисна — это продажа, и, если кто-то покупает вещь, которую он не видел, у него есть право отменить покупку после ее осмотра. Тот же самый принцип применим и к истисна. Однако имам Абу Юсуф считал, если товар соответствует необходимым требованиям, согласованным между сторонами во время контракта, покупатель обязан принять товар, и он не может осуществить такой выбор. Это мнение предпочитали ученые Османской империи, и они понимали ханафитский фикх в данном контексте, потому что в контексте современной торговли и промышленности это имеет разрушительные последствия — после того как изготовитель использовал все свои ресурсы, чтобы подготовить необходимые товары, покупатель отменяет продажу, не объясняя причины, даже при том, что товары находятся в полном соответствии с необходимыми техническими требованиями[15].
Время окончания сделки
Как указывалось ранее, это не необходимо в истисна, что время поставки было установлено. Однако покупатель может назначить максимальное время для поставки, что означает, что, если изготовитель задерживает поставку после назначенного времени, он не будет обязан принять товары и заплатить их стоимость[16].
Чтобы гарантировать, что товары будут поставлены в пределах установленного периода, некоторые современные соглашения об этой сделке содержат условие о неустойке в том смысле, что в случае, если изготовитель задерживает исполнение заказа после назначенного времени, с него нужно взыскать штраф, который должен быть вычислен на ежедневной основе. Может ли быть такой пункт вставлен в контракт истисна согласно Шариату? Хотя классические юристы, кажется, хранили молчание об этом вопросе, когда они обсуждали контракт истисна, все же они позволили подобное условие в случае с иджара. Они говорят, что если человек нанимает портного сшить себе одежду, плата может быть различной согласно времени контракта. Наниматель может сказать, что заплатит 100 елиниц случае, если портной изготовит одежду в течение одного дня, и 80 – в случае, если он изготовит ее после двух дней[17].
По той же самой аналогии цена в истисна может быть связана со временем окончания контракта, и будет допустимо согласовать между сторонами, что в случае задержки цена будет уменьшена на указанную сумму за каждый день (просрочки).
Истисна как способ финансирования
Истисна может использоваться для того, чтобы предоставить услуги финансирования в определенных сделках, особенно в финансировании (строительства) домов. Если у клиента есть своя собственная земля, и он ищет финансирование для строительства дома, финансист может обязаться построить дом на той земле на основе истисна, и, если у клиента нет земли и он хочет купить также и землю, финансист может обязаться предоставить ему построенный дом на указанном участке земли.
Так как в истисна нет необходимости, чтобы цена уплачивалась заранее, и при этом нет необходимости, чтобы она была уплачена во время окончания сделки (ее можно уплатить в любое время согласно соглашению сторон)[18], время оплаты может быть установлено любым образом, о котором стороны договорятся. Оплата может также быть в рассрочку.
С другой стороны, нет необходимости, чтобы сам финансист построил дом. Он может заключить параллельный контракт истисна с третьим лицом или может нанять услуги подрядчика (любое лицо, кроме клиента). В обоих случаях он может вычислить свои издержки и установить цену истисна со своим клиентом таким образом, чтобы получить разумную прибыль при своих издержках. Оплата взносов клиентом может начинаться в этом случае прямо со дня, когда контракт истисна будет подписан сторонами, и может продолжиться во время строительства дома и после того, как он будет передан клиенту. Чтобы гарантировать уплату взносов, документы, подтверждающие правовой статус дома, или земли, или любой другой собственности клиента могут быть сохранены финансистом для безопасности (гарантии оплаты), пока последний взнос не будет уплачен клиентом.
Финансист, в этом случае, будет ответственен за строительство дома в полном соответствии с техническими требованиями, детализированными в соглашении. В случае любого несоответствия финансист предпримет такое изменение своих собственных издержек, какие необходимы для того, чтобы принести их в соответствие с условиями контракта.
Инструмент истисна может также использоваться для финансирования проектов на подобных условиях. Если клиент хочет установить устройство кондиционирования на своей фабрике и оно должно быть произведено, финансист может обязаться изготовить данное оборудование через контракт истисна согласно вышеупомянутой процедуре. Точно так же контракт истисна может использоваться для строительства моста или шоссе.
Современные BOT[19] соглашения могут также быть формализованы на основе истисна. Если правительство хочет построить шоссе, оно может заключить контракт истисна со строителем. Цена истисна в этом случае может быть правом строителя управлять шоссе и взимать плату (за пользование им) в установленный период.
[1] Ибн Кудама, аль-Мугни, 4:328.
[2] См. Ибн Кудама, аль-Мугни (Рияд, 1981), 4:325.
[3] Об этом хадисе сообщают все шесть известных сборников хадиса (см. Ибн аль-Хуммам, Фатх аль-Кадир, 6:205).
[4] Аль-Касани, Бадаи ас-Санаи, 5:211.
[5] Ибн Кудама, аль-Мугни, 4:326.
[6] Ашраф Али Санави, Имдад аль-Фатава, том 3.
[7] Ибн Кудама, аль-Мугни, 4:323.
[8] Ад-Дардир, Аш-Шарх ас-Сагир, 3:275; аль-Хураши, 3:20.
[9] См. Ибн аль-Хуммам, Фатх аль-Кадир, 6:219.
[10] Ашраф Али Санави, Имдад аль-Фатава, том 3.
[11] Ашраф ‘Али Санави, Имдад аль-Фатава, том 3.
[12] Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, 5:223.
[14] Халид аль-Атаси, Шарх аль-Маджалля, 2:403.
[15] См. Маджалля, раздел 392 и введение.
[16] Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, 5:225.
[18] Аль-Атаси, Шарх аль-Маджалля, 2:406.
[19] Строительство-эксплуатация-передача (СЭП) или строительство-владение-эксплуатация-передача (BOT) является формой финансирования проекта, в котором частное предприятие получает концессию от частного или государственного сектора для финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации объекта, заявленного в концессионном договоре. Это позволяет инициатору проекта возместить свои инвестиции, операционные и эксплуатационные расходы по проекту.