вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка

Сказка. «Царевна-лягушка» – сказка о мудрости и красоте

Урок 3. Русская литература 5 класс ФГОС

вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть картинку вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Картинка про вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка

вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть картинку вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Картинка про вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть картинку вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Картинка про вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка

вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть картинку вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Картинка про вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка

вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть картинку вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Картинка про вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка

Конспект урока «Сказка. «Царевна-лягушка» – сказка о мудрости и красоте»

Сегодня на уроке мы:

· поговорим о сказках как об особом жанре фольклора;

· разберём сказку «Царевна-лягушка».

Любите ли вы сказки? Наверняка любите. Ещё совсем маленькими мы слушали сказки, которые нам читали мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Теперь мы читаем сами. Необычайный волшебный мир открывается перед нами, едва только мы раскрываем книгу сказок и читаем: «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Что же такое сказка? И зачем она нужна?

Мы уже говорили о фольклоре и помним, что фольклор – это устное народное творчество.

Сказка – один из жанров фольклора. Это произведение, в котором есть волшебство.

В сказках интересно и увлекательно рассказывается о необыкновенных событиях. Герои сказок могут то, чего не могут ни люди, ни животные в реальной жизни.

Сказки не только развлекают – они ещё и учат. В сказках добрый, заботливый, щедрый герой получает награду, а злой, завистливый, жадный и вредный обычно наказан.

Сюжеты многих сказок схожи.

Трудолюбивая и добрая падчерица есть в русских, английских, турецких сказках. Жадный хитрый богач теряет своё имущество, если обижает честного работника, в сказках шведских, греческих, афганских.

Японские, ненецкие, индийские сказки учат трудолюбию, уважению к старшим, заботе о слабых и беспомощных.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич Пушкин. В сказках действительно есть «урок»: как поступить, какой выбор сделать, сторону какого героя принять?

Сказки народов мира похожи не только по сюжетам, но и по построению. Сказки состоят из трёх частей.

вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть картинку вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Картинка про вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка

Какие сказки вы любите больше? Кому-то нравятся сказки о животных. Кому-то – о принцах и принцессах. А кому-то – о находчивых крестьянах, которые ловко обводят помещиков вокруг пальца!

Сказки так разнообразны, правда?

Именно поэтому все сказки условно делят на три группы: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки.

В бытовых сказках говорится о простых людях – крестьянах, ремесленниках, солдатах и так далее. Обычно это весёлые и даже озорные сказки. Они высмеивают плохое в человеке: жадность, грубость, зависть, злобу, мстительность. А смелостью, добротой, находчивостью, бескорыстием восхищаются.

Сказки о животных тоже чаще всего весёлые. Действуют в них звери и птицы, но ведут они себя так же, как и люди. Смешные или же опасные ситуации, в которые животные попадают, бывают вызваны их отрицательными чертами характера: излишним самомнением, трусостью, глупостью, жадностью.

Волшебные сказки – самые необычные. В них есть необыкновенные приключения, волшебство; трудности, которые герой должен преодолеть; волшебные предметы, дающие власть и богатство; невиданные существа…

Русские народные сказки в этом смысле ничем не отличаются от сказок народов мира. Есть в них и условленный зачин, и обычная концовка; и деление на виды тоже есть.

Но есть и своеобразие: определённые обращения и описания предметов. «Красно солнышко», «добрый молодец», «путь-дороженька», «родимый батюшка», «трава шелковая».

Особенно это заметно в волшебных сказках. Вот одной из таких увлекательных, интересных сказок и является русская народная сказка «Царевна-лягушка». Её очень любили и рассказывали по всей Руси, иногда немного меняя сюжет. Существует более 20 вариантов этой сказки! Известные художники не только делали иллюстрации к сказке, но даже писали картины.

Почему же мы говорим, что «Царевна-лягушка» − волшебная сказка? Потому что в ней есть превращения, волшебные предметы, волшебство, добрые и злые существа, говорящие звери. Герою предстоит пройти немалые испытания, пока он добьётся своей цели.

Давайте поподробнее посмотрим сначала на героев этой сказки.

Главный герой – Иван-царевич, царский сын.

вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть картинку вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Картинка про вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка

В сказках главным героем часто становится самый младший из сыновей. Иван-царевич – герой, конечно, положительный.

Иван-царевич – послушный сын: он женится на той, кого выбрал по воле отца. Он не отвечает на насмешки братьев. И ни разу ни в чём не упрекает свою неказистую супругу. В нём привлекает и его упорство, доброта по отношению к животным во время путешествия, и желание во что бы то ни стало вернуть жену.

Василиса Премудрая – тоже героиня многих русских сказок.

вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Смотреть картинку вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Картинка про вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка. Фото вспомни сказку царевна лягушка что такое сказка

Она мудра, добра и готова во всём помочь Ивану. Кроме того, она ещё и волшебница: может соткать за одну ночь ковёр или выпечь ковригу хлеба небывалой красоты.

Иван-царевич и Василиса Премудрая заключают в себе лучшие черты русского народа. Они добры, приветливы со всеми, всё умеют, не боятся трудностей, верны своей любви.

Положительным героям в сказках противопоставляются отрицательные герои. Кажется, что здесь это – Кощей Бессмертный и Баба Яга… но давайте сначала поговорим о братьях Ивана. Ведь очень часто в сказках отрицательными персонажами являются – братья и сёстры.

Братья Ивана-царевича насмехаются над младшим братом, хотя им самим гордиться нечем: их жёны ничего не умеют. Но именно от зависти братья и высмеивают Ивана.

Да и жёны братьев под стать своим мужьям. Они глупы и завистливы. Сами ничего не умеют. Могут только подражать, не задумываясь о том, для чего что делается. Поэтому царь и прогоняет их с глаз долой.

Кроме обычных людей, в любой волшебной обязательно есть волшебные герои. Они могут быть добрыми или злыми, помогать главному герою или вредить ему. В сказке «Царевна-лягушка» это старичок, баба-яга и Кощей Бессмертный.

При этом Кощей Бессмертный всегда герой отрицательный: он злой, беспощадный, его не могут тронуть ни просьбы, ни слёзы.

В сказке «Царевна-лягушка» сам Кощей не появляется – о нём узнаём из рассказа старичка и бабы-яги. Но от этого характер Кощея не меняется: даже родной дочери он не может простить того, что она оказалась умнее и талантливее его, и превращает её в лягушку.

Баба-яга тоже обычно персонаж совсем не добрый. Но иногда она помогает главному герою. Помогает она и Ивану-царевичу.

Старичок на первый взгляд кажется обычным. Но при этом он знает много больше того, что известно простому человеку. И даже даёт Ивану-царевичу волшебный клубок.

В сказках очень распространены моменты, когда герой встречает как будто обычного путника, или старичка, или даже нищего, а тот открывает ему будущее или помогает. Эти мотивы пришли в сказки из мифов, где под видом путников или нищих простым смертным встречались ангелы, волшебники и даже боги.

А как же волшебные предметы? Клубок не единственный волшебный предмет в сказке. Лягушечья кожа, избушка на курьих ножках, волшебная игла в волшебном яйце, волшебный дуб – это обычные атрибуты волшебной сказки. Даже кости лебедя, съеденного на пиру, и остатки недопитого вина при волшебстве Василисы Премудрой становятся озером и живыми лебедями.

Эти лебеди появляются волшебством и исчезают после танца Василисы. А вот медведь, заяц, селезень и щука вполне реальны. Волшебное в них то, что они понимают человеческую речь и сами говорят. Они помогают Ивану-царевичу в благодарность за его доброту. Есть в сказке и двое по-настоящему волшебных животных: заяц и утка из ларца.

Итак, в сказке есть и волшебные предметы, и волшебные помощники главного героя. И, конечно, волшебная сказка не может обойтись без волшебства и чудес. Лягушка превращается в девушку, кости и вино превращаются в озеро с лебедями, клубочек не просто разматывается, а ведёт в определённом направлении. Избушка может менять своё положение, железные хлебы оказываются съедобными, сломанная игла убивает злодея.

Сказка «Царевна-лягушка» во многом схожа с другими волшебными сказками. Например, в ней повторяется число три, которое считалось священным.

В этой сказке у царя три сына, на третий день нашёл Иван-царевич свою стрелу, три задания даёт сыновьям отец, три железных хлеба съесть и три пары железных сапог износить должен Иван-царевич, три года обречена быть лягушкой Василиса Премудрая, три дня оставалось до снятия заклятья.

Почти во всех волшебных сказках главный герой отправляется искать свою похищенную любимую. Иван-царевич тоже отправляется в дальний путь на поиски Василисы. Путь главному герою указывает обычно кто-то старый – старичок или старушка, чаще всего за его доброту и помощь.

Как видим, в сказке «Царевна-лягушка» много общего с другими волшебными сказками. Она и построена по всем правилам:

Зачин«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».

Основное действие – все приключения Ивана-царевича.

Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Но есть в этой сказке то, что отличает её от других волшебных сказок.

Василиса похищена не потому, что просто понравилась Кощею, а потому, что Иван сжёг лягушечью кожу. В этом его упрекает сама Василиса и старичок в лесу. Именно из-за этого необдуманного поступка он и должен отправляться в долгий тяжёлый путь.

Какие же «уроки» даёт нам сказка «Царевна-лягушка»?

Будь добрым с другими – и с тобой будут добры.

Перед тем, как что-то сделать, подумай: а стоит ли это делать.

Никогда не суди по внешнему виду. Ведь болотная лягушка оказалась царевной – красивой, умной, умелой.

А теперь давайте вспомним, что же мы узнали нового сегодня:

· Сказка – один из жанров фольклора, в ней есть волшебство.

· Сказки имеют общую структуру: зачин, развитие сюжета, концовку.

· Все сказки условно делятся на три группы: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.

· Сказка «Царевна-лягушка» волшебная сказка, так как в ней есть все атрибуты волшебных сказок: волшебство, превращения, волшебные существа, говорящие животные, волшебные предметы.

· Сказка «Царевна-лягушка» учит доброте, хорошему отношению к любому существу, скромности.

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

• сказка как вид народной прозы;

• виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных;

• сказочные формулы и приёмы сказочного повествования.

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием; иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные эпитеты – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно поэтическое выражение.

Сказочные формулы – устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.

Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254

2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В.,Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)

2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)

3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (16.06.2019)

4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)

6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)

7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)

8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что собой представляет сказка как жанр? Каковы основные признаки волшебных историй, которые исследователи относят к сказкам? Прежде всего, это один из древнейших фольклорных жанров, известных нам. Многие годы они передавались из уст в уста на деревенских посиделках, от бабушек внукам, от нянь ребятишкам. А появились они, наверное, тогда, когда древние люди после долгого дня сели у костра, и один их них рассказал не о том, как прошёл его реальный день, а удивительную историю.

Чем она была так удивительна? Может быть тем, что в ней были необычные герои, предметы стали волшебными, звери говорящими? А может быть, это была история про неведомых зверей и птиц…

С тех самых пор самым дорогим и желанным гостем на долгих зимних посиделках стали люди, обладающие очень хорошей памятью или фантазией, чтобы рассказать услышанную от кого-то историю, либо придумать свою. Таких людей называли сказителями или сказочниками.

Сказитель – рассказчик народных сказок, легенд и былин, часто под аккомпанемент гуслей. Имел исключительный статус повествователя: когда он говорил – все слушали.

Раньше, чтобы было не скучно работать и не жечь лишние лучины, ведь электричества не было, деревенские девушки, женщины собирались в одном доме и либо пряли на прялках, либо вышивали, шили одежду – занимались рукоделием. И сказительница с ними тоже занималась чем-то, так что привлечь внимание гуслями у неё не было возможности, тогда за общей беседой она начинала рассказ с присказки.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанное с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки. Например:

На колу – мочало. Не начать ли сказку сначала?

У многих сказочников были излюбленные сюжеты – у кого-то волшебные, у кого-то бытовые, кто-то предпочитал рассказывать о животных.

В фольклоре выделяют 3 типа сказок:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

Самую большую группу составляют волшебные сказки, где развитию замысловатого сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа. В волшебных сказках действуют герои тёмного мира, к которым традиционно относят Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабу Ягу и Соловья-разбойника.

Светлый мир представлен Иваном Царевичем, Василисой Премудрой и героями, не имеющими благородного происхождения – например, Емеля или Крошечка-Хаврошечка.

Рассмотрим сказку «Царевна-лягушка».

Начинается сказка со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич». Это традиционное сказочное начало. Такая устойчивая формула, переходящая из сказки в сказку, называется зачином.

Зачин – это начало сказочного повествования. Он служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события (В некотором царстве, в некотором государстве…), а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета (царь и три сына).

Три – магическое число для этой сказки: три сына у Царя-батюшки, три задания от него получают невестки, три пары железных сапог износить Ивану Царевичу и так далее. Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях, и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Кульминацией, моментом наивысшего напряжения сюжетного действия, в волшебной сказке является битва тёмных и светлых сил. Обрадовался Царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И как только отломил – умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

После окончания приключений героев ждет возвращение домой, пир или свадьба.

Сказочник заканчивал рассказ традиционно. Например: «И я там был, мёд-пиво пил – по усам текло, да в рот не попало. ».

Такие выражения, переходящие из одного сюжета в другой, называются концовкой.

Концовка – завершающие фразы сказки. Они возвращают слушателя в реальный мир или содержат поучение: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Мы уже обратили внимание, что язык сказки наполнен выражениями, знакомыми нам по другим сказкам. Такие выражения называются сказочными формулами. Они встречаются не только в зачине и концовке, но и соединяют некоторые детали сюжета: «Долго ли коротко ли». Или присутствуют в речи: «Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!».

Повторяются и характеристики многих герои и предметов (красна девица, добрый молодец, золотое веретено).

Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение (синее море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста).

Теоретический материал для углубленного изучения

Эта сказка записана собирателем сказок А. Н. Афанасьевым под номером 104. Это одна из самых известных сказок в русском фольклоре. Исследователи считают, что её корни находятся в языческих верованиях, когда для удачной охоты мужчине надо было совершить обряд женитьбы на тотемном животном, в данном случае – лягушке. В славянской мифологии это животное обладало магией плодородия, повелевало дождями. Кроме того, в сказке есть отзвуки и матриархата. Надо сказать, что сюжет, когда невеста превосходит жениха умом и богатством – не редкость для русских сказок.

Доктор филологических наук Е. М. Мелетинский в своей книге «Герой волшебной сказки» писал: «Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Из предложенных словосочетаний выберите то, где есть постоянный эпитет:

2) Долго ли, коротко ли…

Вспоминаем пройденный материал и делаем вывод, что постоянный эпитет – это «красна девица».

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из списка ниже:

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще ______ подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в _______ царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как ______ железных сапог износишь, как _________ железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

Слова: три дня, тридесятое, три пары, три.

Это задание на знание текста сказки, на закрепление пройденного материала – троичность в сказке. Нужно вспомнить, что такое троичность и заполнить пропуски.

Три дня, тридесятое, три пары, три

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Царевна-лягушка (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 25-26)

Волшебная сказка и её герои.

1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она от­носится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказ­ка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведи­те примеры из текста.

Сказка «Царевна-лягушка» очень интересная. В ней много превращений и чудес, поэтому она относится к жанру волшебной сказки. В этой сказке мы видим признаки народной сказки, такие как:

Присказка – утро вечера мудренее, ни в сказке сказать, ни пером описать, долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело дела­ется.

Зачин – «В некотором царстве, в некотором государстве»

Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, костями-огрызками, шел-шел, избушка-избушка.

Постоянные эпитеты – тугие луки, широкий двор, красное крыльцо, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, высокие горы, темные леса, синее море, добрый молодец.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-ля­гушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая. Главное волшебство сказки – превращение лягушки в Василису Премудрую, именно поэтому, я думаю, сказка так и называется «Царевна-лягушка».

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оцени­вает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Царь дает женам сыновей три задания: испечь хлеб, соткать ковер и показать себя в танце. Жены старшего и среднего сыновей каждый раз звали на помощь мамушек и нянюшек – видимо, сами ничего не умели делать, оттого и не понравились царю их хлеба и ковры, может, это все было и неплохо сделано, но не было главного – души. А Василиса Премудрая все задания выполняла сама и от всего сердца, поэтому царь и оценил ее хлеб и ковер самой высокой похвалой. А танец Царевны-лягушки на пиру заворожил всех гостей, может, и не было ни озера, ни лебедей, но все гости видели это, потому что Василиса Премудрая и в движения вкладывала свою любовь.

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших на­родных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягуш­ки – ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят.

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Один из вариантов сказки о Царевне-лягушке называется «Сказка о лягушке и богатыре». В ней главные герои – Иван-богатырь и Василиса Премудрая. Отличий по сюжету много: это и король вместо царя, жены сыновей рубашки шьют вместо ковров, три Бабы Яги вместо Кощея, Иван-богатырь сразу знал, что его жена не лягушка и т.д. Но главная суть сказки осталась неизменна: превращение лягушки в Василису Премудрую и все, что делает Василиса, получается у нее лучше других.

Особенность этой сказки в том, что Василиса, выполняя задания короля, обращается к ветрам: «Буйные ветры! Разнесите лоскуточки и сшейте свекору рубашку». Отличаются зачин и концовка: «В некотором царстве, в некотором было государстве жил король», «Иван-богатырь остался с своею супругою и правил королевством после отца своего благополучно». К особому складу относится одинаковый разговор Ивана-богатыря и каждой Бабы Яги: «Доселева русского духу слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынче русский дух в очах проявляется». Потом спрашивала его: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал: «Сколько волею, а вдвое неволею».

5. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных со­бытиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Ко­щей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Необыкновенные события в сказке «Царевна-лягушка» – это волшебство. Василиса Премудрая была превращена отцом в лягушку, но и сама умеет превращаться, например, от Ивана-царевича она улетела белой лебедью. Звери умеют разговаривать.

Приключения ждали Ивана-царевича, когда он пошел на поиски жены. Герой встречает на своем долгом пути старичка и получает от него волшебный путеводный клубок. Далее –медведя, селезня, зайца и щуку, которые за то, что Иван-царевич пожалел их, помогают ему, и Баба Яга в этой сказке в благодарность за доброе слово царевича тоже оказывается союзницей человека.

Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку на три года, потому что она оказалась умнее и хитрее своего отца.

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощ­никах.

Иван-царевич сжег кожу лягушки, не думая о последствиях, он хотел, чтобы Василиса Премудрая всегда была женщиной и над ним больше никто не смеялся, что женат на лягушке. Сказитель-автор говорит нам, что сделать ошибку можно быстро, а вот на исправление может понадобиться много времени.

Иван-царевич со смирением принял долгий путь и больше не совершал поспешных поступков, он научился думать о других, поэтому на просьбы медведя, селезня, зайца и щуки о пощаде, он выбрал их жизнь, а не свой голод. За доброе отношение получил Иван-царевич помощь от животных: медведь дуб выворотил, заяц зайца догнал, селезень утку поймал, а щука со дна моря яйцо достала.

Литература и изобразительное искусство

Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Ца­ревна-лягушка», например, иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главно­го героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).

Подготовьте сказывание сказки с использованием зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов.

Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова, на которых изображен момент танца Василисы Премудрой, близки сюжету сказки, но художники по-разному расставили акценты. У Билибина на переднем плане мы видим зрителей, их удивление и восхищение от танца, а у Васнецова в центре картины – танцующая Василиса и музыканты, здесь мы видим динамику танца и настроение людей.

Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)

Сказка «Царевна-лягушка»

1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

Сказка относится к волшебным, потому что в ней много волшебства и превращений, а также есть сказочные герои такие, как Баба Яга и Кощей Бессмертный, и волшебный клубок, который указывал путь Ивану-царевичу.

Выполняя задания царя, квакушка сбрасывала с себя лягушачью кожу и превращалась в Василису Премудрую. Например, ковер она ткала так: где кольнет иглой раз, там цветок распускается, кольнет два – хитрые узоры идут, третий раз кольнет – птицы летят.

2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера пе­редаёт она в чтении?

Василиса названа Премудрой (очень мудрой), потому что она очень умная, умнее и хитрее своего отца Кощея Бессмертного, за что он ее и превратил в лягушку на три года. Актриса при чтении слов Василисы понижает голос, интонации становятся уверенными, темп неторопливым и в голосе звучит нежность и смирение. Видимо, не из злости, а для науки превратил ее отец в лягушку, чтобы спокойнее стала, глупостей не делала и ценила человеческий облик. И Василиса Премудрая в сказке предстает рассудительной, спокойной, рукодельницей, умеет все делать лучше других, но не хвастается этим.

3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попро­буйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве жил царь, было у него три сына, младшим из которых был я, Иван-царевич. Захотел батюшка, чтобы мы невест себе нашли, велел натянуть тугие луки и пустить стрелы в разные стороны.

Стрела старшего брата угодила в боярский двор, среднего – в купеческий, а я три дня искал стрелу, нашел в болоте у лягушки. Она заговорила со мной, велела с сбой взять и жениться на ней и успокоила, что жалеть об этом я никогда не буду. Испугался я насмешек! Где тут не жалеть?! Но судьба распорядилась так, и я не стал перечить, понес лягушку к отцу, в надежде, что он рассудит, как делу быть.

А батюшка велел жениться на лягушке. Слово родительское для меня закон – женился. А на следующий день отец позвал к себе, смотрю, и братья мои тоже здесь. Дает царь задание, чтоб жены наши караваи испекли к завтрашнему дню. Пришел домой невеселый, а квакушка успокоила меня, велела спать ложиться, а на утро я своим глазам не поверил, никогда такого хлеба я не видывал. Батюшка очень доволен остался работой моей квакушки. Но тут же новое задание дал: соткать ковер.

Опять я домой печальный пришел. А на утро ждало меня очередное удивление. Царь обрадовался ковру моей квакушки, но следующим заданием опять вверг меня в уныние: как же я с лягушкой на пир приеду? Ведь на смех поднимут все, будут перешептываться да переглядываться.

Велела мне квакушка одному ехать. Уж столько раз удивляла меня она, но на этот раз радости моей не было предела, так как увидел я перед собой не лягушку, а красавицу Василису Премудрую. Влюбился в нее без памяти и поспешил домой, чтобы сжечь лягушачью кожу – не будет жена моя никогда больше квакушкой, а я – посмешищем.

Только поспешил я, и за спешность был наказан. Вернулась Василиса с пира, обернулась белой лебедью и улетела, сказав на прощание, что не так-то просто будет её отыскать.

Отправился я за любимой своей в долгий путь. Три пары железных сапог износил, три хлеба изгрыз, пока не встретил старичка, который рассказал мне, почему Василиса Премудрая лягушкой была и дал клубок волшебный, который должен был привести меня в Кощеево царство.

А дальше все как в сказке было: и дуб медведь выворотил, и заяц помог, и селезень пособил, и щука утешила. Разбил я то яйцо треклятое, сломал иглу и нашел свою Василисушку. Вернулись мы домой вместе и стали жить счастливо, а поступать по справедливости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *